Водоизмещение: 1220 т Длина: 64 м



Скачать 486,26 Kb.
страница1/3
Дата17.10.2016
Размер486,26 Kb.
  1   2   3
Карта №1-2


1.«Тигр»

Принадлежность Англии. Паровой фрегат.

Водоизмещение: 1220 т

Длина: 64 м

Ширина: 16,8 м (по гребным колесам)

Мощность паровой машины: 400 л.с.

Скорость: 11 узлов

Вооружение:2 10-дюймовые орудия

14 30- футовые пушки

Экипаж: 225 человек

11.05.1854 г. паровые фрегаты «Тигр», «Везувий», «Нигер» вышли на патрулирование в сторону Одессы. В 4 ч 30 мин «Тигр выскочил на мель около южной оконечности Одессы (Средний Фонтан) на расстоянии около 300 метров от берега. Прибывший на место отряд казаков береговой стражи с двумя 12-фунтовыми орудиями. После обстрела ими судна , экипаж выбросил белый флаг. Экипаж был пленен. Прибывшие впоследствии фрегаты «Нигер» и «Везувий» расстреляли «Тигр». Фрегат загорелся и взорвался.

Место гибели фрегата «Тигр» был обнаружен одесским клубом «Наварекс». По их описанию - все дно усыпано обломками, ядрами, картечью…

Координаты :

Глубина около 4 метров.


2\1. «Чесма»

(Исключенное судно №4)

Бывший броненосный корабль, затем — эскадренный броненосец. Заложен в 1883 г. Спущен на воду в 1886 г. Вступил в строй в 1889 г.
Водоизмещение: 11050 т

Длина: 103,5 м

Ширина: 21 м

Осадка: 8,5 м

Скорость: 15-16 уз

Вооружение:

6 305-мм, 7 152-мм, 8 47-мм и 4 37-мм орудия,

7 381-мм торпедных аппаратов.

Толщина брони: борт 203-406 мм, палуба 57 мм,

рубка 229 мм.

Экипаж: 607 человек.
В 1907 г. корабль был разоружен, став «Исключенным судном №4». В 1912 г. посажен на грунт в районе Тендры , и превращен в мишень для артиллерийских стрельб. Во всех справочниках указано, что корабль в середине 1920-х гг. был разобран на металл. В 1970-х гг. остатки броненосца были обследованы аквалангистами николаевского клуба «Садко». Корпус частично сохранился, только кормовая часть замыта в песок. Рядом с корпусом расположены две дымовые трубы с фрагментом надстройки. Практически бывший эскадренный броненосец уже тогда представлял собой груду проржавевшего металлолома, искореженного артиллерийскими снарядами. Сейчас, возможно, он выглядит еще более разрушенным.

Координаты 46°18’N 31°35’E.

Глубина около 9 метров.

Возвышение над грунтом 6 метров.


3/50.Неизвестное судно

Принадлежность неизвестна. На лоциях стоит значок (1907). По данным одесских водолазов, объект был нанесен в 1937 г. при корректировке карты № 1768. Также на лоции от 1913 года тоже есть пометка о затопленном судне. Возможно год гибели. Вот как описывает погружения на объект аквалангисты одесского клуба «Наварекс»- сильно разрушенное судно примерно 50 м длиной. Носовая и кормовая

части сохранились хорошо. В носу под полубаком есть нечто подобное

кубрику, можно заплыть внутрь. Сохранился адмиралтейский якорь.

Средняя часть ушла в грунт, борта упали на стороны. В кормовой части

сохранился небольшой штурвал, выполнен из черного металла (расположен прямо на палубе). В средней части найдено много досок, возможно палубных, либо

от палубных конструкций (на ящики не похоже, доски большие).

Груз определить трудно, но было что-то, похожее на мешки, с

черной массой, вроде сгнившего фуража. Был найден и поднят большой

кусок угля неправильной формы, размером чуть больше футбольного мяча.

За кормой видно перо руля, большое. Ввиду отсутствия каких-либо признаков машины и надстроек, определили судно как несамоходную баржу.

Координаты :

Глубина 32 метра.

Возвышение над грунтом 12 метров.



4. Неизвестное судно

Обследовано весной 2002 г. аквалангистами тольяттинского клуба «Нептун-Про» совместно с одесским клубом «Посейдон». Судно основательно разрушено временем. Длина приблизительно 100 метров. Практически полностью отсутствует обшивка. Шпангоуты сохранились по всей длине корпуса. Хорошо сохранился нос корабля с адмиралтейским якорем. Надстройка отсутствует. В центральной части находятся два паровых котла и редуктор. Винт оторван и воткнут одной лопастью в грунт в 15 метрах от кормы. Каких-либо находок, позволяющих идентифицировать судно, не обнаружено. По всей вероятности, судно затонуло где-то в начале ХХ века.

Координаты :

Глубина 15 метров.

Возвышение над грунтом 5,5 метра.
5.Несамоходная баржа

Принадлежность СССР. Баржа водоизмещение неопределенно. Характер повреждения носовой части дает предположение о подрыве на мине. В основном корпус достаточно хорошо сохранился. Сильно повреждена носовая часть. Видны четыре трюма. Два первых трюма , ближе к носовой части практически замыты песком. В два кормовых можно проникнуть. Виден генеральный груз , состоящий из ящиков с зарядными стаканами к орудиям приблизительно 122 мм-150 мм. Также несколько цилиндрических бочонков, по форме схожие с глубинными бомбами. В корме горизонтально расположено, возможно, рулевое колесо. Корма имеет полукруглую форму с расположенной на ней небольшой будкой с проемом двери. Руль повернут вправо, на 70 градусов. Принадлежность объекта неопределенна. Останков экипажа не обнаружено. По данным одесских водолазов объект называется «баржа 010».

Координаты :

Глубина 14 метров .

Возвышение 4 метра.
6.Обломки неизвестного судна

Принадлежность неизвестно .Фрагмент корпуса судна. Практически не поддается идентификации. Остался лишь кусок борта с фрагментами шпангоутов .

Координаты :

Глубина 14 метров.

Возвышение над грунтом 2 метра.
7.Неизвестное судно

Принадлежность неизвестно. Деревянное судно. Лежит на отмели в нескольких десяткам метров от северного Тендровского маяка. Длина корпуса около 30 метров.

Координаты :

8.Неизвестное судно

Принадлежность неизвестно .По рассказам Воронежского аквалангиста Латырцева, 70-х годах прошлого века, во время проведения экспедиции николаевским клубом «Садко» южнее Тедровской косы ими обнаружено неизвестное деревянное судно с грузом снарядных гильз, разного калибра. Судя по клеймам на донцах гильз, данное судно затонуло в первую мировую войну. Корпус практически отсутствовал. По всей вероятности данное судно парусник «Святой Николай». Водоизмещение 150 брт. 5.10.1916 года потоплен в районе Тендровской косы немецкой подводной лодкой «UB-42». Точных координат господин Латырцев не указал. Согласно данным гидрографии в данном районе есть два низкопрофильных объекта

Координаты: - глубина 20 метров возвышение 1-1,5 метра

Координаты: - глубина 19 метров возвышение 1,8 метра



9.«Мерешу»

Принадлежность Румынии. По данным обследования Одесскими водолазами данный объект буксир.

Определенна принадлежность страны Румыния. И название.

Причина гибели неизвестна.

Координаты:

Глубина около 17 метров, возвышения 7 метров.

Водоизмещение 300 тонн.

10\3. «Патагония»

Транспорт №46. Бывший английский пароход «Patagonia». 25.03.1915 г. зачислен в состав Черноморского флота.


Водоизмещение: 6011 т

Длина: 115,37 м

Ширина: 15,88 м

Осадка: 8,5 м

Мощность механизмов: 410 л.с.
28 сентября 1915 года в 8 ч транспорт, идя из Одессы в Николаев, на траверзе деревни Дофиновки в 5,75 мили от Одессы был поражен торпедой с германской подводной лодки UB-7 (масса заряда торпеды 112 кг). От взрыва в корме с правого борта под грот-мачтой транспорт получил пробоину площадью около 7,4 м2. Были затоплены пятый, шестой и кормовой отсеки, и корабль кормовой частью погрузился в воду, сев на грунт на глубине 21,9 м, но нос остался на плаву. Переборка машинного и котельного отсека от взрыва торпеды не пострадала и в носовую часть воду не пропускала. Весь личный состав был спасен.

2 ноября 1915 года комиссия, назначенная для осмотра повреждений, пришла к решению о возможности подъема «Патагонии». Для проведения судоподъемных работ требовалась тихая погода, которая наиболее вероятна на Черном море весной, почему работы были отложены до более благоприятного времени года. Из трюма № 2 периодически откачивалась вода, кроме того, было поставлено добавочное крепление переборок, но несмотря на это транспорт, около одного месяца продержавшись носовой частью на плаву, во время шторма затонул. В 1,5–2 м позади машинной переборки корпус судна переломился, и при погружении часть машинно-котельного отделения «Патагонии» была вдавлена на несколько метров внутрь кормовой части. 13 ноября 1939 года в Одесский порт была доставлена поднятая ЭПРОНом носовая часть «Патагонии» . Была поднята основная часть корпуса , так как начальник работ сообщил о том что не только котлы , но и машины судна за 24 года хорошо сохранились. Судя по всему, меньшая часть корпуса (корма) осталась на дне.

Транспорт неоднократно обследовался одесскими аквалангистами. Ими обнаружена кормовая часть судна . Хорошо сохранилась надстройка и винторулевая группа.

Координаты 46°33'N 30°58'E. Глубина 22 метр . Возвышение над грунтом 11 метров.


11/4. «Царица»

Спущен на воду в 1895 г. Зачислен в состав флота 25.03.1915 г. как транспорт №75.

Водоизмещение: 2891 брт.

19 октября 1916 г. транспорт № 75 «Царица» следовал из Одессы в Констанцу с 880 тоннами интендантского груза. В районе Портицкого гирла реки Дунай судно было атаковано германской подводной лодкой UB-4 (командир лейтенант Шварц). Сразу после взрыва торпеды экипаж съехал с судна на берег, не приняв мер к борьбе за живучесть. Прибывшие из Констанцы миноносцы и тральщики попытались спасти транспорт, отбуксировав его к берегу. Но попытки не удались, и «Царица» затонула, не дойдя до мелководья.

Согласно сведениям гидролокации, недалеко от Портицкого гирла обнаружено подводное препятствие (на более ранних лоциях, это препятствие имеет значок «затопленное судно»). Координаты 44°41’N 29°05’E. Глубина около 14 метров. Возвышение над грунтом 4 метра. Размеры подводного препятствия на порядок меньше, чем корпус судна водоизмещением 2891 брт. Если считать, что корпус судна сильно разрушен временем и замыт в песок, то с малой долей вероятности можно утверждать, что данный объект является транспортом №75 «Царица».
12.«Петр Дарси»

Принадлежность России. Пароход, водоизмещение 731 тонна. 3.10.1916 около полудня при короткой но сильной волне, севернее острова Фидониси торпедой подводной лодки UB–42 (командир капитан–лейтенант Вернике) был потоплен пароход “Петръ Дарси”, следовавший из Одессы в Констанцу. Шесть человек из команды были взяты в плен.

Координаты гибели не указаны. Если взять во внимание что грузовые суда, в то неспокойное время старались двигаться как можно ближе к берегу. То в районе Жебриянской бухты на грунте, военными водолазами обнаружены останки большого судна. С больше степенью уверенности, можно сказать что данный объект является пароходом «Петр Дарси».

Координаты :

Глубина около 16 метров.

Возвышение над грунтом 10 метров.



13/5.«Лейтенант Зацаренный»

Принадлежность России. Эскадренный миноносец типа «Лейтенант Шестаков» (по первоначальной классификации — минный крейсер). Построен в 1906-1909 гг.


Водоизмещение: 645 т

Длина: 74,07 м

Ширина: 8,28 м

Осадка: 2,59 м

Скорость: 24,8 уз.

Вооружение: 2 120-мм орудия, 2 47-мм зенитных орудия, 2 пулемета, 2 450-мм торпедных аппарата.

Экипаж: 94 человека.
23 июня 1917 г. германо-турецкий легкий крейсер «Бреслау» выставил 80 мин в районе перед устьем Дуная, а затем уничтожил радиостанцию и наблюдательный пост на острове Фидониси (Змеиный). 30 июня 1917 г. из Одессы вышел эскадренный миноносец «Лейтенант Зацаренный» с заданием доставить на Фидониси команду и средства для восстановления поста и радиостанции. При подходе к острову, находясь в 2,5 милях на SO от маяка, эсминец подорвался на германской мине (масса заряда 114,66 кг). После взрыва его носовая часть (включая первую трубу и, вероятно, носовую кочегарку), мгновенно затонула. Находившиеся поблизости тральщики помогли спасению команды и даже отбуксировали к острову Фидониси державшуюся на плаву кормовую часть эсминца, которая затонула через час в 2,5 кабельтовых от острова. Погибло 37 человек, в том числе 3 офицера.

В 2003 году кормовая часть обследовалась одесским клубом . По их описанию фрагмент корабля в достаточно хорошем состоянии . Сохранилось 120 мм кормовое орудие , и торпедный аппарат, пулемет «Максим». На поверхность были подняты корабельные часы.

Координаты 45°14'N 30°11'E

В августе 2007 года появилась информация об обнаружении носовой части эсминца.


14/6. «Carlo Alberto Racchia»

(«Карло Альберто Раккия»)

Один из самых больших лидеров эсминцев итальянского флота времен I мировой войны. Построен в 1914–1916 гг.,

Водоизмещение,т 1972

Размерения,м 103,75 х 9,7 х 3,6

Скорость,уз 35

Вооружение :

102-мм орудия,шт 8

76-мм зенитных орудия,шт 2

Пулемета,шт 2

450-мм торпедных аппарата,шт 4

Экипаж 169 человек.

В 1920 г. в составе сил Антанты находился на Черном море . 21 июля 1920 г эсминец сопровождал три транспорта с возвращающимися на родину солдатами экспедиционного корпуса действовавшего на Балканах . Нарушив объявленные правила мореплавания, погиб от подрыва на мине в районе Одессы. Экипаж спасен советскими кораблями. Попытки поднять лидер предпринимали, как и итальянцы, так и советский ЭПРОН. По подтвержденным сведениям источников, координаты гибели лидера 46°14'N 30°39'E . Глубина 10 метров. Возвышение над грунтом 1,5-2 метра . От корпуса лидера практически ничего не осталось.


15/7. «Москва»

Лидер эскадренных миноносцев типа «Ленинград», проект 1.

Заложен 29.10.1932 г. Спущен на воду 30.10.1934 г. Вступил в строй 10.08.1938 г.

Технические данные смотрите: лидер «Харьков» стр 48.

26 июня 1941 г. лидер «Москва» под командованием капитан-лейтенанта А. Б. Тухова, совместно с лидером «Харьков» и эсминцем «Смышленый» участвовал в набеговой операции на румынский порт Констанца. В результате подрыва на мине румынского заграждения лидер «Москва», разломившись на две части, затонул. По другой, менее убедительной версии, он был торпедирован по ошибке советской подводной лодкой Щ-206. Из экипажа в 344 человека катера и гидросамолеты противника подобрали из воды, по разным данным, от 69 до 75 человек (6 офицеров и 69 матросов). Лидер лежит на доступной глубине, и обследовать его дело достаточно простое, до сих пор какое-либо описание его подводного обследования авторам справочника не встречалось.

Координаты гибели лидера «Москва» 44°01’N 28°50’E.

Глубина 42 метра.

Возвышение над грунтом 12 метров.


16/8. Щ-206 («Нельма»)

Советская подводная лодка V-бис-2 серии. Заложена 5.01.1934 г., спущена на воду 1.02.1935 г. Вступила в строй 1.10.1936 г. и вошла в состав Черноморского флота.


Водоизмещение (надводное / подводное): 584 / 700 т

Длина: 58,75 м

Ширина: 6,2 м

Осадка: 4,06 м

Мощность дизелей: 1370 л.с.

Мощность электромоторов: 800 л.с.

Скорость: 12,3 / 8 уз.

Дальность плавания: 5250 / 104 миль

Глубина погружения: 90 м

Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 2 45-мм орудия.


Выйдя в поход 22 июня 1941 г. под командованием капитан-лейтенанта Сидора Алексеевича Каракая, больше на связь не выходила и в назначенное время в базу не вернулась. Причина гибели точно не установлена. Погибло 42 подводника. Существует несколько версий причины гибели Щ-206. Так, по румынским данным, 9 июля румынский миноносец «Налука» в 8 милях восточнее порта Мангалия атаковал глубинными бомбами подводную лодку, наблюдал большое масляное пятно и воздушные пузыри. В тот же день в 5 кабельтовых от этого места два румынских торпедных катера «Вигелия» и «Вискулул» снова атаковали глубинными бомбами неизвестную подводную лодку. Наконец, есть некоторая вероятность ошибочного потопления Щ-206 26 июня советским эскадренным миноносцем «Сообразительный», сопровождавшим лидеры «Москва» и «Харьков» во время операции по обстрелу порта Констанца. Во всяком случае, эсминец бомбил глубинными бомбами какую-то подлодку, а там могла находиться только Щ-206. Единственной румынской подводной лодки «Дельфинул» в этом районе не было. В справочнике А. Широкорада «Корабли и катера ВМФ России 1939-1945 гг.» указывается, что при контрольном тралении лодка была обнаружена, но Главный морской штаб СССР категорически запретил не только ее подъем, но и обследование. Подтверждение данных слов авторы справочника пока не обнаружили. Согласно сведениям гидролокации, в радиусе 10 миль от места гибели лидера «Москва» затопленного объекта, по размерам схожего с подводной лодкой, не обнаружено. А в 8,5 милях северо-восточнее порта Мангалия в точке с координатами 43°53’N 28°46’E гидрографами отмечен затонувший объект.
17.«Аджария»

Принадлежность СССР. Транспортное судно, бывший грузопассажирский теплоход Черноморского государственного морского пароходства. Спущен на воду в 1927 г., первоначальное название — «Аджаристан». В составе Черноморского флота с 22.06.1941 г.Вместимость:4727брт.


Скорость: 14 уз.

23 июля 1941 г. теплоход «Аджария» (капитан Д. Ф. Каминский) следовал в Одессу. В 04 ч. 00 м. при подходе к порту был атакован авиацией противника. В теплоход попала бомба, возник пожар. Спасая судно, капитан направил его к мели в районе с. Дофиновка.К «Аджарии» подошли судоподъемная плавбаза «Алтай» и аварийно-спасательное судно «Аджарец». На «Аджарии» к этому времени горели уже междупалубные помещения и груз в трюмах. К 14 ч. огонь с надстроек был сбит, горевший в трюме груз залит водой. Горело лишь дизельное топливо в машинном отделении и в танках. В это время последовала новая атака авиации. Одна из бомб попала в «Аджарию», которая к этому времени приняла уже много воды и имела крен на левый борт. Разбитые взрывом иллюминаторы вошли в воду, судно заполнилось водой и село на грунт на глубине 7,5 метра в точке 46°34'N 30°56'E. На поверхности оставались верхняя палуба и надстройки. Погибло 4 человека. За 10 дней с 30 июля по 10 августа водолазы изъяли из трюмов большую часть грузов.

Вот как описывает обнаружение останков «Аджарии» аквалангист и Одессы. «Шли из Крыжановки, вдоль берега по направлению к затонувшему транспорту «Патагония», со включённым эхолотом. На глубине 9-10 метров эхолот показал возвышение 7 метров, я спустился проверить. На грунте лежат остатки большого судна, обмер я не проводил.
Но длинна около 80..100 метров, надстройки обвалены, вся поверхность занесена
песком и илом. Особо объект не изучал, так как не видел ни одного
достаточно большого отверстия для прохода внутрь, подтверждения точного, что это именно «Аджария» у меня нет, но на это меня натолкнул большой (20-30метров) фрагмент обшивки с крупными прямоугольными иллюминаторами, очень похожий по форме на фото «Аджарии». Этот фрагмент лежит под углом 45-50 градусов, под ним единственное углубление, на 1..1,5метра, дальше песок и ил. Находок не было, не считая изогнутого поручня, скорее всего от трапа/перехода. Больше к объекту не возвращались, скорее всего штормами разрушено, закидано песком всё, что может быть из внутренних полостей, так как даже на верхней точке слой песка с илом достигает полуметра - судя по всему постоянно намывает течением или штормами. В общем-то нагромождение железа.
Засыпанный песком, из за малой глубины и удаленности от берега. Буй, который якобы отмечал её место, был виден на удалении около километра, то есть она лежит ближе к берегу и к Одессе, чем установлен буй.»

Координаты по данным очевидца :



18.«Новоросcийск»

Принадлежность СССР. Транспортное судно, бывший грузопассажирский пароход «Россия». Спущен на воду в 1896 г. В составе Черноморского флота с 22.06.1941 г.

Вместимость: 1351 брт.
Скорость: 10 уз.

12 августа 1941 г. транспорт «Новороссийск» (капитан А. Ф. Ботто) совершал переход из Херсона в Одессу. При подходе к Одессе подвергся атаке авиации противника. От взрыва бомб судно получило пробоину в борту и выбросилось на берег в районе Сычавки в точке 46°35'N 31°00'E. 13 августа стоящий на мели транспорт был подожжен артиллерией противника. По некоторым данным поднят немцами. Согласно данным гидролокации , на отмели в районе Сычавки находится затопленное судно. По рассказам аквалангистов из Одессы «Нырнули в конце 80-х на затопленный объект 300 метрах от берега, в районе Сычавки. Глубина 4-5 метров. Над поверхностью выглядывает что-то вроде комингс-люка. Сохранилось мало, сказывается небольшая глубина. В основном разбито штормами и замыто в песок. Каких-либо целых конструкций нет, все состоит из небольших фрагментов железа, угадывается обшивка. Судя по размерам судно, довольно большое. Было оно самоходное, или это баржа сказать трудно. Листы обшивки с перфорацией, и достаточно большие кнехты». С большей долей уверенности можно сказать, что данный объект является транспортом «Новороссийск»

Координаты :

19.Тральщик №503

Принадлежность СССР. Бывший ледовый буксирный пароход Херсонского речного порта «Байкал».

Водоизмещение 358 тонн.

Вооружение :

Орудия 45 мм , шт 2

Пулеметы 7,62 мм , шт 2


18.08.1941 г. в 10 ч 30 м тральщик № 503 следовал по фарватеру в г. Очаков для буксировки барж и был потоплен германской авиацией. Согласно сведениям источников координаты гибели судна 46°36'6 N 31°28'E. На небольшом расстоянии от данных координат на грунте обнаружено судно, по размерам схожее с тральщиком №503. Координаты :

Глубина 8 метров,

Возвышение над грунтом 3,5 метра.

По некоторым данным судно обследовалось клубом «Садко» г. Николаев.



20/9. Ледокол №5 и 5 барж

Ледокол №5 в составе Черноморского флота с 19.07.1941 г. Вместимость: 503 брт.

12 августа 1941 г. ледокол №5 (капитан К. И. Стеценко) буксировал из Херсона в Севастополь корпус недостроенной подводной лодки С-35. В 15 ч. 56 м. в районе острова Первомайский ледокол подорвался на двух магнитных минах и затонул. Координаты точки гибели, по историческим источникам, — 46°34’8”N 31°31’8”E. Погибло 22 человека. Корпус лодки не пострадал. В этом же районе в июле-августе 1941 г. от подрыва на минах затонули 5 барж.

Согласно данным гидролокации, объект, по размерам схожий с ледоколом №5, находится на расстоянии 600 метров от ранее указанных координат.

Координаты 46°34’N 31°31’E.

Глубина около 16 метров.

Возвышение над грунтом 3,3 метра.

В радиусе 600-2500 метров от данной точки находятся несколько низкопрофильных объектов, вероятно, являющихся баржами, погибшими от мин в1941 году.


21/10.«Durenstain» («Дюренштайн»)

Принадлежал ВМС Германии. Колесный пароход, водоизмещение 130 тонн.

17 августа 1941 г. советская подводная лодка М-31 в 13 ч. 47 м. 2 торпедами атаковала конвой в 2 милях южнее Большого Фонтана (Одесса). Подводники приписали себе потопление немецкого колесного парохода «Durenstain».

Координаты атаки 46°20’N 30°45’E.

Согласно данным опубликованным в справочнике «Потери противника на черноморском ТВД 1941-1945 гг.» , пароход затонул 20 августа 1941 г. намного восточнее, в Керченском проливе, на отмели у южной оконечности косы Чушка. Известно, что в этом месте затоплено около десятка безымянных судов. Вроде все сходится, но есть маленькое «но». Дело в том, что в отчете о проведении водолазного обследования акватории порта Одессы есть упоминание о затопленном объекте с названием «Дюренштайн», с координатами 48°18’7”N 30°46’E, с пометкой «по словам свидетелей» (это означает, что водолазного обследования объекта не проводилось).

В 1970-х годах николаевский клуб «Садко» совместно с гидрографической службой Черноморского флота обследовал в районе последних координат небольшой колесный буксир. Вот их описание. Глубина 23 метра. Хотя гидрографы сказали, что буй сброшен в районе 20 метров от цели, оказалось, что груз буя лежит примерно в метре от борта. Начали осматриваться. Оказалось — старый буксир, по самую палубу осевший в грунт. По корме еще виден сектор руля. Над палубой расположены поперек три буксирных дуги. За третьей дугой — остатки надстройки. На надстройке стоят два спаренных штурвала, обросших мелкими мидиями. В 1-1,5 метрах от штурвалов — остатки пароходной трубы. Конец трубы возвышался приблизительно на 6 метров над грунтом.

А также предоставляем описания одесских аквалангистов, погружавшиеся на объект совсем недавно. «Сильно разрушенное судно примерно 50 м длиной. Носовая и кормовая части сохранились хорошо. В носу под полубаком, есть нечто подобное кубрику, можно заплыть внутрь. Сохранился адмиралтейский якорь. Средняя часть ушла в грунт, борта упали на стороны. В кормовой части сохранился небольшой штурвал, выполнен из черного металла.(Расположен прямо на палубе). В средней части найдено много досок, возможно палубных, либо. Груз определить трудно, но было что-то, похожее на мешки, с черной массой, вроде сгнившего фуража. Был найден и поднят большой кусок угля неправильной формы, размером чуть больше футбольного мяча. За кормой видно перо руля, большое. Ввиду отсутствия каких-либо признаков машины и надстроек,

определили судно как несамоходную баржу, возможно времен войны или

ранее. Грунт - ил.

Глубина 28 метров. Возвышение над грунтом 3 метра.

Координаты 46°19' N 30°53' E

Возможно, данный объект является пароходом «Durenstain».



22/11. «Брянск»

Транспорт. Бывший грузовой пароход Черноморского государственного морского пароходства. В составе Черноморского флота с 27.07.1941 г. Вместимость: 2823 брт.

21 августа 1941 г. транспорт «Брянск» (капитан К. С. Гороненко) следовал в балласте в Одессу. Охранения транспорт не имел. При подходе к порту был потоплен авиацией противника. Координаты точки гибели, по историческим источникам, — 46°32’N 30°52’E, фактические координаты — 46°32’N 30°52’E. Судно лежит на ровном киле. Глубина около 16 метров, возвышение над грунтом 9 метров. Судно неоднократно обследовалось аквалангистами-любителями. Согласно описаниям, корпус «Брянска», длина которого около 100 метров, в достаточно плачевном состоянии. Надстройка практически полностью разрушена. Хорошо сохранилась винторулевая группа.
23/12. Две шхуны (одна из которых

«Петр Штеменко»)

25 августа 1941 г. парусно-моторная шхуна «Петр Штеменко» с парусной шхуной на буксире вышли к острову Первомайский. Обе шхуны перевозили боеприпасы. К месту назначения суда подошли затемно и начали разгрузку, которая производилась вручную. С наступлением рассвета противник обнаружил шхуны и открыл по ним артиллерийский огонь. В «Петра Штеменко» попали два снаряда. Один из них не взорвался, а от взрыва второго в трюме образовалась большая пробоина. Возник пожар. Шхуна села на грунт. От попаданий снарядов затонула и вторая шхуна. Координаты их гибели в исторических источниках отсутствуют.

Согласно сведениям гидролокации, у южной оконечности острова Первомайский на грунте находится объект, возможно являющийся парусно-моторной шхуной «Петр Штеменко» (по другим данным — это немецкий буксир «Gestmann-9», потопленный советской авиацией 10.01.1944 г.).

Координаты 46°34’N 31°33’E.

Глубина около 4 метров.

В 500 метрах от объекта на грунте находится подводное препятствие. Возможно, это вторая шхуна, шедшая на буксире.


24.Неизвестная баржа.

Номер и название неизвестно. Затонул после налета немецкой авиации в 1941 году.

При осмотре водолазами прояснилась следующая картина. Корпус разрушен, и частично замыт песком. Видны ящики с боеприпасами.

Координаты:

Глубина около 3-х метров.
25.Неизвестная баржа.

Номер и название неизвестно. Затонул после налета немецкой авиации в 1941 году.

При осмотре водолазами прояснилась следующая картина. Корпус разрушен, и частично замыт песком. Видны ящики с боеприпасами.

Координаты :

Глубина около 3-х метров.

26.Баржа

Принадлежность СССР. По описанию ветерана А. Колесникова «немецкая авиация начинала налёты на Тендру и стоящие на рейде транспорты и баржи, с восходом солнца. Так произошло и в то утро. Немецкие самолёты, ''Юнкерсы-87'' безнаказанно нанесли бомбовый удар по барже с боеприпасами, повредив её корпус. И она под взрывы боеприпасов загорелась и утонула недалеко от берега...»

Координаты :

Глубина около 3-х метров.




27.Баржа СП-33

Принадлежность СССР. 21.09.1941 г. водоналивная баржа «СП-33» водоизмещением 596 тонн затонула по неизвестным причинам. Глубина 14 метров, возвышение над грунтом 3-4 метра. Обследовалась в 2004 году тольяттинским клубом «Нептун-Про» во время проведения экспедиции «Тендра-2004». Длина около 50 метров. Видимых повреждений повлекших гибель судна не обнаружено. В корме видно небольшая наделка с трапом для спуска в трюм. Возможно, судно использовалось в качестве плавбазы.

Координаты :

Глубина 14 метров.

Возвышение над грунтом 3-4 метра.
28.Баржа СП-85

Принадлежность СССР. 22.09.1941 г. сухогрузная баржа «СП-85» водоизмещением 505 тонн затонула в результате близких разрывов авиабомб. Обследовалась в 2004 году тольяттинским клубом «Нептун-Про» во время проведения экспедиции «Тендра-2004».

Координаты:

Глубина около 3 метров


29.«Тайфун»

Принадлежность СССР. Буксирный пароход.

22.09.1941 г затонул в районе Тендровской косы после налета вражеской авиации. Погибло 2 человека. Архивные координаты гибели 46°20’N 31°33’E. По некоторым данным поднят одесскими водолазами в 2000 году.

Координаты :

Глубина 11 метров.

Возвышение 3 метра.



30.Баржа СП-92

Принадлежность СССР. 23.09.1941 г. нефтеналивная баржа «СП-92» водоизмещением 300 тонн затонула в результате попадания авиабомбы. Во время проведения экспедиции «Тендра 2004» клубом «Нептун-Про» объект был обследован. Оказалось это несамоходная баржа.

Глубина около 5 метров, возвышение на грунтом около 2-х метров. Сохранились носовая, и кормовая часть. Длина приблизительно 25 метров. Сильные разрушения в центральной части. Возможно от воздействия коррозии. Интересных находок, или предметов дающих возможность идентифицировать, принадлежность объекта нет.

Координаты :

Глубина около 12 метров.

Возвышение над грунтом около 3-х метров.


31.Баржа №504

Принадлежность СССР. 23.09.1941 г. сухогрузная баржа № 504 водоизмещением 600 тонн затонула в результате попадания авиабомбы.

Координаты :

Глубина около 12 метров.

Возвышение над грунтом около 4-х метров.

32/13. FR-6

Речной тральщик. Принадлежал ВМС Германии. Спущен на воду в 1940 г.

Водоизмещение: 25 т. Скорость: 13 уз.

6 сентября 1941 г. погиб от подрыва на мине в устье Потаповского гирла реки Дунай. Есть и другая версия, согласно которой тральщик погиб от атаки советского самолета.

Точка затопления, по данным источников, 45°27’2”N 29°46’09”E. Эти координаты не точны, так как приходятся на береговую линию, и указанная точка находится в 100 метрах от моря.
33/14. «Ударный»

Речной монитор. Заложен 21.11.1930 г.

Спущен на воду 17.05.1932 г.

Вступил в строй 1.06.1934 г.


Водоизмещение: 252,5 т

Длина: 55,4 м

Ширина: 11,0 м

Осадка: 0,6 м

Мощность двигателей: 400 л.с.

Скорость: 9 / 7,5 уз.

Вооружение: 2 130-мм и 2 45-мм орудия,

4 7,62-мм пулемета.

Экипаж: 74 человека.
19 сентября 1941 г. мониторы Дунайской военной флотилии «Железняков» и «Ударный» (командир капитан-лейтенант М. Д. Прохоров), прикрывая отход наших войск за Днепр, обстреливали расположение войск противника в районе Ивановки. Подверглись атаке авиации противника. Зная, что средства ПВО на «Ударном» сконцентрированы в основном в корме, самолеты заходили с носовых углов и сбросили на корабль 13 бомб. От прямого попадания одной из них вышла из строя правая машина. Во время налета на «Ударном» закончился зенитный боезапас и противнику удалось достичь еще 11 прямых попаданий в корабль. Произошла детонация артиллерийских погребов главного калибра, и монитор затонул. Погибли 56 человек.

В 1963 г. корабль был обнаружен аквалангистами первой украинской подводной экспедиции по поиску затонувших кораблей. Осмотревшие впоследствии затонувший корабль аквалангисты спортивного клуба «Садко» из г. Николаева, в своем отчете отмечали, что «Ударный» стоит на дне на ровном киле, погруженный в грунт по ватерлинию. Башни орудий главного калибра разрушены. Ствол одного из орудий взрывом вырван из башни и лежит на грунте вдоль борта. Спаренная 45-мм зенитная установка сорвана с фундамента и лежит на палубе. Впоследствии эта башня была поднята и установлена в г. Николаеве перед Музеем судостроения и флота. В 1983 г. с монитора подняли также 130-мм орудие главного калибра. Ранее поднятые кормовой герб, звезды и счетверенная зенитная пулеметная установка были переданы в Одесский историко-краеведческий музей. Фактические координаты 46°25'N 31°53'E. Глубина около 4 метров. Возвышение над грунтом 3,5 метра.


34/15. «Фрунзе»

Эскадренный миноносец. До 5.02.1925 г. — «Быстрый». Заложен 29.10.1913 г. Перезаложен в начале 1914 г. Спущен на воду 7.06.1914 г. Вступил в строй 1.05.1915 г. 29.12.1917 г. вошел в состав Красного Черноморского флота.

Водоизмещение нормальное: 1460 т

Длина: 98 м

Ширина: 9,3 м

Осадка: 3,2 м

Главная энергетическая установка

Паротурбинная, двухвальная, мощностью 25500 л.с.

Скорость: 30 уз

Вооружение: 4 102-мм,76-мм орудия системы Лендера

и 45-мм орудия, 5 х 2 торпедных аппарата, 40 мин.

В 06ч.00м. 21 сентября 1941 года командующий эскадрой ЧФ контр–адмирал Л.А.Владимирский на борту эскадренного миноносца “Фрунзе” (из–за ранения командира корабля капитан–лейтенанта П.А.Бобровникова корабль вел капитан 3 ранга В.Н.Ерошенко) вышел из Севастополя для проведения десантной операции в районе Григорьевки. Около 14 часов при подходе к Тендровской косе с эскадренного миноносца заметили атакованную авиацией противника и терпящую бедствие канонерскую лодку “Красная Армения”. С разрешения командующего эскадрой эсминец пошел к ней для оказания помощи. По самолетам был открыт огонь шрапнелью. С эсминца спускается шлюпка для спасения плававшего в воде личного состава канлодки. В это время “Фрунзе” сам был атакован 9 пикирующими бомбардировщиками противника Ju–87. Пикируя, они сбросили на корабль с высоты от 100 до 800 метров от 1 до 4 бомб. Оставив на воде в районе бедствия шлюпку, Ерошенко приказывает увеличить ход до 23 узлов и отводит корабль мористее, чтобы иметь возможность маневра. Но примерно в 14ч.00м. бомба, сброшенная с четвертого самолета, взрывается у борта в районе полубака. Взрывной волной и осколками была разрушена передняя часть ходового мостика. В это время бомба с девятого самолета попадает в корабль в районе 102-мм орудия №4. Эсминец осел кормой в воду. Вышли из строя правая машина , машинный телеграф, заклинило рулевое управление. “Фрунзе” начинает описывать циркуляцию вправо. Начинается поступление воды в носовые и кормовые помещения, происходит медленное увеличение дифферента на корму и крена на левый борт, вода покрывает уже примерно 1/5 палубы. Поврежденная поперечная переборка в районе 4-го кубрика была подкреплена , и распространение воды по кораблю приостановлено. Через 30 минут была введена в действие правая машина , и рулевое управление. Примерно через час после окончания первой атаки авиации начинается вторая, в которой участвуют 9 самолетов. Ко времени начала атаки полностью закончился боезапас к 45-мм орудиям, а орудия Лендера не действовали из-за повреждений. После попадания бомбы в полубак и возникновения пожара Владимирский приказывает затопить 1-й артпогреб. Вода хлынула внутрь корабля. Крен достигает 45°. Запас плавучести еще более уменьшился, эсминец погружался в воду. Считая положение корабля безнадежным, командир приказал личному составу покинуть нижние посты, а раненых перенести на ростры. Спасая личный состав, Ерошенко в 15ч.07м. выбрасывает корабль носовой оконечностью на отмель в 90 кабельтовых от Тендровского маяка.

“Фрунзе” был обследован водолазами в июне 1949 года. Корабль лежал на грунте с креном 3° на правый борт на глубине 8–8,5 метров. Носовая оконечность длиной 19,8 метра была частично оторвана от основной части корпуса и имела крен 63° на правый борт. Была разрушена обшивка полубака. В левом борту на расстоянии 2 метров от клюза и в 1 метре от палубы имелась пробоина размером 2х0,65 метра, в левом борту в полутора метрах от палубы пробоина диаметром 0,4 метра. В 0,4 метра от этой пробоины по борту шла вертикальная трещина длиною около 2 метров. На расстоянии 2 метров от кормовой надстройки в сторону кормы палуба и оба борта разрушены на протяжении 9 метров — правый на высоту 2 метров от палубы, левый — полутора. Отсутствовали палубные механизмы (кроме шпилей), оба якоря и одно 102-мм орудие. В 70-х годах с него аквалангистами николаевского клуба «Садко» было снято орудие главного калибра , также им удалось обнаружить три сейфа с документами, один из которых принадлежал комиссару корабля. Согласно последним слухам , некоторые лица занимаются подъемом цветного металла из корпуса эсминца. Координаты 46°15’N 31°32’E.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница