Выступление Ж. В. Воробьевой на пленарном заседании «Современное образование и наука: вызовы и решения» V петербургского образовательного форума, 26. 03. 2014



Скачать 98.43 Kb.
Дата27.10.2016
Размер98.43 Kb.






Выступление Ж.В. Воробьевой на пленарном заседании

«Современное образование и наука: вызовы и решения»
V Петербургского образовательного форума, 26.03.2014

Петербургский образовательный форум проводится уже в 5-й раз и предоставляет широкую возможность для диалога между представителями петербургской школы, образовательных систем регионов России и зарубежных стран. В работе Форума, проводимого при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Правительства Санкт-Петербурга, принимают участие представители всех регионов нашей страны и 15-ти зарубежных стран.



Вызовы, которые предъявляет нам современная цивилизация, очевидны – это глобализация, взрывное развитие технологий, появление новых институтов образования и социализации детей. Технологический прогресс придает науке и технике XXI века новые черты, и в то же время возвращает человека к восприятию мира как единого целого.

Эти вызовы ставят перед системой образования совершенно новые задачи, решение которых старыми методами невозможно. Высокотехнологичная экономика требует сегодня от российской школы развития креативности и индивидуальности детей, преодоления консервативных подходов в преподавании, гибкости в управлении, при безусловном, на мой взгляд, сохранении лучших традиций российского образования. Убеждена, что современное образование невозможно без формирования целостной научной картины мира, системы общекультурных ценностей, гуманистического подхода в воспитании. Я бы хотела сегодня, учитывая формат общения на Форуме, представить Вам наше видение перспектив взаимодействия современной науки и образования.

Петербургская школа ищет свои решения в ответ на обозначенные вызовы. Очевидно, что такие решения должны быть комплексными, затрагивать не только учебный процесс, но и систему дополнительного образования и внеклассной работы. Особого внимания требует создание специальной социокультурной среды образовательной направленности. Необходима глубокая интеграция всех названных компонентов - в этом залог успеха разрабатываемых решений.

В Санкт-Петербурге проводится большая работа по созданию в школах современной образовательной среды для деятельностного, проектного обучения и воспитания. Это способствует развитию интереса детей к образованию, к точным и естественным наукам, к современным специальностям. Новые возможности предоставляют технологии, связанные с конструированием, проектированием, робототехникой. Все активнее в образовательном процессе используются такие современные технологии, как симуляторы технологических процессов и систем.

В школах Санкт-Петербурга широкое распространение получила робототехника. Сегодня это сотни обучающих программ для ребят различного возраста. Созданы возможности для представления технических разработок учащихся - открытые состязания школьников по робототехнике в Городском дворце творчества юных, чемпионаты по программированию роботов в Президентском лицее и другие. Лучшие образцы, сделанные ребятами, находят международное признание. Так, в 2012 году на Всемирной олимпиаде роботов в Малайзии среди проектов школьников и студентов из 60 стран проект учеников лицея 239 – робот Грета – вызвал истинный восторг. Поиграть «в ладушки» с роботом выстраивались многочасовые очереди из детей и взрослых. В 2013 году на аналогичной олимпиаде в Индонезии представленные роботы – робот для очистки кровель от сосулек и робот по очистке памятников - завоевали 1-е и 4-е места. В 2013 году на международных состязаниях РОБОТ-ЧЕЛЛЕНДЖ в Австрии наши учащиеся выступали вместе со своими преподавателями и заняли 6 призовых мест (два - первых, два - вторых и два – третьих).

Совершенно новыми для школ направлениями стали инженерное 3D-моделирование и нанотехнологии.

При поддержке Комитета по образованию с 2011 года реализуется проект «Инновационная подготовка инженеров будущего». В рамках проекта предоставлена широкая возможность для самореализации обучающихся, формирования у них инженерного мышления. В рамках развития проекта в 2013 году в образовательные учреждения нашего города были поставлены лаборатории инженерного 3D моделирования. Разработаны методические материалы для реализации специальных проектов для школьников, для их подготовки к международным соревнованиям, предусмотрено обучение педагогов. Современное оборудование позволяет учащимся реализовать полный жизненный цикл изготовления изделия, полностью повторив путь высокотехнологичного производства: от идеи и разработки концепции до изготовления опытного образца. Успехи наших ребят признаются на международном уровне. Например, в 2013 году на соревнованиях по 3D-моделированию в Великобритании ученики Губернаторского лицея №30 победили в 2-х номинациях из пяти, в том числе в наиболее престижной - «Лучшее инженерное решение».



Три года назад первая нанолаборатория начала свою работу в физико-математическом лицее №239. Сегодня - это ресурсный центр, на базе которого проходят обучение педагоги и учащиеся школ Санкт-Петербурга, а нанокомплексы сегодня функционируют в 18-ти образовательных учреждениях, которые предоставляют возможность учащимся ознакомиться с новейшими технологиями не только в теории, но и на практике.

Важная составляющая этой работы – поддержка форм сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в рамках которого объединяются возможности основного и дополнительного образования. Традиционными стали научно-практические конференции школьников, такие как «Будущее России – в высоких технологиях», «Инженеры будущего», «Балтийский научно-инженерный конкурс» и другие, которые способствуют популяризации научных знаний и современных технологий среди обучающихся школ и учреждений среднего профессионального образования.

Безусловно, отдельного внимания требует работа с детьми, выделяющимися яркими, выдающимися достижениями или имеющими потенциал для таких достижений. Создание целостной системы по поддержке таких детей позволяет им сделать правильный выбор своего профессионального самоопределения. В Санкт-Петербурге сеть образовательных учреждений для талантливых детей постоянно развивается. В этом году на базе ведущих физико-математических лицеев №30 и №239 созданы Президентский и Губернаторский лицеи, которые обеспечат поддержку юных талантов и будут способствовать реализации новой концепции математического образования. Поддержка одаренной молодежи способствует достойному представлению города на всероссийских и международных соревнованиях.

Так, из 125 победителей всероссийской олимпиады 2013 года 43 медали завоеваны по математике, физике и информатике, а с международных олимпиад петербургские школьники привезли 4 золотые и серебряные медали.



Новой задачей Петербургской школы становится формирование на базе учреждений, обладающих высокотехнологичной ресурсной базой, Центров технологической поддержки образования. Эта работа проводится с привлечением высших учебных заведений и промышленных предприятий. Использование сосредоточенного в них оборудования способствует интеграции знаний в области естественных наук и позволяет организовать занятия в центре для учащихся из других учебных заведений. В рамках Форума пройдет представление такого центра на базе Губернаторского лицея №30.

С этого года мы начали взаимодействие с Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт». Планируется создать 8 площадок, оснащенных уникальным оборудованием, что позволит практически реализовать междисциплинарный подход в обучении. Об этом сегодня расскажет руководитель «Курчатовского института» Михаил Валентинович Ковальчук.



Значительным потенциалом для развития ребенка обладает петербургская система дополнительного образования. Количество детей, занимающихся в системе дополнительного образования, составляет более 400 тысяч (403 744 человек) или 86% общей численности детей и подростков от 5 до 18 лет.

Понимая значимость естественнонаучного, технического образования, большое внимание в последние годы уделяется детскому техническому творчеству. В Санкт-Петербурге принята и реализуется Программа, предусматривающая оснащение современным оборудованием центров детского технического творчества в каждом районе.

В Санкт-Петербурге как одном из крупнейших центров мировой науки, особое внимание уделяется созданию современной образовательной инфраструктуры для детей. Правительством Санкт-Петербура принято решение о создании «Дворца науки и техники школьников». Уже проведен открытый архитектурно-градостроительный конкурс на концепцию, разрабатывается проектная документация для строительства Дворца, который станет центром развития интеллектуального потенциала школьников (макеты победителей конкурса вы видите на слайдах). В основу концепции Дворца положены лучшие модели, представленные в различных мировых центрах технических достижений.



Необходимо отметить, что особого внимания в рассматриваемом контексте заслуживает организация отдыха детей, в рамках которого традиционно проводятся тренировочные сборы, тематические смены и другие мероприятия, являющиеся продолжением познавательно-исследовательской деятельности учащихся.

В 2013 году около 150-ти тысяч юных петербуржцев были включены в программы отдыха и оздоровления почти в 300 организациях. Устойчивые и успешные практики стали основанием для определения Санкт-Петербурга как одного из трех пилотных регионов страны по реализации Модельной программы развития системы отдыха и оздоровления детей «Агентства стратегических инициатив». Осуществление программы обеспечит повышение качества организованных форм отдыха детей и подростков и откроет новые возможности для реализации социально-образовательных проектов в области научно-технического творчества, формирования позитивного социального опыта и взаимодействия. Так называемые «летние стратегии» опосредованно, но результативно влияют на качество образования. С 1969 года жемчужиной детского отдыха, совмещенного с творческой деятельностью учащихся, является лагерь «Зеркальный». В настоящее время его инфраструктура обеспечивает синтез обучающих, воспитательных, оздоровительных и досуговых программ. В 2012 году принято решение о создании на его базе российского центра отдыха детей, который сможет одновременно принимать более полутора тысяч детей.



Экономика Санкт-Петербурга высокотехнологична, промышленные предприятия города оснащены самым современным оборудованием, которое требует высокой квалификации специалистов.

В учреждениях среднего профессионального образования Комитета по образованию реализуется более 200 образовательных программ профессионального обучения. Растет популярность этих учреждений, ежегодно увеличивается количество обучающихся, принимаемых на 1 курс.

Важнейшей составляющей мы считаем неразрывность и преемственность программ общего и профессионального образования. Каждый пятый выпускник 9-х и 11-х классов сегодня поступает в профессиональные образовательные учреждения, подведомственные Комитету по образованию. Все наши профессиональные образовательные учреждения осуществляют реализацию программ общего образования на базе девятых классов, а более 2 тыс. детей обучается на базе 8 классов.

Планы приема в обязательном порядке координируются с работодателями: профессиональные образовательные учреждения имеют более 2,5 тысяч договоров на подготовку высококвалифицированных кадров, заключенных с крупнейшими городскими работодателями. Результатом является то, что 99,6% выпускников трудоустраиваются в течение года после окончания обучения.

Тема социального партнерства будет обсуждаться на круглых столах в рамках нашего форума. У нас есть хорошие примеры такой работы в колледже Электроники и приборостроения, колледже Водных ресурсов, Морском техническом колледже и многих других.

Во исполнение майских 2012 года Указов Президента Российской Федерации Комитетом по образованию в семи профессиональных образовательных учреждениях созданы многофункциональные центры прикладных квалификаций. Дополнительное внебюджетное финансирование, получаемое этими учреждениями по договорам с работодателями, измеряется десятками миллионов рублей, которые реинвестируются в образовательный процесс.

Правительством Санкт-Петербурга уделяется большое внимание развитию учреждений профессионального образования. За последние три года в развитие материально-технической базы вложено более 2-х миллиардов рублей. Реализация программы позволила оснастить их самым современным технологическим оборудованием, осуществлять опережающую подготовку специалистов, а также ежегодно проводить переподготовку более 12 тысяч работников предприятий города.

Образование XXI века развивается в условиях существенного расширения источников получения знаний. В Санкт-Петербурге развивается инфраструктура социализации и досуга детей и подростков: музеи практической науки и техники, познавательно-игровые центры. Речь идет об особой дружественной ребенку социо-культурной среде, которая интересна и востребована семьями с детьми.

В Санкт-Петербурге накоплен интересный опыт по использованию такой среды в образовательной и внеурочной деятельности. Это ресурсы «Музея воды», научно-познавательных проектов «Умникум», «Лабиринтум», «ТрансФорс», программы детского города профессий «Кидбург». В ближайшие годы в городе откроются новые зоопарк и океанариум, где особое место будет уделено интерактивным образовательным программам для детей и молодежи. Мы убеждены в необходимости развития такой среды в городе и поддержим создание новых ресурсов.

Всё современнее становится и пространство старейших музеев города, которые предлагают системе образования новые технологические решения. В рамках Форума можно будет познакомиться с опытом работы школ с Русским музеем и Эрмитажем, которые под влиянием современных технологий становятся все более открытыми. Это и проект «Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал», начатый Гимназией при Русском музее, и уникальный проект «Прошлое на кончиках пальцев» для школьников с ограниченными возможностями здоровья, и многие другие.

Завершая свое выступление, хочу отметить, что высокое качество человеческого потенциала позволит России быть конкурентоспособной и адекватно отвечать на все вызовы современного общества. Это «качество» закладывается сегодня и в семье, и в школе. Сегодняшние дети и подростки - в ближайшем будущем наиболее активная часть российского общества и кадровый потенциал экономики следующих десятилетий. Решение сложнейших задач - в их руках; для этого они должны быть подготовлены наилучшим образом. Создание прогрессивной системы образования - наша общая задача!






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал