Учебно-методический комплекс по дисциплине гендерные исследования в религиоведении для направления подготовки магистров 033300. 68 Религиоведение



Скачать 486,48 Kb.
страница1/2
Дата25.10.2016
Размер486,48 Kb.
  1   2
Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Кафедра религиоведения и теологии



Учебно-методический комплекс по дисциплине
ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕЛИГИОВЕДЕНИИ

для направления подготовки магистров 033300.68 Религиоведение

Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры РиТ от «27» мая 2011 г.

Барнаул

СОДЕРЖАНИЕ


Методические рекомендации к курсу

Критерии оценки

Содержание учебной дисциплины

Методические рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий

Методические указания по подготовки к семинарским занятиям

Планы семинарских занятий

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Примерный список вопросов к зачету

Рабочая программа дисциплины

Методические рекомендации к курсу

Курс «Гендерные исследования в религиоведении» рассчитан на 72 ч (2 зач.ед.), включая лекции (8 ч), семинарские и практические занятия (20 ч), СРС (44 ч).



Цель учебной дисциплины: сформировать общее представление о гендерных исследованиях в религиоведении.

Задачи:

1. Рассмотреть актуальность гендерной проблематики в современных философии, исторической науке, политологии и др.

2. Продемонстрировать разнообразие женских образов в религиях (мифология, культ).

3. Выявить и произвести сравнение роли женщины в религиях на основании вероучительных произведений, искусства, мифологии.

4. Рассмотреть мужские исследования и их влияние на формирование методологии гендерных исследований

5. Проанализировать гендерные исследования как специфическую социологическую теорию, раскрыть особенности её методологии и методов применительно к анализу религии.

6. Дать гендерную интерпретацию религиозным феноменам.

В итоге освоения курса студент должен знать:

- общие понятия, термины, категории, социальные и теоретические предпосылки формирования гендерных исследований

- теоретические предпосылки классического феминизма

- отличия между понятиями «пол» и «гендер»

- названия, разделы вероучительных текстов, повествующих о религиозно-правовом положении, статусе мужчин и женщин в мировых, этнических и национальных религиях, новых религиозных движениях

- положение и статус женщин и мужчин в церковной иерархии христианства

- методы гендерных исследований (гендерный анализ, соцопрос), определять границы и возможности их применения в соответствующих исследованиях.



Уметь:

- производить гендерный анализ вероучительных текстов и религиозного искусства

- вычленять гендерный аспект святости

- производить анализ основных концепций гендерного изучения религий

- сравнивать специфику женских и мужских образов в вероучительных источниках (Библия, Коран, восточные религии и т.д.)

- сопоставлять функции женщин и мужчин в исламской общине

- оценивать положение мужчин и женщин в конфессиях и религиях современности с помощью гендерных методов (гендерный анализ, соцопрос)

- вырабатывать методику исследований в соответствие с задачами и целями гендерного исследования



Владеть:

- методами гендерной интерпретации вероучительных источников

- методами гендерного исследования религиозного искусства в христианстве, буддизме, национальных конфессиях

- способностью выделять, сравнивать и анализировать методологические предпосылки либерального, радикального, постмодернистского феминизма

- производить сравнение аскетических практик и роль в них мужчин и женщин (женское и мужское монашество) в различных религиях и движениях

- навыками анализа богословских трудов при изучении гендерных отношений,

сравнивать их со священными текстами

- выделять и сопоставлять женские и мужские функции в нетрадиционных культах современности.



Критерии оценки знаний студентов в процессе освоения учебной дисциплины «Гендерные исследования в религиоведении» являются:

- знание учебного материала в соответствии с учебной программой дисциплины (степень освоения учебной литературы по теме); способность дать оценку существующим точкам зрения по различным проблемам гендерных исследований; владение понятийным аппаратом гендерологии;

- доказательность и убедительность выступлений на семинарских занятиях,  умение выделять главные аспекты проблемы, способность отстаивать свою позицию опираясь на знание теоретического и практического материала;

- наличие конспекта лекций и его активное использование во время самостоятельной работы;

- знание и владение материалом рекомендованной литературы по учебному курсу.

Основанием для получения отличной оценки являются проявленные глубокие знания о предмете при ответе на поставленный вопрос, последовательное изложение материала  с использованием лекционного материала, учебной и научно-исследовательской литературы, ответы на все дополнительные вопросы.


Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Теоретические основания гендерных исследований

Актуальность гендерной проблематики в современных социо-гуманитарных исследованиях

Тема 1. Теоретические основания гендерных исследований

Актуальность гендерной проблематики в современных социо-гуманитарных исследованиях.

«Кризис маскулинности» в современном обществе (производственная деятельность, гендерные отношения власти, брачно-семейные отношения, социализация и др.). Формирование гендерных исследований как научного направления в конце 1980-х гг. Женские исследования как академическая дисциплина. Анализ феминистского движения и исследований в русле феминизма. Теоретические предпосылки классического феминизма.

Понятия, термины, категории гендерологии. Специфика терминов «пол», «гендер», феминизм», «женские исследования», «маскулинность» и «феминность» и др. Гендерные стереотипы, роли, поведение, статус.
Раздел 2. Методология и методы гендерных исследований

Тема 2. Методология и методы гендерных исследований

Междисциплинарный характер гендерных исследований. Гендерный анализ, соцопрос. Методологический плюрализм женских исследований. Методология либерального феминизма: «Добавить женщину». Методология радикального феминизма: «Женское как специфическое». Методология постмодернистского феминизма: «Женщина как социокультурный и исторический феномен». Достижения женских исследований и их влияние на трансформацию проблемного поля науки. Мужские исследования и их влияние на формирование методологии гендерных исследований.


Раздел 3. Общая характеристика гендерных исследований религий и религиозных феноменов

Тема 3. Общая характеристика гендерных исследований религий и религиозных феноменов

Феминистская теология и гендерная критика религий. Задачи и цели феминистской теологии. Проекты «феминистской религии». Влияние постструктурализма. «Экофеминизм». Направления гендерных исследований религии. Этапы становления.

Российские исследования гендерных стереотипов в религиях.
Раздел 4. Гендерные стереотипы в религиях древности

Тема 4. Гендерные стереотипы в религиях древности

Женские божества в мифо-ритуальных комплексах. Образ Богини-матери. Богини войны.

Мыслители античного периода о разделении полов, андрогинности и т.д. (Платон, Аристотель и др.). Сравнительный анализ гендерных стереотипов в религиях Ближнего Востока (Месопотамия, Египет), Древней Греции, Рима. Статус и иерархия женских и мужских божеств. Роль женщин и мужчин в религиозных обрядах. Доминирование парных божеств в космогонических мифах Древнего Египта.
Раздел 5. Гендерная интерпретация христианского понимания разделения полов

Тема 5. Гендерная интерпретация христианского понимания разделения полов

Гендерная интерпретация религиозных вероучений. Гендерный анализ религиозных текстов. Женские и мужские образы Библии. Природа женщины в Библии.

Христианские богословы о разделении полов (Тертуллиан, Амвросий Медиоланский, Августин Блаженный). Девственность и целомудрие как идеалы раннего христианства.

Средневековые христинаские авторы о природе женского и мужского (Фома Аквинский).

Специфика восприятия мужчины и женщины в западно-христианской и восточно-христианской традициях. Определение места женщины в православии. Амбивалентная оценка женской природы в Новом Завете. Почитание Богородицы в католичестве.

Христианство о браке и семье. Отношение к телесности, сексуальности, деторождению. Православная система семейных ценностей и норм.

Гендерное изучение христианской святости. Мужское и женское монашество. Аскетические практики и роль них мужчин и женщин. Эволюция женского монашества в христианстве. Отличия раннехристианского женского монашества от мужского. Феномен женского мученичества в раннем христианстве.

Церковная иерархия в христианстве и место в ней женщин и мужчин. Ординация женщин в христианстве.


Раздел 6. Гендерное конструирование реальности в этнических и государственно-национальных религиях

Тема 6. Гендерное конструирование реальности в этнических и государственно-национальных религиях

Положение женщины и мужчины в иудаизме. Роль женщины в Ветхом Завете. Женские персонажи (Есфирь и Иудифь). Брачно-семейные отношения в библейском праве.

Значительное количество женских божеств в индуизме. Парные божества. Зависимость деструктивного или созидающего облика богини от её брачного статуса. Культ Лингама (андроцентристский культ). Гендерное истолкование обряда сати.
Раздел 7. Гендерная интерпретация буддистской традиции

Тема 7. Гендерная интерпретация буддистской традиции

Влияние буддизма на социализацию человека. Учение буддизма о различиях мужчин и женщин. Женщина как причина бесконечного перерождения. Предписания буддизма о правильном поведении мужчин и женщин.


Раздел 8. Гендерное конструирование в исламе

Тема 8. Гендерное конструирование в исламе

Ритуализации гендерных ролей в исламе. Женские и мужские образы Корана. Идеал верующей женщины. Роль женщин на первых этапах формирования ислама (Амина, Фатима и др.). Функции женщин и мужчин в исламской общине. Эмансипация женщин и трансформация их религиозных функций.

Отношение к монашеству и институту безбрачия в исламе.
Раздел 9. Эволюция гендерных стереотипов в традиционных и новых религиях

Тема 9. Эволюция гендерных стереотипов в традиционных и новых религиях

Женские и мужские роли в новых религиозных движениях (НРД). Трансформация статусов, их актуализация в деятельности НРД. Феномен женского священства в нетрадиционных религиях.



Методические рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.

В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.

1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.

Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.



2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.

3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление

Методика конспектирования учебного материала

Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.



Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

Методические указания по подготовки к семинарским занятиям

Практические занятия к курсу «Гендерные исследования в религиоведении» согласно учебному плану проводится в течение одного семестра и направлены на изучение гендерных ролей, статусов и стереотипов, сложившихся в различных религиозных системах на основании изучении канонических источников. Целью практических занятий является помощь студентам разобраться в направлениях и особенностях гендерных теорий, понять многообразие гендерных феноменов и явлений. Конечным итогом такой работы должно стать построение гендерного образа традиционных и новых религий.

Формы контроля, используемые на практических занятиях (доклад, индивидуальные домашние задания, реферат, устное выступление, коллоквиум), позволяют наладить обмен мнениями между студентами и преподавателем по актуальным проблемам гендерных исследований, помогают сформировать у студентов собственную точку зрения. Темы занятий отражают последовательность изучения курса в соответствии с программой.

Изучение тем практических занятий ориентирует студента на овладение знаниями, учениями и навыками по курсу.


Планы семинарских занятий

Тема 1: Гендерные характеристики религиозных систем древности

1. Сравнительный анализ религиозно-мифологических систем Ближнего Востока и Месопотамии (Древний Египет, Шумер, Вавилон, Ассирия и др.). Принципы гендерного конструирования пантеонов. Анализ антропоморфного облика божеств. Андрогинность. Храмы и жречество. Роль мужчин и женщин в обрядах и ритуалах.

2. Гендерные стереотипы в религии Древней Греции. Пантеон богов, культы, жречество. Общественно-религиозные празднества.

3. Гендерные стереотипы в религии Древнего Рима. Древнеримская религия и мифология. Жречество.



Литература:

Бадж Э. У. Египетская религия. Египетская магия. М.: Алетейа, 2000.

Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. СПб., 2000 / Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/korost/index.php)

Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996.

Рак И.В. Мифы древнего Египта. СПб., 1993.

Хук С. Г. Мифология Ближнего Востока. М., 2009.

Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. М., 1990 (Гл. IV).

Древние боги Египта // Режим доступа: http://ircns.ru/CIVIL/Egipt/bogi.html


Тема 2: Гендерные стереотипы в иудаизме

1. Источники для изучения гендерных ролей и статусов в иудаизме (Таннах, Талмуд). Общая характеристика.

2. Мицвот и общественные обязанности мужчин и женщин в иудаизме. Изучение Торы.

3. Ритуальные предписания к Шабату, Йом тов. Песах.

4. Семья и брак в иудаизме библейского и талмудического периодов: анализ источников и реальных исторических ситуаций. Брачно-семейное законодательство.

 Условия вступления в брак. Обязательства сторон.

 Запреты Исур йихуд.

 Левират и его отмена.

 Развод.

5. Общее и особенное в положении, правах и обязанностях еврейских мужчин и женщин в библейскую и талмудическую эпоху, на современном этапе.


Литература:

Ветхий завет // http://www.istok.ru/library/jewish-education/torah/tanach/

Религиозные традиции мира // Религиозные традиции мира. М., 1996. Гл. V (Религиозные традиции иудаизма) // Режим доступа http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/rel_trad/index.php

Так скажи дому Яакова // Режим доступа http://www.istok.ru/library/Jewish-family/jewish-woman/femininity/

Кащаева М.В. Законы и законничество у евреев (на примере брачно-семейного законодательства) // Религия в истории народов России и Центральной Азии. Барнаул, 2011.

Талмуд // Режим доступа: http://www.eleven.co.il/article/14021#12

Крывелев И.А. Библия. Историко-критический анализ. М., 1986

Беленький М. С. Что такое Талмуд? М., 1970.


Тема 3. Гендерные статусы в христианстве

1. Обсуждение вопроса о женском служении и монашестве в раннем христианстве.

2. Система православных семейных ценностей. Брак, развод.

3. Гендерные стереотипы в католичестве (предписания целибата). Второй Ватиканский собор и его значение.



Литература:

Третьяков А.В. Быть или не быть целибату в Католической церкви? / Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/399365.html

Католики хотят отменить целибат / Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/news/11216/

Папа Бенедикт XVI: Целибат имеет священную ценность / Режим доступа: http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/03/13/papa_benedikt_xvi_celibat_imeet_svyawennuyu_cennost/

Второй Ватиканский собор как модель модернистской революции в церкви / Режим доступа: http://www.ortdx.ru/dnjhjrdnfbrfy/

Тема 4: Гендерные статусы в исламе

1. Религиозные предписания Корана. Женские и мужские образы Корана.

2. Женщины в истории ислама. Роль женщин на первых этапах формирования ислама (Амина, Фатима и др.).

3. Исламское право. Семейные и супружеские обязательства. Женщина и мужчина в обществе; работа, профессия, политика и др.

5. Современные процессы в исламском обществе: трансформация гендерных стереотипов и ролей.

Литература:

Коран в переводе Э. Кулиева

Гендер и религия (см. новости и статьи) / Режим доступа: http://www.gender-az.org/index.shtml?id_main=32

Движение мусульманок за права женщин: век 20-й / Режим доступа: http://www.gender-az.org/index.shtml?id_main=43&id_sub=120

Фаизов С. Движение мусульманок России за права женщин в 1917 г.: страницы истории. Нижний Новгород, 2005 / Режим доступа: http://www.gender-az.org/index.shtml?id_main=43&id_sub=119

Права и статус мусульманки в российском обществе начала 21 в. (по материалам периодики и книжных изданий) / Режим доступа: http://www.gender-az.org/index.shtml?id_main=43&id_sub=121

Расулов Я. Женщина в истории человечества / Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/women_history.php

Насыров И. Любовь и секс в исламе / Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/Article/Nas_LSIsl.php

История государства и права зарубежных стран. Гл. 30. Исламское право / Режим доступа:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/istrp/30.php

Васильев Л.С. История религий Востока. Гл. 8–9 / Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Vasil1/index.php

Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Режим доступа:http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/Syk_Pravo/index.php

Праведная Марйам (Дева Мария) образ совершенной мусульманки / Режим доступа: http://www.harunyahya.ru/Books/muslimwoman01.php
Тема 5: Теория и методы гендерного исследования религий

1. Понятия, термины, категории гендерологии.

2. Методологический плюрализм женских исследований. Методология либерального феминизма

3. Методология радикального феминизма

4. Мужские исследования и их влияние на формирование методологии гендерных исследований.

Литература:

Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: учеб. пособие. М., 2008.

Бендас Т.В. Гендерная психология: учебн. Пособие. СПб., 2008.

Зуйкова Е.М. Феминология и гендерная политика: учебник. М., 2010.

Пол и гендер в науках о человеке и обществе / под ред. В. Успенской. Тверь, 2005.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В ходе самостоятельной работы студент должен освоить основную проблематику в области гендерных исследований в религиоведении, изучить исторические предпосылки сложившихся в отдельных религиозных традициях гендерных статусов и ролей, более глубоко рассмотреть новые религиозные течения, оценить трансформацию религиозных ролей в традиционных конфессиях, в том числе на примере религиозной обстановки в России и мире.

Самостоятельная работа студента в ходе освоения ученой дисциплины «Гендерные исследования в религиоведении» заключается в подготовке докладов, отдельных выступлений на семинарах, выступлений к коллоквиуму, разработке и представлении индивидуальных домашних заданий.

Методические указания к используемым формам контроля.

В процессе освоения дисциплины «Гендерные исследования в религиоведении» используются следующие формы контроля: доклад и выступление на семинаре, коллоквиум, индивидуальные домашние задания.



Методические рекомендации по выполнению рефератов и контрольных работ

Рефераты по дисциплине «Гендерные исследования в религиоведении» направлены на изложение основного содержания некоторых текстуальных материалов (книг, брошюр, статей, и др. - целиком или фрагментарно, поодиночке или в комплексе). Данная форма работы используется для того, чтобы представить обзор точек зрений по вопросу гендерных ролей и статусов в религиозных системах, сформировать у студентов целостный взгляд на различные проблемы современности.



Технические требования к оформлению реферата. Ориентировочный объем реферата должен составлять 15–18 страниц. Текст реферата выполняется посредством компьютера: 14 кеглем с полуторным интервалом. Титульный лист реферата включает в себя необходимую информацию об авторе в соответствие с установленными правилами для оформления курсовых/дипломных работ.

Состав текста реферата включает в себя четыре типа текста:



  1. изложение содержания изучаемого материала с высокой степенью общности ("с высоты птичьего полета"), синтезирующее отвечающее теме реферата содержание различных текстуальных источников согласно его общему пониманию автором реферата;

  2. пересказ, конспектирование (последовательное "сжатие") текста (части текста) некоторого источника;

3) цитирование (содержательное "фотографирование") относительно небольшого фрагмента текста какого-либо источника;

4) библиографирование (формальное описание, "фотографирование") используемых текстуальных источников.

После каждого из участков текста необходимо в скобках приводить библиографическую ссылку на пересказываемый источник. Ссылка на цитируемый источник должна приводиться также после каждой цитаты.

Коллоквиумы в процессе освоения содержания дисциплины «Гендерные исследования в религиоведении» направлены на выявление уровня теоретических знаний по предмету, а также на них предполагается обсуждение отдельных частей, разделов, тем учебного курса, не включенных в тематику практических занятий.

Методические рекомендации по написанию контрольной работы

Контрольная работа выполняется студентами на основе самостоятельного изучения рекомендованной литературы, с целью систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний, развития творческих способностей студентов, овладения навыками самостоятельной работы с научной, научно-методической литературой, формирования умений анализировать и отвечать на вопросы, поставленные темой работы, делать выводы на основе проведенного анализа. Работы приобщают также студентов к научно-исследовательской деятельности, играют важную роль в учебной подготовке.

Контрольные работы по дисциплине «Гендерные исследования в религиоведении» оцениваются по работам, выполненным в письменном виде на практических занятиях и преследуют цель обобщения и аккумуляции информации по отдельным разделам и изученным темам. На выполнение заданий дается 15 мин. В течение этого времени студент должен изложить основное содержание обозначенных тем, продемонстрировав при этом знание литературы и источников.

Методические указания к оформлению докладов.

Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения.



Методические указания к индивидуальным домашним заданиям. Указанная форма работы направлена на более глубокое знакомство с различными направлениями гендерных исследований. Студентам предлагаются актуальные темы. Учащийся осуществляет самостоятельный поиск литературы и источников и представляет информацию на практическом занятии в виде устного выступления (возможно использование презентации).

Оцениваются индивидуальные домашние задания по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения.


Задания для СРС.

1. Доклад на семинаре (оценивается по устному выступлению на семинаре)

- Актуальность гендерной проблематики в современных социогуманитарных исследованиях

- Проекты «феминистской религии»

- Брачно-семейные отношения в библейском праве

- Значительное количество женских божеств в индуизме

2. Коллоквиум (оценивается по устным выступлениям на семинаре)

- Методологический плюрализм женских исследований

- Методология либерального и радикального феминизма

- Мужские исследования и их влияние на формирование методологии гендерных исследований



3. Выступление на семинаре (оценивается по устному выступлению на семинаре)

- Женские божества в мифо-ритуальных системах

- Сравнительный анализ гендерных стереотипов в религиях Ближнего Востока (Месопотамия, Египет), Древней Греции, Рима

- Роль женщин и мужчин в религиозных обрядах

- Женщина как причина бесконечного перерождения

- Предписания буддизма о правильном поведении мужчин и женщин

- Женские и мужские роли в новых религиозных движениях (НРД)

4. Индивидуальные домашние задания (оцениваются по устному выступлению на семинаре)

- Женские и мужские образы Библии

- Природа женщины в Библии.

- Христианские богословы о различиях полов

- Специфика восприятия мужчины и женщины в западно-христианской и восточно-христианской традициях

- Место женщины в православии

- Амбивалентная оценка женской природы в Новом Завете

- Христианство о браке и семье

- Феномен женского монашества

- Ритуализации гендерных ролей в исламе

- Женские и мужские образы Корана.

- Функции женщин и мужчин в исламской общине


ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1. Актуальность гендерной проблематики в современных социогуманитарных исследованиях.

2. Формирование гендерных исследований как научного направления.

3. Становление отечественных гендерных исследований.

4. Понятие «гендер» и «пол».

5. Гендер и феминизм.

6. Феминность и маскулинность.

7. Гендерные стереотипы и гендерные роли.

8. Методология гендерных исследований.

9. Гендерные исследования религии: этапы становления и направления.

10. Тема пола в философской, общественно-полит мысли античности

11. Тема пола в философской, общественно-полит мысли средневековья.

12. Тема пола в философской, общественно-полит мысли Нового времени.

13. Сравнительный анализ религиозно-мифологических систем Ближнего Востока и Месопотамии.

14. Гендерные стереотипы в религии Древней Греции.

15. Гендерные стереотипы в религии Древнего Рима.

16. Источники для изучения гендерных ролей и статусов в иудаизме (Таннах, Талмуд). Общая характеристика.

17. Мицвот и общественные обязанности мужчин и женщин в иудаизме. Изучение Торы.

18. Семья и брак в иудаизме. Брачно-семейное законодательство.

19. Женское служение и монашество в раннем христианстве.

20. Система православных семейных ценностей. Брак, развод.

21. Гендерные стереотипы в католичестве (предписания целибата). Второй Ватиканский собор и его значение.

22. Христианское понимание неравенства полов (анализ источников). Женские и мужские образы Библии.

23. Гендерные статусы и роли в буддизме.

24. Гендерная природа индуизма.

25. Религиозные предписания Корана. Женские и мужские образы.

26. Женщины в истории ислама.

27. Исламское право. Семейные и супружеские обязательства. Женщина и мужчина в обществе; работа, профессия, политика и др.

28. Современные процессы в исламском обществе: трансформация гендерных стереотипов и ролей.

29. Мужчина и женщина в НРД. Общая характеристика.







МИНОБРНАУКИ РОССИИ







Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Алтайский государственный университет"

(ФГБОУ ВПО «АлтГУ»)







УТВЕРЖДАЮ




Декан

Притчина Е.В.

__________________________

__ __________ г.




Гендерные исследования в религиоведении

рабочая программа дисциплины (модуля)







Закреплена за кафедрой:




Кафедра религиоведения и теологии




Учебный план:

033300_68-10-12-2623.plm.xml
программа "История религии"
















Часов по ФГОС (из УП):

72




Часов по рабочему учебному плану:

72







Общая трудоемкость (в ЗЕТ):

2

Часов по рабочей программе:

72
















Часов на самостоятельную работу по РУП:

44 (61%)










Часов на самостоятельную работу по РПД:

44 (61%)



















Виды контроля
в семестрах
(на курсах)













Экзамены




Зачёты 1




Курсовые проекты




Курсовые работы

























Распределение часов дисциплины по семестрам

Вид занятий

семестров, число учебных недель в семестрах

1

20

2

16

3

18

4

0

Итого




УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД




Лекции

8

8



















8

8




Лабораторные


































Практические

20

20



















20

20




КСР


































Ауд. занятия

28

28



















28

28




Сам. работа

44

44



















44

44




Итого

72

72



















72

72






Программу составил(и):










к.и.н., преподаватель кафедры религиоведения и теологии Шелепова Елена Владимировна _________________




Рецензент (председатель методической комиссии факультета):




к.и.н., доцент кафедры политология Опекун Оксана Сергеевна _________________




Рабочая программа дисциплины




Гендерные исследования в религиоведении




разработана в соответствии с ФГОС:




ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 033300 РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")
Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2091




составлена на основании учебного плана:




программа "История религии"

утвержденного учёным советом вуза от 26.01.2011 протокол № 7.




Рабочая программа одобрена на заседании кафедры

Кафедра религиоведения и теологии




Протокол от __ __________ г. № __
Срок действия программы: 2011-2012 уч.г.
Зав. кафедрой д.и.н., профессор Дашковский Пётр Константинович
























Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году




Утверждаю: Декан




Притчина Е.В. __ __________ г.




Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в ______________ учебном году на заседании кафедры

Кафедра религиоведения и теологии







Протокол от __ __________ г. № __
Зав. кафедрой д.и.н., профессор Дашковский Пётр Константинович
















Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году




Утверждаю: Декан




Притчина Е.В. __ __________ г.




Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в ______________ учебном году на заседании кафедры

Кафедра религиоведения и теологии







Протокол от __ __________ г. № __
Зав. кафедрой д.и.н., профессор Дашковский Пётр Константинович
















Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году




Утверждаю: Декан




Притчина Е.В. __ __________ г.




Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в ____________ учебном году на заседании кафедры

Кафедра религиоведения и теологии







Протокол от __ __________ г. № __
Зав. кафедрой д.и.н., профессор Дашковский Пётр Константинович
















Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году




Утверждаю: Декан




Притчина Е.В. __ __________ г.




Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в ____________ учебном году на заседании кафедры

Кафедра религиоведения и теологии







Протокол от __ __________ г. № __
Зав. кафедрой д.и.н., профессор Дашковский Пётр Константинович


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница