Урок-обобщение «Природные зоны России»



Скачать 89,21 Kb.
Дата02.06.2018
Размер89,21 Kb.
Окружающий мир

4 класс


II четверть

Урок-обобщение «Природные зоны России»

Перед проведением данного урока предполагается проведении серии уроков посвященным Природным зонам России с обучением учащихся составлять ментальные карты.

Дети сидят группами (количество групп в зависимости от количества уже изученных природных зон - от 4 до 6 групп)

У доски – выставка научной литературы: энциклопедии, справочники, учебники средней школы, атласы. На доске большая физическая карта России с указанием полезных ископаемых. На свободной парте – политическая карта России.

Приветствие.

Кто сможет ответить на вопрос: Какую большую тему по окружающему миру мы изучали последние несколько недель?

Д: - Природные зоны России

Молодцы. Природные зоны России. Сегодня у нас урок-обобщение, урок-закрепление. Мы вспомним все, чем занимались на уроках в последнее время, покажем все знания, которые приобрели за эту четверть. Тема действительно большая, а как Вы думаете ребята, почему авторы нашего учебника так подробно остановились на изучении природы России, обратили наше внимание на все климатические условия, все зоны, охватили огромные территории нашей страны?

Д: -Россия – наша Родина. Мы должны знать ее природу, климатические условия, народы ее населяющие и их занятия.

Верно, давайте перед началом нашей основной работы еще раз полюбуемся на просторы родного края. Звучит композиция 1, на экране – презентация 1. Опрос детей во время просмотра презентации– какие природные зоны изображены на слайдах (Учащиеся отвечают).

Ребята, давайте же обсудим, что такое Природная зона?

Д: - Природная зона – это территория, на которой похожие климатические погодные условия.

Д: - Из-за одинаковых погодных условий здесь обитают одни и те же животные, растут одни и те же растения, приспособившиеся к определенному климату.

Есть ли четкая граница у природной зоны?

Д: - Нет, границы условны

Назовите все природные зоны России

Д: - Арктика, Тундра, Тайга(хвойные, широколистные и смешанные леса), степь, пустыня, субтропики.

Есть ли промежуточные зоны, находящиеся между основными? Назовите их.

Д: - Да. Это: лесотундра, лесостепь

Сегодня мы не зря объединились в команды, помните, рисуя ментальные карты мы выражали свое отношение к той или иной природной зоне? Сегодня мы отправляемся в «экспедиции» по природным зонам независимо от того, каково наше отношение к ней.

Проводится жеребьевка между командами, в результате которой каждой достается одна природная зона России.

Приступая к работе давайте вспомним правила сотрудничества в команде.

Д: -распределение обязанностей между членами группы

Д: - Согласованность действий

Д: - Право голоса – каждому!

Отлично, сегодня к этим правилам добавляется еще одно: Вы выбираете «гида» по вашей природной зоне, ученика, который сможет защитить ваш проект, подробно рассказав о всех особенностях природной зоны.

Отправляясь в экспедиции, не забудьте взять с собой энциклопедии и справочники, атласы и ментальные карты, фломастеры и карандаши, пригодится в экспедиции и учебник.

Кто сможет угадать в какой форме будет представлен ваш проект, как вы оформите вашу экспедицию?

Варианты ответов: Тест, доклад, реферат?

Д: - Ментальная карта!

Учащимся раздается опорный список вопросов, на которые они опираются при составлении мент. Карты. Учащимся раздаются листы плотной бумаги формата А3, стикеры.





  1. Напишите в центре листа название вашей природной зоны.

  2. На чем вы отправитесь в путешествие?

  3. Какие природные условия в вашей зоне? (Приведите примеры необычных природных явлений, опишите почву)

  4. Какие животные здесь обитают? На какие отряды они делятся в вашей зоне? Как животные приспособились к таким климатическим условиям?

  5. Какие растения здесь произрастают. Раздели их на группы. Как растения приспособились к таким климатическим условиям?

  6. Какие полезные ископаемые добывают в данной природной зоне?

  7. Какие народы здесь проживают? Перечислите их занятия

  8. Какие субъекты РФ входят в эту зону?

  9. Ваше отношение к данной природной зоне? (+,-)

Учащиеся выбирают литературу и распределяют «роли» между членами команд. Учитель отслеживает активность членов каждой группы, направляя учащихся и поддерживая их по мере возникновения трудностей.

После того, как хотя бы 2 команды готовы, учитель предлагает разгадать кроссворд и узнать, таким образом, чья экспедиция первая защищает свой проект.



Вопросы к кроссворду:

  1. Природная зона, находящаяся между тайгой и степью

  2. Что покрывает более 80% нашей страны?

  3. Столица нашей страны

  4. Культурная столица России

  5. Самая северная зона России называется…

Зашифрованное слово – СЕВЕР, оно подсказывает нам с какой природной зоны мы начнем свой путь. Приглашается гид по самой северной природной зоне России.

Ученик защищает проект, остальная экспедиция с места дополняет ответы гида. Учитель задает серию направляющих вопросов, отдельно опрашивая тех из команды, которые отвечали за определенные «ветви» ментальной карты.

Следующая зона – тундра, затем тайга, степь, пустыня и субтропики.



В конце занятия учитель словесно в положительном ключе оценивает работу экспедиций, находя изюминку в каждой команде (самая точная ментальная карта, самая дружная экспедиция, самая красочная карта, самая лучшая защита проектов и т.д.), благодарит учеников за проделанную работу.

Задается домашнее задание.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница