Вопросы в области геологии и недропользования Павел, Тольятти, 04. 07. 2006



страница1/3
Дата29.10.2016
Размер0,64 Mb.
  1   2   3
Вопросы в области геологии и недропользования

1. Павел, Тольятти, 04.07.2006

Владимир Владимирович, меня очень интересует следующий глобальный вопрос: помнит ли Россия о мировом запасе топливных ресурсов, и есть ли у страны какие-либо планы по их сохранению?

Ответ: В недрах нашей страны сосредоточено 24% мировых запасов природного газа, около 10% мировых запасов нефти, 18% мировых запасов угля (более 200 млрд. т). Средняя обеспеченность запасами крупнейших российских нефтяных компаний сегодня превышает 30 лет, в некоторых случаях она достигает 50 лет, что значительно превышает обеспеченность зарубежных корпораций (BP Amoco – 10 лет, Exxon Mobil – 12 лет). При этом исчерпание рентабельных запасов нефти в случае экстенсивного хода их воспроизводства произойдет уже в 2015 году. Обеспеченность России запасами газа составляет свыше 75 лет.

По запасам угля Россия занимает второе место в мире, обладая 18% запасов угля - 194 млрд. т (США – 25%, КНР – 10%, Австралия – 6%). Доля России (300 млн. т в 2005 г) в мировой добыче угля не превышает 5%.

Совокупные ресурсы урана в Российской Федерации оцениваются в 1 млн. т, запасы – 172 тыс. т, еще 85 тыс. т приходится на низкокачественные забалансовые запасы. Потребность России в уране, включая внутреннее потребление и экспортные обязательства, удовлетворяется за счёт полученного из недр сырья примерно на 20%. Основная же часть необходимого урана потребляется из складированных запасов.

Доля России в мировых запасах руд железа превышает 20%; по их добыче Россия занимает восьмое место в мире (7,7%). Доля России в мировых запасах руд марганца — 3,1%, производство товарной марганцевой руды составляет лишь 0,1% от мирового и в последние годы сокращается. По запасам руд титана Россия занимает третье место в мире; собственно титановая горнодобывающая промышленность отсутствует, осуществляется только попутное извлечение титана. Потребность страны в титановом сырье составляет около 4% от мировой и покрывается импортными поставками. Россия имеет небольшие запасы руд хрома — менее 1% от мировых при незначительном их производстве (около 1% от мирового), тогда как потребление составляет около 7% от мирового.

Доля России в мировых запасах никеля — около 17%, по его добыче Россия занимает второе место в мире. Среднегодовые темпы роста отечественного производства металла близки к среднемировым. Вклад России в мировые запасы меди — свыше 13%, по ее добыче РФ находится на пятом месте в мире. Среднегодовые темпы роста отечественного производства металла в несколько раз превышают среднемировые. Россия лидирует по запасам свинца (9%); но производит лишь 1% от мирового при значительном импорте. Весьма значительны отечественные запасы цинка (7% от мировых), по его добыче и производству Россия занимает шестое место в мире, а среднегодовые темпы роста отечественного производства несколько ниже среднемировых. Наша страна лидирует по запасам олова, но его рудничное производство составляет около 2% от мирового и сокращается со среднегодовыми темпами 7%. Доля РФ в мировых запасах бокситов — 3,2%, их добыча составляет около 3,5% от мировой.

По добыче алмазов Россия занимает второе место в мире. Общая обеспеченность добычи запасами алмазов оценивается в 34 года. 82% отечественных запасов алмазов сосредоточено в Республике Саха (Якутия), остальные — в Архангельской и Пермской областях.

По добыче металлов платиновой группы Россия занимает второе место в мире. Обеспеченность добычи металлов платиновой группы составляет 64 года.

По добыче золота Россия занимает шестое место. Обеспеченность добычи золота составляет 34 года.

Реализация Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы (рассмотрена на заседании Правительства Российской Федерации в ноябре 2004 года, утверждена приказом МПР России) позволит к 2020 г. достигнуть уровня инвестиций в геологоразведку, соответствующего наибольшему объему финансирования геологической отрасли в СССР. Это позволит сократить разрыв между приростом запасов и объемом добычи большинства полезных ископаемых. К 2010 г. это соотношение, например, по жидким углеводородам составит около 90 %, а уже к 2012 г. планируется полная компенсация добычи приростом рентабельных запасов нефти.



2.Кирилл, 33 года, Ижевск, 06.07.2006

Сейчас во всем мире (в частности в Японии и Европе) усиленно развивается направление альтернативных источников энергии. Почему, в России это направление совсем забыто?

3. Олег, 19 лет, Казань, 05.07.2006

Когда мы перейдем на альтернативные экологически чистые источники энергии и закончим выкачивать богатства, принадлежащие гражданам РФ?

Ответ: Возможности России в развитии низко- или неуглеводородной энергетики (геотермальной, солнечной, ветровой, океанической, энергии биомассы и др.) огромен. Технический потенциал возобновляемых источников энергии (ВИЭ), без учета «большой» гидроэнергетики, оценивается приблизительно в 4,6 млрд. тонн условного топлива в год, что в 5 раз превышает объем потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов в России, а экономический потенциал ВИЭ оценивается в 270 млн. т у.т. или 25% внутреннего годового потребления топливно-энергетических ресурсов, и он постоянно увеличивается с ростом цены на традиционное ископаемое топливо.



Большая гидроэнергетика сейчас занимает практически весь сектор производства энергии из возобновляемых источников. Ежегодно гидроэлектростанции РФ сберегают в среднем около 50 млн. тонн условного топлива и около 110 млн. тонн атмосферного кислорода, предотвращают выбросы порядка 150 млн. тонн двуокиси углерода, около 2 млн. тонн окислов серы и азот.

Развитие малой гидроэнергетики очень перспективно (экономически потенциал – 65 млн. т у.т./год) для отдалённых и труднодоступных районов, где поблизости нет линий электропередачи. К ускоренному развитию малой гидроэнергетики подталкивают экологические требования к процессу генерации энергии, что стало ещё более актуальным в связи с введением в действие Киотского протокола.

Энергетический потенциал геотермальных ресурсов России в 10 раз превышает запасы энергии органического ископаемого топлива. Использование потенциала геотермальных ресурсов может позволить в 2–3 раза повысить эффективность теплоснабжения ЖКХ, снизить расход органического ископаемого топлива на производство тепла на 50-60%, получить чистую и надежную энергию в удаленных районах Дальнего Востока, Севера, Сибири и Северного Кавказа.

Первая ГеоТЭС (Паужетская) мощностью 11 МВт на территории России была построена в 1967 году (Камчатка). В настоящее время принято решение о ее реконструкции и доведении мощности до 21 МВт.

В 2000 году передано в пользование наиболее крупное месторождение парогидротерм (теплоэнергетические подземные воды, нагретые до температур свыше 100ºС) – Мутновское на Камчатке. В том же году здесь пущена опытная Верхне-Мутновская ГеоТЭС мощностью 12 МВт. В настоящий момент осуществлен пуск первой очереди Мутновской ГеоТЭС, полная мощность которой составит 200 МВт.

Еще одно перспективное направление - производство биотоплива и энергии из биомассы. Биомасса, пригодная для энергетического производства, включает: до 800 млн. т древесины, 250 млн. т сельскохозяйственных отходов, 70 млн. т лесных отходов (от лесотехнических предприятий и целлюлозно-бумажных комбинатов), до 60 млн. т твердых коммунально-бытовых отходов и 10 млн. т канализационных отходов.

В большинстве развитых стран в Европе и Северной Америке в малой энергетике активно используется пеллетное топливо, изготавливаемое из древесных остатков, в основном для предприятий коммунального хозяйства и лесоперерабатывающих компаний. Энергия, вырабатываемая за счет сжигания бросовых видов древесины, обходится почти в два раза дешевле, чем газовая.

Лесные территории, покрытые перестойным и низкосортным лесом, гари, участки, пораженные вредителями и болезнями леса, занимают в России огромную площадь и не приносят лесного дохода. Они не выполняют главную экологическую функцию лесов – поглощение углерода и генерацию кислорода. Вовлечение в хозяйственный оборот бросовых продуктов леса делает экономически выгодной расчистку лесных территорий и, соответственно, резко ускорит процесс обновления лесов.

Значительную долю в выработке энергии играют атомные электростанции. Состояние сырьевого обеспечения ураном потребностей атомной энергетики является критическим (см. 1 пункт). Растущие потребности атомной энергетики к 2020 году будут удовлетворены как за счет расширения использования отечественной минерально-сырьевой базы (в рамках реализации программы воспроизводства минерально-сырьевой базы, разработанной МПР России), так и за счет минерально-сырьевых баз стран ближнего зарубежья.

Вопросы в области водного хозяйства

1. Николай, 20 лет, Ростов-на-Дону, 06.07.2006

Почему не проводятся как раньше чистка и углубление рек. Это гораздо эффективнее, чем создание дамб при борьбе с паводком.

Ответ: В России в 2005 году, наряду с окончанием и сдачей в эксплуатацию 35 объектов инженерных защит, были выполнены работы по расчистке заиленных участков и регулированию русел 120 рек и водоотводящих каналов общей протяженностью 530 км.

Расчистка русел рек и дноуглубления, создание защитных дамб и обвалований, а также строительство водохранилищ являются видами противопаводковых мероприятий. Говорить об их сравнительной эффективности можно только, рассматривая конкретный водный объект и конкретное решение задачи по защите от затоплений. При этом, как правило, расчистка не является тем мероприятием, которое в период прохождения половодья и паводков существенно влияет на максимальные уровни воды. Расчистки эффективны при решении задач уменьшения подтоплений в меженный период.

Наводнения – природное явление, а ущербы от них – это вина самих людей, которые, не согласуясь с законами природы, стремятся поближе к воде – на поймы рек. А потом начинают бороться с рекой с помощью защитных дамб. В настоящее время даже в Нидерландах – стране, практически расположенной на воде, такой подход признан бесперспективным и намечены мероприятия по возвращению рекам их «жизненного пространства». То же происходит и в других странах Евросоюза. При этом признано, что основными должны стать так называемые адаптационные мероприятия – приспособление объектов, расположенных на периодически затапливаемых территориях, к этим условиям (например, строительство зданий на сваях и т.п.), перемещение объектов с этих территорий, недопущение нового строительства, развитие систем прогнозирования и оповещений и т.д.



2.Татьяна, 40 лет, Сергиев Посад, 06.07.2006

Можно ли пересмотреть "Водный кодекс»? Зачем приватизировать пруды? Чтобы и к ним доступа не было?

Ответ: Водный кодекс Российской Федерации в новой редакции (от 03.06.2006 № 74-ФЗ) вступает в силу с 1 января 2007 года. Работа над механизмами реализации вновь принятого Водного кодекса активно продолжается. В настоящее время Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Федеральным агентством водных ресурсов с участием всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти ведется интенсивная работа по подготовке проектов нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов, необходимых для реализации положений нового Водного кодекса РФ.

Частная собственность на такие водные объекты, как пруды и обводненные карьеры, обусловлена собственностью на земельный участок, на котором расположен данный водный объект. А в соответствии с действующим земельным законодательством, такие участки могут находиться как в государственной и муниципальной собственности, так и в собственности физического или юридического лица.

3.Ирина, 22 года, Омск, 06.07.2006

Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович! Осведомлены ли Вы о планах строительства плотины на Иртыше в Омской области, и как Вы к этому относитесь? Очень беспокоит состояние речной флоры и фауны, которые, как кажется, не берутся во внимание властями при решении таких глобальных вопросов.

Ответ: Действительно, губернатор Омской области обратился с предложением о строительстве в регионе регулирующего водохранилища на р.Иртыш.

Предпроектные работы по обоснованию инвестиций в это строительство выполняются с декабря 2005 г. по заказу администрации области. Завершение обоснования инвестиций намечено на 4 квартал 2006 г.

Вопросы оценки воздействия водохранилища на окружающую природную среду, в том числе, на рыбное хозяйство, освещаются в специальных разделах предпроектных материалов, и будут учитываться при проектировании.

Решение о начале проектирования и строительства водохранилища на р.Иртыш может быть принято после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и изучения материалов обоснования инвестиций.

4.Владислав, 23 года, Самара, 05.07.2006

Здравствуйте, Владимир Владимирович! У меня к Вам вопрос такого характера: останутся ли в России реки государственными и бесплатны или будут проданы в частную собственность? Спасибо.

Ответ: В соответствии со Ст.8 Водного кодекса Российской Федерации (от 03.06.2006 №74-ФЗ), водные объекты находятся в государственной собственности Российской Федерации. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры, которые могут быть отнесены к иным видам собственности. Водные объекты государственной и муниципальной собственности являются водоемами общего пользования, то есть каждый гражданин имеет доступ к ним для бесплатного использования их для личных нужд.



5.Мария, 10 лет, Воронеж, 05.07.2006

Скажите, пожалуйста, можно ли решить проблему загрязнения воронежских рек, в особенности водохранилища? Когда моя мама была маленькая, она ходила купаться туда. Вода была очень чистая. Я понимаю, что водохранилище строили заводы для себя, но ведь можно поставить на заводе очистительные фильтры?

Ответ: Это водохранилище предназначалось не только для водоснабжения предприятий г.Воронежа, но также и для судоходства, любительского рыболовства, купания и отдыха людей.

В целях улучшения состояния водохранилища выполнен ряд водоохранных мероприятий: проведено берегоукрепление отдельных участков, построены очистные сооружения на выпуск ливневых вод ОАО «Воронежский завод полупроводниковых приборов», разрабатывается целевая программа «Обеспечение эколого-гигиенической безопасности Воронежского водохранилища и бассейна р. Воронеж», осуществляются мероприятия по поэтапному достижению норм предельно-допустимых сбросов в выпусках сточных вод.

По данным органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор, в последние годы наметилась тенденция к улучшению состояния воды в водохранилище.

Для уменьшения загрязнения поверхностных и подземных вод и приведение их в состояние, близкое к природному, новым Водным кодексом предусматривается установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах. Они будут утверждаться в порядке, который определит Правительство Российской Федерации.

Кроме того, согласно ст.22 нового Водного кодекса, решение о предоставлении в пользование водных объектов в целях сброса сточных и дренажных вод обязательно должно содержать объем допустимых сбросов сточных и дренажных вод, а также требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных и дренажных вод.



6. Анахаев Кошкинбай Назирович, 49 лет, Нальчик, 04.07.2006

Уважаемый Президент! В России около 100 больших плотин, в Японии - более 2.4 тыс., в Китае - около 26.0 тыс. Получит ли в нашей стране водное хозяйство соответствующее развитие, ведь мы одна из крупнейших в мире стран по запасам водных ресурсов?

Ответ: В России водохранилищ объемом свыше 1 млн. куб.м – 2290 единиц (соответственно – более 2 тысяч крупных плотин), их общая емкость составляет 800 куб.км. Особо крупных водохранилищ, емкостью более 100 млн. куб. м, в России насчитывается 103.

В настоящее время возобновлено строительство крупных плотин и водохранилищ. Указом Президента РФ от 12.04.2005 г. №412 «О мерах по социально-экономическому развитию Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО и Эвенкийского АО» Правительству Российской Федерации поручено оказать государственную поддержку в обеспечении начала эксплуатации Богучанской ГЭС на р.Ангаре в 2010 г. Активно ведется строительство плотины Бурейской ГЭС на крупном притоке р.Амур – р.Бурее. Рассматриваются варианты завершения строительства Чебоксарского на р.Волге и Нижнекамского на р.Каме водохранилищ.

В целях совершенствования управления водным хозяйством России, в новой редакции Водного Кодекса, вступающей в силу с 1 января 2007 г., предусмотрена разработка Схем комплексного использования водных ресурсов (СКИОВО) всех речных бассейнов России, включающих в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании, целью которых, в числе других, является определение потребностей в водных ресурсах в перспективе и разработка комплекса водохозяйственных и водоохранных мероприятий.



7.Полина Т., 15 лет, Москва, 03.07.2006

Здравствуйте, Владимир Владимирович! Когда будут очищаться московские водоёмы?

Ответ: Работа по улучшению экологического состояния водных объектов г. Москвы проводится в настоящее время и планируется в будущем.

Например, в 2005 г. выполнен капитальный ремонт Останкинского пруда, декоративного пруда в 1-м микрорайоне г. Зеленограда и реконструкция пруда – отстойника № 3 в Марьино.

В текущем году будет проведена реконструкция пруда на ул. Булатниковская, расчистка русел рек Раменка, Очаковка, начнется очистка р. Сетунь. Работы, как планируется, будут завершены в 2007 году.

В период с 2007 по 2009 годы планируется выполнить работы по расчистке


  • русла р. Яузы от МКАД до Метромоста и от ул. Дежнева до Игарского проезда,

  • р.Лихоборки на участке от ул. Войкова до Савеловской железной дороги

  • р.Городня от Севастопольского пр-та до ул. Красного Маяка, от ул. Подольских Курсантов до пруда- отстойника «Городня-1»,от ул. Наташенская д. 4 до пруда- отстойника «Городня-2»,

  • р.Самородинка от Ленинградского проспекта до ул. Коштоянца

  • русла р.Сетунь,

капитальный ремонт

  • водосбросов и берегоупрепления Круглого пруда,

  • Путяевских прудов

  • Лихоборского канала от Головинских прудов до р.Лихоборки

очистка берегов с берегоукреплением

  • р.Лихоборки от Савеловской дороги до ул. Хачатуряна,

  • р.Чермянки от МКАД до ул. Корнейчука и от ул. Широкая до р.Яуза

реконструкция прудов

  • по ул Б.Калитниковская

  • по ул. Дорожная

  • на территории МСХА им. К.И. Тимирязева

  • в парке Покровское-Глебово-Стрешнево

  • у МГСУ по Ярославскому шоссе

Стоимость работ, намеченных на период с 2007 по 2009 гг., составляет более 2,3 млрд. руб.

8. Олег Юрьевич, 43 года, Тольятти, 01.07.2006

Ежегодно в летний период в Куйбышевском водохранилище происходит размножение зеленых водорослей, которые делают купание опасным для здоровья. Уверен, аналогичная проблема существует по всему каскаду ГЭС. Какие меры принимает государство для борьбы с этим явлением?

Ответ: Для борьбы с сине-зелеными водорослями применяются современные методы биологической, физико-химической очистки поверхностных вод. Наиболее эффективным на сегодняшний день является метод борьбы с «цветением». Проведенные эксперименты и практика показали, что в комплексе с другими мероприятиями высокую эффективность обеспечивает альголизация водоемов оригинальным штаммом одноклеточной зеленой водоросли – хлореллы, которая проявляет антагонизм к сине-зеленым водорослям.

В данный период вышеуказанный метод проходит апробирование на Волгоградском и Цимлянском водохранилищах. В дальнейшем, при получении положительных результатов, намечается его широкое применение на водоемах Волжско-Камского каскада, в том числе Куйбышевском водохранилище и других водоемах.
Вопросы в области охраны окружающей среды
1. Эдуард, 27 лет, Челябинск, 05.07.2006.

Почему целенаправленно ослабляется государственный экологический контроль, муниципальный экологический контроль упразднен, а экологическое законодательство становится все мягче и мягче? (Например, новый Водный кодекс уменьшил водоохранные зоны озер всего до 50 метров, а в настоящий момент у нас в области есть озера с водоохраной зоной до 500 метров). Это Ваше личное видение экологической политики?
2. Наталья Рагуленко, 33 года, Ногинск, 03.07.2006.

Когда закончится неразбериха в экологическом законодательстве и упростится порядок согласования экологических документов для действующих и проектируемых предприятий?

Ответ: МПР России полностью разделяет обеспокоенность недостаточной эффективностью функционирования органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и внесло в Правительство Российской Федерации свои предложения по совершенствованию государственного управления и нормативного правового регулирования в области охраны окружающей среды.

По мнению МПР России, важнейшие функции в сфере охраны окружающей среды, в том числе осуществление государственного экологического контроля, организация и проведение государственной экологической экспертизы и другие полномочия, установленные Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», целесообразно сосредоточить в едином органе исполнительной власти, который будет ответственным за комплексное решение экологических проблем, что позволит исключить существующее дублирование функций федеральных органов исполнительной власти. Основным элементом указанных преобразований является создание Федерального агентства по охране окружающей среды в ведении МПР России.
3. Юрий, 57 лет, Москва, 01.07.2006

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Почему чиновники не решают вопросы защиты Балтийского моря от химического оружия 1-й мировой войны?
Ответ: Рядом стран-участниц Хельсинкской Конвенции и стран-наблюдателей Хельсинкской Комиссии были проведены исследования, целью которых было представление научно-обоснованных, достоверных данных, наиболее полно отражающих степень опасности для биотических компонентов и здоровья человека химического оружия, затопленного во время мировых войн, поскольку Балтийское море является регионом активного судоходства, рыбного промысла и развитой марикультуры. В общем виде представленные выводы сводились к следующему: пока боеприпасы не проржавели и остаются на дне моря, химическое оружие не представляет никакой опасности для людей.

Исследования показали, что на дне находятся как абсолютно ненарушенные боеприпасы, так и полностью корродированные снаряды, в которых уже нет боевых химических средств (далее - БХС).

Практически все БХС разлагаются в морской воде, хотя и с разной скоростью, образуя менее токсичные растворимые в воде субстанции. Некоторое повышение уровня содержания вредных веществ может иметь место в непосредственной близости от затопленных боеприпасов. Однако из-за крайне ограниченной области воздействия БСХ, а также в результате их немобильности в донных осадках, нет угрозы с их стороны для морской флоры и фауны. Никакие вредные воздействия БХС на морскую среду не подтверждены.

Извлечение химических боеприпасов с морского дна, перенос их на берег, и уничтожение составляет необычайно трудную проблему. Эта проблема, а также риск, связанный с ней, считаются более опасными, чем какие-либо существующие до сих пор угрозы. Поэтому извлечение боеприпасов не рекомендовано.

При неправильном обращении боеприпасы могут взрываться, высвобождая БХС. Опасность существует независимо от состава БХС. В ходе операций по подъему выявлено, что боеприпасы могут находиться под внутренним давлением из-за действия образовавшихся газов при их разложении, или балластных газов, служивших для заполнения боеприпасов. В таких случаях для выравнивания давления во время операции необходимо применять емкости, выравнивающие давление.

Другая проблема, связанная с безопасностью может возникнуть в связи с коррозией затонувших боеприпасов и опасности их взрыва во время транспортировки.


4. Захаров Сергей Константинович, 52 года, Волхов, 04.07.2006г.

Уважаемый Владимир Владимирович, когда Россия будет обучать мировое сообщество методам борьбы с опустыниванием планеты? Наработки уже есть, их нужно систематизировать и придать проекту международный статус, этим будет приостановлено глобальное потепление.
Ответ: 27 мая 2003 года Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2003 г. №303) и с этого момента активно участвует в процессе практической реализации положений (далее КБО).

Борьба с опустыниванием, засухой и деградацией земель в Российской Федерации крайне актуальна и имеет чрезвычайно важное народнохозяйственное значение, что ставит ее в число основных проблем, ограничивающих экологическую, продовольственную и экономическую безопасность России, кроме того, эта проблема создает социальную напряженность в южных регионах.

Российская Федерация имеет значительный опыт борьбы с опустыниванием. Созданы карты опустынивания для различных регионов России и страны в целом. Дан прогноз влияния климатических изменений на опустынивание. Проведена оценка миграции населения, обусловленной опустыниванием. Разработаны различные методы мелиорации почв, восстановления лесов, а также методы космического мониторинга опустынивания и засух. Проводятся большие практические работы по мелиорации засоленных почв, борьбе с водной и ветровой эрозией, закреплению песков, восстановлению пастбищ и лесомелиорации. При содействии Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) разработаны планы действий по борьбе с опустыниванием для отдельных регионов Российской Федерации. В институциональном плане создана Ассоциация регионов России, затронутых опустыниванием. Издается журнал «Аридные экосистемы».

Российская Федерация, как Сторона КБО в качестве выполнения одного из основных обязательств по Конвенции должна разработать Национальную программу действий по борьбе с опустыниванием. Определенная сложность, при этом возникает в связи с тем, что различные аспекты решения этой проблемы относятся к компетенции более 10 федеральных органов исполнительной власти, 200 учреждений регионального уровня, а также более 300 научных и научно-производственных организаций.

В настоящее время разрабатывается единая программа действий, объединяющая все стратегии и планы действий, как на региональном, так и на федеральном уровнях. В рамках такой программы будет осуществляться интеграция и координация действий и планов различных министерств и ведомств, а также конкретных региональных мероприятий, реализуемых на уровне субъектов Российской Федерации.
5. Байкальское движение, Иркутск, 05.07.2006

Владимир Владимирович! Вы отодвинули нефтепровод от Байкала. Но до сих пор не работает закон «Об охране озера Байкал». Когда же он будет доведен до ума и начнет защищать участок Всемирного наследия?
6. Куклина Юлия, 28 лет, Иркутск, 03.07.2006

Уважаемый Владимир Владимирович, разрабатывается ли закон, который юридически будет защищать заповедные зоны оз. Байкал и само оз. Байкал? Ваш срок на посту президента истекает, хотелось бы обезопасить будущее нашего региона, а не надеяться на благоразумие чиновников. Заранее благодарю.
7. Дмитрий Шульга, 29 лет, Санкт-Петербург, 03.07.2006

Уважаемый Владимир Владимирович, недавно Вы прислушались к народному мнению и перенесли трубу ВСТО из водосборной зоны Байкала, за что я лично и много других людей Вам благодарны. Мы будем еще более благодарны, если Байкал будет защищен законодательно – чтобы никогда больше даже вопросов подобного характера не возникало в отношении экологически опасного строительства в зоне Байкала. Скажите, пожалуйста, вы собираетесь предпринимать шаги в этом направлении?
8. Женя, 28 лет, Иркутск, 05.07.2006

Когда будет принят закон "О Байкале", который раз и навсегда решит законодательно проблему взаимоотношений озера и бизнеса?
Ответ: Правовое регулирование отношений в области охраны озера Байкал в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», который является основным специальным нормативным правовым актом, регулирующим использование и охрану Байкальской природной территории. Вместе с тем нельзя рассматривать данный нормативный правовой акт в отрыве от всей системы российского законодательства. При рассмотрении вопросов, связанных с охраной или использованием экосистемы озера Байкал, необходимо опираться на нормы гражданского, административного, уголовного, конституционного законодательства, с одной стороны, и отраслевого законодательства, в том числе: Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О животном мире», Лесной, Водный и Земельный кодексы Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О недрах» и другие нормативные правовые акты, с другой стороны.

Федеральный закон «Об охране озера Байкал» носит в определенной степени общий, рамочный характер и предполагает принятие подзаконных нормативных правовых актов, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, которые позволят реализовать требования закона на практике.

В настоящее время МПР России доработало проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон» (в соответствии со статьями 2 и 3 Федерального закона «Об охране озера Байкал»), который находится на согласовании в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти. После согласования проект будет внесен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

Одновременно МПР России осуществляет работу по определению размеров и границ водоохранной зоны озера Байкал в рамках рабочей группы по подготовке проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал», созданной Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экологии.



Кроме того, на основании статьи 15 Федерального закона «Об охране озера Байкал» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Министерством подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект распоряжения Правительства Российской Федерации об образовании координационного органа для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти - Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал.
9. Игорь Моисеев, 35 лет, Москва, 06.07.2006.

Почему иностранные банки при проведении проектного финансирования проводят экологическую экспертизу, а российские - нет? Может, стоит заставить делать это хотя бы Сбербанк России и Внешторгбанк?
Ответ: Согласно статьям 11, 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и статьи 37 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", открытие финансирования на строительство и реконструкцию зданий, строений, сооружений и иных объектов должно осуществляться банками при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.
10. Варя, 16 лет, Москва 03.07.2006

Уважаемый Владимир Владимирович! В России очень много вымирающих животных! Как Правительство собирается и собирается ли вообще поддерживать программы по защите диких животных (например, WWF)?
Ответ: В целях сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в России ведется Красная книга Российской Федерации. Объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу, подлежат особой охране, их изъятие допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Каждый субъект Российской Федерации вправе вести свою региональную Красную книгу. В настоящее время в 65 субъектах Российской Федерации изданы Красные книги, в остальных регионах такая работа начата. Красная книга ведется на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Красная книга является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Принимаемые меры охраны позволяют восстанавливать отдельные объекты животного и растительного мира, которые затем исключают из Красной книги. В связи с этим, из Красной книги Российской Федерации исключены речная минога, кутум, тувинская популяция монгольского сурка. В 2005 году МПР России была закончена многолетняя работа по пересмотру и уточнению Перечня объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (предыдущий Перечень был издан в 1988 году), новый Перечень утвержден приказом МПР России 25.10.2005 №289 и зарегистрирован Минюстом России 29.11.2005 №7211. По состоянию на январь 2006г. в Красную книгу Российской Федерации занесено 414 объектов животного мира и 676 объектов растительного мира.

Кроме ведения Красной книги, Министерство природных ресурсов совместно с Российской академией наук и Всемирным союзом охраны природы для России и стран СНГ разработало и приняло Стратегию сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов. Стратегия является документом долгосрочного планирования и определяет цель, задачи, приоритеты и основные направления деятельности в области сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов. Стратегия включает научные, правовые, организационные основы и экономические механизмы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, для помощи в принятии решений на федеральном и региональном уровнях.

Во взаимодействии с Всемирным фондом дикой природы МПР России разработало стратегии сохранения отдельных редких и исчезающих видов животных: амурского тигра, дальневосточного леопарда, зубра, снежного барса. В соответствии с этими стратегиями осуществляется ряд мероприятий. Например, в 2005 году МПР России утвердило Методику проведения мониторинга популяции амурского тигра на Дальнем Востоке, в соответствии с которой осуществляется слежение за численностью популяции амурского тигра, наблюдение за состоянием численности копытных животных, как основной кормовой базой тигра, получение стандартизированной, статистически достоверной оценки состояния популяции амурского тигра на территории его обитания.
11. Сакулин Андрей, 45 лет, г. Губаха, Пермский край, 06.07.2006.

Будет ли создана в России эффективная единая федеральная служба по охране диких животных и рыбных запасов?
Ответ: В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации определяет структуру и вопросы федеральных органов исполнительной власти.

В настоящее время, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» к сфере ведения МПР России относится выработка государственной политики в сфере изучения, воспроизводства, охраны природных ресурсов включая использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты).

К сфере ведения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации относится охрана, изучение, сохранение, воспроизводство и использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания.

МПР России внесло в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования системы государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды, обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а именно, сосредоточение правоустанавливающих, контрольно-надзорных, правоприменительных функций и функций по оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды в системе органов исполнительной власти, подведомственных МПР России, осуществляющему формирование и обеспечение проведения государственной политики в указанной сфере, включая создание в ведении МПР России Федерального агентства по охране окружающей среды.

Такой подход в полной мере отвечает природоохранному законодательству, принципам административной реформы, определенным Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314, что позволит обеспечить реализацию единой государственной политики, сокращение количества административных барьеров в сфере охраны окружающей среды с четким разграничением сферы природоохранного нормативного регулирования, экологического контроля, экологической экспертизы с иными законодательно установленными предметными областями государственного регулирования.
12. Анна, 20 лет, Санкт-Петербург, 06.07.2006.

Есть ли в планах создание новых заповедников и национальных парков? Есть ли программы по развитию организованного туризма, с тем, чтобы он не наносил вреда окружающей среде?
Ответ: Сеть государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации представлена 101 государственным природным заповедником и 35 национальными парками. Последний из государственных природных заповедников создан в 2006 году – это государственный природный заповедник «Кологривский лес». В соответствии с Перечнем государственных природных заповедников и национальных парков, одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.2001 № 725-р, на территории России предусмотрено организовать до 2010 года 9 новых заповедников и 12 национальных парков.

На территории государственных природных заповедников осуществляется эколого-просветительская и экскурсионная деятельность по специально оборудованным экологическим тропам. В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено развитие познавательного туризма на территории национальных парков.

Деятельность государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации организуется согласно Основным направлениям развития системы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденным приказом МПР России от 22.04.2003 № 342. Этим документом определена, в том числе, программа действий по основным направлениям познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях.

В настоящее время МПР России работает над созданием Государственной стратегии развития и управления особо охраняемыми природными территориями, одним из направлений которой предусмотрено развитие экологического туризма в национальных парках.


13. Иванова Елена Сергеевна

Когда выйдет электронная версия Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году.
Ответ: Электронная версия Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 год будет размещена на сайте МПР России в октябре 2006 года.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал