Указом Президента РФ от 12. 06. 2014 №426 в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению 2015 год в России объявлен Годом литературы



Скачать 53,76 Kb.
Дата24.10.2016
Размер53,76 Kb.
ТипПрограмма


Методические рекомендации

по проведению урока в общеобразовательных организациях Мурманской области, посвященного открытию Года литературы в Российской Федерации
Настоящие методические рекомендации разработаны для проведения уроков, посвященных Году литературы в Российской Федерации, в общеобразовательных организациях Мурманской области. Методические рекомендации адресованы руководящим и педагогическим работникам.

Указом Президента РФ от 12.06.2014 № 426 в целях  привлечения внимания общества к литературе и чтению 2015 год в России объявлен Годом литературы.Как отметил глава государства на Церемонии вручения Государственных премий в июне 2014 года, «язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ».

Основной задачей проведения в Российской Федерации Года литературы является повышение интереса к чтению у подрастающего поколения, возвращение России многочисленных и образованных читателей, создание условий для интенсификации процессов чтения.

Программа международных исследований PISA (Program for International Student Assessment) дает определение читательской грамотности как способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Анализ результатов участия 15-летних школьников в Программе международных исследований PISA показал, что уровень читательской грамотности российских учащихся невысок.

В целях повышения читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях, роста читательской активности Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения» на 2007 – 2020 годы.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определят традиционным источником нравственности базовые национальные ценности, среди которых важнейшее место отведено искусству и литературе. Задача педагогических работников совместно с родителями и иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни организовать «обращение обучающихся к содержанию произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры, фольклора русского народа»1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования нового поколения направлены на достижение результатов освоения образовательной программы от формирования потребности в систематическом чтении, а также достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской грамотности учащимися, осознания значимости чтения для личного развития в начальной школе до обеспечения сформированности устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним у старшеклассника.

В январе 2015 года во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации проводится урок, посвященный Году литературы в Российской Федерации.

Цель урока – приобщение учащихся к базовым национальным ценностям, формирование у учащихся осознания уникальности русской литературы, системы социальных ориентиров, позволяющих школьникам осуществлять осознанный нравственный выбор.

Задачи урока:



  1. Привлечение внимания учащихся к литературе и культуре как важным факторам сохранения и развития духовных традиций и ценностей, укрепления связи поколений.

  2. Развитие у учащихся общеобразовательных организаций интереса к изучению русского языка и литературы, отечественной истории и культуры.

  3. Воспитание чувства патриотизма, уважения к русскому языку, русской литературе, отечественной истории и культуре.

Формы проведения урока, посвященного Году литературы в Российской Федерации, могут быть разнообразными: встречи с писателями и поэтами Кольского Севера; дискуссии о важности и значимости чтения для человека; литературные квесты; флешмоб «Читать – это модно!»; урок-гостиная; «путешествия» с героями известных книг по станицам детской и юношеской литературы; заочная экскурсия по литературным местам России; литературоведческий турнир; викторины, познавательные, ролевые игры и инсценировки литературных произведений.

При планировании мероприятий, посвященных Году литературы в Российской Федерации нужно учитывать, что в 2015 году будут отмечаться юбилейные даты в области русской и зарубежной литературы:

15 января - 220 лет со дня рождения писателя, дипломата А.С. Грибоедова;

29 января - 155 лет со дня рождения писателя А.П. Чехова;

10 февраля – 125 лет со дня рождения поэта, прозаика и переводчика Б.Л. Пастернака;

2 марта - 215 лет со дня рождения поэта Е.А. Баратынского;

2 апреля – 210 лет со дня рождения датского писателя Г.Х. Андерсена;

16 мая – 105 лет со дня рождения поэтессы О.Ф. Берггольц;

21 мая – 750 лет со дня рождения Данте Алигьери;

24 мая – 110 лет со дня рождения писателя М. А. Шолохова;

24 мая – 75 лет со дня рождения поэта, драматурга, переводчика И. А. Бродского;

21 июня – 105 лет со дня рождения поэта А. Т. Твардовского;

3 октября – 120 лет со дня рождения поэта С. А. Есенина;

22 октября – 145 лет со дня рождения писателя И. А. Бунина;

28 ноября – 100 лет со дня рождения К. М. Симонова.

Обращаем внимание на календарь значимых событий в рамках Года литературы:

10 февраля - День памяти А.С. Пушкина;

21 февраля - Международный день родного языка;

3 марта – Всемирный день писателя;

4 марта - День православной книги;

21 марта - Всемирный день поэзии;

24-30 марта – Неделя детской и юношеской книги;

2 апреля – Международный день детской книги; (установлен ЮНЕСКО в 1967 в день рождения Г.Х. Андерсена);

23 апреля – Всемирный день книги и защиты авторского права (объявлен ЮНЕСКО 19 апреля 1996 года в память трех гениев мировой литературы - У. Шекспира, М. Сервантеса и Инки Гарсиласоде ла Веги);

24 мая – День славянской письменности и культуры;

27 мая – Общероссийский день библиотек;

6 июня – Пушкинский день России;

6 июня – День русского языка.

При подготовке урока, посвященного Году литературы в Российской Федерации необходимо учитывать, что Год литературы проводится совместно следующими организациями: Союз российских писателей, Союз писателей России, Профессиональный союз писателей России, Союз переводчиков России, Союз журналистов России, Российский союз профессиональных литераторов, Союз писателей ООН, а также Литературные объединения регионов России и другими творческими организациями.

Материалы о проведении Года литературы в Российской Федерации размещены на Интернет-порталах: Чтение – 21 (http://chtenie-21.ru/year_of_literature/9875), «Год литературы в Российской Федерации - 2015» (http://www.god-literatury.ru/). Для подготовки урока графическое оформление, эмблему и логотип Года литературы можно скачать со следующих источников:god-literatury.jpg, god-literatury.psd , god-literatury.pdf.



В целях поддержки, развития и популяризации литературы, развития интереса к чтению совместным приказом Министерства образования и науки Мурманской области, Комитета по культуре и искусству Мурманской области от 03.10.2014 №1889/401 утвержден Комплекс мероприятий, посвященных Году литературы в Российской Федерации, в Мурманской области на 2014 - 2015 годы.


1 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал