Ядерный контроль выпуск #28 (311), 2007 4 октября – 10 октября



страница1/3
Дата17.01.2018
Размер0,57 Mb.
  1   2   3
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ

Выпуск #28 (311), 2007

4 октября – 10 октября

ЦИТАТА НОМЕРА

"Консультации, которые состоялись в рамках подготовки встречи министров иностранных дел и обороны России и США, показали, что у нас хорошие аргументы в пользу этой инициативы. Американская сторона обещала привезти на встречу "2+2" конкретный ответ на наши предложения. Рассчитываем, что этот ответ позволит укрепить стратегическую стабильность, а не создавать в ней новые риски".

Министр иностранных дел России
Сергей Лавров

СОДЕРЖАНИЕ

КАЛЕНДАРЬ

4 октября – 10 октября



ЯДЕРНОЕ И РАКЕТНОЕ ДОСЬЕ

  • Иранское ядерное досье

  • Планы США в области противоракетной обороны

  • Реформа атомной отрасли в России

  • Мирный атом России

  • Международное сотрудничество России

  • Конкуренция за уран

  • Сохранение ядерных знаний

  • Ядерные планы Индии

  • Секреты досье Ирака

  • Сращивание контрабанды наркотиков и ядерных материалов

МНЕНИЕ

  • Замминистра иностранных дел РФ Александр Грушко о противоракетной обороне

  • Сущность ядерного сдерживания

ИНФОРМАЦИЯ ПИР-ЦЕНТРА

  • Круглый стол по энергетической политике России в Центральной Азии и на Каспии

  • О бюллетене

КАЛЕНДАРЬ

4 октября - Ровно 50 лет назад в Советском Союзе был запущен первый в мире искусственный спутник Земли с кодовым обозначением ПС-1 (простейший спутник-1).

4 октября - Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму Федеральный закон "О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Госкорпорация, согласно документу, создается путем реорганизации Федерального агентства по атомной энергии (Росатом) и будет носить то же название. Предполагается, что эта специальная корпорация объединит предприятия атомной энергетики и промышленности и будет решать задачи обеспечения интересов государства в сфере обороны.

4 октября - Россия планирует развивать сотрудничество с Францией в сфере создания ядерных реакторов на "быстрых нейтронах" (БН) и обращении с отработанным ядерным топливом (ОЯТ), сообщил представитель Росатома на очередном заседании Координационного комитета Федеральное агентство по атомной энергии России - Комиссариат по атомной энергии Франции (КАЭ). Стороны заявили о намерении развивать сотрудничество в мирной атомной энергетике, - сказал он, сообщив, что руководитель российской делегации, начальник управления международного сотрудничества Росатома Владимир Кучинов подчеркнул интерес России углублять сотрудничество по созданию БН и обращении с ОЯТ с французскими коллегами.

5 октября - Индийские стратегические силы успешно провели очередные испытания баллистической ракеты малой дальности Агни A-I, сообщило министерство обороны Индии. Данная ракета способна нести ядерную боеголовку. "Параметры полета ракеты дальностью 700 километров соответствовали ожидаемым, все поставленные задачи были выполнены", - говорится в сообщении. Это был четвертый пуск этой ракеты.

6 октября – США надеются, что "удастся взять многое из режима проверки выполнения соглашений по СНВ-1 и применить это к действующему Договору об СНП", заявил помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Дэниел Фрид. Он отметил, что главы оборонных и дипломатических ведомств США и России обсудят эту тему на предстоящей 12-13 октября встрече в Москве. "Мы считаем важным взять все лучшее из СНВ-1, чтобы по истечении срока действия этого документа мы могли двигаться вперед", - сказал Фрид. Он отметил, что "в течение всего 2007 года мы работали с российской стороной над улучшением условий по истечении срока СНВ-1 и мы хотели бы продвигаться вперед".

6 октября - Танзания намерена использовать атомную энергию для выработки электричества, говорится в письменном заявлении, распространенном Министерством науки, техники и высшего образования Танзании. Официальные службы Танзании впервые за последние годы обнародовали свои планы в отношении мирного использования атома. В заявлении отмечается, что значительные ресурсы урана, которыми располагает страна, ждут дальнейшего освоения. Как сказано в заявлении, выработка электричества в Танзании чрезмерно зависит от гидроэнергетики. Серьезный дефицит электричества, который испытывала Танзания на протяжении 18 месяцев из-за длительной засухи, вынудил правительство приступить к изучению возможности выработки электричества с помощью ядерной энергии. С 2008 года танзанийское правительство начнет выделять целевые средства на соответствующие исследования.

8 октября - Министр иностранных дел Египта Ахмет Абу аль-Гейт в понедельник выступил с заявлением, в котором призвал Израиль присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и потребовал от этой страны соблюдения на всех ядерных объектах правил безопасности Международного агентства по атомной энергии.

9 октября - Киргизия и Кот-д'Ивуар официально уведомили Россию и США как сопредседателей Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма об одобрении заявления о ее принципах. Таким образом, количество участников инициативы достигло 62.

9 октября - Иран по итогам переговоров с Международным агентством по атомной энергии, второй раунд которых начался во вторник в Тегеране, готов предоставить МАГАТЭ информацию о своих центрифугах для обогащения урана, сообщило иранское официальное информагентство ИРНА со ссылкой на источники, близкие к переговорам.

10 октября - встреча рабочей группы высокого уровня в рамках подготовки переговоров РФ и США в формате "два плюс два" по проблематике ПРО открылась в Москве. Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Кисляк и помощник госсекретаря США Джон Руд проведут предварительные консультации, чтобы подготовить встречу глав внешнеполитических и оборонных ведомств России и США в формате "два плюс два", которая состоится в Москве в пятницу, 12 октября.

ЯДЕРНОЕ И РАКЕТНОЕ ДОСЬЕ


  • Иранское ядерное досье

В Тегеране завершился второй день переговоров Ирана с МАГАТЭ, стороны пока не комментируют их результаты. Станислав Хамдохов. РИА Новости. 10 октября 2007

В Тегеране завершился второй день переговоров Ирана с Международным агентством по атомной энергии. Предметом переговоров представителей агентства с иранскими властями является история создания и эксплуатации в Иране газовых центрифуг для обогащения урана "Пи-1" и "Пи-2".

Делегация МАГАТЭ, которую возглавляет заместитель гендиректора агентства ОллиХейнонен, прибыла в Тегеран во вторник утром. В общей сложности стороны провели за столом переговоров уже около девяти часов, однако никаких официальных комментариев относительно результатов консультаций пока не поступало.

Накануне иранские СМИ со ссылкой на источники, близкие к переговорному процессу, сообщили, что Тегеран готов представить МАГАТЭ ответы на имеющиеся у него вопросы относительно истории создания иранскими атомщиками центрифуг "Пи-1" и "Пи-2". Разъяснения иранской стороны будут запротоколированы и переданы в штаб-квартиру МАГАТЭ в Вене. На следующей встрече, которая запланирована на конец октября в Тегеране, Иран даст дополнительные ответы на вопросы агентства. После чего МАГАТЭ представит свои выводы и оценку объяснений иранцев.

Предыдущий раунд переговоров по центрифугам состоялся в Тегеране 24-25 сентября на уровне экспертов. В настоящее время в Иране на заводе по обогащению урана в Натанзе (центральная иранская провинция Исфахан) функционирует около 3 тысяч центрифуг. Иранское руководство неоднократно заявляло, что планирует установить в Натанзе 50 тысяч центрифуг, работа которых позволит Ирану стать независимым от поставок ядерного топлива из-за рубежа. Центрифуги "Пи-2" являются усовершенствованными моделями центрифуг "Пи-1".

Иран и МАГАТЭ 21 августа достигли соглашения относительно рабочего плана по поэтапному снятию остающихся у агентства вопросов к иранской ядерной программе. Позже МАГАТЭ подтвердило, что Тегеран решил все вопросы с агентством относительно экспериментов с плутонием, и агентство считает эту тему закрытой. В соответствии с соглашением Иран обязался до конца этого года ответить на все оставшиеся у МАГАТЭ вопросы к иранской ядерной программе.

10 октября президент России Владимир Путин на пресс-конференции с  резидентом Франции Николя Саркози заявил, что ядерные программы Ирана должны быть прозрачными, транспарентными, но данных о военной направленности этих программ у Москвы нет. По словам Путина, Россия согласна с тем, что Иран делает шаг навстречу международному сообществу. "Мы кооперативно работаем с партнерами в Совете Безопасности ООН и намерены дальше также кооперативно работать в будущем", - сказал президент России.


  • Планы США в области противоракетной обороны

Противоракетная дипломатия. Дмитрий Сидоров. Коммерсант. 4 октября 2007

В Москве прошли российско-американские консультации по вопросам противоракетной обороны США. Встреча экспертов открывает раунд большой дипломатии, в ходе которого стороны предпримут, скорее всего, последнюю попытку договориться по проблеме американской ПРО в Европе. Несмотря на то что шансы достичь компромисса остаются минимальными, Москва и Вашингтон, похоже, не намерены идти на дальнейшее обострение накануне предстоящих президентских выборов в обеих странах.

После небольшой паузы, потребовавшейся Москве и Вашингтону для подготовки к решающему раунду переговоров по ПРО, стороны возобновили интенсивные консультации, кульминацией которых станет будущая неделя. 9-10 октября заместитель госсекретаря США по международной безопасности и нераспространению Джон Рудобсуждает проблему ПРО США с заместителем министра иностранных дел РФ СергеемКисляком. Их консультации завершат подготовку к переговорам в формате "два на два", о которых стороны договорились еще летом, после саммита президентов Путина и Бушав Кеннебанкпорте. Совместные переговоры в Москве госсекретаря США Кондолизы Райси министра обороны Роберта Гейтса с главой МИД РФ Сергеем Лавровым и первым вице-премьером правительства РФ Сергеем Ивановым запланированы на 12 октября. По информации от источников в Вашингтоне, вполне возможно, что высокопоставленных гостей из США примет президент России Владимир Путин.

Весьма символично, что накануне нового раунда переговоров американские военные провели испытание системы ПРО, имитировав атаку со стороны Северной Кореи. По заявлениям из Пентагона, испытание прошло успешно: ракета, выпущенная с острова Кодиак на Аляске, была поражена над Тихим океаном ракетой-перехватчиком, стартовавшей с базы ВВС в Ванденберге, штат Калифорния.

Между тем, за последним испытанием системы ПРО наблюдали приглашенные на это мероприятие российские военные. Эту информацию, в частности, подтвердил пресс-секретарь посольства РФ в Вашингтоне Алексей Тимофеев. В свою очередь, источник, близкий к госдепу США, считает, что, пригласив российских военных наблюдать за испытанием ПРО, американская сторона сделала еще один примирительный жест в сторону России. Его смысл - снова попытаться убедить Москву, что размещение элементов американской ПРО в Польше и Чехии не направлено против России и не должно служить помехой для российско-американского сотрудничества в области противоракетной обороны.

Еще одним примирительным жестом в сторону Москвы стало заявление главы американского агентства по ПРО генерал-лейтенанта Генри Оберинга, прозвучавшее на брифинге в Вашингтоне. Комментируя вышеупомянутое испытание системы ПРО США в Тихом океане, господин Оберинг напомнил, что предложение России по использованию радара в Габале (Азербайджан) остается в силе. Впрочем, как именно представляет себе Вашингтон совместное использование Габалинской РЛС, которое могло бы устроить Москву, американский военный не уточнил. Генерал Оберинг считает, что для создания оптимальной системы ПРО возможностей только радара в Габале недостаточно. "Было бы здорово использовать его в паре со станцией слежения в Чехии",- пояснил генерал.

Судя по всему, позиция Вашингтона, заключающаяся в том, что Габалинская РЛС может служить лишь дополнением к элементам американской ПРО в Польше и Чехии, а не альтернативой ей, к сегодняшнему дню не изменилась. При этом на случай отказа Чехии размещать у себя элементы системы ПРО у США есть альтернативные варианты. "Есть и другие страны, в которых мы могли бы разместить радар, но эти варианты не являются оптимальными, как Чехия и Польша", - сообщил генерал Оберинг. По-прежнему делая главную ставку на объекты в Польше и Чехии, в качестве возможных альтернатив в Пентагоне рассматривают радар морского базирования. Впрочем, американские военные признают, что ракеты морского базирования, которыми сейчас располагают США, не обладают достаточным радиусом действия, в связи с чем данный вариант может быть реален только в 2014-2015 годах.

По мнению источников в Белом доме, остающаяся неизменной позиция администрации Буша по наиболее принципиальному вопросу об объектах в Польше и Чехии означает, что предстоящие переговоры по ПРО в Москве будут нелегкими. С этой точкой зрения согласен и ведущий эксперт фонда Heritage Ариэль Коэн. "Российские военные понимают, что в ближайшее время система ПРО США в Европе не может угрожать их ракетам, но при этом стараются затормозить ее развертывание. Такая позиция имеет свою логику. Они считают, что в будущем, в расширенном виде, ПРО США может причинить ущерб российскому потенциалу ответного удара",- заявил господин Коэн. По мнению эксперта, единственным выходом в сложившемся положении могло бы стать включение России "в качестве партнера в систему контроля над ПРО".

Одним из видов такого сотрудничества, на которое согласны Москва и Вашингтон, в частности, может стать обмен информацией между США, Россией и НАТО о возможных ракетных атаках. Впрочем, возможность такого сотрудничества пока находится на уровне обсуждения.

При этом позиция Москвы также остается непреклонной. Об этом свидетельствуют, в частности, последние комментарии первого вице-премьера правительства РФ СергеяИванова, прозвучавшие во время состоявшейся в сентябре встречи с западными политологами и журналистами в рамках дискуссионного клуба "Валдай". По информации одного из участников встречи, в ходе обсуждения господин Иванов прямо заявил, что ПРО США в Европе будет направлена не против Ирана, у которого нет и не может быть межконтинентальных ракет, а против России.

Таким образом, накануне решающих переговоров в Москве российская сторона дает понять, что ни при каких обстоятельствах не согласится на размещение объектов ПРО США в Польше и Чехии. И торг в этом вопросе неуместен. Это означает, что шансы на достижение компромисса в ходе решающего раунда российско-американских переговоров остаются минимальными. В то же время очевидно и то, что в дальнейшем раскачивании лодки не заинтересована ни та ни другая сторона. По мере приближения президентских выборов в России и США ни Москва, ни Вашингтон по внутриполитическим соображениям не намерены педалировать проблему ПРО. Это означает, что главные усилия сторон будут сведены к тому, чтобы сохранить лицо и продемонстрировать видимость прогресса на переговорах по ПРО, не поступившись при этом принципами.

Сенатор Лугар считает реальным сотрудничество между США и Россией в области ПРО. Андрей Суржанский. ИТАР-ТАСС. 9 октября 2007

Влиятельный американский сенатор Ричард Лугар считает реальным сотрудничество между США и Россией в области противоракетной обороны. Об этом он заявил 8 октября, выступая в Институте Брукингса в Вашингтоне в связи с предстоящей в Москве встречей глав внешнеполитических и оборонных ведомств России и США в формате "два плюс два".

"Обеспокоенность по поводу последствий (развертывания) в Центральной Европе ограниченной региональной системы ПРО, направленной против стран- изгоев, может трансформироваться в продуктивное обсуждение более глобального подхода в вопросе защиты от ядерных атак", - сказал он. Лугар поддержал мнение "старейшины" американской дипломатии Генри Киссинджера о том, что предложение Москвы связать российские и натовские системы раннего предупреждения о пусках ракет может быть исторической инициативой, призванной совместно решать проблемы, представляющие угрозу одновременно для всех стран.

Сенатор считал бы полезным "обмен с Россией информацией, собранной американской и натовской системами" и даже, "возможно, соединение (их) радарных систем и систем раннего предупреждения" для обеспечения транспарентности и демонстрации сотрудничества. По его мнению, стороны могли бы рассмотреть возможность совместного развертывания и использования радиолокационных станций, а также обмена данными системы раннего предупреждения. Наконец, заметил сенатор, можно было бы допустить представителей минобороны РФ на американские объекты ПРО в Европе и тем самым предоставить Москве гарантии, что эти радары не будут использоваться для того, чтобы шпионить за Россией. В "обмен на это" американские офицеры связи могли бы быть прикомандированы к российским командным пунктам стратегических сил.

Не менее важное значение Лугар придает сотрудничеству в области ПРО с НАТО. "Трудно представить, что США добьются успеха в разработке эффективной системы ПРО в Европе в отсутствии широкой поддержки со стороны членов НАТО", - сказал американский законодатель. По его мнению, такое сотрудничество, как на двустороннем, так и на многостороннем уровне могло бы осуществляться в рамках Совета Россия-НАТО.

США предлагают России участие в совместных системах ПРО. ИТАР-ТАСС. 5 октября 2007

Администрация Джорджа Буша считает предложение России по совместному использованию радара в Габале (Азербайджан) "очень интересным" и считает возможным российское участие в совместных взаимосвязанных системах ПРО вместе с США и, возможно, НАТО, заявил заместитель госсекретаря США по странам Европы и Евразии Дэниэл Фрид. "Мы находим предложения русских очень интересными, смотрящими вперед и открывающими возможности для серьезного стратегического сотрудничества по противоракетной обороне", - заявил Фрид.

По его словам, вопрос о ПРО будет одним из основных в повестке дня предстоящих двухдневных переговоров в Москве в формате "два на два" с участием глав внешнеполитических ведомств и министерств обороны России и США. "Мы сообщили русским, что их предложение по радарному объекту в Габале в Азербайджане и, возможно, по радарному объекту в самой России, открывает возможность для усилий по настоящему сотрудничеству по ПРО, направленной на отражение общих проблем и мы хотели бы видеть весь вопрос поднятым таким образом, чтобы на столе было все, что делает НАТО, что могут делать США, поляки и чехи и что готова предложить Россия", - сказал американский дипломат.

"Нужно, таким образом, по-новому обозначить проблему, чтобы в ответ мы и русские и, возможно, НАТО или Совет Россия-НАТО работали бы вместе над созданием общей системы или общих сетей систем, которые внесли бы клад в безопасность всех и ответили бы также на обеспокоенность русских – если они будут частью системы, они будут гораздо более уверены в том, что она не будет направлена против них", - сказал Фрид. При этом он вновь подчеркнул, что США выступают за размещение объектов ПРО именно в Польше и Чехии.

"Вопрос о размещении радара и ракет продиктован не каким-либо политическими соображениями, а вопросами географического охвата. Если вы разместите их в других местах, то охват в Европе будет меньше. С учетом географии и геометрии Польша и Чехия являются идеальными", - заявил Фрид. Он добавил, что РЛС в Габале при этом могла бы отлично дополнить американские объекты ПРО.

"Радар в Габале и радар в Чехии словно созданы друг для друга, и если они будут объединены, они обеспечат намного более надежный охват пусков иранских баллистических ракет, чем если бы они действовали каждый самостоятельно", - сказал Фрид. "Наши эксперты, которые посетили радар в Габале, установили, что он действительно обладает рядом серьезных возможностей", - заявил дипломат.



  • Реформа атомной отрасли России

Госкорпорация "Атом". Елена Шишкунова. Известия. 8 октября 2007

Владимир Путин определил будущее российской атомной отрасли. Он внес в Госдуму законопроект о создании государственной корпорации, которая объединит под своим крылом все гражданские предприятия и ядерный оружейный комплекс. С ее появлением завершится масштабная реформа, которую затеял глава Росатома Сергей Кириенко.

Государственные суперкомпании множатся на глазах. Уже есть Объединенная авиастроительная, Объединенная судостроительная корпорации, корпорация нанотехнологий, а теперь будет еще и атомная. В правительстве и в Кремле не устают спорить: нужны ли государству все эти гиганты? Ярым противником госкорпораций в Белом доме был Герман Греф. Впрочем, его там уже нет. А на днях глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович выступил категорически против создания новых госкомпаний. Не помогло.

Экономисты-либералы уверены, что государство – неэффективный собственник, и компании-гиганты не могут работать так же хорошо, как частный бизнес. Им возражают сторонники госкорпораций: на дворе век глобализации - и только крупные игроки способны конкурировать на мировом рынке. И наша атомная отрасль здесь не исключение.

Президент внес в Госдуму законопроект о создании госкорпорации по атомной энергии, которая должна "вырасти" на месте федерального агентства (Росатом). Новый отраслевой гигант будет контролировать гражданские предприятия, а также ядерный, научный и оружейный комплексы. "Госкорпорация создается, чтобы сохранить единство управления атомной отраслью", - пояснили в Росатоме.

Реформа, понятное дело, началась не вчера. Еще 5 февраля 2007 года президент подписал указ об учреждении госхолдинга "Атомэнергопром", в который должен войти весь гражданский "атом" - 31 акционерное общество и 55 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов), как только их акционируют.

Сейчас, как рассказали нам в агентстве, 24 пакета акций АО уже переданы на баланс "Атомэнергопрома", а ФГУПы как раз проходят стадию акционирования. Но теперь стало известно, что у "Атомэнергопрома" появится новый хозяин - госкорпорация. Спрашивается, почему президента не устраивало агентство? Дело вот в чем. Отраслевые ФГУПы считаются собственностью государства, и от имени государства управляет ими Росимущество. "По закону мы можем только назначить или снять директора, а дальше он может прислушаться к нашим рекомендациям, но, строго говоря, может им не следовать", - объясняют изъяны существующей схемы в агентстве. А вот когда ФГУП станет "дочкой" госкорпорации, попробуй не прислушайся к мнению акционеров, они могут вникать в дела и контролировать управление.

Источники в отрасли уверяют, что на пост гендиректора госкорпорации нет иной кандидатуры, кроме Сергея Кириенко. А наблюдательный совет возглавит скорее всего глава президентской администрации Сергей Собянин, который сейчас возглавляет совет директоров корпорации ТВЭЛ ("дочка" "Атомэнергопрома", производит ядерное топливо).  Первое чтение законопроекта о создании госкорпорации запланировано в Госдуме на 11 октября.



  • Русал__вырастет_на_атоме.'>Мирный атом России

Русал вырастет на атоме. Коммерсант.  Дмитрий Смирнов, Татьяна Никитина, Саратов, Дмитрий Беликов. 10 октября 2007

ОК Русал определилась с площадкой для крупнейшего в мире энергометаллургического комплекса стоимостью 6-7 млрд. долл. Алюминиевый завод на 1,05 млн. тонн металла в год будет построен в Саратовской области одновременно с двумя новыми блоками Балаковской АЭС общей мощностью 2 тыс. МВт. Однако реализация проекта во многом зависит от способности российских машиностроителей расширить свои мощности.

Гендиректор ОК Русал Александр Булыгин и губернатор Саратовской области ПавелИпатов подписали соглашение о строительстве к 2013 году в Балакове крупнейшего в мире энергометаллургического комплекса. Он будет включать опять же самый большой в мире алюминиевый завод мощностью 1,05 млн. тонн металла в год и два новых энергоблока (пятый и шестой) Балаковской АЭС общей мощностью 2 тыс. МВт. Сейчас крупнейшие в мире алюминиевые заводы также принадлежат Русалу - Братский (983 тыс. тонн) и Красноярский (950 тыс. тонн). По оценке Александра Булыгина, вложения в проект Русала составят 6-7 млрд. долл. Другими участниками могут выступить ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Федеральная сетевая компания" и Росатом. Общая сумма вложений, уточнил господин Булыгин, станет известна после подготовки ТЭО проекта в 2008 году. По прогнозам Русала, окупится проект за 15 лет.

Ранее Русал говорил о планах по строительству энергометаллургического комплекса на основе АЭС на Дальнем Востоке). Мотивируя выбор Саратовской области, господин Булыгин пояснил, что "здесь есть развитая транспортная и энергетическая инфраструктура и промышленные мощности для размещения производства комплектующих". К числу преимуществ области он отнес и близость к Казахстану "с его источниками сырья для производства алюминия". Проект позволит Русалу увеличить выпуск металла на 25%.

Но реализация планов компании зависит от Росатома, который должен согласовать достройку Балаковской АЭС. Павел Ипатов признал, что окончательно этот вопрос еще не решен. Эта АЭС не вошла в федеральную программу по строительству новых атомных энергоблоков по причине "избытка энергомощностей в округе". Кроме того, уточнил Павел Ипатов, который до 2005 года возглавлял АЭС, возможности российского энергомашиностроения "весьма ограниченны". "В стране ежегодно может строиться только два энергоблока, - пояснил чиновник. - И они уже прописаны в долгосрочной программе. Наша задача  - провести переговоры с Росатомом, чтобы, четко обосновав свои предложения, вклиниться в эту программу".

Пресс-секретарь Росатома Сергей Новиков сообщил, что по Балаковской АЭС "идет переговорный процесс". Решение о достройке станции будет принято по согласованию с РАО "ЕЭС России" и Минпромэнерго. Господин Новиков согласен, что проблема в возможностях машиностроителей: сумеют ли они выпустить необходимое количество оборудования "без ущерба для утвержденных бюджетных проектов". Единственным производителем атомных реакторов в России является ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ), которое способно выпускать только два блока в год. Но в ОМЗ заверяют, что при наличии заказов могут расширить мощности. Мощности "Атомэнергомаша" также рассчитаны только на два комплекта котельного оборудования в год, хотя компания обещает "в перспективе" удвоить производство.

Опрошенные аналитики к планам Русала относятся осторожно. "Это далеко не первый проект, который объявлял Русал, но многие так и не завершены, - говорит Дмитрий Парфенов из ИК Проспект. - Компания пытается договориться о гарантированных поставках нужного объема энергии по дешевым тарифам, но не всегда удачно. Из-за этого возникли проблемы с проектом Коми-Алюминий". Управляющий партнер НКГ 2К Аудит  - Деловые консультации Иван Андриевский добавляет, что у Русала и так масштабная инвестпрограмма. Без учета нового проекта компания предполагала вложить до 2013 года в производство 11 млрд. долл. По прогнозам Игоря Нуждина из банкаЗенит, EBITDA Русала в 2007 году составит 3,2 млрд. долл., а к 2013 году достигнет 5,8 млрд долл. "На инвестиции Русалу нужно тратить около 2,8 млрд. долл. в год", - отмечает аналитик. По его мнению, такие "расходы компании по силам" и даже позволят к 2013 году погасить текущий долг в 7,7 млрд. долл.



  • Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница