"всероссийский мастер-класс учителей родных языков, включая русский 2016" Эссе "Мои методические находки"



Скачать 60,57 Kb.
Дата30.10.2016
Размер60,57 Kb.
"ВСЕРОССИЙСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС УЧИТЕЛЕЙ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ, ВКЛЮЧАЯ РУССКИЙ - 2016"http://edu.convdocs.org/tw_files2/urls_22/33/d-32306/32306_html_m3015b5f4.jpg

Эссе "Мои методические находки"

Амирханова Ф.Т.,

учитель башкирского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Башкирская гимназия-интернат №2 им. А. Валиди

МР Ишимбайский район Республики Башкортостан


I. Я - учитель! Учитель башкирского языка и литературы – заявляю я с гордостью и с большой ответственностью!

...1981 год. Слова директора школы при вручении аттестата об окончании школы:"Ты должна стать учителем!" "Никогда!"-думаю про себя и иду в технический ВУЗ. Но Его величество судьба распорядилась по-своему. ...Первые уроки, и страшные мысли в голове: сколько лет еще работать до пенсии?! Спустя 30 лет вспоминаю всё это и улыбаюсь... Потому что я нашла себя именно в этой професии! В професии – учитель родного языка и литературы!

К своему призванию (не побоюсь этого слова) я пришла через труд, кропотливый, трудный и всепоглощающий. Я влюблялась в свой родной язык, готовясь бессонными ночами к урокам, меня потрясали философской глубиной, смелостью идей, великолепием языка произведения М.Акмуллы, Ш. Бабича, М. Карима, З. Биишевой, Х. Давлетшиной, Р. Гарипова... Я сгорала и заново рождалась, познавая историю своего народа... Да, у меня есть смысл жизни: передать молодому поколению всё, что я накопила в душе за эти годы. Как говорил наш Мустай Карим, чтобы народ мой "продолжал петь свои песни в караване истории", чтобы мой родной башкирский язык звучал вечно!

II. В поиске, или стремление идти в ногу со временем... За эти годы, стараясь работать творчески, изучала и применяла различные методы и технологии. Но почему-то не могла сделать выбор для одной технологии. Мучилась, задавалась вопросами: правильно ли я работаю, не отстаю ли от коллег, работающих по современным технологиям? В душе нарастало чувство неудовлетворенности, недовольство своей работой. И когда стала изучать системно-деятельностный подход (СДП) в обучении, все стало на свое место. Почему? Технологий много: технология сотрудничества, проблемное обучение, игровые, информационные технологии и т.д. У каждой из них свои плюсы и минусы. Ученые утверждают, что самую лучшую технологию в образовании ещё не придумали. А СДП не отрицает существующие технологии, а помогает мне их систематизировать на основе совместной деятельности ученика и учителя. Я поняла главное: какую бы технологию не применял учитель, у ученика должен быть интерес к процессу обучения, он сам должен увидеть, определить проблему, искать пути решений данной проблемы и найти их. Только такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.



III. Мои находки и наработки. Урок литературы. 5 класс. Сказка "Аминбак". Ложь - хорошо или плохо? Конечно же, плохо, получаю ответ. Наш герой тоже обманывает, значит, он плохо поступает? Тогда почему поступок героя преподносится народом как смелость? Поиск ответа на этот вопрос станет основой диспута в классе. Проблемное обучение, которое так нравится моим ученикам.

В 8 классе анализируем сказание народного писателя Республики Башкортостан З. Биишевой "Мастер и Подмастерье". Учащиеся идут по проторенному пути: Мастер у нас вот какой хороший, а Подмастерье - плохой. Да, красть чужой труд, несомненно, плохо. Ребята, никто не заметил положительные качества Подмастерья? И ... у ребят озарение: у Подмастерья есть цель - прокормить детей, да и бизнес легким трудом не назовешь. Так ли безупречен Мастер? Кому Мастер оставил в наследство свое гончарное искусство? Оставил ли он после себя продолжателей своего рода? Что объединяет героев? Один мечтает жить в достатке, другой - подарить людям красоту. Ваше отношение к мечте Подмастерья? Как оцените слова Подмастерья после смерти Мастера: "Эх, так и умер бедолага, не поняв, что умение жить - это не только умение трудиться..." Как сложилась бы судьба героев сегодня, окажись они среди нас? А они есть среди нас? Какой проект вы бы предложили им, чтобы они оба нашли свое место в жизни? Знаете ли вы, что свое произведение З. Биишева посвятила Хадии Давлетшиной? Теперь учащимся интересна судьба писательницы Х. Давлетшиной. Перед ними заново встает выбор: можно ли оправдать поступок Подмастерья? Такую современную интерпретацию можно преподнести учащимся в изучении тех или иных художественных произведений. Главное - заинтересовать детей, приучать их к чтению, не просто к чтению, а к чтению со смыслом.

Нравится ученикам и игровые технологии. На уроках они - ведущие известных телепередач, где обсуждаются те или иные проблемы, журналисты, готовящие репортаж, берущие интервью... Среди моих учащихся есть ведущие и республиканских телевизионных передач. Не зря именно мои ученики стали ведущими появившегося в 2014 году школьного телевидения. Многие мои ученики - незаменимые экскурсоводы нашей гимназии-интернат. Воспитанию уверенной в себе личности помогает ролевая игра "Я - учитель", когда учащиеся в роли учителя объясняют тему урока всему классу.

Активно применяю информационные технологии. Я - участница инновационной площадки Института развития образования Республики Башкортостан по теме: "Управление качеством образования в гимназии-интернате на основе внедрения электронного обечения", которая работает на базе общеобразовательного учреждения с 2014 года. В муниципальном конкурсе МКУ ОО администрации муниципального района Ишимбайский район "Фестиваль методических идей" (2015 г) мне во время мастер-класса удалось убедить жюри в эффективности применения интерактивной системы тестирования ВОТУМ.

Уроки литературы для меня - это совместный поиск истины, урок сотрудничества, это диалог равных. Стараясь создать эмоциональную атмосферу, помогая учащимся ощутить себя сопричастными к тайнам творчества писателя, учу детей постигать глубинный смысл художественного слова. Стремлюсь, чтобы тема коснулась и души, и ума, создав условия для творческого процесса нравственных и эстетических ценностей произведения, чтобы судьба героя постигалась не извне, а изнутри. Учащийся, оценивая нравственные конфликты, ситуации, идею произведения, находит в них личностный смысл. Помогает мне в этом суггестивный метод. Например, какой совет дал бы герою в данной ситуации? Как поступил бы ты? Что ты почувствовал, прочитав отрывок от первого лица?

Изучение исторических произведений вызывает определенные трудности у учащихся. Представить события давно минувших дней, этнографию народа, осмыслить поступки героев помогают такие работы, как составление сценария по произведению. Практикую и съёмку коротких фильмов на 5-7 минут, где сами учащиеся - и сценаристы, и режиссеры, и костюмеры, и декораторы, и музыканты и т.д. С 5 класса учащихся учу читать выразительно художественные произведения: относиться к тексту не только как к словам, предложениям и законченной мысли, но и к тому, что за текстом стоит языковая личность - творец текста и адресат, к которому предназначен текст, тем самым приучая ребят выражать свою личность, индивидуальность в творческих работах. Работы моих учеников печатаются и в районной газете «Торатау», и в республиканских детских изданиях «Йэншишмэ», «Аманат». Неудивительно, что мои учащиеся - обладатели Гран-при, победители и призеры в таких республиканских конкурсах, как "Жемчужины Башкортостана", "Здравствуй, сказка!", конкурс юных сказителей эпического сказания "Урал батыр".



На уроках родного языка стараюсь дать понять детям, что язык - это не только средство общения, язык народа - это прежде всего средство воспитания, историческая память, воплощенная в слове; что язык - это тысячелетняя духовная культура, связь поколений. Родной язык - это душа народа. Поэтому любую грамматическую тему преподношу в контексте истории, этнографии, культуры, природных достопримечательностей и т.д., вовлекая к изучению родного языка и родителей, бабушек, дедушек. Опишите, как вы работали на сенокосе или собирали ягоды, например. Столько новых слов: и названия птиц, и орудий труда, и процесса работы узнают ребята, выполняя такие совместные задания. Во-первых, учащиеся на практике убеждаются, как данная тема помогает им точнее, образнее выражать свои мысли, во-вторых, такая работа заставляет родителей быть внимательными к словарному запасу своих детей, в третьих, совместная творческая работа сплачивает семью. У моих учащихся имеются книжечки, где они записывают слова, фразеологизмы, пословицы из лексики родных, что заставляет их быть внимательными к речи старших. Я уверена, что мои ученики и родители поймут, что родной язык - это наше достояние, наша визитная карточка, наш священный код, дарованный народу, что он оберегает нас, дает повод гордиться своей нацией, что познать этот мир и себя на родном языке - это огромное счастье!



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница