Управление образования исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан



Скачать 279,43 Kb.
Дата02.06.2018
Размер279,43 Kb.

Управление образования исполнительного комитета

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Центр детского технического творчества

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан





Принята на заседании

Методического совета

от «15 » сентября 20 16 г.

Протокол № 1_________




Утверждаю:

Директор МБОУ ДО ЦДТТ _____________Н.И.Попова

« 15 » сентября 20 16 г.



Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

научно-технической направленности

«ТВОРЧЕСТВО ЮНЫХ»

объединения «Техническое моделирование»

Возраст обучающихся 10 - 13 лет

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

Богомазова Наталья Ивановна,

педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

г. Бугульма, 2016.



Пояснительная записка
Актуальность программы:

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные, неординарно мыслящие люди. Привлечение детей к занятиям в объединении помогает адаптироваться к новым экономическим условиям современной жизни.

В объединении «Конструирование и моделирование» дети обучаются создавать модели, начиная от задумки до воплощения проекта в жизнь, а в перспективе это может воплотиться в «серьезное» изделие.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение обучающимися знаний в области конструирования и моделирования, нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с такими профессиями как техник, дизайнер, модельер, портной в сфере работы с тканью.

Занятия в объединении рассчитаны на обучение детей 5-7 классов. Обучающиеся сначала вспоминают полученные знания начальной школы в работе с бумажными моделями, причем даже на этом этапе во главу угла ставится принцип как можно большего использования самостоятельных работ обучающихся. Далее обучающиеся начинают работать с моделями из ткани, получают дополнительные навыки работы с этими материалами и закрепляют уже полученные на уроках технологии знания и навыки.

Основная работа ведется в виде проектной деятельности, также используются элементы игровых моментов, делающий труд веселым и увлекательным; преодоление трудностей и испытание чувства радости за выполненное изделие; проявление инициативы и решение трудовых задач.


Цель программы - гармоничное развитие личности ребенка средствами трудового обучения и воспитания; развитие его трудовых умений и навыков; развитие пространственного мышления и творческого потенциала.
Задачи программы:

Обучающие

1. Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности.

2. Обучать детей видеть и понимать красоту труда, его целенаправленность и гармонию.

3. Ориентировать обучающихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в сфере моделирования.



Развивающие

1. Развивать у детей конструкторские способности, творческое и техническое мышление.

2. Формировать качества творческой личности с активной жизненной позицией.

3. Формировать навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.

4. Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.

Воспитательные

1. Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края.

2. Пробуждать интерес к народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества.

3. Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие.

4. Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.

5. Содействовать в самоопределении, социальной адаптации. Воспитывать духовно-нравственные качества личности. Выработать у детей социально ценные навыки поведения, общения, работы. Создать условия для освоения азов ряда профессий.


В реализации программы участвуют

Дети в возрасте 10-13 лет.

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для обучающихся среднего, так и для старшего звена
Срок реализации программы

3 года.
Форма и режим занятий:

Первый год обучения рассчитан на детей 10-11 лет 144 часа в год (4 часа в неделю, т. е. 2 раза по 2 часа).

Второй год обучения рассчитан на детей 11-12 лет 144 часа в год (4 часа в неделю, т.е. 2 раза по 2 часа).

Третий год обучения рассчитан на детей 12-13 лет 144 часа в год (4 часа в неделю, т.е. 2 раза по 2 часа).
Форма занятий:


  • Беседы.

  • Объяснения

  • Рассказы

  • Практические работы

  • Выставки

  • Творческие отчеты

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 2 занятия в неделю по 2 часа каждое. Образовательный процесс выстраивается в соответствии с возрастными и психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает необходимую коррекцию времени и режима занятий.

Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе изготовления моделей разной сложности, развить полученные знания и приобретенные трудовые навыки. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (технологии, истории, черчению).

В объединении занимаются дети, имеющие определенные навыки, полученные в семье, школе на уроках технологии, владеющие ими в той или иной степени. В сентябре для привлечения детей проводится выставка с демонстрацией моделей, сделанных участниками объединения. Педагог рассказывает о работе объединения, воспитанники приглашают своих друзей в Центр.


Для эффективной работы по программе необходимы следующие условия:

1. Школьная мастерская.

2. Различные материалы (бумага для конструирования, ткани разных фактур, клеевая пленка, клей).

3.Оборудование и инструменты (утюг, ножницы, линейка, циркуль, карандаши).


В результате освоения программы «Конструирование и моделирование» дети получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
Ожидаемые результаты обучения

1-й год

Должны знать:

  • Общие представления об эскизе и чертеже, технологические свойства и назначение материалов для выполнения работ;

  • соблюдение техники безопасности и правила пользования ручным инструментом;

  • роль трудовой деятельности в жизни человека.

Должны уметь:

  • Рационально организовывать рабочее место;

  • осуществлять контроль качества, находить и устранять допущенные дефекты;

  • выполнять технологические операции, с использованием ручных инструментов;

  • выбирать материалы, инструменты для выполнения работ;

  • моделировать и конструировать несложные объекты по собственному замыслу.


2-й год


Должны знать:

  • Взаимосвязь назначения конструкции и дизайна изделия;

  • личностную и социальную значимость изготовления своего изделия и других людей;

  • этапы проектирования, правила составления презентации.

Должны уметь:

  • Определять материалы по внешним признакам;

  • осуществлять рациональную и экономическую раскладку деталей;

  • использовать различные источники информации для решения проблемы деятельности;

  • выдвигать различные идеи по созданию изделий и соотносить их со своими возможностями, оценивать результаты своей деятельности.

3-й год

Должны знать:

  • Основные технологические понятия;

  • Назначения и технологические свойства материалов; применение их в повседневной жизни;

  • Профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, влияние различных технологий обработки на здоровье человека.

Должны уметь:

  • Находить необходимую информацию в различных источниках;

  • Составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделий;

  • Выбирать материалы, инструменты и оборудования для выполнения работ;

  • Конструировать и моделировать, изготавливать изделие; соблюдать требования безопасности;

  • Осуществлять контроль качества изготавливаемого изделия; находить и устранять допущенные дефекты;

  • Проводить разработку творческого проекта;

  • Распределять работу при коллективной деятельности.





Учебный план

1-й год обучения



п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Водное занятие

2

2




Входной, беседа

2

Материалы и инструменты

2

1

1

Входной

3

Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений

2

1

1

Наблюдение, контроль за работой

4

Конструирование поделок из плоских деталей бумаги

16

4

12

Опрос


5

Конструирование и моделирование поделок из плоских деталей ткани (клеевым способом)

20

4

16

Контроль за работой, тестирование


6

Сборка простых плоских элементов аппликации из ткани (ниточным способом)

88

10

78

Наблюдение

7

Экскурсии

4




4

Наблюдение, контроль за работой

8

Устные занятия

6

6




Опрос

9

Подведение итогов и анализ работы за год

2

2




Выставка, тест

Итого

144

30

114




Учебный план

2-й год обучения




п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2




Входной, беседа

2

Построение простых объемных поделок по готовым выкройкам в технике аппликация

46

8

38

Входной

3

Построение объемных поделок с самостоятельно разработанными элементами в технике аппликация

58

12

46

Наблюдение, контроль за работой

4

Подготовка и участие в конкурсах и выставках

28




28

Наблюдение, контроль за работой

5

Устные занятия

4

4




Опрос

6

Защита творческих проектов

4

4




Выставка

7

Подведение итогов и анализ работы за год

2

2




Тест

Итого

144

32

112






Учебный план

3-й год обучения




п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля


всего

теория

практика

1

Вводное занятие


2

2

-

Входной

2

Конструирование и моделирование объемных деталей мягкой игрушки по своим эскизам в технике «розетта»


100

28

72

Входной, беседа

3

Подготовка поделок к выставке

28

-

28

Наблюдение, контроль за работой


4

Устные занятия

2

2




Наблюдение, контроль за работой


5

Подготовка к защите творческих проектов. Защита проекта


10

-

10

Опрос

6

Подведение итогов и анализ работы за год


2

-

2

Выставка

Итого


144

28

116




Содержание учебного плана
1-й год обучения

1. Вводное занятие

Теория Знакомство с правилами поведения в объединение. Задачи и содержание занятий по конструированию и моделированию. Охрана труда при работе в объединение. Расписание занятий.

2. Материалы и инструменты

Теория Сведения о бумаге, об их видах ,свойствах и применении. Знакомство с тканью с её физико - механическими свойствами. Инструменты, приспособления и оборудование (ножницы, игла, утюг, линейка и др.).

3. Знакомство с условными графическими обозначениями

Теория Знакомство в процессе работы с условными изображениями линии сгиба, сплошной тонкой и толстой линиями. Графические изображения, их назначение.

Практика Изготовление различных геометрических фигур с присутствием линий чертежа.

4.Конструирование поделок из плоских деталей бумаги.

Теория Правила сгибания и складывания. Правила и приемы организации рабочего места для работы с бумагой. Приемы чтения схем оригами. Правила технике безопасности.

Практика Изготовление игрушки в технике оригами.

5. Конструирование и сборка поделок из плоских деталей ткани клеевым способом

Теория Инструменты и приспособления для работы с тканью. Требования предъявляемые к выполнению линий на ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон у ткани. Подбор ткани и цветового решения. Раскрой деталей из ткани. Соединение деталей клеевым способом. Правила технике безопасности.

Практика Разработка, построение деталей для коллажа. Изготовление коллажа.

6.Сборка простых плоских элементов аппликации ниточным способом

Теория Инструменты и приспособления для работы с аппликацией ниточным способом. Правила технике безопасности при выполнении ручных работ. Понятия: стежок, строчка. Виды ручных стежков и строчек. Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Способы контроля качества. Подбор ткани и цветового решения. Раскрой деталей по шаблонам. Последовательность изготовления.

Практика Разработка и выполнение аппликации из геометрических фигур.

7. Экскурсии

Экскурсия в краеведческий музей



8. Устные занятия

Повторение теоретического материала



9. Подведение итогов и анализ работы за год
Содержание учебного плана
2-й год обучения

1. Вводное занятие

Теория Знакомство с планом работы на год, Расписание занятий. Охрана труда.

2. Построение простых объемных поделок по готовым выкройкам в технике лоскутного шитья

Теория Расширение и закрепление знаний при работе с тканью. Увеличение и уменьшение плоских деталей при помощи клеток различной площади. Правила и особенности выполнения объемной аппликации. Этапы проектирования и конструирования. Способы проведения презентации.

Практика Изготовление прихватки из шестиугольника. Составление презентации.

3.Построение объемных поделок с самостоятельно разработанными элементами в технике лоскутного шитья

Теория Выбор и обоснование. Дизайн-анализ. Последовательность построения композиции по своим эскизам. Подбор материала и цветового решения. Определение функционального назначения изделия. Технологическая последовательность изготовления. Экономические расчеты. Реклама.

Практика Изготовление изделия в технике лоскутного шитья для оформления интерьера. Оформление проекта.

4. Подготовка и участие в конкурсах и выставках

Ознакомление с правилами проведения конкурсов и выставок. Участие в выставках.



5. Устные занятия

Повторение теоретического материала



6.Защита проекта

Подготовка презентации проекта



7. Подведение итогов и анализ лучших работ


Содержание учебного плана
3-й год обучения

1. Вводное занятие

Теория Охрана труда при занятиях в кружке. Расписание занятий. Знакомство с планом работы.

2. Конструирование и моделирование объемных деталей мягкой игрушки по своим эскизам в технике «розетта»

Теория Особенности изготовления изделия в технике «розетта». Требования к выполнению изделия. Выбор и обоснования выбранных идей. Дизайн-анализ.

Практика Подготовка ткани к раскрою. Раскрой. Последовательность сборки изделия.

3.Подготовка поделок к выставке

Ознакомление с правилами участия в конкурсе. Участие в выставках, конкурсах.



4. Подготовка к защите творческих проектов.

Оформление творческого проекта. Выполнение презентации.

5.Защита проекта

Анализ лучших работ.



6. Подведение итогов и анализ работы за год

Формы и методы контроля

1год обучения

Сроки

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Знания

Начало года

Текущий по мере изучения материала



Технология изготовления моделей путем сгибания из бумаги

Изготовление изделия клеевым и ниточным способами



Изготовление моделей из бумаги в соответствии с технологией
Знание технологии изготовления клеевым и ниточным способами

Наблюдение, опрос

Наблюдение, тестирование



Умения

Начало года

Середина и конец года



Разметка, точность, правильность

Изготовление деталей по шаблону, по эскизу и чертежу



Умение работать с чертёжными инструментами

Работать с шаблонами деталей

Умение вычерчивать детали по эскизу, точность изготовления деталей и сборки


Наблюдение, контрольные задания

Наблюдение, опрос



Навыки

Текущий

Текущий по мере изучения материала



Работа ручным инструментом

Качество изготовления



Правильность работы инструментом.

Техника безопасности.

Навыки работы, чертёжными, ручными инструментами

Изготовление изделия



Наблюдение

2 год обучения

Сроки

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Знания

Начало года
Середина года
Текущий по мере готовности изделия
Итоговый

Технология применения при изготовлении объемной аппликации
Изготовление деталей с самостоятельно разработанными элементами
Этапы проектирования и конструирования
Подготовка поделок к выставкам, конкурсам.

Составление презентации




Изготовление объемной аппликации в соответствии с технологией выполнения

Знание технологической последовательности в изготовлении прихватки


Правильность проектирование и конструирования
Правильность подготовки поделок к выставкам, конкурсам


Наблюдение, контроль за работой

Опрос
Контроль за работой, тестирование


Наблюдение

Умения

Начало года

Середина года

Текущий

Итоговый


Изготовление изделия

Выполнение дизайн - анализа, экономических расчетов


Сборка деталей изделия

Подготовка к выставкам и конкурсам



Умение работы с инструментом, точность разметки и изготовления деталей.

Умение выполнять увеличение и уменьшения плоских деталей при помощи клеток, правильно выполнять подбор материала и соответствие цветового решения

Умение правильно выполнять дизайн-анализ, экономические расчеты

Умение правильно выполнять технологическую последовательность

Умение подготовить изделие к выставкам и конкурсам



Наблюдение, контроль за работой

Контроль за работой


Наблюдение контроль за работой

Наблюдение


Навыки

Текущий
Постоянный

Итоговый


Работа с ручным инструментом

Качество изготовления, самостоятельность, самоконтроль


Защита проекта

Участие в выставках конкурсах





Правильность работы с инструментами. Техника безопасности при работе

Навыки качественного изготовления изделия, умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности

Правильность проведения защиты

Результативность участия в конкурсах и выставках



Наблюдение
Самооценка и коллективная оценка

Дипломы, грамоты



3 год обучения

Сроки

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Знания

Начало года

Текущий


Технология изготовления изделия в технике «розетта»
Изготовление изделия



Изготовление в соответствии с технологией

Знание особенностей изготовления изделия в технике «розетт»



Наблюдение, контроль за работой, опрос

Использование терминологии , контроль за работой



Умения

Постоянный

Итоговый



Качественное изготовление изделия

Защита проекта

Участие в конкурсах выставках


Умение изготавливать детали, работа с шаблонами, подбор материала, цветового решения

Умение подготовить изделие к защите, к конкурсам и выставкам



Контроль за работой,опрос
Наблюдение

Навыки

Постоянный

Итоговый




Работа инструментами и приспособлениями

Самостоятельность в работе. Самоконтроль

Участие в выставках конкурсах


Правильность работы. Соблюдение технике безопасности

Умение организовывать рабочее место. Соблюдение технике безопасности. Творческий подход к работе


Результативность участия

Наблюдение

Дипломы, грамоты


Для проведения контроля применять специально подготовленные задания, тесты, контрольные вопросы др.

Участие в выставках и конкурсах оцениваются:

1 место — 10 баллов

2 место — 9 баллов

3 место — 8 баллов

4 и последующие места в зависимости от условий и результатов: 7 — 5 баллов.

Методическое обеспечение образовательной программы

1-й год обучения

Тема

Форма занятия

Приемы и методы

Дидактический материал

Техническое обеспечение

Форма подведения итогов

Конструирование поделок из плоских деталей бумаги

Групповая индивидуальная

Словесные

наглядные практические



Шаблоны деталей, презентация, образцы моделей

Линейка, циркуль, ножницы, цветная плотная бумага

Самооценка коллективная оценка

выставка лучших работ



Конструирование и моделирование поделок из плоских деталей ткани (клеевым и ниточным способом

Групповая

индивидуальная



Словесные

наглядные

практические


Шаблоны деталей, презентация, образцы изделий, ручные стежки и строчки,

разноцветные кусочки ткани, иглы, нитки мулине, компьютер, проектор

Выставка лучших работ

Беседа

Индивидуальная групповая

Словесные

практические



тесты




опрос


2год обучения

Тема

Форма занятия

Приемы и методы

Дидактический материал

Техническое обеспечение

Форма подведения итогов

Построение простых объемных поделок в технике аппликация

индивидуальная

Практические

Наглядные

словесные


Эскизы, презентация, образцы работ, инструкционная карта «Подготовка ткани к раскрою. Раскрой деталей аппликации»технологическая карта «Соединение деталей петельным швом », образцы ручных стежков

Проектор, компьютер, картон, клеевая пленка, ножницы, иглы, швейные нитки, разноцветные кусочки ткани

Оценка качества изготавливаемого изделия, участие в выставках, конкурсах

Беседы

Групповая

Индивидуаль

ная


Практические

Тесты

Компьютер

Беседа, Тестирование

Защита проекта

Индивидуальная

Групповая



Практические

Презентации

Компьютер,

проектор


Результаты защиты

Участие в конкурсах, выставках

Индивидуальная

Практические

Положение об участие

Паспорт модели

Результаты выставок и конкурсов


3год обучения

Тема

Форма занятия

Приемы и методы

Дидактический материал

Техническое обеспечение

Форма подведения итогов

Конструирование и моделирование объемных деталей мягкой игрушки по своим эскизам в технике «розетта»

Групповая Индивидуальная

Практические

наглядные, словесные



Инструкционная карта «Порядок выполнения работы», образцы выполнения деталей, эскизы, эталон изделия

Разноцветные кусочки ткани, шаблоны для выкроек деталей, швейные нитки, иглы, ножницы, проектор, компьютер

Оценка качества изготовления изделия, участие в конкурсах, выставках

Беседы



Групповая Индивидуальная

Словесные

Практические



Тесты

компьютер

Беседа, тестирование

Защита проекта


Индивидуальная

Групповая



Практические

Презентации

Компьютер

проектор


Результаты защиты

Участие в выставках

Индивидуальная

Практические

Положение об участие

Паспорт модели

Результаты выставок и конкурсов


Используемая литература
Литература для педагога


      1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

(с изменениями и дополнениями).

      1. Конституция РФ.

      2. Конвенция ООН о правах ребёнка.

      3. Устав МБОУ ДО ЦДТТ.

      4. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.

      5. Журавлева И. Д. Ткани. Обработка Уход. Окраска. Аппликация. - М.: 2003.

      6. Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. – М.: 1998.

      7. Лоуренс М.Оригинальные идеи декора для вашего дома. – М.: 2000.

      8. Моисеенко. Ю.Е. Волшебный стежок. - М.: 2000.

      9. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учит. и студ. пед. вузов.- М.: 2005.

      10. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество: пособие для учителей /Д.В.Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.

      11. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования /Под ред. В.В. Рубцова. – Мозырь, 2000.

      12. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя К.Н.Поливанова.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2011.

      13. М Савастинский Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства.– М.: 2004.

      14. Художественное лоскутное шитье. Методическое пособие для учителя. - М.: 2003.


Литература для обучающихся

      1. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.

      2. Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. – М.: «Просвещение», 1981.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница