Управление потенциалом физической культуры региона для повышения социальной защищенности граждан 13. 00. 04- теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры



страница1/3
Дата27.10.2016
Размер0,52 Mb.
  1   2   3
На правах рукописи





СЕМЕНОВА Аида Ореловна
УПРАВЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ГРАЖДАН

13.00.04- Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Майкоп-2013

Диссертация выполнена на кафедре теоретических основ физической культуры в Карачаево-Черкесском государственном университете имени У.Д.Алиева


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Эбзеев Мурат Магометович

ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский

государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)
Официальные оппоненты: Курысь Владимир Николаевич

доктор биологических наук, профессор

ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский

федеральный университет» (г. Ставрополь).



Чернышенко Юрий Константинович

доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный

университет» (г. Краснодар)



Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта» (г. Санкт- Петербург).

Защита диссертации состоится «24» декабря 2013 года в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.001.01 в конференц-зале Адыгейского государственного университета по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета.
Автореферат разослан «22» ноября 2013г.

Ученый секретарь

диссертационного совета, доцент,

кандидат педагогических наук Коджешау М.Х.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.Одной из основополагающих функций государства является обеспечение социальной защищенности общества в целом и каждого гражданина в отдельности. В этой связи особое беспокойство вызывает ухудшающее физическое здоровье населения России и ощущение гражданами недостаточной комфортности своего существования.

Стратегической и доминирующей идеей политики государства в этом направлении является формирование у личности способности самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития, то есть реализовать в процессе социальной защитой ее широкий смысл. Только сам человек может поддерживать свой физический статус на соответствующем уровне, отражать позитивные компоненты своей жизни, осознавая собственную ответственность за формирование условий своей жизни. Это заключение вытекает из того факта, что лица с высокими потенциальными возможностями к мышечной деятельности обладают большими резервными возможностями организма, высоким психофизическим потенциалом, хорошей устойчивостью к очень широкому спектру неблагоприятных воздействий среды (Р.Г. Раевский, 1999).

Проблема совершенствования качества жизни населения определяет необходимость поиска специальной регулятивной системы оптимизации жизнедеятельности не только в социальном аспекте, но и в биологическом смысле. А в этом направлении неизмеримо возрастает роль уровня развития физической культуры в государстве и в конкретном регионе проживания.

Среди факторов, отрицательно влияющих на объективно существующую личностную защищенность человека, на самочувствие и осознание личностью этой защищенности, значительное место занимают:



  • постоянно снижающаяся двигательная активность детей (в условиях общеобразовательных учреждений, в условиях семейного воспитания, в условиях организации внеучебной деятельности) (Александров В.И., Чижова Е.С., 2005; Анаев А.Х., 2006; Артамонова Л.Л., 2007; Астафьев В.С., Борисов В.В., 2008; Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А., 2008; Басте А.К., 2005; Чермит К.Д., 1998; Шаханова А.В., Хасанова Н.Н., Силантьев М.Н., 2007.) и взрослых (в условиях производственной деятельности, в условиях жизнедеятельности и т.д.) (Акулова К.Ю., 2006; Бгуашев А.Б., 2010 и др.);

  • низкое качество организации физического воспитания в регионе по месту жительства (Матузев Л.Е., 2003; Раевский Р.Г., 1999; Цибиков Т.Г., 2001; Шкуропат Д.В., Терский М.В., Семенов В.Г., 1991 и др.);

  • неудовлетворительная организация оздоровительной и профилактической работы в период профессиональной (для детей – учебной) деятельности и в период отдыха. (Винник В.А., 1991; Виноградов П.А., 1990;. Демидова Е.В., 2004; Базарный В.Ф., 2004; Бальсевич В.К., 2001; Куштанок С.А., 2006).

Кроме перечисленных факторов, обостряющим и усиливающим роль физической культуры является то обстоятельство, что социальная среда стала агрессивной, враждебной человеку. Жизненно важные параметры российского общества вышли за пределы нормы, стали угрожать существованию самого социума (масштабы безработицы, сокращение реальных доходов населения, депопуляция населения, галопирующий рост девиантных явлений и т.д.). Специалисты подчеркивают, что общество достигает предельно критических значений жизненно важных показателей общества в целом (Рожков В.П., 2000; Холостова Е.И., 2000; Локосов В. В., 1998).

Содержание процесса обеспечения социального благополучия населения, повышения качества его жизни, формирование образа жизни, как неотъемлемой части последнего, следует трактовать как совокупность социально-правового, социально-экономического и социально-психологического компонентов при ведущей роли и значении законодательного закрепления ее основных положений и механизма реализации. Это важно в социально-психологическом плане, ибо именно по состоянию социальной защищенности личности в обществе можно судить о степени нравственного развития последнего. Конечно же, сюда входит и защита людей от различных форм насилия, ущемления их естественных и гражданских прав, как в семье и микросоциуме, так и в государственных институтах.

Проблема совершенствования качества жизни населения определяет необходимость поиска специальной регулятивной системы оптимизации жизнедеятельности не только в социальном аспекте, но и в биологическом смысле. А в этом направлении неизмеримо возрастает роль уровня развития физической культуры в государстве и в конкретном регионе проживания.Это обстоятельство, в свою очередь, требует обеспечения социального благополучия населения на базе оптимизации образа жизни и использования потенциала физической культуры путем усиления роли государства и региона как социального менеджера в деле подготовки индивида к реализации конституционных прав на социальную защиту своими собственными усилиями.

Эффективность деятельности государства и региона по развитию физической культуры зависит от двух групп переменных, а именно от потенциала сферы физической культуры и от качества управления сферой физической культуры и эффективности использования наличествующего потенциала.

Однако, отсутствие знаний в области управления процессом обеспечения подготовки индивида к реализации своих конституционных прав на социальную защиту, а также социального благополучия населения на базе оптимизации образа жизни и использования физкультурного потенциала региона сдерживает эффективное решение сферой физической культуры важнейшей государственной задачи по повышению социальной защищенности граждан.

Таким образом, обнаруживается научное противоречие между общественной потребностью в знаниях о путях, условиях и содержании деятельности сферы физической культуры региона для обеспечения социальной защищенности граждан и их отсутствием.



Объект исследования –системафизической культурырегиона

Предмет исследования –процессуправления потенциалом физической культурырегиона для повышения социальной защищенности граждан

Цель исследования – обосновать особенности процесса управления потенциалом физической культурырегиона для повышения социальной защищенности граждан

Гипотеза исследования- предполагается, что эффективность деятельности региона по повышению социальной защищенности граждан за счет управления потенциалом физической культурыобеспечивается если принять меры, связанные с развитием потенциала отрасли физической культуры, с повышением качества управления региональной системой физической культуры, с повышением эффективности использования наличествующего потенциала региональной системой физической культуры, с ориентацией жителей региона на осознание собственной ответственности за формирование условий своей жизни, состояние своего здоровья, за состояние своего социального благополучия и чувство социальной защищенности.

Задачи исследования:

  1. Оценить результативность деятельности сферы физической культуры региона по улучшению физического состояния, социального благополучия и формирования образа жизни граждан.

  2. Обосновать педагогические условия использования потенциала физической культуры региона для обеспечения социальной защищенности граждан и критерии оценки процесса.

  3. Представить содержательную характеристику деятельности сферы физической культуры региона для обеспечения социальной защищенности граждан.

  4. Разработать и экспериментально обосновать эффективность управленческой модели для региональной системы физической культуры, направленного на формирование здорового образа жизни и социального благополучия граждан.

Методологической основой исследования являются научные представления: о причинно-следственной обусловленности явлений и фактов; целостности и всеобщей связи явлений окружающего мира, его материальности, системности; общественно-исторической обусловленности и ведущей роли деятельности в становлении человека как личности; о взаимодействии общего и частного, общероссийского и регионального в культуре и в физической культуре; о сущности физической культуры как социальном явлении и его определяющей роли в личностном развитии человека; личностный (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев) и деятельностный (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) подходы в развитии личности.

Теоретическую основу исследования составили комплекс научных идей:

  • о закономерностях развития и функционирования, принципах и функциях сферы (отрасли) физической культуры в государстве и в регионах (Р. Багов, Н. Безруков, 1999, 2001; А.М. Банников, 2002; В.Т. Бауэр, 2001; В.Е., Давидсон 2009; В.П. Рожков, 2000; М.М. Эбзеев, 2009);

  • о путях и способах обеспечения: качества жизни (Ю.К. Плетников, В.Н.Шевченко, 1981; В.Ж. Келле, М.Я. Ковальз, 1981; И.В.Бестужев-Лада,1997; Кабаян О.С. , 2001); сохранности здоровья (Н.А. Рыбачук, 2004; Д.И. Фельдштейн, 2010; К.Д. Чермит, 1998, 2001, 2010, 2012); культуры здоровья и личностной физической культуры (В.К. Бальсевич, 1981, 1996; В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 1992, 1995, 1996; В.Н. Курысь, 2001, 2002; Н.Х. Хакунов 1994, 1995. и др.);

  • об особенностях процесса формирования социальной защищенности (Т.И. Афасижев, 1993; А. В. Коровникова, 1995; Е.П.Тавокин, 1999) и социального самочувствия (И. В.Охрименко, 2000; Е. В. Тучковым, 2001) средствами физической культуры;

  • о социальной значимости физического воспитания (В. В.Иващенко, 2002; Н.В.Коваленко, 2002; Л.И. Лубышева, 1996; В.И. Столяров, 1978, 1979 и др.).

В качестве теоретической опоры были использованы:

  • концепция развития российской системы физической культуры в условии перехода человечества в постиндустриальную эпоху развития (М.П.Безруков, 2001; В.Г. Бауэр, В.Г. Никитушкин, В.П. Филин, 1996; В. Е. Давидсон, 2009; М.М. Эбзеев, 2009) ;

  • теория социального проектирования и социальной детерминированности состояний человека (В.Г. Андреева, Л.И. Божевич, О.В. Ромашев);

  • теория социального управления и менеджмента (Е.М. Бабосов, 2009; Г.В. Щёкин, 1996. Э.Г. Юдин и др.);

  • теория управления процессами и системами (И.B. Исаев, А.М. Лазарев, М.М. Поташник, С.С. Учадзе).

Для реализации цели работы и решения поставленных задач был использован следующий комплекс методов исследования:теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; системный анализ процесса формирования социальной защищенности граждан; анкетирование, беседа, самооценка, наблюдение, педагогический эксперимент, психодиагностические тесты, методы математической статистики.

Этапы организации исследования.

Исследование проводилось с 2006 по 2013 год в Карачаево-Черкесской республике в четыре этапа.

На первом (подготовительном) этапе (2006-2007 гг.) проводился анализ теоретических и практических наработок в области повышения социальной защищенности граждан. Анализ ситуации до начала деятельности.

На втором (аналитическом) этапе (2007 -2008 гг.) проводились маркетинговые исследования дляопределения установок субъект-объектов управленческого процесса, условий реализации мер повышения готовности населения к использованию средств физической культуры в системе социальной защиты. Создана программа и разработана методика контроля за реализацией программы.

В третьем (реализационном) этапе (2008-2012 гг.) проводилась эмпирическая работа по организации деятельностидля достижения целей, осуществление мероприятий по формированию готовности к самоорганизации собственной социальной защищенности и социальной защищенности граждан. Контроль за процессом и внесение корректив в программу. Продолжительность предпринятого эксперимента до повторного панельного исследования составило 3 года (вместе с этим авторские методические рекомендации по улучшению региональной системы управления физической культурой и спортом и сегодня проводятся в жизнь и продолжают воздействовать на объект управления).

В заключительном этапе (2012-2013 гг.) - оформление результатов работы, подготовка и издание статей по проблеме исследования; анализ результатов работы и их представление в виде диссертации, внедрение выводов и рекомендаций исследования в практику, осуществлена работа по определению перспектив совершенствования социальной защиты средствами физической культуры.



Научная новизна исследования заключается в том, что:

  1. Разработанная совокупность теоретических положений и выводов содержит обоснование путей управления потенциалом физической культуры региона для повышения социальной защищенности граждан. Научно обоснована роль сферы физической культуры в формировании социального благополучия и образа жизни граждан при взаимодействии федерального и регионального потенциала для обеспечения социальной защищенности граждан в единой системе физической культуры России.

  2. Выявлены педагогические условия использования потенциала физической культуры региона для обеспечения социальной защищенности граждан (обеспечение в деятельности образовательной системы как социальном институте научения молодежи по использованию средств физической культуры как фактора их социальной защиты; обеспечение непрерывности, означающей активное вовлечение населения, начиная с дошкольного возраста, в сферу физической культуры, посредством организации разнообразных форм по освоению и творческому исполнению физкультурно-оздоровительной деятельности; создание условий для раскрытия индивидуальных способностей каждого в рамках удовлетворения его потребностей в совершенствовании собственной физической природы; обеспечение преемственности форм и средств формирования физической культуры личности граждан, физического воспитания и формирования здорового образа жизни для различных социально-демографических контингентов населения; внедрения принципов здорового образа жизни в повседневный быт населения путем вовлечения его в физкультурно-спортивное движение, активизации работы физкультурно-спортивных объединений и спортивных клубов, развития рекреационного туризма, усиления информационно-образовательной и пропагандистской деятельности по физической культуре и спорту).

  3. Обоснованы условия обеспечения результативности сферы физической культуры региона в целях повышения социального благополучия, улучшения физического состояния и формирования образа жизни граждан.

  4. Определены критерии оценки процесса использования потенциала физической культуры региона для повышения социальной защищенности граждан (оценка деятельности муниципальных органов управления в сфере физической культуры и спорта; оценка влияния физкультурно-спортивной активностисферы физической культуры регионана физическое состояние населения; оценка содержания деятельностной составляющей здорового образа жизни и личностной физической культуры граждан).

  5. Разработана модель управления региональной системы физической культуры и экспериментально обоснована эффективность управленческого воздействия на содержание деятельности сферы физической культуры региона для обеспечения социальной защищенности граждан.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

  • дополнены и уточнены положения теории и практики физической культуры по вопросам управления региональной системой физической культуры для обеспечения социальной защищенности граждан, основанные на разработке, апробации и внедрении программы в социально-экономический и образовательный процессы в Карачаево-Черкесии;

  • расширены имеющиеся представления о роли сферы физической культуры в формировании социального благополучия и образа жизни граждан посредством теоретического и эмпирического анализа регионального потенциала физической культуры;

  • уточнены положения теории физической культуры об оценке результативности деятельности сферы физической культуры региона в обеспечении качества жизни, как важнейшего показателя социального благополучия и социальной защищенности граждан;

  • впервые проведена модернизация и оценка стратегического и оперативно-ситуационного уровней управленческого воздействия потенциалом физической культуры для обеспечения социального благополучия населения на базе оптимизации образа жизни и использования потенциала физической культуры, посредством реализации существующих апробированных научных и методических работ, а также разработки и внедрения новых методик;

  • доказаны необходимость сопряжения межведомственных задач и обеспечение координации деятельности государственных и общественных органов и организаций по развитию физической культуры и спорта для повышения социального благополучия населения как одного из аспектов обеспечения его социальной защищенности через формирование здорового образа жизни населения.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для научного обеспечения процесса реформирования региональной отрасли «физическая культура» в плане повышения ее значимости для обеспечения социальной защищенности и ответственности за состояние своего социального благополучия граждан.

Предложенная модель этого процесса содействуетразвитию потенциала отрасли физической культуры региона, повышению качества управления и эффективности использования наличествующего потенциала региональной системой физической культуры.

Реализация выявленных педагогических условий обеспечивает эффективное использование потенциалафизической культурырегиона для повышения индивидуальной социальной защищенности граждан в конкретных условиях социума.

Теоретический и эмпирический материал диссертации может быть положен в основу планирования деятельности структурных составляющих отрасли «физическая культура», использован при подготовке и переподготовке кадров отрасли для создания учебных курсов, учебников, учебно-методических пособий, научно-методических рекомендаций работникам отрасли физической культуры, преподавателям вузов, а так же при разработке государственных и вузовских образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ.

Разработанная программа, оптимизируя образ и качество жизни посредством использования потенциала физической культуры, позволяет повысить результирующие показатели обеспечения социальной защищенности граждан.

Практическая значимость работы подтверждена актами внедрения результатов исследования в деятельность муниципального Комитета по делам молодежи, физической культуры и спорта администрации Карачаевского района, кафедры теоретических основ физической культуры ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева».



Положения, выносимые на защиту:

  1. Формирование социальной защищенности граждан должно осуществляться посредством использования ресурсов физической культуры региона и основываться на выявление содержания деятельности сферы физической культуры и последующей его коррекции для оптимизации образа и качества жизни граждан.

2. Содержательная характеристика деятельности сферы физической культуры региона для обеспечения социальной защищенности граждан на базе оптимизации образа жизни и использования потенциала физической культуры требует принятия комплекса управленческих решений по организации взаимодействия сферы физической культуры и таких социальных институтов, как здравоохранение и образование (внедрение в практику новые физкультурно-оздоровительные технологии, обеспечивающие укрепление здоровья и снижение заболеваемости населения, и особенно, детей, формирование компонентов личностной культуры, в том числе образовательного, мотивационного и деятельностного компонентов; привлечение детей и подростков к занятиям физическими упражнениями и спортом, вооружение их знаниями об основах физического самовоспитания и способах регулирования своего психического состояния, отучение детей от вредных привычек; создание новых систем производственной физической культуры, создающих более комфортные условия работы за счет снятия психического напряжения, снижение профессиональной заболеваемости рабочих и служащих; подготовка кадров обеспечивающих здоровый образ жизни, оздоровительную физкультурно-спортивную работу с разными категориями граждан; укрепление материально-технической базы для обеспечения нужд профилактической медицины, физической культуры, формирования здорового образа жизни и спорта высших достижений).

3. Основными педагогическими условиями для обеспечения социальной защищенности граждан основанными на использовании потенциала физической культуры региона являются: активизация агитационно - пропагандистской работы; создание механизма отбора кадров на предприятиях и в учреждениях с учетом физического развития, уровня здоровья и физической приспособленности к данному роду деятельности; формирование механизмов поощрения здорового образа жизнии, следовательно, повышения производительности труда; разработка экономических мер востребованности здоровья; активизация внедрения новых форм и методов деятельности существующих физкультурных организаций и объединений, физкультурных кадров в целом; доступность в материальном и социокультурном отношении услуг, предоставляемых индустрией физической культуры и спорта; прогностическая уверенность в стабильности социального благополучия на базе прогностической оценки защищенности социальных интересов и должной степени уверенности в перспективах материального индивидуального и семейного благополучия; социально-психологический, информационный и поведенческий уровень готовности к использованию средств физической культуры в системе самообеспечения социальной защищенности.

4. Разработанная управленческая модель для региональной системы оптимизируя образ и качество жизни посредством использования потенциала физической культуры, позволяет повысить результирующие критерии обеспечения социальной защищенности граждан.

Апробация результатов исследования была проведена на кафедре теоретических основ физической культуры ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева». Результаты диссертационного исследования внедрены в практику деятельности Комитета по делам молодежи, физической культуры и спорта администрации г. Карачаевска и Карачаевского района. По теме диссертации опубликовано 28 статей.Основные результаты диссертационного исследования отражены: в 5 статьях в рецензируемых журналах по перечню ВАК и 12 публикациях в сборниках научно-практических конференций.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница