Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» «Методика преподавания информатики в профильной школе»



Скачать 382,52 Kb.
Дата28.07.2017
Размер382,52 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Армавирская государственная педагогическая академия»

Кафедра информатики и информационных технологий обучения



Учебно-методический комплекс по дисциплине
«М2.ДВ1» «Методика преподавания информатики в профильной школе»

(шифр) (наименование дисциплины)

Направление подготовки 050100.68 «педагогическое образование»
Магистерская программа
«Математика и информационные технологии»

Составитель: Козырева Г.Ф.
Утверждено на заседании кафедры

информатики и информационных технологий обучения



Протокол №___от

Зав. кафедрой__________________Бельченко В.Е.

Армавир, 2012
Обоснование УМК

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика преподавания информатики в профильной школе» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (вариативный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 050100.62 «педагогическое образование»
Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры информатики и информационных технологий обучения от «_____» ___________ 20__ г., протокол № __.


Автор (составитель): доцент Козырева Г.Ф.
Рецензенты: ______________________________________
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден

на заседании Учебно-методической комиссии кафедры информатики и информационных технологий обучения

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____

Председатель УМК __________________/ _________________________

(подпись) Ф.И.О.

Учебно-методический комплекс дисциплины согласован с руководителем программы «Математика и информационные технологии»

«____»_________________ 20___ г.



Руководитель программы
_________________/ Манвелов С. Г./


(подпись) Ф.И.О.

Представление содержания УМКД

Пояснительная записка 4

Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины 6

Список рекомендуемой литературы (основной, дополнительной) 7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 9




Пояснительная записка


Краткая характеристика предмета изучения. На этапе информатизации общества информатика как учебный предмет обретает особую значимость, а методическая система обучения школьному курсу информатики и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) характеризуется динамизмом и вариативностью. Модернизация системы школьного образования предусматривает рас-

ширение возможностей выбора каждым старшеклассником индивидуальной образовательной программы и профилизацию старшей ступени общего образования.

Курс «Методика преподавания информатики в профильной школе» позволяет погрузить магистрантов в теорию и методику обучения информатике в профильной школе, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.

Цель дисциплины: формирование компетенции в области теории и методики обучения информатике в старшей средней (полной) школе как теоретической и практической готовности магистранта к преподаванию информатики в профильной школе на основе современных технологий обучения, способности к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

Задачи дисциплины:

- формирование умений определения эффективности технологий обучения и разработка адекватных методик преподавания информатики в профильной школе; адаптация общедидактических положений к обучению информатике в старшей средней (полной) школе; технологическая разработка информационных структур в виде монологического изложения и в задачном исполнении, составление и применение логико-структурных схем;

− формирование умений координирования содержания и способов контроля с изучением учащимися нового учебного материала; планирования учебного процесса; применения технологий обучения, воспитывающих понимание ценности образования, а также технологий, обеспечивающих интеграцию социальных и образовательных стратегий обучения информатике в профильной школе; составление новых учебных программ; осуществление преемственности в организации обучения.

В результате изучения дисциплины «Методика преподавания информатики в профильной школе» студент должен:

знать / понимать

  • вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса, которая выражается в проектировании индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

  • завершение  профильного  самоопределения старшеклассников и формирование  способностей  и  компетентностей, необходимых  для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

уметь

  • организовывать образовательный процесс путем введения интерактивных, деятельностных компонентов, что означает создание учебных ситуаций, которые приведут к освоению учащимися проектно - исследовательских и коммуникативных методов.


Содержание курса определено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 050100.62 «педагогическое образование», примерной основной образовательной программой, разработанной учебно-методическим объединением по образованию в области педагогики.

Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины


Таблица 1. Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины

Форма обучения

Семестр, курс изучения

Объем часов

Часы аудиторных занятий:

Часы самост. работы

Форма

текущего контроля

Формы

рубежного и промежу­точного контроля

Всего

В т.ч. в интерактивной форме

Из них:

лекций

Практич. занятий

Лабораторн занятий

Очная

6 курс,

1 семестр

108

16

16

4

12

-

56

экзамен

индивидуальное задание

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в результате освоения дисциплин обучающийся должен овладеть комплексом компетенций. Выполнение этого требования проверяется при аттестации образовательной программы, в том числе путём контроля остаточных знаний обучающихся.

Таблица 2. Распределение компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины

Коды компетенций

Название компетенции

Форма текущего контроля качества компетенции

ОК - Общекультурные компетенции профиля




ПК-1

способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;


индивидуальное задание

ПК-3

способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики;


индивидуальное задание

ПК-8

готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов;


индивидуальное задание

ПК-9

готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области;


индивидуальное задание

ПК-14

готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;


индивидуальное задание

ПК-17

способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения;


индивидуальное задание

ПК-20

готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач;


индивидуальное задание

Список рекомендуемой литературы (основной, дополнительной)


Основная литература

  1. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики –М.: Академия. 2001.

  2. Макарова Н.В. Программа по информатике: системно-информационная концепция – Спб., Питер, 2004

  3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе 8-11 кл.: методическое пособие – М.,: БИНОМ, 2008

  4. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ - М., Дрофа, 2004

Дополнительная литература

  1. Андреева Е.В. Комбинаторные задачи: материалы для подготовки школьников к олимпиадам по информатике - М., Чистые пруды, 2005

  2. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование»

  3. Семакин И.Г. Информационные модели и системы. Элективный курс: методическое пособие - М.,: БИНОМ, 2007

  4. Калинин И.А. Элективный курс «Основы информационной безопасности при работе в телекоммуникационных сетях» - М., Чистые пруды, 2007

Периодические издания

  1. Семакин И.Г. Значение проектной методики в достижении личностных и метапредметных результатов обучения информатике на профильном уровне// Информатика и образование – 2012, №5, с.3-41

  2. Семакин И.Г. Предметные результаты обучения информатике на профильном уровне в X- XI Кл // Информатика и образование – 2012, №1, с.19-32

  3. Титоров Д.Ю. Профильный курс информатики «Интернет-технологии» Информатика в школе – 2007, №7

  4. Чусавитина Г.Н. Элективный курс «Основы информационной безопасности» //Информатика и образование – 2007, №4

  5. Георгиева Р.И. Практикумы-проекты по информационным технологиям для профильных классов//Информатика и образование – 2007, №4

  6. Дергачева Л.М. ЕГЭ в задачах: решения и методические рекомендации по выполнению//Информатика в школе – 2010, №2

Интернет-ресурсы

  1. Калугина Т. Г. Актуальные проблемы профильного обучения и организации ЕГЭ в средней школе. http://www.urorao.ru

  2. Дильдин И.А. Преподавание информатики на профильном уровне: проблемы и перспективы http://rudocs.exdat.com/docs/index-145000.html?page=8

  3. Сетевой семинар «Преподавание профильного курса информатики» http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/pk.php

  4. Преподавание информатики и ИКТ в старшей школе на профильном уровне http://www.doshkolnik.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5503&hry=./52352/76603/80848/80857

  5. Н.Д.Угринович Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне http://inform.sch117nn.edusite.ru/DswMedia/progprofb.htm

  6. Элективные курсы http://informatiky.jimdo.com

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»

Кафедра информатики и информационных технологий обучения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


«М2.ДВ1» «Методика преподавания информатики в профильной школе»

Направление подготовки 050100.68 «педагогическое образование»
Магистерская программа
«Математика и информационные технологии»
Степень выпускника магистр

Форма обучения очная

Армавир – 2012 г.

Лист согласования
Составитель: Козырева Галина Федоровна,
кандидат педагогических наук, доцент

Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена



на заседании кафедры информатики и информационных технологий обучения

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____


Заведующий кафедрой __________________/ Бельченко В.Е./

Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена



на заседании Учебно-методической комиссии кафедры информатики и информационных технологий обучения

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____

Председатель УМК __________________/ ___________________________________

(подпись) Ф.И.О.


------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Рабочая программа дисциплины (модуля) согласована с руководителем магистерской программы по направлению 050100.62 «педагогическое образование», профиль «Математика и информационные технологии»

(наименование программы)

«____»_________________ 20___ г.

Руководитель программы

_________________/ Манвелов С. Г./

(подпись) Ф.И.О.
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Методика преподавания информатики в профильной школе» являются формирование компетенции в области теории и методики обучения информатике в старшей средней (полной) школе как теоретической и практической готовности магистранта к преподаванию информатики в профильной школе на основе современных технологий обучения, способности к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

.

2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы



Дисциплина «Методика преподавания информатики в профильной школе» относится к вариативной части общенаучного цикла.

Для освоения дисциплины студенты используют знания и умения, сформированные в ходе изучения курса «Теория и методика обучения информатике» на предыдущем уровне образования.

Освоение данной дисциплины является основой для последующей научно-исследовательской работы студента.

Таблица 1. Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины

Форма обучения

Семестр

Трудоемкость

Лекции, час

Практич., час

Лаб.раб., час

СРС, час

Форма аттестации

зач.ед.

час

очная

1

3

108

4



12

56

экзамен


Таблица 2. Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины

Дидактический минимум содержания дисциплины

Содержательно-логические связи

Коды учебных дисциплин, практик



Коды формируемых компетенций

на которые опирается содержание учебной дисциплины

для которой содержание учебной дисциплины выступает опорой

Вопросы общей методики обучения информатике и ИКТ в профильной школе.

М.2




ПК-1

Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на базовом уровне

М.2




ПК-1, ПК-3, ПК-14

Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на профильном

уровне среднего (полного) общего образования

М.2




ПК-1, ПК-3, ПК-9

Научно-методические основы элективного компонента обучения информатике

М.2




ПК-1, ПК-3, ПК-9, ПК-14



3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению 050100.62 «педагогическое образование»:

профессиональные компетенции (ПК):

ПК-1

способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;


ПК-3

способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики;


ПК-8

готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов;


ПК-9

готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области;


ПК-14

готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;


ПК-17

способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения;


ПК-20

готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать / понимать

  • вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса, которая выражается в проектировании индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

  • завершение  профильного  самоопределения старшеклассников и формирование  способностей  и  компетентностей, необходимых  для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

уметь

  • организовывать образовательный процесс путем введения интерактивных, деятельностных компонентов, что означает создание учебных ситуаций, которые приведут к освоению учащимися проектно - исследовательских и коммуникативных методов.

4. Структура и содержание дисциплины «Методика преподавания информатики в профильной школе»
Таблица 3. Содержание дисциплины

№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего контроля




Вопросы общей методики обучения информатике и ИКТ в профильной школе.

Концептуальные основы стандартизации профильного компонента обучения информатике и

информационным технологиям (ИТ).


Индивидуальное задание




Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на базовом уровне

среднего (полного) общего образования.

Методики освоения компьютерных технологий представления информации; изучение средств и

технологий создания и преобразования информационных объектов.


Индивидуальное задание




Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на профильном

уровне среднего (полного) общего образования

Методика обучения средствам ИКТ и их применению;изучение информационной деятельности человека.


Индивидуальное задание




Научно-методические основы элективного компонента обучения информатике

Основные функции элективных курсов, характеристика и классификации элективных кур-

сов информатики; общие требования к методическому обеспечению элективного курса.

Технология модульного обучения элективным курсам информатики.


Индивидуальное задание

Таблица 4. Тематический план по дисциплине



№ п/п

Раздел курса, темы занятий

Всего часов

Всего аудитор­ных часов

В т.ч. в интерактивной форме

Из них

СРС

Лекц.

Пр.



Вопросы общей методики обучения информатике и ИКТ в профильной школе.

11

3

3

1

2

8



Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на базовом уровне

среднего (полного) общего образования.

11

3

3

1

2

8



Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на профильном

уровне среднего (полного) общего образования

25

5

5

1

4

20



Научно методические основы элективного компонента обучения информатике

25

5

5

1

4

20

Итого:

108

16

16

4

12

56


5. Образовательные технологии

Темы, входящие в содержание курса, транслируются в форме лекций. Во время лекции укрупненные дидактические единицы передаются в экстраактивном информационном режиме для достижения глобальных целей воспитания и развития.

На практических занятиях каждый студент получает индивидуальное задание, направленное на формирование компетенций определенных данной рабочей программой. Во время выполнения заданий студент может консультироваться с преподавателем, определять наиболее эффективные методы решения поставленных задач. Если какая-то часть задания остается не выполненной, студент может продолжить её выполнение во время внеаудиторной самостоятельной работы.

6. Содержание форм, методов, средств организации образовательного процесса

6.1.Темы(содержание) лекционных занятий



Лекция 1. Вопросы общей методики обучения информатике и ИКТ в профильной школе. Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на базовом уровне

Ретроспективный анализ тенденций профилизации содержания обучения информатике в полной средней школе: формирование концепции содержания непрерывного курса информатики (начало 1990 г.), первые программы профильных курсов информатики, профильная дифференциация курсов информатики, учебные и методические пособия.

Концептуальные основы стандартизации профильного компонента обучения информатике и информационным технологиям (ИТ). Основные компетенции в области информатики и ИКТ. Личностный смысл и творческая составляющая содержания обучения информатике и ИКТ. Структура личностно-ориентированного содержания образования в области информатики и ИКТ.

Развитие представлений учащихся о понятии «информация» и информационных процессах; методические особенности изучения информационных моделей и систем. Игровые технологии в обучении информатике. Методики освоения компьютерных технологий представления информации; изучение средств и технологий создания и преобразования информационных объектов.
Лекция 2. Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на профильном уровне среднего (полного) общего образования. Научно методические основы элективного компонента обучения информатике

Развитие умений проектировать на основе информационного моделирования объектов и процессов, решать принципиально новые задачи, порожденные привнесенным информатикой информационным подходом к анализу окружающей действительности. Методика обучения средствам ИКТ и их применению;изучение информационной деятельности человека.

Основные функции элективных курсов, характеристика и классификации элективных курсов информатики; общие требования к методическому обеспечению элективного курса.

Технология модульного обучения элективным курсам информатики. Рефлексивное управление обучением на уроках. Модульное структурирование и организация учебных занятий в рамках учебных модулей элективного курса информатики.
6.2.Темы практических занятий.

Практическое занятие № 1. Ретроспективно-содержательный анализ программ профильных курсов информатики

Содержание занятия.

Выявление преемственных связей профильного обучения информатики в процессе реализации образовательных линий базового курса (19902003 гг.).

Проецированиефундаментальных основ науки информатики на содержание обучения информатике и ИКТ в профильной школе.
Практическое занятие № 2. Методические особенности изучения информационных моделей и систем.

Содержание занятия.

Игровые технологии в обучении информатике.

Разработка сценария и методики проведения деловой игры или лабораторной работы с элементами деловой игры.

Методика изучения средств и технологий создания и преобразования информационных объектов.

Подготовка мультимедийных презентаций для проведения различных типов учебных занятий.

Практическое занятие № 3. Методические особенности обучения средствами ИКТ и их применению

Содержание занятия.

Проектирование и разработка образовательного сайта на выбор: обучающий, исследовательский, проектный, информационный, справочный.
Практическое занятие № 4. Методика изучения информационной деятельности человека

Содержание занятия.

Создание методических разработок лекционных занятий:

проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-экспресс конференция, лекция-консультация, лекция с обратной связью.
Практическое занятие № 5, 6. Методика обучения элективным курсам информатики

Содержание занятия.

Выполнение комплексного учебно-методического проекта, включающего проектирование и разработку блочно-модульного содержания обучения элективному курсу информатики и ИКТ, создание учебных модулей; формирование «портфеля» учебных ситуаций на основе метода case-study: ситуация-проблема, ситуация-оценка, ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение.
6.3.Темы(содержание) самостоятельной работы студентов
На самостоятельную работу студентов в течение семестра отводится 56 часов.

Тема 1. Вопросы общей методики обучения информатике и ИКТ в профильной школе.(8 часов).
Тема 2. Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на базовом уровне среднего (полного) общего образования (8 часов).
Тема 3. Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на профильном уровне среднего (полного) общего образования (20 часов).
Тема 4. Научно методические основы элективного компонента обучения информатике (20 часов).

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:_____________________________________________

б) дополнительная литература: _______________________________________



в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: ______________________
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

_______________________________________________________________________

(Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины).

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница