Видообразование



Скачать 81,19 Kb.
Дата23.10.2016
Размер81,19 Kb.
Тема урока: Видообразование

Цель: сформировать знания о формах видообразования.

Задачи:

1)     образовательные: формирование знаний о формах видообразования;

2)     развивающие: умение работать с учебником, таблицей, анализировать, сравнивать, выделять главное;

3)     воспитательные: содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.

 

Оборудование: таблица «Видообразование», учебник. 1С Биология .Общая биология 9 класс


План урока:

  1. Тестирование по домашнему материалу по теме вид. Критерии вида.

  2. Новая тема

  3. Закрепление изученного материала


  1. Актуализация знаний:

Тест. Вид. Критерии вида. (10-15 минут)



1.Какому критерию вида соответствует следующее описание: большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками?

1) географическому 2) экологическому

3) морфологическому 4) генетическому


2
.Видом называют группу особей:

1) принадлежащих к одному сорту или породе

2)скрещивающихся и дающих плодовитое потомство

3)обитающих на общей территории

4) обитающих в одном природном сообществе
3. К какому критерию вида относят область распространения северного оленя?

1) географическому 2) экологическому

3) морфологическому 4) генетическому

4. Особенности внешнего строения обыкновенного крота- пример критерия

1)морфологического 2)экологического 3)географического 4)генетического


5.Ареал занимаемый видом в природе- это критерий

1) морфологический 2) экологическому 3) географический

4) генетическому

6. Для определения видовой принадлежности  необходимо использовать:
А. Морфологический и генетический критерии  
Б. Биохимический и физиологический критерии  
В. Географический и экологический критерий       
Г. Все ответы верны

7. Определите, о каком критерии вида идет речь:

"Обитающая в нескольких районах обыкновенная лисица образует несколько географических форм, постепенно сменяющих друг друга. Самые северные лисицы, обитающие в лесной зоне, самые крупные. Лисы степей и полупустынь мельче. Еще мельче лисы, живущие в среднеазиатских пустынях, и самые мелкие лисы обитают в Афганистане, Пакистане и Индии. Чем южнее обитают лисы, тем длиннее у них хвост и уши".

а) морфологический   б)физиологический   в) географический    г)биохимический
8.Установите соответствие между признаками большого прудовика и критериями вида, для которых они характерны.

Признаки большого прудовика:                                         Критерии вида:

1.Органы чувств – одна пара щупалец.                              А. Морфологический.

2. Коричневый цвет раковины.                                           Б. Экологический.

3. Населяет пресные водоёмы.

4. Питается мягкими тканями растений.

5. Раковина спирально закрученная.

           



1

2

3

4

5

 

 

 

 

 


9. Два культурных растения — ячмень и рожь — имеют одинаковое
число хромосом (14), но не скрещиваются. Определите количест
во видов и критерии, которыми надо руководствоваться:

а) один вид, морфологическим критерием;

б) два вида, физиологическим критерием;

в) один вид, генетическим критерием;

г) два вида, морфологическим критерием.
10.Домовая мышь- млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал- Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. Обитает в естественных условиях, питается семенами. Ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помёте обычно рождается от 5 до7 детёнышей.
11. Установите соответствие между признаками печёночного сосальщика и критериями вида, которые они характеризуют.
Признаки: Критерии вида:
1.личинка живёт в воде А) морфологический

2. тело упрощено Б) экологический

3. по образу жизни- паразит

4. питается тканями хозяина

5. имеет две присоски

6. пищеварительная система имеет ротовое отверстие



1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 





2. Изучение нового материала
Эволюционные изменения, протекающие на популяционном, внутривидовом уровне, называют МИКРОЭВОЛЮЦИЕЙ. Процесс имеет две формы: филетическая эволюция и видообразование.

ФИЛЕТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ - постепенные изменения, происходящие с течением времени в пределах одного вида, популяции и группы популяций. Как правило, в результате этих изменений приспособленность организмов к среде возрастает.

ВИДООБРАЗОВАНИЕ – это сложный эволюционный процесс возникновения нового вида. Вновь возникший вид прерывает связи с родительским видом и превращается в обособленную совокупность организмов. Скрещивание особей нового и старого видов становится невозможным.

Представление о механизмах видообразования впервые было высказано Ч. Дарвином. Он исходил из того, что внутривидовая борьба за существование и вытекающий из нее естественный отбор служат главной причиной расхождения популяций, заставляют виды максимально широко и разнообразно использовать природные условия. По мнению Ч. Дарвина в пределах одного вида часто возникают популяции, которые приспосабливаются к разным условиям обитания: влажным или сухим, равнинным или горным местообитаниям, потреблению определенной пищи. Именно благодаря этому виды с наибольшей полнотой используют ресурсы среды своего обитания. Следовательно, естественный отбор благоприятствует все более полному использованию разнообразия условий существования. Это вызывает расхождение популяций в пределах вида по морфологическим, физиологическим и биохимическим признакам. От исходного вида берет начало целый «пучок» форм, но не все они получают дальнейшее развитие. Наиболее расходящиеся по признакам формы обладают большими возможностями оставлять после себя плодовитое потомство и выживать, так как они меньше конкурируют между собой, чем промежуточные, которые постепенно вымирают в борьбе за существование под действием естественного отбора в бесконечном ряду поколений. В природе не всегда сохраняются лишь наиболее расходящиеся, крайние формы, средние тоже могли выжить и дать потомство. Из крайних форм иногда развивается одна, но может развиваться и более. Если условия среды не изменяются или мало изменяются в течение длительного времени, то вид остается почти неизменным по сравнению с родоначальным.

Конкретные пути возникновения новых видов могут быть различны. В целом различают две основные формы:

1.      Географическое видообразование (аллопатрическое).

А) Расщепление исходного ареала на составные части.

Б) Расширение ареала из-за расселения.



Работа с интерактивной схемой 1С Биология Общая биология 9 класс

При расширении ареала вида его популяции встречаются с новыми почвенно-климатическими условиями, а также с новыми сообществами животных, растений и микроорганизмов. В популяции постоянно возникают наследственные изменения, происходит борьба за существование, действует естественный отбор. Все это со временем приводит к изменению генного состава популяции – к микроэволюции. В дальнейшем эволюция популяции может привести к возникновению нового вида.

Например, лиственница сибирская далеко продвинулась на восток. У особей популяции постоянно возникали мутации, в результате скрещивания появились новые комбинации генов; благодаря этим процессам популяция становилась неоднородной. В процессе борьбы за существования и в результате действия естественного отбора выживали и оставляли потомство особи с полезными в конкретных условиях обитания изменениями. Действие этих факторов способствовало появлению более резких различий между популяциями и в конечном итоге возникновению биологической изоляции.  Результат – лиственница даурская.

     2.Экологическое видообразование (симпатрическое).



Работа с интерактивной схемой 1С Биология Общая биология 9 класс

В тех случаях, когда популяция одного вида остаются в пределах своего ареала, но условия обитания у них оказываются различными. Под влиянием движущих сил эволюции изменяется их генный состав. Через множество поколений эти изменения могут зайти так далеко, что особи разных популяций одного вида не будут скрещиваться между собой, возникнет биологическая изоляция, что характерно, как правило, для разных видов.

Пять видов синиц образовались в связи с пищевой специализацией: синица большая питается крупными насекомыми в садах, парках; лазоревка добывает мелких насекомых в щелях коры, в почках; хохлатая синица питается семенами хвойных деревьев; гаичка и московка питаются преимущественно насекомыми в лесах разных типов.

Есть также внезапное видообразование. Происходит в результате хромосомных мутаций, полиплоидии и гибридизации. Полиплоидия – это кратное умножение числа хромосом исходного предкового вида, которое возникает самопроизвольно или в результате скрещивания близкородственных организмов. Примерами являются: картофель, табак, хлопок, кузнечики, черви.

Иногда видообразование происходит за счет гибридизации с последующим удвоением числа хромосом. Например: культурная слива с 2n=48 (терн n=16 + алыча n=8).

Этапы видообразования:

Естественный отбор, протекающий в каждой из популяций в своем направлении→ Накопление различий между популяциями→ Возникновение и обособление подвидов→ Продолжение отбора в разных условиях среды, накопление различий между подвидами→ Появление биологической изоляции→ Возникновение и становление новых видов.

Записывают схему в тетрадь.

Закрепление:

Назовите путь возникновения вида в данных примерах.

А) Популяции севанской форели различаются по срокам нереста, местам и глубине нерестилищ.

Б) Распад популяции ландыша в результате оледенения.

В) Обособление ареалов синиц и образование их подвидов.

Домашнее задание:

§ 40, заполнить таблицу:



Тип видообразования

Суть

Примеры

Географическое

 

 

Экологическое

 

 



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница