Венгрия: смена власти в ес и в Будапеште



Скачать 209,57 Kb.
Дата28.10.2016
Размер209,57 Kb.

Венгрия: смена власти в ЕС и в Будапеште





Любовь Шишелина


Венгрия – страна председатель
Спустя семь лет после вступления в ЕС Венгрия дождалась права сказать своё слово в руководящей практике этой организации. До неё из стран ВЦЕ во главе Совета Европейского Союза побывали только Словения (в первой половине 2008 года) и Чехия (в первой половине 2009 года). Сразу вслед за Венгрией этот пост перейдёт к Польше.
Программы новых членов ЕС

Особенность председательства Венгрии в том, что после принятия Лиссабонского договора многие полномочия страны-председателя Совета ЕС перешли в компетенцию Президента Евросоюза и Верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности. Таким образом, несколько сузилась сфера проявления национальной инициативы, но такова логика развития, которое выбрали европейцы, подписав Лиссабонский дого




вор.

К председательству Венгрия выдвинула, пожалуй, наиболее амбициозную программу не только из числа программ, предлагавшихся странами, которые были приняты одновременно с ней в Европейский Союз летом 2004 года, но и среди давнишних членов Сообщества.

Председательство Словении никакими особыми программами не запомнилось, разве что, как первый случай правления в ЕС постсоциалистической стра-

_________________________________________________________________

© Шишелина Любовь Николаевна – доктор исторических наук, зав. Отделом

восточноевропейских исследований ИЕ РАН.

E-mail: lshishelina@freemail.mtu-net.ru

Ключевые слова: Венгрия, Совет Европейского союза, программа правительства

ны. Словения не только не выдвигала к своему председательству громких инициатив, но и не смогла справиться ни с одной из трех актуализировавшихся в это время проблем. Это, прежде всего, проблема Косово, по которой так и не удалось достичь ни единомыслия среди членов Евросоюза, ни единства действия с другими международными организациями. Другая проблема – блокировка базового договора с Россией сначала Польшей, а потом Литвой. Только под самый занавес председательства Словении, наконец, удалось запустить механизм разработки нового базового соглашения с Россией. Если спорные вопросы в отношениях Польши и России решались преимущественно в режиме двусторонних переговоров, то с Литвой, выдвинувшей к России претензии чисто политического плана,1 пришлось договариваться всей европейской тройке с подключением Польши и Швеции. В результате давления, оказанного на молодых литовских коллег объединенной европейской дипломатией, вето Литвы удалось снять после обещаний включить все требования в переговоры по базовому соглашению.

И, наконец, венец всего – новый ирландский референдум по Лиссабонскому договору…

Председательство Чехии, которое сама история обеспечила сразу двумя возможностями блеснуть на фоне восточноевропейских юбилеев – 5-летием присоединения восьми восточноевропейских стран к ЕС и 20-летием смены систем в этой части Европы, споткнулось не только о глобальный экономический кризис, но ещё и о политический кризис в самой Чехии, завершившийся сменой, получается, не только чешского, но и руководства Совета ЕС. И всё это на фоне того, что на председательство Чехии совершенно по независящим от выбора самой страны причинам легла ответственность за завершение процесса подписания Лиссабонского договора, урегулирование конфликта по поводу поставок российского природного газа через территорию Украины и проблема активизации военного противостояния на Ближнем Востоке, в Секторе Газа. Как иронично заметил, заступая на пост главы Совета ЕС чешский премьер Мирек Тополанек, – “две газовые проблемы сразу”.

Ещё Чехии надлежало подготовить и провести встречу по поводу нового этапа политики соседства ЕС, названной Восточным партнёрством. На этом мероприятии стоит остановиться отдельно, поскольку в 2011 году оно вошло в повестку дня сразу двух председательствующих стран – и Венгрии, и Польши.

Новую инициативу ЕС – состоявшийся в Праге 7 мая 2009 года саммит под названием “Восточное партнёрство” проигнорировали не только лидеры десяти ведущих западных государств, среди которых главы Франции, Великобритании, Италии, Испании, Люксембурга, но и двух из шести приглашённых государств – Белоруссии и Молдавии. Тем не менее, хозяин саммита, чешский премьер старался всячески подчеркнуть, что данный факт нисколько не умаляет исторического значения этого события.

Между тем, ещё накануне саммита вскрылись серьёзные различия между членами ЕС по поводу стратегии Восточного партнёрства. Так, устами первых лиц Германии, Франции, Великобритании, Италии и стран Бенилюкса, было сделано предупреждение, что данная формула сотрудничества не сулит членства в ЕС странам – объектам, а может рассматриваться всего лишь как средство воодушевления к сближению их позиций с ЕС. В то же время, Вишеградские страны – Польша, Чехия, Словакия и Венгрия сочли такую позицию неправильной. Разошлись две группировки и в терминологии. В то время как “старой Европе” продолжали называть бывшие советские республики “восточными соседями”, страны Вишеградской Европы и Прибалтики предпочитали именовать приглашённых на саммит новичков из числа бывших республик СССР “европейскими странами”. В некоторой степени спор был разрешён после компромиссного предложения использовать термин “восточные партнёры”.

В итоге значимость пышно анонсированного события свелась к обещаниям постепенного прогресса в либерализации визового режима для “восточных партнёров” и дифференцированного подхода к подписанию соглашений об усиленном партнёрстве по типу уже имеющегося соглашения с Украиной. На ближайшую перспективу было достигнуто соглашение о том, что лидеры 33-х стран будут встречаться раз в два года, а их министры иностранных дел проводить ежегодные многосторонние консультации.2
Венгерский план

Венгрия к своему председательству подготовила программы не только экономического и социального характера, но и сразу две региональные ‒ программу Дунайского региона и новый этап программы “Восточного партнёрства”.

Второй саммит по “Восточному партнёрству”, планировавшийся Венгрией на май в Будапеште с приглашением высших представителей всех государств-членов ЕС, а также Украины, Молдавии, Белоруссии, Грузии, Армении и Азербайджана был по решению Совета ЕС перенесён на осень 2011 года в Польшу. Вообще и ранее этот саммит должен был стать “гвоздём” именно польской повестки председательства в ЕС, поскольку эта страна вместе со Швецией стала инициатором новой формы взаимодействия с бывшими республиками СССР. При подготовке в мае другого саммита ‒ глав правительств 20 государств, проведение саммита по партнёрству в мае 2011 года было признано нецелесообразным. Тем не менее, не исключено, что часть мероприятий саммита все же пройдёт в Венгрии, но уже параллельно с польской программой.

Дунайская программа начала разрабатываться еще в 2009 году, во время шведского председательства и поэтому может рассматриваться как вторая крупная региональная программа внутри ЕС, после программы Балтийского региона. Цель Дунайской программы, приуроченной к председательству Венгрии, ‒ согласование общей макрорегиональной стратегии, направленной на поступательное развитие региона, а также защита его природы, своеобразия ландшафта и культурного наследия. Программа охватывает восемь государств – членов региона и шесть государств за его пределами. Это Германия (земли Баден-Вюртембург и Бавария), Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Болгария, Румыния, а также Сербия, Босния-Герцеговина, ЧерногорияМонтенегро, Молдавия и Украина. Изначально планировалось принятие программы всеми государствами‒членами ЕС к концу венгерского председательства – в июне 2011 года.

В неё входит совершенствование коммуникационной структуры бассейна Дуная, рост экономики и повышение её конкурентоспособности, снижение различий в уровнях благосостояния государств, находящихся на берегах второй крупнейшей реки Европы. (Здесь одновременно находятся самые бедные члены ЕС Румыния и Болгария, а также самые богатые – Германия и Австрия.) Помимо непосредственной цели повышения жизненного уровня в регионе, одна из задач программы состоит в содействии к вступлению в ЕС региона Западных Балкан.3

Исключительно венгерским вкладом в программу стала постановка проблемы воды. Сюда относятся три важных для всего региона проблемы:

– объединение усилий по преодолению экстремальных ситуаций, связанных с наводнениями, неравномерным распределением воды и т. п.;

– вопросы очистки воды, сохранения её как важнейшего элемента среды обитания;

– международное сотрудничество по вопросу водных ресурсов.

Другими приоритетами Венгрии стали меры по окончательному преодолению экономического кризиса, реформе общей сельскохозяйственной политики, разработка европейской социальной стратегии в отношении бедных слоев и цыганского населения, важная для всей Европы проблема энергосбережения и энергобезопасности, подготовка первого рамочного варианта многолетнего бюджета ЕС.


От ожиданий к реальностям

Торжественная передача полномочий от Бельгии к Венгрии, проходившая под сводами красивейшего парламента Европы 6 января 2011 года, изначально была несколько политизирована, причем с элементами курьёза. Бельгийский премьер Ив Летерм, зачитывая текст своего выступления, запутался в годовщинах венгерской революции: 65 или 56… а потом посвятил своё выступление борьбе Венгрии с коммунизмом. Вся речь оставляла впечатление асинхронности с современностью, направленности скорее в прошлое, чем в будущее.

Надо иметь в виду, что председательство наступило для Венгрии не в самый удачный для неё момент. Со времени принятия полномочий правительством Виктора Орбана прошло немногим более полугода и в стране ещё продолжался процесс принятия дел от предыдущего руководства, подсчёта экономического ущерба и выдвижения новых законодательных инициатив. К тому же Венгрия сильно пострадала от наводнения в июле, а затем в октябре её настигла тяжелейшая технологическая катастрофа на алюминиевом производстве. Так что потребовались дополнительные усилия для ликвидации этих бедствий. Да при этом проигравшая выборы Венгерская социалистическая партия, к сожалению прочно ассоциирующаяся с именем непопулярного премьера Ференца Дюрчаня, заняла резко критиканскую позицию по отношению к кабинету консерваторов, располагающему поддержкой конституционного большинтвабольшинства в 68% в парламенте страны. Такой ситуации в постсоциалистической Венгрии никогда не было. Коалиция ФИДЕС–КДНП, составляющая костяк консервативных сил Венгрии решила воспользоваться благоприятной ситуацией для внесения изменений в конституцию страны и разработки ряда новых законов. В этих условиях социал-либеральная оппозиция, состоящая из ВСП и либеральной партии “Возможна другая политика”, решила противостоять законотворческой инициативе ФИДЕС, организуя регулярные шумные атаки на правительство.

Вообще председательство Венгрии предварил организованный оппозицией скандал вокруг нового закона о СМИ. По этому поводу Виктору Орбану, премьер-министру Венгрии пришлось объясняться с Ангелой Меркель и другими руководителями ведущих государств Европы. Обнаружилось то, что комментарии были вброшены в международную прессу ещё до принятия закона и его опубликования на других европейских языках. Всё это. Это указывало на то, инициатором международной кампании также могла быть венгерская оппозициясразу наводило на мысль о внутренних инициаторовах кампании. В целом, наблюдения за первыми днями венгерского председательства неизбежно наводили на мысль, что что Венгрия ассоциируется у еврокомиссаров и европарламентариев исключительно с законом о СМИ и событиями 1956-го года.

Контрпродуктивной дискуссией по поводу венгерского закона о СМИ было омрачено представление Виктором Орбаном в Европейском парламенте программы венгерского председательства под амбициозным названием “Сильная Европа”. Венгерский премьер вынужден был попросить депутатов не смешивать внутриполитические дела его страны с задачами Венгрии во главе Европейского Союза. Вообще события в Венгрии поставили множество вопросов перед европейской демократией. Как быть, например, с беспрецедентным большинством, полученным по итогам выборов одной партией? Ведь вся дискуссия по вопросу о СМИ сводилась практически к требованию (внутреннему и внешнему) поделиться властью с оппозицией – то есть с теми, за кого отказался голосовать венгерский избирательнарод. На это Виктор Орбан вынужден был заявить, что «никому не позволено оскорблять венгерский народ высказываниями, что он движется к диктатуре». Наиболее активно венгерская позиция была поддержана польской делегацией. Тем не менее, Ннекоторые депутаты Европейского парламента от либералов и социалистов настолько увлеклись обвинительными речами, что превысили регламент и отняли у Виктора Орбана возможность озвучить ряд основных тезисов программы председательства Венгрии. А между тем, среди них: проблема европейского долга, которую считают венгры, можно решить только путем создания рабочих мест; проблема расширения, в рамках которой Венгрия намерена довести вопрос о приёме Хорватии до стадии подписания договора о вступлении; расширение шенгенской зоны, где Венгрия будет настаивать на скорейшем подключении Румынии и Болгарии. Из-за нехватки времени лишь упомянутыми оказались Дунайская стратегия, и и последствия проблема измененияя климата, проблема демографии и, а также цыганский вопрос, которые Европе действительно необходимо решать совершенно неотложно.

“Общие цели можно основывать на совместных интересах и добиваться их осуществления уважительно, повернувшись друг к другу лицом”, – заключил свое выступление венгерский премьер. Венгрия за последние годы стала страной с одним из самых высоких уровней безработицы в Европе, и если не взяться за эту, связанную с инвестициями и поиском кардинально новых решений проблему, то долг Европы и, соответственно, её зависимость от остального мира будет только возрастать. Продемонстрированные Виктором Орбаном во время выступления в Парламенте ЕС бойцовские качества, решимость в отстаивании национальных интересов страны, существенно укрепили его рейтинг в Венгрии. Одновременно, действия европейских критиков внутренней венгерской политики усилили лагерь евроскептиков в Венгрии.

С первых дней председательства Венгрии возник и ряд непредвиденных ситуаций, требующих неотложного решения. В частности, в запланированный план мероприятий вмешались революции в арабских странах, потребовавшие особого внимания венгерского МИД к этому региону. Состоялось несколько поездок министра Яноши Мартони в охваченные волнениями страны: Египет, Тунис, Ливию. Пришлось заниматься проблемой беженцев из этих стран в Европу. В частности, обсуждать меры помощи Италии, к берегам которой массово устремились североафриканские рыболовные лодки. Кроме того, 28 февраля в Брюсселе на проходившем под председательством венгерского министра национального развития Тамаша Феллеги заседании Совета по вопросам транспорта, связи и энергетике было принято решение о введении санкций против Ливии. Под запрет на экспорт в эту страну подпали все виды вооружений и средств, которые могли бы быть использованы против гражданского населения.

Несмотря на то, что саммит по программе Восточного партнерства был перенесен в Польшу, венгерская дипломатия продолжила усилия и на этом направлении. В начале февраля, по завершении переговоров с министром иностранных дел Украины, Янош Мартони заявил о намерении и дальше поддерживать усилия Украины по сближению с Европейским союзом, назвав ее главной страной в программе Восточного партнерства. Украина за время председательства Венгрии рассчитывала достичь существенного продвижения в переговорах о присоединении к европейской зоне свободной торговли и упрощении визового режима.

3 февраля в Будапеште было объявлено о достижении странами-участницами Дунайской стратегии соглашения по координации действий в воплощении приоритетных направлений программы. Фактически, по мнению министра иностранных дел Венгрии Я.Мартони и ответственного за региональную политику ЕС Й.Хана, был дан старт этой второй крупной региональной программе Евросоюза. В частности, были назначены ответственные за 11 приоритетных направлений Дунайской стратегии.

Уже в январе Венгрия провела крупные международные конференции по вопросам занятости и предпринимательства центральноевропейской молодежи и чистоты европейского водного бассейна.

На состоявшемся 4 февраля заседании Совета ЕС по вопросам энергетики было принято решение о создании к 2014 году единого европейского рынка газа и электрической энергии, а также о мерах по правовому регулированию этого рынка. А на прошедшем 28 февраля под председательством Т.Феллеги заседании Совета ЕС по вопросам транспорта, связи и энергетике было принято заключительное коммюнике об Энергетической стратегии 2020.

21 февраля в Брюсселе под венгерским председательством прошло заседание Совета по сельскохозяйственной политике. В центре дискуссии находился вопрос о реформе общей политики ЕС в этой области. По предложению Венгрии к комплексу этих проблем была присоединена проблема развития сельскохозяйственной провинции, решение которой позволило бы расширить занятость в этой сфере молодежи.

В начале марта Венгрии удалось продвинуть в Брюсселе еще две инициативы из программы своего председательства. На состоявшемся 7 марта в Брюсселе Совете по вопросам занятости представитель Венгрии поставил вопрос о разработке общеевропейской программы по преодолению бедности, включая проблемы преодоления бедности среди молодого населения и среди пенсионеров. К последней теме был подключен и вопрос реформы европейской пенсионной системы. 9 марта Парламент ЕС проголосовал за принятие постановления о предложенной Венгрией стратегии интеграции цыганского населения.

В целом можно констатировать, что Венгерское председательство взяло неплохой старт. Деловитость венгерских министров позволила переломить изначальную предвзятость части еврокомиссаров и евродепутатов, по вопросам внутренней ситуации в Венгрии и спокойнее отнестись к реалиям конституционного большинства одной партии в этой стране. Можно сказать, что интересы европейского развития в конце-концов возобладали над попытками вмешательства во внутриполитическую ситуацию страны-председателя.


Создание тыла

Тем не менее, достижение этапа конструктивных действий на уровне европейского председательства, все еще остается задачей для нового кабинета министров страны во внутренней политике. Ситуацию осложняют, с одной стороны, – бесконечные нападки проигравших либералов и социалистов, готовых любыми средствами, в том числе и ценой международного престижа страны, дискредитировать правительство ФИДЕС. С другой – очень сложная общая экономическая ситуация, доставшаяся Венгрии от предыдущего кабинета, в том числе бюджетная дыра в 840 миллиардов форинтов (около 3 миллиардов евро), нетерпение уставшего от невзгод населения, думающего, что обещанные улучшения должны наступить уже на следующий день после прихода к власти новых сил.

Виктор Орбан принес присягу перед венгерским парламентом 29 мая 2010 года. С этого дня, можно считать, вступил в должность, новый кабинет министров Венгрии. Таким образом, кабинет отработал всего 7 месяцев к тому моменту, когда пришлось брать на себя ответственность не только за собственное государство, но и за европейские дела. Следовательно, время для подведения годовых итогов правления Виктора Орбана наступит почти одновременно с завершением председательства Венгрии в Совете ЕС.

Пока же можно сказать, что за 9 месяцев правительству В.Орбана удалось сделать действительно немало.

Прежде всего, следует обратить внимание на последовательность линии национально-консервативного правительства, начавшего с дел, которые ему не удалось завершить в предыдущий цикл правления – с 1998 по 2002 год. Первым законом, принятым новым парламентом страны, стал закон о двойном гражданстве, распространяющий возможность получения венгерского гражданства для венгров, проживающих за рубежами страны. Cо дня вступления закона в действие, документы на получение венгерского гражданства подали 27 тысяч граждан венгерского происхождения из сопредельных государств. Большинство составляют те, кто в настоящий момент живёт и работает в Венгрии. Некоторые же, видимо, просто следуют зову души или внутренним убеждениям. Иначе как объяснить, случай подачи прошения о венгерском гражданстве в 99 лет.4

Что касается экономики, то правительство, руководствуясь принципом, что выбираться необходимо в соответствии с возможностями каждого, осуществило ряд антикризисных мер. Прежде всего, были введены новые налоги на банковскую деятельность. Новыми налогами был охвачен коммуникационный бизнес, энергетический сектор и крупные торговые сети. Был заморожен или остановлен ряд инвестиционных проектов с привлечением частных предпринимателей (так называемые ррр).5

Одновременно были снижены налоги для населения, введён единый семейный налог по ставке 16%. По первым расчетам казалось, что введение этого налога облегчит участь наиболее бедных слоев. Однако как показал опыт первых месяцев, казавшийся поначалу обнадеживающим общий налог, не учёл удорожания большинства услуг, поэтому практически не повлиял в лучшую сторону на положение тех, кто живет на пенсию или зарабатывает близко к низшей планке. Ведь торговые сети в ответ на меры правительства сразу повысили цены, чтобы возместить свои убытки. Характерно, что правительство сразу же создало комиссию по анализу и исправлению ситуации. В частности уже весной намечается повышение зарплат для занятых в государственном секторе.

Государство восстановило ликвидированный правительством Ф. Дюрчаня 3-х летний отпуск по уходу за детьми; приняло меры по поддержкеу тех, кто взял кредиты на покупку квартиры; перевело средства пенсионеров из частных пенсионных фондов (опять же основанных при предыдущем правительстве) в гарантированные государственные фонды, где деньги могут заимствоваться только на выплату пенсий и на бюджетные расходы.6 Были восстановлены закрытые почтовые отделения и железнодорожное сообщение в отдалённых районах страны. Особое одобрение населения получило ограничение зарплат в бюджетной сфере 2 миллионами форинтов (вместо допустимых прежде 7 миллионов). Был введен налог на пособия по увольнению, превышающие средний уровень, что ударило по карману чиновников прежней администрации, которые начисляли себе баснословные суммы, оставляя государственные посты. На 15% была снижена поддержка из госбюджета политических партий, заморожены премиальные и планы по закупке новой мебели и техники для госучреждений. Было снижено число сотрудников управляющего звена госучреждений и местных органов самоуправления. На очереди сокращение числа депутатов парламента с 386 до 200 человек. Несмотря на протесты ЕС, был введен мораторий на продажу сельхозпригодных земельных угодий. Началось расследование ряда дел о коррупции, должностных и экономических преступлениях, допущенных в предыдущие годы, самым громким из которых стало расследование незаконного применения силы в отношении мирных граждан в ходе анти-дюрчаниевских демонстраций осенью 2006 года.

Вот таковы первые результаты, измеряемые не эмоцямиэмоциями, а сухими цифрами статистики. К концу 2010 году экономика Венгрии уже показала наилучшие результаты после 2006 года. Только в последнем квартале прошлого года рост составил 2%, а общий показатель года – 1,2%. (Это при том, что в 2009 году произошел спад в 6,5%.) Страна начинает потихоньку выходить из плачевного состояния, оставленного мировым кризисом и правительством либералов и социалистов. В 2011 году правительственные эксперты надеются на 3% рост. Независимые эксперты расходятся в оценках, предсказывая рост ВВП от 2,3% до 3,3 %. Наиболее осторожные придерживаются нижней планки, поскольку в декабре по сравнению с ноябрем 2010 года в Венгрии был отмечен спад промышленного производства в размере 11,8%. 7 Практически в застое оказалась строительная отрасль.

Все эксперты в один голос утверждают, что при том, что правительство в соответствии с предвыборными обещаниями прочно связало себя со снижением налогов, надеяться на более высокие показатели роста на краткосрочную перспективу рано. Слишком большой ущерб был нанесен экономике страны в предыдущие годы. Нужны решительные шаги, такие как, например, принятие программы жилищного строительства, что могло бы оживить рынок строительных услуг.

Важнейшим шагом правительства в этом направлении, и, в общем, вообще и для оживления венгерской экономики, можно считать представленный 14 января 2011 года План Сечени – 2.

Это план поддержки среднего и мелкого предпринимательства в сферах здравоохранения и оздоровительного туризма, экологичного сельского хозяйства, энергосберегающего жилья, развития местной бизнес-среды, экономического роста и инноваций. Предполагается, что воплощение этого плана за десять лет позволит создать 1 миллион рабочих мест.

Уже сегодня венгерские граждане могут заполнять заявки на поддержку по семи направлениям.8 Это программы: здравоохранения – “целебная Венгрия”, развития экологически чистого сельского хозяйства, создания жилья, развития предпринимательства, наука – инновативное развитие, обеспечения занятости, развития транспортного сообщения.

В области здравоохранения следует выделить проект создания четырёх медицинских университетов и обеспечение условий для того, чтобы венгерские врачи не покидали страну в поисках лучшего заработка на Западе.

План Сечении-1, действовавший в предыдущий период правления Виктора Орбана, на рубеже 2000-х годов позволил Венгрии выйти в лидеры региона, опередить все соседние страны по уровню жизни. Тогда безработица в стране была самой низкой в Европе. Однако к 2004 году все эти достижения были уже утрачены, и Европейский союз забил тревогу по поводу состояния дел в Венгрии.

В ближайших планах правительства также снижение бюджетного дефицита с 3,8% до 3%. А в планах до 2014‒2015 годов ‒ уменьшение госдолга с 80% до 70%.

В Венгрии началась подготовка новой конституции, принятие новых законов и поправок, соответствующих задачам правительства ФИДЕС. А задачи эти – усилить роль государства, придать новый импульс экономике страны, сохранить венгерскую идентичность перед угрозой растворения в глобальном, да и общеевропейском мире.

Что касается ославленного на всю Европу венгерского закона о средствах массовой информации, то по его прочтении возникает понимание замысла правительства не дать голосу Венгрии затеряться в накатывающихся с нарастающей силой обезличивающих волнах европеизации и глобализации.9 Для управления пространством СМИ создается Общественный фонд, в чьи задачи входит обеспечение независимого от государства и экономических субъектов существования СМИ. И, наконец, предмет главных нападок оппозиции - создание Совета по национальным СМИ, который приходит на смену до сих пор существовавшему Госкомитету по радио и телевещанию. Председатель Совета и четыре члена избираются сроком на 9 лет двумя третями голосов депутатов парламента. По-видимому, как раз здесь-то и скрывается основной мотив критикующих - ведь партия Виктора Орбана на сегодня располагает в парламенте конституционным большинством, что и позволит ей определить состав будущего органа управления национальными СМИ.

В феврале в стране был проведен опрос населения по основным положениям готовящейся Конституции, а сам проект нового основного Закона страны был представлен правящей коалицией в начале марта. Понятно, что еще предстоит его обсуждение и окончательное принятие. Заметим, что от участия в разработке и обсуждении уклонились опять же две фракции - ВСП и ВДП.10

Главное, что сразу бросается в глаза – предложение изменить название страны. Вместо Венгерской Республики страну предлагается называть Венгрией. (ВпрочемВпрочем, в дословном переводе с венгерского это звучит как Венгерская страна.) Сама конституция открывается строкой из гимна Венгрии. Усиливаются полномочия президента страны. И еще: в Конституции прописано, что государство стоит на защите интересов традиционной семьи, созданной мужчиной и женщиной… В этой связи, скорее всего, следует ожидать очередных нападок либералов и депутатов Европейского парламента на правительство ФИДЕС.

Одни считают старт новой власти успешным, другие – несколько замедленным. Что показывают опросы общественного мнения? По данным Forsense, по результатам первого полугодия управления страной, 70% опрошенных считают Виктора Орбана как премьер-министра, человеком, находящимся на своем месте. Из них 48% сходятся в мнении, что он в полной мере выполняет свои предвыборные обязательства – и даже лучше. 22% венгров, в целом поддерживая кабинет Орбана, считают, что выполнение обещаний идёт медленнее, чем они ожидали. Одновременно, снизилось число доверяющих оппозиции, особенно новой либеральной партии “Возможна другая политика”.



Выступая на открытии весенней сессии венгерского парламента 14 февраля 2011 года, премьер-министр В. Орбан заявил: “У Венгрии нет другого выбора: либо мы победим возникшие проблемы и используем новые возможности, либо проблемы победят нас, и в этом случае мы попадем в ещё худшее положение, потеряем надежду не то, что на годы, на десятилетия”.11 Он призвал граждан расстаться с кажущимися преимуществами существования в кредит и вернуться к здравому смыслу и ответственности.
* * *
Авторитетные венгерские эксперты отмечают: в целом взят правильный курс на укрепление среднего класса и христианских ценностей. Эти ценности Венгрия стремится внести и в общеевропейскую жизнь. Одновременное руководство страной и структурами ЕС, безусловно, тяжёлое испытание для кабинета Виктора Орбана. Однако он полон решимости вернуть стране утраченный за предыдущие годы престиж и веру в его страну.
____________________________________________

1 Требования Литвы касались возобновления Россией поставок по нефтепроводу “Дружба” (закрытому в 2006 году), пересмотра российской политики на Кавказе и в Приднестровье, а также привлечения внимания европейской общественности к позиции России по делу Литвиненко и ряда литовских граждан.

2 Кроме того, планировалось открыть четыре платформы для многостороннего сотрудничества в рамках программы “Восточное партнёрство”: демократия и качественное управление; экономическая интеграция и конвергенция на основе секторной политики ЕС; безопасность энергопоставок; контакты между гражданами.

3 The Danube Region Strategy. http://www.eu2011.hu/danube-region-strategy-drs

4 Magyar állampolgárság: 27 ezer kérelmező http://www.stop.hu/articles/article.php?id=823592

5 Тем не менее и здесь оппозиция нашла поводы для критики. Так, депутаты от либеральной партии выяснили, что в Великобритании торговая сеть TESCO была обложена гораздо большим налогом, чем в Венгрии. Всё это вписывалось в оппозиционную концепцию оппозиции о том, что меры правительства не облегчили положения простого населения, а продолжают скрыто поддерживать богатые слои. Понятно, что стоит обложить британскую фирму TESCO в Венгрии более высокими налогами – она сразу же уйдёт из страны, к тому же, в Венгрии есть и другие иностранные фирмы. Не воссоздав фундамент для отечественных производителей, изгонять из страны так сразу тех, кто создал тысячи рабочих мест, было бы ещё более рискованно.

6 По данным на январь 2011 года, 97% граждан страны перешли на обслуживание в государственную пенсионную систему Венгрии. Magyarország megújításának ideje jött el. http://www.miniszterelnok.hu/cikk/magyarorszag_megujitasanak_ideje_jott_el

71 Kijöttünk a gödörből, de kérdés, merre tovább. www.MNO.hu 2011. február 20.

8 http://ujszechenyiterv.gov.hu/uj_szechenyi_terv

9 Так, закон вводит обязательную квоту в объёме не менее трети, а на общественных каналах до 50-60% времени, на трансляцию отечественной музыки, передач и фильмов. Далее, законом вводятся ограничения по времени на подачу криминальной хроники и материалов, “способных провоцировать насилие и психические расстройства”, запрещается показ порнографии и обязательное маркирование передач по возрастным категориям. Есть требование не прерывать трансляции событий государственной важности, церковных служб и политических передач рекламными роликами. В законе особо говорится и о том, что реклама не должна унижать человеческое достоинство или провоцировать зрителя.

10 Возможна другая политика.

11 Magyarország megújításának ideje jött el. http://www.miniszterelnok.hu/cikk/magyarorszag_megujitasanak_ideje_jott_el



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница