Учебные материалы для студентов заочной формы обучения



Скачать 101,17 Kb.
Дата16.12.2017
Размер101,17 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Факультет экономики и управления

Кафедра государственного, муниципального управления и политики


УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для студентов заочной формы обучения
по дисциплине «Планирование и проектирование организаций»

наименование дисциплины (модуля)
для направления подготовки (специальности) 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

код и наименование направления подготовки (специальности)

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) заочное/ускоренное




Виды занятий

Распределение по семестрам

в часах


Всего часов

6

семестр


7

семестр


----

семестр


1

2

3

4

5

Общая трудоемкость

2

70

-

72

Аудиторные занятия, в т.ч.:

2

12

-

14

лекционные (ЛК)

2

6

-

8

практические (семинарские) (ПЗ, СЗ)

-

6

-

6

лабораторные (ЛР)

-

-

-

-

Самостоятельная работа студентов (СРС)

-

58

-

58

Форма промежуточного контроля в семестре*

-

зачет

-

-

Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП)

-

курсовая работа

-

-

Краткое содержание курса

Темы дисциплины:




  1. Организационное планирование как функция управления.

  2. Организационное проектирование: методологические подходы.

  3. Оценка эффективности организационных проектов

  4. Программно-целевой подход к управлению организационным развитием



Форма текущего контроля

Методические рекомендации по написанию курсовой работы

Цели и задачи курсовой работы


Курсовая работа является самостоятельной работой студента. Ее цель закрепить знания по курсу « Планирование и проектирование организаций», привить навыки решения ряда управленческих задач, в частности, по организационному планированию и проектированию структур управления. В процессе работы студент должен осмыслить проблемы устройства современных организаций, менеджмента, определить возможность использования передового зарубежного и российского опыта в области проектирования и планирования применительно к своей организации, проявить способность к системному анализу развития организации.

Выбор темы курсовой работы


Студент работает с материалами конкретной организации о которой у него имеется достаточная информация. Основное требование - возможность исследования организации как целостной системы.

На основе анализа информации об организации, студент выявляет проблемы и проектирует нормативную систему управления, обосновывает рекомендации по осуществлению организационных изменений, составляет план.



Название курсовой работы может быть следующее:

«Проект организационного развития на примере …(название организации)».

или «Планирование и проектирование адаптивной системы управления на примере …(название организации)».

Исходные данные для выполнения курсовой работы


Для выполнения курсовой работы необходимо собрать следующие исходные данные:

1. Общая характеристика предприятия: основное направление деятельности; характер деятельности (коммерческий, некоммерческий); форма собственности; основные виды выпускаемой продукции или оказываемых услуг; численность персонала.

2. Данные о внутренней среде организации: цели организации, задачи, которые решаются для их достижения; планы развития, основные технологии, используемые в организации; структура организации; качественно-количественный состав и структура персонала, проблемы организации.

3. Данные о внешней среде организации: основные потребители продукции или услуг; организации - конкуренты; основные поставщики (сырья, материалов, финансовых и трудовых ресурсов, информации и т.п.); партнеры, контролирующие организации и т.п.



Примерная структура курсовой работы


Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Объем работы 25-30 страниц, шрифт № 14, полуторный интервал, поля страницы по 2 см.

Структура работы может быть следующей:



Введение (обоснование выбранной темы, краткая характеристика целей, задач и структуры курсовой работы)

Глава 1. Анализ внутренней и внешней среды организации.

1.1. Общая характеристика организации (место нахождение, история развития организации, основное направление деятельности; характер деятельности; форма собственности; основные виды выпускаемой продукции или оказываемых услуг; численность персонала)

1.2. Внутренняя среда организации (анализ информации о целях деятельности организации, задачах, планах, основных технологиях, используемых в организации; нарисовать схему структуры организации и определить ее вид, выявить недостатки и преимущества; дать оценку персоналу, описать систему мотивации, организационную культуру, применяемые методы работы, выявить проблемы организации).

1.3. Внешняя среда организации (анализ и оценка информации о потребителях, конкурентах; поставщиках, партнерах, о влиянии экономики страны и региона на организацию, о значимости социально-культурных, географических, политических и других факторах, влияющих на развитие организации. Необходимо составить профиль среды организации).



Глава 2. Проект организационного развития

2.1. Характеристика основных целей и задач, которые должны быть решены при проектировании новой системы управления и стратегическом планировании.

2.2 Разработка обновленной организационной структуры предприятия (нарисовать и обосновать обновленную структуру управления, описать требования к составу и структуре персонала (в т.ч. к руководящим и новым работникам, если такие появятся в результате предложенных вами преобразований).

2.3. Определение основных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на вводимые преобразования (анализ внешней среды позволит контролировать влияние внешних по отношению к организации факторов и выявлять возможности угрозы для нее. Необходимо составить таблицу свот-анализа. Основное требование - учесть и проанализировать все факторы внутренней и внешней среды, которые могут помешать или содействовать разработке проектируемой системы управления).



2.4.План организационного развития (в этом параграфе необходимо составить организационный план по предлагаемым мероприятиям, спрогнозировать возможные трудности и дать рекомендации по преодолению сопротивления переменам).

Заключение (содержит основные положения и выводы курсовой работы)

Список используемой литературы заключает в себе необходимые источники теоретического плана, учебно-методические пособия, нормативные и отчетные документы организации, законы РФ, нормативные документы региональных и местных органов власти. Список литературы должен содержать не менее 10 источников.

Приложения (можно помещать большие таблицы, таблицу swot-анализа, план организации и др. документы).

Оформление письменной работы согласно методическим указаниям «Выполнение курсовых работ для бакалавров 38.03.04»/ сост. Т.Н.Гордеева, Н.В. Зимина, Т.И.Сапожникова; Чита, ЗабГУ,2015.- 206с


Форма промежуточного контроля

Вопросы к зачету


  1. Адаптация организационных структур к условиям рынка.

  2. Адаптивное управление: субъекты, объекты и технологии адаптивного управления

  3. Виды планирования.

  4. Виды прогнозирования.

  5. Группы показателей эффективности проектов: технико-организационные, экономические, социальные и др.

  6. Жизненный цикл организационного совершенствования.

  7. Классификации функций управления.

  8. Методы изучения и анализа организационного состояния.

  9. Методы прогнозирования: качественные, количественные, простые и сложные.

  10. Моделирование надежности организации производственной-экономической системы: количественный и графоаналитический подходы

  11. Организационные формы и структуры управления.

  12. План и планирование.

  13. Принципы организационного проектирования.

  14. Прогнозирование как инструмент стратегического планирования.

  15. Программно-целевой подход к управлению организационным развитием.

  16. Процессный, ситуационный и количественный подходы к управлению

  17. Системный подход к анализу и организационному проектированию.

  18. Социологическое и информационное обеспечение проектной деятельности

  19. Стратегическое планирование: сущность, содержание и значение.

  20. Этапы стратегического планирования.

  21. Сущность и критерии эффективности организационных изменений.

  22. Сущность и методика проведения SWOT- анализа.

  23. Методика составления профиля среды организации как метода анализа внешней среды организации.

  24. Сущность, содержание, этапы и принципы планирования.

  25. Требования и принципы целеполагания. Методы целеполагания.

  26. Управлением процессом организационного совершенствования по А.М. Смолкину.

  27. Условия применения и методы оптимизации и реорганизации структур управления.

  28. Характеристика системного подхода в управлении.

  29. Целевая комплексная программа (ЦКП) как инструмент системного анализа при планировании и проектировании организации.

  30. Целеполагание как начальный этап планирования.

  31. Что такое система, система управления, ее составляющие.

  32. Этапы и принципы прогнозирования.

  33. Этапы проектирования организационных структур по Б.З. Мильнеру.

  34. Методы и принципы проектирования по Б.З. Мильнеру.

  35. Сущность «эффективность организации», «эффективность системы управления», «эффективность организационной структуры».

  36. Критерии эффективности организационной структуры.

  37. Факторы, которые определяют выбор метода построения структуры организации.


Список основной литературы

  1. Акимова Т.А. Теория организации: учеб. пособие для вузов / Т.А.Акимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 367 с.

  2. Аистова М.Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления: Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразования/ М.Д. Аистова. - М.: Альпина Паблишер, 2002. - 278с.

  3. Иванова Т.Ю. Теория организации: учеб. пособие / Т.Ю. Иванова, Приходько. – Спб: Питер, 2006. – 269 с.

  4. Виханский О. С. Менеджмент: учебник. - М.: Гардарики, 2000. – 528 с.

  5. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Университетский учебник. - М.: ТНФРА-М, 2000. – 412с.

  6. Лавров А.Ю. Теория организации: учебное пособие / А.Ю. Лавров. – Чита: Поиск, 2002.- 232 с.

  7. Луков В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие / В.А. Луков. - 8-е изд. - М. : Флинта, 2009. - 240с.

  8. Мазур И.И. Реструктуризация предприятий и компаний: учеб.пособие / И.И. Мазур Иван Иванович, В.Д. Шапиро. - М.: Экономика, 2001. - 466с.

  9. Мескон М. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2003. – 800с.

  10. Мильнер Б. З. Теория организации : Учебник / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2008.

  11. Основы теории управления: учеб.пособие / Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И.Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 560с.

  12. Пригожин А.И. Методы развития организаций / А.И. Пригожин.- М.: МЦФЭР, 2003.

  13. Райченко А.В. Прикладная организация / А.В. Райченко.- СПб: Питер, 2003.

  14. Справочник экономиста-менеджера : В 2 ч. Ч.II / А. А. Рудычев [и др.] ; под ред. А.А. Рудычева, А.М. Адамчука. - 2-е изд., перераб. и доп. - Старый Оскол : ТНТ, 2009. - 516с.

  15. Рогожин С. В. Теория организации. учеб. пособие / С.В.Рогожин, Т.В. Рогожина. - М. Экзамен, 2005. – 320 с.

  16. Сапожникова Т.И. Теория организации: учеб. пособие. – Чита: ЧитГТУ, 2008.- 201 с

  17. Смирнов Э. А. Основы теории организации: Учеб. пособие для ВУЗов / Э.А. Смирнов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008. – 375 с.

  18. Соловьев В.С. Теория организации: учебно-методический комплекс / В.С. Соловьев. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 168 с.

  19. Тренев В.Н. Управление человеческими ресурсами при реализации проектов : Методика и опыт / В. Н. Тренев, М. И. Магура, С. В. Леонтьев. - М. : ПРИОР, 2002. - 112с.

  20. Третьякова Е.П. Теория организации: учеб.пособие / Е.П. Третьякова. – М.: КНОРУС, 2009. – 224 с.

  21. Тронин Ю.Н. Менеджмент и проектирование организаций / Ю.Н. Тронин, Ю.С. Масленченков. – М: Юнити-Дана, 2002.

  22. Теория организации. Антология. Сост. В.Л.Семикова. – М.: Проспект, 2005. – 960 с

  23. Теория организации: учебник / под ред. В.Г.Алиева. – М.: Экономика, 2005. – 431 с.

  24. Теория управления: учебник / под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 608с

  25. Фокина Т.П. Теория организации и организационное проектирование / Т.П. Фокина. – Саратов, 2004. – 326 с.

  26. Франчук В.И. Основы построения организационных систем. – М.: Экономика, 1991.

  27. Смолкин А. М. Менеджмент: основы организации: учебник / А.М. Смолкин. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 248 с.



Список дополнительной литературы


    1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации / Р.Акофф. – М.: Прогресс, 1985.

    2. Ансофф И. Стратегическое управлениие / И. Ансофф. – М.: Экономика, 1989.

    3. Управление – это наука и искусство (А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф.Тейлор, Г. Форд). – М.: Республика,1992.

    4. Проблемы теории и практики управления. Журнал.

    5. Справочник экономиста-менеджера : В 2 ч. Ч.II / А. А. Рудычев [и др.]; под ред. А.А. Рудычева, А.М. Адамчука. - 2-е изд., перераб. и доп. - Старый Оскол : ТНТ, 2009. - 516с.

    6. Соломатиной. – 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1999. – 669с.

    7. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Пер. с англ. – М.: Финансы и Стстистика, 1990.

Ведущий преподаватель:

Сапожникова Татьяна Ильинична, доцент кафедры ГМУ и политики, к.социол.н.

Заведующий кафедрой



Доктор политических наук, профессор Бейдина Т.Е

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница