В русском бардовском творчестве



Скачать 182,5 Kb.
Дата17.10.2016
Размер182,5 Kb.
Пиратство как знаковая тема в русском бардовском творчестве.
Вступление.

Возможности человека поистине безграничны.


В нас заложены такие потенциальные возможности, о которых мы даже не догадываемся, и только стремящийся к открытию увлеченный человек способен к реализации таких возможностей.

И, конечно же, главное условие роста такой личности – СВОБОДА! – во всех её проявлениях. Не случайно она так высоко ценится во все века. Она занимает главное место в девизе разных государств.

В Средневековье свободные по духу, непокорные люди бежали от условностей и вступали в Флибустьерское братство. Благородные флибустьеры стали олицетворением свободы.

Не случайно, спустя много лет, когда о Флибустьерах остались лишь легенды, в СССР – государстве, подчиненном единым нормам, снова зазвучала пиратская тематика. Флаг пиратской песни подняли советские барды – самые яркие представители творческой интеллигенции. Им было тесно в рамках, жестко установленных государством. Этими бардами были Лепский и Коган, Окуджава, Визбор, Высоцкий, Городницкий, Аделунг и многие другие.

Юрий Иосифович Визбор говорил, что у каждого уважающего себя барда должна быть своя пиратская песня.

Вообще-то именно этому утверждению эта тема и обязана своим возникновением. Сначала мне просто стало интересно проверить, так ли это, а затем захотелось понять и суть этого явления.

Творчество бардов мало изучается в школе.

Я надеюсь, что эта работа послужит дополнительным материалом к школьной программе и позволит познакомиться с одним из главных направлений в бардовской песне, а также поможет определить понятие той свободы, которая необходима творческой личности.

Ниже приводится анализ наиболее значимых и ярких песен пиратской тематики.

Разбор песен.


Бригантина. Г. Лепский, П. Коган.
Надоело говорить и спорить,

И любить усталые глаза...

В флибустьерском дальнем синем море

Бригантина подымает паруса...


Капитан, обветренный, как скалы,

Вышел в море, не дождавшись нас...

На прощанье подымай бокалы

Золотого терпкого вина.


Пьем за яростных, за непохожих,

За презревших грошевой уют.

Вьется по ветру веселый Роджер,

Люди Флинта песенку поют.


Так прощаемся мы с серебристою,

Самою заветною мечтой,

Флибустьеры и авантюристы

По крови, упругой и густой.


И в беде, и в радости, и в горе

Только чуточку прищурь глаза.

В флибустьерском дальнем синем море

Бригантина подымает паруса.

1937
Знаменательно, что именно эта песня о флибустьерах и дала начало всему русскому бардовскому творчеству. Она датирована 1937годом – временем наиболее жестоких Сталинских репрессий. Эта песня – крик вольной души, заключенной в жесткие рамки диктата, в ней прославляются непокорные люди и звучит высокая мечта о свободе и справедливости.

В начале «Бригантины» автор прямо говорит, что он устал подчиняться условностям жизни в несвободном и трусливом обществе. («Надоело говорить и спорить»). Он мечтает о вольной жизни Флибустьера. Однако, далее по тексту видно, что попасть в желанный мир уже невозможно. («Капитан, обветренный, как скалы, вышел в море, не дождавшись нас...») Но, несмотря на это, автор «пьет за яростных, за непохожих», то есть за тех, кто смог вырваться. Следующим куплетом автор практически прощается для себя с недостижимой свободой, но все же затем он призывает не падать духом, а помнить даже в черный день, что где-то есть и свобода, и счастье и надеяться, что придут лучшие времена. («И в беде, и в радости, и в горе только чуточку прищурь глаза. В флибустьерском дальнем синем море бригантина подымает паруса.»)



Пиратская песня. А. Городницкий.
Пират, забудь о стороне родной,

Когда сигнал "к атаке!" донесётся.

Поскрипывают мачты над волной,

На пенных гребнях вспыхивает солнце.

Земная неизвестна нам тоска

Под флагом со скрещёнными костями,

И никогда мы не умрём, пока

Качаются светила над снастями!


Дрожите, лиссабонские купцы,

Свои жиры студёные трясите,

Дрожите, королевские дворцы

И скаредное лондонское Сити,-

На шумный праздник пушек и клинка

Мы явимся незваными гостями,

И никогда мы не умрём, пока

Качаются светила над снастями!


Вьёт вымпела попутный ветерок.

Назло врагам живём мы, не старея.

И если в ясный солнечный денёк

В последний раз запляшем мы на рее,

Мы вас во сне ухватим за бока,

Мы к вам придём недобрыми вестями,

И никогда мы не умрём, пока

Качаются светила над снастями!

Апрель 1962, 'Крузенштерн', Северная Атлантика

Портленд. Б. Окуджава.

В ночь перед бурею на мачте

Горят святого Эльма свечки,

Отогревают наши души

За все минувшие года.

Когда воротимся мы в Портленд,

Мы будем кротки, как овечки.

Но только в Портленд воротиться

Нам не придется никогда.
Что ж, если в Портленд нет возврата,

Пускай несет нас черный парус.

Пусть будет сладок ром ямайский,

Все остальное - ерунда.


Когда воротимся мы в Портленд,

Ей-богу я во всем покаюсь.

Да только в Портленд воротиться

Нам не придется никогда.


Что ж, если в Портленд нет возврата,

Пускай купец дрожит от страха.

Ни Бог, ни дьявол не помогут

Ему спасти свои суда.


Когда воротимся мы в Портленд

Клянусь, я сам взбегу на плаху.

Да только в Портленд воротиться

Нам не придется никогда.


Что ж, если в Портленд нет возврата,

Поделим золото, как братья.

Поскольку денежки чужие

Нам достаются без труда.


Когда воротимся мы в Портленд

Нас примет Родина в объятья.

Да только в Портленд воротиться

Нам не придется никогда.


Когда воротимся мы в Портленд

Нас примет Родина в объятья.

Да только в Портленд воротиться

Не дай нам, Боже, никогда!


В «Портленде» Окуджавы представлен образ бесстрашных пиратов. Им нечего бояться. А, не имея страха перед чем-либо, они воистину свободны. («Да только в Портленд воротиться нам не придется никогда») Окуджава показывает, что у пиратов нет боязни за свои шкуры, они боятся лишь того, что ром будет несладким, да мало богатых судов попадется. («Пусть будет сладок ром ямайский, все остальное - ерунда ») Они бунтари, которые ни во что не ставят власть и придворные интрижки, а считают, что все, что нужно человеку: чувство свободы и братства. («Поделим золото, как братья»). Им не нужна родина с ее мелочными условностями, они бегут от несвободного общества: широте души должна соответствовать широта морской глади.

«Пиратская» Городницкого по духу очень похожа на «Портленд» Окуджавы. Первыми же строчками своей песни Городницкий призывает вольных пиратов «забыть о стороне родной». Он тоже представляет Флибустьеров как непокорных и почти бессмертных героев. («И никогда мы не умрём, пока качаются светила над снастями!») Бесстрашные и непокорные Флибустьеры борются со старым миром. («Дрожите, лиссабонские купцы»)

В обоих произведениях ярко прослеживаются диссидентские идеи, согревавшие в то сложное время души мыслящих людей. Оба барда призывают к борьбе с несправедливостью за свободу.

Пиратская песня. Ю. Визбор.

Железная нога, железная рука,

Четыре пистолета и сабли по бокам.

Бесстрашные глаза, огромные носы

И ветер шевелит роскошные усы.
Припев: Когда мы вместе,

То нас пуля не берет.

Тогда и песня,

Как белый парус нас несет.


Не бойтесь, моряки, погони за кормой,

Не бойтесь, моряки, ни мелей, ни штормов.

Не бойтесь, моряки, туманов на морях,

А бойтесь, моряки, согласье потерять.


Припев.
На дальних берегах который год подряд

Девицы слезы льют и на море глядят.

Ты к этим берегам, приятель, не спеши:

Для дела - океан, а берег - для души.


Припев.
12 июля 1974

Начинается песня Визбора с описания пирата. И у этого барда пират – герой. («Железная нога, железная рука <…> бесстрашные глаза») Дальше Визбор подчеркивает, что только в единстве – великая сила пиратов. («Когда мы вместе, то нас пуля не берет») Автор считает, что пираты не должны ничего бояться, кроме потери согласия. В конце песни Визбор призывает сообща беззаветно бороться за общее дело, он говорит, что не время думать о личных радостях, если не решены важные общечеловеческие вопросы. («Для дела - океан, а берег - для души»)

Песня Визбора хоть и не призывает явно к бунту и сопротивлению властям, все равно очень сильна по духу. Визбор убеждает, что, только объединившись, непокорные люди могут выжить.


Песня пирата. Ю. Аделунг.


Я слышу - гремит уж засов.

Свести счеты с жизнью пора.

Как свора ободранных псов

Сбегается, чувствуя кровь,

Собрался народ поорать.

Прощайте, друзья и любовь!


Лишь солнца погаснет блик,

Уйдет без меня бриг,

Уйдет без меня, не повесив сигнальных огней.

Как пена седой капитан

Бушпритом прорежет туман,

Шепнув на прощанье: "Храните нас, боги морей!"


А красный камзол палача

Горит над толпой там, где смерть

Выбьет последнюю твердь.

И заново жизнь не начать,

И волнам меня не качать,

Удар - и летит табурет.


Лишь солнца погаснет блик,

Уйдет без меня бриг,

Уйдет без меня, не повесив сигнальных огней.

А я остаюсь на земле,

И вот уже шея в петле.

На тверди земной ведь бессильны все боги морей.


Юрий Аделунг написал свою песню приблизительно в то же время, что и Городницкий, Визбор, Окуджава… Но песня Аделунга в корне отличается от песен вышеперечисленных авторов. Автор начинает песню с печальной картины пойманного пирата, которому «свести счеты с жизнью пора». Этот пират прощается с друзьями и любовью. Дальше Аделунг описывает казнь и отчаяние пирата, которому «И заново жизнь не начать, И волнам его не качать». Бард заканчивает песню показательной фразой «На тверди земной ведь бессильны все боги морей»

«Песня пирата» Юрия Аделунга кардинально отличается от других песен. У этой песни абсолютно непохожая на других главная мысль. Если у Городницкого, Визбора, Окуджавы явно виден призыв к бунту, то Аделунг, наоборот, как бы отговаривает от бунта. Это позиция отчаявшегося человека, осознавшего, что нет выхода из сложившейся гнетущей действительности. Аделунг считает, что пойти против властей – значит попросту сгубить свою жизнь.



Ещё не вечер. В. Высоцкий.

  Четыре года рыскал в море наш корсар,


   В боях и штормах не поблекло наше знамя.
   Мы научились штопать паруса,
   И затыкать пробоины телами.
   
   За нами гонится эскадра по пятам.
   На море штиль и не избегнуть встречи.
   Но нам сказал спокойно капитан:
   - Еще не вечер, еще не вечер!
   
   Вот развернулся боком флагманский фрегат,
   И левый борт окрасился дымами.
   Ответный залп - на глаз и наугад.
   Вдали пожар и смерть. Удача с нами!
   
   Из худших выбирались передряг,
  Но с ветром худо, и в трюме течи,
   А капитан нам шлет привычный знак:
   - Еще не вечер, еще не вечер!
   
   На нас глядят в бинокли, в трубы сотни глаз
   И видят нас от дыма злых и серых,
   Но никогда им не увидеть нас
   Прикованными к веслам на галерах!
   
   Неравный бой. Корабль кренится наш.
   Спасите наши души человечьи!
   Но крикнул капитан: - На абордаж!
   Еще не вечер! Еще не вечер!
   
   Кто хочет жить, кто весел, кто не тля -
   Готовьте ваши руки к рукопашной!
   А крысы пусть уходят с корабля -
   Они мешают схватке бесшабашной!
   
   И крысы думали: "А чем не шутит черт?!"
   И тупо прыгали, спасаясь от картечи.
   А мы с фрегатом становились к борту борт.
   Еще не вечер, еще не вечер!
   
   Лицо в лицо, ножи в ножи, глаза в глаза!
   Чтоб не достаться спрутам или крабам,
   Кто с кольтом, кто с кинжалом, кто в слезах, -
   Мы покидали тонущий корабль.
   
   Но нет! Им не послать его на дно -
   Поможет океан, взвалив на плечи.
   Ведь океан-то с нами заодно,
   И прав был капитан - еще не вечер!


Юнга. В. Высоцкий.

Был развесёлый розовый восход,


И плыл корабль навстречу передрягам,
И юнга вышел в первый свой поход
Под флибустьерским черепастым флагом.

Накренившись к воде, парусами шурша,


Бриг двухмачтовый лёг в развороте.
А у юнги от счастья качалась душа,
Как пеньковые ванты на гроте.

И душу нежную под грубой робой пряча,


Суровый шкипер дал ему совет:
"Будь джентльменом, если есть удача,
А без удачи — джентльменов нет!"

И плавал бриг туда, куда хотел,


Встречался — с кем судьба его сводила,
Ломая кости вёслам каравелл,
Когда до абордажа доходило.

Был однажды богатой добычи делёж,


И пираты бесились и выли...
Юнга вдруг побледнел и схватился за нож,
Потому что его обделили.

Стояла девушка, не прячась и не плача,


И юнга вспомнил шкиперский завет:
Мы джентльмены, если есть удача,
А нет удачи — джентльменов нет!

И видел он, что капитан молчал,


Не пробуя сдержать кровавой свары.
И ран глубоких он не замечал —
И наносил ответные удары.

Только — ей показалось, что с юнгой беда,


А другого она не хотела.
Перекинулась за борт — и скрыла вода
Золотистое смуглое тело.

И прямо в грудь себе, пиратов озадачив,

Он разрядил горячий пистолет...


Он был последний джентльмен удачи,
Конец удаче — джентльменов нет!

1973
На судне бунт. В. Высоцкий.

На судне бунт, над нами чайки реют!
Вчера из-за дублонов золотых
Двух негодяев вздёрнули на рею,
Но мало — надо было четверых.

Ловите ветер всеми парусами!


Чего гадать, любой корабль — враг!
Удача — миф, но эту веру сами
Мы создали, поднявши чёрный флаг!
Катился ком по кораблю от бака,
Забыто всё: и честь, и кутежи.
И, подвывая будто бы от страха,
Они достали длинные ножи.

Ловите ветер всеми парусами!


Чего гадать, любой корабль — враг!
Удача — здесь, и эту веру сами
Мы создали, поднявши чёрный флаг!

Уж двое в капитана пальцем тычут:


Достать его — и им не страшен чёрт!
Но капитан вчерашнюю добычу
При всей команде выбросил за борт.

Ловите ж ветер всеми парусами!


Чего гадать, любой корабль — враг!
Удача — миф, и эту веру сами
Мы создали, поднявши чёрный флаг!

Но вот волна, подобная надгробью,


Всё скрыла, с горла сброшена рука...
Бросайте ж за борт всё, что пахнет кровью, —
Поверьте, что цена невысока!

Ловите ж ветер всеми парусами!


Чего гадать, любой корабль — враг!
Удача — миф, и эту веру сами
Мы создали, поднявши чёрный флаг!

1969
Владимир Высоцкий вообще очень колоритная личность. Он был самый яркий бард, самый отчаянный бунтарь. И песни Высоцкого заряжены его непокорным духом.

В песне «Юнга» Высоцкий описывает гибель последнего Джентльмена Удачи, который жил по высоким моральным принципам. («Будь джентльменом, если есть удача, а без удачи — джентльменов нет!») Этот герой совершает самоубийство ради любимой. Когда она выкидывается за борт, он, не раздумывая « прямо в грудь себе, пиратов озадачив, разрядил горячий пистолет». Эту песню Высоцкий заканчивает показательными словами «Конец Удаче, Джентльменов нет…»

В другой песне Высоцкого – «Ещё не вечер» – пираты предстают в виде бесстрашных морских разбойников, которые хоть и понимают, что наступил их конец, но все равно готовы драться до последнего. Они «из худших выбирались передряг, но с ветром худо, и в трюме течи», но все же они не сдаются. («А капитан нам шлет привычный знак:  - Еще не вечер, еще не вечер!»). Они готовы биться до последнего: «Кто хочет жить, кто весел, кто не тля - Готовьте ваши руки к рукопашной!». В итоге корабль пиратов тонет, но на этом ничего не заканчивается. («Но нет! Им не послать его на дно - поможет океан, взвалив на плечи. Ведь океан-то с нами заодно, и прав был капитан - еще не вечер!») В этом фрагменте Океан является беспристрастной стихией, которая считает, что пираты благороднее и отважнее королевских воинов.

В песне «На судне бунт» В. Высоцкий опять представляет пиратов бесстрашными и справедливыми людьми. Вчера пираты повесили двух своих товарищей за воровство. А после казни « капитан вчерашнюю добычу при всей команде выбросил за борт» Автор показывает, как мало капитан уважает золото, «пахнущее кровью» товарищей. Дальше следует первый призыв «Бросайте ж за борт всё, что пахнет кровью, — поверьте, что цена невысока!», а затем следующий «Ловите ж ветер всеми парусами!». Высоцкий говорит, что надо забыть про повешенных негодяев и дальше плыть, навстречу приключениям. Ведь «Удача – здесь», и отважные пираты плывут вперед, навстречу богатству и славе.

Во всех песнях Высоцкого есть явный призыв к бунту. Особенно ярко этот призыв выражен в песне «Ещё не вечер». Высоцкий надеется, что если сменить власть – наступит свобода, и он советует не задерживать эту смену власти, а как можно скорее поднять восстание и начать сопротивление существующему режиму.



Ну, вот и всё, дружок.

ИВАСИ (Георгий Васильев, Алексей Иващенко).


Ну, вот и всё, дружок, пора открыть кингстоны,
К добру не привели проказы на воде.
Ну сколько ж можно плыть к безмерно удалённой,
К единственной своей загадочной звезде?

Уже запал не тот, чтоб курс держать упрямо


И всем ветрам назло стремиться в никуда.
И очень тяжело быть Васкою да Гамой,
Когда во тьме горит всего одна звезда.

Не лучше ль скромно лечь на дно среди угрюмых


Глубоководных рыб с отравленным хвостом?
Ведь золото лежит на дне в пиратских трюмах,
А поверху плывет бессмысленный планктон.

Так что ж меня влечёт к границам небосклона,


О чём терзаюсь я в бреду и наяву,
Зачем же я опять к безмерно удалённой,
К единственной своей плыву, плыву, плыву?

Творчество бардов Васильева и Иващенко (ИВАСИ) относится к более позднему периоду времени, чем песни предыдущих авторов. Их пиратская песня написана во время политической «оттепели». В песне ИВАСИ «Ну, вот и все, дружок» уже звучит не яростный призыв к бунту, а сомнение, разумен ли бунт.

В начале песни есть даже призыв уничтожить корабль и вернуться к обычной жизни. Барды задают себе вопрос, сколько можно продолжать жизнь пирата, и не пора ли вернуться на землю. Авторы отмечают, что «Уже запал не тот, чтоб курс держать упрямо»… Это - песня-сомнение, в ней авторы спрашивают себя, есть ли смысл в поисках справедливости и свободы. Она так и заканчивается вопросом «зачем?», так и остается незавершенной…

Эта песня является новым типом пиратской песни. Песня-сомнение свойственна более позднему периоду бардовского творчества. В это время человек уже получил некоторую свободу, и авторы размышляют, стоит ли продолжать борьбу и не пора ли вернуться к мирной жизни? Но тем не менее, конец песни дает понять, что пират не изменяет своим жизненным принципам: размышляя о целесообразности своих действий и мучаясь сомнениями, он все равно плывет и плывет к своей высокой цели, сияющей на горизонте.



Пиратская. М. Щербаков.
Пустые бочки вином наполню,

Расправлю вширь паруса-холсты.

Прости-прощай, ничего не помню,

Рассвет настал, небеса чисты.

Начну с рассвета, пойду к закату.

Там, на закате уже весна.

Покуда плыть хорошо фрегату,

Пирату жить хорошо весьма.

Восток горячий хрустит поджаристо,

Где-то слышен металл

Но ты, Мария, не плачь, пожалуйста,

Час еще не настал.

Из бури выйду, из драки вылезу,

Сколь меня ни трави.

Одно лишь есть, чего я не вынесу -

Это слезы твои.

Но час еще не настал...
Чужие люди твердят порою,

Что невсамделишный я пират.

Да, я не живу грабежом и кровью,

И это правду они говорят.

Скорей я мог бы царей потешить,

Сойти на берег, овец пасти...

Но чтобы других убивать или вешать,

Что вы, Бог меня упаси!

Повис над морем туман безжалостный,

Белый, как молоко.

Но ты, Мария, не плачь, пожалуйста,

Смерть еще далеко.

Ничто не вечно, бояться нечего,

Сядь, смолчи, пережди,

Не верь прохожему опрометчиво,

Все еще впереди.

Да... смерть... еще далеко...
И пусть вовеки не быть возврату,

И все кругом застелила тьма.

Покуда плыть хорошо фрегату,

Пирату жить хорошо весьма.

Никто стихии не одолеет,

Ни я, ни люди, ни корабли.

Но не погибну, покуда тлеет

Во мгле страданья огонь любви.

И я мечтаю, чтоб он пожаром стал

И объял бы моря.

Но ты, Мария, не плачь, пожалуйста,

Это просьба моя

Одна, но есть еще и вторая:

К концу последнего дня

Скажи священнику, умирая,

О том, что помнишь меня...

Все еще впереди...

Смерть еще далеко...

Не плачь!..
Щербаков написал свою пиратскую песню в 1989 году. В это время начинался распад СССР, и творческая интеллигенция обрела существенные свободы. Соответственно, и пират превратился из кровожадного бунтаря во влюбленного романтика.
Начинает свою песню Щербаков с радостной картины начала плавания. («Пустые бочки вином наполню, расправлю вширь паруса-холсты. Прости-прощай, ничего не помню, рассвет настал, небеса чисты»). Дальше пират успокаивает свою Марию, что он «Из бури выйдет, из драки вылезет», но единственное, что он не вынесет – это слезы любимой. Вот к чему пришла пиратская песня! (А ведь только за 10-20 лет до написания этой песни таких эмоций вообще не было, а был только призыв к борьбе). Автор заявляет, что его пират «невсамделишный», что он не готов никого грабить и убивать. Из грабителя пират превращается в отважного путешественника. Автор подчеркивает, что его пират будет жить, пока живет любовь (Но не погибну, покуда тлеет Во мгле страданья огонь любви). Любовь – главная ценность пирата, она движет его мыслями. Он свободный человек с высокими целями, его суть не позволяет ему осесть в обыденности, но он просит возлюбленную: «К концу последнего дня скажи священнику, умирая, о том, что помнишь меня...».

Щербаков принадлежит к современному поколению бардов. В его пиратской песне главная тема не борьба, а любовь, а по-настоящему сильно любить может только свободный человек.

Заключение.
Рассмотрев пиратские песни разных бардов, можно определенно сказать, что тема пиратства является знаковой в авторском творчестве. Барды обращаются к ней, чтобы высказать свое отношение к краеугольным проблемам. Конечно, возникает вопрос, почему же именно она привлекает бардов, а к примеру не тема рыцарства? Наверное, потому, что нет более свободной, загадочной и непредсказуемой стихии, чем море. Эта стихия не терпит малодушия и зависимости, и только истинно свободный и бесстрашный человек способен сосуществовать с ней.

Пиратская песня – та призма, через которую можно увидеть и характеристику времени, в котором живет бард, и характер и мировоззрение самого барда (к примеру, сравним интонации песен Городницкого и Аделунга)..

Пиратскую тематику бардовской песни объединяет общее понятие – свобода и бунт. Но при этом у каждого автора свое понятие свободы и свой индивидуальный протест.

Меняется время – меняются права и свободы человека – меняется интонация песни и смысловые приоритеты.

В первых советских бардовских песнях звучат лишь мечты о свободе в её прямом смысле – как освобождение от диктата. («Вот так бы и мне, в набегающей тьме, усы раздувать, развалясь на корме…»; «И в беде, и в радости, и в горе, только чуточку прищурь глаза, и ты увидишь, как в далеком море бригантина подымает паруса.)

Проходит несколько лет, и в песне начинают четко прослеживаться диссидентские направления. («Пират, забудь о стороне родной»; «Да только в Портленд воротиться нам не придется никогда»)

В дальнейшем, творческая интеллигенция обретает определенное признание, и сила бардовского слова крепнет: появляется открытый призыв к противостоянию окружающему показному ура-патриотизму. («Мы научились штопать паруса, и затыкать пробоины телами … Кто хочет жить, кто весел, кто не тля – готовьте ваши руки к рукопашной!») Такие призывы не проходили незамеченными – политический климат менялся.
Менялись и восприятия свободы, что стало непременно находить отклик в бардовской песне. Человек получил передышку в борьбе. Появились песни-раздумья и песни-сомненья. Думающему человеку всегда свойственно сомневаться, даже по пути к высокой цели. (Зачем же я опять к безмерно удалённой, К единственной своей плыву, плыву, плыву?)

Понятие пиратской свободы стало неразрывно связываться авторами с понятием высокой любви. (Но не погибну, покуда тлеет во мгле страданья огонь любви.)


Бардовский голос каждого поколения выражает свои стремления через призму современных ему ценностей, но приверженность к пиратской тематике остается неизменной. Пиратская песня не сможет исчезнуть – она голос свободы, протест и оружие против несправедливости – а это, к сожалению, неизбежно во все времена.

Пираты мы, почувствуй это сам,

Свободны, благородны и беспечны,

И наше счастье – ветер в парусах,



Звенящий над волною быстротечной!
Каталог: files -> project
project -> Методические рекомендации к практическим и самостоятельным занятиям по теме «Создание презентации в программе ms powerPoint 2003» москва
project -> Отчет подготовлен Дейвом Берроузом и Галиной Ли aids projects Management Group Май 2005 Level 2, 50 York St
project -> Понятийная база, основные термины и принципы проектного менеджмента
project -> Мстислав Всеволодович Келдыш
project -> Техническое задание на выполнение полного комплекса работ по созданию схемы электроснабжения объектов войсковой части
project -> Как создать свою успешную it компанию?
project -> Подготовка к игре


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал