Закона «о банке развития»



Скачать 262,25 Kb.
Дата18.10.2016
Размер262,25 Kb.


К заседанию Комитета АРБ

по денежно-кредитной

политике и банковскому надзору

Банк развития и его взаимодействие с системой коммерческих банков

(аналитические материалы)
В представленном в Государственную Думу Правительством РФ проекте федерального закона «О Банке развития» определены задачи, правовой статус и особенности функционирования финансового института развития в Российской Федерации. Статья 3 указанного законопроекта содержит перечень функций, закрепляемых за Банком развития сообразно возлагаемым на него целям и задачам.

Создание в России специализированного финансового института развития, деятельность которого будет регулироваться отдельным законодательным актом, меняет структуру финансового посредничества и ставит вопрос о принципах и формах его взаимодействия с системой коммерческих банков. Станет ли создаваемый на основе ВЭБа Банк развития конкурентом коммерческим банкам или же он выступит в роли института, укрепляющего инвестиционный потенциал российской банковской системы? Имеются ли основания опасаться того, что Банк развития будет еще одним государственным коммерческим банком и усилит недобросовестную конкуренцию в банковской сфере? Каким должен быть характер взаимодействия Банка развития с коммерческими банками?

Эти и другие вопросы, касающиеся особенностей функционирования финансовых институтов развития, представляются чрезвычайно актуальными. К настоящему времени в международной практике уже накоплен опыт, достаточный для вполне определенных выводов.

1.Статус и функции национальных банков развития

Банк развития – это специализированный инвестиционный финансово-кредитный институт, целью деятельности которого является обеспечение долгосрочного финансирования масштабных проектов, способствующих экономическому росту, развитию экономики страны и решению социальных задач. Именно в этом и состоит главное отличие банка развития от коммерческого банка: последний действует, исходя из соображений максимизации прибыли, а потому долгосрочное вложение ресурсов в отрасли с низкой рентабельностью и высокими рисками интереса для него не представляет. Банк развития имеет особый статус и его деятельность регулируется отдельным законодательством, что значительно уменьшает и даже исключает возможность возникновения прямой конкуренции с коммерческими банками.

Основным стратегическим направлением Банка развития является долгосрочное кредитование общенациональных и региональных программ по структурным преобразованиям в экономике. Программы могут быть нацелены на нивелирование различий в уровнях развития отдельных регионов страны, повышение конкурентоспособности различных видов товаров и услуг, поддержку малого бизнеса, стимулирование разработки новых технологий и продуктов, процесса создания новых рабочих мест, осуществление капиталоёмких инфраструктурных проектов с длительными сроками окупаемости и т.д. Следует отметить, что первое место по потребностям в финансировании в большинстве стран мира отводится экономической и социальной инфраструктуре; второе место занимает сельское хозяйство, включая агропромышленные объекты (25-30% от общего объема кредитования); третье (примерно 15%) – промышленность, преимущественно добывающая и обрабатывающая.

Особой разновидностью банков развития являются экспортно-импортные банки, главная задача которых состоит в содействии развитию внешней торговли путем кредитования и страхования внешнеэкономических операций, гарантирования экспортных кредитов частных банков.

Кредитование программ осуществляется банком развития на льготных условиях. В то же время, параметры ценовой политики определяются им таким образом, чтобы достичь безусловную окупаемость вложенных средств, которая, в свою очередь, позволит обеспечить непрерывность процесса финансирования и оправдать затраты, связанные с его организацией. Для него актуальны задачи сохранения возможности для получения доходов и управления рисками. При этом банк развития требует неукоснительного выполнения должниками обязательств по погашению задолженности, поддерживает высокий уровень своей ликвидности, осуществляет осмотрительную финансовую деятельность, придерживается кредитной политики, сводящей к минимуму возможные риски.

Отличительными чертами банка развития является и то, что он не осуществляет типичные для кредитных организаций операции: не проводит расчетных и платежных операций, не привлекает в депозиты средства населения и предприятий, не предоставляет краткосрочных ссуд. В крайне редких случаях допускается прямое кредитование юридических лиц, но только если проект имеет стратегическое значение для экономики страны и кредитование через банк-посредник невозможно по каким-либо достаточно веским причинам. Размещение ресурсов осуществляется банком развития, как правило, не непосредственно конечным заёмщикам, а через обслуживающие их коммерческие банки на конкурсной основе. В качестве источников средств, банк развития использует международные ссуды, целевые бюджетные кредиты и средства государственных фондов, а также выпускает собственные ценные бумаги. Его основная задача заключается в эффективном распределении ресурсов долгосрочного кредитования и контроль их целевого использования. Кроме того, банк развития может проводить экспертизу проектов, координировать деятельность банков, участвующих в освоении проектов, проверять платежеспособность промежуточных и конечных заёмщиков, проводить операции с гарантиями.

Стандартный набор функций национального банка развития включает в себя:


  • кредитование средне- и долгосрочных инвестиционных проектов приоритетных отраслей экономики, а также проектов, связанных с решением социальных задач и экологических проблем;

  • кредитование экспортных операций с целью стимулирования экспорта продукции национальных производителей;

  • финансирование проектов, направленных на выравнивание уровня развития разных регионов страны;

  • кредитование развития сектора малого и среднего бизнеса;

  • выполнение функций агента по обслуживанию инвестиционных проектов развития;

  • заимствование средств на внешнем и внутреннем рынке для финансирования проектов, направленных на цели развития;

  • андеррайтинг и проведение операций с ценными бумагами, включая операции по портфельному инвестированию предприятий, осуществляющих реализацию крупномасштабных проектов развития;

  • предоставление гарантий;

  • осуществление консалтинговой и информационной поддержки коммерческих банков страны по вопросам проектного финансирования и управления рисками.

Несмотря на то, что можно говорить о некоторой шаблонности функций, единых критериев и жестких правил их определения не существует. Следует иметь в виду, что набор и конфигурация функций определяется целями и задачами деятельности банков развития в конкретно взятой стране. В этой связи не исключено закрепление за банками развития таких функций и полномочий, которые отражают специфику возлагаемых на него задач.

Государство является основным акционером любого национального банка развития. Необходимость этого обусловлена целями, стоящими перед данными финансовыми институтами, а именно - обеспечить финансовую поддержку экономического роста страны в целом. Соответственно, участие государства в капитале национальных банков развития большинства стран эквивалентно 100% (Китай, Япония, Бразилия и т.д.). В капитале банка развития Германии на 20% участвуют Федеральные Земли, банка развития Казахстана – на 15,51% местные органы власти, доля которых имеет тенденцию к сокращению.

Все обязательства, взятые на себя национальным банком развития, гарантируются государством, что является защитой от вероятного дефолта. Это дает возможность фондировать свои операции на выгодных условиях и предоставлять кредитные ресурсы с благоприятными для заемщиков параметрами.

Несмотря на то, что государство оказывает банку развития свою поддержку, оно не может вмешиваться в его оперативную деятельность. Подобная независимость необходима для защиты банка от давления со стороны основного акционера и нежелательной бюрократизации процесса принятия решений. В ряде стран вмешательство государства в деятельность банка развития ограничивается законодательно.

Сочетание государственной поддержки и предоставления определенной доли самостоятельности в принятии ряда решений гармонизируется построением национальным банком развития системы собственного финансирования. Это реализуется за счет исключения банка из системы налогообложения и отказа акционеров от выплаты дивидендов – вся прибыль направляется на капитализацию. Система собственного финансирования является обязательной и одной из основных отличительных особенностей банков развития от прочих кредитных организаций.

Поскольку банк развития не входит в систему коммерческих банков страны, на него соответственно не распространяются обязанности выполнять пруденциальные нормативы и требования надзорных органов и т.д. Надзор за национальным банком развития осуществляет Министерство финансов или иной уполномоченный государственный орган.

Политика управления рисками банка развития строится на рекомендациях Базельского комитета. Банк развития разрабатывает собственную систему коэффициентов для оценки и хеджирования рисков. В то же время, при решении отдельных внутренних задач, например, при возникновении проблемных активов и необходимости создавать резервы под них, банк развития руководствуется критериями деятельности обычных коммерческих банков.

Следует отметить, что обозначенные выше характеристики являются основополагающими для банков развития большинства стран мира. Отличия между ними заключаются в таких немаловажных деталях как: возможность участия в капитале коммерческих банков; особенности процедур финансирования проектов (принципы отбора проектов, банков-партнеров, доля участия в финансировании, условия обеспечения, льготный период, отчетность, распределение рисков и т.д.); возможность прекращения или снижения степени участия в процессе кредитования проектов непосредственно в период их реализации; создание группы институтов под единым началом, опосредующих инвестиционный процесс и т.д. Как отмечалось выше, отличия эти диктуются стратегическими направлениями деятельности банков развития и не противоречат общепринятым мировым стандартам в определении целей и задач институтов такого рода.

Классический национальный банк развития принципиально отличается от коммерческого банка. Эти отличия, в первую очередь, касаются стратегических целей и задач банка, а также набора показателей эффективности его деятельности.

2. Стратегии национальных банков развития

Стратегия развития любой организации основывается на миссии, стратегических целях и задачах, стратегических направлениях и т.д. От их формулировки зависит последующая организация стратегического планирования. В свою очередь, стратегия является основой для последующей разработки политик и процедур, а также краткосрочных «тактических» планов организации.

У коммерческого банка стратегический план представляет собой четкую программу действий по достижению устойчивых конкурентных преимуществ, позволяющих реализовать главную цель коммерческого банка - максимизировать прибыль. Типичный стратегический документ национального банка развития – это документ больше политического характера, содержащий описание миссии, общих целей и задач, последовательности мер по их решению, а также областей и сфер, наиболее отсталых в своем развитии и требующих особого режима финансирования.

В отличие от многосторонних банков развития, которые используют подход стратегического мультипланирования, т.е. разрабатывают множество взаимосвязанных долго- и среднесрочных стратегий, деятельность национальных банков развития, как правило, основывается на одном долгосрочном стратегическом документе. Его схема во многом определяется набором стратегических приоритетов, актуальных для экономико-социального развития отдельно взятой страны. В случае если национальный банк развития объединяет под своей эгидой ряд организаций, наделяемых определенными функциями, то в единый стратегический документ просто добавляются разделы, посвященные каждому субъекту Группы, т.е. его роли в реализации комплексных задач банка развития. Такой принцип централизованного стратегического планирования используется большинством национальных банков развития, хотя и не исключен вариант, когда каждый субъект разрабатывает свою отдельную стратегию, основанную на единой стратегической платформе института развития в целом, и акцентирующий внимание на своих специфических функциях.

В стратегии развития подробно описываются все аспекты - социальные, структурные, человеческие, управленческие, экологические, а также финансово-экономические. Поскольку национальный банк развития призван поддерживать экономическую политику государства, его стратегия описывает действия банка по реализации государственных программ, в которые входят меры макроэкономической, структурной и социальной политики. Государство выделяет приоритетные отрасли, возможности финансирования которых у коммерческих банков весьма ограничены или не представляют для них коммерческого интереса. Национальный банк развития поддерживает эти отрасли и определяет достижение положительной динамики их развития как свою основную стратегическую задачу.

Миссия Банка, основные стратегические цели и направления деятельности являются некой константой, на основе которой он разрабатывает свой стратегический план развития, учитывающий тенденции и изменения, происходящие в стране и мировой экономике.

Что же касается структуры стратегического документа, то она, как правило, стандартна для большинства национальных банков развития и включает в себя диагностику сложившейся ситуации в стране, её изменения и прогноз изменений, основные сферы деятельности банка в будущем, задачи, цели, приоритеты, мероприятия по их достижению, индикаторы, позволяющие контролировать процесс реализации стратегии. Последние заслуживают особого внимания, т.к. коренным образом отличаются от аналогичных показателей, учитываемых коммерческим банком в своей стратегии, что продиктовано различием целей деятельности этих организаций. В частности, такие типичные для стратегии коммерческого банка коэффициенты, как рентабельность активов и капитала, динамика прибыли и деловых активов и т.д., не включаются в стратегию деятельности банка развития в качестве финансовых ориентиров.

3. Национальные банки развития отдельных стран мира

Схожесть набора функций и правовая платформа деятельности большинства национальных банков развития, может быть подтверждена на примере некоторых крупнейших в мире институтов развития Kreditanstalt fur Wiederaufbau (KFW) - Кредитный Институт для Восстановления (Германия), Канадский банк развития бизнеса, Банк развития Японии и Японский Банк международных отношений.

В целях сравнимости выполняемых функций ниже приводится также информация, раскрывающая цели и задачи функционирования Банка развития Казахстана и Банка развития Китая, которые находятся на стадии становления и имеют ряд отклонений (особенностей) от традиционных канонов деятельности институтов развития. В то же время, изучение этих финансовых институтов может представлять определенный интерес в силу того, что они осуществляют достаточно успешную деятельность, а государства, к которым они принадлежат, являются стратегическими партнерами России.

Kreditanstalt fur Wiederaufbau Bankengruppe (KFW)
(Банк развития Германии)

KfW (Kreditanstalt für Wiederaufbau) был образован в послевоенное время, в 1948 году, и являлся распорядителем государственных средств, направляемых в восстановление и развитие экономики Германии. Впоследствии его цели изменились, функции расширились, а в 2004 году Банк был преобразован в банковскую группу.

KfW, как организация, образованная с целью оказания финансовой поддержки развитию немецкой экономики, осуществляет свою деятельность в качестве института публичного права и действует на основании специального закона – закона «О KfW».

В рамках немецкой правовой системы публичное право регулирует отношения, обеспечивающие общегосударственный интерес, и, в первую очередь, касающиеся вопросов государственного управления. Таким образом, KfW (наряду с федеральными и земельными правительствами, различными государственными службами) включается в систему органов, ответственных за проведение государственной экономической политики. Вместе с тем, KfW остается автономной организацией, самостоятельно представляющей свои интересы в суде и обладающей обособленным имуществом, служащим обеспечением ее обязательств.

Статус института публичного права, определенный для KfW, подразумевает, что на него напрямую не распространяются нормы корпоративного и банковского законодательства. Особый режим регулирования деятельности KfW предусмотрен только для тех ситуаций, когда принципы частного права могут стать препятствием для достижения общественно-значимых целей. В этом случае, KfW придается статус аналогичный немецкому Бундесбанку (вопросы налоговых привилегий, льготный порядок ведения капитального строительства, эксплуатации и аренды зданий и т.д.).

Обязательства по надзору за деятельностью KfW в полной мере ложатся на его основного собственника – федеральное правительство. Согласно §12 закона «О KfW» контрольными полномочиями в отношении организации наделены Министерство финансов и Министерство экономики и труда. Утвержденный порядок контроля операций KfW полностью исключает участие в данном процессе органов, ответственных за регулирование финансовой сферы Германии (Bundesbank и BaFin). Методологическим обеспечением деятельности KfW, также как и для кредитных организаций, служат документы, разработанные немецким мегарегулятором в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору: MaK (минимальные требования к кредитной деятельности), MaH (минимальные требования к операциям на фондовом рынке), MaRisk (минимальные требования к организации риск-менеджмента), MaIR (минимальные требования к организации внутреннего аудита).

KfW является банковской группой и включает в себя четыре системообразующих банка, четыре дочерних компании и две компании с долевым участием, созданные в разное время и выполняющие разные задачи.

Согласно закону «О KfW» (§2) в его функции входят:



  1. Исполнение задач, поставленных государством, по стимулированию, в частности финансированию развития:

  • предприятий малого и среднего бизнеса (действующих и вновь открываемых);

  • жилищного строительства;

  • проектов по защите окружающей среды;

  • развития инфраструктуры;

  • технического прогресса и инноваций;

  • международных программ развития;

  • иных областей развития, определенных государством в качестве приоритетных.

  1. Предоставление займов и иных форм финансирования территориальных органов власти и специально созданных (на основании публичного права) ассоциаций;

  2. Финансирование проектов, связанных с решением социальных задач, в том числе содействия развитию образования;

  3. Предоставление других услуг финансирования в интересах немецкой и европейской экономик. В рамках выполнения данной функции KfW проводит финансирование:

  • проектов, представляющих интерес для Европейского Сообщества, финансируемых совместно с Европейским Инвестиционным Банком или аналогичным европейскими финансовыми учреждениями развития;

  • экспорта за пределы Европейской Экономической Зоны.

Финансирование иных проектов, также входящих в интересы экономики Германии и Евросоюза, должно осуществляться отдельным юридическим лицом, не пользующимся государственной поддержкой и являющимся дочерней структурой банковской группы KfW.

  1. Организация может выполнять и другие операции, имеющие непосредственное отношение с выполнению функций и задач, описанных выше. При соблюдении данного условия KfW может:

  • приобретать или продавать ценные бумаги и требования, а также принимать на себя обязательства в виде векселей;

  • проводить операции в целях управления рисками, в том числе направленные на поддержание ликвидности;

  • предоставление своим дочерним структурам средств на реализацию вышеперечисленных функций и задач.

KfW не разрешается принимать депозиты, проводить операции с текущими счетами или сделки с ценными бумагами по поручению и за счет третьих лиц.

Финансирование деятельности всех подразделений группы KFW осуществляется централизованно при помощи заимствований на рынках капитала, осуществляемых, в основном, за счет эмиссии долгосрочных облигаций, а также за счет собственного капитала, периодически пополняемого в целях поддержания развития немецкой экономики.



Канадский Банк Развития Бизнеса
(Business Development Bank of Canada)

Банк входит в состав группы организаций, находящихся в собственности канадского государства и ориентированных на решение общественно-значимых задач – т.н. «корпораций Короны» (Crown Corporations). Правовые рамки деятельности этих корпораций определены Законом о Финансовом администрировании. При этом детализация правового статуса, целей деятельности и принципов организации для каждой из корпораций осуществляется на основе специальных законодательных актов. Так, Канадский банк развития бизнеса регулируется Законом (Актом) «о Канадском Банке Развития Бизнеса».

В первую очередь, на корпорации Короны возложены функции по предоставлению товаров и услуг, распределение которых исключительно на рыночных принципах может привести к нежелательным с точки зрения общества последствиям. На практике, диапазон возможных направлений их деятельности оказывается достаточно широким: от атомной энергетики (Atomic Energy of Canada Limited) и железнодорожных перевозок (VIA Rail Canada Inc) до предоставления услуг по страхованию и рефинансированию ипотечных кредитов (Canada Mortgage and Housing Corporation). Канадский Банк Развития Бизнеса используется в качестве механизма финансирования инвестиционных проектов. Основными источниками финансирования являются средства, привлекаемые на фондовом рынке, собственный капитал, Консолидированный Фонд Доходов (бюджетные средства).

В соответствии с Законом о Канадском Банке Развития Бизнеса, Банк может выполнять следующие виды функций и сопутствующих их реализации операций:



  • Кредиты, инвестиции и гарантии (§14 Закона), которые могут предоставляться, как правило, через коммерческие финансовые институты, заключившие с Банком специальные соглашения о сотрудничестве. Банк может осуществлять эти операции самостоятельно, в том числе как член финансового синдиката, который создается им, когда масштаб проекта ограничивает участие в нем одного коммерческого банка;

  • Операции с ценными бумагами (§15), в том числе: приобретение и хранение ценных бумаг эмитентов-заёмщиков, получение дохода по ним, вплоть до погашения долга по ссудам, инвестициям или гарантиям, предоставленным по проектам этих эмитентов. Кроме того, Банк может проводить операции с этими ценными бумагами на открытом рынке.

  • Приобретение ссуд (§16), т.е. Банк может приобрести кредит у коммерческого банка-партнера, выданный под проект развития при его соответствии критериям инвестиционной политики Банка;

  • Оказание консалтинговых услуг по организации планирования бизнеса, по проведению семинаров и обучающих программ, предоставление информационной поддержки;

  • Казначейские операции, в том числе:

  • операции заимствования, включая выпуск, продажу или передачу в залог выпущенных долговых облигаций;

  • портфельные инвестиции, в том числе в облигации, облигации без специального обеспечения (дебентуры), акции, банковские акцепты или другие ценные бумаги, гарантированные участниками Канадской Платежной Ассоциацией или правительством Канады, а также по распоряжению Министра Финансов.

  • Банк может осуществлять любые операции и использовать любые финансовые инструменты, нейтрализующие возникающие в процессе его деятельности, риски;

  • операции с залогом активов, т.е. Банк может закладывать любые из своих активов или давать депозиты, в виде ценных бумаг, для обеспечения своих долговых обязательств или в иных целях Казначейства;

  • По запросу Банка, Министр Финансов может предоставить ему денежные средства из Консолидированного Фонда Доходов (Consolidated Revenue Fund)

  • Банк может выступать в качестве агента правительства Канады по реализации национальной программы развития и в этом качестве может служить проводником для предоставления финансовой помощи от лица правительства.

Японские банки развития
Банк развития Японии (Development Bank of Japan)

Банк развития Японии был образован в 1999 году, посредством слияния национальной корпорация развития экономических районов Хоккайдо-Тохоку (Hokkaido-Tohoku Development Finance Public Corporation) и Японского банка развития (Japan Development Bank).

Банк полностью принадлежит Правительству Японии, а его деятельность регулируется специальным законом (Development Bank of Japan Law). Функции надзора за Банком возложены на Министра Финансов Японии, который определяет (по согласованию с Парламентом) величину бюджетных средств, направляемых на пополнение ресурсной базы Банка для реализации стратегических задач. Годовые финансовые планы Банка включаются в Бюджет страны и проходят обязательное согласование Министра Финансов, который выносит их на рассмотрение Парламента.

Основной бизнес Банка заключается в обеспечении долгосрочного финансирования и сопутствующего обслуживания национальных проектов развития. Соответственно, деятельность Банка распространяется на проекты, содействующие развитию экономико-социальной сферы и входящие в круг интересов политики государства на данный момент времени.

Основными функциями Банка являются:


  • капитальные инвестиции в приоритетные отрасли,

  • разработка и реализация кредитных программ, направленных на зарождение определенных видов бизнеса,

  • содействие повышению качества национальной социальной и экономической инфраструктуры посредством реализации соответствующих «дешевых» кредитных программ для закупок и производства строительного оборудования,

  • долгосрочное льготное финансирование развития промышленности - предоставление кредитов корпорациям стратегических отраслей на закупку капитального оборудования и на оборотные средства (также выделение долгосрочных кредитных ресурсов).

  • операции с гарантиями,

  • информационная поддержка (маркетинговые исследования) по вопросам развития регионов для вновь образующихся предприятий,

  • консалтинговые услуги по становлению и развитию бизнеса.

Согласно закону о Банке развития (ст. 20), его ключевыми операциями являются:

  1. Обеспечение кредитования проектов, являющихся приоритетными для экономико-социальной сферы страны;

  2. Проведение гарантийных операций по обязательствам, связанным с проектами развития;

  3. Приобретение корпоративных облигаций (включая облигации, выпущенные корпорациями, образованными в соответствии со специальным законодательным актом, и которые не являются частными) путем подписки или иным способом;

  4. Приобретение, путем переуступки прав (в полном объеме или частично), кредитной задолженности корпораций, в случае если Банком ранее были приобретены их облигации. Данная операция осуществляется при условии, если срок возврата ссуд, срок предоставленной гарантии по обязательствам (считая от даты выдачи), срок выплат по корпоративным облигациям и срок возмещения по приобретенной ссудной задолженности (от даты приобретения прав на неё) имеют долгосрочный период, т.е. составляют не менее одного года.

Источниками ресурсов для осуществления операций являются капитал Банка, заимствования правительства, выпущенные облигации и создаваемые им резервные фонды, такие как, например, резервы созданные для покрытия кредитных рисков.

Закон предусматривает, что Банк развития Японии не должен составлять конкуренцию коммерческим банкам (ст.21). Поэтому операции кредитования осуществляются им, как правило, не напрямую, а через сеть коммерческих банков. Банк может выдавать кредиты в том случае, если это представляет собой сложность для частного бизнеса, но только через акцептование ссуд или гарантий по обязательствам, приобретение облигаций, выпущенных корпорациями для финансирования проектов развития, путем подписки или иными способом, акцептование инвестирования и т.д.

Следует отметить, что Банк развития Японии будет трансформирован в 2008 году в коммерческий банк. Деятельность Банка развития будет регулироваться законодательством, распространяющимся на коммерческие финансовые институты. Банк станет объектом инспектирования и надзора со стороны органов банковского регулирования и надзора. Все льготы, включая налоговые, будут отменены.

Японский банк международных отношений
(The Japan Bank for International Cooperation)

Японский банк международных отношений был образован в 1999 году в одно и то же время, что и Банк развития Японии, путем слияния действующих ранее Экспортно-импортного банка Японии (The Export-Import Bank of Japan) и Зарубежного фонда экономической кооперации (The Overseas Economic Cooperation Fund). Деятельность Банка регламентируется специальным законом, предписывающим ему, так же как и Банку развития Японии, осуществлять свою деятельность по принципу исключения (недопущения) самой возможности конкуренции с финансовыми институтами страны.

Капитал Банка полностью сформирован из средств государства, а его деятельность находится под контролем Министерства Финансов и Министерства Иностранных дел. Ежегодный бюджет Банка предоставляется на утверждение Министру Финансов, который, в свою очередь, после тщательного изучения и внесения необходимых поправок, вносит его на рассмотрение и утверждение Кабинета Министров. После получения решения Кабинета Министров, бюджет Банка включается в Бюджет страны и поступает на рассмотрение Парламента Японии.

Выступая в роли Эксимбанка, Японский банк международных отношений выполняет такие операции, как:



  • кредитование японской экспортоориентированной промышленности, включая энергетику, телекоммуникации, кораблестроение и технологии;

  • кредитование импорта в Японию стратегически важных товаров, включая нефть, природный газ и железную руду. Для поддержки импорта иных товаров, чем природные ресурсы, к примеру, самолетов, Банк проводит гарантийные операции, но только в том случае, если будет абсолютно убежден в крайней необходимости таких товаров для экономики страны;

  • инвестирование в японские фирмы, реализующие за рубежом проекты по развитию местной промышленности и по разработке полезных ископаемых;

  • несвязанное кредитование, т.е. кредитование, направленное на цели совершенствования внешней среды, складывающейся вокруг деятельности японских предпринимателей за рубежом. В частности, Банк кредитует торговлю и развитие процессов инвестирования, поддерживает структурные изменения, происходящие в экономике развивающихся стран. Несвязанное кредитование не обязательно предполагает приобретение товаров и услуг из Японии;

  • гарантирование кредитов, направленных в частный финансовый сектор и облигации, выпущенные правительствами развивающихся стран;

  • краткосрочные ссуды в твердой валюте для правительств развивающихся стран, столкнувшихся с нехваткой ликвидных средств для проведения внешних операций (дефицит платежного баланса);

  • участие в капитале японских совместных предприятий, осуществляющих свою деятельность за рубежом;

  • консалтинг по вопросам обучения и проведения вышеприведенных операций.

Основными источниками ресурсов для проведения данных операций Банка определены заимствования по национальной программе Финансовых инвестиций и кредитования (FILP), выпущенные Банком облигации, заимствования на внешних рынках.

Помимо приведенных выше операций, Банк, как организация, способствующая поддержке экономического и социального развития стран с развивающейся экономикой, осуществляет также:


  • предоставление долгосрочных льготных кредитов, направленных на поддержку развивающихся стран в их стремлении экономического развития, т.е. финансирование строительства их экономической и социальной инфраструктуры;

  • кредитование и капитальные инвестиции на поддержку фирм частного сектора, реализующих проекты развития в развивающихся странах;

  • международный консалтинг по вопросам проведения вышеприведенных операций.

В качестве источников ресурсов для проведения данных операций Банк использует взносы в капитал из государственного бюджета Японии, заимствования FILP, а также операции по привлечению ресурсов на международных рынках.



Банк развития Казахстана

Банк развития Казахстана был создан при участии консультантов Мирового банка, которые оказали содействие при разработке формы организационно-правовой структуры Банка, его политик и процедур заимствований и размещений, регламента взаимодействия с Правительством и государственными органами.

Банк развития Казахстана (далее – Банк) по сути является специализированным государственным банком или больше финансовым агентством, работающим над решением государственных задач. Государство, в свою очередь, стимулируя участие Банка в крупных проектах с невысокой ставкой, осуществляет прямое его кредитование из бюджета. Минимизация влияния государственных органов на Банк развития была достигнута регламентацией его создания через отдельный Закон, который разделяет границы влияния и полномочий, а также возможные случаи интервенции государственной власти в оперативную работу Банка.

Банк развития Казахстана создан в форме закрытого акционерного общества со 100 – процентным участием государства в уставном капитале Банка. Объявленный капитал Банка составляет 250 млн. долларов США.

Для достижения поставленных перед ним целей и задач, Банк выполняет функции, в которые входят:


  • отбор и кредитование, включая софинансирование, инвестиционных проектов и экспортных операций

  • функции агента по обслуживанию национальных инвестиционных проектов, финансируемых на возвратной основе, а также проектов, финансируемых за счет гарантированных государством займов;

  • банковская экспертиза проектов, предлагаемых к финансированию на возвратной основе в качестве национальных инвестиционных проектов, а также проектов, предлагаемых к финансированию за счет гарантированных государством займов;

  • мониторинг финансового состояния заемщиков Банка Развития и реализации обслуживаемых Банком национальных проектов и проектов, финансируемых за счет гарантированных государством займов;

  • функции агента по обслуживанию гарантированных государством займов, возврату средств, выделенных из республиканского бюджета в связи с исполнением обязательств по государственным гарантиям и исполнением иных долговых обязательств юридических лиц Правительством Республики Казахстан.

В рамках реализации своих функций и задач, Банк может выполнять следующие операции:



  • предоставление кредитов в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности юридическим лицам;

  • выдачу банковских гарантий, предусматривающих исполнение в денежной форме, юридическим лицам;

  • выдачу банковских поручительств и иных обязательств за юридических лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

  • открытие (выставление) и подтверждение аккредитива и исполнение обязательств по нему;

  • открытие и ведение корреспондентских счетов банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в целях управления ликвидностью Банка;

  • открытие и ведение банковских счетов для зачисления займов Банка, других займов и средств республиканского и местных бюджетов в целях осуществления платежей и переводов денег, предусмотренных договорами по проектам и экспортным операциям. При этом оговаривается, что сумма денег на банковских счетах должна быть не более суммы совершаемых по ним операций, предусмотренных настоящим подпунктом;

  • открытие и ведение специальных счетов условного вклада, а также резервных счетов в соответствии с договорами по гарантированным государством займам;

  • открытие и ведение банковских счетов для зачисления средств в целях обеспечения обязательств юридических лиц перед Банком;

  • осуществление расчетов по поручению заемщиков Банка развития, банков-корреспондентов, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, по их банковским счетам;

  • переводные операции: выполнение поручений юридических лиц по переводу денег;

  • прием на инкассо платежных документов (за исключением векселей) в пользу заемщиков Банка;

  • прием депозитов банков в целях обеспечения ликвидности Банка;

  • дилерскую деятельность с государственными ценными бумагами, а также иными ценными бумагами;

  • лизинговую деятельность;

  • выпуск эмиссионных ценных бумаг;

  • сдачу в аренду собственного имущества;

  • обменные операции с иностранной валютой, за исключением операций с наличной иностранной валютой.

Банк развития Китая
(Development Bank of China)

Китайский банк развития был учрежден в марте 1994 года специальным постановлением Государственного Совета. С момента своего создания Банк прошел два периода. Первый период, с 1994 по 1997 год был связан почти исключительно с ролью банка, как национального регулятора экономики. Он осуществлял финансирование только нескольких приоритетных проектов, в частности, в строительстве инфраструктуры и ряда промышленных предприятий. Второй период ознаменовал изменение роли Банка, что было продиктовано азиатским экономическим кризисом 1997 года.

Банк стал ключевым банком страны, обеспечивающим финансирование крупнейших долгосрочных инвестиционных проектов на территории Китая в наиболее значимых и стратегически важных отраслях экономики. Банк сочетает в себе характеристики классического института развития и государственного органа, выполняющего задачи национальной экономической политики.

Таким образом, с одной стороны, Банк является агентом государственной политики, являясь неким каналом социально-ориентированных инвестиций, а с другой, согласно своей стратегии, он должен соответствовать общепринятым критериям, присущим финансовому институту, действующему в интересах развития своей страны.

Банк выступает в роли контрольного органа, который препятствует потоку инвестиций в «перегретые» области экономики, и перераспределяет их в отрасли и регионы с меньшими темпами прироста, требующими финансового стимулирования (например, старые промышленные районы Китая, подверженные регрессивным тенденциям).

Для реализации поставленных целей и задач, помимо финансирования проектов по развитию, Банк осуществляет целый комплекс функций, некоторые из которых не вписываются в концепцию национального банка развития классического образца и являются прерогативой скорее коммерческого банка.

В функции Банка развития Китая входят:


  • управление государственными бюджетными операциями;

  • андеррайтинг облигаций для корпоративных клиентов;

  • выпуск облигаций за рубежом;

  • агентирование по кредитным операциям зарубежных банков;

  • межбанковское кредитование;

  • оценка, консультирование и выдача банковских гарантий под проекты строительства;

  • предоставление валютных кредитов внутренним банкам-заёмщикам;

  • депозитные операции: в местной и иностранной валюте (срочные и до востребования);

  • расчетные операции по кредитам;

  • конверсионные операции по кредитным счетам и по импортному финансированию;

  • международные расчеты по импортным сделкам;

  • гарантии;

  • выпуск ценных бумаг и торговля ценными бумагами в иностранной валюте (за исключением акций);

  • финансовое консультирование;

  • управление активами, которое осуществляется совместно с Китайско-Швейцарским фондом SSVC.

Китайский банк развития обладает возможностью использовать постоянную кредитную линию Центрального Банка Китая для регулирования своей краткосрочной ликвидности.

Для осуществления финансирования Китайским банком развития используются следующие инструменты:



  • средне- и долгосрочные кредиты, необходимым условием которых является залоговое обеспечение машин, оборудования ,зданий и сооружений;

  • проектное финансирование;

  • экспортное финансирование;

  • участие в капитале предприятий;

  • синдицированное кредитование.

Источники финансирования Китайского банка развития весьма диверсифицированы. Они включают в себя, помимо таких характерных для банка развития источников, как заимствования на международных и внутреннем финансовых рынках, осуществляемые путем размещения облигаций, ресурсы, высвобождаемые вследствие применения налоговых льгот, и другие источники финансирования, которые присущи больше коммерческой кредитной организации. В частности, Банк может привлекать депозиты от корпораций, получающих финансирование Банка, осуществлять межбанковское кредитование и получать государственное финансирование, присущее коммерческим банкам с государственным участием.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница