Задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Д. С. Лихачев



Скачать 175,26 Kb.
Дата30.10.2016
Размер175,26 Kb.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПИТЛЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

Этнокультурная модель социализации сельских школьников



\\pc12\обмен файлами\к\фото месячник на сайт\эмблема\14.gif

с. Питляр, 2013 год

Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родной речи –
задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.

Д.С.Лихачев

Корни человечества лежат в той почве,


которая его взрастила, в той среде ,
где он вырос, но ветви он может устремлять
во всех направлениях,
и они покроются листвой и цветами.

И.А.Абашидзе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Питлярская средняя общеобразовательная школа» расположена на территории МО с. Питляр Шурышкарского района. Уникальность школы заключается в том, что она находится в селе, богатом национальными народными традициями, обычаями, нравами, имеющим большое культурно-историческое наследие. Но в силу ряда социальных причин происходит постепенное разрушение национальной колоритности. Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом при формировании национального самоопределения личности. Поэтому коллектив МБОУ Питлярская СОШ, опираясь на финно-угорскую культуру, помогает обучающимся пройти путь самореализации и адаптации в современном обществе через освоение культуры своего народа. Формирование этнокультурной компетенции – одна из главных целей профессиональной деятельности учителей нашей школы, каждое занятие которых – это творческая мастерская изучения прошлого, настоящего и нахождение точек культурного развития нации.

В стремлении сохранить народные истоки в образовательной системе школы коллектив выделяет, опираясь на президентскую национальную инициативу «Наша новая школа», следующие приоритетные направления:

– развитие образовательной системы, основанной на ценностях и традициях финно-угорской культуры;


– формирование воспитательной системы школы на основе культурных традиций финно-угорских народов и становления гражданского сознания, национального «культуротворчества», которое способствует

- участию обучающихся в социально-значимой деятельности;


– интеграции этнокультурных эффектов, получаемых в процессе дополнительного образования личности в социуме;
– взаимодействию школы с социокультуными учреждениями села;
– фокусированию всей образовательной деятельности школы в целевом стратегическом направлении и системном развитии учреждения.

Образовательный процесс, базирующийся на традициях и ценностях финно-угорской культуры, предполагает единство учебно-воспитательного процесса во всех сферах: в обучении, во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, в социуме и семье.

В 2001 году возникла идея создания школьного музея Финно-Угорской культуры. Сначала вроде бы по необходимости. Введение в учебный план федерального и регионального компонентов дало возможность глубже и лучше познакомиться с родным краем.

Изначально задумывался музей Романа Ругина нашего земляка, известного поэта и писателя. Но это бы было слишком узкое направление. А хотелось показать хантыйский народ в сравнении с другими народами финно–угорского корня. Так стали собирать по крупицам все, что касалось финно-угров.

Первое, что мы сделали, стали собирать литературу: книги, брошюры, альбомы, газетные статьи, т.е. создавать музейную библиотеку. Сейчас она очень богатая, уникальная, самобытная, насчитывает более 1000 экземпляров.

Одним из направлений работы музея ФУК является «Переписка музея».

Нам необходимо было установить дружеские контакты и связи с социальными институтами и отдельными людьми, получить необходимую информацию о народах финно-угорского корня, пополнить фонд и библиотеку музея ФУК, развивать навыки эпистолярного жанра и навыки культуры общения, воспитывать уважение к другим людям, их культуре и традициям.

Направления переписки:

- с зарубежными друзьями;

- с известными людьми;

- с учреждениями и музеями;

- с другими школами;

- с бывшими учениками Питлярской школы.

Перепиской занимается клуб «Древнее родство». За все годы написано и отправлено – более 100 писем. Получено – 54 письма.


Письма из нашей школы можно квалифицировать как письма – запросы, письма – благодарности, письма – приглашения, информационные письма.
Уровень переписки разнообразный.

Допустим, готовясь к важным мероприятиям, к таким как День рождения нашего округа, фестивалям «Северные россыпи», мы обращались к президентам других округов и республик с просьбой – помочь в приобретении символики и геральдики того или иного финно-угорского народа. На наши письма откликнулись почти все адресаты, и благодаря этим контактам нам удалось получить интереснейший материал о символах, о культурах разных народов: коми, карелы, мордва, мари, манси, удмурты и т.д. Опираясь на данную информацию, были оформлены выставки об этих народах, сделаны гербы, сшиты флаги.


Письма приходят разные, но все они содержательные и уникальные.

Многие отвечают, что, получая от нас письма, они относятся с большим вниманием к ним.

Вот, например, пишет ректор Мордовского республиканского Института образования профессор Лончин: «Замечательно, что ваша школа занимается таким важным делом, как сохранение культуры родного края. Финно-угорская культура – это целый пласт многовековой истории развития человечества. Школа – отражение и выражение жизни общества. Если общество здорово и правильно устроено, то такова же и школа. Очень интересна ваша идея реализации музейной работы и ученического движения». Из института нам были отправлены замечательные книги для музея, в которых отражена история мордовского народа и его современное состояние.

В нашем архиве есть письма по обмену опытом работы с другими школами.

Например, учащиеся Марисолинской школы Сернурского района республики Марий Эл прислали нам данные о своей школе, рассказали, что их школа носит имя поэта и актера кино и театра Ивана Кырли, который сыграл главную роль в фильме «Путевка в жизнь». У них в школе тоже есть музей, но только литературный и этнографический, в котором собран материал об известных деятелях литературы и культуры. Они предложили нам рассмотреть результаты деятельности своей школы за последние годы. Рассказали об ученическом органе самоуправления в школе – это «Парламент». Они также занимаются изучением истории своего народа. С чувством огромной благодарности ответили питлярские ребята на это письмо, не забывая поделиться и своими успехами и достижениями.

Несколько лет у нас продолжается переписка с венгрской школой.

В 2006 году, изучая историю родного края, мы обратили внимание на венгерского путешественника, учёного –этнографа Папаи Йожефа, который около 100 лет назад был в Ханты - Питляре, собирал хантыйский фольклор. Анализируя полученные данные и занимаясь расшифровкой записей, сделанных почти 2 столетия назад его соотечественником, путешествующим по Ямалу, Анталом Регули, Папаи пришёл к выводу, что венгры и ханты – древние родственники, что у них много общего.

Мы узнали, что на Родине Папаи Йожефа есть школа, носящая его имя.

С помощью Людмилы Фёдоровны Липатовой, сотрудника окружного музея имени Шемановского, которая неоднократно была с визитом в Венгрии и венгерской учёной Анны Вандер, нам удалось найти эту школу. Она находится в городе Надьигманде, это в западной части Венгрии. Первая поездка состоялась в 2006 году. Это было знакомство с родным городом Папаи, со школой, носящей его имя, с учащимися и педагогами этой школы. Нам хотелось больше узнать, как живут и чем занимаются наши дальние родственники – венгры. В душе мы надеялись на продолжение дальнейшего знакомства и установление тесных и систематических связей. С собой в Питляр мы увезли адреса новых знакомых.

Была определена группа ребят, желающих заниматься перепиской, которая должна была вестись на немецком языке. И вот два года переписки. Сначала это были официальные, сухие и очень вежливые письма. Было много вопросов: у нас о них, а у них о нас. Со временем письма стали более эмоциональными, мы узнавали друг друга лучше. Заочно познакомились с самыми активными ребятами и учителями, которые рассказывали нам о школьной жизни, о наиболее ярких и запоминающихся событиях. Нам очень нравилось серьёзное отношение венгерских ребят к организации и проведению мероприятиий, которые у них проходят. Мы поняли, что у нас много общего, что они также как и мы любят заниматься спортом, петь, танцевать, играть, узнавать что-то новое.

В августе 2008 года венгерские школьники с Родины Папаи Йожефа прибыли к нам. К этой встрече мы тщательно и серьёзно готовились. Были озадачены все: и взрослые, и дети. Подготовлена программа пребывания, которая включала в себя экскурсии по школе и школьному музею, по селу, национальный спортивный праздник, вечер большой ухи, мастер – классы по плетению из бисера и изготовлению поделок из дерева и бересты. Наши и венгерские ребята участвовали во всех мероприятиях вместе, не только у нас в селе, но и в селе Мужи. Мы боялись, что вдруг они не поймут друг друга, будут держаться обособленно, отдельно каждый сам по себе. Но этого не произошло. У них было огромное желание – общаться. Испытывая языковые трудности, они общались, узнавая, друг друга. Для коммуникации использовались все методы: и мимика и жесты. Ребята разговаривали и по- английски и по- немецки и на русском и на венгерском. К концу нашей встречи все могли здороваться, прощаться, благодарить на четырёх языках. И это было здорово. До сих пор мы не можем забыть момент расставания наших школьников с венгерскими. Впечатления всех переполняли, дети и взрослые плакали, не желая расставаться. Это были незабываемые мгновения. С тех пор письма стали тёплыми, дружескими.

В июне 2010 года мы получили приглашение в Венгрию. Поездка проходила в рамках школьного обмена. Для поездки были выбраны самые лучшие ребята, которые являлись участниками и победителями предметных олимпиад и различных конкурсов. Все они занимались изучением финно-угорской истории и культуры.

Поездка в Венгрию была познавательной и развивающей. Ребята получили много страноведческой информации и языкового материала. Мы были в городах Западной Венгрии таких как Будапешт, Дьёр, Комаром, Баболон, Тата. Удалось посетить курортный центр озеро Балатон.

Венгрия – это страна исторических памятников, средневековых достопримечательностей, к которым венгры очень бережно относятся. Ребята познакомились с историей страны, её правителями и национальными героями, узнали многое о культуре, быте и традициях жителей этой страны. Венгерские друзья приложили максимум усилий, чтобы нам это путешествие понравилось и запомнилось на долгие годы. Программа пребывания была разнообразной. С огромным интересом и удовольствием мы побывали в Парламенте, в королевской крепости, в этнографическом музее, в монастырской крепости, в научно-исследовательском институте языкознания Венгерской Академии наук и во многих других местах. И всюду, где бы мы ни были, нас встречали приветливые хозяева. В институте языкознания мы познакомились с учёной – угроведом Эстер, которая несколько лет назад была в экспедиции в нашем районе. Она общалась с ребятами просто, готовая прийти на помощь в любую минуту, т.к. хорошо владеет и русским и хантыйским языками.

Нас не переставало удивлять гостеприимство венгерских семей, их отношение к нам, богатая национальная кухня, а главное желание показать и рассказать как можно больше о себе и подружиться с нами.
По приезду из Венгрии ученица нашей школы Чупракова Роксана написала стихотворение:
Мы строим наш мир на всех языках,

На подлинной дружбе народов,

Мы держим традиции в крепких руках,

Минуя бесценные годы.

Нам важно историю родины знать

И ею до смерти гордиться,

Друзей – иностранцев язык изучать,

Чтоб ценным несметно делиться.


При встрече, с улыбкой, сказать, чтоб могли,

Как долго мы встречи той ждали.

И все ж торопили последние дни

В тех письмах, что вдаль улетали.


Пусть нации дружба объединит,

Чужой язык станет родным;

И каждый из нас пусть её сохранит,

Оставив в наследство другим.


Итак, мы стали знакомиться с представителями финно-угорских народов. С гордостью и теплотой вспоминаем о Байкале, Карелии, Китае.

Появилось желание больше узнать об истории округа и своего поселка. Объектом изучения является природа, социально – экономическое, историческое и культурное развитие поселка. В своих исследованиях опираемся на данные наук: истории, археологии, этнографии, географии, лингвистики.

Учащиеся учатся самостоятельно добывать знания из различных источников, занимаются поисково-исследовательской деятельностью, проводят встречи в музее, вечера, конкурсы и викторины по истории родного края. Такая работа развивает творческие способности и умение самостоятельно добывать знания.

А главное, дети по - другому стали смотреть на свою малую Родину.

Следующим этапом в накоплении материала музея стали экспедиции под названием «Живая вода» - 2001, 2002, 2003…2008..2012 Почему «Живая вода»? «Живая вода» как в сказке оживляющее средство, которое способное вылечивать и придавать новую силу, т.е. она способна оживить нашу работу.

Экспедиции давали свежий, чистый глоток в развитии музейной педагогики, побуждали к новым творческим идеям.

Начались археологические раскопки, практическое изучение флоры и фауны родного края. Через эту форму обучение детей идет гораздо больше и интереснее, чем на уроках.

Так появились первые экспонаты с раскопок Ханты-Питлярского городища в самодельных витринах школьного музея.

Главная цель экспедиции «Живая вода» - показать учащимся, что в природе всё взаимосвязано, что истоки народа находятся в далёкой древности, помочь им понять, для чего человек должен изучать и знать природу родного края. Основу программы летних экспедиций составляют практические занятия, мониторинг окружающей среды, работа по изучению родного края, работа на археологическом раскопе. Программа выполняется исходя из условий местности: изучение и эколого-биологическое исследование окрестностей, участие в археологических раскопках позволяют решать весь комплекс учебно-воспитательных задач. В состав экспедиции входят ребята не только из нашей школы, но и из других школ района. Подбирается штат сотрудников: начальник лагеря – директор школы, педагоги-воспитатели – 3-4 человека, повар, рабочий. Каждый участник экспедиции выполнял свои функции, которые определяли его место и роль в исследованиях и жизни в условиях природы.

В программе экспедиции много внимания уделяется познавательной деятельности учащихся в ходе практикумов, основанной на краеведческом принципе, что особенно важно и ценно для нашей сельской школы. Программа рассчитана на ребят возраста от 13 до 15 лет.

Летние экспедиции направлены на развитие экспериментальной и исследовательской деятельности, на создание условий для интеллектуального и творческого развития школьников. Они содействуют формированию устойчивого познавательного интереса к изучению своей малой родины, родной страны, мира, на основе изученного материала, а также дать возможность школьнику испытать себя как личность в экстремальных условиях. Способствуют укреплению здоровья детей.

Вся работа состоит из нескольких блоков:



  • образовательный (учебные занятия, экскурсии, архиологические раскопы, практикумы на местности, оформление полевых дневников, экологических плакатов, викторин, игр по топографии, геологии, биологии, гидрологии, экологии, истории, краеведению).

  • туристско-спортивный и оздоровительный (общефизическая подготовка, основы ориентирования и топографии, начальная туристическая подготовка по технике пешеходного туризма, контрольно-туристическая полоса, спортивные турниры по играм с мячом, армрестлингу, шашкам, эстафета, подвижные игры, комический футбол, плавание, нормативы президентских соревнований).

  • культурно-досуговый (вечер знакомств, дискотеки, песни у костра, литературные посиделки, конкурсы «Книга рекордов», выпуск газетных бюллетеней).

  • общественно-полезный (обустройство лагеря, уборка территории, создание экологической тропы и экологических плакатов, сбор материалов для составления летописи).

Наиболее значимым и интересным для ребят является работа на археологическом раскопе, которая позволяет детям непосредственно соприкоснуться с отечественной историей. Найденные ими подлинные предметы средневекового быта хантыйского народа: изделия из кости, дерева, бересты, наконечники стрел, монеты и многое другое, заставляют задуматься над вопросами развития человечества, совершенствования различных технологий прошлых производств.

Неоценимую роль в развитии личности участников экспедиции играют встречи с настоящими учеными, с которыми дети днем работают плечом к плечу на раскопе, а вечером встречаются за круглым столом, где те рассказывают об истории финно- угров, своей научной деятельности; комментируют обнаруженные днем новые артефакты. Непринужденное общение школьников и ученых оставляет неизгладимый след в душах сельских детей и обогащает их интереснейшими знаниями. Проводимые в экспедиции практические работы, способствуют формированию исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью, облегчению фактического понимания учебных тем.

В ходе работы экспедиций применяются следующие методы исследований: - маршрутный метод: с помощью данного метода мы изучаем местность, что помогает оптимально удобно и точно выбрать места стоянок для экомаршрутов;  

- анкетирование: с помощью вопросов проводим анкетирование наших ребят о роли летних экспедиций;

- исследовательский метод основной: ребята исследуют местность, анализируют, обобщают собранный материал, а затем пишут мини-исследовательские работы, с которыми выступают на научно-практических конференциях перед всеми участниками лагеря.

Большая работа проводится по привитию здорового образа жизни: для проведения спортивных игр и соревнований оборудуются спортивные площадки, ежедневно проводится общефизическая подготовка - зарядка, спортивные игры, соревнования конкурсы. Все общественные работы по обустройству лагеря осуществляются ребятами.

Таким образом, летние экспедиции помогают учащимся нашей школы изучать природу, быт и культуру родного края.

Материалы, собранные летом, изучаются, анализируются учащимися школы на уроках, кружковых и факультативных занятиях. По практическим результатам опытной работы и летним наблюдениям учащиеся пишут исследовательские работы, которые представляются ими на школьной конференции для внимания всех учащихся. Все то, что ребята видят, с чем знакомятся, они отражают на планшетах и стендах музея. Таким образом, результаты экспедиции помогают изучать природу нашего края учащимися всей нашей школы, а не только членами экспедиции.

Экспедиции побуждают к новым творческим идеям. Учащиеся развивают такие качества как коммуникабельность, взаимовыручка и взаимоподдержка, происходит становление и закалка характера, ребята учатся просто жить и выживать в природных условиях, саморазвиваться и самовоспитываться.

Сегодня краеведение – это основное направление нашей школьной жизни. Проводятся конференции и фестивали, большая работа краеведов организована на базе музея. На школьные конференции представляется много интересных работ, основанных на архивных материалах и на семейных преданиях, документах и воспоминаниях.

Важность краеведческого компонента в образовании и воспитании школьников в современном мире переоценить невозможно.

Краеведческая работа является следствием большой практической деятельности по созданию школьного музея, изучения различных исторических источников.

Вся работа школы учебная и воспитательная опирается на музейную этнопедагогику.

Изучением истории своего края мы занимаемся уже 12 лет.

Проблема, над которой работаем в течение нескольких лет: «Активизация познавательной и мыслительной деятельности детей средствами школьного музея финно-угорской культуры».

Исходя из проблемы «Образовательного центра», имея богатый опыт музейной педагогики по формированию этнической культуры обучающихся средствами школьного музея финно-угорских культур, возникла идея разработать проект «Модель школа – детский сад, как фактор социализации подрастающего поколения средствами школьного музея».

Создав проект, приняли участие в региональном конкурсе инновационных проектов, получили грант 1 миллион в номинации «Модель школа – детский сад».

Предусмотрены разные способы достижения цели:

- организация поисково-исследовательской деятельности в детском саду и в школе по изучению народного фольклора:

- изучение сказок финно-угров посредством организации внеурочной деятельности с этнокультурным компонентом;

- изучение песен финно-угров посредством создания вокального и театрального кружков;

- изучение культуры, быта и природы через проведение экспедиций, музейных занятий, научно-практических конференций.

Формы деятельности: учебные занятия, уроки, кружки, конкурсы, праздники, ярмарки, игры, секции, походы, экскурсии, экспедиции.

В учебном плане есть предметы национально-регионального компонента: родной язык и родная литература, культура народов Ямала и география ЯНАО.


Разработана программа воспитательной и внеурочной деятельности этнокультурной направленности, которая включает в себя работу школьного музея финно-угорской культуры, внеурочную деятельность в 1, 2, 5 классах по программам «Я - краевед», «История родного края», «Юный краевед» , в дошкольном отделении кружок дополнительного образования «Рут ясан» по изучению родного языка, секция «Национальные подвижные игры», общешкольные мероприятия, участие в олимпиадах и конкурсах. В дошкольном отделении для детей старшей и подготовительной группы предусмотрено проведение 1 раз в неделю Дня общения на родном языке (на занятиях, прогулках, в игровой деятельности).

Можно отметить наиболее значимые мероприятия:

- участие в конкурсе исследовательских проектов педагогов среди образовательных учреждений:

На региональный конкурс исследовательских инновационных проектов были представлены работы: «Использование краеведческого материала на уроках русского языка» учитель Хозяинова В.В.;

«Программа краеведческого лагеря «Живая вода» учитель Малькова Т. П.;

«Исследование творчества В. Астафьева Дружинина В.В.

- участие учащихся и педагогов и диплом третьей степени в дистанционном эрудиционе по теме «Наша Родина - Ямал»;

- участие учителя истории Мальковой Т.П. в региональном семинаре «Традиции и инновации педагогического опыта в предметной области с этнокультурным компонентом»;

- презентация исследовательских проектов в межрегиональной олимпиаде по краеведению и родным языкам в музее ФУК;

- участие и поощрительный приз в научно-практической конференции «Ступень в будущее» по теме «Рыболовство. История и современность»

- 1 место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по краеведению по темам «Кукла, как важный компонент культуры народа ханты» и « Школьный музей финно-угорской культуры – мост между прошлым и настоящим»;

- участие в региональном этапе Всероссийской олимпиаде по краеведению и родному языку;

- 3 место в муниципальном этапе исследовательских работ «Ступень в будущее» по теме «Кукла, как важный компонент культуры народа ханты»;

- 1 и 2 место в муниципальном конкурсе письменных работ (эссе) «Шурышкарский район – территория моей мечты» учителя Дружинина В.В., Конева Г.В.;

- проведение мини-исследований в 5 классе по темам:

- «Орнамент верхней одежды народа ханты»;

- «Верхняя женская одежда народа манси»;

- «Оружие древности»;

- «Берестяной туесок народа ханты».

Учащимися начальной школы, 5 класса и воспитанниками дошкольного отделения разработаны и оформлены проекты: «Моя родословная», «Улицы моего села».

Традиционными стали экскурсии в музей не только для старшеклассников, но и для учащихся начальных классов и воспитанников дошкольного отделения по разным выставкам, например, «Властелин Севера» (о находках костей мамонта в окрестностях села Питляр), «Жизнь первобытных людей», экскурсия носила практико-деятельностный характер. (Дети лепили фигуры первобытных людей.)

Имея определённый опыт по изучению народов финно-угорской культуры, подготовили и провели новогодние праздники с участием хантыйских сказочных героев и фестиваль сказок финно-угорских народов, научно-практическую конференцию по теме «Этнокультурное образование в сельской школе: традиции и инновации».

Введение этнокультурного компонента в образовательный процесс в нашем центре позволяет обновить содержание образования на основе сохранения и развития ценностей родной культуры, повысить эффективность духовно-нравственного воспитания личности, определить сущностные характеристики ценностных основ организации жизни сельской школы.

Воспитывающее значение этнокультуры связано не только с возможностью трансляции общечеловеческих и национальных ценностей, но и в получении эффекта включения личности в многомерность и неоднозначность мира. Она раздвигает границы выбора, позволяет человеку самому искать ответы на волнующие его вопросы, соотносить свои представления с теми, которые сложились в обществе. Многообразие чувств и суждений проявляется у человека только тогда, когда расширяется круг его познания и общения: с другими людьми, взглядами и традициями, далекими и близкими эпохами. Культура входит в систему личностных потребностей и представлений, это та основа, которая позволяет решать проблемы учебно-воспитательного процесса наиболее гармонично. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, малой Родине.

В идеале каждая маленькая сельская школа своей деятельностью должна создавать для жителей деревни ощущение полноты и целостности, являться духовным центром деревни, источником культурно-исторических традицией.

Директор «Образовательного центра»



Горнова Н.А.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница