«Восприятие института монархической власти в Великобритании, России и в Японии»



страница1/3
Дата21.10.2016
Размер0,7 Mb.
  1   2   3


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Научный исследовательский университет -
Высшая школа экономики»
Факультет Философии

Отделение Востоковедения

Кафедра Цивилизационного развития Востока
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему «Восприятие института монархической власти в Великобритании, России и в Японии»

Студентка группы


№ 405-В

Штыкова


Виктория Игоревна
Руководитель ВКР

Старший преподаватель


Фесюн
Андрей Григорьевич

Москва 2014

Оглавление


Оглавление 2

История развития монархической власти в Англии. 6

История развития царской власти в России. 8

Харизма власти русского монарха. 10

Правитель и его статусы. Сакрализация. 11

Интронизация. 15

Деятельность и «недеяние». 17

Особенности характера власти. 19

Глава 2. Развитие монархической власти и основные политические идеологии 22

Великобритания. Конституционная монархия. 22

Российская империя. Самодержавие. 26

Япония. Тэнноизм. 31

Великобритания. 40

Россия. 45

Япония. 49

Заключение. 57

Использованные источники и литература. 60

Источники. 60

Литература. 63


Вступление.

В современном мире всё чаще происходят дискуссии относительно монархической власти, которая до сих пор сохранилась в некоторых странах, таких как Испания, Дания, Голландия, Япония, Великобритания, а в некоторых странах перестала существовать, как в Венгрии, Османской империи, Российской империи.

В данной работе проводится сравнение и выявление особенностей трех монархических систем Великобритании, России и Японии. Провести исследование института монархической власти в Великобритании решено потому, что это один из самых старых институтов, зародившийся в IX веке, и существует как и в Японии на протяжении более тысячи лет. Изучение монархической системы даёт возможность понять характер государственности на примере нескольких стран, установить происхождение верховной власти, выявить сходства и различия данного феномена. В этом состоит актуальность выбранной темы.

Объектом исследования является верховная власть, традиционные особенности, восприятие ее народом.

Предметом исследования является развитие института монархической власти в Великобритании, России и Японии.

Исходя из актуальности изучаемой проблемы, целью исследования ставится выявление характерных особенностей верховной власти в трёх странах; оценка роли королевы, императора и царя, установление отношения и состояния института монархической власти на текущий момент, а так же параллельное изучение истории данного явления на примере трёх стран.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:


  1. Охарактеризовать развитие и появления института монархической власти.

  2. Определить основные черты верховной власти

  3. Выявить роль верховного правителя, степень его участия и влияния на принятие политических решений

  4. Исследовать восприятие института верховной власти в народных массах.

Источниковую базу дипломной работы составляют9 исследования, проведённые научными центрами и компаниями: «Курьер» (Россия), NHK (Япония), YouGov (Великобритания), которые проводили опросы населения по различным проблемам, в том числе отношения к императору, королеве и институту монархии. Кроме того, использованы такие художественные произведения философского характера, как Оэ Кэндзабуро «Обращаясь к современникам» (выявление исторической действительности), документы государственного характера: Конституция Японии 1947 г. и 1889 г., Конституция Великобритании. Так же приводятся размышления ученых и философов П. Флоренского и Н. Карамзина (вопросы истории царской и имперской России), размышления Дж. Оруэлла о Великобритании, национализме и англичанах.

Степень изученности проблемы. В отечественной и зарубежной историографии создано огромное количество фундаментальных работ посвящённых истории царской власти в России, императорской в Японии и королевской в Великобритании. Много научных трудов посвящено основным процессам и преобразованиям, изменениям и тенденциям, происходившим за всё время исторического развития этих государств.

При написании данной работы были использованы книги: А. Н. Мещерякова «Японский император и русский царь», выпущена в 2004 г. (исследования и сравнительный анализ японского императора и русского царя); В. М. Ормрода «Короли и королевы Англии» (история развития института монархии в Англии).

Изучены и использованы труды отечественных историков и востоковедов: Т. Г. Сила-Новицкой «Культ императора» (феномен глубокой преданности японцев к императору); Б. А. Успенского «Семиотика Истории» (харизматичность царской власти в России и сакральная функция царя); книга Г. С. Остапенко «Британская монархия от королевы Виктории до Елизаветы II, концепция управления и личность суверена» (роль британского монарха); автореферат диссертации Д. Тер-Минасовой; работы иностранных ученых – Джона Дауэра «Император востока», Ричард Вортмана о русской идеологии «официальная народность», Нэнси Хам о японской эстетике и другие научные труды.



Глава 1. Развитие и особенности верховной власти в Великобритании, России и Японии

История развития монархической власти в Англии.

Великобритания - одна из немногих стран, где до сих пор существует монархия, однако данный институт претерпевал значительные изменения на протяжении всей истории данного региона.

Основополагающим пунктом в истории монархической власти в Великобритании и Англии, насчитывающей более 15 веков, является политическая унификация, объединившая Англию с Ирландией в XII веке, с Уэльсом в XIII веке и с Шотландией в XVII веке, всё это окончательно привело к образованию единого государства Великобритании в 1707 г.

Следовательно, одной из основных проблем управления территориями, остро стоявших при правлении иностранных династий (Нормандцы, Анжуйцы, Стюарты, Ганноверы), было создание чувства отождествления с подвластными землями.

В XIII веке в Англии наблюдалось становление националистических взглядов, возникавших из-за страха иностранного влияния, из-за чего, были произведены попытки избежания влияния в управлении землёй. Во время правления династии Анжу (1154 - 1272), внесены изменения в политические и административные институты, сформированы традиции управления, которые в критические моменты использовались для ограничения власти Короны. Если в начале этого периода короли правили над законом, то уже к его концу закон управлял действиями монарха.1

Эпоха правления династии Тюдоров, которая, как считается, принесла мир, стабильность, процветание после протяженной гражданской войны, в действительности была ни чем иным, как пропагандой, созданной самими монархами для улучшения собственного имиджа. Значительные перемены произошли при двух самых значимых правителей не только этой эпохи, но и Англии в целом - Генри Восьмом и Елизавете Первой. Они помогли сформировать сильное и динамичное государство, правительство, религию и культуру королевства, а так же показали значительное воздействие личности монарха на развитие страны. Их правление, как и правление Российских государей имело влияние на политику, в отличие от более позднего времени. Например, в XIX веке, Николай I, император при котором наиболее активно развивалась «Теория официальной народности» и самодержавие, считал, что представительное правление, такое как в Великобритании - обман. Им не были поняты монархи, отдающие практически всё своё могущество парламенту2.

Ганноверская династия, пришедшая к власти в 1714 г., привнесшая династическую стабильность, чуть более, чем на сто лет помогла укрепить политическое положение страны. Установление «ограниченной» или парламентской монархии, явившейся результатом Славной Революции 1688 г., принесло успех, благодаря её гибкости: она отвечала различным интересам и способностям монархов, изменялась в соответствии с откликами политического мира. При этом суверен оставался центральной фигурой для функционирования парламентской монархии, всё продолжало зависеть от опыта, характера, компетентности, интересов отдельных правителей 3.

Самые значительные перемены произошли в ХХ веке, когда произошла смена не только названия правящего дома (с Сакс-Кобург-гота на Винздорский в 1917 г.), но и измнение формы государственного правления - с абсолютной монархии на конституционную и передачей прав управления парламенту во главе с премьер-министром.

Кроме того, самым значительным в истории Британской монархии является её живучесть. В то время, как во многих европейских и не-европейских странах, подобные формы правления были свергнуты или пришли к краху, Британская монархия продолжает сохраняться, возрождая таинственность своего правления, предлагая харизматичное лидерство, обеспечивая уважение и подражание семейной системы. В течение нескольких поколений, стабильность трона была достигнута через сочетание модернизации и традиций.

История развития царской власти в России.

Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского»4 писал о самодержавии в России, что ничто не удивляло так иноземцев, как самовластие государя российского и легкость употребляемых им средств для управления землею. Он цитирует барона Герберштейна5 о его понимании отношений князя и русского народа. «Жизнь, достояние людей, совершенно зависит от его воли. Нет противоречия, и все справедливо, как в делах Божества, ибо русские уверены, что великий князь есть исполнитель воли небесной… Обыкновенно слово их: так угодно Богу и государю, ведает Бог и государь. Не знаю, свойство ли народа требовало для России таких самовластителей, или самовластители дали народу такое свойство». Карамзин, в свою очередь, отвечает ему, что без сомнения «дали», чтобы Россия спаслась и была великой державой. Однако для иноземцев это было выражением тирании, но там где есть закон, никто никогда не сомневался в обязанности монархов блюсти счастье народное.

В истории развития верховной власти в России важным периодом можно считать эпоху правления Ивана IV Грозного, во времена которого были сформированы основные элементы монархической системы. В XVI веке в политической сфере происходили процессы централизации и укрепления государственной власти на Руси.

В начале 1547 г. Иван Грозный, достигнув совершеннолетия, взошел на престол, в качестве царя, а не Московского князя, как было с его предшественниками. Сформированная при нём опричнина6, повлекла за собой не только укрепление личной власти царя, но и начало процесса закрепощения крестьянства и хозяйственного разорения в стране7. Великий князь, Иоанн ездил по своей державе, но не для того, чтобы следить, как идут государственные дела и не для защиты народа от наместников, он развлекался и не видел страданий простых людей, а подобные путешествия лишь разоряли народ. 

Дальнейшее развитие государственности происходило на базе развития феодальных отношений, экономика в стране была с феодальным уклоном и с господствующим натуральным хозяйством8. Это в свою очередь провоцировало многочисленные внутригосударственные конфликты, поскольку государственный институт был слабо развит и в обществе практически отсутствовали гражданские свободы9.

Следующие важные изменения в структуре российской государственности произошли в XVIII веке, при Петре I, который стал первым российским императором в 1721 г. после победы в Северной войне (1700 - 1721 гг.) по решению Сената и Синода, а затем при Павле I в 1797 г. было издано специальное законоположение об императорском доме10. Следовательно, порядок престолонаследия определялся по закону, и утверждалось, что престол переходит от отца к сыну, в первую очередь, в старшему. Кроме того, важным основанием и опоой власти была православная вера.

Харизма власти русского монарха.

Если говорить о восприятии царской власти в России, то начиная с усвоения византийской монархической системы, возникает понятие харизмы царя, которое определяло суть светской власти11. Вместе с возложением на царя функций басилевса, приходит концепция «Москва-Третий Рим», в противопоставлении Риму и Константинополю. Народ был уверен в богопомазанности царя, причем впервые богопомазание произошло в 1584 г. при возведении на престол Федора Иоанновича. Однако, помазание миром впервые появилось не в Византии, а на Западе, но этому не было придано большое значение, кроме того, в Русской Православной Церкви стали отождествлять помазание миром с таинством миропомазания. Из-за этого и некоторых других особенностей связанных с произнесением слов во время церемонии помазания выходило, что в Византии царя уподобляли Израильским библейским царям, а в России – самому Христу. 12 Таким образом, помазание царя на литургии придает правлению и образу царя сакральность, и эта черта сходна со статусом императора Японии.

Административные функции царя воспринимаются в качестве харизмы власти, при том, что царь считался обладающим чудотворными силами. По словам Павла Флоренского, для русского народа самодержавие – явленный Богом факт, который относится к числу понятий вероучительных, а не выводится из внерелигиозных посылок, где говорится об общественной или государственной пользе13. Между Царём и Богом проводят параллель, и говорят, что монарх – Богоизбранный. Царь представляет собой земного судью над человеческими судьбами, и его возможность судить и решать уподобляет его Всевышнему. Проявление человеческой природы, например, Ивана Грозного, происходит лишь при обращении к Богу, а при обращении с народом, он – Бог, «играющий» со своими подданными.

О харизматичности можно говорить так же обращаясь к термину самозванства14. Самозванцы появляются при нарушении характера престолонаследия15, но лишь Бог может решить истинный это царь или нет. Получается, что на личной основе царь соприкасается с Богом, и это определяет отношение царя и к Богу, и к человеку16. С укреплением царской власти и соответствуя византийскому культурному идеалу происходит более четкое установление того, что подразумевается под харизмой царя, который с изменением отношения к церкви меняет свой сакральный статус17.

Правитель и его статусы. Сакрализация.

Первое время верховного правителя Японии называли оокими 大君 – великий государь, и лишь с конца VII века в Японию из Китая приходит термин тяньхуан (яп. Тэнно 天皇)18, который впервые использует принц Сётоку (聖徳太子). Так же именно благодаря китайским представлением формируется образ недвижимого правителя, при котором двор отражал идеальный миропорядок.

В Японии существовала сакрализация монарха, однако, из-за собственных религиозных представлений, она была отличной от Российской. В свитках «Кодзики» 古事記 говорится о происхождении первого императора Японии – Дзимму 神武天皇, которого считают потомком Богини Солнца Аматэрасу  天照 (праправнуком). В основе легитимности правления императора были положены даосские и конфуцианские ценности. Новые идеи, проникающие как в Россию, так и в Японию, приобретают иное осмысление. В России, перенимаемые традиции подвергаются модификации и преображению, и именно благодаря монарху, все сходится в одно целое и усиливается сакрализация царской власти.19

Становлению государства в Англии помогло распространение христианства, способствующее объединению людей для достижения важнейших государственных целей, позволившее обеспечить чувство общей культурной и политической идентичности народов. Бенидиктинский монах Беда Достопочтенный около 730 г. написал работу, где перечислил 7 правителей в период до 671 г., тех кто властительствовал над Южными Англами20, а в IX веке в западно-саксонском тексте «Англо-саксонские хроники» добавили новых правителей, которым причислили титул Bretwalda или Brytenwalda, что обозначает «широкий правитель» или «правитель Британии»21. В Х веке Король Альфред назвал себя впервые королем Англии (большая часть территории современной Англии), а так же влиял на коренных британцев на территории Уэльса, Шотландии и Ирландии.

В Великобритании монарх является главой Английской Церкви, что было закреплено Актом о Супрематии в 1534 г. при правлении Генриха XIII, когда произошел разрыв англиканской церкви с папской католической.22,23 Кроме того, монархи проявляли уверенность в своём божественном назначении (что было и в России). Например, Яков I говорил своему сыну - Принцу Генриху: «God gives not Kings the style of God in vain, For on his throne his scepter do they sway; And as their subjects ought them to obey, So kings should fear and serve their god again24», что означает, что не напрасно короли похожи на Бога, исполняя его волю на Земле, но и короли должны бояться и слушаться Бога, так же это делают их подданные. Однако последним монархом, следовавшим средневековым практикам была королева Анна, при которой произошло окончательное объединение страны.25

Однако, вовлечённость власти в религиозную жизнь, установление протестантского порядка, в котором суверен - настоятель национальной Церкви, совершенно не обозначает сакрализацию светской власти, в отличие от Российского «помазанника Божьего» или японского императора, имеющего божественные корни и предназначение. В протестанстве, в противовес, наблюдается десакрализация, которая подвергалась формально-юридическому обоснованию, и между монархом и Церковью устанавливалась субъект-субъектная связь.26

Первое появление термина «царь», которым себя провозгласил Иван Грозный, так же представляло собой и новый статус русского монарха, и сакрализация царя становится государственным культом. Русского царя называли многими терминами, которые были связаны с духовным и божественным: «святой» (уже после падения Константинополя в 1453 г.), «спас», «Христос» (были даже случаи, когда так именовали и императриц), «земной Бог» («Ты Бог земной и наш, о Ты Екатерина!», - Нарышкин, 1762 г.). Всё это говорит нам о выраженном царском и императорском культе, а так же развитом при дворе низкопоклонничестве. Большинство из подобных традиций пошли именно со времен Петра I, который поощрял отнесение монарха к литургическим текстам27. И именно с петровских времен появляется идея о том, что император глава церкви. Подобное явление могло быть только при барочной культуре, поскольку стиль барокко подразумевает склонность к чрезмерностям, метафорам, преувеличениям, и появляется возможность пересмотра влиятельных религиозных текстов.

Таким образом, говоря о сакрализации монарха, которая распространяется и на его семью, торжества, награждения, можно сказать, что она складывается в специальную систему религиозного почитания и простым фактом церковной и религиозной жизни простого русского народа. Сакрализация проходит через различные сферы жизни человека, от управления до духовности. Почитание царя, стоит наравне с почитанием святых, и становится одним из необходимых условий религиозности. 28 Сакрализация в православии была связана на всех этапах с внешними факторами культуры, и они либо помогают в развитии страны, либо в осознании собственной самости.29 Это явление продолжалось на протяжении всего синодального периода (1700-1917 гг.).

Необходимо обратить внимание на разницу в понятии бога в христианстве (как и целом, в монотеистических религиях) и ками – в синтоизме. В первом случае, Бог – единый создатель всего, всеблагое и всемогущее существо, однако, с различной соотнесённостью ипостасей в разных течениях, а во втором, ками – божества неба и земли, которые могут существовать в материальных вещах, в природе, и обладают локальными свойствами, не стремятся расширить свое влияние на всех и вся. Отсюда и происходит олицетворение с богом-ками в Японии, император является покровителем страны, и Богом-царём в России, наместником бога, «земным богом» и Монархом-защитником, верховным главой Церкви в Соединённом Королевстве30.

Интронизация.

Культ императора, как и его интронизация, изначально были связаны с культом плодородия. Название данного ритуала дайдзёсай 大嘗祭 можно перевести как «великий праздник вкушения новых плодов»31. В процессе совершения обрядов, будущий император устанавливал связь с богами, и с правителями прошлого. Подобный обряд был необходим для существования нации, поскольку в императоре было сосредоточение энергии и божественного, он был носителем творческого начала всего народа. 32 Обычно, издавался указ, в котором говорилось о совете подданным, для соблюдения законов и преданности правителю. И, в отличие от христианства, в Японии не требовалось, чтобы священники принимали решения, они лишь выполняли технические функции.

Япония заимствовала из Китая социальную направленность управления, поскольку народ и его процветание является частью успешного мироздания33. Тэнно обладал особой добродетелью «дэ», исчерпав которую, он мог отречься от престола.

Здесь видны различия в религиозных догматах трёх стран, в христианстве присутствие священника было обязательным для совершения таких важных обрядов. Церковь, независящая формально от государства должна была давать разрешение, а царь считался всего лишь исполнителем ритуала.

Британские инновации в церемониале начались с восемнадцатого века, когда монархия стало символичной, в Японии император в течение долго времени был носителем символического господства, неиспорченный бессмысленными обязательствами политической власти, а в России символическое превосходство императора всегда было тесно связано с действенностью монархической власти. Российские правители, в отличие от западных, сами должны были представлять политический порядок, подтверждая свою богопомазанность. Церемонии и мифы возвышали монарха над нацией, представляя его в качестве отдаленного и легитимного властителя.

Важную роль в культуре трёх стран занимают монархические инсигнии. В Великобритании к королевским регалиям, которые принадлежат государству, а не монарху лично, относятся Корона Британской империи, скипетр (их два - Скипетр Креста и Скипетр с голубем (олицетворяющий Святой дух) и держава, мечи, различные украшения.34

К российским царским регалиям относятся: Шапка Мономаха, скипетр, бармы и держава. Шапка Мономаха, по легенде переданная Константином Мономахом Владимиру Мономаху и показывала преемственность от византийских императоров к русским царям, и сейчас является символом самодержавия в России. Скипетр и держава имеют общеевропейское значение и символизируют собой власть. В отличие от японских регалий, происхождение российских не столь древнее и мифологизированное, но они так же были заимствованы. Подобное заимствование говорит нам о том, что общепринятые регалии указывают на выход России на международную арену на правах гегемона.

В Японии основными императорские регалии, связанными с мифом о происхождении первого императора Дзимму, являются меч 草薙剣 (цуруги), который по легенде принадлежал брату Аматэрасу, Сусаноо, который он достал из спины змея; магатама 勾玉драгоценность из яшмы в форме запятой, по легенде ею обладала Аматэрасу; бронзовое зеркало 八咫鏡  (кагами), которое также было связано с Аматэрасу, когда ее пытались вызволить из пещеры. Можно сказать, что все три «императорских сокровища», напрямую связаны с древними мифами, о которых упоминается еще в «Кодзики» 古事記 («Записи о деяниях древности» 712 г.), и всегда передаются новому императору, еще со времён Аматэрасу. Каждое из трех сокровищ символизирует одну из трех добродетелей: зеркало – честность, меч – мудрость, магатама – милосердие.

В России, забота о народе, и ответственность ложилась на плечи церкви, поэтому царя и императора это интересовало постольку, поскольку это входило в его обязанности. Царь не нес никакой ответственности за природные катастрофы, в отличие от тэнно, причисляемого к ками , а следовательно, он не совершал поступка и ответственности за него не несет, это лишь проявление гнева Бога (или радости) за определенные поступки. Так же в христианских странах патриарх играл одну из основных ролей в государстве, и был вторым после правителя, чьи советы и предложения имели большое значение. Следовательно, власть суверена в России изначально имела более неустойчивое положение, по сравнению с японским императором, что также сыграло роль в её крушении.

Деятельность и «недеяние».

В даосизме есть понятие о «не деянии», обозначающее отказ от действий в мире по собственному усмотрению, что по отношению к тэнно говорит о невозможности оценки его действий 35. У императора в Японии в классическом смысле отсутствует публичность, за исключением совершения ритуалов и посещения религиозных святынь.

В России и Соединённом королевстве же ситуация, если не прямо противоположная, то она крайне отличается от японской – монарх вел активную деятельность, о нем много писали, говорили, обсуждали. Однако, вплоть до середины XX века в Великобритании считалось, что «легче критиковать бога, чем короля». Деятельность японского тэнно не записывали (за исключением регистрации церемоний) и было немыслимо, чтобы император чем-либо занимался в прикладном смысле и был, например, как Петр I, «мастер – золотые руки». Про царей, королей, королев и по сей день пишется множество книг с описанием жизни, поступков и критикой в их адрес, рисуются карикатуры, пишутся анекдоты, стихи, а в Японии не подобает давать оценку личности тэнно.

За всю историю издания книг «Дзинбуцу сосё» - «Собрание рассказов о выдающихся людей» (人物叢書), всего лишь две принадлежат императорам, и то – древности: Дзито 持統 (7 век) и Камму 桓武 (8 - 9 века).36 Однако существуют Дзинно Сётоки или «Записки о законном наследовании правления божественных императоров», принадлежащие Китабакэ Тикафуса, и в нем определено место императорской власти, с привидением примеров, но они не являются биографическими описаниями.

Русские летописи содержат в себе по большей части описание деятельности царя и всего того, что как-то было с ним связано, в отличие от японских, где были показаны в основном события, что делает их больше похожими на описание истории страны. Точно так же, современная серия книг Жизнь Замечательных Людей («ЖЗЛ») включает в себя издания про царей и императоров от Ивана Грозного до Николая II.

В Великобритании хроники (англо-саксонские, записи Беды Достопочтенного), описывают правителей и историю церкви, и они, так же как и Российские, представляют собой сборники истории страны. Кроме того, в наши дни выходит множество изданий про королей и королев, описывающих их жизнь, достижения. Одной из самых авторитетных можно считать работу Уинстона Черчилля «Рождение Британии» и «Британия в Новое время», в ней политик повествует о истории начиная от завоевания римлянами территории современного Соединённого Королевства до Славной революции.

В России было множество движений за свержение власти, как простым народом, так и приближенными к царю; движения, которые разрабатывали программы, манифесты с правилами и указами описывающих должное поведение и регуляцию власти. Можно сказать, что возможность оценивать деятельность правителя со временем все больше и больше расшатывала институт монархии в России. В Великобритании, где одной из особенностей преемственности власти была достаточно частая смена правящих династий, в отличии от России и Японии, низвергали королей, происходили народные выступления. В Японии же чаще случалось так, что императоры сами отрекались в пользу своих преемников.

Особенности характера власти.

В России титулатуру и порядок престолонаследия можно проследить: сначала князья, затем с 1547 – цари, с 1721 и по 1917 – императоры. В Великобритании, закон о престолонаследии был принят в 1701 году при Вильгельме Оранском, и указывал на то, что престол передаётся преимущественно мужскому полу по признаку первородства, а так же престол передаётся потомкам герцогини Софьи Ганноверской, которая является основательницей нынешнего Королевского дома. Кроме того, этим актом запрещалось вступать на престол последователям Римской-католической церкви, и разрешалось только англиканской церкви. Монархам было положено защищать вероисповедание. Однако, с процессом секуляризации и ростом религиозной терпимости в обществе отношения между государством и церковью изменялись, сужалась деятельность и падало влияние англиканской церкви. Со становлением ответственного министерства37, действия монархов в отношении церкви происходили лишь по «совету» министров.

В Японии вплоть до периода Мейдзи 明治 не было четкой структуры престолонаследия, хотя до сих пор считается, что нынешний император Акихито 明仁 происходит от Дзимму, и то, что древний род не прерывался (в отличие от частой смены династий в Великобритании). Однако, эта непрерывность рода относительна, из-за существования института наложниц (физиологический смысл), и из-за споров о законности наследия (Эпоха Намбокутё 南北朝).

Безусловно, мы можем видеть и хронологический разрыв между развитием стран, и влияние со стороны других государств в разных сферах жизни, и культурной и хозяйственной. Большая закрытость Японии и открытость России, тесное взаимодействие Великобритании с другими странами, накладывали отпечаток и на характер власти в стране.

В России и Великобритании на протяжении многих веков существовали фавориты, так же в Соединенном Королевстве монарх является источником чести (лат. fons honorum) и имеет право давать титулы, которые исторически передавались по наследству, а Япония, наоборот, имея ранговую аристократическую систему, была лишена этого, и наличие медленного продвижения по службе, способствовало укреплению всей системы власти в стране. Стоит отметить, что важную роль в политике, а так же в продолжении императорского рода на протяжении многих веков играли представители клана Фудзивара 藤原氏.

В России царь нёс ответственность за пространство – земельное управление, а все остальное, что касалось, например, времени – записи летописей, календарей (появилось только при Петре I), было подведомственно церкви, в отличие от Японии, где император согласовывал календари, отвечал за летописи, и был «хозяином времени».38 Видно, что в Японии тэнно контролировал те области, которые в России были подчинены церкви. Однако контроль тэнно был номинальный, фактически непосредственного влияния не было оказано, поскольку императорский институт был слаб.

Как в Японии наивысшей образованностью считалось знание китайских классических текстов, так в России и Великобритании, образование было в основном церковным и необходимо было знание церковных текстов. Но знание одной лишь церковной литературы приводило в итоге к нехватке квалифицированных рабочих.

Если говорить о характере заимствований то, в России они преимущественно носили религиозно-духовный характер (из Константинополя), а в Японии культурно-светский (из Китая) - письменный язык, особенности построения государства, городов, и прочее. В Великобритании, большая часть заимствований была связана с многочисленными завоеваниями, нашествиями (римлян, норманов, датчан), а так же из-за тесных контактов с материком, династических браков, между королевствами, правлением иностранных династий (Анжу, Ганновер). Кроме того, страны ставили различные цели при заимствованиях, Россия – стремилась стать наследницей и преемницей Византии, Япония - догнать, обогнать Китай, а в Великобритании не было осознанных целей заимствования, синтез происходил естественным путём.

В качестве общей черты развития стран можно выделить желание доминирования и превосходства, они хотели верить, что их страна и народ лучше других. В России и Великобритании под этого подводили христианское вероучение, а в Японии самоутверждение происходило за счёт внутренних факторов и становления японской нации, а другие народы воспринимались как варвары, при наличии уверенности в собственной величии.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница