Виды орнаментов. Расположение орнаментов в композиции



Скачать 286,54 Kb.
Дата02.06.2018
Размер286,54 Kb.
План-конспект урока технологии на тему

«Виды орнаментов. Расположение орнаментов в композиции»

6 класс

Выполнил: учитель технологии

Потьканова Юлия Евгеньевна

Комсомольск-на-Амуре 2017г.



Класс -

Дата ___________

Тема: «Виды орнаментов .Расположение орнаментов в композиции»

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить с понятиями «орнамент»; дать представление о цветовом сочетании и научить учащихся применять цветовое сочетание в орнаменте; отработать навыки выполнения орнаментов;

  • Развивающая: развивать образное мышление, внимание фантазию; развивать способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям; сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как часть культуры народа; развивать творческое воображение.

  • Воспитательная: воспитание усидчивости, аккуратности, терпения довести начатое дело до конца; воспитать экономичное отношение к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Тип урока: комбинированный

Методы проведения занятий: рассказ, объяснение, беседа, лекция, демонстрация, работа в группах, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Межпредметные связи: ИЗО, история, окружающий мир

Объект труда: макет розетты, подарочный пакет.

Оборудование и учебно-наглядные пособия:

  • Для учителя: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация в формате PowerPoint, плакат с изображением орнаментов.

  • Для учащихся: цветные карандаши или фломастеры, альбомные листы, цветная бумага, клей, ножницы.

Ход урока

  1. Организационная часть (2 мин.)

1.1. Приветствие

1.2. Сообщение темы и плана работы на уроке



  1. Сообщение нового материала.

Профессия дизайнера является одной из привлекательных профессий, т.к. она становится сегодня всё более востребованной. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. А каких дизайнеров знаете вы? (дизайнер интерьеров, дизайнер одежды, ландшафтный дизайнер, промышленный дизайнер и т.д.) (Слайд 2)

Безусловно, красивую и оригинальную вещь можно купить в магазине, но тогда она стоит немалых денег, а можно сделать не менее оригинальное изделие своими руками, либо переделать из старой вещи и сэкономить деньги.

(Слайд 3) А какими знаниями и умениями должен обладать дизайнер?

-уметь рисовать;

-владеть теорией цветовых сочетаний;

-знать историю стилей;

-уметь составлять композиции;

-знать виды орнаментов и т.д.

(Слайд 4)

Цель урока: Сегодня на уроке вы познакомитесь с различными видами орнаментов и сами выступите в роли дизайнеров, выполнив мини проект.
Одна из обязательных составляющих профессии дизайнера – умение составлять композиции, в том числе и композиции орнаментов.

На экране изображен орнамент. По каким признакам мы можем судить об этом? Так что же называют орнаментом? Давайте найдём определение орнамента в учебнике, страница 232.Один из учащихся зачитывает определение вслух.



(Слайд5)Орнамент – в переводе с латинского orno- украшаю, узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов.

Как вы думаете, какие выразительные средства используются для построения орнамента?

Для создания орнамента используют различные выразительные средства:

-цвет;

-ритм;


-симметрию;

-натуральные мотивы;

-графическую экспрессию орнаментальных линий.

Основной признак орнамента - это его подчиненность художественному образу, форме и назначению объекта, в художественной обработке которого он применяется. Самостоятельного художественного образа орнамент не имеет, и всецело зависит от объекта, на который он накладывается. (Слайд 6)
Огромное значение для наших предков имели орнаменты.

Орнаменты имеют древний магический смысл. Например, почти у всех народов мира орнамент на одежде наносился на рукава, подол и горловину. Считалось, что таким образом можно было оградить себя от злых духов. (Слайд 7)



Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, причудливых форм и цветовых оттенков: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения.
Виды орнаментов

Видов орнаментов очень много. Сегодня мы рассмотрим три наиболее часто встречающихся:

-геометрический;

-растительный;

-животный

(Слайд 8)Перед вами на столах лежат листки с орнаментами. Попробуйте соотнести названия орнаментов с их изображениями. Работаем в тройках. Название и изображение соединяем стрелочками. А теперь проверим себя. На экране загорается слайд с правильными ответами. Происходит самопроверка.

Молодцы, вы справились с этим заданием. Итак, геометрический орнамент состоит из чередования геометрических фигур, растительный орнамент из растительных элементов и животный из изображений животных, птиц, рыб. Довольно часто в декоративно-прикладном творчестве встречаются смешанные орнаменты, где могут вместе использоваться мотивы растений, животных и геометрических фигур. Слайд 9

Композиционное построение орнамента

Для того, чтобы составлять орнаменты недостаточно знать из каких элементов они состоят, нужно знать правила построения орнамента.



Существует 3 вида построения орнамента: розетта, бордюр и раппорт. (Слайд 10)

Розетта. Это замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии. 3 варианта построения розетты:

зеркальная симметрия,

осевая симметрия (поворотный вариант) и

зеркально-осевая симметрия (зеркально-поворотная). На основе розетт строится орнамент в круге.



Бордюр. Это замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу.

Сетчатый орнамент. Это группа ритмически повторяющихся элементов (мотивов) или несколько элементов, из которых складывается орнамент.

Для отработки правил построения орнамента я предлагаю вам выполнить тренировочное задание - построение розетты, работаем в парах (3мин)

Поднимите орнаменты, кто применил в построении зеркальную симметрию, теперь осевую или зеркально-осевую.

Из уроков изобразительного искусства вы знаете, что не все цвета одинаково хорошо сочетаются друг с другом. Наиболее гармоничные сочетания, это сочетания построенные на контрастах: холодные цвета и теплые, светлые и тёмные, а также различные по насыщенности оттенки одного цвета. (Слайд 11).


Сейчас на практическом работе мы с вами выполнить оформление подарочного пакета (основа у вас имеется). Умения составлять орнаменты вы сможете применить для выполнения различных декоративных изделий.

Текущий инструктаж.

Выполнять оформление вы будите на заготовках подарочных пакетов аппликацией из цветной бумаги и фломастерами. Сначала определяем вид орнамента, который вы хотите применить: геометрический, растительный, зооморфный, фантазийный, смешанный и т.д. Затем вид построения композиции орнамента: розетта, бордюр, сетчатый. Давайте определимся, у вас должно быть в работе использовано не менее 2-х приемов построения композиции орнамента. Если вы хотите использовать в орнаменте бордюр, то целесообразно будет сначала сделать его отдельно от пакета, а затем включить в композицию. То же самое удобно будет сделать с розеттой (демонстрация отдельно выполненного орнамента в полосе и отдельно выполненной розетты).
Повторим правила техники безопасности при работе с ножницами:

-передавать ножницы кольцами вперёд;

-держать ножницы на столе справа от себя с сомкнутыми лезвиями;

-не класть ножницы на край стола, во избежание падения ножниц;

-не размахивать ножницами.
Выполнение проекта(10 мин)

Во время целевого обхода проверяю правильность выполнения орнаментов и соответствие их намеченным целям практической работы.


В конце работы оцените себя по оценочному листу.
Оценочный лист(1 мин)

Ф.И __________________


Критерии оценивания

Баллы

Оценка ученика

Оценка учителя

Оригинальность

3







Качество выполнения

3







Общее оформление

3







Аккуратность

3







Цветовое решение

3







Итого:










Оценка балов

14-15 баллов оценка 5

12-13 баллов оценка 4

11-12 баллов оценка 3

10 и менее баллов оценка 2

4.Подведение итогов.

Вы молодцы. Спасибо за урок. Оставьте ваши работы с вложенным в них листом самооценки. Выходя оцените сегодняшний вашу работу на уроке, прикрепив стикер к одному из утверждений.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница