В. Е. Ляхницкий – изыскатель проектировщик Мурманского порта



Скачать 184,97 Kb.
Дата18.10.2016
Размер184,97 Kb.
В.Е. Ляхницкий – изыскатель проектировщик Мурманского порта.
Ляхницкие – потомки давно обрусевших православных поляков. Отец моего дедушки – Евгений Анатольевич Ляхницкий был военным врачом. О нем сохранилось несколько свидетельств, как об отзывчивом человеке прекрасном практикующим врачом, бесплатно лечил бедных, нуждающихся людей, был очень уважаем коллегами. По долгу службы, он побывал во многих местах империи, в Польше, в Ивангороде и даже участвовал в военном Хивинском походе. Однажды он оказался в Берне. То ли Евгений Николаевич усовершенствовался там на «медицинских курсах», то ли сам преподавал медицину. В Берне он познакомился с очаровательной молодой девушкой Розалией Христафоровной. Вскоре 31 марта 1885 г у них родился сын – Валериан, мой дедушка. Обстоятельства жизни заставляли Валериана Евгеньевича очень скупо говорить о своем детстве. В сталинские годы за неосторожное слово можно было поплатиться головой и погубить семью. По немногочисленным документам, мы знаем, что он родился в Берне и окончил Первую Варшавскую гимназию. Сохранился дневник В. Ляхницкого о путешествии с мамой на первую в истории промышленную выставку в Париже, состоявшуюся в 1900г. На фотографиях этого времени мы видим семью Ляхницких. Они сидят летом за столом на улице, Евгений Анатольевич уже седой с благородной строгой осанкой, Розалия Христвфоровна тоже уже не молода, но все еще красива, их сын Валериан держит в руках книгу. Он очень похож на отца. Кроме внешности он унаследовал его способности и прекрасную душу. Рядом стоят ординарец, и кухарка. Идиллическая картина семейного счастья – отец заслуженный, уважаемый врач, хотя и скромный офицер, сын – отличник гимназии, счастливая мать. Все это очень скоро кончится. Евгений Анатольевич умер в 1902 г, и его немолодая жена с сыном остаются почти без средств. Валериан, еще гимназист старшеклассник, начинает подрабатывать, занимается репетиторством, дает уроки. В 1903 г Валериан с отличием окончил гимназию. Розалия Христафорована тоже проявила свои волевые качества. На оставшиеся скудные сбережения они едут в Петербург, и Валериан блестяще сдает экзамены в Путейский Институт – один из самых престижных в то время. Живут они трудно. Сохранился «опросный лист» студента Валериана Ляхницкого, в котором он пишет, что кроме стипендии средств не имеет, учебники и питание приобретает на деньги, заработанные репетиторством. И все же молодой студент на фотографиях выглядит неунывающим оптимистом с приветливой открытой улыбкой. Начались не простые, но, видимо, по – своему, счастливые годы студенчества. Валериан ездит на студенческие практики: в Казахстан – город Верный (Современная Алма-Ата), в Гродно, где участвует в строительстве моста через Неман, в Вологду и т.д. И везде он ведет себя очень активно, с увлечением работает, учится, набирается опыта и становится настоящим «путейцем». Были и трудные моменты. Во время практики на Южно-Русской железной дороге он заболевает тифом, чудом выздоравливает, правда все заработанные деньги пришлось отдать за лечение. Опять нужда и напряжение всех сил, чтобы продолжить учебу. Впрочем, минимальную помощь от института он все же получил.

В то время специальность «путейца» была одной из самых нужных России. Огромная страна была почти лишена дорог, ее развитие не могло идти дальше без решения транспортной проблемы. «Путейцы» получали блестящее образование. Они защищали несколько (то ли семь, то ли пять) дипломов и могли строить мосты, прокладывать железные дороги, пробивать туннели, строить порты. Однажды ректор, института, как то сказал в беседе со студентами – «Вы и роды должны уметь принять, а не только дороги строить». И они учились, работали, преображая огромную страну, вступившую на путь быстрого экономического развития.

Семь лет напряженной учебы и труда (нужны были средства на жизнь себе и матери) и в 1910 г. он блестяще окончил институт. За все шесть выпускных экзаменов и за пять дипломных проектов он получил высшие оценки и при очень высокой средней оценке за весь институтский курс – 4,95, как первый по успехам, Валериан Евгеньевич был занесен на мраморную доску почета в конференц-зале института. 28 января 1910 г. В.Е. Ляхницкий был утвержден Министром путей сообщения в звании инженера путей сообщения. В конце 1909-10г. Совет института присудил В.Е. Ляхницкому за дипломный проект моста системы Гербера денежную премию имени известного железнодорожного строителя К.Я. Михайловского и командировал его на два года за границу для усовершенствования в науках и подготовке к преподаванию". Он едет в Европу и США на строительство Панамского канала. Это было не случайно. В те годы это была самая грандиозная «стойка века» где, широко применялась новейшая техника, паровые экскаваторы, саморазгружающиеся вагоны, строились огромные многочисленные шлюзы. Валериана Евгеньевича увлекла грандиозность цели – соединить два океана, проложить водный путь через материк. В ходе командировки он также ознакомился с постройкой нового водного пyти между великими американскими озерами и Атлантическим океаном, с портами Канады, Северной Америки, Англии, а также с работами по осушении залива 3юдерзее в Голландии. Он усовершенствовал свои знания, европейских языков и прекрасно овладел английским, немецким и французским языками. Ему, оптимисту по натуре, нравилась американская деловитость, напористость, широта задуманного. На фотографиях тех лет мы видим его в рабочей полевой одежде инженера, в высоких сапогах и широкополой шляпе позволявшей переносить жару тропиков. Он впитывал все новое, прогрессивное и мечтал перенести увиденное на просторы России. Будущее, наверное, рисовалось ему в самых радужных тонах.

Обладая неуемной жаждой знания, интересом ко всему окружающему, он во множестве покупал открытки с видами городов и стран, в которых ему удалось побывать. А объездил он почти весь мир. Но более всего, конечно, в его коллекции было схем и видов портов и каналов, маяков и самых разных кораблей.

После возвращения в Россию, в Петербург Валериян Евгеньевич специализируется в основном на водном транспорте, а по материалам поездки в 1912-1915 г.г. опубликовал шесть крупных монографий, общим объемом свыше 1500 страниц.

Очень интересна история встречи Валерияна Евгеньевича и Екатерины Александровны. Однажды братья Николские – студенты путейцы, убежденные холостяки строгих правил, принимали на пасху гостей. Когда очередь дошла до приглашения – Кати Кашериненовой, они похвастались – «А у нас будет американец!». Трудно сказать, заинтересовала ли эта новость юную Катю, но она пришла. Братья чинно поцеловали девушке руку, а высокий стройный молодой мужчина, со словами «Христос воскресе!» трижды жарко поцеловал и обнял стройную чернобровую Катюшу, слегка сжимаю ее руки. По словам Никольских, у Валериана Евгеньевича все идет по расписанию, и он всегда спешит, а тут он просидел в гостях весь вечер и вызвался провожать Катерину. Это была любовь с первого взгляда и на всю большую жизнь.

Валерияну Евгеньевичу очень повезло, его руководителем и учителем был талантливый, умнейший человек – профессор Всеволод Евгеньевич Тимонов. Тиманов был не только крупнейшим в своей области ученым, он писал стихи, хорошо рисовал. Его жена – Елена Александровна была очень дружна с Екатериной Александровной. Когда она приходила к Ляхницким, то часто дарила дочкам - девочкам Ирине и Кате одинаковые подарки – нарядные платица, ожерелья из маленьких пасхальных яичек и т.д.

В 1912г. Валериян Евгеньевич начал преподавать в Путейском институте на кафедре «Портовые сооружения» под руководством В.Е. Тимонова и участвовал в работе Х11 Международного Конгресса по судоходству в США в Филадельфии. В 1913 он участвовал в международном Третьем Шоссейно-дорожном Лондонском конгрессе.

После возвращения в Россию в 1914 г Валерияну Евгеньевичу поручено проведение изысканий в устье Северной Двины, а затем (1916г) он получает ответственное и трудное задание – провести, исследование побережья, гидрологические изыскания и составить проект не замерзающего глубоководного порта на побережье Ледовитого океана. Сначала он был начальником изыскательской партии, а затем начальником изысканий. Было ясно, что в условиях войны, осуществлять связь с союзниками в Европе можно было только через северные моря. Осуществление круглогодичного транспортного сообщения с внешним миром было вопросом жизни или смерти страны.

К Первой мировой построить порт не смогли, а в Великую Отечественную войну Мурманский порт принимал знаменитые северные конвои с техникой и продовольствием по Ленд-Лизу из США и Англии и существенно помог выстоять России в эти страшные годы. Сражающийся в блокаде Ленинград, не дал тогда фашистам перерезать стратегическую железную дорогу Мурманск – Центр, что было одной из основных целей наступления немцев на север.

В распоряжение начальника портовых изысканий на Мурманском побережье Северного Ледовитого океана выделяется шхуна «Любовь», несколько инженеров и младшие чины – моряки и рабочие из поморов. Эта работа стала одним из главных дел в жизни Валерияна Евгеньевича. В июльские дни 1916 г. «Любовь» вошла в Кольский залив. Надо было детально изучить все побережье: геологию, гидрологический режим, течения, рельеф берега и дна, ледовую обстановку, возможности обустройства порта в разных пунктах. Делались климатологические наблюдения, сооружались гирометерологические станции, выполнялась топографическая съемка. Например, надо было точно определить расход потока в Кольском заливе в условиях прилива и отлива. Валериан Евгеньевич выполняет эти исследования разными методами, объясняет различия в результатах, добивается детальнейшего отображения этого процесса. Его исследования были направлены не на формальное выполнение работ, а на действительное обеспечение всеми материалами будущей стройки. В результате из многих вариантов был сделан вывод – порт надо сооружать в единственном подходящем месте – в Кольском заливе у деревни Романов на Мурмане. Кроме того, было еще два запасных варианта – поблизости, восточнее и западнее. Было спроектировано два причала, на месте бывших «Семеновых» островов. Эти причалы работают до сих пор. На фотографиях тех лет Валериян Евгеньевич выглядит молодым, энергичным, счастливым человеком, который рад возможности делать интересное сложное и ответственное дело. Он одет в кожаный штормовой костюм, вокруг его сотрудники, поморы, моряки. Ближайшим помощником и верным другом Валериану Евгеньевичу стал его недавний студент Георгий Яковлевич Наливайко, участвующий потом в строительстве Мурманского порта. Валериан Евгеньевич много фотографирует, его прекрасные панорамы Кольского залива, строящегося порта, Мурманского побережья переносят нас в это, теперь такое далекое, время. Незаходящее летнее солнце сияет над суровыми скалами Кольского залива, сглаженными древним ледником. Эта истинная романтика тяжелого экспедиционного походного, и в то же время – творческого, интеллектуального труда, была близка и любима и его детьми – геологами: Валериану и Ирине, познал ее и я в своих геологических и спелеологических экспедициях.

Кроме выбора места для строительства главного порта, были намечены пункты рыбачьих портов - убежищ местного значения. Работа была продолжена, и после революции, все осложнилось гражданской войной и интервенцией англичан, которые угрожали захватом Мурмана. Чтобы доставить материалы изысканий Валериян Евгеньевич и Георгий Яковлевич спрятали копии материалов изысканий в сапоги и так привезли их в Петроград. В результате этих работ в «Трудах отдела торговых портов» были опубликованы «Изыскания в Устьях р. Северной Двины, произведенные в 1915-1916 годах, для составления проекта аванпорта у города Архангельска (1917) и «Изыскания на Мурманском побережье Северного Ледовитого океана, произведенные в 1915-1917 годах для составления проектов глубокого торгового порта и рыбачьих портов-убежищ» (1918), а затем - обобщающий труд «Общие основания улучшения устьев рек, подверженных действию морских приливов и отливов» (1918). Подготовляя этот труд, Валериан Евгеньевич в 1918 г. впервые в России поставил в гидротехнической лаборатории института путей сообщения опыты по изучению на моделях действия морских приливов на побережья и в устьях рек и, таким образом, положил начало научно-экспериментальному изучению влияния морских гидрологических факторов при портостроении.

Еще в 1916 г Валериян Евгеньевич первый в России начал работать над проблемой созданиям приливных гидроэлектростанций. Изыскания велись в Губе «Кислой» и Мотовском заливе. Результаты этих исследования были опубликованы в 1926 г. Это - работа - «Синий уголь», изданная комиссией при АН в Материалах для изучения естественных производительных сил СССР. Позднее в 50-ых годах в губе Кислой, по проекту Л.Я. Берштейна при консультации и содействии Валерияна Евгеньевича была построена электростанция, о которой мечтали Ляхницкий и Наливайко еще в 1916 году. Это единственная приливная гидроэлектростанция, которая работает на двух фазах, используя энергию прилива и отлива. Интересно, что в строительстве станции участвовал сын Георгия Яковлевича, который стал начальником землечерпалтельного каравана «Двина».

В двадцатые годы Россия постепенно оправляется от разрухи, порожденной мировой и гражданской войнами, революцией, начинает восстанавливать, а затем и реконструировать народное хозяйство. Лучшая часть дореволюционной интеллигенции включается в эту созидательную работу. Тиманов и Валериян Евгеньевич хорошо понимают, что никакие «бойкоты советов», ничего не изменят, а только увеличат страдания народа. Надо было думать о развитии страны, о ее будущем, о людях и они отдают все силы развитию водного транспорта.

В 1921 г. по Всероссийскому конкурсу Валериан Евгеньевич был избран профессором по кафедре оборудования портов в Институте путей сообщения. Он преподает в ряде других высших учебных заведений: в Ленинградском Политехническом институте, Военно-транспортной академии и даже в Московском институте инженеров транспорта, куда ему приходится ездить ночным поездом. Он не порывает и с полевой изыскательской работой. В 1918-1930 г.г. он руководит изысканиями в Финском заливе и в Балтийском море. Материалы изысканий, опубликованные отдельной монографией под названием "Исследования в устьях р. Невы и в вершине Финского залива" послужили основанием для разработки проекта реконструкции Ленинградского порта.

В 1928-1934 г.г. Валериан Евгеньевич входит в наблюдательный совет по сооружению Волховской гидроэлектрической станции и является председателем Технического совета Государственного института по проектированию на водном транспорте. С 1930 г. он становится членом Научно-Технического совета Наркомата водного транспорта и остается членом Н.Т.С. Министерства речного флота до последних дней жизни.

В течение 30 лет, начиная с 1930 года, Валериан Евгеньевич в качестве Постоянного консультанта принимал участие в проектировании, реконструкции многих существующих и создании новых морских и речных портов. Только основные из них: Ленинградский, Мурманский, Архангельский, Горьковский, Куйбышевский, Волгоградский, Саратовский, Астраханский, Бакинский, Красноводский, Махач-Калинский, Сочинский, ряд портов в Арктике (в том числе - Тикси) и на Сахалине.

В наше время не мыслится ручная погрузка или выгрузка судов, а в 1928' году, накануне 1-й пятилетки, 98% всех грузов в отечественных портах перегружалось вручную. В том громадном прогрессе, который достигнут нашим портостроением в последующие годы, велико участие и Валериана Евгеньевича. На основе обобщения зарубежного опыта им были созданы первые учебники по портам: уже в 1920 г. он выпустил книгу "Оборудование торговых портов". В 1926 г. выходит книга «Курс морских и речных портов». И в том же году - "Механизация перегрузок на внутренних водных путях·". В последующие 1929, 1930 и 1931 г.г. под его руководством издаются капитальные труды по организации и механизации перегрузочныx работ. По этим книгам обучались специалисты, которые в дальнейшем были проводниками технического прогресса на отечественном водном транспopтe. Валериан Евгеньевич по праву может быть назван родоначальником отечественной школы портостроения.

В 1930 г. на базе водного факультета Ленинградского института инженеров путей сообщения создается институт инженеров водного транспорта, куда переходит и Валериан Евгеньевич. Много сил отдает он организации этого института, где был бессменным заведующим кафедрой "Портов", а с 1937 г. в течение десяти лет и деканом гидротехнического факультета. Одновременно с этим, с 1934 г по 1939 г., Валериан Евгеньевич работал профессором в Академии водного транспорта, а с 1948 г. профeссoрoм Академии речного транспорта и морского флота. Собирая около себя коллектив талантливых специалистов, Валериан Евгеньевич многое сделал и для развития отечественной науки - гидротехники. Под его руководством и при его непосредственном участии был издан ряд учебников и монографий по портовым·гидротехническим сооружениям, которые и по настоящее время являются настольными книгами гидротехников.

В 1957 г Валериан Евгеньевич избирается действительным членом Академии строительства и архитектуры СССР, работает в Ленинградском филиале Академии, большое внимание уделяет проблемам совмещения порта и города в свете новейших градостроительных требований. Широкий диапазон научных интересов Валериана Евгеньевича: изыскания, механизация перегрузочных работ, общие вопросы портостроения, гидротехника, его неутомимая работа по обобщению отечественного и зарубежного опыта - все это выдвинуло Валериана Евгеньевича в ряд крупнейших ученых России.

Валериану Евгеньевичу многократно приходилось выступать в роли делегата от СССР на различных международных конференциях и конгрессах. Он был избран постоянным членом Ассоциации международных Судоховых Конгрессов и, начиная с 1923 г, представлял Советский Союз на 5 конгрессах: в Лондоне (1923 г.), Каире (1926 г.), Венеции·(1931 г.), Брюсселе (1935 г.) и снова в Лондоне (1957 г). В трудах ХХ Международного Судоходного конгресса, состоявшегося в Балтиморе (1961 г.), был опубликован его последний доклад уже посмертно.

Валериан Евгеньевич участвовал также и в Международных Балтийских гидрологических конференциях: в 1928 г. - в Талине, в 1930 г. - в Варшаве, в 1933 в Ленинграде.

Прекрасно зная языки, Валериан Евгеньевич делал доклад на основном рабочем языке и отвечал на вопросы на том языке, на котором они были заданы. Он поддерживал постоянные контакты с крупнейшими зарубежными учеными, обмениваясь с ними печатными изданиями.

Валериан Евгеньевич выполнял огромную общественную работу, занимаясь этим по зову души, для развития любимой науки. Он был выдающимся ученым - общественником, постоянно занимал ответственные общественные должности. Во многих общественных мероприятиях Валериан Евгеньевич не просто участвовал, а был их душой и их вдохновителем. Достаточно перечислить наиболее крупные общественные посты, которые он последовательно занимал:

- Член Президиума Совета пропаганды при Наркоме водного транспорта.

- Член Ленинградского отдела этого же Совета.

- Член центрального правления и заведующий секцией портов Ленинградского Отделения Всесоюзного Научного - инженерно-технического общества водного транспорта

- Член транспортной секции Ленинградского Совета депутатов трудящихся (19З2 г.).

-Член актива шефского совета Дома ученых им. А.М. Горького в Ленинграде по шефству над Краснознаменным Балтийским флотом.

- Заместитель председателя и, позднее, председатель Ленинградского областного отделения Всесоюзного научного инженерно-технического общества на водном транспорте.

Член бюро технической секции Ленинградского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний.

Основная часть многoгpaнной деятельности Валериана Евгеньевича, Ляхницкого, неразрывно была связана с Ленинградским институтом инженеров водного транспорта, где он обучал и воспитывал будущих специалистов. Воспитанные им инженеры преображали отечественный водный транспорт, среди его учеников доктора и кандидаты технических наук, начальники пароходств, начальники управлений и проектных организаций транспортных министерств.

В ЛИШТе Валериан Евгеньевич создавал свои многочисленные научные работы. Он написал более 200 печатных трудов, в том числе, около 30 крупных монографий и учебников, положивших начало отечественной школе портостроения. Таково богатейшее научное наследие Валериана Евгеньевича.

Но, главное наследство Валериана Евгеньевича - это тысячи воспитанных им молодых инженеров, которые сохраняют в своих сердцах память о неутомимом, отзывчивом учителе, наставнике, друге. Более чем полувековая деятельность Валериана Евгеньевича была непрерывным трудовым подвигом, а отдыхом он считал новую работу.

Талантливая производственная, педагогическая, научная и общественная деятельность Валериана Евгеньевича принесла большую пользу отечественному водному транспорту и получила высокую оценку и у коллег и руководства. Ему было присвоено почетного звания заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. 3а многолетнюю безупречную работу в вузе Валериан Евгеньевич был награжден орденом Ленина; за образцовое выполнение заданий правительства, военного командования по водным перевозкам - орденом Трудового Красного Знамени; за успешное развитие гидрологической науки (Валериан Евгеньевич был одним из организаторов и членом 1-го президиума Государственного Гидрологического института) - орденом «Знак почета» Многократно награждался Валериан Евгеньевич Министерством речного флота и Министерством морского "флота.

Благодаря Валериану Евгеньевичу Россия приобрела незамерзающий Мурманский порт, который стал важной дорогой на запад и во многом способствовал нашей победе в Великой Отечественной войне.

К сожалению, сейчас практически совсем забыта большая работа, которую Валериан Евгеньевич проводил в связи с опасностью катастрофических наводнений, угрожающих Ленинграду. Для понимания механизма наводнений в Гидрологическом институте им была создана модель Невской губы, на которой экспериментировались различные ситуации с нагонными наводнениями. Работы возглавляли профессор В.Е. Ляхницкий, инженеры В.А. Берг и Э.Б. Брунс. Любопытно, что модель была закончена за месяц до катастрофического наводнения 1924 г. После этого, по распоряжению «Главнауки» была образована комиссия специалистов, для разработки мероприятий по защите от наводнений. Возглавил ее В.Е. Ляхницкий. Она, работала целый год. Из всех вариантов мероприятия против наводнений наиболее обоснованным был признан проект инженера Базена, предусматривающий сооружения дамбы от Оранинбаума до острова Котлин и далее к Лисьему носу, но, кроме того, комиссией предлагалось провести сооружение дамб на обоих берегах, для предотвращения перелива вод по прибрежным районам. При этом предусматривалось морское оформление города с подсыпкой территорий и устройством набережных, строительство окружной дороги и т.д. Комиссия отмечала ряд негативных моментов, свойственных этому проекту, в частности, увеличение застойных явлений, удлинение ледостава, ухудшения условий нереста рыб и т.д. Но для предотвращения катастрофы, было признано необходимым, все же, выполнить эти работы. Строительство планировалось закончить за 5 лет – «в третьей пятилетке». Таким образом, современная дамба – исполнение решений той самой «комиссии Ляхницкого», работавшей в 20-ых годах, а полное завершения работ закончилось только в 21 веке.

Другой проект, у истоков которого стоял Валериян Евгеньевич, это строительство нового современного сырьевого грузового порта в Усть Луге. Уже тогда он предвидел необходимость строительства этого порта и подготовил материалы, которые, наверняка были использованы при проведении современных работ, правда, я никогда не слышал при этом ссылок на В.Е. Ляхницкого.

Всей свoeй жизнью передового деятеля портной науки, воспитателя инженерных и научных кадров, ученого-патриота, отдавшего все свои силы служению своему народу, Валериан Евгеньевич Ляхницкий дал блестящий пример, достойный подражания.
В действительности, жизнь была совсем не такая безоблачная. В Сталинские годы люди гибли непонятно за что, просто кто-то выполнял план по «посадке», или подлец писал анонимку на соседа. Но, в то же время, конечно, можно было рисковать, а можно было постараться быть осторожным и не дразнить тигра, дергая его за усы. Валериан Евгеньевич был человеком мудрым и дальновидным, кроме интересов дела, работы на благо России, главное в его жизни было – сохранить семью. Все знали, как страдают жены и дети тех, кого забрали. Очень осторожно с оглядкой, но дедушка помогал семьям репрессированных как мог. Надо было быть предельно осторожным, поэтому о своих предках дедушка никогда не говорил, и мы этого, наверное, никогда не узнаем. А когда знакомый профессор Глушков предложил взять на две семьи домик на Васильевсом, острове с садом и видом на море – «Будем жить как помещики, наслаждаться природой», то дедушка отказался и его уговаривал не делать этого. Глушков не послушался, и его скоро взяли – «высовываться» было опасно. Он погиб выбросившись на рельсы из поезда, когда его везли в лагерь. Потом репрессировали жену с детьми …

Несмотря на хорошую дедушкину зарплату, никогда у него не было ни машины, ни дачи, а многочисленные «займы» (облигации, которые выпускало государство, чтобы подправить свое финансовое состояние), он покупал, значительно больше других. Быть может, сыграла роль и известность Валериана Евгеньевича за рубежом. Он был непременным представителем всех судоходных конгрессов, блестяще знал пять европейских языков, переписывался с учеными всего мира и в этом плане был на виду и практически незаменим. Пару раз его, правда, увозили на «собеседование». Один раз это было при мне. Конечно, все страшно перепугались, но виду не подали. Из глупой надежды, что присутствие ребенка в машине смягчит сердца «работников», или, чтобы узнать, куда дедушку повезут, мама попросилась, чтобы нас подвезли, раз уж дедушке надо ехать на машине. Мне было лет семь, помню этот эпизод плохо. Кажется, мы доехали почти до самого «Большого дома» и пошли домой пешком. К счастью, через часик дедушка вернулся. В общем, Валериан Евгеньевич уцелел, спас этим всю семью и теперь я могу писать эти строки.

К семидесятипятилетнему юбилею Валерияна Евгеньевича в институте (ЛИВТ) была написана небольшая книга о его творческом пути ученого, которую я использовал для составления этого жизнеописания дедушки. Но, наверное, все же, главное в Валериане Евгеньевиче была его доброта, человечность, интеллигентность. Я не помню, чтобы он хоть раз повысил голос, был бы с кем-то невежлив, резок, хотя поводов в жизни хватало. Не зря одна из газетных статей о Валериане Евгеньевиче имела заголовок –«Человек с большой буквы». Это напоминает мне надпись на кубке, подаренном Евгению Анатольевичу – «Доктору Человеку». Конечно, свои замечательные душевные качества, скромность, доброту, трудолюбие дедушка наследовал от своего отца. Валериан Евгеньевич отличался уважением ко всем и стремлением гасить конфликты, находить позитивные компромиссы между людьми. Сотрудники кафедры вспоминают, что нередко на заседаниях вспыхивали споры, дискуссии, иногда принимавшие резкий характер, но вот слово берет Валериан Евгеньевич, мягко, но твердо обоснованно излагает ситуацию и предлагает приемлемый для всех и полезный для дела выход, все вздыхают с облегчением - конфликт улажен…

В семье дедушка был и любящим супругом и твердой опорой и нежным внимательным отцом, умевшим, несмотря на огромную занятость, достойно воспитать своих детей. Конечно, нельзя не отметить, что огромную помощь ему всегда оказывала супруга, Екатерина Александровна. Она посвятила себя детям, заботе о муже. Несмотря на домашние хлопоты, она перепечатывала на старенькой машинке «Ундервуд» дедушкины статьи, старалась снять с него все бытовые нагрузки. В трудные годы разрухи и эвакуации, она была занята поисками пропитания, бывало, когда становилось совсем тяжело, выменивала в деревне на старинные «запасы» картошку и хлеб. Бабушка находила время и для работы в «Совете жен», который был создан после революции, чтобы сообща пережить трудное время и решать бытовые вопросы ученых. Иногда они организовывали вечера отдыха, встречи с интересными людьми, доклады и лекции. Наиболее интересной, наверное, была встреча с участниками трансполярного перелета на дирижабле «Норге» (Норвенгия), под руководством великого полярника Амунсена и конструктора дирижаблей – Умберто Нобиле. Сохранилась приглашение на «вечерний чай», посвященный этой встрече. Нобиле танцевал с Екатериной Александровной и потом прислал очень милое письмо с благодарностью за теплый прием перед опасным и трудным перелетом через Ледовитый океан.

В послевоенные годы семья снимала на лето дачу в Сестрорецке. В маленькой угловой комнатушке был дедушкин кабинет, и практически весь день он там работал с перерывом на обед. Таков был его отпуск. Правда, в конце дня мы втроем: дедушка, бабушка и я отправлялись на Залив, сажать солнце. Эти картины закатного покоя на всю жизнь запечатлелись в моей памяти. Мы сидели на скамеечке и смотрели, как Солнце золотило прибрежные сосны, пролагало закатную дорожку по воде, с перерывами обширных отмелей у берега, до горки Зеленогорска (бывшего Териоки) на той стороне залива и уходило алым шаром за горизонт.

В 1960 г торжественно праздновался дедушкин юбилей. Мы с Бабушкой сделали фотоальбом - летопись его жизни, начиная с рождения, почти все путешествия и работы. Помню, дедушка, перелистал его и отложил в сторону. Наверное, он понимал, что почти вся жизнь прошла. Скончался дедушка 27 августа 1960 г после болезни и операции. Для всех нас это был страшный удар, пережить который было трудно, особенно страдала бабушка, она так и не смогла оправиться от этого горя…



Институт помог организовать похороны, поставить памятник – большую стелу из белого мрамора с надписью «Профессор Ляхницкий». Для увековечивания памяти Валериана Евгеньевича его именем назвали корабль. Это современный мощный буксир – «толкач», который проводил по Волге тяжелые баржи с разными грузами. Как и при жизни, он трудился на водном транспорте. Совсем недавно, когда был у двоюродного брата Константина Ивановича, в Волгограде, я узнал что «Профессор Ляхницкий» все еще ходит по Волге, и дай ему бог подольше бороздить воды и напоминать людям о Валериане Евгеньевиче.

Хочется верить, что эти воспоминания о Валерияне Евгеньевиче, крупном ученом, настоящем человеке, достойно прожившим большую и не легкую жизнь, будут полезны людям 21-го века, чтобы понять то непростое время, ощутить реальную историю России того времени, послужат примером для молодежи нашего времени.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал