Учебное пособие 2-е издание, дополненное и переработанное Бийск агао им. В. М. Шукшина 2014 ббк 87. 4 Ж 91



страница1/8
Дата19.10.2016
Размер1,1 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования


имени В.М. Шукшина»
В.М.Журавлев
Логика

Учебное пособие

2-е издание, дополненное и переработанное

Бийск
АГАО им. В.М. Шукшина


2014
ББК 87.4

Ж 91


Печатается по решению редакционно-издательского совета Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии, истории и социологии ФГБОУ ВПО «Брянский государственный технический ун-т» А.Ф. Степанищев (г. Брянск);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики начального обучения АГАО им. В.М. Шукшина Л.Я. Кульбякина (г. Бийск).

Ж 91 Журавлев, В.М. Логика [Текст]: учебное пособие / В.М.Журавлев; Алтайская гос. академия об-я им. В.М. Шукшина. - 2-е издание, дополненное и переработанное. - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014. - 99 с. - Библиогр.: с. 96-97. – (Вузу – 75 лет) - 100 экз. – ISBN 978-5-85127-787-0

Настоящее пособие является учебно-методическим комплексом, обеспечивающим изучение и преподавание учебного курса «Логика» в высших учебных заведениях. В него входят конспекты лекций, планы семинарских занятий, логические упражнения, контрольные работы и аттестационные вопросы.

Пособие рассчитано на студентов педагогических высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Психология», «Социальная работа», «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование», «Профессиональное обучение», «Менеджмент».

ISBN 978-5-85127-787-0

ФГБОУВПО «АГАО», 2014.

 Журавлев В.М., 2014.

Предисловие

Преподавание учебного курса «Логика» должно быть обеспечено в полном объеме всеми необходимыми учебно-методическими материалами, доступными каждому студенту. Как правило, такие материалы издаются раздельно, разными авторами, они различны по тематике, структуре, содержанию и т.д. Это вызывает определенные сложности как у преподавателя, читающего этот курс, так и у студентов, его изучающих. Каждый преподаватель излагает читаемый им лекционный курс по своей рабочей программе, с которой ни один из имеющихся учебников и учебных пособий никогда не совпадает полностью. Это вынуждает преподавателя рекомендовать студентам сразу несколько таких учебников.

Такая же ситуация складывается и с обеспечением семинарских занятий. Достаточно сложно организовать совместную работу студенческой группы на семинаре, если студенты пользуются разными сборниками задач и упражнений по логике.

В силу этих обстоятельств, в настоящее учебное пособие вошли конспекты лекций, планы семинарских занятий, логические задачи и упражнения, контрольные работы и аттестационные вопросы. Сведение их вместе в форме единого учебного пособия обеспечивает студентам оптимальные условия изучения данного учебного курса. Первое издание этого учебного пособия и его апробация в учебном процессе показало правильность выбранного подхода. Изданное учебное пособие было востребовано студентами, изучающими учебный курс «Формальная логика» и обеспечило глубокое усвоение студентами материалов этого учебного курса. Двадцатилетний срок преподавания этого учебного курса позволил автору накопить большой учебно-методический опыт, который требовал своего воплощения в новом издании, и оно получает его в предлагаемом втором издании этого учебного пособия, дополненном и переработанном.

Раздел 1


Конспекты лекций

ТЕМА 1.
Предмет логики. Логика и язык

Логика изучает человеческое мышление как средство по знания мира, в котором ее интересуют формы человеческих мыслей и законы, по которым эти формы связываются между собой, создавая непрерывный процесс человеческого мышления. Мышление изучается многими науками, но только логика исследует формы мыслей и законы, связывающие их.

Что же такое форма человеческой мысли?



Логическая форма мысли – это её строение, конструкция, способ связи ее составных элементов.

При рассмотрении этого сложного вопроса, мы используем следующий методический прием. Мы рассматриваем форму мысли как ее конструкцию. Основными формами мысли (т.е. мысленными конструкциями) являются понятие, суждение, умозаключение.

Условно эти три мысленные конструкции можно представить так:
понятие суждение умозаключение

пр.

пр.

пр.




понятие

понятие

понятие

пр.

пр.

пр.

пр.

пр.

пр.

суждение


суждение


суждение


суждение


Условно элементами в мысленной конструкции «понятие» пусть будут маленькие квадратики, в «суждении» будут прямоугольники, в «умозаключениях» будут четырехугольники. Но эти схемы будут пустыми, если не выяснить, что скрывается за этими условными элементами. Составными частями или элементами мысли в этих логических формах будут соответственно: 1) в понятиях – признаки предметов мысли, 2) в суждениях – понятия, 3) в умозаключениях – суждения.

Мысль человека по своей природе явление идеальное. Чтобы стать доступной другим людям и самому владельцу этой мысли, она должна быть облечена в определенную материальную оболочку. Мысль подобна «человеку-невидимке». Если «человек-невидимка» облачится в одежду и загримируется, он виден другим людям и себе в зеркале. Без одежды и грима он не виден. Также и мысль. Но что является для мысли такой «одеждой»? Это язык (или языковой знак). Поэтому мышление и язык неразрывно связаны между собой, и, в тоже время, это не одно и тоже (также как человек и его одежда). Что же такое язык?

Язык в самом общем плане, это любая знаковая информационная система, выполняющая функции формирования, хранения и передачи информации и выступающая средством общения между людьми.

Языковыми средствами для выражения понятий являются слова и словосочетания, для суждений – предложения, для умозаключения – текст. Эти языковые средства по своему материальному воплощению могут быть различной природы. Это может быть звук, графические знаки, жесты, электромагнитные волны и т.д. Язык это система материальных знаков. Языковой знак призван замещать собой определенный предмет мысли. Языковой знак, замещающий какой-либо предмет мысли называется именем.

Принято делить языки на естественные и искусственные. Естественный (национальный) язык складывается стихийно, по мере овладения и познания человеком окружающего мира. По своей природе он многозначен. Искусственный язык – это вспомогательная знаковая система, специально создаваемая на базе естественного языка для точной и экономной передачи научной и другой информации. У каждой науки есть свой собственный искусственный язык, в котором точно и однозначно фиксируется информация из данной области знания. Логика также имеет свой собственный искусственный язык. С ним мы будем знакомиться на протяжении всего учебного курса. Язык логики позволяет четко вычленить формы человеческих мыслей и проанализировать их строение.

Кроме форм человеческих мыслей логику интересуют законы, связывающие мысли между собой. Что такое закон? В самом общем смысле закон – это существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений, процессов действительности. Логический закон мышления – это существенная, необходимая, повторяющаяся связь между различными мыслительными конструкциями (формами). Человек может строить свои рассуждения либо по законам мышления, либо нарушая их. В первом случае его мыслительный процесс будет построен определенно, непротиворечиво, последовательно и обоснованно. Во втором случае он будет напоминать, чаще всего, «броуновское» (хаотическое) движение молекул. Когда человек рассуждает по законам логики, он всегда из истинных посылок получает истинный вывод. При нарушении логических законов из истинных посылок может получиться как истинный, так и ложный вывод. Поэтому принято различать истинность мысли и логическую правильность ее построения.


ТЕМА 2.
Понятие

§1. Общая характеристика понятия
Рассмотрим понятие как мысленную конструкцию.

Понятие есть мысль, а мысль это образ реального предмета. Понятие как образ имеет свой предмет. В логике его называют предмет мысли.



Предмет мысли – это все, о чем может мыслить человек (отдельный предмет, процесс, явление, свойство, отношение и т. д.)

Что же этот образ отражает из этого предмета мысли? Признаки этого предмета.



Признак предмета мысли – это его свойство или отношение. Все признаки предмета мысли в логике делят на две группы: а) существенные и несущественные в) отличительные и неотличительные.

Существенный признак – это признак, выражающий качественную специфику предмета мысли, потеряв который предмет становится другим предметом. Несущественный признак предмет может потерять, но при этом остаться тем же самым предметом.

Отличительный признак – это признак, принадлежащий только данному предмету и позволяющий выделить данный предмет среди подобных ему предметов. Неотличительный признак не позволяет выделить данный предмет среди подобных ему.

Какие же признаки входят в состав мысленной конструкции, называемой понятием? Только существенные и отличительные признаки.



Понятие – это форма мысли, в которой отражаются существенные и отличительные признаки отдельного предмета или группы однородных предметов.

Основные логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование. Понятие неразрывно связано с языком. Оно закрепляется и выражается в словах и словосочетаниях. Понятие – это единица мышления, также как слово – это единица языка.

У понятия как формы мышления есть две атрибутивные (т.е. неотъемлемые) характеристики – содержание и объем. Содержание понятия – это совокупность существенных и отличительных признаков предмета мысли, отраженного в этом понятии. Объем понятия – это совокупность предметов мысли, охваченных этой мыслью (т.е. обладающих признаками содержания этого понятия). Содержание и объем понятия жестко связаны между собой и эта связь выражается законом обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Закон гласит: увеличение содержания понятия ведет с необходимостью к уменьшению его объема и наоборот. Этот закон лежит в основе всех логических операций с понятиями.
§2. Виды понятий

Понятия делятся на виды в зависимости от объема и от содержания.

По объему понятия делятся на пустые и непустые. Непустые понятия делятся на единичные и общие. Общие понятия делятся на регистрируемые и нерегистрируемые. Можно представить эту классификацию в виде схемы:

понятие


непустое

V>0


общее

V>1


регистрируемое
нерегистрируемое

единичное

V=1

пустое


V=0
Объем пустого понятия равен нулю, т.е. не содержит ни одного элемента (вечный двигатель, баба Яга). Пустые понятия, это продукт человеческой фантазии, в реальном мире нет предметов, отражающихся в таких понятиях.

Объем непустого понятия больше нуля (стул, человек, атом). Объем единичного понятия равен одному элементу (столица Франции, первый космонавт), объем общего понятия содержит больше одного элемента (автомобиль, учитель). Общее понятие является регистрируемым, если его объем конечен и может быть сосчитан (студент БиГПИ, учитель школы г. Бийска), и нерегистрируемым, если его объем бесконечен или не может быть сосчитан (человек, атом).

По содержанию понятия делятся на следующие пары понятий.

Понятие является конкретным, если в нем отражается отдельный, самостоятельно существующий предмет (завод, комбайн), и абстрактным, если в нем отражается свойство или отношение предметов мысли (храбрость, севернее).

Понятие является положительным, если характеризует наличие некоторых признаков у предмета мысли (умный человек), и отрицательным, если характеризует отсутствие некоторых признаков (неумный человек).

Понятие является соотносительным, если его существование предполагает существование другого, неразрывно связанного с ним понятия (учитель – ученик, верх – низ), и безотносительным, если не предполагает (город, скала).

Понятие является собирательным, если каждый элемент его объема является группой однородных предметов, мыслимых как единое целое (лес, батальон), и несобирательным, если каждый элемент объема является отдельным предметом (дерево, солдат).

Каждое понятие можно охарактеризовать и по объему и по содержанию. Это называется – дать полную логическую характеристику понятию. Например: понятие «книга» – непустое, общее, нерегистрируемое, конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное.



§ 3. Логические отношения
между понятиями

Схема классификации отношений между понятиями


несравнимые

понятия



сравнимые



совместимые

несовместимые


соподчинение

противоположность

противоречие

подчинение

пересечение

равнозначность

По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и несравнимые. Сопоставляя содержание понятий, мы видим, что, либо они имеют общие признаки (тогда они сравнимы), либо общих признаков у них нет (и тогда они несравнимы).

В логических отношениях находятся только сравнимые понятия, которые делятся на совместимые и несовместимые. Принцип совместимости – объемы совместимых понятий полностью или частично совпадают. Принцип несовместимости – объемы несовместимых понятий общих элементов не имеют.

Существует три вида отношений совместимости.



Равнозначность – когда объемы двух понятий А и В полностью совпадают (А - река Волга, В – самая длинная река Европы).

Пересечение – когда объемы двух понятий А и В частично совпадают (А – студент, В – спортсмен).

Подчинение – когда объем одного понятия А полностью входит в объем другого понятия В, но не исчерпывает его (А – хирург, В – врач). Понятие В называется подчиняющим (или родовым), понятие А – подчиненным (или видовым).

Методический прием различения отношений совместимости (методический прием является оригинальной разработкой автора, поэтому при перепечатке ссылка обязательна).

Нужно задать два встречных вопроса: 1) всякое ли А является В, и 2) всякое ли В является А.

В зависимости от варианта полученных ответов будем иметь тот или иной тип совместимости. Варианты ответов: 1) да, да – равнозначность, 2) нет, нет – пересечение, 3) да, нет (или наоборот) - подчинение. Примечание: при варианте ответа нет-нет, т.е. пересечении, должно быть общее понятие А-В, иначе эти понятия несравнимы.

Существует три вида отношений несовместимости.



Соподчинение – когда объемы двух или нескольких понятий, не имея общих элементов в объемах, входят полностью в объем общего им родового понятия (В – сосна, С – ель, Д – береза входят в объем родового понятия А – дерево).

Противоположность – когда соотносятся такие два понятия, что в содержании одного указывается признак, который в другом понятии заменяется на противоположный признак (В – умный человек, С – глупый человек). Оба понятия являются положительными и вместе их объемы не исчерпывают объем общего им родового понятия А - человек.

Противоречие – когда соотносятся такие два понятия, что в содержании одного понятия указывается признак, который в другом понятии отбрасывается, не заменяясь никаким другим. Одно из них является положительным, другое становится отрицательным понятием (В – умный человек, С – неумный человек). Их объемы вместе исчерпывают объем общего им родового понятия А - человек.

Изображение отношений
между понятиями на кругах Эйлера


Отношения совместимости
А, В
А
В

В
А


А

1. Равнозначность

2. Пересечение

3. Подчинение

А

А

В С


А

В



С

В

С



Д

С

В



А

В

С



С

А

4. Соподчинение



5. Противо-
положность


6. Противоречие

Отношение несовместимости
§ 4 Логические операции обобщение и ограничение понятий

Непосредственно опираясь на закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия и на основе отношения подчинения между понятиями, осуществляются две логические операции: обобщение и ограничение понятий.



Обобщение - это логическая операция перехода от видового понятия к родовому, путем отбрасывания от данного видового понятия его видообразующих признаков (обобщением понятия «сиамская кошка» будет понятие «кошка»). Пределом обобщения является наиболее широкое по объему понятие, называемое категорией.

Схема операции обобщения:

кошка

сиамская


кошка


Ограничение – это логическая операция перехода от родового понятия к видовому, путем добавления к данному родовому понятию видообразующих признаков (ограничением понятия «кошка» будет понятие «домашняя кошка»). Пределом ограничения является единичное понятие.

Схема операции ограничения:


кошка

домашняя


кошка

При проведении этих операций необходимо соблюдать условие: между парами полученных понятий должно сохраняться родовидовое отношение (отношение подчинения).



§ 5. Определение понятий

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, либо устанавливающая значение термина называется определением понятия. Различают соответственно реальные и номинальные определения. Реальное определение, описывая существенные и отличительные признаки предмета мысли, может оказаться истинным или ложным суждением. Поэтому, по поводу таких определений возможны споры. Номинальное определение – это всегда результат договора и спор о нем, как правило, не возникает.

Все определения распадаются также на явные и неявные. Примером неявного определения может быть так называемое контекстуальное определение, в котором роль определяющего понятия выполняет часть текста, в котором стоит определяемое понятие или неизвестное слово, и из его связи с другими известными понятия или словами, предполагают их содержание или смысл.

Формула явного определения: Dfd  Dfn, где Dfd (дефиниендум) - определяемое понятие, Dfn (дефиниенс) - определяющее понятие,  – знак равнозначности (тождества), который показывает, что объем дефиниендума равен объему дефиниенса.
В явном определении в дефиниенсе прямо указываются признаки, составляющие содержание неизвестного понятия. В неявном определении на месте дефиниенса стоит информация, косвенно указывающая на эти признаки.

Основным видом явного определения является определение через род и видовое отличие. Эта операция осуществляется в два этапа:

1) подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие, т.е. осуществляется операция обобщения понятия. Как правило, подыскивается ближайшее родовое понятие;

2) введение отличительных видообразующих признаков, позволяющих отличить определяемое понятие от других понятий, входящих в объем найденного родового понятия, т.е. осуществляется операция ограничения понятия. Найденное родовое понятие ограничивается до объема определяемого понятия. Этого требует формула явного определения.

Алгоритм этой операции можно рассмотреть на примере. Возьмем понятие учитель и определим его по этому алгоритму:

человек


1) Dfn 2) Dfn
Dfd Dfd

учитель учитель


человек


отличительные признаки
Алгоритм: 1) находим ближайшее родовое понятие к Dfd (учителю) – понятие «человек»; 2) вводим в содержание найденного родового понятия «человек» отличительные признаки – «имеющий педагогическое образование», «работающий в системе образования», «передающий знания другим людям». В итоге получаем Dfn: «человек, имеющий педагогическое образование, работающий в системе образования и передающий знания другим людям», т.е.набор существенных и отличительных признаков.

Операция явного определения подчиняется следующим правилам:

1. Определение должно быть соразмерным, т.е. объем дефиниендума должен быть равен объему дефиниенса. При нарушении этого правила совершаются две ошибки: а) широкое определение, когда Dfd < Dfn, б) узкое определение, когда Dfd > Dfn. (Примечание: это правило легко проверить с помощью приведенного выше методического приема определения отношений совместимости. Если получается ответ да-да, то правило выполняется, если ответ да-нет, то совершена ошибка – широкое определение, если ответ нет-да, то совершена ошибка – узкое определение).

2. Определение не должно содержать круга, т.е. дефиниендум не должен использоваться в дефиниенсе ни прямо, ни косвенно. Ошибки: а) тавтология, когда дефиниендум напрямую используется в дефиниенсе, б) когда дефиниендум определяется через дефиниенс, а дефиниенс в свою очередь через дефиниендум.

3. Определение должно быть ясным, четким. Ошибки: а) неизвестное определяется через другое неизвестное, б) дефиниенс заменяется метафорой, афоризмом, сравнением.

4. Определение, по возможности, не должно быть отрицательным. Для этого правила есть исключение, когда операции определения подвергается отрицательное понятие. В этом случае определение становится отрицательным суждением, т.к. оно фиксирует отсутствие некоторого признака у предмета мысли.


Каталог: upload -> 2014
2014 -> Учебно-методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений
2014 -> Доклад «Молодежь Иркутской области»
2014 -> «Методы диагностики болезней рыб»
2014 -> Методические указания к организации выполнения дипломного проекта Общие положения 1 часть Для специальности
2014 -> Схемотехника ЭВМ
2014 -> Контрольные вопросы по освоению курса, терминологический словарь. Для студентам вузов и ссузов, начинающих преподавателей, а также всех интересующихся вопросами культуры
2014 -> Системы управления базами данных


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал