Учебно-методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений



страница1/7
Дата18.10.2016
Размер1,39 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования Пензенской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области «Пензенский многопрофильный колледж»




Е.А. Ивушкина
История России

Учебно-методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений

Пенза 2014
Введение
Средняя профессиональная школа призвана готовить специалистов, хорошо знающих свое дело и умеющих разбираться во внутренней и внешней политике государства, понимающих законы общественного развития, обладающих широким кругозором. Историческое миропонимание традиционно является для россиян одной из важнейших общественного сознания. В связи с этим преподавание отечественной истории в средней профессиональной школе приобретает общегражданское значение. Студенческая молодежь в процессе накопления исторических знаний с древнейших времен до наших дней должна понимать тенденции мирового развития в целом и исторические особенности российского общества. Программа учебной дисциплины «История», определенная Федеральным государственным стандартом рассчитана на воспитание патриотического и гражданского сознания, любви и уважения к России, способности понимать и с патриотических позиций оценивать ее внутреннее и международное положение, быть патриотом и защищать интересы своей Родины.

Программа подготовки студентов колледжа рассчитана на 117 часов.

В данном учебном пособии выделены следующие модули, содержащие по 1-3 темы, усвоение которых поможет студентам упорядочить свои знания по истории и систематизировать обширный фактический материал.
1.1. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV в.

1.2.Образование и развитие Московского государства

2.1.Российская империя в XVIII-перв. пол. XIX в.

2.2.Российская империя во II пол. XIX-начале XX в.

2.3.Россия в условиях войн и революций (1914-1922 гг.)

3.1.СССР в 1922-1953 гг.

3.2.СССР в 1953-1991 гг. Становление новой российской государственности (1992-1999 гг.)

Активизации учебного процесса и расширению исторического кругозора студентов способствует поручение им подготовки докладов и рефератов по актуальным проблемам истории.

Для более полного усвоения программного материала, преподаватели проводят промежуточные контрольные работы, куда включаются вопросы отдельных тем или модулей, а в конце обучения организуется общее тестирование по материалу всей дисциплины.

В пособии даны краткие пояснения по материалу каждой из тем, чтобы, осваивая обязательный минимум курса истории России, студенты овладели хронологическими знаниями, могли называть даты важнейших исторических событий и процессов, составлять хронологические таблицы, характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий.

В целях лучшего усвоения материала каждой из тем курса в пособии наиболее важные события, имена, факты, часто встречающиеся в тестовых заданиях, выделены жирным шрифтом. Кроме этого после каждой темы приводится перечень основных дат, указатель основных имен, и примерные тесты для самопроверки. В скобках приводятся даты правления российских монархов. В тестах знаки:


  • означает, что возможен лишь один ответ

□ означает, что ответов может быть несколько

Пособие адресовано студентам средних учебных заведений, с тем, чтобы помочь в освоении курса Истории России и в подготовке к экзамену. Ниже приводится общий список литературы по всему курсу «Истории» для самостоятельной работы студентов.



  1. История России: учеб./ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

  2. Данилов, А.А. Отечественная история / А.А. Данилов. – М.: Проект, 2003.

  3. Порохня, В.С. Россия в мировой истории / В.С. Порохня. – М.: Логос, 2003.

  4. История России: Учебник для вузов / А.А. Чернобаев, И.С. Горелов, М.Н. Зуев и др. под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М. 2001.

  5. Отечественная история: В 3-х ч. Часть 3. Россия в новейшее время. XX – начало XXI в.: Учеб. пособие для студентов дистанционной формы обучения /Б.А. Дорошин, Л.В. Лебедев, Т.Ю. Новинская.– Пенза: Изд-во Пенз. Гос. Технол. Акад., 2008.

  6. Ивушкина, Е.А. Курс лекций по отечественной истории. / Е.А. Ивушкина. – Пенза: РИО ПГСХА, 2004.


1.1. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV в.
Первые письменные свидетельства о славянах (венедах), сообщавшиеся в римских, арабских, византийских источниках, относятся к I-II вв. н.э. Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н.э. Под собственным именем славяне впервые выступают в источниках VI в. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – это этап на пути формирования государственности восточных славян.

В VII-IX вв. у славян выделяется родоплеменная знать – вожди и старейшины. Каждое племя имело своего князя. Слово князь происходит от общеславянского «кнез», означавшего «вождь». Одним из таких племенных князей был Кий (V в.), княживший в племени полян. «Повесть временных лет» называет его основателем Киева. Таким образом, в славянском обществе уже появлялись первые признаки государственности.

В управлении государством участвовала княжеская дума, которую первоначально составляли старшие дружинники. Это постоянный совет при князе, в который входили ближайшие его соратники. Как правило, князь не предпринимал никакого серьезного дела, не обсудив его со своими боярами (воеводами). Нередко в княжеских думах участвовали и представители духовенства, однако их участие не было постоянным. Во всех княжествах Древней Руси действовали княжеские думы. Во всех землях важную роль играло народное вече (народное собрание).

Ополчение по решению народного собрания составляли свободные люди – крестьяне и горожане. Ополчение строилось по «десятичному принципу». Воины хорошо знали друг друга, помогали друг другу в бою.

Длительный процесс возникновения древнерусской государственности продолжался с VII-го по XI вв. Сложились основные признаки государства: аппарат управления с великим князем во главе; свод законов «Русская Правда» (первая половина XI в.); границы русского государства признавались в договорах с большинством соседей; власть государства признавали 5-7 млн. жителей Древней Руси X-XI вв.

В формировании государства выделяют два этапа: подчинение и формирование института наместников. Поначалу киевские дружинники объезжали территории подчиненного союза племен, собирая дань. Такой объезд назывался полюдье.

Дань собиралась в натуральной и денежной форме. Существовали единицы обложения: дым (крестьянский двор), рало, плуг – единица земельной площади. Позже необходимость в полюдье отпала, дань стали собирать наместники Киевского князя. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями – вассалами Киевского правителя, получили название волость.

Подчинение земель сопровождалось сопротивлением местных жителей. Наиболее ожесточенным явилось выступление древлян в 945 г. Они восстали против киевского князя Игоря, нарушившего установленные нормы дани. Князь Игорь был убит жестоким образом, а его вдова княгиня Ольга разгромила восставших на Древлянской земле. Но это выступление заставило ее упорядочить сбор дани, установив ее размер (уроки) и места сбора (погосты).

Таким образом, государство в Киеве формировалось, минуя рабовладельческую эпоху. Оно было раннефеодальным. Окончательное формирование его основных признаков (власть, дружина, территория и др.) завершилось в IX в.

Опираясь на легендарный летописный рассказ из «Повести временных лет» (XII в.) Нестора о войне между славянскими племенами, которая завершилась приглашением в 862 г. варягов, (викингов, норманнов), т.е. скандинавов во главе с Рюриком на княжение, немецкие ученые Г. Ф. Миллер и Г. 3. Байер, работавшие в архивах Петербурга в XVIII в., впервые сформулировали «норманнскую» теорию.

Согласно этой теории, славяне сами не могли выработать своей государственности, ее им принесли извне варяги, русь. Первыми антинорманистами были М. В. Ломоносов и В.Н. Татищев. Они являлись сторонники славянской теории и утверждали, что уже в VI-VIII вв. славянские племенные княжения объединялись в крупные союзы с чертами ранней государственности. В качестве таких протогосударств с опорой на различные источники называют Державу волынян, Куябу (вокруг Киева), Славню (вокруг Новгорода), Артанию (район Рязани, Чернигова), Русь.

В конце X-го в. в древнерусском обществе произошли крупные религиозно-идеологические изменения.

Славяне были язычниками, они верили в злых и добрых духов, поклонялись силам природы и почитали предков. Главным богом был, по мнению специалистов, Род – бог неба и земли. Он находился в окружении женских божеств плодородия – Рожаниц. Важную роль у славян как земледельческого народа играли Ярило – бог солнца и Перун – бог грома и молнии. Перун являлся также богом войны, оружия, покровителем князей – его культ был популярен в дружинной среде. Известны также покровитель скотоводства Велес, а также Даждьбог, Стрибог (бог ветра) и др.

Единственным женским божеством древнерусского пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств, была Мокошь – богиня, оберегавшая женскую часть племени. У славян не было храмов, как у древних греков, но были специально устроенные капища, где помещались идолы. Были разработаны свои ритуалы богослужения, включавшие жертвоприношения, иногда даже человеческие. Не было сословия жрецов. В роли первосвященников зачастую выступали князья, но были волхвы и кудесники, которые пользовались большим авторитетом. Славяне почитали родоначальников – пращуров. Их окружали домовые, лешие, водяные, русалки, с которыми успешно «договаривались», принося им дары.



Владимир I в 982 г. попытался реформировать язычество. Он создал возле своего киевского дворца единый пантеон языческих богов разных племен, причем Перун был объявлен главным богом. Были даже восстановлены человеческие жертвоприношения. Но из этого ничего не вышло. Разные племена верили своим богам, все это разобщало и мешало объединению. Языческая религия уже не устраивала княжескую власть. В окружавших Русь странах повсеместно распространились монотеистические религии – христианство в западноевропейских государствах, ислам – в арабских, иудаизм имел большое влияние в Хазарском каганате.

Князь Владимир выбрал византийский вариант христианства – православие, т.к. в западном варианте христианства его не устраивало ведущее положение церковной власти в сравнении со светской. В Западной Европе латинский язык господствовал в культуре и богослужении, а православная служба велась на языках местных народов. В исламе для русского правителя оказались неприемлемыми некоторые традиции и ограничения (многоженство, запреты на свинину, употребление вина и т. д.). Евреи не имели собственной государственности, потеряли ее. Распался и соседствовавший с Русью Хазарский каганат, где иудаизм играл важную роль. Следует отметить, что христианство на Руси начало распространяться еще при князе Игоре. Отдельные его дружинники были христианами. Христианкой была и княгиня Ольга – бабка Владимира, которая оказала большое влияние на его воспитание. Но именно князь Владимир сделал эту религию государственной.

Принятие христианства в 988 г. имело огромное историческое значение. Оно обогатило русскую культуру. В XI-XII вв. появились: летописание («Повесть временных лет», Псковская, Ипатьевская, Лаврентьевская и другие летописи); переводные книги; оригинальная древнерусская литература, в основном жития и поучения («Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игорсвс», «Моление Даниила Заточника», «Поучение Мономаха детям» и др.). Получила распространение письменность (кириллица), что получило отражение в надписях на посуде, ремесленных изделиях, на стенах соборов (граффити – процарапанные надписи от итальянского глагола graffiare – «царапать»), в берестяных грамотах. При княжеских дворах и монастырях появились первые школы. Детей обучали также частным, домашним образом. Важными центрами культуры и образованности были монастыри.

После 988 г. появилось каменное, в основном храмовое, зодчество. Были построены двадцатипятиглавая Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, церковь Покрова-на-Нерли и др., в большинстве своем сохранившиеся до наших дней.

С принятием христианства семья стала моногамной. Запрещалось многоженство, наложничество. Возросла ответственность отцов за воспитание детей и материальное благополучие семьи, но усилилась зависимость женщины от мужчины. Церковь имела особые статус и юрисдикцию.

Итак, следует отметить, что с принятием христианства произошло политическое укрепление древнерусского государства, исчезли границы между племенами, обогатилась русская культура. Однако политическое единство Киевской Руси было относительным, т.к. держалось на военной силе киевских князей, превосходившей могущество других правителей. Рост населения и, соответственно, военного потенциала различных областей Руси стал основой для образования ряда самостоятельных княжеств с собственными княжескими династиями. Этот процесс был подобен европейскому процессу образования суверенных земель, ставших затем отдельными государствами. Процесс раздробления Киевской Руси проходил в условиях, когда прочных экономических связей между областями не было, господствовало натуральное хозяйство. Это не позволило Киевской Руси дать достойный отпор надвигавшемуся монголо-татарскому завоеванию.

Первая встреча объединенных сил русских и половецких князей с монгольскими войсками состоялась 31 мая 1223 г. на р. Калке. Монголы победили, но вскоре вернулись в свои земли. Позже внук Чингисхана Батый (Бату) в 1236 г. завоевал территорию камских болгар и зимой 1237 г. вступил в Рязанское княжество.

Рязань защищалась 5 дней. Ни один из князей, в том числе и великий князь Юрий Всеволодович, не пришел на помощь. Город был захвачен, разрушен, большинство защитников города погибли. Затем в течение 1237-1238 гг. монголо-татарами были взяты и разорены Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Тверь, Кострома и другие города Северо-Восточной Руси. В марте 1238 г. в битве на р. Сити погиб великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Северо-Восток оказался под властью монголов. Войско Батыя отправилось дальше на завоевание новгородских земель, но, не дойдя 100 км до Новгорода, вернулось в степь. Жестокой осаде подвергся Козельск. Жители защищали свой город 7 недель. Монголы прозвали его «злым городом» и после взятия уничтожили все население.

Весной 1239 г. Батый двинулся на Южную Русь. Захватив Киев, который оборонялся около трех месяцев, в 1240 г. Батый прошел через Галицко-Волынское княжество и вторгся в Европу. Войска Батыя, обескровленные завоеваниями русских земель и встретившие серьезное сопротивление в Венгрии и Чехии, в 1242 г. повернули на восток и возвратились в степь. Таким образом, самоотверженное сопротивление русских дружинников и горожан степным завоевателям спасло Европу от возможного порабощения. Но Русь заплатила за это высокую цену. Из всех древнерусских княжеств только Смоленское, Пинское, Витебское, Полоцкое и большая часть Новгородской земли не испытали монголо-татарского вторжения. Все остальные древнерусские княжества были разгромлены и опустошены.

В 1243 г. в степных низовьях Волги Батый основал государство Золотая Орда. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, степи от Волги до Дуная. Формально русские земли не вошли непосредственно в состав территории Золотой Орды, но Владимиро-Суздальская, Новгородская, Муромская и Рязанская земли признали верховную власть (сюзеренитет) великого хана Золотой Орды. В русские земли были направлены баскаки, потребовавшие от князей явки к Батыю с изъявлением покорности. Получая из рук хана ярлык (грамоту-право) на великое княжение, князь признал свое вассальное (подчиненное) положение по отношению к правителю Золотой Орды. Так было установлено золотоордынское, или монголо-татарское, иго, которое продолжалось до 1480 г.

Монголо-татары осуществили перепись населения в русских землях, собирали дань («выход»), религиозный, чрезвычайные и другие налоги.

Монголо-татарское иго характеризовалось в экономической сфере – ежегодной выплатой Русью огромной дани татарам, в политической – жестким контролем Орды за деятельностью русских князей, в культурной – принудительным использованием русских мастеров для строительства и украшения городов Золотой Орды, расхищением материальных и художественных ценностей, веками накопленных в русских городах.

В цивилизационном отношении после монголо-татарского ига Русь повернула к Востоку. В обществе усилились жестокость, авторитарность, структура жесткого вертикального подчинения, карательный аппарат, система наказаний. В русском языке появились соответствующие слова тюркского происхождения: «кандалы», «нагайка», «кабала». Происходило ужесточение политической системы, русского законодательства, в котором под влиянием монгольского свода законов «Ясы» и обычной судебной практики монголов появилась смертная казнь.

Таким образом, чужеземное иго стало тяжелым испытанием для русского народа. Успешная борьба с ним была возможна лишь на пути военно-политического объединения Руси, консолидации духовных сил народа.

Положение Древнерусского государства обострялось тем, что одновременно с нашествием монголо-татар в 1240 г. с севера и северо-запада началось наступление шведских и немецких рыцарей. Отпором крестоносцам на северо-западе руководил сын великого князя Ярослава Всеволодовича новгородский князь Александр Ярославич (1220-1263). 15 июля 1240 г. Александр одержал первую свою крупную победу над шведами в битве на р. Неве. За эту победу Александр получил почетное прозвище Невский. Важным результатом победы явилось сохранение побережья Финского залива за Русью, что дало возможность продолжать торговлю с европейскими странами.

Весной 1242 г. немецкие рыцари захватили Псков, Изборск, двигались к Новгороду. Главное сражение русского войска с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера – Ледовое побоище. Талантливое командование Александра Невского и самоотверженность русских воинов привели к полному разгрому немецкого войска.

Александр Невский четырежды ездил в Золотую Орду, получил там ярлык на великое княжение (великий князь в 1252-1263). Он проводил спасительную для русских людей политику: «Меч на Западе, мир на Востоке». Александр Невский добился, чтобы из русских земель не забирали молодежь в ордынскую армию. Александр Ярославич Невский отказался от союза с крестоносцами против монголов, который ему предлагали посланники папы римского. За приверженность православию и выдающийся вклад в спасение Русской земли он был причислен Русской православной церковью к лику святых.

В советское время Александр Невский оценивался как великий патриот, государственник и полководец. В годы войны был учрежден орден Александра Невского, который высоко ценился офицерами, так как давался за личную храбрость и умение при проведении боевых операций.



Таким образом, необходимость борьбы с внешней опасностью с востока и с запада, безусловно, оказала влияние на образование русского централизованного государства с многонациональным населением, создание которого заняло примерно два с половиной века.
Хронология


VI-VIII вв.

Великое расселение славян

988 г.

Крещение Руси (Князь Владимир)

1097

Первый съезд русских князей в Любече

1113 г.

Восстание в Киеве. Призвание Владимира Мономаха.

1147 г.

Первое упоминание в летописи о Москве

1223 г.

Битва с монголами на р. Калке. Поражение русских и половцев.

1238 г.

Битва на р. Сити

1240 г.

Невская битва (Александр Невский)

1242 г.

«Ледовое побоище» (Александр Невский)

1380 г.

Куликовская битва (Дмитрий Донской) «Мамаево побоище»

1480 г.

Стояние на р. Угре. Русские против хана Ахмата. Свержение ордынского ига


Указатель имен


Владимир I

Киевский князь, при котором было принято христианство на Руси в 988 г.

Тохтамыш

? -1406, потомок хана Джучи, хан Золотой Орды с 1380. В 1382 организовал поход в русские земли, захватил и сжёг Москву.

Тимур (Тамерлан)

1336-1405, полководец, эмир с 1370. Создатель государства со столицей в Самарканде. Разгромил Золотую Орду в 1395 г.

Чингисхан

основатель и великий хан Монгольской империи (с 1206), организатор завоевательных походов против народов Азии и Вост. Европы.

Хан Батый

Батый (Бату-хан, 1205-1255) – монгольский полководец и государственный лидер, чингизид, хан Золотой Орды, сын Джучи и внук Чингисхана.

Хан Узбек

ок. 1283-1341 – хан Улуса Джучи (Золотой Орды) (1313-1341). После Батыя Узбек был самым выдающимся из золотоордынских ханов. В его царствованье Орда находилась в зените своего могущества и расцвета. 

Хан Ахмат

с 1460 г. –. Последний ордынский правитель, на Руси. Русские и татарские войска встретились года на берегах реки Угры. Это противостояние татарских и русских войск получило название «Великое стояние». В результате татарское иго, продолжавшееся более двух веков, закончилось.

Афанасий Никитин

Совершил путешествие в1468-1474 по Персии, Индии, Турции; составил описание этого путешествия в книге «Хождение за три моря». Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран.

Скария

Новый подъем еретического движения произошел в конце XV в. в Новгороде и был связан с деятельностью приехавшего из Литвы в 1471 г. еврея Скария (отсюда название ересь жидовствующих, из-за схожести с иудаизмом). Эта ересь получила широкое распространение среди низшего новгородского духовенства.

Иосиф Волоцкий,

1439/40-1515, церковный писатель и публицист, глава течения иосифлян – воинствующих церковников, ставивших церковь выше государства.

Иван Курицын

религиозное реформационное движение в среде городского населения, духовенства и крестьянства XV-начале XVI вв. Отрицали господствующую церковь отвергалось почитание икон, церковные ритуалы, выдвигался тезис о равенстве всех народов и религий.

Рыбаков Б.А.

1908-2001 – выдающийся советский археолог и историк, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1958 года). Основные труды по археологии, истории, культуре славян и Древней Руси


Каталог: upload -> 2014
2014 -> Учебное пособие 2-е издание, дополненное и переработанное Бийск агао им. В. М. Шукшина 2014 ббк 87. 4 Ж 91
2014 -> Доклад «Молодежь Иркутской области»
2014 -> «Методы диагностики болезней рыб»
2014 -> Методические указания к организации выполнения дипломного проекта Общие положения 1 часть Для специальности
2014 -> Схемотехника ЭВМ
2014 -> Контрольные вопросы по освоению курса, терминологический словарь. Для студентам вузов и ссузов, начинающих преподавателей, а также всех интересующихся вопросами культуры
2014 -> Системы управления базами данных


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал