Уполномоченного по правам человека в липецкой области



страница1/9
Дата26.10.2016
Размер1,6 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ДОКЛАД

УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ЗА 2013 ГОД

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ

3

  1. ПРАВО БЫТЬ УСЛЫШАННЫМ

5

  1. СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЩЕНИЙ

20

  1. ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ВЛАСТИ И ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ




25

  1. ТРУДОВЫЕ ПРАВА

36

  1. ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ

55

  1. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖКХ

67

  1. ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

82

  1. ПРАВО НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ

118

  1. ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

132

  1. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА РАБОТНИКАМИ ПОЛИЦИИ

147

  1. ПРАВА ОСУЖДЁННЫХ

157

  1. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВА ДЕТЕЙ

163

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

190


ВВЕДЕНИЕ

В соответствии со ст. 28 Закона Липецкой области от 27августа 2001 г. № 155 «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» Уполномоченный по правам человека в Липецкой области ежегодно готовит доклад, отражающий актуальные вопросы реализации конституционных прав и свобод жителей Липецкой области.

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2013 году основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обращениях граждан. В докладе использованы материалы заседания администрации Липецкой области «Об итогах социально-экономического развития Липецкой области в 2013 году и задачах на 2014 год», коллегий, совещаний подразделений администрации области, информация прокуратуры Липецкой области, Общественной палаты региона, некоммерческих объединений, социологические исследования ведущих российских агентств, публикации в центральной и местной печати, электронных СМИ и т.д. В документе содержатся количественные и качественные характеристики обращений граждан к Уполномоченному, информация о негативных событиях, которые повлекли за собой нарушения прав, а также информация о мерах, принятых Уполномоченным для восстановления справедливости.

Предлагаемое исследование не претендует на всеобъемлющий анализ ситуации в области прав человека. Его цель - объективно изложить проблемы, характеризующие состояние (реализацию) прав человека, показать механизм работы Уполномоченного, методику выполнения функций, возложенных на него областным законодательством, огласить рекомендации в сфере защиты прав человека.

Доклад отражает состояние государственной дисциплины во всем, что касается исполнения органами власти и должностными лицами обязательств государства по соблюдению прав человека. В этой работе оценивается эффективность демократических механизмов осуществления властных полномочий, соответствие законодательства и практики его применения общепризнанным стандартам.

Уполномоченный выражает надежду, что публичное освещение в докладе состояния дел с соблюдением прав человека станет основанием для адекватного реагирования органов государственной власти, правоохранительных и правоприменительных органов.



ПРАВО БЫТЬ УСЛЫШАННЫМ

2013 год выдался щедрым на события. Не все из них воспринимались одинаково. Время расставит точки над i. Мы же пока выделим главное: накал политических страстей и, самое важное, растущие требования к правам человека. Минувшие дни отличались высоким динамизмом. Люди с повышенным вниманием обсуждали и природные катаклизмы, и поведение взбалмошных девчонок в Православном Храме. На этом фоне набирал обороты так называемый процесс «закручивания гаек», принимались законы, вызывавшие неоднозначные оценки граждан, разворачивалась работа по выполнению «майских» Указов Президента. Россия всем миром боролась с наводнением на Дальнем Востоке, обсуждала национальную и миграционную политику, отмечала юбилей Конституции РФ и готовилась к Олимпиаде.

На этом ярком, безусловно, выдающимся по содержанию «полотне» должна была несколько поблекнуть встреча Президента с уполномоченными по правам человека в субъектах федерации, которая состоялось летом 2012 года. Но это только на первый взгляд. Вопросы, которые поставил Президент, не потеряли актуальность и в наши дни. Тому было немало причин. В.В. Путин, как я уже сообщал, предложил оказать содействие в поиске и логическом оформлении национальной идеи России.

Вопрос остается по-прежнему открытым. В этой связи, очевидно, следует еще раз напомнить, что такая национальная идея существует, и она изложена в ст. 18 Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Уместно заметить, что другой альтернативы для развитого государства история пока не предоставила.



Именно последовательная реализация, соблюдение и защита прав человека является цивилизационным выбором нашего государства, определяет его место в мировом содружестве и обеспечивает развитие нашей страны в будущем. И всякие попытки отказаться от приоритета прав человека во внутренней и внешней политике, провести их ревизию, заменить какими бы то ни было суррогатами или имитациями есть отступление в прошлое, политическое и историческое фиаско.

Почему так остро встал вопрос о правах человека, национальной идее - гадать не приходится. Россия который год находится на пороге перемен. А каждый знает, что задерживаться в этом узком и не приспособленном для жизни пространстве не очень удобно и опасно. Проблема в том, что не только наша страна, но и весь мир столкнулся с ситуацией, когда, как говорил А.Грамши, «старое уже не работает, а новое еще не родилось».

В стране, как отмечают многие исследователи, есть запрос на новое качество и эффективность власти. Но предлагаемые модели управления и распределения полученных богатств пока не могут удовлетворить участников общественного договора. Человек, как об этом не устают говорить мудрейшие, древнее и динамичнее государства. Он не только формирует актуальные темы, но и выявляет слабые места в политике государства. А наиболее яркие представители гражданского сообщества ещё и «прощупывают» будущее и в этом своем качестве они, пожалуй, обречены быть неугодными, вступать в полемику с консервативно настроенными ревнителями устоев.

В докладах прошедших лет Уполномоченный всегда стремился обозначать реперные точки – главные темы повестки дня ушедшего года, которые оказали самое заметное влияние на весь комплекс реализации прав человека. К примеру, в 2011 году такими темами стали необходимость политического диалога и справедливого проведения выборов. В 2012 г. оформилась тема социальной справедливости. А вот прошедший год, по мнению Уполномоченного, сделал чрезвычайно актуальным вопрос социальной коммуникации между обществом и властью. Об этом, в частности, говорили и депутаты Липецкого областного Совета депутатов в 2013 г. при обсуждении на комитете по законодательству и правовым вопросам очередного годового доклада Уполномоченного. Парламентарии были единодушны в том, что власть должна уметь работать с людьми, уважать их мнение и проявлять искреннюю заинтересованность в построении равноправного диалога.

К сожалению, одного желания явно не достаточно, и такой диалог возникает далеко не везде и отнюдь не всегда. Но где бы ни случилось ЧП, его отголоски обязательно достигнут Липецкой области. Последствия не замедлят сказаться. Достаточно вспомнить события в московском районе Бирюлёво Западное, в г.Пугачёве Саратовской области, в Новохопёрском районе соседней Воронежской области и т. д. Липецкую область пока миновала тяжкая доля. Будем надеяться и, что очень важно, будем прилагать усилия к тому, чтобы это хрупкое социальное благополучие сохранилось надолго. Оно, на взгляд Уполномоченного, зависит от ряда причин: самочувствия экономики, ее развития (сказываются последствия диверсификации), взвешенной внутренней политики, готовности властных структур при возникновении нестандартных ситуаций не прятать голову в песок, а вовремя решать острые проблемы.

Форм социальной коммуникации существует достаточно много. Есть традиционные, такие как выборы и работа депутатов с избирателями, рассмотрение обращений граждан (в том числе и Уполномоченным по правам человека), средства массовой информации и др. Становятся всё более популярными опосредованные электронные формы взаимодействия через электронное правительство, сайты государственных услуг и т.д.

Однако, самым перспективным направлением этой деятельности, по общему мнению, является краудсорсинг. В русском языке трудно найти аналог английского слова «краудсорсинг», в полном объеме передающий всю смысловую глубину этого процесса. Пожалуй, наиболее точным является словосочетание «коллективный разум». Это процесс объединения и мобилизации гражданских активистов и экспертов для формулирования и решения возникающих задач.

В последнее время модель краудсорсинга всё активнее внедряется из бизнеса в сферу государственного управления. Там он рассматривается как важная часть технологий «Открытого правительства», как одно из звеньев «обратной связи», повышения качества работы государственных институтов. Его главное достоинство в том, что он позволяет организовать интерактивное взаимодействие гражданина и органов власти.

О необходимости внедрения краудсорсинга в управление неоднократно говорил Президент РФ. В свою очередь, глава администрации Липецкой области О.П.Королёв также заметил: "Сегодня важным управленческим методом становится краудсорсинг – решение задач, стоящих перед регионом, с привлечением населения. Мы должны делегировать полномочия людям, привлекать их к обсуждению самых разных вопросов". В настоящее время в администрации области создан отдел краудсорсинга. Следует заметить, что аналогичные формирования в Центральном Черноземье пока не существуют.

Вместе с тем, опыт показывает, что краудсорсинг нельзя рассматривать как панацею. Зачастую ни власть, ни общество, ни большинство граждан не в силах работать с новыми технологиями. Имеют о них смутное представление и искренне удивляются, что схемы, доказавшие свою эффективность в бизнесе, не приносят ожидаемого эффекта в социальном секторе. Требуется время для обучения, преодоления узкого консерватизма, демонстрации преимуществ внедряемых новаций.

Сознавая это, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области совместно с Общественной палатой РФ и Федерацией профсоюзов провел в минувшем году на практике две интерактивные проектные обучающие конференции "Общество и власть: в поисках эффективных технологий взаимодействия".

Представители органов власти, бизнес-сообщества, общественных организаций, жители Липецка, Грязинского, Добринского, Хлевенского, Тербунского районов ознакомились с эффективными технологиями обсуждения и решения актуальных местных проблем.

Для практического закрепления новых навыков Уполномоченный по правам человека в Липецкой области создал экспериментальную краудсорсинговую интернет-платформу, которая получила название «Вместе!» и находится по адресу www.vmeste-48.ru. Здесь все заинтересованные стороны могли воочию убедиться в пользе активного взаимодействия в решении актуальных социальных задач.

Буквально через несколько дней после открытия был зарегистрирован 21 пользователь, создано 11 тем для обсуждения, которые можно объединить в три тематические группы: «Здоровый образ жизни и медицинское обслуживание», «ЖКХ и благоустройство» и «Транспорт». По этим темам поступило 85 сообщений, было проведено 3 голосования.

Таким образом удалось скомпоновать несколько интересных предложений, которые можно было бы обсудить и рекомендовать органам власти. Но, к сожалению, дальше благих замыслов эта работа не пошла. Планы остались на бумаге. Помешала инертность общества, которую пока не удалось преодолеть.

Причин тому несколько. Во-первых, на площадке не был зарегистрирован ни один орган власти, принявший участие в конференции. Во-вторых, обсуждение вносимых предложений не вызывало интереса у широкого круга участников. Не возникало того качества обсуждения, которое можно было бы назвать «мозговым штурмом». В-третьих, из-за низкого качества проработки новых предложений внедрение их для органов власти оказывается крайне затруднительным и т.п. Уполномоченный изучил опыт других регионов, где пытались использовать аналогичные краудсорсинговые площадки, что позволило сделать вывод: очень многие регионы, внедряющие данную технологию, испытывают подобные трудности.

Практика нашей деятельности показала, что формирование активного квалифицированного гражданского сообщества процесс не такой скорый, как представлялось некоторым администраторам, обеспечивающим внедрение технологий «Открытого правительства». Власти нужно завоевывать доверие граждан, показывать свою заинтересованность в общественных дискуссиях на самые разные темы. Активность граждан органам власти необходимо постоянно стимулировать, а все участники этого процесса должны видеть практическую реализацию своих предложений.

Считаю необходимым ещё раз подчеркнуть: без общественной поддержки краудсорсинг существовать не может! Гражданскому обществу следует быть готовым к тому, чтобы постоянно демонстрировать своё неравнодушие, интеллектуальный и творческий ресурс, готовность к сотрудничеству с органами власти.

Пути достижения этих целей лежат, увы, не на поверхности. Но, что отрадно, они нередко обнаруживают себя в ходе углубленного анализа положения дел в разных сферах экономической и культурной жизни общества, социологических исследованиях. В 2013 г. Фондом «Общественное мнение» был проведён опрос, который выявил ситуацию с правами человека в стране. Интересно было сопоставить эти данные с результатами, которые дали социологические исследования коллектива ученых и студентов Липецкого педагогического университета под руководством декана факультета информационных и социальных технологий, доктора социологических наук, профессора, академика МАНПО Ю.В. Шмариона, проведенные по инициативе Уполномоченного по правам человека. Результаты во многом, как и ожидалось, дополняют друг друга или, как говорят социологи, находятся в корреляционной зависимости. (http://fom.ru/obshchestvo/10873).

Самым важным для липчан, как и для всех россиян, является право на бесплатную медицинскую помощь. Далее следуют право на труд и его справедливую оплату и право на бесплатное образование. Лучше всего, по ответам респондентов, дела обстоят с правом на свободу передвижения и выбором места проживания. Хуже всего, в России соблюдаются: право на справедливую оплату труда, равенство перед законом и право на бесплатную медпомощь.

По опросам ВЦИОМа 60 % россиян считают главной проблемой страны ситуацию в ЖКХ, 52, 4% - инфляцию, еще 42 % обеспокоены ситуацией в медицине.

И это при том, что в некоторые из этих отраслей были вложены рекордные по величине суммы! Больше всего недовольства и тревог вызывает то, как тратятся деньги в социальной сфере.

Получается, что купленное (в прямом смысле за счет денежных вливаний) социальное спокойствие крайне неустойчиво. Многие, как показывают опросы, уверены, что с их мнением не считаются. Отсюда стратегический вывод: для адекватной, продуманной реформы социальной сферы нам катастрофически не хватает диалога власти с населением, особенно в тех случаях, когда люди пытаются отстаивать свои права.

Реформы в социальной сфере требуют очень сложных управленческих решений. Взять, к примеру, укрупнение школ, которое очень болезненно проходило и проходит в нашей области. С точки зрения родителей, главное - чтобы ребенок был дома и ходил в школу поблизости. С точки зрения учителя, главное — сохранить свое рабочее место, пусть и не с очень высокой зарплатой. С точки зрения государства, главное - дать детям качественное образование за разумные деньги, что может потребовать укрупнения школ и проживания сельских детей в интернатах. Чтобы преодолеть этот конфликт интересов, нужен компромисс, но к нему органы власти не всегда готовы, тем более, если на их решения давит иерархия власти и ограниченный бюджет.

Как в таком случае сохранить баланс интересов? Как парировать социальные вызовы, количество и интенсивность которых год от года растет? Однозначного ответа на этот вопрос, тоже, очевидно, не существует. Но есть общее правило: не «запускать» проблему, решать больные вопросы на ранних стадиях, когда метастазы еще не поразили весь организм. Об одном из таких вызовов Уполномоченный писал в ежегодном докладе за минувший год. Речь идет о кредитах населению, которые в нашем обществе давно превратились в подобие бомбы замедленного действия. К сожалению, ситуация за прошедший год только обострилась. Рассмотрим ее сначала в масштабах страны. На конец 2013 г., по данным Национального бюро кредитных историй, задолженность граждан банкам возросла и составила свыше 10 трлн. руб. (для сравнения в 2012 г. она была 8 трлн., а в 2011 г. 5,7 трлн.). Но кроме 10 трлн. долгов перед банками у граждан есть еще более 180 млрд. руб. долгов перед коллекторами. Общее число должников составляет около 50 млн. человек! На каждого трудоспособного гражданина РФ приходится более 110 000 рублей долга (у липчан ситуация получше, по этому показателю задолженность банкам составляет 43 800 рублей, но это без учёта так называемых «быстрых» кредитов)! На сегодняшний день 21% населения имеет непогашенный кредит, долг или ипотеку. И только 4% в уходящем году смогли погасить подобную задолженность. Налицо денежная кабала, долговая яма, которая угрожает огромному количеству россиян.

Летом минувшего года мне позвонила пожилая женщина и со слезами сообщила, что ее внук самовольно понабрал кучу кредитов в «лавочках», которые сейчас в изобилии плодятся у рынков. Зарплата молодого человека не позволяет рассчитаться с долгами. Парень бросился в бега, оставив дома родителей, семью. О соблюдении каких прав в таких случаях можно вести речь?



Между тем, банки и другие кредитные организации навязчиво предлагают все новые кредитные продукты населению. Избегая «невозвратов», завышают риски. В свою очередь, высокие ставки сами по себе создают риск невозврата кредита, а это требует нового повышения ставки! Так в погоне за сверхприбылью попадают в замкнутый круг. Согласно официальной статистике, каждый шестой «несет» на себе от двух до пяти кредитов. Оформляют новые кредиты, чтобы выплачивать уже имеющиеся долги. За два последних года объемы кредитования населения практически удвоились, тогда как среднедушевые доходы выросли всего на 22%. Всё больше финансовых аналитиков говорят о том, что в России критически высока вероятность дефолта населения. Не случайно Президент РФ поручил Председателю Центробанка Э.Набиуллиной изучить данную проблему и выработать механизмы специального финансового регулирования.

При нынешней системе организации кредитного дела банки перекладывают обслуживание сомнительных кредитов на добросовестных плательщиков. В итоге добросовестные заемщики платят и за себя, и за того парня, который не вернул долг. Получается, что чем больше тех, кто не платит по кредитам, тем дороже взятые в долг деньги!

А теперь о той же проблеме в Липецкой области. По данным ГУ Центробанка РФ, по состоянию на начало четвертого квартала 2013 г. долг населения региона банкирам составляет 54,9 миллиарда рублей! Напомню, что доходы областного бюджета на 2014 год запланированы в более скромных пределах: 37,5 миллиарда рублей.

Как говорят специалисты, тенденция очевидна: липчане все глубже влезают в долговую петлю. В то же время, вклады населения растут значительно более медленными темпами: если к началу третьего квартала текущего года физические лица хранили в банках 77 миллиардов рублей, то по состоянию на начало четвертого квартала эта сумма выросла незначительно, всего на 600 миллионов рублей.

Долги малообеспеченных граждан вызваны низкой зарплатой, слабой финансовой грамотностью в сочетании со стремлением повысить свой социальный статус за счет покупки дорогостоящих товаров и услуг. Однако свою долю ответственности несут и банки. Стремление «жить лучше и веселее» оборачивается для малообеспеченных россиян падением уровня жизни, который не учитывается официальной статистикой (прожиточный минимум не включает платежи банкам), что может обернуться ростом депрессий, социального напряжения и проблем для бюджета.

На этот серьёзный для стабильного развития и роста благосостояния граждан вызов органы власти предложили свой путь, который предельно чётко сформулировал глава администрации области О.П.Королёв: «Обеспечить достаток рядовому работнику сегодня может только развитие кооперативов, народных предприятий и малых форм хозяйствования. В Липецкой области будут приняты все необходимые меры государственной поддержки, поскольку именно таким способом можно обеспечить социальный мир».

Администрация области подготовила и направила в Правительство РФ свои предложения для изменения федерального законодательства, касающиеся расширения мер господдержки коллективных форм собственности.

На региональном уровне был разработан комплексный подход к развитию кооперации на основе государственной поддержки. Создана трехуровневая система управления по принципу область-район-поселение, разработана государственная программа "Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области на 2014-2020 годы", предусматривающая объем государственной помощи на эти цели около 1 млрд. рублей.

Появились первые обнадёживающие результаты – число членов кооперативов достигло 8,5 тыс. человек. Создано 7 народных предприятий, идёт работа по созданию специального кредитного банка.

Неформальное решение возникающих экономических задач, диверсификация экономики, акцентированная социальная политика позволяют Липецкой области оставаться одним из наиболее привлекательных для населения регионов страны. Например, согласно данным Рейтингового агентства "РИА Рейтинг", Липецкая область в рейтинге качества жизни занимает 15 позицию из 82-х. Высокие показатели эксперты отметили по таким критериям как: уровень дохода, жилищные условия, особенности территории и развитие транспортной инфраструктуры, развитие малого бизнеса.

Но главный итог прошедших лет мне видится все-таки не в росте экономических и финансовых показателей, при всей их безусловной значимости. Неоспоримая ценность в другом. Мы медленно, но верно приходим к пониманию важности человеческого капитала. Сегодня в российском государстве постепенно складывается пока ещё непривычный для власти взгляд на место и роль человека в устройстве государства.

Основным и важнейшим критерием эффективности экономики, показателем успешности бизнеса становятся принцип общественной пользы и приоритет социальных последствий экономической деятельности.

Как заявил Президент РФ В.В.Путин на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай»: «не сконцентрировав наши силы на образовании и здоровье людей, на формировании взаимной ответственности власти и каждого гражданина и, наконец, на восстановлении доверия в обществе, мы проиграем в исторической конкуренции».

Поэтому главную задачу настоящего доклада Уполномоченный по правам человека видит в осмыслении как положительного, так и отрицательного опыта работы органов государственной власти и местного самоуправления в развитии человеческого капитала. Исправлении допущенных ошибок, продвижении хорошо зарекомендовавших себя подходов в социальной политике и решении вопросов граждан.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница