Учебное пособие для слушателей обучающихся по дополнительным программам повышения квалификации специалистов в Институте развития мчс россии



страница1/12
Дата18.10.2016
Размер2.26 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Министерство Российской Федерации по делам

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий

ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)

Учебное пособие для слушателей

обучающихся по дополнительным программам

повышения квалификации специалистов

в Институте развития МЧС России


Допущено Министерством Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

Химки


2012

УДК 328; 342.5; 352/35; 355.58.001; 351.862.001


ББК 68.69 (2)

О82

Авторы:

А.Г. Чириков, А.В. Бойко, И.И. Василишин, С.Е. Крылов, Н.Н. Кубиков, А.И. Кузьмин, Д.М. Осипов, Н.В. Письменский, А.П.Чумаченко, В.В. Кашарный


О82 Организация гражданской обороны в субъекте Российской Федерации

(муниципальном образовании): Учебное пособие/ под общ. ред. А.Г.Чирикова

– Химки: ФГБОУ ВПО АГЗ МЧС России, 2012. – 216 с.

Учебное пособие подготовлено коллективом авторов прикладных кафедр Академии в соответствии с нормативно-правовой базой и содержит основные термины и определения, методические положения и принципы организации и ведения гражданской обороны в современных условиях, может быть использовано в системе обучения населения, подготовки должностных лиц и работников в области гражданской обороны.

Рецензенты:

Департамент гражданской защиты МЧС России,

Департамент кадровой политики МЧС России,

ГКУ «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города Москвы»



ISBN 5-89239-024-1  ФГБОУ ВПО АГЗ МЧС России, 2012






ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.




ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ……………………………………………………………

4




ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………

5

Раздел 1.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ....

6

Раздел 2.

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОГО НАПАДЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ……………

23

2.1.

Современные войны и вооруженные конфликты, их сущность и содержание………

23

2.2.

Современные средства ведения войн и перспективы их развития. Общая классификация высокоточного оружия ………………………………………………...

33

2.3.

Сценарии вооруженных конфликтов на территории России………………………….

58

2.4.

Организация защиты объектов экономики от высокоточного оружия………………

64

Раздел 3.

СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ………

70

Раздел 4.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ……………………………………………...

103

4.1.

Общие положения………………………………………………………………………..

103

4.2.

Полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны…………………..

107

Раздел 5.

ОСНОВЫ ПЕРЕВОДА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ С МИРНОГО НА ВОЕННОЕ ВРЕМЯ............................................................................................................

137

Раздел 6.

ОСНОВЫ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ………….

166

Раздел 7.

ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ………

188

7.1.

Цели и задачи подготовки населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах..…………………………...

188

7.2.

Учебно-материальная база для подготовки населения………………………………...

199




ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………

210




ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………...

212

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ


АСДНР

- аварийно-спасательные и другие неотложные работы

АСС

- аварийно-спасательные службы

АСУ

- автоматизированная система управления

АСФ

- аварийно-спасательные формирования

АХОВ

- аварийные химически опасные вещества

ВС РФ

- Вооруженные силы Российской Федерации

ВТО

- высокоточное оружие

ГО

- гражданская оборона

ГУ

- главное управление

ДЛ

- должностные лица

ЗНТ

- защита населения и территорий

ЗПУ

- запасный пункт управления

КЧС

- комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

МЧС

России


- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МО РФ

- Министерство обороны Российской Федерации

МВД РФ

- Министерство внутренних дел Российской Федерации

НГУ (ОУ)

- начальник главного управления (органа управления)

НПД

- нормативные правовые документы

ОИВ

- орган исполнительной власти

ОМУ

- организационно-методические указания

ОСП

- обычные средства поражения

ОУ

- орган управления

ОУ ГОЧС

- органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны по субъектам РФ, при органах местного самоуправления и на объектовом уровне

ОЭ

- объект экономики

ПОМ

-План основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

ПЛЧС

- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

РВ

- радиоактивные вещества

РПГ

- режим повышенной готовности РСЧС

РПД

- режим повседневной деятельности РСЧС

РСЧС
РФ

-Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

- Российская Федерация



РХБЗ

- радиационно-химическая биологическая защита

СС

- спасательные службы

СВФ

- спасательные воинские формирования МЧС России

УМЦ

- учебно-методический центр

ФОИВ

- федеральный орган исполнительной власти

ЦА

- центральный аппарат

ЧС

- чрезвычайная ситуация

ЧС ПТХ

- ЧС природного и техногенного характера


ВВЕДЕНИЕ

Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основные направления единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны в современных условиях определяются следующими факторами:

сохраняющееся стремление ряда стран решать политические задачи и утверждать свои позиции силовыми методами в форме вооруженного конфликта или инцидента, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией;

усиление угроз террористического характера, в том числе с нанесением поражения критически важным и потенциально опасным объектам инфраструктуры Российской Федерации;

сохранение тенденции развития и укрепления НАТО;

изменение характера вооруженной борьбы и использование оружия, созданного на основе искусственного интеллекта, нанотехнологий, а также роботизированных комплексов и оружия на новых физических принципах;

снижение уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и рост влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование.

Важно отметить, что гражданская оборона, за время своего существования и развития накопила большой опыт, ее законодательные и организационные основы позволяют при необходимости привлечь все существующие в государстве силы и средства для обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей. Все это говорит о том, что располагая значительными материально-техническими фондами и ресурсами, гражданская оборона должна и способна значительно снизить людские и материальные потери не только в условиях боевых действий, но и при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, террористических актах и гражданских кризисах в мирное время.

Таким образом, организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.


Раздел 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Гражданская оборона как комплекс мер по защите населения в военное время в ее первоначальном виде возникла в связи с ростом боевых возможностей авиации. В нашей стране ее зарождение относится к периоду Гражданской войны 1918 - 1921гг., когда в воззвании Комитета революционной обороны «К населению Петрограда и его окрестностей» (март 1918г.) были определены правила поведения населения в условиях воздушного нападения. В дальнейшем в оборонной политике государства проявлялась тенденция к объединению всех мероприятий по противовоздушной и противохимической защите в единую государственную систему. Постановлением СНК СССР от 4 октября 1932 г. была создана самостоятельная система оборонно-массового характера под названием «местная ПВО» (МПВО). К началу Великой Отечественной войны МПВО перешла в ведение НКВД СССР.

В 1961 г. МПВО преобразуется в Гражданскую оборону СССР и становится составной частью системы государственных оборонных предприятий. Был принят территориально-производственный принцип ее построения, введена должность начальника Гражданской обороны СССР. В 1971 г. руководство Гражданской обороной было возложено на Министерство обороны СССР.

После распада СССР Гражданская оборона была выведена из состава Вооруженных Сил. Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. на базе Государственного комитета по делам гражданской обороны и штаба Гражданской обороны был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С тех пор вопросы гражданской обороны находятся в ведении указанного федерального органа исполнительной власти, преобразованного в 1994 году в МЧС России.

На разных этапах своего развития гражданская оборона регулировалась соответствующей этим этапам нормативно-правовой базой. В период нахождения в ведении МЧС России сложилось современное правовое регулирование гражданской обороны, ее качественное преобразование и совершенствование.

Одно из главных условий успешного функционирования систем – наличие качественной и полной нормативно-правовой базы. «Любая деятельность по защите населения и территорий, как показывает опыт, если она не регламентирована законами государства, обречена на низкую эффективность, либо даже на угасание. Более того, признавая полезность такой деятельности и ее необходимость, органы государственной власти и управления, общественные организации, отдельные граждане не станут, как правило, относиться к ней по-настоящему ответственно и заинтересованно, если отсутствуют соответствующие законы и другие нормативные правовые акты»1.

Правовыми основами в любой сфере общественных отношений выступают соответствующие нормативные правовые акты, их самостоятельные части (главы, параграфы, статьи, пункты и т.д.) и отдельные нормы. Нормативные правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Все действующие законы группируются следующим образом:

основные законы (Конституция Российской Федерации, Конституции республик в составе Российской Федерации, Уставы иных субъектов Российской Федерации);

федеральные конституционные законы (их наличие предусмотрено непосредственно Конституцией Российской Федерации);

федеральные законы;

законы, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Видами подзаконных нормативных правовых актов являются:

Указы Президента Российской Федерации;

постановления правительства Российской Федерации и постановления правительств субъектов Российской Федерации;

приказы и другие виды актов, издаваемых в министерствах и ведомствах (директивы, инструкции, наставления и т.п.);

локальные акты (издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этой организации).

Рассмотрим наиболее важные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере гражданской обороны.

Согласно пункту 1 статьи 15 Конституции РФ, основной закон страны имеет высшую юридическую силу, прямое действие, и применяется на всей территории Российской Федерации, т.е. «ставит заслон» на пути принятия в России законов и иных правовых актов, которые ей противоречат. Согласно пункту «м» статьи 71 в ведении Российской Федерации находится оборона и безопасность. В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» гражданская оборона является ее составной частью (статья 21). Таким образом, гражданская оборона находится в федеральном ведении, что означает возможность нормотворчества исключительно федеральными органами государственной власти. В соответствии с положениями Конституции в статье 3 Федерального закона от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» закреплено: правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Среди федеральных конституционных законов, имеющих отношение к гражданской обороне, следует выделить, прежде всего, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002г. №1-ФКЗ «О военном положении», регламентирующий комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» создает правовые основы использования для обеспечения режима чрезвычайного положения различных сил и средств, в том числе органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Ключевое значение в рассматриваемой сфере занимает уже упомянутый Федеральный закон от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон о гражданской обороне), в котором определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Важно обратить внимание на редакцию определения гражданской обороны, закрепленную Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ в статье 1 закона о гражданской обороне – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В результате данного изменения гражданская оборона стала ориентироваться не только на военные действия (как это было ранее), но и на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в условиях мирного времени. Это обстоятельство, в свою очередь, привело к тому, что к деятельности в сфере гражданской обороны стал применяться значительный массив нормативных правовых актов, регламентирующих предупреждение и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Дальнейшие изменения в законе заключались в следующем. Федеральный закон от 19 июня 2007г. №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской обороне» и статью 21 Федерального закона «Об обороне» был направлен на совершенствование деятельности в области гражданской обороны и защиты населения с учетом разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. В целях расширения понятийного аппарата в сфере гражданской обороны определены понятия «мероприятия в области гражданской обороны» и «требования в области гражданской обороны». Уточнены некоторые задачи в области гражданской обороны, такие как обучение населения в области гражданской обороны, оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий, а также принципы организации и ведения гражданской обороны. В соответствии с изменившимися задачами скорректированы полномочия органов государственной власти, местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны. Предусмотрено, что персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения несут не только руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, но и руководители органов местного самоуправления. Установлено, что обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств этих организаций.

Федеральным законом от 25 ноября 2009г. №267-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации» понятие «скорая медицинская помощь» разделено на скорую медицинскую помощь, которая будет оказываться медицинскими работниками, и первую помощь, которая будет оказываться, в том числе сотрудниками пожарной охраны и спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. Кроме того, указанным Федеральным законом внесены изменения в федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне» в части замены понятия «первая медицинская помощь» на понятие «первая помощь».

Цель изменений, внесенных Федеральным законом от 27 июля 2010г. №223-ФЗ заключается в повышении эффективности мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Закон предусматривает создание сил и средств, способных эффективно и в полном объеме выполнять возложенные на них задачи мирного и военного времени, путем реорганизации войск гражданской обороны в спасательные воинские формирования МЧС России.

Важными в законе о гражданской обороне являются положения статьи 18, определяющие финансовое обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения:

- мероприятия, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти, является расходным обязательством Российской Федерации;

- мероприятия регионального уровня являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации;

- мероприятия местного уровня являются расходным обязательством муниципального образования;

- мероприятия, проводимые организациями, осуществляются за счет средств организаций.

Вопросы гражданской обороны нашли свое закрепление в целом ряде отраслевых законов. Так, в ст.32 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определено, что мероприятия по мобилизационной подготовке и гражданской обороне осуществляются заблаговременно организациями железнодорожного транспорта независимо от форм собственности. При этом ответственность за надлежащее осуществление указанных мероприятий несут руководители этих организаций.

Среди подзаконных актов особо выделяется Указ Президента РФ от 11.07.2004 №868, которым утверждено «Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В сфере гражданской обороны к основным задачам МЧС России отнесены:

1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны в пределах компетенции МЧС России;

2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны;

3) осуществление управления в области гражданской обороны;

4) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны.

Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007г. №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» закреплен порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне. В частности, определен порядок планирования гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, порядок сбора информации и обмена ею. Конкретизированы основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения следующих задач:

- обучения населения в области гражданской обороны;

- оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставления населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- обеспечения световой и других видов маскировки;

- проведения аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- первоочередного обеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе с медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, со срочным предоставлением жилья и принятием других необходимых мер;

- борьбы с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

- санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий;

- восстановления и поддержания порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время

- срочного захоронения трупов в военное время;

- разработки и осуществления мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В целях более широкого использования международного опыта, накопленного в Международной организации гражданской обороны, и координации совместных действий по проведению спасательных и неотложных восстановительных работ в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф Советом Министров - Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 22.02.1993 №142) принято предложение решение о вступлении Российской Федерации в Международную организацию гражданской обороны. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.10.2002 №735 Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции по оказанию помощи в области гражданской обороны от 22 мая 2000 г.



Постановление Правительства РФ от 03.10.1998г. №1149 «О Порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» определяет основные критерии и правила отнесения территорий к группам по гражданской обороне с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. Для территорий городов и иных населенных пунктов установлены особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне.



Постановление Правительства РФ от 29.11.1999г. №1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны: убежищ, противорадиационных укрытий, специализированных складских помещений для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочных пунктов, станций обеззараживания одежды и транспорта, а также иных объектов, предназначенных для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Статья 15 Закона о гражданской обороне закрепляет состав сил гражданской обороны, к которым отнесены:

- спасательные воинские формирования МЧС России;

- подразделения федеральной противопожарной службы;

- аварийно-спасательные формирования и спасательные службы;

- создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования;

- Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, выполняющие задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

Применение спасательных воинских формирований в мирное время осуществляется Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в военное время - на основании распоряжения Президента Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 30.09.2011г. №1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Подразделения Федеральной противопожарной службы действуют на основании Положения о ней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005г. №385.

Общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определены Федеральным законом от 22.08.1995г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Привлечение войск для ликвидации чрезвычайных обстоятельств регламентирует глава 10 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10.11.2007г. №1495.

Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000г. №841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы обучения. Так, лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:

а) руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций;

б) должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, преподаватели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» учреждений общего и профессионального образования;

в) личный состав формирований и служб;

г) работающее население;

д) обучающиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;

е) неработающее население.

Постановление Правительства РФ от 27.04.2000г. №379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» определяет порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Указанные запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При этом определено:

- запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб;

- запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты;

- запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения;

- запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.



Постановление Правительства РФ от 10.07.1999г. №782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» определяет порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее - структурные подразделения (работники) по гражданской обороне).

Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения:

а) планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;

б) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

в) обучения работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

г) создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

д) проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

е) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны.

Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих примерных норм:

а) в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек - 2 - 3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3 - 4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5 - 6 освобожденных работников;

б) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек - 1 освобожденный работник;

в) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек - работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.

Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений исполнительного органа (органа управления) организации, имеющей дочерние и зависимые хозяйственные общества, определяется в соответствии с рекомендациями, предусмотренными в примерном положении об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.

В Постановлении Правительства РФ от 16.03.2000г. №227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне» установлено, что расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от формы собственности, возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотренных им на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств. Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено выше, финансируются: бюджетными учреждениями - в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений; организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, - путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).



Постановление Правительства РФ от 21.05.2007г. №305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» осуществление государственного надзора в области гражданской обороны (в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») возложило на МЧС России и его территориальные органы.

Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:

а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;

г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;

д) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.

В правовом регулировании гражданской обороны значительная роль принадлежит приказам МЧС России. Приведем, в качестве примеров, некоторые из них.

Приказом МЧС РФ от 15.12.2002г. №583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В Правилах определен порядок учета защитных сооружений, их технического обслуживания, ремонта, требования по приведению защитных сооружений в готовность к приему укрываемых и др.

На муниципальном уровне важное значение имеет Приказ МЧС РФ от 14.11.2008г. №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», который определил организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальных образованиях и организациях. Так, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия:

по обучению населения в области гражданской обороны;

по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

по световой и другим видам маскировки;

по проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе по медицинскому обслуживанию, включая оказание первой медицинской помощи, срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых мер;

по борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению);

по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий;

по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций;

по вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

по срочному захоронению трупов в военное время;

по разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

по вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В статье 19 Закона о гражданской обороне закреплено, что неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, в статье 20.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.



Приказом МЧС РФ от 31.07.2006 №440 утверждено Примерное положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, которое разработано во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" и определяет предназначение, задачи и примерную численность структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Важное практическое значение имеет содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, которое должно обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время определен Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 №575.

Вопросы гражданской обороны закреплены не только в приказах МЧС России, они отражены и в нормативных правовых актах других ведомств: Приказ Министра обороны РФ от 21.02.2012 №333 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации», Приказ МВД РФ от 06.10.2008 №861 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России», Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.02.2009 №38 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» и др.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал