В дошкольном образовательном учреждении



страница1/2
Дата12.09.2017
Размер2,46 Mb.
  1   2



Областное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Обоянский педагогический колледж

КОМПЬЮТЕР

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
(В помощь педагогу компьютерно-игрового комплекса)

Составитель: преподаватель методики обучения дошкольников деятельности с компьютером ДЕНИСОВА Т.Р.
Рецензенты:

Доцент кафедры ИО КИНПО (ПК и ПП) СОО, кандидат педагогических наук И.В.Шевердин.

Доцент кафедры ДиНО КИНПО (ПК и ПП) СОО Л.В.Оловаренко

Учебно-методическое пособие содержит теоретические и практические материалы по проблеме использования новых информационных технологий в дошкольном образовании.

Пособие адресовано преподавателям и студентам, обучающимся по специальности 050704 Дошкольное образование, руководителям компьютерно-игрового комплекса дошкольного образовательного учреждения, методистам ДОУ, практическим работникам ДОУ.

В пособии, в разделах «Документация педагога КИК» и «Работа руководителей КИК с родителями», частично использован опыт работы дошкольных образовательных учреждений № 12 и № 31 г.Железногорска Курской области.

Обширный список литературы поможет найти более подробную информацию по интересующим вопросам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………………4

Квалификационные требования к педагогу КИК в дошкольном учреждении ..…….………5

Глава I. Санитарно-гигиеническое обеспечение использования компьютеров в ДОУ ……8


    1. Об информатизации дошкольного образования в России ……………………..8

    2. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 г. № 24 …………………………..…………………..10

    3. Организация развивающих занятий с использованием компьютеров с учетом правил и нормативов СанПиН ………………………………………….………13

    4. Классификация программного обеспечения в соответствии с нормами права……………………………………………………..…………………………....17

Глава II. Компьютер в составе компьютерно-игрового комплекса (КИК) ………………...22

2.1. Организационные вопросы работы педагога в КИК …………………….……22

2.2. Работа педагога КИК с персоналом ДОУ ……………………………………..26

2.3. Работа руководителя КИК с родителями …………………….………………..28

2.4. Документация педагога КИК ……………………………………………….….38

Глава III. Методика ознакомления дошкольников деятельности с компьютером ………..51

3.1. Знакомство дошкольников с архитектурой компьютера (примеры занятий)……………………………………………………………………………….51

3.2. Особенности компьютерных игр ………………………………………………62

3.3. Комфортность ребенка в игре ………………………………………………….64

3.4. Методика организации компьютерных игр в ДОУ …………………………..65

3.5. Организация занятий с использованием компьютера в ДОУ ……………….81

3.6. Основные показатели оценки деятельности ребенка на компьютере …….....99

3.7. Информатика в стихах …………………………………………………………100

Список литературы …….……………………………………………………………………..109



ВВЕДЕНИЕ

Использование компьютера в образовании уже давно стало повсеместным явлением. НИТ в дошкольном образовании в органическом сочетании с традиционными средствами воспитания входят в жизнь уже в дошкольном детстве, повышая качество воспитания, способствуя развитию ребенка как творческой личности. Процесс овладения компьютерной грамотностью и НИТ требует учета человеческого фактора. Особенно остро эта проблема встает на дошкольной ступени образования. Ведь раннее детство – это не только источник человеческой одаренности, но и период душевной ранимости, психической уязвимости. Поэтому вносить что-то новое в жизнь детей дошкольного возраста всегда следует с особой осторожностью. «Помоги, но не навреди!» – принцип, которому нужно следовать, внедряя НИТ в обучение детей.

Успех компьютеризации педагогического процесса во многом зависит от компетентности специалистов, используемых методов, качества применяемых технических средств и развивающего содержания компьютерных программ. Но успех этого приобщения возможет в том случае, если компьютерные средства НИТ станут подлинными средствами его деятельности, т.е. средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов продуктивной творческой деятельности. Это требует создания компьютерных программ, структура которых соотносима с интеллектуальной структурой деятельности ребенка.

Компьютерные игры могут быть внедрены лишь в тех ДОУ, где царит творческая атмосфера, искренняя заинтересованность в развитии каждого воспитанника.

Если в ДОУ есть компьютеры, а тем более компьютерно-игровой комплекс (КИК), то работать в нем должен специалист, знающий технические возможности компьютера, владеющий навыками управления им, четко выполняющий санитарные нормы и правила использования компьютеров в учреждениях образования, хорошо ориентирующийся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающий этические правила их применения и владеющий методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, специалист должен хорошо знать возрастные анатомо-физиологические и психические особенности дошкольников и воспитательно-образовательную программу ДОУ.

Работа педагога КИК включает следующие три направления:



  • работа с детьми;

  • работа с воспитателями;

  • работа с родителями;

Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Компьютерное обучение остается очень интересной и перспективной областью исследований, привлекающей передовых ученых, педагогов, психологов и методистов всего мира. С внедрением компьютерного обучения в ДОУ стали меняться стили и устоявшиеся подходы к обучению и развитию ребенка.



В предлагаемом пособии воедино собран нормативный, справочный, теоретический и практический материал по ознакомлению дошкольников с компьютером и компьютерными программными средствами.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ КИК

В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Основные виды деятельности педагога КИК в ДОУ:
Воспитательно-образовательная – осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами дошкольных учреждений, создание предметно-развивающей педагогической среды как условия успешного развития ребенка; организация содержательной жизни детей и руководство разными видами детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, общения), осуществление личностно ориентированного подхода в работе с детьми на основе изучения ребенка, анализа обученности и воспитанности и проектирования развития его личности; обеспечение охраны жизни и здоровья детей; осуществление здоровьесберегающей функции деятельности педагога; оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности с детьми, имеющими отклонения.
Учебно-методическая – планирование воспитательно-образовательной работы на основе изучения образовательных программ, учебно-методической литературы, преобразования информации в форму, доступную дошкольникам; проектирование воспитательно-образовательной деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Социально-педагогическая – консультативная помощь в овладении родителями практически значимых для них положений дошкольной и семейной педагогики, психологии и методики воспитания детей дошкольного возраста; создание условий для полноценной социализации детей, ознакомление их с социальным миром, защита интересов и прав детей.
Педагог КИК должен знать:

  • основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка, Международная конвенция о правах и основных свободах человека, Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании»);

  • цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

  • основы психологии человека и психологические особенности детей дошкольного возраста;

  • особенности анатомии и физиологии дошкольника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий;

  • инструктивные документы по вопросам охраны жизни и здоровья ребенка и способы обеспечения безопасности его жизнедеятельности;

  • возможность применения новых информационных технологий в дошкольном образовании;

  • методическую систему обучения детей компьютерным играм.



Педагог КИК должен уметь:

  • проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, воспитанности и обученности детей;

  • организовывать содержательную жизнь детей;

  • обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;

  • взаимодействовать с дошкольником, изучать на основе наблюдений личность дошкольника, выявлять его затруднения и оказывать ему содействие;

  • вести разъяснительную педагогическую работу с родителями;

  • взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольного учреждения, участвующими в воспитательно-образовательном процессе, и родителями;

  • пользоваться компьютерной техникой и техническими средствами обучения, внедрять новые информационные технологии в практику работы ДОУ;

  • организовывать работу с компьютерными играми;

  • составлять методические рекомендации к компьютерным играм;

  • владеть умениями самообразования и самовоспитания.


Требования

к общей психолого-педагогической, профессиональной подготовленности

специалиста


  1. Знание программы воспитания и обучения в детском саду, альтернативных программ развития детей дошкольного возраста.

  2. Готовность педагога к проведению компьютерной игры:

а) умение определить готовность детей к компьютерной игре и подготовить их;

б) умение подготовить предметно-игровую среду с учетом содержания занятия;

в) умение поставить игровую задачу, ввести детей в конкретную игровую ситуацию;

г) умение организовать самостоятельную деятельность детей за компьютером.



  1. Способность применять в ходе занятия разнообразные педагогические приемы, оценивать их эффективность.

  2. Умение использовать разные формы организации работы с детьми: фронтальные, с подгруппой, индивидуальные.

  3. Знание и умение использовать разные типы занятий: комплексное – комбинированное (например, занятие по ознакомлению с окружающим организуется в компьютерном игровом зале и зимнем саду); интегрированное – объединение разных видов занятий, связанных одной тематикой, и др.

  4. Умение выбирать оптимальный для различных ситуаций стиль общения с детьми.

  5. Степень творчества в работе с детьми:

  • грамотное использование предложенной (готовой) методики со всеми подгруппами (низший квалификационный уровень);

  • вариантное использование существующих методик;

  • создание оригинальных методик;

  • создание оригинальной системы работы с детьми (высший квалификационный уровень).

  1. Умение увидеть, проанализировать и оценить особенности поведения всех детей, каждого ребенка и своевременно учитывать их в текущей работе с детьми.

  2. Умение переключать детей на другие виды деятельности.

  3. Грамотное оформление документации и ее целесообразное применение в текущей работе.

  4. Умение работать с воспитателями, методистами, администрацией и другими специалистами детского сада.

  5. Проведение систематической работы с родителями: а) подготовительная работа (снятие психологического барьера); б) консультативная работа; в) родительские собрания; г) открытые занятия.

  6. Повышение квалификации, самообразование.


Требования

к владению техническими программными средствами


  1. Знание правил техники безопасности.

  2. Знание состава и технических характеристик персонального компьютера: дисплей, клавиатура, память, процессор, принтер, дисковод, «мышь» и т.д.

  3. Наличие практических навыков работы с клавиатурой.

  4. Умение выполнять основные операции:

  • запуск программ;

  • создание каталогов;

  • копирование программ;

  • удаление программ и каталогов;

  • пользование антивирусными программами;

  • оценка свободного места на диске.

  1. Знание программно-методических средств для детей (ПМС «КИД/Малыш» и др.), их состава, назначения, дидактических целей, принципов систематизации и основных характеристик.

  2. Знание функционирования (правил использования) программ для детей.

  3. Ориентация в возможностях программно-технических средств компьютера.

  4. Владение различными программными средствами общего назначения (текстовой редактор, электронная таблица, графический редактор, сетевое программное обеспечение, антивирусные программы).

  5. Умение пользоваться средствами НИТ (принтер, дисковод, магнитофон, видео и др.).




  1. Знание общих требований к помещению:

    • состав воздуха;

    • освещенность;

    • влажность;

    • ориентация помещения;

    • площадь;

    • электромагнитные поля;

    • размещение индивидуальных детских компьютерных мест;

    • дизайн помещений и элементы оформления интерьера и предметной среды;

    • покрытие пола.




  1. Соблюдение временных норм и режимов проведения занятий:

а) знание основных оцениваемых параметров дисплея компьютера:

  • размер экрана;

  • разрешающая способность;

  • блесткость;

  • цветность;

  • величина пятна;

  • наличие антибликового покрытия.

б) знание характеристики индивидуального детского места:



  • удаленность глаз ребенка от экрана;

  • оптимальная поза.

Глава I.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

КОМПЬЮТЕРОВ В ДОУ
ОБ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 25 мая 2001 г. № 753/23-16
Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, как позитивные, так и негативные. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (далее – НИТ), в первую очередь, компьютеров.

Необходимо отметить, что использование НИТ в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития. НИТ используется в дошкольном образовании с целью совершенствования методики управления детским садом, а также обновления форм и методов работы с детьми. Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.

Концепция внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование принципиально исключает обучение детей основам информатики, составлению детьми алгоритмов и информационных моделей, овладению сложными управляющими структурами.

Использование НИТ в дошкольном образовании началось с середины 80-х годов. В 1986 году в Москве был открыт первый компьютерно-игровой комплекс в детском саду. К началу 90-х годов были разработаны первые компьютерные программы для детей, игрушки, управляемые с помощью ЭВМ и на микропроцессорах. Начала развиваться сеть дошкольных учреждений, оборудованных специальными компьютерно-игровыми комплексами. В настоящее время разработано более двухсот развивающих компьютерных игр для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей. Отечественные компьютерные программы, разработанные для дошкольников в рамках этих научно-исследовательских работ, имеют четкую развивающую направленность, предполагают формирование у ребенка целостных представлений, умений и интереса к решению эвристических и игровых задач.

Высокого уровня информатизации дошкольных учреждений добились такие регионы, как Самарская, Тюменская области, гг. Москва, Санкт-Петербург, Сургут, Нижневартовск и др.

Однако в целом процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается медленно. Он сдерживается недостаточно оснащенной материальной базой, отсутствием мультимедийных материалов, соответствующих государственным образовательным стандартам дошкольного образования. Кроме того, требует совершенствования и развития система подготовки и переподготовки кадров для работы в области информатизации дошкольного образования.

Минобразования России обращает внимание на то, что НИТ, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не заменять их.

Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией дошкольного образования, является изучение влияния ЭВМ на организм, психическое состояние и развитие ребенка. В результате изучения воздействий, оказываемых компьютером на самочувствие, работоспособность и здоровье детей, был определен безопасный режим, нормирована длительность и методика организации компьютерных игр в детском саду, продуманы и разработаны соответствующие условия организации «рабочих мест» ребенка, требования к освещенности помещений, рекомендации по приобретению, установке и содержанию техники.

В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» в пункте 5: «Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером – не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей». Кроме того, рекомендуется с осторожностью относиться к разнообразным развлекательным компьютерным играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонных действиях и персонажах, оказывающих негативное воздействие на психику и характер ребенка. В настоящее время Минобразования России недостаточно информировано о состоянии дел по информатизации дошкольного образования в субъектах Российской Федерации, не располагает имеющимся опытом по данному направлению и поэтому рекомендует органам управления образованием субъектов РФ по возможности изучить состояние этого вопроса в своем регионе и информировать Минобразования России. Желательно было бы получить информацию, содержащую следующие сведения:



  • количество детских садов, использующих компьютеры:

а) для совершенствования системы управления детским садом;

б) для работы с детьми;



  • компьютерные программы и системы, используемые в работе с детьми;

  • компьютерные программы и системы для ДОУ, созданные в регионе;

  • интересный опыт работы детских садов в данном направлении;

  • как решается вопрос обслуживания компьютеров.


О ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ

санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 26.03.2003 г. № 24
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650) и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295), постановляю:

1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений, СанПиН 2.4.1.1249-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 марта 2003 г., с 20 июня 2003 г. Г.Г.Онищенко.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 апреля 2003 г.

Регистрационный номер 4392.

2.4.1. Гигиена детей и подростков

Детские дошкольные учреждения

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 (выдержки)

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (утверждено Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003 г.)

Дата введения: 20 июня 2003 г.


1. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 7, ст. 631), постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 № 677 (ред. От 23.12.2002) «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 28, ст. 2694).

1.2. Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ) независимо от форм собственности и их подчиненности.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией ДОУ, воспитанием и обучением детей, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1.4. Санитарные правила распространяются на все виды ДОУ, кроме компенсирующего вида.

1.10. Игровое и спортивное оборудование на участке и в здании ДОУ, мебель, компьютерная техника, игры, игрушки, издательская продукция, предметы гигиены и ухода за детьми, моющие и дезинфицирующие средства должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам.


2.12. Требования к организации режима дня и учебных занятий

2.12.6. Администрация ДОУ несет ответственность за соответствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и организации учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей.

Программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

2.12.7. Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные и др.) продолжительностью не более 8 – 10 минут. Допускается проводить одно занятие в первую и одно занятие во вторую половину дня. В теплое время года максимальное число занятий проводят на участке во время прогулки. Нецелесообразно одновременно проводить занятия с группой более 5 – 6 детей.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети 4-го года жизни) – 11 занятий, в средней группе (дети 5-го года жизни) – 12, в старшей группе (дети 6-го года жизни) – 15, в подготовительной (дети 7-го года жизни) – 17 занятий.

При 6-дневной учебной неделе в субботу целесообразно проводить только занятия эстетически-оздоровительного цикла, спортивные праздники, соревнования, увеличить продолжительность прогулки.

Максимально допустимое число занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает двух, а в старшей и подготовительной – трех. Их продолжительность для детей 4-го года жизни – не более 15 минут, для детей 5-го года жизни – не более 20 минут, для детей 6-го года жизни – не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни – не более 30 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раза в неделю. Длительность этих занятий – не более 25 – 30 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку.

При проведении занятий с использованием компьютеров и занятий по иностранному языку группу рекомендуется делить на подгруппы.

Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят:


  • для детей 4-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

  • для детей 5-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

  • для детей 6-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

  • для детей 7-го года жизни – не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

2.12.8. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени занятий.

2.12.9. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первой половине дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать указанные занятия с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т.п.

2.12.10. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 – 7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще 3 раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятий с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 – 7 лет – 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет – до 10 минут.

Для снижения утомляемости от компьютерных занятий необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

2.12.11. Домашние задания воспитанникам ДОУ не задают.

2.12.12. Требования, изложенные в пп. 2.12.7 – 2.12.11, необходимо выполнять и при организации занятий в группах кратковременного пребывания детей.

2.12.13. В разновозрастных группах продолжительность учебных занятий следует дифференцировать в зависимости от возраста ребенка. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности занятий, их следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста.

2.12.14. В середине учебного года (январь – февраль) для воспитанников дошкольных групп организуют недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).

В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулок.

2.12.15. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах – не более 20 минут, в старшей и подготовительной – не более 30 минут. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время просмотра передачи их следует обязательно надеть.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении группы верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране, в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРОВ

С УЧЕТОМ ПРАВИЛ И НОМАТИВОВ СанПиН

Компьютер в дошкольном учреждении – ядро развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее и игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способна соединиться со многими существующими процессами, изменить и обогатить их, породить новые и в корне изменить развивающую предметную среду ДОУ в целом. Поэтому компьютеру отводится в новом подходе системообразующая роль. Такой подход к использованию персонального компьютера в ДОУ получил название «Компьютерно-игровой комплекс для дошкольников» – КИК.

КИК представляет собой многофункциональный набор компонентов, образующих «развивающую предметную среду» и методологию его использования.

В идеале КИК включает в себя компьютерный зал, игровой зал, спорткомплекс и комнату психологической разгрузки (зону релаксации).



Компьютерный зал

— Для компьютерного зала выделяется отдельное помещение с естественным освещением из окон, выходящих на север, северо-восток, которое хорошо проветривается или имеет систему кондиционирования. Компьютерный зал должен быть изолирован от помещений, имеющих повышенный уровень шума (например, музыкальный зал) (СанПиН п. 4).

— В состав КИК обычно входят 4 – 7 компьютеров для индивидуальных мест дошкольников (ИМД) и 1 компьютер – для индивидуального места педагога (ИМП) (СанПиН п. 8.4).

— Площадь компьютерного зала составляет 25 – 50 кв.м из расчета 5 – 6 кв.м на одно место с компьютером (СанПиН п. 4.5).

— Для установки компьютера используется специальная мебель: для каждого ПК – это стол и регулируемый стул. Стулья должны быть отрегулированы, иметь опору для спинки ребенка и установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана монитора (или 2/3 его высоты) (СанПиН п. 8.4).

— Оптимальное расстояние от глаз до экрана – в пределах 60 – 70 см (СанПиН п. 8.11.13).

— Расстояние между компьютерными столами не менее 60 см, не менее 1 м от отопительных приборов и 80 см от стен (СанПиН п. 8.1.2).

— Индивидуальные места дошкольников должны располагаться периметрально, экранами внутрь помещения, с подводкой электропитания и кабеля локальной сети к задней панели, располагающейся к стене, в соответствии с требованиями безопасности (СанПиН п. 8.1.1).

— Поверхность пола должна быть ровной, нескользкой, удобной для очистки, обладать антистатическими свойствами; ковровые покрытия не допускаются (СанПиН п. 4.16).

— Стены до потолка (или на высоту панелей) окрашиваются в пастельные тона. Не допускается использование в оформлении зала черных, красных, оранжевых красок (СанПиН п. 4.15).

— На окнах однотонные жалюзи в тон стен. Помимо эстетической, шторы несут еще и гигиеническую нагрузку: полностью закрывают оконный проем (в случае надобности) и рассеивают солнечный свет, а также поглощают шум. Запрещается применение для окон темных занавесей. Стены, шторы, цвет мебели и компьютеров – все должно гармонировать друг с другом. Это важное условие для психологического комфорта ребенка при работе за компьютером (СанПиН п.6.5.; п. 8.1.5).

— Системный блок компьютера устанавливается внутри стола, либо на верхнюю столешницу (в зависимости от конструкции стола). Монитор – только на верхнюю столешницу, перед ним кладется клавиатура так, чтобы перед ней было место для опоры свободно лежащих предплечий рук ребенка (для снятия статического напряжения с мышц плечевого пояса) (СанПиН п. 8.4).

— Оптимальные параметры температуры – +19 …+20°C, относительная влажность воздуха – 62 – 55%. При температуре наружного воздуха не ниже 10°С занятия с применением компьютера проводятся при открытых фрамугах (СанПиН п. 5.3).

— Для улучшения микроклимата компьютерного зала хорошо (при наличии места) разместить в нем цветы и аквариум.

— В компьютерном зале ежедневно делается влажная уборка, вытирается пыль с компьютеров, особенно с экранов мониторов и дважды в неделю проводится уборка пылесосом (СанПиН п. 4.16, п. 8.1.14).
Пространственные характеристики индивидуального компьютерного места

дошкольника (ИКМД)


Наименование параметра

Значения параметра,

показатели



Способ его изменения,

антропометрия



1

2

3

Высота сиденья

    1. 280;

28 (для 5%, 50%, 95)

Высота подколенной ямки над полом, от пола, до верхней плоскости сиденья

Высота клавиатуры:

от пола до нижнего ряда;

от стола до нижнего ряда

580 – 600

(для 5%, 50%, 95)
10 – 15; 10; 15


Высота локтя над сиденьем

Угол наклона клавиатуры к горизонтали (градусы)

7 – 13 15

Оптимальная амплитуда в лучезапястном суставе

Ширина основной клавиатуры (границы зоны оптимальной досягаемости)

Не более 300

(50%)


Ширина плеч с учетом движений в локтевом суставе

Глубина основной клавиатуры (границы зоны оптимальной досягаемости)

Не более 120

Длина предплечья с учетом сгибания в плечевом суставе

Высота экрана (от пола до нижнего края экрана)

570 – 780 570; 675

Высота глаз над сиденьем плюс половина вертикального размера экрана

Угол наклона экрана, градусы (от вертикали)

0 – 30 90

Угол между направлением линии взора и плоскостью экрана (оптимально 90°)

Удаленность экрана от переднего края стола

500 – 700; 500

Зрительная дистанция (оптимальная)

Высота пространства для ног (от пола до нижней плоскости стола)

  1. 440 – 530

(для 95%)

Высота колена над полом

Ширина сиденья (поперечный размер таза, см)

240 (не рег.)

(95%) плюс 10



Наибольший диаметр плоскости сиденья

Глубина сиденья (от передней его поверхности до спинки)

От 320 (не рег.)

Длина бедра (тазобедренного сустава до подколенной ямки)

Ширина опорной поверхности спинки (поперечный размер спинки стула)

290 (не рег.)

Биакромиальный диаметр (для 95%)

Высота спинки сиденья (от контрольной линии) до верхней плоскости стула

320 320

Высота нижнего угла лопатки над сиденьем (для 95%)

Высота подставки для ног (от пола до верхней плоскости)

5 – 100

Определяется диапазоном регулирования высоты сиденья

Глубина подставки для ног

490 (не рег.)

Не менее размера стопы

Игровой зал

Его предназначение – подготовка к осмысленной игре на компьютере. Чтобы управлять компьютерной игрой, надо понимать, что означают знаки, обобщенные символы, используемые в игре. В игровом зале дети учатся обобщать, а затем обозначать целый класс предметов каким-то одним символом, т.е. учатся замещать реальный предмет абстрактным в соответствии с правилами игры.

— Игровой зал специально оснащается обобщенной игрушкой: это всевозможные конструкторы, предметы-заместители (веревочки, проволока, куски материи и т.д.), а также машины, звери и куклы, которые не «наталкивают» на конкретное однозначное их применение. Например, такие, как знаменитое «ничто» – мягкая, прямоугольной формы подушка, обшитая лохматым мехом, – она одновременно может быть «всем», во что захочет превратить ее фантазия ребенка. Хороши для этой цели самодельные куклы, выдержанные в национальном фольклорном стиле, с учетом лучших традиций народной игрушки.

— В игровом зале размещается игровое оборудование: средообразующие модели разных форм и разного цвета из мягкого материала, пластмассы, дерева; игровые стенки с дидактическими и проектными играми, многосекционные игровые ширмы или кладовые для хранения игрушек, мебель-игрушку, мягкую стелющуюся мебель для сидения, лежания между играми.

— Желательно предусмотреть 6-8 удобных рабочих мест для изобразительной деятельности, конструирования, дидактических настольных игр.

— Роспись стен игрового зала может быть более динамичной, яркой, чем в компьютерном зале, но она должна сочетаться с оформлением компьютерного зала по стилю.

— Площадь игрового зала – 24 – 40 кв.м. (СанПиН п. 4.12).
Спортивная зона

Ее назначение – снять усталость ребенка после напряженной умственной работы специальными физическими упражнениями, активизировать и нормализовать дыхание и кровообращение. Применение спортивного инвентаря, пособий и спорткомплекса позволяет педагогу незаметно для ребенка соединить в сюжетно-единой игре компьютерный и спортивный залы, умственное и физическое развитие.


Зона релаксации

Комната или зона психологической разгрузки (релаксации) – уютно оформленная комната с обязательным естественным освещением. Ничто так не приводит в порядок все наши органы чувств, как близость к природе. Поэтому рекомендуется оборудовать эту комнату по типу зимнего сада, где жили бы и животные (птицы, рыбы, черепахи). Желательно иметь в ней магнитофон с хорошей фонотекой.

Эта комната пригодится и для начала занятий в КИК, чтобы собрать внимание детей, настроить их на работу с ПК и, конечно же, чтобы снять психологическую нагрузку после работы на ПК.
При такой организации оборудование КИК в целом будет отвечать необходимым физиологическим, эргономическим и психолого-педагогическим требованиям, обеспечивает безопасную и комфортную деятельность детей.

1. ДОУ № 31 г.Железногорск Курской области




2 (Стандартная)


КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАМИ ПРАВА
В нашей стране вопросы правового использования компьютерных программ являются актуальными и даже острыми. Так как существует немало высококачественных программ, разработанных совместно и распространяемых часто бесплатно, необходимо знать о них и правилах их использования, тем более существует распоряжение Правительства РФ от 18.10.2007 г. № 1447-р, в котором говорится о разработке и внедрении в образовательные учреждения свободного программного обеспечения по перечню программ, входящих в стандартный (базовый) пакет.

Какой легальный выбор есть у потенциального пользователя ПК, учителя и администратора образовательного учреждения?

С точки зрения прав владения, использования и распространения, программное обеспечение можно разделить на:


  • устаревшее – abandonware;

  • бесплатное – freeware;

  • условно бесплатное – shareware;

  • свободное – free software;

  • открытое – open source;

  • собственническое;

  • коммерческое.


Abandonware (англ. abandon – покинуть, оставить; software – программное обеспечение) – программное обеспечение, которое больше не выставляется на продажу компанией-производителем, не поддерживается им и издателем (не обновляется техническая документация, не выпускаются дополнения и обновления, не ведется статистика отказов, база данных пользователей и т.д.). На русском языке такое ПО можно назвать устаревшим или морально устаревшим. Многое abandonware не является общественным достоянием и по законам большинства государств не должно распространяться без разрешения правообладателя.

Abandonware востребовано тогда, когда;



  • существуют приверженцы устаревшего программного обеспечения (старых игр, редакторов, операционных систем);

  • используется устаревшая техника;

  • приобретение нового лицензионного продукта становится материально обременительным.

Чаще всего abandonware распространяется бесплатно (как freeware).

Программы лицензирования Microsoft для образовательных и академических организаций – Academic Open License и Academic and School Agreement – предполагают возможность использования предыдущих версий приобретаемых продуктов, которые уже не выставляются на продажу.

На официальном сайте компании Microsoft (http://www.microsoft.com/rus/) можно узнать, что 30 июня 2008 г. прекращаются продажи операционной системы Windows XP, хотя поддержка будет осуществляться до 2014 г. Таким образом, Windows XP нельзя до 2014 г. отнести к abandonware.

Старые игры, которые производитель больше не поддерживает и не продает, можно найти и скачать на следующих сайтах:



  • http://www.abandonia.com/ - Abandonia;

  • http://abandoneer.com/ - Abandoneer;

  • http://www.aabandonwarering.com/ - The Abandonware Ring;

  • http://www.old-games.ru – Old-Games.RU

Freeware (англ. Free – бесплатный; software – программное обеспечение) – это лицензионное бесплатное программное обеспечение, распространяемое без исходных кодов, которое можно использовать неограниченное время. Следует отличать freeware от свободного программного обеспечения (англ. Free software), которое распространяется с исходными кодами. Freeware-программы обычно являются собственническими, и условия их распространения могут запрещать их копирование, изменение, повторное распространение и оговариваются в лицензионном соглашении.

Найти и скачать freeware-программы можно на следующих сайтах:



  • http://www.software-bazar.com/index-freeware.htm – FreewareDownlo.ads;

  • http://free.avg.com/ – антивирус AVG Anti-Virus от компании GriSoft;

  • http://www.free-av.com/ – антивирус Avira AntiVir от компании Avira;

  • http://qip.ru/ – интернет-мессенджер QIP для службы ICQ;

  • http://www.microsoft.com/rus/windows/downloads/ – обозреватель Internet Explorer 7;

  • http://www.zonealarm.com/store/content/catalog/products/zone-alarm_free_firewall.jsp – персональный брандмауэр Zone Alarm;

  • http://download.ru/ – файловый архив Download.ru;

  • http://www.freeware.ru/ – файловый архив Freeware, ru;

  • http://freeware32.ru/ – файловый архив Freeware32.ru;

  • http://www.goldsoft.ru/ – файловый архив GoldSoft.ru.


Shareware (англ. share – разделять, участвовать; software – программное обеспечение) – это условно бесплатное, или пробное, программное обеспечение.

Под shareware понимают также метод распространения ПО, при котором пользователю предлагается бесплатно ограниченная по возможностям (сроку действия, функциональности – демо-версия) программа или версия со встроенным раздражающим блокиратором-напоминанием о необходимости оплаты тестируемой программы. В лицензионное соглашение может быть включен запрет на коммерческое или профессиональное использование программы. Основной принцип shareware – «попробуй, прежде чем купить» (try before you buy). В течение ограниченного срока, составляющего обычно 30 дней, пользователь может тестировать программу, осваивать ее возможности. Если по истечении срока тестирования пользователь решит продолжить использование ПО, он обязан заплатить правообладателю определенную сумму. В противном случае в соответствии с лицензионным соглашением пользователь должен удалить понравившуюся программу со своего компьютера.

Так как некоторые пользователи продолжают пользоваться программным обеспечением shareware и после установленного срока, то производители предпринимают ряд мер для борьбы с такими нарушителями. Например, программа спустя 30 дней прекращает запускаться, или становится недоступной часть функций, или функциональность остается в полном объеме, но время от времени выходит напоминание о том, что данная копия программы незарегистрированная.

Основной способ распространения shareware-программ — это каталоги программного обеспечения или баннерная реклама в поисковых системах.

Найти и скачать shareware-программы можно на следующих сайтах:


  • http://www.viruslab.ru/ – антивирус Panda Anti-virus 2008, ознакомительная демо-версия;

  • http://www.esetnod32.ru/ – антивирус ESET NOD32, пробная версия;

  • http://www.corel.com/ – пакет программ для работы с графикой CorelDRAW Graphics Suite X4;

  • http://www.shareware.com/ – файловый архив shareware- и freeware-программ;

  • http://games.mail.ru/shareware/ – архив игр.

Free software (англ. free – свободное; software – программное обеспечение) – программное обеспечение, в отношении которого пользователь имеет право делать следующее: запускать, изучать, улучшать и распространять.

В мире есть много людей, готовых бесплатно делиться текстами своих программ и совершенствовать тексты чужих. Свободное ПО унаследовало модель открытой научной разработки, а вместе с ней и академическую модель взаимодействия между учеными, вылившуюся в специфическую организацию сообщества разработчиков и пользователей. Ярким примером таких моделей является получившая мировую известность свободная энциклопедия Википедия. В ее наполнении принимает участие огромное число пользователей Интернета. Любой желающий может добавить или отредактировать статью. Однако совершенствовать программы могут только программисты, понимающие код.

По законодательству многих стран программный продукт и его исходный код охраняются авторским правом, которое дает автору (или другому правообладателю) полную власть над распространением и изменением программы, даже в случае, когда исходный код общедоступен для обозрения (см. Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ, часть 4, глава 70).

Свободное ПО выпускается под одной из так называемых свободных лицензий. К ним относятся:



  • Общественное достояние;

  • Лицензия Apache;

  • Лицензия BSD (Программная лицензия университета Беркли);

  • GNU General Public License (GNU GPL);

  • GNU Lesser General Public License;

  • GNU Affero General Public License;

  • Лицензия MIT;

  • Mozilla Public License.

Особенностью общественной лицензии GNU является наличие правила «копилефт», которое представляет собой условие распространения свободного ПО: ни один пользователь не имеет права, сделав модифицированную версию свободной программы, распространять ее, не соблюдая всех принципов свободного ПО. То есть нельзя модификацию свободной программы сделать несвободной. По этой причине лицензию GNU прозвали «вирусной лицензией»: она как бы «заражает» программу, становясь ее неотъемлемой частью. Существует даже знак «копилефт», который симметричен знаку «копирайт».

Лицензии BSD, MIT, Apache не включают правила «копилефт». Считается, что лицензия Mozilla Public License обеспечивает слабый «копилефт». Такие лицензии позволяют дальнейшие модификации выпускать под другими лицензиями, что может повлечь за собой выход из категории свободного ПО.

С 1985 года существует фонд свободного программного обеспечения (http://www.fsf.org/) с целью поддержания идеалов свободного ПО. Фонд формирует каталог свободного ПО для систематизации сведений о нем, а также для информации о том, была ли определенная программа проверена на соответствие критериям свободного ПО.

Свободное ПО может одновременно быть и коммерческим – существует много бизнес-моделей, где не надо платить за каждую копию ПО, например платная сервисная поддержка или коммерческая лицензия для использования свободного кода в собственническом ПО.

Подавляющее большинство открытых программ являются одновременно свободными и наоборот, поскольку определения открытого и свободного программного обеспечения очень близки.

Наиболее известными представителями свободно распространяемых программ являются:



  • браузер Mozilla Firefox;

  • операционная система Linux (включена в ПСПО для общеобразовательных учреждений);

  • язык веб-программирования РНР;

  • сервер Apache;

  • операционная система FreeBSD;

  • программный движок для веб-сайтов MediaWiki;

  • Free Pascal Compiler – компилятор языка программирования Паскаль ;

  • Free BASIC Compiler – компилятор языка программирования Бейсик;

  • система компьютерной верстки ТеХ;

  • реляционная СУБД MySQL.


Открытое программное обеспечение, т. е. программное обеспечение с (открытым) исходным кодом (англ. open source software), – способ разработки ПО, при котором исходный код создаваемых программ общедоступен, т. е. открыт для просмотра и изменения.

Термин open source был введен в 1998 г. Э. Реймондом и Б. Перенсом, которые утверждали, что термин свободное программное обеспечение (free software) неоднозначен и отпугивает коммерческих предпринимателей.

Open Source является торговой маркой организации Open Source Initiative (OSI) (http://opensource.org/). Существует специальный комитет, решающий, может ли лицензия носить имя Open Source. OSI активно участвует в построении сообщества Open Source. Члены OSI посещают конференции Open Source, встречаются с разработчиками и пользователями Open Source, обсуждают с органами исполнительной власти вопросы о том, как технологии Open Source, лицензии и модели разработки могут обеспечить экономические и стратегические преимущества.

Лицензия на открытое ПО не требует, чтобы оно всегда предоставлялось бесплатно. Многие из наиболее успешных проектов открытого ПО тем не менее бесплатны. Лицензии на открытое ПО часто совпадают с лицензиями на свободное ПО. Так, например, к лицензиям на Open Source относятся:



  • РНР License;

  • Python license;

  • Mozilla Public License;

  • MIT license;

  • GNU General Public License (GPL);

  • GNU Lesser General Public License;

  • Apache Software License.

Подавляющее большинство открытых программ являются одновременно свободными и наоборот, так как определения открытого и свободного ПО почти идентичны, а большинство лицензий соответствуют обоим. Существует мнение, что понятие свободного ПО шире, чем открытого.

Отличие между движениями открытого ПО и свободного ПО заключается в основном в акцентах. Сторонники открытого ПО делают упор на эффективность метода его разработки. Приверженцы свободно распространяемого ПО исходят из того, что именно права на распространение, модификацию и изучение программ – главное достоинство свободного ПО.

Наиболее известными представителями программ с открытым кодом являются:


  • офисный пакет OpenOffice.org;

  • среда дистанционного обучения Moodle;

  • операционная система OpenBSD.

Практически все перечисленные свободные программы можно привести и в этом списке, так как они распространяются с исходным кодом, доступным для модификации.

Собственническое, или проприетарное, программное обеспечение (англ. proprietary software) – это несвободное и неоткрытое ПО. Правообладатель сохраняет за собой монополию на его использование, копирование и модификацию, полностью или в существенных моментах. Собственническое ПО не идентично коммерческому, которое может быть и свободным,

Защита исходного кода от копирования и модификации может быть достигнута правовыми и техническими средствами. Технические средства включают в себя выпуск только машинночитаемых двоичных файлов, ограничение доступа к читаемому человеком исходному коду (закрытый исходный код), затруднение использования собственноручно сделанных копий. Правовые средства могут включать в себя коммерческую тайну, копирайт и патенты.

Популярными собственническими программами являются:


  • ОС Microsoft Windows Vista;

  • офисный пакет Microsoft Office 2007;

  • графический редактор Adobe Photoshop;

  • издательская система Adobe Acrobat;

  • математический пакет Mathcad 14.0;

  • антивирус Panda Antivirus 2008;

  • антивирус Norton AntiVirus 2008;

  • переводчик PROMT Standard 8.0;

  • почтовый клиент The Bat!.

Коммерческое программное обеспечение (англ. commercial software) – программное обеспечение, распространяемое с целью получения прибыли.

Как правило, коммерческие программные продукты имеют постоянную техническую поддержку крупных компаний. Так, например, фирма Microsoft регулярно выпускает обновления для своих программных продуктов в виде пакетов Service Pack. Напротив, техническая поддержка свободного и открытого ПО осуществляется на платной основе.

На все программные продукты, не являющиеся общественным достоянием, накладываются ограничения лицензии согласно авторскому праву. Существует большое число лицензий, и многие компании-разработчики ПО на коммерческой основе составляют собственные лицензионные соглашения. Покупатель коммерческого программного обеспечения должен принять условия лицензии и обязуется соблюдать все ее положения. Все лицензии на коммерческое ПО включают ограничения на коммерческое использование, распространение и модификацию.

На сайте известного распространителя программного обеспечения от ведущих российских и зарубежных компаний-производителей ПО Softline (http:// www.softline.ru) опубликован перечень опасностей, связанных с нарушением условий лицензионных соглашений:



  • юридическая ответственность;

  • ущерб деловой репутации;

  • отсутствие прав на техническую поддержку и обновление продуктов;

  • проблемы совместимости программного обеспечения.


Глава II.

КОМПЬЮТЕР В СОСТАВЕ КОМПЬЮТЕРНО-ИГРОВОГО КОМПЛЕКСА

(КИК)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА В КИК
Одним из самых перспективных средств в системе разностороннего развития личности ребенка в последнее время стал компьютер. Появился он и в детских сада. Наиболее рациональным решением при введении новых информационных технологий в дошкольных учреждениях является создание компьютерно-игровых комплексов.

Право составления штатного расписания, подбора, приема на работу специалистов, определение их должностных обязанностей на основе тарифно-квалификационных характеристик, установленных Приложением № 2 к Приказу Министерства образования РФ от 11.11.1992 г. № 40, принадлежит руководителю (заведующей, директору) дошкольного образовательного учреждения. Значит, от того, как будет названа должность специалиста, зависят его обязанности, объем работы, квалификационный разряд и зарплата.

Например, если в штатное расписание включена должность «воспитатель КИК», при составлении его должностной инструкции следует отталкиваться от квалификационной характеристики воспитателя. Рабочее время, разряд, отпуск, зарплату надо определять так же, как и воспитателю. Другое дело, если в штатное расписание включена должность «методист КИК» или «инженер-воспитатель КИК». В этом случае следует отталкиваться от квалификационных характеристик и требований, предъявляемых к методисту или инженеру. В соответствии с последними рекомендациями Министерства образования РФ, должность «воспитатель» предпочтительнее, поскольку дает право на пенсию по достижении педагогического стажа. В то же время при составлении любой должностной инструкции, в том числе и для работников КИК, необходимо учитывать условия осуществления образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном учреждении, учитывать назначение и приоритетные направления его деятельности, особенности педагогического и детского коллектива, наличие дополнительных помещений и услуг (бассейн, зимний сад, санаторные группы или группы часто и длительно болеющих детей, обучение иностранному языку, хореографии и др.).

Должностная инструкция воспитателя КИК должна непременно определять 7 основных направлений его работы:



      1. Объем постоянной работы с детьми. Устанавливается количество фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми в течение недели и месяца. Определяется время, необходимое для их подготовки, проведения, анализа деятельности детей.

      2. Основные формы систематической работы с воспитателями и другими специалистами учреждения по предварительной и последующей работе с детьми, по темам компьютерных программ, а также по совместному планированию всего учебно-воспитательного процесса.

      3. Партнерские отношения с семьями. Определяются формы изучения семейного опыта приобщения детей к компьютерам (анкетирование, беседы, посещение семей), оказания родителям компетентной консультативной помощи, периодичность этой работы.

      4. Оформление и ведение необходимой обязательной документации по планированию работы, анализу усвоения компьютерных программ и др.

      5. Определяется роль воспитателя КИК в создании и преобразовании КИК и вообще развивающей среды дошкольного учреждения, участие в создании и пополнении специальных пособий, материалов для детей, необходимых для предварительной и последующей работы по усвоению компьютерных программ.

      6. Предусматривается участие в деятельности методических объединений, педсоветах, органах самоуправления дошкольного учреждения.

      7. Устанавливается периодичность и этапность систематического повышения квалификации и аттестации по использованию компьютерной техники, по опыту работы с детьми в КИК, по вопросам дошкольного воспитания.

В соответствии с законодательством, в штатное расписание дошкольного учреждения (в пределах фонда заработной платы) для организации работы, в том числе и в КИК, могут вводиться различные дополнительные должности. В настоящее время такая практика уже существует. В некоторых дошкольных учреждениях с детьми в КИК работают два воспитателя, каждый из которых «обслуживает» свои группы (3-4-5, в зависимости от возможностей и потребностей учреждения). Также вводятся должности психолога, инженера-электронщика, уборщицы и др., именно для лучшей организации работы в КИК.

Руководству дошкольного учреждения необходимо с особой тщательностью продумать также следующие вопросы: распределить между педагогами (воспитателем КИК, воспитателем группы, помощником воспитателя) и закрепить официально в должностных инструкциях, кто провожает детей из одного помещения в другое, кто занимается в это время с другой подгруппой, определить точное время начала и окончания каждого занятия, предусмотреть все возможные трудности и выбрать самое оптимальное решение.

К вопросу охраны и укрепления здоровья воспитанников следует отнести также безусловное выполнение «Единых санитарных норм и правил при использовании видеодисплейных терминалов»

Занятия с использованием компьютеров проводятся с детьми по подгруппам по 6-8 человек. Количество детей в каждой подгруппе определяется, в первую очередь, количеством имеющихся компьютеров, а также обоснованностью программного материала и тем, работают ли дети за компьютером индивидуально или парами. Могут проводиться и фронтальные занятия. Режим занятий для каждой возрастной группы должен быть обоснован и составлен с учетом допустимого времени нахождения детей у компьютера (не более 15 минут в неделю), утомления зрительной и нервной системы, времени усвоения детьми полученной информации.

Изучение опыта работы специалистов КИК показывает, что некоторые воспитатели проводят занятия в КИК один раз в неделю, в том числе 15 минут у компьютера. Общая же деятельность занятий в таком случае составляет 40 – 45 минут, т.е. 15 – 20 минут вступительная, подготовительная часть, которая «вводит» детей в тему, 15 минут у компьютера и 10 – 15 минут заключительная часть, зрительная гимнастика, спортивная разрядка, релаксация.

Организуя работу с тремя подгруппами детей одной возрастной группы, воспитатель затрачивает на работу только с детьми порядка 3 часов, т.е. практически целый день, т.к. остальное рабочее время он тратит на анализ результатов дня, подготовку следующего материала, работу с воспитателями данной группы. При таком расписании воспитатель КИК в течение недели может обслужить 4 группы, оставляя пятый день для методической работы, тем более, что понедельник следует считать нежелательным днем для занятий детей на компьютерах.

Другие воспитатели предпочитают проводить занятия с детьми дважды в неделю, организуя занятия так, чтобы время работы у монитора каждый раз не превышало 7 минут. Общая продолжительность такого занятия не более 30 – 35 минут на подгруппу, а на обслуживание возрастной группы при четкой организации уходит около двух часов. В этом случае воспитатель КИК в течение дня может обслужить две возрастные группы.

Вероятно, возможны и другие варианты организации работы в КИК.Современные требования к организации жизни дошкольного учреждения позволяют в течение года пересматривать и делать более гибкими режим, сетку занятий в связи с особенностями усвоения детьми Программы. Поэтому возможно сочетать оба приведенных выше варианта организации компьютерного обучения, не забывая при этом выполнения Закона об образовнии в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗи рекомендаций Министерства здравоохранения.

Заработная плата, должностной оклад любому работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им должностных обязанностей и в соответствии с квалификацией, присвоенной ему аттестационной комиссией ..

На современном этапе работы, когда компьютеризация дошкольного образования еще не носит массового характера, когда ведутся исследования, накапливается практический опыт и материал, воспитателю КИК приходится в работе с детьми быть особенно осторожным, чутким ко всем проявлениям их индивидуальных особенностей. Он должен уметь формировать подгруппы для занятий с учетом способностей и интересов детей, индивидуальных темпов их развития и состояния здоровья. Владея элементами диагностики, реализовывать их при индивидуальном подходе к ребенку, отборе игровых программ и методик. Воспитатель КИК должен уметь самостоятельно и творчески разрабатывать программу для детей первого и второго года обучения, используя имеющиеся компьютерные игры, компоновать их таким образом, чтобы дети усвоили полный курс и тогда, когда компьютеры появились в учреждении за два года до выпуска детей в школу, и тогда, когда детям осталось быть в детском саду только один год.

Как и каждый педагог дошкольного образовательного учреждения, воспитатель КИК должен знать целый ряд основополагающих документов, в том числе:


  • Международную Конвенцию о правах ребенка;

  • основные положения Закона об образовнии в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ

  • нормативные документы и методические рекомендации по вопросам содержания дошкольного образования и организации образовательного процесса;

  • образовательную программу дошкольного учреждения, в котором он работает;

  • основы развития возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка.

Кроме того, он должен знать методику компьютерного обучения детей дошкольного возраста, санитарные нормы и правила использования видеодисплейных терминалов и профессионально владеть техникой.
Примерная организация работы в КИК дошкольных учреждений
График работы педагога КИК: в день 2 группы, т.е. 6 – 8 подгрупп по 7 – 8 человек.

8.00 – 8.50. Подготовка компьютеров к работе, влажная уборка, подготовка пособий, создание предметно-игровой среды.

9.00 – 11.00. Первая группа, по 30 – 35 минут на каждую подгруппу.

11.00 – 11.10. Влажная уборка, подготовка игровой предметно-развивающей среды к занятию с другой группой.

11.00 – 12.45. Вторая группа.

13.00 – 15.45. Работы по усмотрению педагога (примерное содержание):



    1. изготовление пособий;

    2. подготовка к занятиям на следующий день;

    3. внесение поправок в методику работы с программой;

    4. анализ занятий, составление заданий по индивидуальной работе с детьми( для воспитателей и родителей);

    5. консультации со старшим воспитателем по текущей работе;

    6. обработка диагностик, «карта усвоения компьютерных программ», анализ контрольного занятия.


Методический день:

  1. Консультации для воспитателей: а) изготовление пособий; б) содержание предварительной работы с детьми.

  2. Консультация для узких специалистов по последующей работе с детьми (продуктивная деятельность) (2 раза в месяц).

  3. Совместная консультация по планированию учебно-воспитательного процесса со старшим воспитателем, воспитателями групп, музыкальным руководителем и другими специалистами: определение задач, выбор области познания и т.п. (еженедельно).

  4. Индивидуальная работа с детьми, пропустившими занятия на неделе.

  5. Подготовка планов-конспектов, лекций на родительские собрания, информации в уголок для родителей.

  6. Работа по эксперименту: а) наблюдение за детьми; б) индивидуальная работа; в) наблюдение за работой коллеги (если эксперимент проводится совместно); г) заполнение дневника наблюдений (1 раз в месяц).



Примечания:

1. Работа по подгруппам с уплотненным графиком хорошо увязывается с работой узких специалистов (по изобразительной деятельности, труду, плаванию в бассейне) и дает возможность проводить занятия по подгруппам даже музыкальному руководителю.

2. Наличие одного методического дня в неделю позволяет педагогам КИК достаточно серьезно подготовиться к занятиям: отобрать необходимый материал, творчески подойти к продумыванию методики проведения занятий, развлечений, написанию конспекта, организации детей, их деятельности; вести экспериментальную работу; проводить индивидуальную работу с детьми, пропустившими занятия по тем или иным причинам, чтобы они не отстали от детей своей группы в усвоении программ; через совместное планирование учебно-воспитательного процесса всеми узкими специалистами осуществлять работу по углубленному изучению детьми того или иного познавательного материала.


РАБОТА ПЕДАГОГА КИК С ПЕРСОНАЛОМ ДОУ
Одним из направлений работы педагога КИК является его деятельность, связанная с установлением содержательных деловых контактов с воспитателями, руководством ДОУ и разными специалистами (психологом, музыкальным руководителем, специалистом по изодеятельности и др.).

В первый год освоения компьютеров в ДОУ возникает необходимость не только в конкретной работе над компьютерными программами, но и в более широком знакомстве педагогического коллектива с вопросами компьютеризации на дошкольном уровне образования. Чтобы ускорить внедрение компьютера в жизнь ДОУ, семинары можно проводить 2 раза в месяц, затем примерно 1 раз в месяц.

Возможные темы семинаров:


  • «Проблемы компьютеризации дошкольного образования в нашей стране и за рубежом».

  • «Психолого-педагогические основы использования компьютерной техники в дошкольных учреждениях, организационные, экономические, правовые аспекты применения НИТ».

  • «Программно-техническое обеспечение педагогического процесса».

  • «Эргономические, дизайнерские, санитарно-гигиенические, медицинские аспекты применения НИТ».

  • «Компьютерно-игровой комплекс в условиях ДОУ».

  • «Комплексный метод руководства игрой».

  • «Общая характеристика развивающих компьютерных программ. Цель и возможности их использования детьми в игре и других видах самостоятельной деятельности».

  • «Общая характеристика обучающих компьютерных программ. Цель и возможности их использования воспитателем на занятиях с детьми».

  • «Организация межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе».

  • «Развитие творческого воображения с помощью компьютерных программ и вне их».

Целая серия семинаров-практикумов проводится по конкретному содержанию компьютерных программ и методических рекомендаций к ним, соответствующим тем или иным разделам программы воспитания и обучения в ДОУ. Например, компьютерная поддержка занятий по математике, развитию речи и обогащению знаний об окружающем мире, по изобразительной, конструкторской деятельности и др. На таких семинарах воспитатели вместе анализируют компьютерные программы, определяют, какие задачи решает та или иная программа и как лучше ее использовать в повседневной учебно-воспитательной работе.



Общие цели и задачи семинарских занятий:

Создание научной концепции использования НИТ в системе дошкольного образования, разработка программно-методических комплексов НИТ по различным разделам программы дошкольного воспитания.


Пример одной из тем семинаров.

Тема: «Программно-техническое обеспечение педагогического процесса».

Цель. Ознакомление с программно-техническими средствами для компьютерной поддержки разделов программы воспитания и развития дошкольников в учреждениях образования.

На семинаре-практикуме раскрываются основные сведения о компьютере и его устройстве, но основной акцент сделан на особенностях использования технических возможностей компьютера как нового специфического средства деятельности ребенка. Дается краткий обзор новейших компьютерных технологий (системы мультимедиа, информационные сети и пр.) и приводится характеристика важнейших технических средств и программных компонентов, которые нужно знать специалистам дошкольного образования. Педагоги знакомятся с функциональными возможностями таких программ общего назначения, как текстовой редактор, электронная таблица, графический редактор и т.п. Излагаются основы технологии разработки детских развивающих и обучающих компьютерных программ, поясняется, какие именно психолого-педагогические, эргономические и технические факторы следует учитывать при создании компьютерных программ для малышей.

Систематическая связь с воспитателями осуществляется и путем индивидуальных консультаций, бесед в связи с перспективным и календарным планированием. Для изучения специфики группы целесообразно понаблюдать за поведением детей и стилем общения с воспитателем на занятиях, в повседневной жизни. Это позволяет определить подгруппы детей для занятий на компьютере, найти связующие звенья в педагогическом подходе к детям разных групп.

Для методического кабинета ДОУ требуется подготовить основные материалы по КИК (картотека программ, дидактические игры и др.), которые воспитатели могли мы использовать в любое время.

При умело поставленной планомерной работе компьютер довольно скоро перестает быть «инородным» телом в ДОУ, а педагог КИК – «чужим». Работа с педагогическим коллективом позволяет установить общие подходы в воспитательно-образовательной работе с детьми.
РАБОТА ПЕДАГОГА КИК С РОДИТЕЛЯМИ
Еще одно направление деятельности педагога КИК – работа с родителями. Согласно плану работы дошкольного учреждения, для родителей каждой возрастной группы детей, занимающихся в КИК, организовываются собрания в компьютерном зале. В непринужденной беседе педагог показывает те или иные компьютерные игры, демонстрирует, как они влияют на развитие мышления, речи, воображения и др., как они помогают готовить ребенка к школе. При этом подчеркивается, что родители – не сторонние наблюдатели, а активные помощники педагогов и союзники детей. На собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций обсуждаются успехи детей, предлагается конкретная помощь, даются советы.

В конце года с помощью анкетирования проводится опрос (любят ли дети КИК, о какой игре вспоминают, какая помощь нужна ребенку и т.д.), делается вывод: охотно ли дети занимаются в КИК, делятся ли впечатлениями с родителями, стали ли привычны компьютерные игры родителям.


КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница