Учебное пособие для студентов высших учебных заведений



страница1/10
Дата18.10.2016
Размер2,7 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

И.Г. Гаврилец

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ

СИТУАЦИЯХ
Учебное пособие

Рекомендовано Министерством образования и науки Украины как учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Киев ЗАТ «ВШОЛ» 2006




УДК 159.91: 614.81(075.8) ББК 88.3.Я73+68.9Я73 Г 12

Гаврилец И.Г. Психофизиология человека в экстремальных ситуациях: Учебное пособие. — К: ЗАТ «ВШОЛ», 2006. — 188 с.

Данное учебное пособие дает ответы не только на теоретические вопросы, но и на практических примерах исследования экстремальных ситуаций освещает прикладное моделирование психофизиологии и безопасности граждан в жизненно опасных условиях.

Анализ исследовательских материалов, освещенных в пособии, предоставляет возможность специалистам разных профессий использовать их в своей практической деятельности.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, а также для широкого круга читателей, которых интересуют проблемы психофизиологии человека в экстремальных ситуациях.



Рецензенты:

B. И. Бондарь — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, директор института педагогики и психологии НПУ имени М. П. Драгоманова, академик АПН Украины;

C. В. Страшко — кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой медико-биологических и валеологических основ охраны жизни и здоровья НПУ имени М. П. Драгоманова;

А. В. Чекмышев — кандидат филологических наук, заместитель директора Института журналистики по научной работе КНУ имени Тараса Шевченко.

Рекомендовано Министерством образования и науки Украины как учебное пособие для студентов высших учебных заведений (Письмо № 14/18.2-143 от 23.01,2006 г.)

Все права защищены. Без письменного согласия издателя это учебное пособие или какая-либо его часть не может быть перепечатана, воспроизведена, скопирована или использована электронным, механическим либо другим способом, включая фотокопии, а также записывающие устройства.

Любые попытки нарушения будут преследоваться в судебном порядке.

ISBN 966-646-084-Х © И. Г. Гаврилец, 2006


СОДЕРЖАНИЕ


Тема 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ОЦЕНКОЙ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СТРЕССОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ 9
1.1. Понятие и виды человеческих стрессов в общей квалификации 9
1.1.1. Стресс 9
1.1.2. Оптимальный уровень стресса 12
1.2. Диагностика стрессогенных жизненных ситуаций 13
1.2.1. Стресогенные жизненные события 13
1.2.2. Стрессовые напряжения 15
1.2.3. Пять основных эмоций контакта 16
1.2.4. Коммуникации, к которым обращаются люди, пытаясь справиться с отрицательными последствиями стресса 17
1.2.5. Симптоматика посттравматического стрессового расстройства 18
1.3. Проблема критической ситуации 20
1.3.1. Взгляды ученых на понятие стресс 21
1.3.2. Классификация фрустрирующих ситуаций и типология фрустрационного поведения 22
1.3.3. Теоретические положения кризиса и критической ситуации 25
Литература 28

Тема 2. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ 29
2.1. Факторы, воздействующие на психику человека в жизненно опасных ситуациях 29
2.1.1. Преодоление психологического барьера в условиях угрозы для жизни 29
2.1.2. Воздействие опасности на психику человека 31
2.1.3. Аффективные реакции 31
2.1.4. Примеры психической неустойчивости человека в экстремальных ситуациях 32
2.2. Этапы психической адаптации и дезадаптации в экстремальных условиях 38
2.2.1. Анализ этапов психической адаптации, переадаптации, дезадаптации 38
2.2.2. Преодоление психологического барьера 40
2.2.3. Необычные психические состояния и патология 41
2.3. Варианты психофизиологической адаптации к экстремальным условиям 43
2.3.1. Психофизиологическая адаптация 43
2.3.2. Анализ изменений психического уровня 44
2.3.3. Основные защитные механизмы 46
Литература 48

Тема 3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА 49

3.1. Психогенное воздействие экстремальных условий на людей. Общие понятия стихийных бедствий, катастроф, военных конфликтов 49
3.1.1. Психогенное воздействие экстремальных условий 49
3.1.2. Общие понятия стихийных бедствий, катастроф, военных конфликтов 50
3.2. Психогенные реакции и расстройства, возникающие в экстремальных условиях при стихийных бедствиях, катастрофах и во время войны 57
3.2.1. Направление изучения психопатологических проявлений и расстройств 57
3.2.2. Краткий анализ исследований психогенных расстройств
в экстремальных ситуациях 60
3.2.3. Психогены при остро возникших жизнеопасных ситуациях 67
3.2.4. Клинические особенности психогенов при экстремальных ситуациях 71
3.3. Профилактика психогенов в экстремальных условиях 72
Литература 75

Тема 4. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПАНИКИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ 76

4.1. Виды паники и причины ее возникновения 76
4.1.1. Виды паники 76
4.1.2. Механизм развития бурной динамической паники 78
4.2. Особенности Чернобыльской радиационной паники и ее долговременные последствия 80
4.3. Динамика возникновения и развития паники в результате вне¬запного и острого воздействия экстремальной ситуации 85
Литература 90

Тема 5. ВЫЖИВАНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПРИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЯХ И КАТАСТРОФАХ 91

5.1. Безопасность и выживание во время землетрясения, цунами 91
5.1.1. Рекомендации и меры безопасности при землетрясении 92
5.1.2. Профилактические мероприятия после землетрясения 93
5.1.3. Рекомендации при угрозе цунами 94
5.2. Безопасность и выживание человека при наводнении, урагане, торнадо 94
5.2.1. Предупредительно-профилактические мероприятия и меры безопасности при наводнении 94
5.2.2. Ураганы, их структура и разрушительная сила 96
5.2.3. Торнадо и меры безопасности 98
5.3. Преодоление лавиноопасных участков. Убежища и укрытия от грозовых разрядов 99
5.3.1. Типы лавин и меры безопасности 99
5.3.2. Грозовые разряды, шаровая молния 101
5.4. Поведение человека и меры безопасности при пожарах: лесных, на транспорте и в зданиях 102
5.4.1. Меры безопасности при лесных пожарах 102
5.4.2. Меры безопасности при преодолении очага пожара в автомобиле 103
5.4.3. Прорыв сквозь пламя огня 104
5.4.4. Меры безопасности при пожарах в зданиях 105
5.4.5. Рекомендации по безопасности при пожарах в самолетах 105
5.5. Спасение и выживание человека на море 106
5.5.7. Подготовка к эвакуации 108
5.5.2. Выживание человека на море после эвакуации с корабля 108
5.5.3. Инструкции и меры безопасности по выживанию на воде с использованием плавсредств 110
5.5.4. Рекомендации медицинских работников для спасающихся на море 111
5.5.5. Защита от опасных рыб на воде 112
5.6. Необходимое снаряжение для выживания 113
5.7. Подача сигналов о бедствии и местонахождении 114
Литература 117

Тема 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ПСИХОТЕХНИКА САМОЗАЩИТЫ ЧЕЛОВЕКА В ЖИЗНЕННО ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ 118

6.1. Динамическое взаимодействие души и тела человека в основе психофизиологической подготовки 118
6.1.1. Суть восточного понимания роли индивидуального сознания в поединке 119
6.1.2. Общий смысл западного подхода человека к психофизиологической подготовке сознания для поединка 121
6.1.3. Сравнительный анализ подходов Востока и Запада к формированию навыков боевого искусства 122
6.2. Искусство управления внутренней энергией человека в жизненно опасных ситуациях 124
6.2.1. Способность состояния духа человека адекватно реагировать на угрозу 124
6.2.2. Виктимология — наука о поведении жертвы и классификация ее основных личностных особенностей 125
6.2.3. Пути преодоления страха в экстремальных ситуациях 126
6.3. Психология реального ближнего боя и особенности самозащиты 129
6.3.1. Основные методы выработки стрессоустойчивости в области психотехники рукопашного боя 129
6.3.2. Психологические особенности рукопашного боя и техники самозащиты 132
Литература 137

Тема 7. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ И ПСИХОЛОГИЯ ТЕРРОРИСТОВ. ЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ ЗАЛОЖНИКОВ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКОМ ПЛЕНУ 138

7.1. Исторические корни терроризма 140
7.2. Понятие терроризма, его классификация и виды терактов 148
7.3. Психологическая структура террористической деятельности 155
7.4. Наиболее известные террористические организации международного терроризма 164
7.5. Меры антитеррористической безопасности граждан и рекомендации по выживанию заложников в террористическом плену 173
7.6. Рекомендации для успешного проведения антитеррористической операции по освобождению заложников 179
Литература 183

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие: "Психофизиология человека в экстремальных ситуациях" подготовлено к 20-й годовщине самой трагической в мире Чернобыльской атомной катастрофы. Авария и взрыв на Чернобыльской АЭС дали понять человечеству, что ядерная энергия, которая выходит из-под контроля, не знает государственных границ. Вся мировая общественность это понимает, однако вынуждена признать факт отсутствия единой всеохватывающей системы мер безопасности человечества.

Цель написания данного учебного пособия состоит в том, чтобы сформировать общее представление о безопасности психофизиологического состояния человека в экстремальных ситуациях, которые постоянно происходят в разных местах планеты и в нашем обществе.

Природные катастрофы, военные конфликты, террористические акты, происходящие во всем мире, ставят под угрозу не только граждан регионов экстремальных последствий, но и других государств, случайно попавших в эпицентр трагедии.

Все это послужило толчком к изменению представлений о безопасности человека в экстремальных ситуациях и радикальном ее переосмысливании. Методология, которая применялась раньше для моделирования системы безопасности жизнедеятельности человека в обществе, сейчас не совсем достаточна и актуальна. Сегодня требуется поиск новых путей формирования такой системы безопасности граждан и страны, с участием всех государственных и негосударственных структур, отрабатывания механизмов взаимодействия между ними.

В связи с этим возникает необходимость создания такого научного направления, предметом исследования которого будет психофизиология и безопасность человека в экстремальных ситуациях.

В основу исследования новой дисциплины будет положен процесс моделирования безопасности человека, общества и государства в случае возникновения жизненно опасных ситуаций. Всё это значительно расширит знания и взгляды людей в этой сфере и сделает ее более доступной для научного познания. Новая дисциплина будет неразрывно связана, в первую очередь, с безопасностью общества, а также с другими дисциплинами: физиологией, психологией, экологическим и международным правом, медициной катастроф, безопасностью жизнедеятельности и др.

Учебное пособие дает ответы не только на теоретические вопросы, но и на практических примерах исследования экстремальных ситуаций освещает прикладное моделирование психофизиологии и безопасности граждан в жизненно опасных условиях.

Курс лекций учебного пособия состоит из семи взаимосвязанных тем, раскрывающих общие концепции исследования существующих проблем. Каждая лекция, в соответствии с учебной программой, подкрепляется практическими занятиями и просмотром подготовленных документальных видеофильмов по тематике экстремальных ситуаций.

Цель учебного пособия — сформировать общее представление граждан о психологии и безопасности человека в экстремальных условиях. Ознакомить с материалами исследования проблем экстремального воздействия на людей, особенностями проявления паники и психогенного состояния в результате стихийных бедствий, катастроф и террористических актов.

Анализ исследовательских материалов, освещенных в учебном пособии, предоставляет возможность специалистам разных профессий использовать их в своей практической деятельности.



Задача учебного пособия — научить студентов шире использовать полученные знания в будущей профессии, а также правильно оценивать создавшуюся жизненно опасную ситуацию и принимать экстренное оптимальное решение.

На практических занятиях необходимо закреплять теоретический материал и проводить отработку виртуальных экстремальных условий, создавая тем самым возможность в подготовке навыков по выживанию человека в эпицентре опасной зоны.

Кроме этого, в каждом учебном заведении целесообразно сформировать видеотеку по тематике экстремальных ситуаций для закрепления полученных теоретических знаний.

В предлагаемом учебном пособии изложен теоретический материал лишь в обзорном, общем плане, что не исключает дальнейшего развития этой тематики с обобщением каждой проблемы.

Надеюсь, что полученные знания и практические навыки, помогут вам в безопасности личной жизни и профессиональной деятельности.

Игорь Гаврилец
ВСТУПЛЕНИЕ

Многие ученые приходят к выводу, что ежегодное возрастание стихийных бедствий природы непосредственно связано с человеческой деятельностью. Безжалостное отношение к природным ценностям земли: вырубка лесов, загрязнение водоемов, морей и рек, горных целительных мест приводит к увеличению числа засух, наводнений и ураганов. Отрицательную роль играет также и процесс урбанизации, связанный с массовым скоплением населения в различных местах, где стихийные бедствия (землетрясения, цунами, ураганы), представляют особую опасность для людей. По данным статистики все природные катастрофы, начиная с 1970 г., уносят ежегодно в среднем 80—90 тыс. человеческих жизней. А в последнее десятилетие XX века стихийные бедствия затронули примерно два миллиарда человек, что составляет треть населения земли.

Всемирная организация здравоохранения сообщает, что жители Азии и Америки наиболее уязвимы при природных катаклизмах и чаще страдают от них, чем европейцы.

В 90-е годы отмечено 84 природные катастрофы, что в три раза больше чем в 1960-е годы, а экономический ущерб возрос в восемь раз и составил 591 млрд. долларов.

Например, ущерб, нанесенный США в 1997—98 гг. "феноменом Эль-Ниньо" (теплое течение Эль-Ниньо периодически вызывает потепление воды в восточной части Тихого океана, что влияет на океанские течения и приводит к сильному ветру и проливным дождям) составил 1,96 млрд. долларов. Такая же природная стихия нанесла ущерб Эквадору в размере 2,9 млрд. долларов, что составило 14,6% от ВВП (валового внутреннего продукта). По оценкам Всемирного банка ураган Митч (1998 г. Центральная Америка) уничтожил результаты десятилетней работы банка в этом регионе. А небывало сильные морозы зимой 2002 г. в Монголии нанесли ущерб экономике страны в 15% ВВП.

По данным центра исследований стихийных бедствий, число природных катастроф и человеческих жертв с экономическими потерями каждое десятилетие увеличивается.



В 1973 — 1982 гг. зафиксировано в мире около 1,5 тыс. катастроф (около миллиона погибших).

В 1983 — 1992 гг. количество катастроф увеличилось до 3,5 тыс. (1,2 млн. погибших).

В 1993 — 2002 гг. зафиксировано до 6 тыс. природных катастроф (620 тыс. погибших). Кроме этого, с 1990 года число пострадавших от разрушения их собственности, уничтожения сельскохозяйственных угодий, рабочих мест заметно возросло и достигло около 200 млн. За этот же период от различных вооруженных конфликтов и терактов пострадало 31 млн. человек.

Природные катастрофы мира с наибольшим количеством человеческих жертв:

1970 г. Бангладеш. Штормы и наводнения (300 тыс. жертв). 1970 г. Перу. Землетрясение (60 тыс. жертв).

1976 г. Китай. Землетрясение (250 тыс. жертв).

1978 г. Иран. Землетрясение (25 тыс. жертв).

1985 г. Колумбия. Извержение вулкана (23 тыс. жертв).

1988 г. Армения. Землетрясение (25 тыс. жертв).

  1. г. Иран. Землетрясение (50 тыс. жертв).

  2. г. Бангладеш. Тропический циклон Горки (138 тыс. жертв).

  1. г. Иран. Землетрясение (41 тыс. жертв).

  2. г. Индонезия, Индия, Шри-Ланка, Малайзия. Цунами (200 тыс. жертв).

2005 г. Индонезия. Землетрясение (около 2 тыс. жертв).

Природные катастрофы, в результате которых был нанесен наибольший материальный ущерб:

1976 г. Землетрясение в Китае (21 млн. долларов).

1980 г. Землетрясение в Италии (43 млн. долларов).

1988 г. Землетрясение в Армении (более 30 млн. долларов).

1992 г. Наводнение в Китае (около 22 млн. долларов).
1992 г. Ураган Эндрю в США (около 37 млн. долларов).

  1. г. Землетрясение в США (32 млн. долларов).

  2. г. Землетрясение в Японии (более 155 млн. долларов).

  3. 1997 г. Лесные пожары в Индонезии (около 18 млн. долларов).

1999 г. Землетрясение в Турции (20 млн. долларов).

  1. г. Землетрясение в Иране (1 млрд. долларов).

  2. г. Ураганы Чарли, Френсис, Иван и Джинн в США (28 млн. долларов).

Цунами в Индонезии, Индии, Шри-Ланке, Малайзии, Таиланде, Бангладеш, Сомали (около 2 млрд. долларов).

Самым разрушительным стихийным бедствием считается землетрясение в Китае (23 января 1556 г., местечко Шенси провинции Сиань), которое унесло свыше 830 тыс. человеческих жизней. Тектонический сдвиг привел к обвалу стен узких долин, что в считанные минуты заживо уничтожило сотни сел с жителями. Однако самой сильной природной катастрофой второго тысячелетия в современной истории считается землетрясение и цунами в Юго-Восточной Азии (26 декабря 2004 г.). Приливная волна, вызванная землетрясением силой 8,9 балла по шкале Рихтера, 10-метровой стеной накрыла побережье Индонезии, Индии, Шри-Ланки, Малайзии, Таиланда. Тектонические плиты вблизи острова Суматра сдвинулись на 30 м. Северный полюс сместился на 2,5 м, изменилась скорость вращения Земли, каждые сутки стали короче на 2,68 миллисекунды. Страшное стихийное бедствие унесло жизни более 200 тыс. человек.

Оказавшись на отдыхе в Таиланде в тот трагический день, граждане Украины (супруги Шишкины из Донецка) с ужасом вспоминают громадную разрушительную силу волн цунами, крики утопающих беспомощных людей, которых затягивало в океан вперемешку с мусором, вещами и обломками зданий. Сила каждой волны была такой, что буквально крошило здания, деревья, автотранспорт, линии электропередач. Шансов на спасение почти не было. Даже если человек хорошо плавал, то выбраться из создавшейся экстремальной ситуации было практически невозможно. Волны втягивали и швыряли людей на здания, деревья, электропровода, которые в панике и страхе теряли сознание и тонули. Уцелевшие жители острова на личных автомобилях и машинах скорой помощи помогали эвакуировать спасенных в безопасную зону.

Заслуживает особого внимания печальный факт, что несмотря на сейсмоопасную зону, система оповещения и предупреждения отдыхающих граждан о возможном стихийном бедствии местной властью Таиланда предусмотрена не была. Сотни иностранных граждан (в том числе и Украины) были брошены на произвол судьбы.

И все же, современная наука может предсказывать природные катастрофы. В том же Китае в 1974 году были спасены сотни тысяч человеческих жизней. Ученые вовремя заметили беду и люди успели эвакуироваться из опасной зоны. Количество человеческих жертв зависит не только от землетрясения, расстояния эпицентра от поверхности земли и структуры почв в этом районе, но и в значительной степени от ряда других факторов. В значительной степени на разрушительную силу влияет:

• тип и степень плотности застройки здания в пострадавшем районе;

• наличие в зоне землетрясения сложных технических сооружений (заводы, фабрики, плотины, АЭС), разрушения которых может усугубить трагическую ситуацию.

Совсем недавно цивилизованный мир имел возможность услышать, что накануне исламской революции в Иране, шах предполагал построить там на нефтедоллары двадцать атомных электростанций. Можно себе лишь представить в сейсмически опасной стране перспективу таких электростанций - это неминуемая атомная катастрофа с ужасными последствиями для всего континента.

Весьма возможно, что человечеству в целях полноценного продолжения жизни, пришло время уже в корне пересмотреть сам способ своего существования.

Ныне девять десятых технических усилий цивилизации направлены в сущности на разведдеятельность. Военные спутники позволяют уже увидеть даже знаки различия на пагонах предполагаемого противника. Акустические приборы слышат чужие субмарины на совершенно невероятных расстояниях и глубинах. На эти цели у человечества деньги есть...

Но если на самом деле человечество хочет уцелеть, то значительная часть его финансовых, научных, исследовательских, преподавательских и предупредительно-профилактических усилий должны быть направлены в ту сторону, откуда может нагрянуть страшная трагедия.

К этой важнейшей проблеме всего человечества добавляется не менее важная — проблема международного терроризма, вооруженных конфликтов, международных и захватнических войн. Здравый смысл требует направленности коллективных усилий на спасение нынешних и будущих поколений от грядущих катастроф.


ТЕМА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ

С ОЦЕНКОЙ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СТРЕССОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Жизнь в нашем современном мире, к сожалению, чрезвычайно богата экстремальными ситуациями. Бандитские нападения, террористические акты и вооруженные конфликты, аварии транспортных средств и катастрофы на промышленных предприятиях, природные катаклизмы, распад семейных отношений, драки и ссоры на бытовой почве, политические конфликты и безработица — всего не перечесть.

Чтобы научиться выбирать правильную линию поведения в таких ситуациях, а по возможности и не попадать в них, надо хорошо разбираться в психологических особенностях мышления, переживаний и поведения людей, находящихся в состоянии стресса. В этом вам помогут рассматриваемые вопросы данной и последующих лекций.

1.1. Понятие и виды человеческих стрессов в обшей квалификации

1.1.1. Стресс

Данный термин переводится с английского как "давление", "напряжение". Это понятие используют для обозначения широкого круга состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).



Стрессоры обычно делят на:

  • физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, давление и т.п.);

  • психологические (информационные и эмоциональные).

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек, несущий большую ответственность за последствия принимаемых им решений, не справляется с поиском нужного алгоритма, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе. Яркие примеры информационных стрессов дает работа операторов технических систем управления.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях угрожающих физической безопасности человека (войны, преступления, аварии, катастрофы, тяжёлые болезни и т.п.) его экономическому благополучию, социальному статусу, межличностным отношениям (потеря работы, средств существования, семейные проблемы и т.п.). Независимо от разновидности стрессов, психологи изучают те последствия, которые возникают на физическом, психологическом и поведенческом уровнях. Происходят эмоциональные сдвиги, деформируется мотивационная сфера, изменяется ход процессов восприятия и мышления, нарушается двигательное и речевое поведения. Особенно сильное дезорганизующие воздействие на человеческую деятельность производят эмоциональные стрессы, достигшие степени аффекта в той или иной его форме (импульсивной, тормозной или генерализирующей). Сила аффекта такова, что она способна тормозить любые другие психические процессы. Более того, аффекты навязывают человеку определённые стрессовые способы вынужденного выхода из экстремальной ситуации, соответствующие форме проявления аффекта. Однако подобные способы, сформировавшиеся за миллионы лет биологической эволюции (бегство, оцепенение, неуправляемая агрессия), оправдывают себя только в биологических условиях, но не в социальных! Следовательно, оптимизация психических состояний и поведения человека в экстремальных ситуациях должна предусматривать соответственную психологическую подготовку. Но если мы хотим использовать результаты лабораторных исследований стресса для выработки жизненной философии, если мы хотим избежать вредных последствий стресса и в тоже время не лишать себя радости бытия, нам следуют больше знать о природе и механизме стресса. Логично начать с того, что врачи обозначают термином стресс. По их мнению, стресс — есть неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования.

В 1972 году Всемирная организация охраны здоровья приняла такое определение "стресс". Чтобы понять это определение нужно сперва объяснить, что мы подразумеваем под словом "неспецифический". Каждое предъявленное организму требование, в каком-то смысле, своеобразно или специфично.

На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепёке мы потеем, а испарения пота охлаждает нас. Если мы съели слишком много сахара и содержание его в крови поднялось выше нормы, то часть его выделяется через почки, остаток сжигается так, что уровень сахара

в крови нормализуется. Каждое лекарство и гормоны обладают специфическим действием. Мочегонные увеличивают выделение мочи. Гормон адреналин нормализует пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин уменьшает содержание сахара.

Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти "агенты" имеют и нечто общее. Они предъявляют требования к перестройке. Эти требования неспецифичны и проходят адаптацию к возникшим трудностям.

Другими словами, кроме специфического эффекта, все "агенты" воздействующие на организм человека, одновременно вызывают и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым нормализовать состояние. Эти реакции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые действующим "агентом", — это и есть сущность стресса.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Мать, которой сообщили о гибели в бою её единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильную радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым.

Термин "стресс" часто употребляют весьма вольно, поэтому появилось множество противоречивых формулировок. В связи с этим полезно будет сказать, как не следует понимать стресс.



Стресс — это не просто нервное напряжение.

Доктор Дж. Мейсон, один из наиболее известных американских исследователей психологических аспектов биологического стресса. Он считает общим знаменателем всех стрессов — активацию "физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации, взятой в целом".

У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители являются наиболее частым стрессором. В связи с этим понятно, почему именно такие стрессоры есть причиной расстройств у пациентов психиатра.

Стресс — не всегда результат повреждения. Его стрессовый эффект зависит от интенсивности требований к приспособляемости организма. Любая нормальная деятельность — игра в шахматы и даже страстное объятие — может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда. Вредоносный или неприятный стресс называют "дистресс". Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен.

1.1.2. Оптимальный уровень стресса

Расположение и благодарность, а также их антиподы — ненависть и жажда мести — более всех других чувств ответственны за наличие или отсутствие вредного стресса (дистресса) в человеческих отношениях.

Сильные положительные или отрицательные чувства тесно связаны с условными рефлексами, которые первым начал изучать русский физиолог Иван Петрович Павлов. В отличии от врожденных безусловных реакций, условные реакции приобретаются в результате повторных сочетаний и обучения. Мы на опыте постигаем необходимость избегать всего, что выражает отрицательные эмоции или приводит к наказанию, и усваиваем те формы поведения, которые приносят поощрение и вознаграждение, то есть вызывают положительные чувства. Существует стереотипная физическая модель ответа на стресс независимо от его причины. Исход взаимодействия со средой зависит в такой же мере от наших реакций на стрессор, как и от природы этого стрессора. Нужно осуществить разумный выбор: или принять брошенный вызов и оказать сопротивление или уступить и покориться. Каждый должен тщательно изучить себя и найти уровень стресса, какое бы занятие он не избрал. Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дисстресса, вызванного отсутствием стоящего дека, либо постоянной чрезмерной перегрузкой.

Лауреат Нобелевской премии Альберт Сент-Дьерви выразил эту мысль очень чётко: "Деятельность человека направляется стремлением к счастью. Счастье — это, в значительной мере, реализация самого себя, то есть удовлетворение всех духовных и материальных запросов. Удовольствие — это удовлетворение потребности, и не может быть большого наслаждения без большой потребности. Способность создает потребность использовать эту способность".



1.2. Диагностика стрессогенных жизненных ситуаций

Мы все ясно осознаем, что внешний мир таит в себе различные угрозы нашему спокойному существованию. Наша земля мало приспособлена к радостям бытия: отрицательные события происходят не реже положительных, поводов для слез не меньше, чем для смеха. Решение многих проблем, связанных с сильными эмоциональными переживаниями, нередко зависит от умения осознавать всё, что с вами происходит. Если вы будете различать, когда вы напуганы, а когда сердиты или печальны, то сможете управлять своими чувствами, не подавляя их и не приписывая им неправильные значения.


1.2.1. Стресогенные жизненные события

В жизни человека существует целый ряд событий, которые вызывают сильные эмоциональные переживания. Эти переживания не всегда проходят бесследно.



Доктора Холмс и Рейх изучали зависимость заболеваний от разных стрессогенных жизненных событий более чем у пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьёзные изменения в жизни человека, и на основании своего исследования составили следующую шкалу, в которой каждому важному жизненному событию приписано определенное число балов в зависимости от степени его стрессогенности.

Шкала социальной адаптации

п/п

Жизненные события

Значения в баллах

1

Смерть супруги (супруга)

100

2

Развод

73

3

Разъезд (без оформления развода)

65

4

Тюремное заключение

63

5

Смерть близкого члена семьи

63

6

Травма или болезнь

53

7

Женитьба

50

8

Принудительное увольнение с работы

47

9

Примирение супругов

45

10

Уход на пенсию

45

11

Изменение в состоянии здоровья члена семьи

44


Причины стрессового напряжения

(по Буту)



  1. Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что входит в ваши обязанности.

  2. Вам постоянно не хватает времени и вы не успеваете сделать запланированное.

  3. Вы все время куда-то торопитесь.

  4. Вам начинает казаться, что ваше окружение пребывает во внутреннем напряжении.

  5. Вас беспокоит чувство сонливости, вы не можете выспаться.

  6. Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.

  7. Вы очень много курите.

  8. У вас появляется потребность к злоупотреблению алкоголем.

  9. Вам почти ничего не нравится.




  1. Дома в семье у вас постоянные конфликты.

  2. Всё время ощущаете неудовлетворённость жизнью.

  3. Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.

  4. У вас появляется комплекс неполноценности.

Как видите, для того, что бы попытаться выявить причины стресса, в первую очередь следует найти зависимость между стрессом и вызывающими его импульсами. Только так можно прийти к правильному решению.

1.2.3. Пять основных эмоций контакта

В стрессовой ситуации, когда происходит процесс адаптации к новым условиям жизни и деятельности, эмоции проявляются в виде гнева, страха, обиды. После того как процесс адаптации встречает сопротивление, эмоции чаще всего проявляются в виде дружелюбности.



Гнев физиологически проявляется в том, что вам хочется подраться. Дыхание и пульс учащаются, мускулы сжимаются и вы чувствуете неожиданный резкий прилив тепла — горячее чувство внезапного прилива крови. Будь-то вербальная или физическая борьба, а может быть короткая вспышка раздражения, но наше тело обязательно должно что-то делать, когда мы испытываем чувство гнева. И самое худшее, что мы можем сделать для себя, — это подавлять свои физиологические потребности, загонять эмоцию внутрь, искусственно успокаивать себя.

Страх появляется тогда, когда возникают у человека состояния сильной тревоги и беспокойства. Ротовая полость пересыхает, ладони становятся влажными, вы ощущаете холод и ваша кожа покрывается "мурашками". Преодолевая страх, вы также оказываете себе плохую услугу.

Обида проявляется в том случае, когда большинство из нас, осознанно или подсознательно, боится быть обиженным. Мы не хотим обижать и других, ведь главная причина не в том, что мы боимся обидеть других, а в том, что мы не хотим быть обиженными. Обида — самое трудное в выражении чувство.

Лучший способ выражения обиды — надо выговорить ее и выплакать. Невыраженная обида отрицательно может влиять на человека. Основными эмоциями контакта адаптированной личности являются эмоции доверия и любви.



Доверие проявляется в чувстве открытости. То есть вы раскрываете потайные уголки своей души и как бы говорите: вот я весь, как на ладони, смотри, я тебя не боюсь. При этом вы избавляетесь от привычной несвободы и как бы обретаете второе дыхание. Доверяя человеку, волей или неволей становитесь самим собой.

Любовь — это золотой ключ к творческому использованию всех остальных чувств. Шелли называл ее "пищей поэтов", Голдсмит — "общением между тиранами и рабами". Но ближе всех к психологически правильному определению любви был Рильке: "Любовь состоит в том, что два одиночества приветствуют друг друга".

Конечно, лучшая книга о любви — это книга Эриха Фромма. "Любовь, считает Фромм, — активное участие в жизни другого человека и принятие его таким, каков он есть".



1.2.4. Коммуникации, к которым обращаются люди, пытаясь справиться с отрицательными последствиями стресса

Американский психолог В. Сатир выделила четыре типа коммуникаций, к которым обращаются люди, пытаясь справиться с отрицательными последствиями стресса. Это заискивающий, обвиняющий, расчетливый и отстраненный типы коммуникаций. Человек обращается к этим типам коммуникаций, когда в общении он чувствует угрозу отвержения, неприятия, что ему грозит опасность. Реагируя на эту угрозу, человек, который не хочет обнаружить собственную слабость, пытается как-то скрыть ее следующими способами:

1) заискивать, чтобы другой человек не сердился;


  1. обвинять, чтобы другой считал его сильным;

  2. рассчитывать все так, чтобы избежать угрозы;

4) отстраниться настолько, чтобы игнорировать угрозу,
вести себя так, будто ее не существует.

К заискивающему типу В. Сатир относит человека миротворца.

Миротворец разговаривает в заискивающей манере, пытаясь угодить, извиняясь и никогда ни о чем не споря. Это человек согласия, говорящий так, будто он не может ничего сделать сам.

Обвинитель постоянно ищет, кто в том или ином случае виноват. Он — диктатор, хозяин, который ведет себя надменно и словно без конца упрекает: "Если бы не ты, все было бы хорошо".

Чтобы быть достойным обвинителем, необходимо говорить максимально резко и жестко, обрывать всех и вся, не давая возможности высказаться по-иному.

Расчетливый или "компьютер" очень корректен, рассудителен и не выражает никаких чувств. Такой человек кажется спокойным, холодным и собранным. Его можно сравнить с настоящим компьютером или словарем. Еолос монотонный, слова в основном носят абстрактный характер. "Компьютер" употребляет максимально длинные слова, даже если и не уверен в их значении. После первых фраз его никто больше не слушает.

Отстраненный что бы ни говорил и ни делал — все это его не касается. Он не реагирует ни на какие вопросы. Такой человек может расхаживать без причины взад и вперед, так как его внимание ни на чем не сфокусировано.

1.2.5. Симптоматика посттравматического стрессового расстройства

Человек умеет приспосабливаться к различным обстоятельствам. Но есть исключения, которые выходят за пределы нормального человеческого опыта. К таким можно отнести: войны, катастрофы, акты насилия, стихийные бедствия и др.

Чернобыльская катастрофа находится в ряду наиболее травмирующих психику человека. Но посттравматический стресс — это не только наличие травмирующего события в прошлом. Другая сторона посттравматического стресса относится к внутреннему миру личности и связана с реакцией человека на пережитые им события. Все мы реагируем по-разному: трагическое происшествие может нанести тяжелую травму одному и почти не затронуть психику другого.

Отметим симптомы, которые мы наблюдаем у лиц, пострадавших от последствий катастрофы на ЧАЭС.



  1. Притупленность эмоций. Человеку трудно установить близкие и дружеские связи с окружающими, ему недоступны радость, любовь, творческие подъемы. Многие жалуются, что после катастрофы им стало намного труднее испытывать эти чувства.

  2. Агрессивность. Стремление решать проблемы с помощью грубой силы. Хотя, как правило, это касается физического силового воздействия, но встречаются также психическая, эмоциональная и вербальная агрессивность.

  3. Нарушение памяти и концентрации внимания, вследствие чего человек испытывает трудности, когда требуется сосредоточиться или что-то вспомнить. Иногда концентрация может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовому фактору, как человек уже не в силах сосредоточиться.

  4. Общая тревожность проявляется:

  • на физиологическом уровне (ломота в спине, спазмы желудка, головные боли);

  • в психическом состоянии (постоянное беспокойство, "параноидальные" явления, необоснованная боязнь преследования);

  • в эмоциональных переживаниях (постоянное чувство страха, неуверенность в себе);

  1. Непрошенные воспоминания. В памяти человека внезапно всплывают жуткие сцены, связанные с травмирующим событием. Эти воспоминания могут возникать как во сне, так її во время бодрствования. Наяву они появляются в тех случаях, когда окружающая обстановка чем-то напоминает случившееся.

  2. Бессонница (трудности с засыпанием и прерывистый сон). Регулярное недосыпание, приводящее к крайнему нервному истощению, дополняет картину симптомов посттравматического стресса.

  3. Чувство вины (возникает чаще всего у родителей перед своими детьми за то, что они не смогли оградить их здоровье от губительного воздействия радиации).

  4. У ветеранов афганской войны наблюдаются и другие симптомы: немотивированная бдительность, взрывная реакция, приступы ярости, злоупотребление алкогольными напитками, наркотическими и лекарственными веществами, галлюцинаторные переживания, мысли о самоубийстве.

Для чего необходимо знать и анализировать симптомы различных стрессовых реакций, в том числе и посттравматических? Чтобы осознавать: вы пришли к своему нынешнему состоянию в силу ряда причин, которые можно уяснить себе, если всерьез заняться изучением картины своей жизни.

1.3. Проблема критической ситуации

Критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.).

Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия: стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.

Несмотря на описание данного вопроса в различных литературных источниках, теоретические представления о критических ситуациях развиты довольно слабо. Особенно это касается теории стресса и кризиса, где многие авторы ограничиваются простым перечислением конкретных событий, в результате которых создаются стрессовые и кризисные ситуации. Или пользуются для характеристики этих ситуаций такими общими схемами, как нарушение равновесия (психического, душевного, эмоционального), никак их теоретически не конкретизируя. Несмотря на то, что темы фрустрации и конфликта, каждая в отдельности, проработаны намного лучше, установить четкие отношения, хотя бы между двумя этими понятиями, не удается.

Исследователи, которые изучают одну из этих тем, любую критическую ситуацию подводят под излюбленную категорию так, что для психоаналитика она является ситуацией конфликта. Для последователей Г. Селье — ситуацией стресса и т.д. А авторы, чьи интересы специально не связаны с этой проблематикой, при выборе понятия стресса, конфликта, фрустрации или кризиса, исходят, в основном, из интуитивных или стилистических соображений. Все это приводит к большой терминологической путанице. В связи с этим первоочередной теоретической задачей является выделение понятийных определений критической ситуации.

Решая эту задачу, мы будем исходить из общего представления, согласно которому тип критической ситуации определяется характером состояния невозможность, в котором оказалась жизнедеятельность субъекта. А невозможность эта определяется, в свою очередь, неспособностью субъекта справится с имеющимися внешними и внутренними условиями жизнедеятельности. Эти внешние и внутренние условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость, являются теми главными пунктами, по которым мы будем характеризовать основные типы критических ситуаций и отличать их друг от друга.



1.3.1. Взгляды ученых на понятие стресс

В современных психологических работах по стрессу предпринимаются настойчивые попытки так или иначе ограничить притязания этого понятия, подчинив его традиционной психологической проблематике и терминологии.

Р. Лазарус с этой целью вводит представление о психологическом стрессе, который, в отличие от физиологической стрессовой реакции на вредность, является опосредованной оценкой угрозы и защитных процессов.

Дж. Эверилл вслед за С. Сэллсом считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, т.е. отсутствие адекватной реакции индивидуума.

Л. Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно: "употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации".

Ю. С. Савенко называет психическим стрессом состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактивизации. Этот список можно было бы продолжить, но главная тенденция в освоении психологии понятия стресса видна из этих примеров. Она состоит в отрицании неспецифичности ситуаций, порождающих стресс. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее, которое нарушает адаптацию, контроль, препятствует самоактуализации.

Понятие неспецифичности состоит не в отрицании специфического характера стимулов и ответов организма на них. Оно состоит в утверждении того, что любой стимул, наряду со своим специфическим действием, предъявляет организму не специфические требования, ответом на которые является не специфическая реакция во внутренней среде организма.

Любое требование среды может вызвать критическую ситуацию только у существа, которое не в состоянии справится ни с какими требованиями вообще, и в тоже время внутренней необходимостью жизни которого является удовлетворение любой потребности.

Итак, категориальное поле, стоящее за понятием стресса, можно обозначить термином "витальность", понимая под ним неустранимое измерение бытия, законом которого является установка на "барьеры и препятствия".

1.3.2. Классификация фрустрирующих ситуаций и типология фрустрационного поведения

Необходимыми признаками фруструющей ситуации, согласно большинству определений, является наличие сильной мотивированности в достижении цели (удовлетворить потребность) не взирая на существующие преграды, препятствующие этому достижению. В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру фрустрируемых мотивов и по характеру "барьеров". К классификациям первого рода относятся, например, приводимое А. Маслоу различение базовых врожденных психологических потребностей (в безопасности, уважении и любви), фрустрация которых носит патогенный характер, и приобретенных потребностей, фрустрация которых не вызывает психических нарушений. Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физические (например, стены тюрьмы), биологические (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность) и социокультурные (нормы, правила, запреты).

Упомянем также деление барьеров на внешние и внутренние, использованное Т. Дембо для описания своих экспериментов. Внутренними барьерами она называла те, которые препятствуют достижению цели, а внешними — те, которые не дают испытуемым выйти из ситуации. К. Левин, анализируя внешние в этом смысле барьеры, применяемые взрослыми для управления поведением ребенка, различает: физически-вещественные, социологические (орудия власти, которыми обладает взрослый в силу своей социальной позиции) и идеологические барьеры. Сочетание сильной мотивированности к достижению определенной цели и препятствий на пути к ней, несомненно является необходимым условием фрустрации, однако мы иногда преодолеваем значительные трудности, не впадая при этом в состояние фрустрации. Значит должен быть поставлен вопрос о достаточных условиях фрустрации или вопрос о переходе ситуации затрудненности деятельности в ситуацию фрустрации.

Однако в литературе по проблеме фрустрации мы не находим анализа психологического смысла этого состояния, большинство авторов ограничиваются описательными конста-тациями, что человек, будучи фрустрирован, испытывает беспокойство и напряжение, чувства безразличия, апатии и утраты интереса, вину и тревогу, ярость и враждебность, зависть и ревность и т.д. Сами по себе эти эмоции не проясняют нашего вопроса, а кроме них у нас остается единственный источник информации — фрустрационное поведение.

Может быть особенности этого поведения смогут пролить свет на то, что происходит при переходе от ситуации затруднённости к ситуации фрустрации?

Выделяют следующие виды фрустрационного поведения:

а) двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции;

б) апатия;

в) агрессия и деструкция;

г) стереопатия — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

д) регрессия, которая понимается либо как обращение к поведенческим моделям, доминированым в более ранние периоды жизни индивида, либо как примитивизация поведения (измерявшаяся в эксперименте Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина снижением конструктивности поведения) или падение


качества исполнения.

Что касается характеристики фрустрационного поведения, то монография Н. Майера отвечает на этот вопрос уже своей направленностью — "Фрустрация: поведение без цели". В своей работе Н. Майер разъяснил, что "фрустрированный человек не имеет цели" (т.е. он утрачивает целевую ориентацию). Для обоснования своей концепции Майер приводит пример, в котором двое людей, спешащих купить билет на поезд, затевают драку и оба в итоге опаздывают. Это поведение не содержит в себе цели добывания билета, причем по определению Майера, оно является не адаптированным (удовлетворяющим потребность), а фрустрационно спровоцированным поведением. В затруднительной для субъекта ситуации мы можем наблюдать формы поведения, которые соответствуют каждому из приведенных ниже типов.

Поведение первого типа, мотивосообразное и подчиненное организующей цели, заведомо не является фрустрационным. Причем в данном случае важны именно внутренние его характеристики, ибо сам по себе внешний вид поведения (будь-то безразличие субъекта, деструктивные действия или агрессия) не может однозначно свидетельствовать о наличии у него состояния фрустрации. Такое псевдофрустрационное поведение может перейти в форму поведения второго типа: умышленно закатив истерику, в надежде достичь своего, человек теряет контроль над своим поведением, так как он уже не способен остановиться и вообще регулировать свои действия.

Контроль со стороны воли утрачен, но не окончательно. Поскольку это поведение более не организуется целью, оно теряет психологический статус целенаправленного действия, но сохраняет еще статус средства реализации ее исходного мотива. Иначе говоря, в сознании сохраняется смысловая связь между поведением и мотивом, надежда на разрешение ситуации. Хорошей иллюстрацией этого типа поведения могут служить истерические реакции, которые образовались в результате "добровольного усиления рефлексов", но впоследствии стали непроизвольными. При этом, как показывают в одном из примеров наблюдения военных врачей, солдаты, страдавшие истерическими гиперкинезами, хорошо осознавали связь усиленного дрожания с возможностью избежать возвращения на поле боя.

Для поведения третьего типа характерна именно утрата связи, через которую передаётся действию смысл. Человек лишается сознательного контроля над связью своего поведения с исходным мотивом, хотя отдельные действия его остаются еще целенаправленными, он действует не "ради чего-то", а "вследствие чего-то".

Поведение четвертого типа, пользуясь термином К. Гольш-тейна, можно назвать "катастрофическим". Это поведение не контролируется ни волей, ни сознанием субъекта, оно дезорганизовано, и не состоит в содержательно смысловой связи с мотивом ситуации. В отношении последнего важно отметить, что другие возможные виды связей между мотивом и поведением (в первую очередь, "энергетические") не прерваны, поскольку, не было бы никаких оснований рассматривать это поведение в отношении фрустрированного мотива и квалифицировать его как "мотивонесообразное". Предположение, что психологическая ситуация продолжает определяться фрустри-рованным мотивом, является необходимым условием рассмотрения поведения как следствия фрустрации. Определение категориального поля понятия фрустрации не составляет затруднений.

Вполне очевидно, что оно создаётся категорией деятельности. Это поле может быть изображено как жизненный мир, главной характеристикой условий существования которого является трудность, а внутренней необходимостью этого существования — реализация мотива. Деятельное преодоление трудностей на пути к мотивообразным целям — норма такой жизни, а специфическая для него критическая ситуация возникает тогда, когда трудность становится непреодолимой, т.е. переходит в невозможность.

1.3.3. Теоретические положения кризиса и критической ситуации

Хотя проблематика кризиса индивидуальна, в жизни она всегда была в поле внимания гуманитарного мышления, в том числе, психологического. В качестве самостоятельной дисциплины, развиваемая в рамках превентивной психиатрии, теория кризисов появилась на психологическом горизонте сравнительно недавно. Ее начало принято вести от замечательной статьи Э. Линдеманна, посвященной анализу острого горя. Исторически на теорию кризисов повлияли в основном три интеллектуальных критерия:



  • теория эволюции и ее приложения к проблемам общей, а также индивидуальной адаптации;

  • теория достижения и роста человеческой мотивации;

  • подход к человеческому развитию с точки зрения жизненных циклов и интерес к совпадению с экстремальными стрессами.

Среди идейных истоков теории кризисов называют также психоанализ (такие его понятия, как психическое равновесие и психологическая защита), некоторые идеи К. Роджерса и теорию ролей.

Что касается конкретных теоретических положений этой дисциплины, то они преимущественно воспроизводят то, что нам уже известно из теорий других типов критических ситуаций. Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса, поенные конфликты, стихийные бедствия, крупные аварии, катастрофы и т.д.

Теоретически жизненные события квалифицируются как ведущие к кризису, если они создают потенциальную или актуальную угрозу, удовлетворение фундаментальных потребностей. При этом ставят проблему перед индивидом, от которой он не может уйти и разрешить в короткое время привычным способом.

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса:



  • первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;

  • дальнейшее возрастание напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;

  • еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

• если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности. Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего пути, жизненного замысла. Психологическим "органом", проводящим замысел сквозь неизбежные трудности и сложности мира, является воля.

Воля — это орудие преодоления "умноженных" друг на друга сил трудности и сложности.

Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной (не в данный изолированный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфическая для этой плоскости жизнедеятельности критическая ситуация-кризис.

Как и в случаях фрустрации и конфликта, можно выделить два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации внутренней необходимости жизни.

Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти, сохранившим существенным свой жизненный замысел и удостоверившим свою самотождественность.

Ситуация второго рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания этой невозможности — метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового смысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа Я.

Итак, каждому из понятий, фиксирующих идею критической ситуации, соответствует особое категориальное поле, задающее нормы функционирования этого понятия, которые необходимо учитывать для его критического употребления. Такое категориальное поле в плане онтологии отражает особое измерение жизнедеятельности человека, обладающее собственными закономерностями и характеризующееся присущими ему условиями жизнедеятельности, типом активности и специфической внутренней необходимостью. Сведем все эти характеристики в таблицу.


Типология критических ситуаций


Онтологическое поле

Тип активности

Внутренняя необходимость

Нормальные условия

Тип

критической

ситуации


Витальность

Жизнедеятельность организма

Удовлетворение жизнедеятельностью

Непосредственная данность

жизненных благ



Стресс

Отдельные жизненные отношения

Деятельность

Реализация мотива

Трудность

Фрустрация

Внутренний мир

Сознание

Внутренняя согласованность

Сложность

Конфликт

Жизнь как целое

Воля

Реализация

жизненного

замысла


Трудность и сложность

Кризис

Данная типология дает возможность более дифференцированно описывать экстремальные ситуации.

Таким образом, критические ситуации имеют сложную внутреннюю динамику, в которой они взаимовлияют друг на друга через внутреннее состояние, внешнее поведение и его объективные следствия. Скажем, затруднения при попытке достижения цели в силу продолжительного неудовлетворения потребностей, могут вызывать нарастание стресса, которое, в свою очередь, отрицательно скажется на осуществляемой деятельности и приведет к фрустрации. Далее агрессивные побуждения или реакции, порожденные фрустрацией, могут вступить в конфликт с моральными установками субъекта, конфликт вновь вызовет увеличение стресса и т.д.

Основная проблематичность критической ситуации может мри этом смещаться из одного "измерения" в другое.

Кроме того, с момента возникновения критической ситуации, начинается психологическая борьба с нею процессов переживания, и общая картина динамики критической ситуации еще более осложняется этими процессами, которые могут лишь ухудшить состояние человека.

Необходимо подчеркнуть практическое значение рассмотренных понятий. Они способствуют более точному описанию характера критической ситуации, в которой оказался человек, а от этого во многом зависит правильный выбор стратегии психологической помощи ему.

Контрольные вопросы и задания


  1. Понятия и виды человеческих стрессов?

  2. Раскройте шкалу социальной адаптации стрессогенных жизненных событий.

  3. Какие вы знаете признаки и причины стрессового напряжения ?

  4. Дайте понятие симптоматики посттравматического стрессового расстройства.

  5. В чем состоит проблема критической ситуации?

  6. Раскройте классификацию фрустрирующих ситуаций и типологию фрустрационного поведения.

Литература

  1. Василюк Ф. Е. Психология переживания. — М., 1984. — С. 31-49.

  2. Волович В. Г. С природой один на один: О выживании человека в экстремальных условиях. —М.: Воениздат, 1989. — 348 с.

  3. Ганс Селье. Когда стресс не приносит горя. — М., 1992. -С. 104-4 09, 116-435.

  4. Коледа С, Драчёв П. Выживание. — Минск: Лазурас,

1996. -464 с.

  1. Пергаменщик Л. А. Список Робинзона. — Мн.,1996. — С. 9-31, 94-98.

  2. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979. — 124 с.

  3. Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма. — М.: Наука, 1988. -172 с.

  4. Цигульска Т. Ф. Загальна та прикладна психологія. — К., 2000. -С. 158^82.

  5. Шапиро Д. Конфликты и общение — Кишинев: ARC,

1997. -320 с.

10. Воля выжить: Сборник, т. 1-2. — К.: Хэда плюс, 1998.


Т. 1 -223 с, Т. 2. -272 с.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Рабочая программа учебной дисциплины компьютерные технологии в полиграфии 2014г
2016 -> Международный банк Санкт-Петербурга. Объединяя лидеров Санкт-Петербургский Международный коммерческий банк (пмкб)
2016 -> Cmos, 8-ми разрядный, 32 м выборок/с, ацп с функцией выборки
2016 -> Семинар по аудиовизуальной антропологии «Традиционная культура в посттрадиционном обществе: вопросы адаптации»
2016 -> Образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки: 11. 03. 03 «Конструирование и технология электронных средств»
2016 -> Кодекс приднестровской молдавской республики
2016 -> Исследование нормативного обеспечения и деятельности Координационных межведомственных Комиссий по противодействию распространения вич/спид в регионах России


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал