Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Теоретические основы дошкольного образования» для студентов заочного отделения



Скачать 457,44 Kb.
страница1/3
Дата22.10.2016
Размер457,44 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
филиал государственного автономного образовательного учреждения

среднего профессионального образования Свердловской области

«Нижнетагильский государственный профессиональный колледж

имени Никиты Акинфиевича Демидова»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по учебной дисциплине «Теоретические основы дошкольного образования»

для студентов заочного отделения

специальность 44.01.02. «Дошкольное образование» (углубленная подготовка)

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Теоретические основы дошкольного образования составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «5» ноября 2009 г. № 530.

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее УД) входит в Профессиональный цикл ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины и является частью основной профессиональной образовательной программы филиала ГАОУ СПО СО «НТГПК им. Н.А. Демидова» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, разработанной в соответствии с рабочей программой и ФГОС СПО третьего поколения.

Учебно-методический комплекс по УД «Теоретические основы школьного образования» адресован студентам заочной формы обучения.

УМК дисциплины включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

Основные составляющие для УМК по УД представлены в содержании (таблица 1).

Таблица 1

СОДЕРЖАНИЕ




стр.
  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6
  1. условия реализации программы учебной дисциплины


10
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


12
  1. Методические указания по выполнению контрольной работы





14
  1. Контрольно-измерительные материалы и комплексные оценочные средства


19


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Область применения программы


Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: принадлежит к профессиональному циклу (раздел общепрофессиональные дисциплины).


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания дошкольников;

- анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

- находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

- ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования;

- особенности содержания и организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях;

- вариативные программы воспитания, обучения и развития детей;

- формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников, их педагогические возможности и условия применения;

- психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания дошкольников

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 48 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы при заочной форме обучения


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

144


Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

22


в том числе:



практические работы

12


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

96


Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»





Наименование разделов

и тем


Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Место и роль учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки специалистов дошкольного профиля к практической деятельности.

Задачи, содержание и структура учебной дисциплины, ее межпредметные связи с другими дисциплинами.



2

1,2

Раздел 1. Тенденции развития дошкольного образования




Тема 1.1.

Нормативные документы по содержанию и организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении



Содержание учебного материала

2

Законодательные и нормативно-правовые документы, внутренние локальные акты учреждений в соответствии с их видом и типом:

Конвенция о защите прав человека и основных свобод;

Конвенция о правах ребенка;

Конституция РФ;

Трудовой Кодекс РФ;

Закон РФ «Об образовании»;

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 03.07.1998 г.;

федеральные региональные программы образования;

типовые положения о ДОУ в соответствии с его видом.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;

региональные нормативно-правовые документы;

нормативно-правовые документы вышестоящих организаций;

локальные акты ДОУ (устав, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор, должностная инструкция).


1,2

Практические занятия:

Анализ документа – Закон об образовании



2




Тема 1.2.

Характеристика

системы

образования в РФ




Становление взглядов на общественное дошкольное воспитание. Взгляд педагогов прошлого и современности в развитие теории и практики дошкольного воспитания.

Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития; Федеральные государственные требования дошкольного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).

Современные технологии дошкольного образования, их характеристика

Программы дошкольного образования «От рождения до школы», «Радуга», «Детство», «Истоки», «Успех», их характеристика, анализ; парциальные программы, характеристика, анализ.



2

2,3

Практические занятия:

Анализ ФГОС дошкольного образования.

Анализ вариативных программ и технологий, составление опорной схемы по структуре вариативных программ.

Анализ опыта работы ДОУ по вариативным образовательным программам и технологиям (по материалам экскурсий, педагогической практики, видеофильмов, публикаций статей в научно-методических журналах).

Презентация парциальных (локальных) программ по выбору студентов.


6




Тема 1.3.

Использование зарубежного опыта дошкольного образования в работе воспитателя



Самостоятельная работа обучающихся:

Становление взглядов на общественное дошкольное воспитание. Актуальные проблемы современной зарубежной педагогики детства.

Организация Монтессори детских садов, Вольдорфских детских садов, японских детских садов

Сравнительный анализ дошкольного воспитания в разных странах

Составление аналитической таблицы «Вклад в развитие отечественного дошкольного образования».

Сообщение по теме «Вклад в развитие дошкольного образования за рубежом» (страна по выбору студента).

Составление аналитической таблицы на основе изучения статей журналов «Проблемы современного дошкольного образования»


34

Раздел 2. Педагогический процесс в дошкольном учреждении




Тема 2.1.

Организация

педагогического процесса в дошкольных учреждениях


Самостоятельная работа обучающихся:

Понятие «педагогический процесс»; этапы, структура, принципы построения педагогического процесса, условия организации; виды ДОУ; особенности содержания организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях разных видов.

Предметно-развивающая среда; компоненты развивающей среды; основные характеристики; принципы, алгоритм создания предметно - развивающей среды.


24




Практические занятия:

Анализ педагогического процесса в ДОУ

Анализ документа – концепция развития дошкольного образования РС (Я) на 2011-2016 г.г.


2

Тема 2.2.

Результаты процесса обучения детей дошкольного возраста в детском саду




Процесс обучения, учебная деятельность, формирование предпосылок учебной деятельности; принципы обучения, модели, типы обучения;

результаты процесса обучения в ДОУ; оценка результатов обучения

Методы обучения. Понятия «методы», «приемы» обучения. Классификация методов обучения, их характеристика. Специфика выбора методов и приемов обучения. Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и детей.

Современные технологии обучения.

Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения; основы развивающего обучения; дифференциация и индивидуализация обучения дошкольников. Организационные формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная, их характеристика


4

1,2

Практические занятия:

Решение педагогических ситуаций по определению выбора методов и приемов обучения

Анализ использования методов и приемов обучения в процессе НОД в группе ДОУ


2




Тема 2.3.

Теоретические основы воспитания



Самостоятельная работа обучающихся:

Воспитание как педагогический компонент социализации; компоненты процесса воспитания; закономерности, принципы воспитания, формы воспитания. Методы и средства воспитания, классификация. Выбор методов воспитания, педагогические возможности и условия применения

Особенности выбора методов, приемов воспитания в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности детей; дифференциация, индивидуализация воспитания.

Педагогические технологии в дошкольном образовании

Составление конспекта этической беседы для детей старшего дошкольного возраста

Презентация по теме «Профессиональное самообразование и саморазвитие по проблеме организации педагогического процесса в ДОУ»


3 8


Всего:

144

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплекс учебно-наглядных пособий по педагогике.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Основные источники

Для преподавателей

1. С.А.Козлова, Т.А.Куликова «Дошкольная педагогика» - М., 2011.

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М., Мозаика – Синтез, 2013. – 304 с.

3. «Развитие» Программа, основные положения Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. – М., Новая школа 2012.

4. Программа «Детство» под редакцией З.А.Михайловой – Издательство «Акцидент» 2010 – 220 с.

5. Веракса Н.Е, Веракса А.Н.Проектная деятельность дошкольников М.; Мозаика – Синтез, 2012.

6. Сборник нормативных документов по дошкольному образованию: Федеральный компонент Государственного стандарта.

7. М.Н.Гуслова. Инновационные педагогические технологии. – М., Издательский центр «Академия», 2013 – 287 с.

8. Воронкова Ю.Б.Информационные технологии в образовании. – М., «Феникс», 2012 – 314 с.

9. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., «Академия», 2012 – 174 с.

Для студентов

1. С.А.Козлова, Т.А.Куликова «Дошкольная педагогика» - М., 2011. 13

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М., Мозаика – Синтез, 2013 – 304 с.

3. Программа «Детство» под редакцией З.А.Михайловой – Издательство «Акцидент» 2012 – 220 с.

4. Закон «Об образовании» РФ 2013.

5. Конвенция ООН о правах ребенка.

6. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Уч. пособие для студентов выс.учеб.заведений. - «Академия», 2013 – 208 с.

7. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении. – М., «Аркти», 2011 – 112 с.

Дополнительные источники

Для преподавателей

1. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. – М., Мозаика – Синтез, 2013.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве – М., Мозаика- Синтез, 2013.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка – дошкольника. – М., Мозаика – Синтез, 2011.

4. Комарова Т.С., Зацепина М.В. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. - М., Мозаика – Синтез, 2012.

5. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников (под ред. О.В.Дыбиной). - М., Мозаика – Синтез, 2012.

Для студентов

1. Диагностика готовности ребенка к школе (под ред. Н.Е.Веракса). - М., Мозаика – Синтез, 2012.

2. Воробьева Н.А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. Учебное пособие – М., Педагогическое общество России,

2013. – 192 с.

3. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс] URL:http:www.edu.гu, www.ed.gov.ru

4. Программа воспитания и обучения в детском саду childpsy.ru›Библиотека›books/id/9186.php

5. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа childpsy.ru›Библиотека›books/id/8271.php

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.




Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные

знания)


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

1. определять педагогические

возможности различных

методов, приемов, методик,

форм организации обучения и

воспитания дошкольников;

2. анализировать педагогическую

деятельность, педагогические

факты и явления;

3. находить и анализировать

информацию, необходимую для

решения педагогических

проблем, повышения

эффективности педагогической

деятельности,

профессионального

самообразования и

саморазвития;

4. ориентироваться в

современных проблемах

дошкольного образования,

тенденциях его развития и

направлениях реформирования;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:

1. отечественный и

зарубежный опыт

дошкольного образования;

2. особенности содержания и

организации

педагогического процесса в

дошкольных

образовательных

учреждениях;

3. вариативные программы

воспитания, обучения и

развития детей;

4. формы, методы и средства

обучения и воспитания

дошкольников, их

педагогические

возможности и условия

применения;

5. психолого-педагогические

условия развития мотивации

и способностей в процессе

обучения, основы

развивающего обучения,

дифференциации и

индивидуализации обучения и воспитания дошкольников.




- экспертная оценка умения

использовать теоретические знания

для решения педагогических

проблем, педагогических задач на

практических занятиях;

- тестирование по отдельным Разделам

- экспертная оценка продуктов

внеаудиторной самостоятельной

работы: сообщение; заполнение

таблицы; составление библиографии;

- экспертная оценка умения

использовать теоретические знания

для решения педагогических

проблем, педагогических задач на

практических занятиях;

- экспертная оценка способности

искать, оценивать информацию на

практическом занятии;

- экспертная оценка умения

использовать приемы и методы

педагогики для познания,

понимания, основ развивающего

обучения в ходе выполнения

внеаудиторной самостоятельной

работы;

- тестирование по отдельным

разделам

- экспертная оценка эффективности

и качества выполнения

исследовательской работы: глубина теоретических знаний, эффективный

поиск необходимой информации,

использование различных

источников, включая электронные;

- экспертная оценка способности

осуществлять педагогический анализ

явлений и фактов при решении задач

на практическом занятии.




  1. Образовательный маршрут по дисциплине

Таблица 2



Формы отчетности, обязательные для сдачи


Количество

практические занятия

12ч.

Точки рубежного контроля

ДКР, самостоятельная работа

Итоговая аттестация

экзамен



Каталог: upload -> server -> php -> files -> %D0%B0%D1%80%D1%82.%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BB
upload -> П/п Наименование образовательного учреждения
upload -> Закон о промышленной безопасности опасных
upload -> Конкурса«Учитель года Дона 2011»
upload -> Литература О. Николенко п. 1 читать, п. 2-4 конспект; читать Педро Кальдерон "Життя-це сон"
upload -> Программа «Парламентский стиль»
%D0%B0%D1%80%D1%82.%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BB -> Практическая работа № Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения и химической промышленности мира. Цель
files -> Контрольная работа для студентов заочного отделения по специальности 032002 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал