Возможности информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада



Скачать 55.75 Kb.
Дата30.10.2016
Размер55.75 Kb.
ТипРеферат
Сваталова Т.А., к.п.н., доцент

кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО ЧИППКРО, г.Челябинск



ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

В письме Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. N 753/23- «Об информатизации дошкольного образования в России» обозначены основные приоритеты использования информационно-компьютерных технологий в ДОУ: «Необходимо отметить, что использование НИТ (новых информационных технологий) в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития. НИТ используют в дошкольном образовании с целью совершенствования методики управления детским садом, а также обновления форм и методов работы с детьми. При соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми».

Использование НИТ в дошкольном образовании в России началось с середины 80-х годов. В начале 1986 г. Академия педагогических наук СССР в рамках научно-исследовательского проекта информатизации образования, возглавляемого академиком В.Г. Разумовским, видным физиком и педагогом, утвердила направление исследований «Психолого-педагогические основы использования компьютерных игровых программ в системе дидактики детского сада». Основные положения направления легли в основу разработки научных основ информатизации дошкольного образования. Было установлено, что эффективность компьютеризации обучения зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от рационального и умелого их введение в учебный процесс. В связи с этим нам представляется необходимым рассмотреть опыт использования НИТ в мировом педагогическом сообществе.

Богатый опыт применения компьютера как средства обучения накоплен в США, Канаде, Франции, Болгарии. Несмотря на различные подходы к организации и содержанию деятельности за компьютером, полученные результаты во многом сходятся:



  • Отмечаются устойчивое внимание в процессе деятельности за компьютером и огромный интерес к нему. Французские исследователи констатируют, что наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности; и дети более пассивны, когда сталкиваются с трудностями в решении поставленных задач.

  • У всех старших дошкольников наблюдаются настойчивость и терпение, не свойственные детям этого возраста.

  • Было выделено несколько типов мотивации к деятельности детей за компьютером: а) интерес к новому, загадочному предмету – компьютеру; б) исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы); в) мотив успешного решения познавательных задач.

  • Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» – способность человека находить наибольшее число принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к антиципации, стратегическому планированию, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.

  • За компьютером дети предпочитают играть вместе, находя общее решение. Взрослые только помогают детям советами. Совместные компьютерные игры позволяют снять ряд трудностей в общении детей.

  • Возрастает роль компьютерной игры как инструмента диагностики и реабилитации: в настоящее время компьютерные игры используются как средство помощи детям с нарушениями навыков письменной речи, в связи с трудностями обучения счету, для улучшения координации, диагностики пространственных способностей. Компьютер можно эффективно использовать для коррекции речи, зрения, в работе с детьми с задержкой умственного развития. Компьютерные игры помогают тревожным и застенчивым детям открыто выразить свои проблемы, что является важным в процессе психотерапии.

  • Применение компьютерных технологий способствует выявлению и поддержке одаренных детей.

В применении информационных компьютерных технологий в образовательной среде дошкольных учреждений и образовательных школ Россия идет в ногу с наиболее развитыми странами, даже опередив их в самом начале старта на концептуальном уровне. Стартовая концепция, которая опирается на психологическую теорию деятельности, является новой по отношению к тренинговому направлению, принятому во многих образовательных технологиях Запада.

Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше будет психологический барьер между ним и машиной в будущем. В связи с этим учёные многих стран мира ориентированы на создание адаптированных, дружественных компьютеров для ребёнка.

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Опыт исследования дидактического потенциала информационных технологий в образовании, по данным С.И.Сычёвой, позволяет сделать вывод, что из всех ступеней образования применение новых педагогических и информационных технологий в дошкольном обучении в настоящее время является наиболее проблематичным, что выражается:

1) в недостаточной оснащенности дошкольных учреждений компьютерной техникой;

2) в низком уровне компьютерной грамотности педагогов дошкольного образования;

3) в нехватке учебного программного обеспечения для дошкольников;

4) в снижении, особенно в последние годы, уровня необходимого теоретического психолого-педагогического обоснования проблемы применения компьютеров в ДОУ.

Вместе с тем, целесообразное использование компьютерных технологий в дошкольном образовании обладает многомерной педагогической эффективностью, т.к.:

1) выступает в качестве начальной итерации в процессе подготовки ребенка к овладению информационной деятельностью, обеспечивая усвоение элементарных умений использования компьютеров и преемственность между дошкольным информационным образованием и становящимся обязательным изучением информатики в начальной школе;

2) обеспечивает дополнительные условия совершенствования предметных знаний и умений дошкольников, повышения уровня их развития за счет неосуществимой при традиционной организации индивидуализации обучения;

3) снижает зависимость результатов образования детей от уровня профессиональной компетентности воспитателя-педагога.

Использование компьютеров в дошкольном образовании не противоречит его основополагающим принципам, т.к. осуществляется в рамках возрастного подхода, обеспечивая создание игровой среды, зачастую вытесняемой в предметной программной подготовке типично «школьными» формами, методами, приемами организации учебного процесса (особенно в подготовительной группе). ДОУ предоставляют оптимальные возможности начальной компьютерной подготовки детей на основе широко применимых в детских садах педагогических технологий, обеспечивая максимально возможную дифференциацию и индивидуализацию обучения.

«Стратегия России заключается в том, чтобы в течение ближайших десяти лет сформировать экономику, основанную на знаниях и являющуюся одной из самых конкурентоспособных и динамичных в мире, - сказал Кирилл Корнильев, генеральный директор IBM EE/A.

Подводя итог изложенному выше, можно отметить, что основными направлениями применения информационных компьютерных технологий в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждениях являются следующие:

- информационно-развивающее

- коррекционно-адаптационное



- психотерапевтическое.

Однако, для обеспечения эффективности использования НИТ в ДОУ необходима разработка концептуальных основ создания программно-методических средств воспитания и развития детей в условиях непрерывного образования, создание программно-методических средств для формирования общих умственных способностей детей и развития отдельных психических свойств, создание программно-педагогических средств для компьютерной поддержки разделов программы воспитания и развития дошкольников в учреждениях образования, исследования и разработка компьютеризированных методов диагностики психофизиологического развития детей, их общих и специальных способностей, исследования и разработка методик оценки психологических, психофизиологических и социальных последствий компьютеризации дошкольного уровня образования, исследования и разработка частных компьютерных методик оценки степени готовности детей к детскому саду и школе, создание интегрированного банка информации по проблемам использования компьютера в начальном образовании, разработка методических курсов для подготовки кадров и повышения квалификации специалистов для работы в детских учреждениях, использующих информационные компьютерные технологии.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал