Учебное пособие основы обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени



страница1/6
Дата23.10.2016
Размер1,05 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6


Курсы гражданской защиты

Копейского городского округа

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ




ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.

Копейский городской округ

2009 г

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


Настоящее учебное пособие предназначено для использования в учебном процессе при подготовке и обучении должностных лиц, руководителей и работников органов государственной власти и управления, специально уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты от ЧС, персонала учреждений, предприятий, организаций.

В основу пособия положены требования действующего законодательства по повышению устойчивости функционирования организаций и объектов экономики в современных условиях. В пособии отражены организация и порядок проведения исследований по устойчивости работы организации и объекта. Дана методика оценки устойчивости к воздействию различных поражающих факторов. В пособии приводятся образцы подлежащих разработке на объектах планов, положений, приказов, распоряжений и др. документов, предусматривающих направления и мероприятия по подготовке организаций и объектов экономики к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях.

Составители: Начальник курсов ГЗ Копейского городского округа Романов В.П., преподаватели Мошнина И.Н., Букраба Н.С.



СОДЕРЖАНИЕ.


Стр.





Введение

5

I

Общие положения по повышению устойчивости функционирования объектов экономики при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

7

II

Комиссия по повышению устойчивости функционирования объекта.

10

III

Исследование устойчивости функционирования объекта при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

12

IV

Основные направления и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивости функционирования объекта.

17

V

Декларирование промышленной безопасности.

22




Заключение

30




Приложения

31


ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон РФ № 68-ФЗ от 21.12.94 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Федеральный закон РФ № 28-ФЗ от12.02.98 г. «О гражданской обороне Российской Федерации».


  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

  2. «Об утверждении положения «О федеральном горном и промышленном надзоре» от 18.02.1993 г. № 234.

  3. «Рекомендации по повышению устойчивости функционирования объектов экономики муниципальных образований (муниципального района, городского округа) на территории Приволжско-Уральского региона». Приволжско-Уральский региональный центр по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2006г.

  4. «Устойчивость функционирования объекта в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени». Библиотечка «Военные знания», Москва, 2005г.

  5. Учебник для педагогических институтов «Гражданская оборона» – М.: Просвещение, 1981.

  6. Учебник для ВТУЗ «Гражданская оборона» – М.: Высшая школа, 1987.

  7. Гражданская оборона на объектах сельскохозяйственного производства – М. 1984.

  8. Наставления по организации и ведению гражданской обороны в городском (сельском) районе и на промышленном объекте народного хозяйства – М.: 1976.

  9. Дуриков А.И. «Оценка радиационной обстановки на объекте народного хозяйства».

  10. Савастьянов Г.Г. «Методика оценки радиационной и химической обстановки по данным разведки». 1985 г.



В В Е Д Е Н И Е
Развитие человеческого общества достигло такого этапа, на котором от нормального функционирования экономики, комунально-энергетического хозяйства городов, транспорта напрямую зависит жизнеспособность населения городов, населённых пунктов и страны в целом.

Так, например, перебои в работе транспорта влекут за собой перебои в снабжении населения продовольствием и другими видами жизнеобеспечения. Остановка или снижение ритма движения транспорта оказывают существенное влияние на функционирование промышленных предприятий и различных по роду деятельности организаций.

В свою очередь перебои в работе промышленных предприятий, систем коммунально-энергетического хозяйства приводят к дальнейшему ухудшению работы транспорта и других звеньев городского хозяйства.

Образуется замкнутый цикл взаимоувязанных по своей производственной деятельности звеньев, выход из строя хотя бы одного из которых может нарушить функционирование городского или объектового хозяйства, а в ряде случаев и целого региона.

Причинами сбоя нормального функционирования городского или объектового хозяйства могут быть различные чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, а в военное время – применение современных средств поражения. Уместно помнить и об участившихся случаях террористических актов, в результате которых имеются человеческие жертвы, нарушаются производственные процессы, наносится большой материальный ущерб.

Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед органами исполнительной власти всех уровней, является предупреждение возникновения ЧС мирного времени и ослабление их последствий, а также снижение ущерба при вооружённом нападении на территорию государства. В декабре 1994 года был принят Федеральный закон № 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», в соответствии с которым на территории России была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (РСЧС). Она предусматривает осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивого функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС.

В 1998 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 28 «О гражданской обороне». Этим законом определены основные задачи по защите населения и территорий в военное время. Одна из них – это разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Совершенно очевидно, что руководителям органов исполнительной власти всех уровней, руководителям всех объектов, независимо от форм их собственности, надлежит разрабатывать и выполнять мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики от воздействия поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени. Наряду с этим стоит задача: восстановление объектов в случае получения ими повреждений или разрушений в ЧС мирного и военного времени. Для решения этих задач необходимо проведение в мирное время целого комплекса соответствующих мероприятий.



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.
В нашей стране большая часть существующих объектов экономики проектировалась и строилась несколько десятков лет назад. За минувшие годы эти объекты подверглись износу, естественному «старению». Кроме того. за десятки лет в некоторых регионах изменился климат, усилилось влияние потенциально опасных объектов на окружающую природную среду, изменилась технология производства и т.д. Иными словами претерпели существенные изменения те исходные данные, в соответствии с которыми определялись расчётные нагрузки на конструктивные элементы, а также иные параметры, по которым проектировались промышленные объекты, инженерные и технологические коммуникации.

Указанные изменения не могли не отразиться на защите объектов от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Иными словами – на устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях. Что же такое устойчивость?



Устойчивость функционирования объекта в ЧС – это способность объекта выполнять свои функции (планы, программы) в условиях возникновения ЧС, применения противником средств поражения, террористических актов и восстанавливать нарушенное производство в минимально короткие сроки.)

Каждый объект экономики в зависимости от характеристики технологических процессов, вида и объёмов выпускаемой продукции, месторасположения и других особенностей имеет свою специфическую структуру. Однако практически каждый объект структурно состоит из комплекса административных и производственных зданий, сооружений топливно-энергетического хозяйства, коммунально-энергетических и технологических систем и сети связи, отдельно стоящих технологических установок, складского хозяйства.

При возникновении ЧС возможен выход из строя одного или нескольких элементов объекта, что, в свою очередь, оказывает влияние на всю его инфраструктуру.

Наиболее опасными поражающими факторами для производственного комплекса объекта являются ударная волна, образующаяся при взрывах газовоздушной, паровоздушной смесей, ядерном взрыве или взрывах обычных взрывчатых веществ, световое излучение, образующееся при взрывах, а также тепловое воздействие при пожарах.

Именно в военное время положение многократно усугубляется и объекты, попавшие в сферу воздействия современных средств поражения, часто надолго будут выходить из строя.

Однако непосредственное воздействие поражающих факторов современного оружия коснется только небольшого числа объектов экономики. Многие же другие объекты, отстоящие на сотни километров от районов применения ОМП, но связанные с пострадавшими заводами-поставщиками, также вынуждены прерывать свою деятельность, не получая от последних комплектующих изделий, сырья и т.п.

Устойчивость функционирования объекта зависит от целого ряда факторов, в том числе от физической устойчивости его элементов к воздействию ЧС мирного и военного времени, защиты персонала объекта, наличия надёжных производственных связей, подготовки объекта к восстановлению и др.

Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования объекта предусматриваются на стадии проектирования объекта и включаются в состав проектно-сметной документации.

Эти мероприятия разрабатываются согласно требованиям федеральных руководящих и нормативных документов, в т.ч. СНиП 2.01.51.-90 «Инженерно-технические мероприятия ГО», и ведомственных нормативных документов.

В соответствии с требованиями руководящих и нормативных документов должны предусматриваться следующие мероприятия по устойчивости функционирования объектов:


  • рациональная застройка и размещение объектов экономики на территории субъектов Федерации, города, а также рациональное размещение зданий и сооружений на территории объекта;

  • обеспечение защиты персонала объектов;

  • повышение надёжности работы коммунально-энергетических и инженерно-технологических систем объектов;

  • исключение или ограничение возможности образования вторичных факторов поражения (пожаров, взрывов и т.д.)

  • обеспечение надёжности систем управления объектов;

  • обеспечение надёжных производственных связей и материально-технического снабжения;

  • подготовка перевода коммунально-энергетических и инженерно-технологических систем объектов экономики на аварийный режим работы и упрощённые технологии для военного времени;

  • подготовка к восстановлению коммунально-энергетических систем объектов, а также нарушенного производства на объектах.

Все эти мероприятия, как уже отмечалось, должны быть предусмотрены в проектном решении на строительство или реконструкцию объектов.

Ответственность за выполнение мероприятий по устойчивости функционирования территорий и объектов несут соответствующие руководители.



По истечении определённого периода времени или в связи с какими-либо изменениями необходимо предусматривать проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов при ЧС мирного и военного времени.

Повышение устойчивости функционирования объекта при ЧС мирного и военного времениэто комплекс организационных, инженерно-технических и специальных, технологических мероприятий, осуществляемых на объекте с целью снижения риска возникновения ЧС, защиты персонала объекта, снижения ущерба от их возникновения, от применения противником средств поражения и террористических актов, а также восстановления нарушенного производства в сжатые сроки.

Повышение устойчивости функционирования (ПУФ) объекта включает комплекс следующих мероприятий:

  • организационные (связанные с планированием выполнения мероприятий по ПУФ объекта, разработкой соответствующих нормативных документов);

  • инженерно-технические (связанные с мероприятиями по защите персонала объекта и населения в прилегающей к объекту территории);

  • специальные (связанные с мероприятиями по подготовке объекта к работе при угрозе ЧС и его восстановлению).

Каковы пути повышения устойчивости функционирования объекта?

    1. Заблаговременное проведение мероприятий по ПУФ объекта, т.е. при повседневной готовности объекта.

    2. Проведение мероприятий по ПУФ объекта при угрозе возникновения ЧС мирного и военного времени.

    3. Подготовка объекта к восстановлению после ликвидации последствий ЧС.

Мероприятия по ПУФ объекта должны проводиться по следующим основным направлениям:

  • рациональное размещение зданий, сооружений, коммуникаций на территории объекта;

  • защита персонала объекта и населения в прилегающей территории;

  • защита инженерно-технического комплекса объекта от поражающих факторов ЧС, современных средств поражения и повышение их стойкости к их воздействиям;

  • перевод объекта на современные безопасные технологии и внедрение систем контроля и управления производством;

  • организация надёжных производственных связей и материально-технического снабжения на объекте;

  • подготовка объекта к переводу на аварийный режим работы;

  • подготовка к восстановлению нарушенного производства;

  • обеспечение технологической дисциплины, маскировки и охраны объекта.

Уместно напомнить, что в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 в число основных задач, стоящих перед РСЧС, входит: «осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях».

Вопросами подготовки объекта к функционированию в условиях ЧС должна заниматься специально созданная комиссия по повышению устойчивости функционирования объекта.



II. КОМИССИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА.
Комиссия по повышению устойчивости функционирования объекта является постоянно действующим органом.

Она создаётся приказом руководителя объекта об организации работы по ПУФ. Приказом руководителя предприятия определяется её структура, состав и задачи комиссии, утверждается Положение о комиссии, определяются группы специалистов для проведения исследовательской работы по опре­делению состояния устойчивости предприятия. Комиссия создаётся из наиболее подготовленных и опытных специалистов и возглавляется главным инженером объекта. В зависимости от специфики производственной деятельности и численности производственного персонала объекта комиссия по ПУФ объекта может создаваться в виде самостоятельной постоянно действующей комиссии или подкомиссии (группы), действующей в составе КЧС и ОПБ объекта. В отдельных случаях комиссия по ПУФ объекта может объединяться с пожарно-технической комиссией объекта.



Основными задачами комиссии по ПУФ являются:

  1. Организация разработки и планирования мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта.

  2. Организация и проведение исследовательских работ по оценке уязвимости производства на объекте от ЧС мирного и военного времени.

  3. Координация выполнения мероприятий по ПУФ на территории объекта.

  4. Осуществление контроля за проведением мероприятий по ПУФ в структурных подразделениях объекта.

  5. Организация подготовки руководящего состава и персонала объекта по вопросам ПУФ.

  6. Организация и проведение учений и тренировок с персоналом по ПУФ на объекте.

Примерная структура комиссии по ПУФ объекта следующая:

Председатель комиссии – главный инженер объекта;

Заместитель председателя комиссии – заместитель руководителя объекта по производству.

Члены комиссии:

Заместитель руководителя объекта по экономическим вопросам (главный экономист);

заместитель руководителя объекта по коммерческим вопросам (материально-техническому снабжению);

заместитель руководителя объекта по капитальному строительству;

главный технолог;

главный механик;

главный энергетик;

начальник штаба по делам ГОЧС;

начальник отдела труда и техники безопасности;

начальник пожарной охраны объекта;

Примерный перечень документов комиссии по ПУФ объекта:

приказ руководителя о создании комиссии;

Положение о комиссии;

функциональные обязанности на каждого члена комиссии;

планы работы комиссии;

протоколы заседания комиссии;

материалы исследовательской работы по определению устойчивости функционирования организации (предприятия);

протокол аттестации по устойчивости функционирования организации (предприятия);

перспективный план повышения устойчивости;

годовой план повышения устойчивости;

план-график наращивания мероприятий по ПУФ организации (объекта);

другие документы.


Одной из важнейших задач комиссии по ПУФ объекта является организация проведения исследований устойчивости функционирования объекта при ЧС мирного и военного времени.

III. ИССЛЕДОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА ПРИ ЧС МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.
Исследования устойчивости функционирования объекта при ЧС мирного и военного времени должны проводиться не реже одного раза в пять лет.

Главной целью проведения исследований устойчивости является прогнозирование возникновения ЧС мирного времени и военного характера на 5-10 лет, характер их воздействия на объект в целом, выявление наиболее уязвимых элементов во всех системах и структурных звеньях объекта. На основании материалов исследований разрабатывается комплекс организационных, инженерно-технических, специальных мероприятий по ПУФ объекта.

Проведение исследования устойчивости функционирования объекта организует комиссия по ПУФ с привлечением, при необходимости, научно-исследовательских и проектных организаций.

Исследование может проводиться и силами объекта. В этом случае оно проводится, как правило, в три этапа:



  • 1 этап – организационный,

  • 2 этап – исследовательский,

  • 3 этап – разработка и планирование мероприятий по повышению устойчивости работы объекта.

На первом этапе проводятся мероприятия, направленные на организацию исследований. С этой целью определяются цели исследований, объёмы исследовательских работ, необходимые силы и средства для их выполнения.

Создаются расчётно-исследовательские группы на базе служб и подразделений объекта. Эти группы возглавляются главным инженером, главным механиком, другими главными специалистами и руководителями служб и подразделений объекта.

Исследованием устойчивости работы цехов и других подразделений руководят их начальники, которые в свою очередь включаются в группу руководителя исследований, возглавляемую главным инженером объекта- председателем комиссии по ПУФ.

Проведение исследований регламентируется внутриобъектовыми документами, которые разрабатываются комиссией по ПУФ, техническими службами и отделами (секторами), а также специально назначенными лицами по ГО и ЧС, как правило, работниками штаба ГО и ЧС объекта.



К таким документам относятся:

  • приказ руководителя объекта,

  • план проведения исследований и

  • задания расчетно-исследовательским группам.


В приказе руководителя объекта должно быть отражено:

  • цель исследований и сроки их проведения;

  • объём предстоящих работ (перечень структурных подразделений, систем и элементов объекта, устойчивость функционирования которых подлежит исследовать),

  • состав расчетно-исследовательских групп по направлениям исследований (группа руководителя, начальника отдела капстроительства, главного механика, главного технолога и т.д.),

  • вид отчётности и сроки её представления,

  • контроль за проведением исследований.

План проведения исследований должен содержать перечень всех мероприятий, проводимых в ходе исследований с указанием сроков их проведения, ответственных исполнителей и вида отчетности.

Задания расчетно-исследовательским группам выдается каждой исследовательской группе. Оно должно охватывать перечень вопросов, подлежащих исследованию с указанием сроков выполнения по промежуточным этапам, а также возможные максимальные значения поражающих факторов, возникающих при ЧС.

Организационный этап заканчивается проведением руководителем объекта совещания с исполнителями, на котором исполнители получают основные указания о порядке предстоящих исследований, изучении методики оценки устойчивости, проведении инженерных расчетов и разработке мероприятий по повышению устойчивости элементов и систем объекта.



На втором этапе расчетно-исследовательские группы или комиссия по ПУФ определяют факторы, влияющие на устойчивость работы объекта, и оценивают устойчивость объекта в целом и устойчивость работы отдельных элементов и систем объекта.

В ходе второго этапа производится оценка устойчивости функционирования объекта при чрезвычайных ситуациях по следующим направлениям:



  • определение вероятности и причин возникновения ЧС и оценка их влияния на жизнедеятельность объекта;

  • оценка физической устойчивости основных технологических элементов объекта;

  • оценка надежности защиты персонала объекта;

  • определение устойчивости системы управления;

  • оценка надежности материально-технического снабжения и производственных связей;

  • определение готовности объекта к восстановлению;

  • прогноз устойчивости функционирования объекта в целом.

Рассмотрим порядок исследования устойчивости функционирования объекта в ЧС мирного и военного времени.



  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал