Ведущие образовательные технологии, методы и приемы обучения и воспитания Технология проектно-исследовательской деятельности



Скачать 381,05 Kb.
Дата28.10.2016
Размер381,05 Kb.
Ведущие образовательные технологии, методы и приемы обучения и воспитания

Технология проектно-исследовательской деятельности

Значительную часть инновационного пространства гимназии занимает проектно-исследовательская деятельность учащихся, предполагающая проектирование собственного исследования, определение целей и задач, принципа отбора методик, планирование хода исследования, ожидаемых результатов. Именно проектная технология является наиболее эффективным средством, способствующим профессиональному развитию и социальной адаптации личности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность позволяет расширить границы учебных программ и выйти на новый уровень качества образования с учетом индивидуальных потребностей и умений учащихся, знакомит их с творческими, научными и исследовательскими видами деятельности, показывает перспективы будущей профессии, объединяет детей в группы по интересам и создает разновозрастные и межведомственные объединения. В 2010-2011 уч.г. разработано и апробировано 58 ученических проектов.



Проект – это самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя, научного консультанта, педагога. Следствия выполнения проектов должны быть реальными, т.е. теоретическая проблема должна завершаться ее конкретными выводами, а практическая конкретным результатом: чертежом, графиком, готовым изделием, моделью и т.д.

Классификация проектов может быть такова:



Индивидуальные проекты

А) для закрепления навыков по отдельным темам программы (2-4 часа).

Б) (А) + различное оформление работы с использованием информационных технологий (презентационная программа Power Point, стендовое оформление, доклад, тезисы) (10 часов и более).

Коллективные проекты

А) для углубленного изучения отдельных тем или крупного раздела программы (2-4 человека, от 5 часов).

Б) (А) + различное оформление работы с использованием информационных технологий (презентационная программа Power Point, стендовое оформление, доклад, тезисы) (12 часов и более).

Здесь, в первом случае (А), в классе может быть объединение учащихся в группы: историки, математики, физики, экологи, лингвисты, экономисты экспериментаторы. Каждая группа учащихся изучает проблему со своей точки зрения, готовит стендовый доклад, макеты или любое другое наглядное пособие. Затем, на итоговом уроке по теме, проводится конференция по изученной теме или разделу программы. После выступлений учащихся весь материал обсуждается, корректируется, оформляется в единый проект учащимися, освоившими навыки работы с информационными технологиями.

Существенной частью содержания проектной деятельности учащихся являются такие базовые компоненты, как:


  • Постановка проблемы;

  • Определение количества участников проекта, вид координации проекта, сроки исполнения, этапы работы над проектом;

  • Отбор и анализ литературы по данному вопросу, накопление фактов;

  • Формулировка темы проекта;

  • Выдвижение цели, задач, определение практической и теоретической значимости проектной деятельности;

  • Создание теории;

  • Постановка и проведение проектирования;

  • Контроль, самоконтроль, обобщение, выводы, рекомендации;

  • Оформление проекта;

  • Защита проекта, обсуждение защиты.

Важным моментом является выбор темы проекта. Выбранная тема должна быть актуальной, иметь практическую значимость, быть проблемной. Кроме того, необходимо обратить внимание на формулирование темы, поскольку правильная и конкретизированная формулировка - залог успешной и целенаправленной работы над проектом.

Этапы работы над проектом

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка к работе над проектом

А) постановка проблемы (беседа, анкетирование и т.д.)

Б) определение количества участников, работающих над проектом

В) формулировка темы проекта

Г) выдвижение цели, задач, гипотезы

Д) определение основного замысла, формы продукта (ов) проекта


Обсуждают проблему, получают от учителя информацию, устанавливают тему, цель, задачи, выдвигают гипотезу

Знакомит с методом проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке темы, цели, задач, выдвижении гипотез

Определение плана работы над проектом

А) установление этапов работы и сроков исполнения

Б) распределение обязанностей среди участников проекта

В) определение источников знания об объекте проектирования, его назначении и функционировании


Разрабатывают план действий для решения поставленных задач. Работают с источниками информации. Планируют свою деятельность. Деятельность каждого участника.

Корректирует работу каждого участника проекта.

Проектировочная деятельность

А) сбор и анализ информации по объекту проектирования

Б) определение формы представления проекта



Изучают и анализируют информацию, проектируют, конструируют, моделируют, описывают

Наблюдает, советует, организует

Результаты, выводы и рекомендации

А) планирование отчета по результатам деятельности: выступление, выставка, представление макета

Б) оформление отчета о проделанной работе

В) формулирование выводов и рекомендаций


Готовят презентационное оформление результатов, делают выводы, обобщения, дают рекомендации

Предлагает структуру и форму отчета. Наблюдает, предлагает, советует.

Презентация результатов (представление проекта)

Представление разнообразных форм отчета о проделанной работе

Отчитываются, отвечают на вопросы, дискутируют, делают выводы

Слушает, задает вопросы

Обсуждение результатов в группе (классе)

А) оценка процесса работы (контроль, самоконтроль)

Б) оценка результатов работы других участников проекта



Коллективное обсуждение проделанной работы. Делают самооценку. Оценивают других.

Оценивает усилия, вложенные учащимися в работу, качество использования источников, постановки эксперимента, качество отчета.

Технология "Дидактический цикл"

Дидактический цикл – единство взаимосвязанных элементов процесса обучения, структурная единица процесса обучения, обладающая всеми его качественными характеристиками.

В основе этой технологии лежат представления Л.Я. Зориной о дидактическом цикле как функциональной системе, основанной на совместной работе всех звеньев процесса обучения и служащей для организации усвоения учащимися фрагмента учебного материала.

Он состоит из следующих элементов-звеньев:


  • постановка познавательной задачи и создание у учащихся положительной мотивации к ее решению;

  • предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его первичного усвоения;

  • организация дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня;

  • организация обратной связи и контроля;

  • подготовка учащихся к внеурочной работе.

Перечисленные звенья могут входить друг в друга, пересекаться, но их количество в полном дидактическом цикле постоянно и не зависит от содержания учебного материала. Чтобы дидактический цикл работал, он должен обладать внутренним единством элементов, его составляющих.

Для реализации дидактического цикла учителю необходимо спланировать свою деятельность и деятельность учеников, затем сформулировать дидактические задачи, ориентируясь на конкретное содержание и соотнося их с общими целями образования (1-ый этап). Далее педагог намечает содержание, подлежащее передаче на разных этапах урока, ориентируясь при этом на реальные возможности школьников (2-ой этап). На третьем этапе учитель определяет методы, которые будут применяться на разных этапах урока. Ориентация на выбранные методы, позволяет преподавателю представить способы и формы их реализации, т.е. выбрать различные методические приемы (4-й этап). На пятом этапе происходит конкретное наполнение каждого приема, каждой формы учебной работы содержанием. После этого учитель создает свой план-проект учебной работы (6-й этап). По окончании реализации цикла педагог проводит самоанализ.

Дидактический цикл – это некоторое целое, выполняющее функцию максимально полной (в данных условиях) передачи фрагмента содержания образования. Это структурная единица процесса обучения, обладающая всеми его качественными характеристиками. Тогда процесс обучения во времени можно представить себе как поступательное движение его дидактических циклов. Чтобы дидактический цикл мог выполнить свою функцию, он должен обладать внутренним единством, составляющих его систему.

Технология "ДЕБАТЫ"

Основное назначение дебатов – обогатить ваше образование

и одновременно доставить удовольствие.

Поэтому первое предназначение игры – обучение.

Иными словами, обучение имеет большее значение, чем победа.

Если вы участвуете в дебатах только для того, чтобы выиграть,

то вы поставили неправильную цель.

Путеводитель по дебатам Т.В. Светенко



Технология «Дебаты» создана на базе международной образовательной программы «Дебаты», основанной в 1993 году Институтом «Открытое общество». Программа «Дебаты» – это технология, формирующая навыки критического мышления, умения действовать в новых непредсказуемых ситуациях, отстаивать свою позицию, быть терпимым к другим точкам зрения. Она успешно функционирует более чем в 30 городах России. Технология используется как форма или элемент урока и во внеурочной деятельности.

Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников

В командах может быть различное количество участников (чаще 3-6). Существует несколько вариантов командных и индивидуальных дебатов, в которых возможно либо только произнесение речей, либо добавляется возможность участия в перекрестной дискуссии, но обсуждение всегда организовано как столкновение двух противоположных позиций.

Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров, а самый главный принцип – «проигравших нет!»



Действующие лица

Команды (состоят из игроков-спикеров) – утверждающие защищают тему, отрицающие – опровергают.

Судьи – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции; ведут протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций; указывают сильные и слабые стороны выступления спикеров.

Таймкипер – следит за соблюдением регламента и правил игры.

Тренер (тьютор) – обычно учитель (реже – опытные ученики-дебатеры, прошедшие полный курс подготовки).

Этапы работы в технологии «Дебаты»

• Подготовка

• Выбор темы.

• Построение сюжета доказательств

• Подбор аргументов

• Собственно дебаты

• Оглашение позиций (дискуссия)

• Раунд перекрестных вопросов

• Судейство

• Рефлексия

Технология «Дебаты» позволяет ученикам приобрести навыки и умения:

• логического и критического мышления;

• концентрации на определенной проблеме;

• организации совместной деятельности;

• сбора и осмысления разнообразной информации;

• формирования и отстаивания собственной позиции;

• публичных выступлений;

• грамотного диалогического общения и взаимообучения.

Технология «Дебаты» представляет опыт практической реализации личностно- ориентированного подхода в обучении и обеспечивает осознанное формирование гражданских качеств учащихся. Она содействует становлению нового поколения граждан открытого общества. Технология создает условия для принятия учениками многообразия действительности, признания множественности подходов, вариативности содержания, а также наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений, формирует их системное видение.

Технология КЕЙС-СТАДИ

Цель технологии - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Выход в самообразование учащегося. Создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим.



Кейс-метод появился в Соединенных Штатах в начале XX века и стал широко известным, прежде всего, благодаря Гарвардской школе бизнеса и Школе Государственных служащих Гарвардского Университета.

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование: использованию этого метода в обучении предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием реальной ситуации. Это может быть констатация каких-либо событий, описание какого-то конфликта или проблемы, эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия - моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.

Ключевые вопросы преподавателя при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Какие аспекты действия вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?»

Эти вопросы способствуют выработке у учащегося способности по-новому смотреть на мир: на конкретную работу, организацию, собственную деятельность и взгляды. Оно ориентировано на будущее, направлено на переоценку своей деятельности, выработку новых подходов: «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Каковы возможные пути подхода к проблеме?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?»

При технологически выстроенной работе с конкретной ситуацией происходит «погружение» учащегося в определенные обстоятельства, его собственное понимание ситуации, оценивание обстановки, определение проблемы и ее сути. Затем учащийся определяет свою роль в решении проблемы и вырабатывает целесообразную линию поведения. Во время подведения итогов участник ситуационного анализа должен провести коррекцию своих взглядов, соотнести их с групповыми взглядами и выработать планы на будущее.

Кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую проблему. В идеале проблема не должна иметь однозначного решения. Иначе говоря, в кейсе обязательна какая-то интрига, позволяющая поддерживать интерес к ситуации. Кроме того, должны быть четко очерчены временные рамки ситуации и дана вся информация для анализа кейса. Важным условием считается присутствие в кейсе «действующего лица», ответственного за принятие решения

Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии, т.е. объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические процедуры. Кейс выступает как технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучаемых.

В методологическом плане кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейсе свои роли.

Кейс должен отвечать следующим условиям:


  1. наличие реально существующей группы людей, организации, на основе которой разработана ситуация;

  2. определенная хронология событий, временные рамки,

  3. наличие реальной проблемы, конфликта,

  4. ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки;

  5. действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.

Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций.

1.Подготовительный этап (до начала занятий).

Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.



2. Ознакомительный этап (во время занятия)

Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.



3. Аналитический этап (начало обсуждения кейса).

Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.



4. Итоговый этап (презентация групповых решений).

Цель: представить и обосновать решение/выводы группы по кейсу.

В процессе обсуждения кейса учитель обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы аудитории и дает слово ученикам, чтобы они сами отвечали на них. В процессе обсуждения завязывается дискуссия, и в споре рождается истина. Технология кейс-стади делает основной акцент на самостоятельное мышление, способность доносить свои мысли до аудитории и конструктивно отвечать на критику своих оппонентов.

Технология «Педагогические мастерские»

Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:

• не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;

• не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;

• не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

• не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество

«Французская группа нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) возникла в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признана Министерством образования Франции, в последние годы объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, а сейчас в роли президента ЖФЭН – его жена и соратник Одет Бассис. Группа разработала технологию « atelie », которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских. В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге.

Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи:

• личностного саморазвития;

• образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

• функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

• культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;

• социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Педагогическая мастерская состоит из взаимосвязанных этапов:

• актуализации и систематизации субъективных знаний;

• объективизации знаний на основании достижений науки, культуры, искусства.

Основой активного получения новых знаний в любой сфере, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. Например, в мастерской построения знаний она может быть представлена так: Индукция > творческий процесс > творческий продукт > осознание его закономерностей - новый продукт < коррекция своей деятельности < соотнесение с достижениями культуры

Принципы и правила ведения мастерской:

• Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.

• Право каждого участника на ошибку.

• Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.

• Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:


  • право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);

  • право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);

  • право не участвовать на этапе предъявления результата.

• Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.

• Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества:



  • диалоги участников мастерской

  • диалоги отдельных групп

  • диалог с самим собой

  • диалог с научным или художественным авторитетом.

• Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

• Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.

В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.

Технология "Модерационные семинары"

Как грамотно организовать процесс коллективного обсуждения какой-либо проблемы, изучения материалов, а впоследствии коллегиального принятия важного для всех решения? Как сделать так, чтобы каждый член группы почувствовал, что его мнение услышано и принято к сведению? Как вовлечь людей в обсуждение и не допустить конфликта?

Существует специальный инструмент – технология модерации. Её цель: обобщить групповой профессиональный и личный опыт, привлечь творческий потенциал каждого участника обсуждения и в довольно сжатые сроки разработать конкретные реализуемые предложения, нацеленные на решение поставленной проблемы. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего Internet-форума, электронного листа рассылки.

Главное для Модератора - понимать, что во время дискуссии наиболее интересным для ее участников является не личность ведущего - модератора, а сам процесс дискуссии. В процессе модерации группа людей овладевают навыками активного слушания, открытого обмена идеями, конструктивной критике и взаимооценке.



Базовая структура проведения модерации

Технологические этапы:

1.Вводный. Организация процесса взаимодействия участников модерации. Знакомство. Сбор ожиданий. Выработка правил работы в группе. Регламент работы. Обсуждение. Устное «подписывание» договора о принятии правил групповой работы.

2. Формирование работы малой и большой групп. Формулировка проблемы. Обсуждение повестки дня дискуссии. Обсуждение поставленной цели. Принятие группового решения о способах дальнейшей работы.

3. Формирование малых групп. Работа в малых группах.

4. Презентация работы в группах. Ознакомление с предварительными итогами.

5. Постановка следующих вопросов.

6. Общее заседание. Подведение итогов.

7. Рефлексия: отыгрывание ситуаций (кейсов), моделирующих процесс модерации. Участники анализируют собственное поведение, получают обратную связь от других членов группы, от ведущего, совершенствуют собственные мыслительные и коммуникативные навыки.



Инструменты модерации:

  • Опрос с использованием специальных модерационных карточек; способы сортировки и классификации карточек; методы «оценки блоков»; ранжирование карточек и т.д.

  • Техники «Мозговой штурм»; «Аквариум», «Карточный светофор» и др.

  • Активное слушание;

  • Наглядная демонстрация (таблицы, схемы, рисунки); обязательное условие – записывание всех звучащих идей и мнений (визуализация).

Модератор управляет творческой работой группы людей, не оказывая на них давления.

«Продуктом» модерационного семинара является составленный каталог мероприятий по решению проблем. Такой документ включает в себя несколько пунктов, как правило, это: что необходимо предпринять, кто с кем работает, когда состоится конкретное мероприятие/взаимодействие.

Технология педагогического целеполагания

В современных условиях особую актуальность приобретает эффективность и качество обучения. Роль технологии педагогического целеполагания Я.С. Турбовского с позиции этих требований состоит в том, что она направлена на гарантированное обеспечение эффективности и качества учебно-воспитательной деятельности учителя, безотносительно к используемым им учебникам и учебным пособиям.

Методологическая и практическая значимость теории определяется тем, что она основана на учете принципиальных различий целей, которые реализуются в течение всех лет обучения, в каждом учебном году, при прохождении каждой темы и на каждом уроке.

Особую научную и практическую значимость технология педагогического целеполагания определяет выдвинутый автором и последовательно, от урока к уроку, из года в год, принцип опоры на личный жизненный опыт учащегося.

В то же время технология позволяет, используя формирующие возможности каждого учебного предмета, в течение всех лет обучения и на каждом уроке решать в неразрывной целостности триединую совокупность целей – учебных, развивающих, воспитывающих.

С позиций последовательной соподчиненности и иерархической зависимости целей, реализуемыми при прохождении каждой учебной темы, технология позволяет на основе принципа преемственности обеспечить учителю поэтапный переход от одного уровня усвоенных знаний к другому, что гарантированно обеспечивает качество и эффективность учебного процесса.

Технология педагогического целеполагания, отражая специфичность проявления целостности и тематической фрагментарности учебного процесса, обеспечивает адресное обращение к знаниям при прохождении той или иной темы, что исключает необходимость реализации требований повторения пройденного материала.

Системная формирующая возможность технологии педагогического целеполагания основана на органической взаимозависимости учебных знаний, дидактических требований к поискам инвариантных и творческих решений и опоре на личный опыт ученика, что в условиях глобализации гарантирует подготовку конкурентоспособной личности с определенной совокупностью необходимых в современных условиях компетентностей.



Технология ТСКО

1. Технология социально-контекстного образования (ТСКО) – система организации учебно-воспитательного процесса в средней школе, учреждениях среднего и высшего профессионального образования, которая основана на игровом моделировании ситуаций жизнедеятельности в контексте социального взаимодействия школьников и студентов, связанных с выявлением актуальной проблемы и последующим проектированием этапов достижения цели и постановкой целесообразных задач, способствующих решению этой проблемы

2. Проектно-контекстный подход – такой подход к обучению и воспитанию в средней школе, учреждениях среднего и высшего профессионального образования, который заключается в проектировании и использовании обучающих социальных ситуаций и ролевых игр как форм контекстного обучения.

3. Контекстным является такое обучение, в котором в формах организации образовательной деятельности динамически моделируется общекультурное, духовное, предметное, социальное и образовательное содержание жизнедеятельности студента и школьника, осуществляется трансформация его учебно-познавательной деятельности в социально-практическую.

4. Ролево-игровой проект – форма организации обучающей и воспитывающей деятельности учителя и познавательной деятельности обучающихся, при которой на основании выявленной проблемы, связанной с повседневной жизнью участников проектной группы, моделируются игровые ситуации и разыгрываются ролевые игры, включающие в себя проектирование цели, целесообразных задач и ожидаемого результата, связанного с решением выявленной проблемы.

Технология Портфолио

Термин «portfolio» был заимствован педагогикой из политики и бизнеса.



Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения.

Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности.

Педагогическая идея портфолио предполагает:



  • смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;

  • интеграцию количественной и качественной оценок;

  • доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.

Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:

  1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  2. формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  3. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;

  5. содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;

  6. создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.

В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио:

  • портфолио документов;

  • портфолио достижений;

  • рефлексивный портфолио;

  • кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.

Для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами: учителями, родителями, одноклассниками, администрацией и др. портфолио должен включать три обязательных элемента:

  1. Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.

  2. Содержание портфолио с перечислением его основных элементов (artifacts).

  3. Самоанализ и прогноз или план на будущее.

Создание единых европейских образцов портфолио, например «Европейский языковой портфолио», принятый советом Европы, соответствует основным направлениям Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2004 году.

Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.



Технология тьюторского сопровождения ученической деятельности

Тьютор (в переводе с английского tutor ) означает “ домашний учитель, репетитор, наставник, опекун”. Исторически позиция тьютора была впервые введена в XII веке в Оксфордском, а чуть позже в XIII веке – в Кембриджском Университетах как позиция взрослого, сопровождающего процесс формирования индивидуальной образовательной программы и оказывающего консультации в ответ на образовательные запросы учащегося.

Одна из заметных тенденций реформирования современного образования связана с введением новых образовательных профессий. Многие школы, претендующие на особое место в инновационном движении, имеют в своем штате социальных педагогов, психологов, освобожденных классных руководителей, кураторов или гувернеров. Позиция тьютора принципиально отличается от всех вышеперечисленных педагогических позиций. Основное отличие заключается в том, что содержанием действий тьютора является познавательный интерес каждого ученика. Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы с развитием познавательного интереса школьника. Тьюторское сопровождение позволяет педагогам работать с интересом каждого ученика, помогать школьникам осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы.

Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение учащимся индивидуальную образовательную программу. Цель тьютора - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Выход в самообразование учащегося. Создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим.

Под педагогическим сопровождением понимается такое взаимодействие, в ходе которого ученик выполняет определенные действия, а педагог создает условия для осуществления этого действия.

Под тьюторским сопровождением ученической деятельности понимается особый тип педагогического сопровождения, при котором ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с педагогом. В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего познавательного интереса.

Этапы технологии тьюторского сопровождения:

• Диагностический: выявление познавательного интереса учащегося.

• Формулирование первичного вопроса и на его основе темы предпролагаемого мини-исследования( творческой работы, проекта и т.п.)

• Составление карты поиска: где( в каких пространствах, в том числе социальных) можно найти ответ на вопрос?

• Выбор базового образовательного модуля (каким способом я буду добывать информацию? Ее обрабатывать? Предъявлять?)

а). Научный или знаковый – «академический»: заметка в школьной газете, статья, реферат, доклад, учебное исследование.

б). Коммуникативный – посредством специально организованного общения: интервью, анкетирование, устный вопрос ( к кому и как уместно обратиться), участие в конференциях, мастер-классах.

в). Игровой или ролевой – ролевая игра, деловая играю тренинг и т.п.

• Собственно «исследование». Нахождение информации по сформулированному вопросу-теме-проблеме.

• Обработка и анализ найденных результатов. Особое внимание уделяется анализу эффективности и комфортности хода работы в связи с выбранным образовательным модулем. Учащийся выполнял исследование один или в группе? Как распределялись роли? Какие были сложности и т.п.

• Выбор способа оформления полученных результатов и предъявления их (классу, коллективу студии и т.д.). Презентация, стендовый доклад, театрализованное действие и т.п. Педагог-тьютор не вмешивается в ход защиты, фиксирует происходящее (например, с помощью камеры).

• Совместная рефлексия защиты творческой работы.

• Планирование следующего направления работы.

Технология может реализовываться в трех направлениях:

Введение особой тьюторской позиции;

Максимальное насыщение школьной среды (секции, исследовательские и проектные студии, клубы образовательных путешествий, школьный театр и т.п.);

Организация «событийных» форм образовательной деятельности( олимпиады, фестивали и т.п.), провоцирующие спонтанное творческое общение учащихся.

Тьюторское сопровождение познавательного интереса выступает как технология ориентированная на обеспечение условий выявления, реализации и осознания индивидуальных познавательных интересов. При этом миссия учителя-тьютора состоит не только в оказании помощи младшему школьнику в совершении выбора, но и в предупреждении ограничения свободы этого выбора.



Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Технология РКМЧП была разработана учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являются членами консорциума «За демократическое образование». Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач.

С 1996 года технология РКМЧП распространяется совместно Институтом «Открытое общество», Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом «За демократическое образование» и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:


  1. образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала,

  2. культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

  3. информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

  4. социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия». Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.

Базовая модель технологии

ВЫЗОВ (evocation)

  • актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;

  • пробуждение интереса к изучаемой теме;

  • обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;

  • побуждение ученика к активной деятельности.

ОСМЫСЛЕНИЕ (REALIZATION OF MEANING)

  • активное получение новой информации;

  • осмысление новой информации;

  • соотнесение новой информации с собственными знаниями;

  • отслеживание процесса познания и собственного понимания.

РАЗМЫШЛЕНИЯ (REFLECTION)

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу;

  • выявление еще непознанного;

  • анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;

  • поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

Технология является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитание базовых навыков человека открытого информационного пространства.

Технология "образовательный фотобиеннале"

Целью данной технологии является научить детей инициировать создание совместного с родителями и учителями пространства высокой творческой активности, ориентированного на появление, рождение образа, отражающего восприятие данной группой объектов социальной реальности.

«Образовательный фотобиеннале» - контекстно-ориентированная технология.

Наша жизнь представлена различными событиями и явлениями, но, по сути, позволим себе заметить, все они – ситуации, которые мы переживаем по-разному. И зависит это именно от нашего внутреннего контекста и готовности к позитивному восприятию внешнего контекста. В образовательном пространстве школы используются многочисленные и разнообразные образовательные технологии - технология развития критического мышления, творческие мастерские, дебаты, тьюторское сопровождение, исследовательская и проектная деятельность учащихся.

Все они призваны обучить, воспитать, развить ребенка. Но далеко не все, к сожалению, имеют выход на семью, на взаимодействие родителей и детей. А ведь родители, согласно Закона Российской Федерации об Образовании, являются участниками образовательного процесса.

Мы предлагаем познакомиться с подробным описанием этапов деятельности в ходе реализации технологии «образовательный фотобиеннале». Полагаем, что эта технология является своеобразной «ниточкой», способной связать, объединить нас, взрослых, кем бы мы с Вами ни были, учителями или родителями, с нашими детьми. Собственно реализация связана с проживанием различных ситуаций взаимодействия – разноуровневого и разнопланового: ребёнок-учитель, учитель-родитель, учитель-учитель, ребёнок-администратор, ребёнок-родитель и т.п. Но, в любом случае, возникает своеобразный «инсайт» - «столкновение» внутреннего и внешнего контекстов разных людей, порождающий ситуацию развития личности КАЖДОГО участника образовательного процесса.

Итак, приступим к характеристике этапов работы над образовательным фотобиеннале. Нельзя не согласиться с тем, что работа эта тесно связана с проектированием конечного продукта деятельности – созданием ОБРАЗА.

А если есть проектирование, значит, есть и его этапы: подготовительный, основной, подготовка к презентации, презентация и рефлексия.

В качестве примера мы приведем в пример алгоритм работы над «Образовательным фотобиеннале -2010. Образ школы».

На подготовительном этапе учитель или группа учителей-координаторов собирает четыре группы учеников, одна из которых называется «Фотокорреспонденты», вторая – «Компьютерные дизайнеры», третья – «Фотодизайнеры», четвертая – «Проектировщики».

Учителю следует обратить внимание на то, что в третью группу желательно собрать детей, имеющих творческие способности и развитое пространственное воображение. Первая группа фотографирует многочисленные и разнообразные моменты из жизни школы, работы учителей, школьной администрации. Фотографии распечатываются, а их цифровой вариант демонстрируется в режиме слайд-шоу во время проведения «мозгового штурма».

Вторая группа фотографирует то, как работает первая группа.

Обязательно надо предупредить детей о том, что именно из этих фотографий впоследствии будет сделана компьютерная презентация, отражающая все этапы работы.

Третья группа – в определенный момент основного этапа будет создавать из сделанных первой группой фотографий фотоколлаж.

Четвертая группа – тщательно и четко описывает все действия участников других групп по каждому из этапов (подготовительный, основной, подготовка к презентации, презентация) работы и готовит презентационный стенд. На основном этапе для всех учащихся и максимально возможного количества учителей проводится брэйн-ринг «Образ школы. Учитель. Ассоциации».

Таким образом, символом может стать какое-либо животное или геометрическая фигура, изображение природного или социального явления, словом, всё, с чем связано в воображении участников представление о школе.

При затруднении начала данной работы можно предложить какую-либо подсказку, идею. Организуется представительское обсуждение предложенного символа. В режиме «мозгового штурма» учащиеся и учителя высказывают свои мысли о символе школы.

Вторая группа фотографирует то, как проходит «мозговой штурм» в разных группах учеников и учителей. Также можно провести видеозапись и включить сюжеты в последующую презентацию проекта. От каждого класса и группы учителей выдвигается один представитель, который на специально назначенном мероприятии, название которого свободное, должен представить и «защитить» выбранный его группой символ школы. Проводится открытое или закрытое голосование для определения одного символа.

Вторая группа фотографирует то, как проходит это мероприятие.

Также можно (и даже очень желательно) провести видеозапись и включить сюжеты в последующую презентацию проекта. Организуется работа группы фотодизайнеров по созданию фотоколлажа «Образ школы. Ассоциации».

Изображение можно создавать с использованием любого удобного материала: ватмана, бумаги для флипчарта и т.д. Из фотографий, сделанных первой группой фотокорреспондентов, на основании символа школы, определенного по результатам голосования, третья группа фотодизайнеров создает фотоколлаж; фотографии при этом должны быть размещены (наклеены) внутри нарисованного (размер чуть меньше стандартного ватманского листа) символа; фотографии можно разрезать, из них можно вырезать отдельные элементы, но свободного пространства должно оставаться минимум. Во время презентации коллаж находится на стенде, сверху надо из оставшихся фотографий сделать буквы и цифры с номером и названием школы.

Вторая группа фотографирует то, как работает третья группа.

Также можно провести видеозапись и включить сюжеты в последующую презентацию проекта.

Далее организуется работа по созданию компьютерной презентации, отражающей все этапы работы над данным проектом. На основании всех отснятых второй группой фотографий создается компьютерная презентация, которая впоследствии будет демонстрироваться на ноутбуке. Название каждого этапа располагается на отдельном слайде. По возможности и по желанию в презентацию можно включить и видеозаписи. Сам процесс создания презентации тоже надо отснять для этой же презентации. Также надо будет отснять и включить в презентацию то, как будут смотреть и обсуждать фотоколлаж ученики, учителя и родители. На этапе подготовки к презентации организуется работа по созданию стандартного презентационного стенда-раскладушки. Четвертая группа готовит презентационный стенд-раскладушку: в центре – фотоколлаж, слева – информация о школе, справа – описание этапов работы над фотоколлажем. На этапе презентации организуется презентация фотоколлажа «Образ школы. Ассоциации.» в школе. Очень желательно взять интервью у зрителей или просто сделать видеозапись процесса школьной презентации. Это необходимо для проведения рефлексии. Подготовленный четвертой группой стенд размещается в школе для знакомства с ним максимального количества учеников, учителей и родителей. Рядом со стендом размещается ноутбук с презентацией этапов работы.

Таким же образом проводится презентация в ходе работы любого соревновательного или демонстрационного мероприятия.

На этапе рефлексии организуется коллективное рефлексивно-аналитическое обсуждение всех этапов работы с целью констатации как позитивного, так и негативного опыта подобной деятельности.

Рефлексивное обсуждение желательно, но не обязательно записывать на видео для обучения созданию архива.

По желанию учителя-координатора можно делать некоторые снимки в режиме «скрытой камеры» и представить их во время рефлексии. Все участники работы на различных этапах собираются и высказываются о тех моментах работы ,которые больше всего запомнились, вызвали трудности или, наоборот, принесли радость. В конце обсуждения можно еще раз посмотреть презентацию, отражающую этапы работы.

Переведение образовательного фотобиеннале как продукта экспериментальной деятельности в режим транслирования способствует решению многих образовательных задач: формирование умения организовать поиск, отбор и хранение информации, в том числе с использованием технических средств и телекоммуникационных сетей; овладение умением планировать действия, связанные с преобразованием информации при помощи фиксированного набора средств, а также способность реализовывать эти действия с использованием средств автоматизации.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. В некоторых случаях необходим приезд обучающегося для сдачи экзамена или защиты выпускной работы.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.



Опора на средства новых информационных технологий

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и обучаемым. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (графика, звук, анимация, видео). Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают учащимся быстрее и глубже освоить учебный материал, дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг:


  • электронная почта;

  • телеконференции;

  • пересылка данных (FTR- серверы);

  • гипертекстовые среды (WWW – серверы);

  • ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы);

  • видеоконференции.

С помощью каждого из этих типов взаимодействия ученика и учителя решаются специфические и дидактические задачи.

С помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учащимся: рассылка учебных заданий, вопросы преподавателя и к преподавателю. Электронная почта намного облегчает учителю массовую рассылку материала. Позволяет отслеживать историю переписки с учащимся.



Телеконференции позволяют организовать общую дискуссию среди обучаемых на учебные темы. Телеконференции проходят под управлением преподавателя. Преподаватель формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих в конференцию сообщений. Участники конференций могут просматривать поступившие сообщения. Присылать свои собственные письма (сообщения) в конференцию, принимая, таким образом, участие в дискуссии.

Услуги FTR-серверов могут потребоваться при пересылки данных (файлов), в том числе больших размеров. FTR-серверы располагают удобными функциям для организации и контроля таких пересылок.

На WWW-серверах преподаватель может разместить учебные материалы. Эти материалы будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию.

Ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал. Преподаватель с помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет может готовить набор ссылок на WWW-страницах, содержащие интересный с его точки зрения материал по изучаемым темам, и сообщать эти ссылки обучаемым. Если они имеют выход в Интернет, то смогут воспользоваться этим материалом.



Видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такие лекции высококвалифицированных специалистов весьма популярны в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи.

Наличие развитой среды обучения

Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам могут предлагаться:



  • компьютерные обучающие программы;

  • электронные учебные пособия;

  • компьютерные системы тестирования и контроля знаний;

  • электронные справочники;

  • учебные аудио и видеоматериалы;

  • информационные материалы.

Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.

Образовательное Интернет-пространство

«Образовательное Интернет - пространство» - термин часто используется как интуитивно понятный, не требующий четкого определения. Образовательное Интернет пространство не только совокупность образовательных ресурсов Интернета. Оно имеет сложную инфраструктуру, которая включает в себя:



  • технические и технологические средства Интернета;

  • человеческие ресурсы, вовлеченные в образование и процессы информатизации образования;

  • систему отношений в сообществе специалистов, работающих в образовании с опорой на средства новых информационных технологий и Интернет.

Основные условия формирования образовательного Интернет-пространства – свободный доступ для всех вовлеченных в инфраструктуру специалистов к ресурсам и механизмам инфраструктуры, беспрепятственная коммуникация в Интернет – обществе. В нем должны действовать механизмы саморазвития, реализующие внутреннюю логику существования системы.

Таким образом, создаваемые средства информационной поддержки развития образовательного Интернет – пространства должны быть направлены на:



  1. расширение Интернет – пространства, в том числе создание мотивационных механизмов;

  2. изучение информационных и коммуникативных потребностей системы образования и создание ресурсов, сервисов служб Интернета, направленных на удовлетворение этих потребностей;

  3. создание условий для реализации творческого потенциала школьной общественности;

  4. повышение квалификации учителей школ в области новых информационных и педагогических технологий;

  5. поддержку обращенных во вне мероприятий, укрепляющих взаимосвязи образовательного Интернета с многочисленными контекстами общества, общественными структурами.

Индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащемуся представляется возможность оперативной связи, а преподавателю – возможность оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и корректировать его работу.



В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени (45 мин. урока) становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса, что очень важно, на наш взгляд, в средних образовательных учреждениях с повышенным уровнем обучения, каковым является наша гимназия.
Каталог: images -> cms -> data
data -> Рабочая программа по истории для учащихся 7-11 классов Составители: Кузнецов А. К. Богачев В. В. 2013-2014 учебный год москва
data -> «Актуальные проблемы предварительного археологического обследования территорий, подлежащих хозяйственному освоению»
data -> Миссия школы и портрет студента
data -> Статья 51. Выдача разрешений на строительство
data -> Памятка для туристов, посещающих Кубу Правила таможенного контроля
data -> Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). Учебно-методический комплект включает в себя
data -> Предками данная мудрость народная. Славься страна! Мы гордимся тобой! Предок
data -> Память как особый психический процесс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал