Задержка речевого развития. Что это?



Скачать 45,61 Kb.
Дата01.11.2016
Размер45,61 Kb.
Задержка речевого развития. Что это?

В последнее время все большее количество детей страдает задержкой речевого развития (ЗРР). Что же это такое и что необходимо делать, если вашему ребенку поставлен такой диагноз?



Признаки значительной задержки речевого развития:

- Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.

- Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.

- Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».

- Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.

- Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.

-Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)

- Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение),  не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.

- Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.

- Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!


Причины появления ЗРР

*Одной из причин возникновения ЗРР у малыша является невостребованность речи. Это случается тогда, когда с крохой мало разговаривают или же пытаются предугадать все его желания, и общаются с ним так, что у ребенка не происходит формирование потребности выражать свои эмоции и требования посредством слов.

*Кроме того, ЗРР может быть обусловлена на генетическом уровне. В этом случае, нервные клетки, которые отвечают за речь, созревают в замедленном темпе. Если ваш близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует о том, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР может носить всё более тяжёлые формы.

*Не стоит забывать и о заболеваниях и поражениях головного мозга (различные травмы, гипоксия, инфекционные заболевания, которые были перенесены в утробе матери, во время родов или на первом году жизни).



*В некоторых случаях задержка речевого развития является частью общих проблем с развитием ребенка, результатом которых иногда становится отставание в умственном развитии.

*Следующая причина появления ЗРР – нарушение слуха. Становление речи происходит на основе услышанного, и если у малыша проблемы со слухом, возникают трудности и с воспроизведением слов, то есть непосредственно с речью.

Безусловно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.


Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в различных случаях существенно отличаются. Малышу диагноз ЗРР ставят лишь на основании комплексного заключения таких специалистов, как: невролог, психолог, логопед. Перед назначением лечения сначала выясняется причина, благодаря которой произошла задержка в развитии.  Если проблема психологического характера (нехватка внимания взрослых, не было потребности в разговоре), наилучшим методом по исправлению ситуации будет дополнительное стимулирование речи.

Родителям придется уделять максимум внимания своему ребенку. Также необходимо проводить  занятия с логопедом и дефектологом.

Если проблема неврологическая, и задержка речевого развития произошла в результате дисфункции мозга, лечение должен назначить врач-невролог. Он выпишет препараты ноотропного действия, улучшающие кровообращение мозга и поддержку интегративной мозговой функции.  Если у ребенка проблемы со слухом, то понадобится помощь врача-сурдолога и возможное определение ребенка в специализированную группу.


Что необходимо сделать в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?
*Понаблюдать за ребенком, обратить внимание, на его поведение. Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонений в психическом развитии.
*Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?

*Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога, психолога и логопеда.


*Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
*При необходимости начать лечение и логопедические занятия.


С какого возраста лучше начать работу по преодолению задержек в развитии?
В случае с ЗРР действует правило: чем раньше, тем лучше. Неврологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития. Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику. Логопеды, как правило, помогают детям с 4-5 лет, но для детей с задержкой речевого развития необходимы занятия с более раннего возраста, как только выявлена проблема.
Учитель-логопед МБДОУ № 119 Ширяева Ю.Д.

Использована литература: Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. Е. Ф. Архипова, Логопедическая работа с детьми раннего возраста, Москва, 2007 Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. а также материалы сайтов KidsUniti (сайт об особых детях), Psyportal net/



Рекомендуемая литература:

Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? - М., 2004.



Давидович Л.С., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? - М., 2001.

Янушко Е. Помогите малышу заговорить. Громова О.Е. Серия "Мои первые слова", изд-во Карапуз.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница