Уроков медиабезопасности школьников



страница1/3
Дата31.10.2016
Размер0,59 Mb.
ТипУрок
  1   2   3


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

УРОКОВ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Идея проведения в школах уроков медиабезопасности, на которых расскажут учащимся о правилах ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправного контента в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи. принадлежит Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павлу Астахову: «Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать».

Данная инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 30 мая 2011 года на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, посвящённом вопросам охраны здоровья детей и подростков.

Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет (Рекомендация Rec (2006) 12 Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27.09.2006.

Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания. Проведение уроков медиабезопасности планируется в образовательных учреждениях на постоянной основе, начиная с первого класса, в рамках школьной программы (в том числе уроков ОБЖ).

Цель проведения уроков медиабезопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

Задачи уроков медиабезопасности:


  1. информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;

  2. информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);

  3. ознакомление учащихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;

  4. обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);

  5. профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);

  6. предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Ожидаемые результаты.

В ходе уроков медиабезопасности дети должны научиться сделать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:



  • критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;

  • отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;

  • избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;

  • распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;

  • распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;

  • критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;

  • анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;

  • применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.

Нормативная правовая база защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному, духовному и социальному развитию.

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации и развитию, регулируется:

  • нормами международного права — ст. 13, 17, 34 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., Европейской декларацией о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г., Европейской конвенцией о совместном кинопроизводстве 1992 г., Европейской конвенцией о трансграничном телевидении 1989 г. (Россия не участвует), Европейской конвенцией о правонарушениях в сфере электронной информации 2001 г. (Россия не участвует - Распоряжение Президента Российской Федерации «О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15.11.2005 № 557-рп “О подписании Конвенции о киберпреступности”» от 22.03.2008 № 144-рп); Европейской рамочной конвенцией о безопасном использовании мобильных телефонов маленькими детьми и подростками (06.02.2007); Рекомендациями Комитета Министров государств — членов Совета Европы: № R (89) 7 — относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание (22.04.1989), № R (97) 19 — о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации (30.10.1997), Рекомендация Rec (2001) 8 – в сфере регулирования в отношении кибер-контента (саморегулирования и защиты пользователей от незаконного или вредного содержания новых коммуникаций и информационных услуг), №  Rec (2003) 9 – о мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания (28.05.2003), Рекомендации Rec (2006) 12 по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде (27.09.2006), CM/Rec (2007) 11 о поощрении свободы выражения мнений и информации в новой информационной и коммуникационной среде, CM/Rec (2008) 6 о мерах по развитию уважения к свободе слова и информации в связи с Интернет-фильтрами; Рекомендациями Европейского парламента и Совета ЕС о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства и права на ответ в отношении конкурентоспособности индустрии европейских аудиовизуальных и информационных он-лайн услуг (20.12.2006); Модельным законом МПА СНГ «О противодействии торговле людьми», принятым на тридцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (03.04.2008); Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми (03.04.2008); Модельным законом МПА СНГ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (03.12.2009); Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (28.10.2010);

  • федеральным законодательством — ст. 14, 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1, ст. 4, 37 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» № 2124-1, ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (вступает в действие 01.09.2012), Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (вступает в действие 01.09.2012), а также Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, и Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 09.09.2000 № ПР-1895, в которых закреплены общие принципы обеспечения информационной безопасности граждан и государства;

  • нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

  • Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» (п. 3.2) – предусмотрено проведение систематических проверок соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры. Прокуроры должны привлекать к установленной ответственности юридических и физических лиц, виновных в распространении указанной информации или пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение, в том числе употребление алкоголя, наркотиков, табачных изделий, а также пресекать в пределах предоставленных законом полномочий использование средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, для сексуальной эксплуатации и совершения иных преступлений против несовершеннолетних.

Для сведения. Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.

Он содержит ряд новационных норм, предусматривающих создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения в сети Интернет вредной для них информации (возрастную классификацию информационной продукции, ее маркировку, применение сертифицированных технических и программно-аппаратных средств). Устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Согласно новому закону доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, может предоставляться операторами связи в Интернет-кафе, образовательных и других учреждениях, в пунктах коллективного доступа только при условии применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей.

В информационной продукции для детей, в том числе размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи, не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, законом отнесена информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; 2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; 5) оправдывающая противоправное поведение; 6) содержащая нецензурную брань; 7) содержащая информацию порнографического характера.

К информации, ограниченной для распространения среди детей определенных возрастных категорий, относится информация: 1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; 2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий; 3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; 4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Согласно действующей до вступления в силу указанного Федерального закона от 21.07.2011 № 252-ФЗ редакции статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 18 лет.

В соответствии со статьей 14.1. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 28.04.2009 № 71-ФЗ) в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети "Интернет").

Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться, в частности, меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет" и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

За несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться административная ответственность.

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлен комплекс ограничений при распространении рекламной продукции.

В рекламе (в том числе распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях) не допускаются (ст. 6): 1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних; 2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар; 3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка; 4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками; 5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром; 6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях; 7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен; 8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Законом запрещено также распространение ненадлежащей рекламы, в том числе: побуждающей к совершению противоправных действий (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); призывающей к насилию и жестокости (п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); содержащей демонстрацию процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (п. 5 ст. 5 Закона о рекламе); использующей бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения (ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе).

Действуют ограничения для рекламы, размещаемой в детских и образовательных телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах (ч. 7 ст. 14, ч. 6 ст. 15 Закона о рекламе). Установлены ограничения для рекламы отдельных видов продукции, представляющей опасность для здоровья и развития детей: алкогольной продукции (ст. 21), пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 22), табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ст. 23), лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг (ст. 24), основанных на риске игр, пари (ст. 27). Такая реклама не должна обращаться к несовершеннолетним и использовать их образы, не может размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции.

В настоящее время информационная безопасность детей при просмотре аудиовизуальных произведений регулируется также комплексом установленных законодательством РФ требований к содержанию аудиовизуальной информационной продукции, предназначенной для распространения среди разных возрастных групп несовершеннолетних.

В целях упорядочения публичной демонстрации и распространения аудиовизуальных произведений на любых видах носителей, защиты детей и подростков от аудиовизуальной продукции, которая может нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию, введена возрастная классификация аудиовизуальных произведений, соответствующая психовозрастным особенностям восприятия зрительской аудиторией: фильм разрешен для показа в любой зрительской аудитории; детям до 12 лет просмотр фильма разрешен в сопровождении родителей; фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 14 лет; фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 16 лет; фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 18 лет (Приказ Роскультуры от 15.03.2005 № 112 (ред. от 01.07.2005) "Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава экспертного совета по возрастной классификации аудиовизуальных произведений").

Для исключения доступа учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных образовательных учреждений, государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, к сети Интернет, предусмотрены внедрение и актуализация системы исключения доступа к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания учащихся, внедрение в этих целях средств контентной фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств (Распоряжения Правительства РФ от 19.07.2006 № 1032-р и от 18.10.2007 № 1447-р, Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2006 № АС-1299/03 "О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта "Образование").

Актуальность обеспечения медиабезопасности детей и подростков

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

За последние годы в результате значительного повышения обеспеченности компьютерами россиян и подключения в рамках национального проекта практически всех школ к Интернету пользовательская активность российских школьников резко возросла. Данные исследований Фонда Развития Интернет свидетельствуют о высокой степени контакта детей и подростков с негативным контентом и другими рисками интернет-среды(http://new.soedin.ru/index.php?action=secur&id=830).

По данным Центра Безопасного Интернета в России 10 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны.

Рынок сотовой связи развивается столь же стремительно. В мире мобильными телефонами пользуются 1.600.000.000 молодых юношей и девушек (http://lolnet.ru/1156-mobilnyy-telefon-i-lyudi.html).

В России уровень проникновения сотовой связи составил 110% (160 миллионов пользователей). Уже в 2003 году количество мобильных телефонов в России достигло 31,5 млн и превысило число стационарных аппаратов (Чеберко, И. Телекоммуникации. — Коммерсантъ-Власть, № 24 (577), 21 июня 2004 года). В конце февраля 2010 года абонентская база сотовых операторов насчитывала 210,05 млн пользователей (Число пользователей сотовой связи в России выросло на 2 миллиона за месяц. — Lenta.ru, 23 марта 2010 года).

Как свидетельствуют данные опросов, в Европе мобильные телефоны имеют около 90% детей в возрасте от 12 до 19 лет и около половины - в возрасте 9-12 лет, в некоторых странах вообще принято дарить детям «мобильники» по достижении ими восьми лет. Помимо звонков и коротких сообщений телефоны используются для выхода в интернет, загрузки изображений, музыки, видео, игр.

Пользователи, как правило, считают свой мобильный телефон более личным и защищенным устройством, чем компьютер и не предполагают, что кто-то другой может увидеть просматриваемые ими страницы или ссылки. Сегодня многие сотовые операторы предлагают им взрослый контент помимо того, который абоненты могут получить с WAP-порталов, т.е. Интернет сайтов, созданных специально для мобильной телефонии.

При этом несовершеннолетние меньше, чем взрослые, подготовлены к проблемам, с которыми могут столкнуться в сети, и нередко остаются беззащитными перед ними. Именно дети и подростки сегодня менее всего защищены от потока негативной информации в Сети.

Значительная часть детской аудитории путешествует в сети самостоятельно еще до окончания младших классов. По результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков. Особенно пугает то, что больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей (http://www.detivrunete.ru/nedopusti/expluatacia/index.php?ELEMENT_ID=833)

Даже при неглубоком поиске в сети Интернет легко обнаружить сайты, где положительно оцениваются такие социально опасные явления, как сатанизм, сектантство, расовая и национальная нетерпимость, педофилия, различные виды сексуальных извращений, наркотизм и т.п. Отмечается появление сайтов, принадлежащих организованным преступным группировкам и террористическим организациям, через которые они не только обмениваются информацией, но и пытаются пропагандировать свои идеи и образ жизни. Молодые люди с неустоявшейся психикой при посещении подобных сайтов могут активно воспринять пропагандируемые здесь взгляды и перенести их в свою повседневную жизнь. Сетевые технологии усиливают процесс опосредованного общения людей, участники которого чаще всего имеют поверхностные, неглубокие межличностные отношения. Возникающие здесь контакты часто носят суррогатный, неполноценный характер. Это ведет к сокращению влияния ближайшего окружения на личность подростка как средства социального контроля, нарушению механизмов детерминации позитивного поведения. Более того, возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде (Андреев Б.В., Пристанская О.В. и др. Информационные технологии в расследовании преступлений, совершенных с использованием сотовой связи. Научно-методическое пособие. Библиотека прокурора. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М. 2009).

Чаще всего несовершеннолетние пользователи попадают на опасные странички случайно. Многочисленные всплывающие окна, неверно истолкованные поисковиком запросы, ссылки в социальных сетях – все это приводит ребенка на сайты небезопасного содержания, связанные с негативным контентом, киберхулиганством, домогательствами, виртуальными контактами с кибермошенниками, наркодилерами, экстремистами, педофилами, сутенерами и порнографами (http://www.detivrunete.ru/nedopusti/expluatacia/index.php?ELEMENT_ID=840)Значительное большинство подобных преступлений остаются скрытыми от родителей, правоохранительных органов и общества.

Исследования показали, что 90% детей сталкивались в сети с порнографией, а 65% искали ее целенаправленно. При этом 44% несовершеннолетних пользователей Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам.

По данным главы МВД РФ Рашида Нургалиева «за последние годы количество сайтов с детской порнографией увеличилось почти на треть», а объём соответствующего контента вырос в 25 раз. В Интернете противоправные материалы такого рода предоставляют 300 млн сайтов при среднемесячной посещаемости одной веб-страницы 30 тыс. человек. Число конечных потребителей, регулярно покупающих порнопродукцию с участием детей, оценивается в 800 тыс. человек (Глава МВД РФ озабочен распространением в Интернете детской порнографии. — Interfax, 17 февраля 2010 года).

По данным Международного центра помощи пропавшим и эксплуатируемым детям (International Centre for Missing & Exploited Children), каждый седьмой ребёнок становится объектом сексуального домогательства в сети, причем, 4% являются объектом агрессивного домогательства, у 2% из них травмируется психика, к 4% детей злоумышленники обращаются с просьбами прислать свои фотографии, где они сняты полностью обнаженными или в сексуально откровенном виде. Объектами домогательств в сети в 70% становятся девочки, в 30% – мальчики. 81% подвергшихся таким домогательствам несовершеннолетних – подростки в возрасте от 14 лет и старше, на них же приходится 74% случаев психического травмирования.

Среди преступников, совершающих сексуальные домогательства в отношении несовершеннолетних в сети, 73% составляют мужчины, 16% - женщины, 5% выдавали себя за подростков. Большинство знакомится с детьми в чатах в целях совращения несовершеннолетних и последующей их сексуальной эксплуатации. Общение таких лиц в сети с детьми используется для установления доверительных отношений с ребенком, выработки уверенности в себе, вовлечения детей в разговоры на сексуальные темы, устройства личных встреч и интимных свиданий с потенциальными жертвами.

Особую озабоченность мирового сообщества вызывает распространение посредством сети Интернет, мобильных сетей детской порнографии (см., например, Е.И. Беспалов. Детская порнография: индустрия насилия. М., Дружественный Рунет, 2010).

По данным ECPAT (международной организации по борьбе с детской порнографией), общий объем предложений детской порнографии возрос многократно, что обусловлено простотой и доступностью использования современной цифровой фото и видеотехники. Оборот детской порнографии относится к одному из самых быстрорастущих видов бизнеса в «Интернете», доступ к нему лёгок как никогда, так как расплачиваться можно с помощью кредитных карт, электронных и других платёжных средств. По состоянию на 2003 г. примерно 200.000 сайтов извлекали прибыль из оборота детской порнографии, оцениваемую в 3 млрд. долларов при очень невысокой ее себестоимости (Международное сотрудничество в сфере противодействия торговле детьми и детской порнографии. Материалы международной научно-практической конференции. Москва. 12-15 ноября 2008 г. – М. 2008).

В последние годы специалистами отмечается неблагоприятная тенденция снижения возраста детей, используемых преступниками для изготовления детской порнографии, и применения к жертвам все более жестоких, изощренных способов обращения в целях удовлетворения извращенных сексуальных потребностей и чудовищных сексуальных фантазий взрослых пользователей сети. Вскрываются факты совершения в формате он-лайн сексуального насилия и совращения в отношении несовершеннолетних и малолетних детей по предварительному заказу клиентов – пользователей.

У 83% задержанных владельцев детской порнографии были изъяты изображения детей в возрасте от 6 до 12 лет, у 39% - от 3 до 5 лет, у 19% - до 3 лет и даже грудных младенцев. У 21% порнографические материалы изображали сцены насилия, в том числе изнасилование, связывание конечностей и пытки; у 39% были движущиеся изображения в цифровой форме или в видеоформате. Среди задержанных владельцев детской порнографии: у 62% были изображения девочек; у 14% были изображения мальчиков; у 15% изображения девочек и мальчиков присутствовали в одинаковом количестве.

Опасность детской порнографии состоит также в ее использовании для вовлечения в секс- и порнобизнес все новых несовершеннолетних жертв. Для того чтобы «приручить» новых жертв, преступники показывают им порнографические изображения детей, где те якобы выглядят довольными, что снижает порог преодоления запрета у ребенка и снижает его восприимчивость. Они убеждают детей в том, что изображённые в порнографии дети участвуют в ней добровольно и с удовольствием, это помогает им стимулировать сексуальную активность потенциальных жертв и облегчает встречу с ними (Детская порнография: модель законодательства и всемирный обзор. Copyright © 2008, Международный центр помощи пропавшим и эксплуатируемым детям (International Centre for Missing & Exploited Children)).

Для сведения. Во всем мире производство и оборот детской порнографии рассматривается как уголовное преступление, направленное против детей. Специальное законодательное регулирование борьбы с детской порнографией существует в 91 государстве из 187 государств – членов Интерпола.

В правовых системах некоторых стран только производство детской порнографии является преступлением, в ряде других, прежде всего, в англоязычных государствах, ее приобретение и хранение даже без цели последующего распространения тоже считаются уголовными преступлениями, как деяния, содействующие виктимизации детей, облегчающие их сексуальную эксплуатацию, стимулирующие спрос на такую продукцию, формирующие в обществе аномальные представления о допустимости и нормотипичности сексуальных контактов взрослых с несовершеннолетними.

В России с 2003 года установлена уголовная ответственность за изготовление, хранение или перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, а равно привлечение несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста. Совершение таких действий родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним, либо в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо с извлечением дохода в крупном размере влечет более строгие меры наказания (ст. 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации – далее УК РФ).

Предусмотрена также уголовная ответственность за незаконные изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов или предметов, а равно незаконную торговлю печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера (ст. 242 УК РФ).





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал