Ярославский филиал



Скачать 307,08 Kb.
Дата20.10.2016
Размер307,08 Kb.
Международная

«Лига развития науки и образования» (Россия)

Международная ассоциация развития науки,

образования и культуры России (Италия)
НОУ ВПО «Институт управления»
(г. Архангельск)

----------------------------------------------------

ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ


Учебно-методические материалы

дисциплины «Программная инженерия»

для студентов направления
230700.62 Прикладная информатика,

профиль подготовки – «Прикладная информатика (в экономике)»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
ЯРОСЛАВЛЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

2012


СОДЕРЖАНИЕ:



1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1

Цель изучения дисциплины состоит в

формировании прочной теоретической базы для понимания теоретических основпостроения и функционирования операционных систем, ихназначение и функции; профили открытых ИС,функциональные и технологические стандарты разработки программных комплексов; принципы организации проектирования и содержание этапов процесса разработки программных комплексов; задачи и методы исследования и обеспечения качества и надежности программных компонентов; экономико-правовые основы разработки программных продуктов

1.2

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.2.1

ознакомление студентов с основными положениями построения и функционирования операционных систем;

1.2.2

привитие навыков проектирования и процесса разработки программных комплексов

1.2.3

изучение функциональных и технологических стандартов разработки программных комплексов

1.2.4

ознакомление с методами исследования и обеспечения качества и надежности программных компонентов

2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ОК-1 Способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества

Знать

методы системного анализа и процессного подхода

Уметь

воспроизводить накопленные знания по дисциплинам информатики и использовать их с целью формирования логических размышлений в сфере проводимого обобщения и анализа информации

Владеть

методами системного анализа для анализа информации и информационных систем

ОК-3Способен работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений

Знать

принципы функционирования коллектива, принципы установления атмосферы в коллективе

Уметь

работать в коллективе, использовать свои знания и авторитет для поддержания взаимоотношений с коллективом

Владеть

навыками анализа действующих взаимоотношений в коллективе

ОК-4 Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность

Знать

методы принятия организационно-управленческих решений

Уметь

ориентироваться в изменяющихся условиях внешнего и внутреннего окружения хозяйствующего субъекта для принятия управленческих решений

Владеть

методами (методиками) выработки организационно-управленческих решений и оценивать возможные риски

ОК-9 Способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач

Знать

иностранный язык, ориентироваться в технических терминах, применимых к информационным системам

Уметь

пользоваться технической литературой на иностранном языке по информационным системам

Владеть

навыками письменного и устного перевода информации на иностранном языке

ОК-11 Способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия

Знать

знать историческое наследие и культурные традиции современного общества

Уметь

находить социальные и культурные различия, бережно и уважительно относиться к историческому наследию

Владеть

знаниями о культурных традициях, толерантно воспринимать социальные и культурные различия

ОК-13 Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

Знать

сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, основные требования информационной безопасности

Уметь

выявлять опасности и угрозы, возникающие в информационных процессах и определять методы противодействия им

Владеть

методами выявления и противодействия угрозам в информационно среде, методами и методиками информационной безопасности

ОК-14 Способен применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, технику безопасности на производстве

Знать

основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, технику безопасности на производстве

Уметь

применять методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, технику безопасности на производстве

Владеть

методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, технику безопасности на производстве

ПК-1 Способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности

Знать

знать основы нормативно-правовых актов, применяемых в информационной сфере деятельности человека

Уметь

применять нормативные акты (международные, федеральные, местные и т.д.) для формирования информационной среды хозяйствующего субъекта

Владеть

нормативно-правовой базой, применяемой в информационной сфере деятельности хозяйствующего субъекта

ПК-22 Способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности

Знать

свою предметную область на высоком уровне

Уметь

готовить научные труды и электронные информационно-образовательные ресурсы по своей профессиональной деятельности

Владеть

навыками написания научных трудов и электронных ресурсов


В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

2.1

Знать:

2.1.1

сущность понятий «данные», «информация», «информационная система», «программное средство», «жизненный цикл»;

законы Российской Федерации, Указы Президента РФ, постановления органов власти и управления различных уровней и другие руководящие документы, регламентирующие отношения в информационной среде.



2.2

Уметь:

2.2.1

создавать проекты программных систем;

применять методы защиты информации и контроля доступа к информации.



2.3

Владеть:

2.3.1

приемами применения теоретических знаний при практической деятельности по проектированию информационных систем;

навыками сбора, обработки и анализа информации, требуемой для целей профессиональной деятельности.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)




занятия

Наименованияразделовитем

Учебныевопросы,подлежащиерассмотрению

Видзанятия

Трудоёмкость(час)

Раскрываемыекомпетенции

Литература

Раздел1.История и развитие термина «Программная инженерия»

1-1

Тема№1. История развития программной инженерии.

1.Предпосылки и история программной инженерии

2. Кризис программирования



Лекция

2

ОК-1,3,4

Л1.1,Л1.3,

Л1.6,Л2.4



1-2

1. Повторное использование кода (модульное программирование)

2. Рост сложности программ (структурное программирование)

3. Модификация программ

4. Программная инженерия в наши дни



Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (СРС)

5

Л1.3,Л1.5,

Л2.2,Л2.4,Л3.3



Раздел 2. Понятие программной инженерии

2-1

Тема№2. Программная инженерия

1. Основные понятия и определения.

2. Отличия от информатики и других инженерий



Лекция

2

ОК-1,3,4,9;

ПК-1,2,3


Л1.2,Л1.3,

Л1.7,Л2.1,Л2.4,Л3.4



2-2

1.Формирование стоимости программного средства

2. Разработка проекта программного средства.

3. Разработка структуры проекта программного средства.

4. Определение этапов проектирования



Практическое

2




2-3

1. Стандарты программной инженерии

2. CASE-средства проектирования ПС

3. Кодекс этики IEEE-CS/ACM


СРС

5




3-1

Тема№3.Жизненный цикл программного обеспечения

1.Классификация ПС по масштабности проектов.

2.Принципы управления ЖЦ ПС (ISO 9000:2000).

3. Схема ЖЦ профилей стандартов

4. Оценки уровней зрелости проектов разработки ПС

5. Оценка качества ПС


Практическое

2

ОК-9,11,13;

ПК-1,22


Л1.3,Л1.4,

Л3.1,Л3.4



3-2

Л1.3,Л1.4,Л3.1,Л3.4

3-3

1.Процессы менеджмента качества ПС

2. Процесс системного проектирования ПС

3. Методика экспертного технико-экономического обоснования проекта ПС.

4. Документирование требований к ПС.



СРС

5

Л1.3,Л2.1,Л.2.3

4-1

Тема№4 Разработка модели ЖЦ ПС

1. Разработка модели ЖЦ.

2. Описание этапов ЖЦ.

3. Разработка структуры плана управления проектом ПС.

4. Построение схемы затрат



Практическое

4

ОК-4,9,11,14;

ПК-22


Л1.3,Л2.2,Л3.5

Л1.3,Л2.2,Л3.6



4-2

1.Классификация дефектов и их принадлежность к специалистам команды разработчиков

2. Схема планов процесса проектирования ЖЦ ПС

3. Разработка и формализация требований к ПС

4. Определение основных количественных характеристик качества ПС

5. Определение основных качественных характеристик качества ПС.

6. Риск-менеджмент проекта ПС.



СРС

5

Л1.3,Л1.6,Л2.3,Л3.5

Л1.3,Л2.4



4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Код источника

Библиографическое описание источника

Количество (для источников на бумажных носителях)

4.1. Основная литература

Л 1.1

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.)




Л 1.2

Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая) [Текст]: [Федер. закон № 51-ФЗ: принят Гос.Думой 21 окт. 1994 г.].




Л 1.3

Трофимов В.В. Информационные технологии: Учебник.- М.:Юрайт – М, 2009




Л 1.4

Информатика и программирование: Учебник / Истомин Е.П., Неклюдов С.Ю., Романченко В.И.- СПб.: Андреевский издател., 2008




Л 1.5

Основы информационной безопасности.: Краткий курс / Цирлов В.Л.- Ростов-на-Дону.:Феникс, 2008




Л 1.6

Информационные технологии.: Учебник / Голицина О.Л., Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. - М.:Форум-Инфра – М, 2011




4.2 Дополнительная литература

Л 2.1

Ian Sommerville. Software Engineering. - Addison-Wesley Publishing Company, 1992. P. 349-369.




Л 2.2

CASE: Копьютерное проектирование программного обеспечения. - Издательство Московского университета, 1994.




Л 2.3

Requirements for Ada Programming Support Enviroments. - USA: DoD, Stoneman, 1980.




Л 2.4

К. Фути, Н. Судзуки. Языки программирования и схемотехника СБИС. – М.: Мир, 1988. С. 85-98.




Л 2.5

J. Rumbaugh, M. Blaha, W. Premerlani, F. Eddy, W. Lorenzen. Objekt-Oriented Modeling and Design. – Prentice Hall. 1991.




Л 2.6

15.4. Г.Буч. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения: пер. с англ. – М.: Конкорд, 1992.




Л 2.7

15.5. М. Фаулер, К. Скотт. UML в кратком изложении. – М.: Мир, 1999.




Л 2.8

15.6. Ф. Крачтен. Введениев RATIONAL UNIFIED PROCESS. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2002.




Л 2.9

15.7. В.Ш.Кауфман. Языки программирования. Концепции и принципы. – М.: Радио и связь, 1993.




Л 2.10

15.8. М. Бен-Ари. Языки программирования. Практический сравнительный анализ. – М.: Мир, 2000.




Л 2.11

15.9. Э. Дейкстра. Заметки по структурному программированию / У. Дал, Э. Дейкстра, К. Хоор. Структурное программирование. – М.: Мир, 1975. – С. 7-97.




Л 2.12

Г.Майерс. Надежность программного обеспечния. - М.: Мир, 1980. - С. 174-175.




4.3 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Л 3.1

Васютович В.В. Стандартизация в области информационных технологий. http://inform.alee.ru/item_541.html




Л 3.2

ACM - Association for Computing Machinery, http://www.acm.org/




Л 3.3

SEI - Software Engineering Institute, www.sei.cmu.edu




Л 3.4

PMI - Project Management Institute, http://www.pmi.orgиhttp://www.pmi.ru




Л 3.5

IEEE – Institute of Electrical and Electronics Engineers, http://www.ieee.org иhttp://www.computer.org.ru/




Л 3.6

ГОСТ ИСО 12207: http://www.staratel.com/iso/InfTech/DesignPO/ISO12207/ISO12207-99/ISO12207.htm




Л 3.7

ISO/IEC 12207: ftp://172.16.100.100/Soft/ntd/12207cpt.pdf




Л 3.8

Capability Maturity Model for Software, Version 1.1, Paulk, Mark C.; Curtis, Bill; Chrissis, Mary Beth Chrissis, and Weber, Charles, Software Engineering Institute, CMU/SEI-93-TR-24, DTIC Number ADA263403, February 1993

http://www.sei.cmu.edu/pub/documents/93.reports/pdf/tr24.93.pdf






Л 3.9

Билл Куртис, Марк Паулк, Мэри Бет Хриссис. Модель зрелости процессов разработки программного обеспечения. Интерфейс-Пресс. 2003 г. · 400 стр. (: http://www.ryabikin.com/sw-cmm/index.htm)




Л 3.10

Назаренко Ю.А. Технологическая зрелость IT организаций. http://www.noumen.ru/go/company/obj1041600305/obj1043060989




Л 3.11

Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем (ISO/IEC TR 15504) ISBN: 5-212-00884-0/ Изд: АйТи, Книга и бизнес. http://www.ntrlab.ru/rus/method/iso15504/




Л 3.12

A Guide to the Project Management Body of Knowledge 2000 http://www.tline.ru/library/pmbok2000.pdf




5. МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу отводится 84,7 % учебного времени.

Самостоятельная работа студентов представляет собой осознанную познавательную деятельность студентов, направленную на решение задач, определенных преподавателем.

В ходе самостоятельной работы студент решает следующие задачи:

– самостоятельно применяет в процессе самообразования учебно-методические материалы, разработанные профессорско-преподавательским составом филиала (Института) в помощь студенту;

– изучает учебную и научную литературу, углубляет и расширяет знания, полученные на аудиторных занятиях;

– осуществляет поиск ответов на поставленные преподавателем вопросы и решает задачи;

– самостоятельно изучает отдельные темы (разделы) дисциплины;

– самостоятельно планирует процесс освоения материала в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса;

– совершенствует умение анализировать и обобщать полученную информацию;

– развивает навыки научно-исследовательской работы.

Самостоятельная работа студента включает виды занятий и перечень вопросов для самостоятельного изучения, отраженные в пункте 4 «Структура и объем дисциплины по видам учебной работы» рабочей программы дисциплины.:


В качестве видов самостоятельной внеаудиторной работы студентов предусмотрены:

подготовка к лекциям и другим видам занятий;

выполнение домашней контрольной работы, предусматривающей ответ на теоретический вопрос и решение практической задачи;

подготовка к экзамену.


5.1. Примерная тематика курсовых работ:

  1. Система розничной торговли

  2. Объектно-реляционная база данных

  3. Объектно-ориентированная база данных

  4. Система регистрации учебных курсов для университета

  5. Запись на университетские курсы

  6. Магазин видеопроката

  7. Управление контактами с клиентами

  8. Телемеркетинг

  9. Интернет-магазин

  10. Система управления лифтами

  11. Банковская система

  12. Система круиз-контроля и мониторинга

  13. Распределенная система автоматизации производства

  14. Система электронной коммерции

  15. Ресторан будущего

  16. Система управления банкоматом

5.2 Условия ситуационных задач.

1. Разработка модели жизненного цикла проекта автоматизации авто-сервиса.

2.Разработка модели жизненного цикла проекта автоматизации аптеки.

3. Разработка модели жизненного цикла проекта автоматизации ремонтной мастерской.

4. Разработка модели жизненного цикла проекта автоматизации системы заказов.

5. Разработка модели жизненного цикла проекта интернет-магазина.

6. Разработка интерфейса модуля для работы с базой данных.

7. Разработка интерфейса модуля построения отчетов.

8. Разработка блок-схемы и формальное описание модуля авторизации в программе.

9. Разработка блок-схемы и формальное описание модуля общения с базой данных.

10. Оценка производительности модуля.

11. Разработка проекта плана тестирования интернет-магазина.

12. разработка проекта плана тестирования модуля общения с базой данных.
Тему курсовой работы и задачу студент выбирает в соответствии с последней цифрой шифра зачетной книжки.
6. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1 Программные вопросы для подготовки к экзамену:



  1. Предпосылки и история ПИ. Повторное использование кода (модульное программирование).

  2. Рост сложности программ (структурное программирование).

  3. Модификация программ (ООП).

  4. Программная инженерия – основные определения.

  5. Что такое программное обеспечение (software)?

  6. Что такое программная инженерия?

  7. В чем отличия от информатики?

  8. В чем отличие от других инженерий?

  9. Из чего складывается стоимость ПО?

  10. Программный процесс?

  11. Модель программного процесса?

  12. Методы программной инженерии?

  13. Что такое CASE?

  14. Свойства хорошей программы?

  15. Профессиональные и этические требования

  16. Кодекс этики IEEE-CS/ACM

  17. Классификация программных средств по масштабности проектов разработки.

  18. Каскадная модель ЖЦ ПС.

  19. Базовые принципы управления ЖЦ ПС (ISO 9000:2000).

  20. Основные цели разработки и применения профилей стандартов.

  21. Схема ЖЦ профилей стандартов.

  22. Оценки уровней зрелости проектов разработки ПС.

  23. Процессы менеджмента качества в ЖЦ ПС.

  24. Процесс системного проектирования программных средств.

  25. Особенности проектирования компонентов и модулей сложных систем.

  26. Методика экспертного технико-экономического обоснования проекта ПС.

  27. Разработка и формализация требований ПС.

  28. Особенности ранжирования важности характеристик ПС различных категорий специалистов.

  29. Документирование требований к ПС.

  30. Структура плана управления проектом ПС (ISO 15504).

  31. Схема планов процесса проектирования ЖЦПС (ISO 16326).

  32. Объектно-ориентированный подход к разработке ПС.

  33. Основные понятия и модели ЖЦ ПС.

  34. Схема затрат в ЖЦ ПС.

  35. Основные ресурсы в ЖЦ ПС.

  36. Общие представления о дефектах, ошибках и рисках сложных средств. Схема их выявления и сокращения.

  37. Классификация дефектов и их принадлежность к специалистам команды разработчиков.

  38. Планирование работ по сокращению рисков в ЖЦ ПС.

  39. Характеристики и метрики качества ПС.

  40. Основные количественные характеристики качества ПС.

  41. Основные качественные характеристики качества ПС.

  42. Виды документирований в ЖЦ ПС.

  43. Основы планирования документирования проектов сложных ПС.

  44. Источники ошибок в программных средствах

  45. Общие принципы разработки программных средств

  46. Внешнее описание программного средства

  47. Архитектура программного средства

  48. Разработка структуры программы и модульное программирование

  49. Разработка программного модуля

  50. Тестирование и отладка программного средства

  51. Обеспечение функциональности и надежности программного средства

  52. Обеспечение качества программного средства

  53. Документирование программных средств

6.2 Примерные варианты тестов по дисциплине

ВАРИАНТ 1.

  1. Какой комитет занимается стандартизацией в области программной инженерии, выработкой критериев для сертификации надежных и зрелых компаний?

    1. IEEE

    2. ISO

    3. ACM

  2. Что такое нагрузочное тестирование?

    1. определение производительности и времени отклика программно-технической системы в ответ на внешний запрос с целью установления соответствия требованиям, предъявляемым к данной системе;

    2. тестирование модуля на соответствие предъявляемым требованиям;

    3. разработка плана тестирования и последующее тестирование программного средства с применением этого плана;

  3. Что такое управление сборками?

    1. это автоматизация действий по компиляции исходного кода, развертывания приложения, запуска юнит-тестов, инициализации базыданных;

    2. это использование систем управления версий;

    3. это компиляция исходного кода ПС;

  4. Отметьте верные утверждения:

    1. Программное обеспечение это набор компьютерных программ, процедур и связанной с ними документации и данных;

    2. Программная инженерия – это инженерная дисциплина, которая связана с аспектами проектированияПО;

    3. Юнит-тестирование – модульная отладка ПС.

  5. Каково назначение продукта SharePoint?

    1. быстрое создание внутренних сайтов для проекта ПС;

    2. создание презентаций по проекту ПС;

    3. разработка и контроль плана разработки ПС;

  6. При выполнении какого вида тестирования система тестируется на устойчивость к непредвиденным ситуациям?

    1. Модульное тестирование;

    2. Стрессовое тестирование;

    3. Нагрузочное тестирование;

  7. Какова основная задача управления выпуском?

    1. Подготовка качественного программного продукта к тиражированию;

    2. Подготовка документации на программный продукт;

    3. Интегрированное тестирование программного средства;

  8. К информатике относятся:

    1. теория и методы вычислительных и программных систем;

    2. только языки программирования;

    3. проектирование информационных систем;

  9. Что такое бизнес-реинжиниринг?

    1. переосмысление и перепроектирование бизнес-процессов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности организации;

    2. проектирование бизнес-процессов производственно-хозяйственной деятельности организации;

    3. разработка схемы бизнес-процессов производственно-хозяйственной деятельности организации;

  10. Какое действие необходимо выполнить, чтобы внести изменения в ветви на сервер версий?

    1. Checkout;

    2. Merge;

    3. Commit;

  11. При выполнении какого вида тестирования две и более компонент тестируются на совместимость?

    1. Регрессионное тестирование;

    2. Интеграционное тестирование;

    3. Модульное тестирование;

  12. Что такое системное тестирование?

    1. тестирование системы на корректную работу с большими объемами данных;

    2. тестирование системы на устойчивость к непредвиденным ситуациям;

    3. то тестирование всей системы в целом, как правило, через ее пользовательский интерфейс;

  13. Каковы достоинства водопадной модели?

    1. не дает возможности быстрой адаптации к изменениям, особенно на поздних стадиях жизненного цикла ПО;

    2. полная и согласованная документация на каждом этапе,легко определить сроки и затраты на проект;

    3. непрерывное итеративное тестирование конечного продукта, позволяющее оценить успешность всего проекта в целом;

  14. Какой комитет занимается разработкой стандартов по радиоэлектронике и электротехнике?

    1. ISO;

    2. ACM;

    3. IEEE;

  15. В каком виде могут быть представлены требования к программному средству?

    1. Технического задания;

    2. Структурированного набора документов и моделей;

    3. Контракт на разработку программного средства;

  16. При использовании какого метода тестирования код программы доступен тестировщикам?

    1. Модульного тестирования;

    2. Стресс-тестирования;

    3. Интеграционного тестирования;

  17. Что такое система управление версиями?

    1. программное обеспечение для облегчения работы с изменяющейся информацией;

    2. система хранения всех версий программного средства;

    3. система хранения изменений, сделанных для программы;

  18. Какие виды деятельности входят в состав программной инженерии?

    1. Проектирование, разработка программного средства;

    2. Разработка и тестирование ПС;

    3. Проектирование, разработка, тестирование, документирование, внедрение и эксплуатация ПС;

  19. Для чего осуществляется рефакторинг кода?

    1. коррекция кода с заранее оговоренными правилами отступа, перевода строк, внесения комментариев и прочими визуально значимыми изменениями, которые никак не отражаются на процессе компиляции, с целью обеспечения лучшей читаемости кода;

    2. изменение исходного кода программы без изменения его внешнего поведения;

    3. исправление ошибок и добавление новой функциональности;

  20. Какие тесты представляют собой последовательность действий тестировщика или разработчика, приводящую к воспроизведению ошибки?

    1. Ситуационные;

    2. Регрессионные;

    3. Модульные (unit-тесты);

  21. Что такое фаза разработки?

    1. Написание программного кода, его рефакторинг и codereview;

    2. Написание программного кода;

    3. Проектирование модулей и написание программного кода;

  22. В чем отличие информатики от программной инженерии?

    1. Информатика занимается теорией и методами вычислительных и программных систем, в то время как программная инженерия занимается практическими проблемами создания ПО;

    2. Отличий нет, это одно и то же;

    3. Программная инженерия входит в состав информатики;

  23. Для решения каких задач применяются инструменты тестирования?

    1. Выявление дефектов в программном средстве;

    2. Проверки функциональности программного средства;

    3. Обеспечение качества программного средства;

  24. Что такое интеграционное тестирование?

    1. тестирование системы в процессе ее разработки и сопровождение на регресс;

    2. две и более компонент тестируются на совместимость. Это очень важный вид тестирования;

    3. это тестирование всей системы в целом, как правило, через ее пользовательский интерфейс;

  25. Что такое информатика?

    1. наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации;

    2. это инженерная дисциплина, которая связана со всеми аспектами производства ПОот начальных стадий создания спецификации до поддержки системы после сдачи в эксплуатацию;

    3. наука,занимающаяся методами вычислительных и программных систем;


Вариант 2.

  1. Для чего используется команда Merge?

    1. Для применения изменения одной ветви в другую;

    2. Для сохранения изменения рабочей копии на сервере версий;

    3. Для извлечения исходных текстов для редактирования;

  2. Что такое информатика?

    1. наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации;

    2. это инженерная дисциплина, которая связана со всеми аспектами производства ПОот начальных стадий создания спецификации до поддержки системы после сдачи в эксплуатацию;

    3. наука, занимающаяся методами вычислительных и программных систем;

  3. Для чего используется команда Branch?

    1. Для применения изменения одной ветви в другую;

    2. Для копирования актуальной версии исходных кодов в другую ветвь;

    3. Для сохранения изменения рабочей копии на сервере версий;

  4. При выполнении какого вида тестирования тестируется отдельный модуль, в отрыве от остальной системы?

    1. Интеграционного тестирования;

    2. Стрессового тестирования;

    3. Модульного тестирования;

  5. При выполнении какого вида тестирования тестируется вся системы в целом?

    1. Интеграционного тестирования;

    2. Регрессионного тестирования;

    3. Системного тестирования;

  6. Каковы недостатки водопадной модели?

    1. Накопление различных ошибок, допущенных на ранних стадиях проекта; не дает возможности быстрой адаптации к изменениям;

    2. имеет усложненную структуру, поэтому может быть затруднено ее применение разработчиками, менеджерами и заказчиками;

    3. Серьезная нужда в высокопрофессиональных знаниях для оценки рисков;

  7. Что такое архитектура ПО?

    1. представление ПС как системы, состоящей из некоторой совокупности взаимодействующих подсистем;

    2. представление функциональных требований ПС;

    3. формулирование требований к ПС;

  8. При использовании какого метода тестирования реализация системы недоступна тестировщикам?

    1. Модульного тестирования;

    2. Интеграционного тестирования;

    3. Системного тестирования;

  9. Что такое регрессионное тестирование?

    1. тестирование системы на устойчивость к непредвиденным ситуациям;

    2. тестирование системы в процессе ее разработки и сопровождение на регресс;

    3. тестирование, выполняемое при приемке системы заказчиков;

  10. Какова основная задача организации ISO?

    1. содействие стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности путем разработки международных стандартов;

    2. содействие международному сотрудничеству по вопросам стандартизации в области электротехники, радиоэлектротехники и связи;

    3. разработка стандартов на электротехническую продукцию;

  11. В чем отличие информатики от программной инженерии?

    1. Информатика занимается теорией и методами вычислительных и программных систем, в то время как программная инженерия занимается практическими проблемами создания ПО;

    2. Отличий нет, это одно и то же;

    3. Программная инженерия входит в состав информатики;

  12. Какие тесты представляют собой последовательность действий тестировщика или разработчика, приводящую к воспроизведению ошибки?

    1. Ситуационные;

    2. Регрессионные;

    3. Модульные (unit-тесты);

  13. Что такое система управление версиями?

    1. программное обеспечение для облегчения работы с изменяющейся информацией;

    2. система хранения всех версий программного средства;

    3. система хранения изменений, сделанных для программы;

  14. Что такое нагрузочное тестирование?

    1. определение производительности и времени отклика программно-технической системы в ответ на внешний запрос с целью установления соответствия требованиям, предъявляемым к данной системе;

    2. тестирование модуля на соответствие предъявляемым требованиям;

    3. разработка плана тестирования и последующее тестирование программного средства с применением этого плана;

  15. Что такое фаза разработки?

    1. Написание программного кода, его рефакторинг и codereview;

    2. Написание программного кода;

    3. Проектирование модулей и написание программного кода;

  16. Какой комитет занимается разработкой стандартов по радиоэлектронике и электротехнике?

    1. ISO;

    2. ACM;

    3. IEEE;

  17. Каковы достоинства водопадной модели?

    1. не дает возможности быстрой адаптации к изменениям, особенно на поздних стадиях жизненного цикла ПО;

    2. полная и согласованная документация на каждом этапе,легко определить сроки и затраты на проект;

    3. непрерывное итеративное тестирование конечного продукта, позволяющее оценить успешность всего проекта в целом;

  18. При выполнении какого вида тестирования система тестируется на устойчивость к непредвиденным ситуациям?

    1. Модульное тестирование;

    2. Стрессовое тестирование;

    3. Нагрузочное тестирование;

  19. Какое действие необходимо выполнить, чтобы внести изменения в ветви на сервер версий?

    1. Checkout;

    2. Merge;

    3. Commit;

  20. Что такое системное тестирование?

    1. тестирование системы на корректную работу с большими объемами данных;

    2. тестирование системы на устойчивость к непредвиденным ситуациям;

    3. то тестирование всей системы в целом, как правило, через ее пользовательский интерфейс;

  21. Для чего осуществляется рефакторинг кода?

    1. коррекция кода с заранее оговоренными правилами отступа, перевода строк, внесения комментариев и прочими визуально значимыми изменениями, которые никак не отражаются на процессе компиляции, с целью обеспечения лучшей читаемости кода;

    2. изменение исходного кода программы без изменения его внешнего поведения;

    3. исправление ошибок и добавление новой функциональности;

  22. В каком виде могут быть представлены требования к программному средству?

    1. Технического задания;

    2. Структурированного набора документов и моделей;

    3. Контракт на разработку программного средства;

  23. Для решения каких задач применяются инструменты тестирования?

    1. Выявление дефектов в программном средстве;

    2. Проверки функциональности программного средства;

    3. Обеспечение качества программного средства;

  24. Что такое система управление версиями?

    1. программное обеспечение для облегчения работы с изменяющейся информацией;

    2. система хранения всех версий программного средства;

  25. Что такое управление сборками?

    1. это автоматизация действий по компиляции исходного кода, развертывания приложения, запуска юнит-тестов, инициализации базыданных;

    2. это использование систем управления версий;

    3. это компиляция исходного кода ПС;


7. ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

Тема № 1 «История и развитие термина «Программная инженерия»

Занятие № 1 «История развития программной инженерии»
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Изучить историю возникновения программной инженерии как науки. Рассмотреть проблемы, рассматриваемые в рамках программной инженерии.

2. Воспитывать у обучающихся интерес к программной инженерии, показать необходимость изучения этой науки как одного из основных направлений информационных технологий.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Предпосылки и история программной инженерии.

2. Кризис программирования.

Заключение.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ, ПОРЯДОКИ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИХ ОТРАБОТКИ

В первом учебном вопросе рассматриваются проблемы, возникшие в информатике, которые привели к появлению и развитию программной инженерии как научного знания. Так же в этом вопросе рассматриваются этапы развития программной инженерии, рассматривается вклад ученых в развитие этой науки. Кроме этого рассматриваются современные тенденции, сложившиеся в процессе развития программной инженерии.

Во втором вопросе разъясняется содержание понятия «кризис программирования». Рассматриваются основные причины, повлекшие появление такого процесса в информатике. Так же в рамках данного вопроса рассматриваются направления выхода из кризиса. Особо подчеркивается труд некоторых ученых, повлиявший на развитие программной инженерии.Рассматриваются научные труды современных ученых, занимающихся проблемами кризиса программирования и программной инженерии.
Тема № 2 «Понятие программной инженерии»

Занятие № 1 «Программная инженерия»
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:


  1. Изучить основные понятия и определения, принятые в информатике, программной инженерии и информационных технологиях.

  2. Показать место науки в информационных науках.

  3. Определить и дать характеристику отличиям программной инженерии от информатики и других инженерных наук.


УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Основные понятия и определения.

2. Отличия от информатики и других инженерий.

Заключение.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ, ПОРЯДОКИ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИХ ОТРАБОТКИ

В первом вопросе даются основные определения терминов, используемых в рамках программной инженерии и на стыках с информатикой и информационными технологиями. Определения рассматриваются с исторической точки зрения, рассказывается эволюция определений и терминов.

Во втором вопросе рассматриваются признаки, по которым программную инженерию относят к инженерным наукам. Потом освещаются признаки, присущие только программной инженерии. Так же детально рассматриваются отличия между программной инженерией и информатикой, а так же между программной инженерией и другими инженерными науками.

Тема № 2 «Понятие программной инженерии»

Занятие № 2 «Жизненный цикл программного обеспечения»
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:


  1. Изучить понятие жизненного цикла программного средства. Рассмотреть основные модели жизненных циклов, применяемых на современном этапе развития программной инженерии. Выделить основные отличия между ними.

  2. Рассмотреть этапы жизненного цикла программного средства и дать детальную характеристику каждому из них.

  3. Рассмотреть принципы выбора модели жизненного цикла программного средства на основе типа и масштаба разрабатываемого программного средства.

  4. Рассмотреть применяемые характеристики и принципы оценки качества программного продукта.


УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Каскадная модель ЖЦ ПС.

2. Основные цели разработки и применения профилей стандартов

3. Классификация ПС по масштабности проектов.

4. Принципы управления ЖЦ ПС (ISO 9000:2000).

5. Схема ЖЦ профилей стандартов

6. Оценки уровней зрелости проектов разработки ПС

7. Оценка качества ПС


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ, ПОРЯДОКИ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИХ ОТРАБОТКИ

В первом вопросе рассматриваются основные модели жизненных циклов программного средства и методы, позволяющие выбрать подходящую модель для каждого отдельного проекта программного средства. Затем детально рассматривается каскадная модель ЖЦ. Дается детальная характеристика достоинств и недостатков данной модели ЖЦ.

Во втором вопросе дается определение термину «профиль стандартов». Рассматриваются основные цели и задачи разработки профилей стандартов. Рассказываются основные принципы разработки профилей стандартов.

В третьем вопросе дается характеристика масштабу проекта. Далее рассматривается классификация масштабности проектов. Детально освещается каждый тип из классификации.

В четвертом вопросе рассматриваются принципы управления ЖЦ. Дается характеристика каждому применяемому принципу, а так же условия применения данного принципа. Так же отдельно рассматриваются принципы, применяемые для каскадной модели ЖЦ.

В пятом вопросе строится схема ЖЦ профиля стандартов. Дается детальная характеристика каждому элементу схемы и освещается характер переходов между элементами.

В шестом вопросе дается определение уровню зрелости проекта разработки ПС, рассматриваются стандарты, определяющие уровень зрелости проекта. Освещаются модели оценки и характеристики оценки, определяющие уровни зрелости проектов разработки ПС. Строится схема метода оценки уровня зрелости.

В седьмом вопросе дается понятие качества ПС, рассматриваются основные характеристики качества ПС. Строится модель определения качества ПС.


Тема № 2 «Понятие программной инженерии»

Занятие № 2 «Разработка модели ЖЦ ПС»
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

  1. Рассмотреть методы, применяемые при разработке модели ЖЦ ПС.

  2. Дать характеристики, влияющие на выбор того или иного метода разработки. Выявить достоинства и недостатки каждого метода.

  3. Детально рассмотреть этапы, входящие в состав ЖЦ ПС, их назначение и характеристики.

  4. Дать описание плана управления проектом ПС. Рассмотреть его структурные элементы, их назначение и характеристики.

  5. Рассмотреть виды и содержание затрат, возникающих на разных этапах ЖЦ.

  6. Показать примеры расчета количественных показателей качества программного средства.


УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Разработка модели ЖЦ.

2. Описание этапов ЖЦ.

3. Разработка структуры плана управления проектом ПС.

4. Построение схемы затрат.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ, ПОРЯДОКИ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИХ ОТРАБОТКИ

В первом вопросе рассматриваются методы разработки модели выбранного ЖЦ. Дается описание каждого метода, его сильные и слабые места, а так же специфика применения того или иного метода. Рассматриваются методики, позволяющие оценить целесообразность применения каждого метода.

Во втором вопросе рассматриваются этапы, возникающие в выбранной модели ЖЦ. Дается характеристика каждому из этих этапов. Рассматриваются методы расчета количественных и качественных показателей, применяемых для контроля выполнения работ на каждом конкретном этапе ЖЦ ПС.

В третьем вопросе рассматриваются методики, применяемые для разработки структуры плана управления проектом ПС. Рассматриваются методы разработки плана управления проектом ПС. Рассматриваются характеристики элементов, входящих в состав плана управления проектом ПС.



В четвертом вопросе рассматриваются всевозможные виды затрат, возникающие на каждом этапе ЖЦ ПС. Рассматриваются методы количественной оценки для каждого вида затрат. Даются рекомендации по снижению этих затрат. В итоге рассматривается модель определения целесообразности проекта на основе полученных затрат.



Каталог: students -> uchebno-metodicheskie-materialy
students -> Рабочая программа Направление подготовки 020700 Геология Магистерская программа 020700. 68. 05
students -> Информация о проведении образовательными организациями высшего образования Алтайского края вебинаров, лекториев, групповых и индивидуальных, очных и заочных курсов по подготовке к гиа
students -> Конкурс проводится в целях: выявления и поддержки наиболее талантливых, одаренных студентов и учащихся
students -> Вопросы к экзамену Специальность 060102 Акушерское дело мдк 04. 01. «Патологическое акушерство»
students -> «Антипиратский закон» вступил в силу
students -> Семинарских занятий. Тема Культура протогосударства Древний Чосон. Версии о существовании Древнего Чосона
uchebno-metodicheskie-materialy -> Ярославский филиал
uchebno-metodicheskie-materialy -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сетевая экономика» для студентов специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал