В. И. Вернадского медицинская академия имени с. И. Георгиевского кафедра Лучевой диагностики и лучевой терапии Методические разработки



Скачать 153,09 Kb.
Дата14.06.2018
Размер153,09 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.Вернадского»



МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.И. ГЕОРГИЕВСКОГО


Кафедра

Лучевой диагностики и лучевой терапии


Методические разработки

по аудиторным занятиям


УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой

Крадинов А. И.

профессор

(Ф.И.О., звание)




(подпись)

« » ___________ 20 г.

« » ___________ 20 г.

« » ___________ 20 г.




Основная образовательная программа:

Педиатрия




Курс:

III




Вид аудиторных занятий:


практическое



Дисциплина:

Лучевая диагностика






Тема №5:

Комплексная лучевая диагностика злокачественный и доброкачественных опухолей легких и средостения. Эхинококк легкого.



Куратор темы:

Ассистент Килесса В.А.

(Ф.И.О., должность, подпись, дата)

Обсуждено на заседании кафедры «29» _января_____2016 г., протокол №_4__

Обсуждено на заседании кафедры « » ____________201 г., протокол №____

Обсуждено на заседании кафедры « » ____________201 г., протокол №____

г. Симферополь

1. Актуальность темы

Опухолевые заболевания легких являются распространенными среди населения, нередко они приводят к смерти и инвалидизации. В их диагностике важное место принадлежит лучевым методам диагностики, основу которых должен знать любой врач, занимающийся практичной медициной.


2. Цель обучения

2.1. Общая цель:



1.

Изучить методы рентгенологического исследования больных с опухолевыми заболеваниями легкого и средостения.

2.

Изучить рентгеносемиотику доброкачественных опухолей и эхинококка легких.

3.

Изучить рентгеновские симптомы доброкачественных опухолей средостения.

4.

Изучить рентгенологическую диагностику злокачественных опухолей средостения. Изучить дифференциальную диагностику доброкачественных и злокачественных опухолей средостения.

2.2. Частные цели занятия:

2.2.1. Студент должен знать:


1.

Рентгенологические методы исследования легких и разрешающую возможность каждого из них.

2.

Рентгеносемиотику доброкачественных опухолей и эхинококка легких.

3.

Патоморфологию легких и плевры, а так же соответствующие им рентгенологические признаки, доброкачественных и злокачественных опухолей средостения, эхинококка легких.

4.

Основные клинические проявления опухолевых заболеваний легких.

2.2.2. Студент должен уметь:




1.

Определить метод проведенного рентгенологического исследования, объект и проекцию исследования.

2.

Выбрать наиболее эффективный метод для диагностики опухолевых заболеваний легких и средостения.

3.

Оценивать результаты различных методов лучевой диагностики.

4.

Пользоваться алгоритмами описания, выявленной патологии на рентгенограммах.

5.

Оформить описание с заключением по результатам полученной информации.

2.2.3. Студент должен владеть:




1.

Определить локализацию структурных анатомических единиц легких.

2.

Определить анатомические отделы костей и суставов.

3.

Определить перкуторно:

1) границы легких.

2) расположение купола диафрагмы.


4.

Распознавать методы лучевой диагностики по представленным изображениям.

5.

Определять на рентгенограммах, КТ-граммах патологический субстрат при опухолевых заболеваний легких и средостения.

2.2.4. Студент должен иметь представление:




1.

Долевое строение легких. Проекции междолевых щелей. Анатомию ребер.

2.

Топография легких при перкуссии.

3.

Методы лучевой диагностики при изучении органов дыхания: рентгенография, флюорография, томография, КТ, МРТ.

4.

Патоморфологические изменения в легких при опухолевых заболеваниях легких и средостения.


3. Студент должен обладать набором компетенций:

3.1. Общекультурные компетенции




1.

ОК-1 (способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу ).

2.

ОК-5 (готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала ).

3.

ОК -8 (готовностью к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия).

3.2. Профессиональные компетенции




1.

ПК – 1 (способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье детей факторов среды их обитания ).

2.

ПК – 5 (готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания ).

3.

ПК – 6 (способностью к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) ).

4.

ПК – 8 (способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами ).


4. Вопросы, подлежащие рассмотрению на занятии


1.

Назовите доброкачественные опухоли средостения?

2.

Какие рентгенологические симптомы характерны для доброкачественных опухолей средостения?

3.

Назовите злокачественные опухоли средостения.

4.

Какие рентгенологические симптомы характерны для злокачественных опухолей средостения?

5.

Как провести дифференциальную диагностику между злокачественными и доброкачественными опухолями средостения?

5. Организационная структура занятия






п/п

Этапы обучения

Время

в мин.

Методика проведения

1.

Подготовительный этап

1.Организационные мероприятия.

2. Постановка учебных целей и мотивация.

3. Контроль исходного уровня знаний, навыков и умений.

4. Проверка зарисовок и решение задач:

- эхинококк легкого

-периферический рак легкого справа (в 2-х проекциях).

- центральный рак легкого слева.

-доброкачественная опухоль средостения.

-злокачественная опухоль средостения.



25

3

4



13
10

Тестовый контроль I-II уровня. Решение тестовых задач.

Решение тестовых задач II-III уровня.



2.

Основной этап:

1. Овладеть рентгенологическими признаками доброкачественных опухолей легкого, эхинококка легкого.

2. Овладеть рентгенологическими признаками доброкачественных опухолей средостения.

3. Овладеть рентгенологическими признаками злокачественных опухолей средостения.



4.Овладеть навыками дифференциальной диагностики злокачественных опухолей средостения.

Алгоритм обследования органов грудной полости:

рентгенография

рентгеноскопия

флюорография

I. изменений в органах грудной полости нет

II. изменения в органах груд-ной полости

1. рентгенография в боковой проекции

2. томография

3. бронхография

5. КТ или МРТ органов грудной полости

Провести анализ рентгенограммы ОГК без патологических изменений и периферическом и центральном раке легких.



6. Овладеть практическим навыком-анализом рентгенограмм с опухолевыми заболеваниями легких с указанием характерных рентгенологических признаков.

45

15



15

15

10



10

Индивидуальный контроль описаний заданных документов с анализом.

Индивидуальный контроль навыков описания рентгенограмм, томограмм, КТ-грамм и составления заключений.
Индивидуальный контроль описаний документов лучевой диагностики и их анализа.



3.

Заключительная часть:

1.Итоговый контроль уровня знаний профессиональных умений и навыков.

2. Контроль теоретических знаний.

3. Подведение итогов занятия.



4. Домашнее задание к следующей теме.

15

5



5

- Описание, анализ, заключение по предложенным двум рентгенограммам.

Решение тестовой задачи 2-го уровня.

Выставление баллов

Лучевые методы исследования сердечно -сосудистой системы.






Итого:

180

минут или

4

академических часа


6. Учебное и материальное обеспечение

Место проведения занятия: ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко», кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии, учебные комнаты, рентгеновские кабинеты, КММЦ Святителя Луки.




    1. Оснащение занятия

6.2.1. Таблицы / Слайды


1.

Эхикокк при КТ

2.

Доброкачественная опухоль легкого

3.

Поражение лимфатических узлов средостения

4.

Тимома

5.

Злокачественная опухоль средостения




    1. Наборы рентгенограмм




1.

Рентгенограмма органов грудной клетки в прямой проекции доброкачественной опухолью легкого.

2.

Рентгенограмма органов грудной клетки в боковой проекции при доброкачественной опухоли легкого.

3.

Рентгенограмма органов грудной клетки при злокачественной опухоли средостения.

4.

Рентгенограммы легких в прямой проекции при тимоме.

5.

Рентгенограммы легких с доброкачественными опухолями средостения.

6.

Компьютерные томограммы легких при злокачественных опухолях средостения


7. Источники информации

7.1. Основная литература




п/п


Автор(ы)

Название источника

(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)



Город,

изд-во


Год издания том, вып.

1.

А.И. Шехтер, гл.ред.тома С.К. Терновой

Лучевая диагностика органов грудной клетки. Национальное руководство.

М: ГЕОТАР-Медиа

2014

2.

Линденбратен Л.Д.

Королюк И.П.



Медицинская радиология

М.: Медицина

1993

3.

Крадинов А.И., Шалабасов Б.А., Прокопенко О.П., Гусаров В.Г.

Современные средства и способы лучевой диагностики.

Симферополь

1995

4.

Милько В.И. и

соавт.


Рентгенология.

М.: Медицина

1983

5.

Линденбратен Л.Д.

Королюк И.П.



Медицинская радиология

М.: Медицина

1993

6.

Бакланова В.Ф.

Филипкина М.А.



Рентгено-диагностика в педиатрии

М.: Медицина

1988

7.2. Дополнительная литература




п/п


Автор(ы)

Название источника

(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)



Город,

изд-во


Год издания том, вып.

1.

Линденбратен Л.Д.

Королюк И.П.



Медицинская радиология.

М.: Медицина

2000

2.

Крадинов А.И., Прокопенко А.И.

Эффективный выбор диагностических исследований в клинике.

Симферополь

1999

3.




Технические средства рентгенодиагностики /Под редакцией И.А. Переслегина

М.: Медицина

1991

4.

Коваль Г.Ю.

Клиническая рентгеноанатомия.

К.: Здоров’я

1975

5.

Труфанов Г.

Лучевая диагностика


М.: ГЭОТАР-Медиа

2011

7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения темы занятия:




Содержание сайта

Его адрес в Интернете.

Методы лучевой диагностики

http://www.slideshare.net/medumed/ss-8802053

Лучевая анатомия легких

http://www.eurolab.ua/anatomy/104/

Лучевая анатомия человека (книга)

http://www.twirpx.com/file/300584/

Консультант врача

www.rosmedlib.ruрнет

Консультант студента

www.studmedlib.ru

Центральная научная медицинская библиотека

http://www.scsml.rssi.ru/

Федеральная электронная медицинская библиотека

http://193.232.7.109/feml








Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница