Вопросы к государственному итоговому экзамену



Скачать 65,67 Kb.
Дата23.10.2016
Размер65,67 Kb.
Вопросы к государственному итоговому экзамену

«Биология и методика обучения биологии»

Специальность 050102 Биология

Форма обучения – заочная

2016 год



  1. Структурная организация, химический состав и размножение вирусов.

  2. Клетка. Основные структурные компоненты клеток, их организация и функции. Сравнительная морфофункциональная характеристика прокариотических и эукариотических клеток.

  3. Митоз как непрямое деление соматических клеток эукариот. Основные стадии митоза и его биологическая роль.

  4. Мейоз. Общая характеристика и значение мейоза. Профаза 1 мейоза. Конъюгация и кроссинговер и их биологическая роль.

  5. Законы Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Закон независимого наследования. Правило чистоты гамет.

  6. Сцепленное наследование. Генетическое доказательство сцепленного наследования. Полное и неполное сцепление. Генетические карты хромосом. Хромосомный механизм определения пола. Наследование, сцепленное с полом.

  7. Изменчивость. Ее причины и классификация. Модификационная и мутационная изменчивость. Норма реакции генотипа. Классификация мутаций и их характеристика.

  8. Экосистемы. Потоки веществ и энергии в экосистемах. Первичные и вторичные сукцессии.

  9. Биосфера как глобальная экосистема. Концепция В.И. Вернадского о роли живого вещества в биосфере.

  10. Синтетическая теория эволюции. Предпосылки и движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование. Формы естественного отбора.

  11. Понятие вида. Гомеостаз популяций. Пути видообразования: симпатрическое и аллопатрическое видообразование.

  12. Строение, рост и размножение микроорганизмов Применение микроорганизмов в промышленности, медицине и сельском хозяйстве

  13. АТФ и ее роль в биоэнергетике. Образование АТФ при биологическом окислении. Анаэробное и аэробное окисление глюкозы, их энергетический баланс и биологическая роль.

  14. Современные представления о структуре и функциях биомембран. Белки, липиды и углеводы биомембран, их биологическая роль. Надмембранные структуры: гликокаликс и клеточная стенка.

  15. Нуклеиновые кислоты и их функции в клетках. Особенности строения ДНК и различных видов РНК. Молекулярные основы репликации ДНК. Молекулярные основы транскрипции. Посттранскрипционный процессинг РНК.

  16. Белки. Уровни организации белковых молекул. Функциональная классификация белков. Ферменты, строение, механизм действия. Понятие об иммобилизованных ферментах и их применение.

  17. Генетический код и его свойства. Молекулярные основы и основные этапы трансляции. Посттрансляционные изменения белков.

  18. Генная инженерия и ее достижения. Основные этапы генно-инженерных работ. Получение рекомбинантной ДНК. Векторы молекулярного клонирования.

  19. Клеточная инженерия, ее возможности и достижения. Методы клеточной инженерии. Получение гибридных клеток и их использование.

  20. Фотосинтез и его биологическая роль. Структура и функции хлоропластов. Характеристика основных этапов фотосинтеза.

  21. Раздражимость и возбудимость. Биоэлектрические потенциалы возбудимых мембран, их роль в передаче информации в организме.

  22. Нервная регуляции и координация функций многоклеточных организмов.

  23. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции вегетативных функций.

  24. Рефлекс - как основной акт нервной деятельности. Роль рефлексов в формировании целостного поведения животных и человека.

  25. Гомеостаз, его виды, значение и механизмы. Эндогенные и экзогенные факторы нарушения гомеостаза.

  26. Речь, ее физиологические механизмы. Развитие речи у детей.

  27. Память, ее виды и механизмы. Современные представления о механизмах памяти.

  28. Адаптация организма. Роль симпатоадреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в механизмах адаптации.

  29. Современные представления об иммунитете. Иммунологическая реактивность организма.

  30. Понятие о стрессе. Роль нервных и гуморальных факторов в механизмах адаптации и стресса.

  31. Основные принципы функциональной организации многоклеточного организма. И механизмы обеспечение его надежности и целостности.

  32. Внутренняя среда организма. Кровь, ее свойства и функции, как компонента внутренней среды.

  33. Эмоции, их физиологические механизмы и роль в формировании целостной поведенческой реакции.

  34. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Факторы гуморальной регуляции.

  35. Морфофункциональная характеристика органов выделения млекопитающих и человека. Развитие выделительных функций в онтогенезе.

  36. Cенсорные системы. Их общие свойства. Механизмы кодирования информации в сенсорных системах.

  37. Морфофункциональная организация сердечно-сосудистой системы у млекопитающих и человека и ее роль в поддержании гомеостаза.

  38. Механизмы саморегуляции газового гомеостаза внутренней среды организмов.

  39. Основные закономерности и механизмы роста и развития человека.

  40. Общие принципы строения нервной системы и ее роль в регуляции и координации функций многоклеточных организмов.

  41. Общая характеристика образовательной области «Биология». Система учебно-воспитательных целей школьного предмета «Биология». Место биологии в базисном учебном плане

  42. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного биологического образования, его структура. Характеристика основных содержательных линий образовательной области «Биология».

  43. Учебная программа школьной дисциплины «Биология» как отражение содержания и структуры биологического образования. Характеристика современных школьных программ по биологии, их вариативность.

  44. Школьный учебник как средство обеспечения учебного процесса. Структура учебника «Биология». Виды работы учащихся с учебником.

  45. Реализация принципа развития понятий в школьном курсе «Биология». Основные понятия курса, общебиологические, специальные и внутрипредметные связи между понятиями.

  46. Планирование работы учителя биологии. Виды планирования. Значение. Основные требования к плану урока..

  47. Организационные формы обучения биологии в школе, сравнительная характеристика. Характеристика лекционно-семинарской формы обучения биологии в старшей школе. Этапы подготовки учителя к уроку.

  48. Методы обучения биологии: классификация, сравнительная характеристика, критерии выбора.

  49. Современный урок биологии, его структура. Типология уроков биологии. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего уроков. Технологическая карта урока

  50. Понятие педагогической технологии, ее существенные характеристики.

  51. Проблемно- поисковые технологии обучения. Проблемное изложение, Проблемно-исследовательское обучение.

  52. Применение игровых технологий в обучении биологии. Принципы классификации. Значение в обучении и развитии учащихся.

  53. Реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода в обучении биологии: формы и способы дифференциации, альтернативные программы и учебники.

  54. Контроль знаний учащихся на уроках биологии. Функции контроля знаний учащихся. Итоговая проверка знаний учащихся. Система измерителей качества знаний по биологии.

  55. Самостоятельная учебная деятельность школьников при изучении биологии. Классификация, значение, методика организации самостоятельной работы.

  56. Экологический аспект школьного курса биологии. Система и развитие экологических понятий в школьном предмете «Биология». Роль предмета «Биология»в формировании экологической культуры школьников.

  57. Раздел курса биологии «Растения»: цели, содержание, структура раздела. Сравнительная характеристика школьных учебников и программ разных авторских коллективов.

  58. Раздел курса биологии «Животные»: цели, содержание, структура раздела. Сравнительная характеристика школьных учебников и программ разных авторских коллективов.

  59. Раздел курса биологии «Человек и его здоровье»: цели, содержание, структура раздела. Сравнительная характеристика школьных учебников и программ разных авторских коллективов.

  60. Раздел курса биологии «Общая биология»: цели, задачи, структура, содержание раздела.

  61. Фенологические наблюдения в обучении биологии: содержание, организация, роль в формировании научной картины мира.

  62. Кабинет биологии, его организация, оборудование, значение в обучении биологии.

  63. Пришкольный учебно-опытный участок, его назначение в обучении биологии, организация учебно-практической деятельности школьников на пришкольном участке.

  64. Лабораторные работы по биологии: цели, содержание, методика проведения, значение в формировании общеучебных и специальных умений и навыков учащихся.

  65. Эксперимент на уроках биологии, его значение, классификация, характеристика, методика проведения и демонстрации.

  66. Биологические экскурсии, как форма организации учебной работы по биологии: содержание и организация экскурсий, планирование, методика проведения.

  67. Внеурочная работа и ее место в системе обучения биологии: цели, содержание, организационные формы.

  68. Система дидактических средств в обучении биологии. Общая характеристика, классификация, условия эффективного использования на уроках биологии.

  69. Основные направления модернизации образования на современном этапе. Профильное обучение в старшей школе, характеристика.

  70. Учитель биологии в школьной системе обучения, его роль и выполняемые функции.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница