Законодательное регулирование семейного образования в РФ понятие семейного образования, особенности и распространенность данного явления



Скачать 148,38 Kb.
Дата30.10.2016
Размер148,38 Kb.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ



ПОНЯТИЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ И РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ДАННОГО ЯВЛЕНИЯ


Семейное образование — это целенаправленный процесс получения образования в семье, организованный и осуществляемый родителями в соответствии с государственными образовательными стандартами, с периодической аттестацией по результатам обучения. Семейное образование представляет собой одну из форм освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Следует отличать семейное образование от обучения на дому (домашнего обучения) по медицинским показаниям, когда на дом приходят учителя из той школы, в которой учится ребенок. В отличие от этого, при семейном образовании роль учителей чаще всего выполняют сами родители. Также следует отличать семейное образование от экстерната, поскольку учащиеся на семейной форме обучения могут являться учащимися конкретной школы со всеми правами и обязанностями, между родителями и директором этой школы заключается договор, а за обучение в семье родителям выплачивается компенсация, если это предусмотрено местным законодательством. Экстернат же ничего из перечисленного не предусматривает и, по сути, представляет собой аттестацию учащихся, самостоятельно изучающих дисциплины согласно образовательной программе. При получении учащимся семейного образования экстернат возможен как способ промежуточной и итоговой аттестации учащегося.

Согласно действующему законодательству, решение о переводе учащегося на семейное обучение принимается родителями ребенка или лицами, их заменяющими (законными представителями). Они имеют законодательно закрепленное право перевести ребенка на такую форму обучения с любого класса. До 2005 г. порядок оформления такого решения, взаимодействия семьи с образовательными учреждениями определялся на федеральном уровне «Примерным положением «О семейном образовании», однако с 07.02.2005 г. это «Положение» было отменено и конкретный порядок осуществления права на выбор семейной формы образования регламентируется на региональном уровне. К примеру, в Москве для этого необходимо подать заявление в школу и получить одобрение директора; затем между родителями и школой заключается договор о семейном обучении, в котором оговариваются такие вопросы как программа обучения, сроки и условия аттестации, и др.

Можно отметить, что родители обычно принимают решение о выборе семейной формы образования для своих детей не без достаточно серьезных оснований. Иногда это связано с желанием избавить ребенка от перегруженности школьной программы дополнительными (не входящими в федеральный минимум) предметами. Некоторые родители, напротив, считают школьную программу недостаточно насыщенной, не отражающей образовательные потребности их семьи и детей. Это решение может быть связано и с желанием избежать пагубного влияния со стороны сверстников — не секрет, что в школе имеют место такие проблемы, как детская и подростковая агрессивность и девиантное поведение, в том числе табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков, и пр.

Итак, в каких случаях выбирают семейное образование? Индивидуальная форма обучения удобна в том случае, если ребенку одни предметы даются лучше, а по другим он отстает. Если первокласснику с трудом дается чтение, то никакие успехи в математике не помогут ему стать успешным учеником. В школьных условиях он может быстро превратиться в отстающего. При индивидуальном обучении такая неравномерность развития может быть сглажена. Бывает, что дети рано показывают значительные результаты в той или иной области — например, в музыке, спорте, или рисовании. И тогда им требуется много времени на дополнительные занятия. Обучение на семейной форме освобождает время для этих занятий, которые потом помогут определиться с профессией. Есть дети, которые значительно опережают своих одноклассников в интеллектуальном развитии. Таким детям очень скучно в классе, они начинают искать применение своим способностям, а это часто приводит к нарушениям дисциплины. Сложно самому ребенку, сложно одноклассникам, сложно педагогу. Семейное обучение — прекрасный выход из положения: ребенок учится в собственном темпе, тратит на учебу намного меньше времени и может заниматься другими, полезными для него, вещами. Бывает, что ребенок по болезни пропускает занятия достаточно долгое время. Большое отставание сказывается на успеваемости, ученик нуждается в дополнительных занятиях. А значит, что ослабленный после болезни организм вынужден справляться с двойной учебной нагрузкой. Щадящий режим обучения в семье позволяет догнать одноклассников без лишних усилий.

Выбор семейной формы образования может быть также связан с особенностями здоровья конкретного ребенка (аллергия, астматические приступы и т.п.), с необходимостью учесть индивидуальную специфику процесса его познавательной деятельности (что практически невозможно сделать при групповом обучении) и по другим подобным причинам.

В чем состоят преимущества и сложности в случае выбора семейной формы обучения? Прежде всего, давно известно, что индивидуальное обучение намного эффективнее обучения в больших, по 25-30 учеников, классах — во-первых, оно позволяет максимально реализовать индивидуальный подход к обучающемуся, а, во-вторых, обучающий все свое время и все усилия тратит на одного конкретного ученика. Необходимо учесть и то, что в случае семейного обучения в роли учителей выступают родители, хорошо знающие индивидуальные сильные и слабые стороны своего ребенка, сформировавшие с ним прочные отношения доверия (которые, к сожалению, способен выстроить не каждый школьный педагог). При семейном обучении у ребенка есть возможность досконально и углубленно изучить сложную тему, а с другой стороны, не «засиживаться» долго на темах, которые ему более доступны. В школе ребенок не имеет возможности выбрать то, что ему наиболее интересно, а в семейном образовании это является основным приоритетом. У ребенка есть право выбора, например: позаниматься математикой или уделить больше внимания русскому. В семейной «школе» дети могут учиться с учетом собственных пристрастий и способностей, по своей программе. Они учатся работать с разными источниками информации и обобщать сведения. В итоге, как показывает практика, дети, обучающиеся дома, сохраняют интерес к познанию (в отличие от многих школьников) и показывают лучшие результаты по сравнению со своими одноклассниками.

Также, при семейном обучении родители в состоянии регулировать ежедневные нагрузки и режим ребенка, стараясь минимизировать связанный с учебными нагрузками вред для здоровья. По мнению медиков, одна из причин появления болезней нервной системы, нарушения пищеварения, проблем со зрением у школьников — это несбалансированное питание и хронические перегрузки в школе. Врачи давно бьют тревогу из-за того, что рабочий день школьника порой достигает 10 часов. По неутешительной статистике, в школу приходят около 90% практически здоровых детей, но заканчивают ее таковыми лишь 10%. Дети полдня находятся в школе, дома они выполняют домашнее задание, без которого они не освоят учебный материал. В то время как ребенок, который учится в семье, занимается именно в том темпе, который подходит ему — это принципиальное отличие семейного обучения от школьного.

Одним из плюсов семейного образования можно считать укрепление семьи: связь между родителями и детьми крепче, поскольку родители и дети живут одной жизнью. Родители несут больше ответственности за воспитание своих детей. Уменьшается негативное влияние сверстников, которое так сильно в подростковом возрасте. Для верующих родителей это, возможно, самое важное достоинство.

Что касается «минусов» семейного образования, то первый и самый главный аргумент, который активно обсуждается сторонниками и противниками семейного обучения — дефекты социализации. По их мнению, вне школы ребенок растет в «тепличных» условиях, а значит, оказывается не готов к социальному взаимодействию с людьми. Разрешать конфликты, проявлять характер, конкурировать, идти на компромиссы, все, что необходимо в реальной взрослой жизни — ко всему этому ребенок может оказаться не готов. Не стоит забывать, что это может стать причиной серьёзных проблем в будущем. Правда, сторонники семейного образования с этим не согласны. У детей, находящихся на семейном обучении, остается гораздо больше времени на кружки, секции, студии и прочие дополнительные занятия, где они и набираются социального опыта, активно общаясь как со сверстниками, так и с взрослыми. Они совсем не затворники, а то, что ребенок мало общается со «школьным» социумом, скорее плюс, чем минус — уверяют сторонники семейного образования.

Еще один аргумент «против» — это отсутствие у родителей педагогической подготовки и глубоких знаний по всем преподаваемым дисциплинам. Теоретически этот аргумент выглядит очень убедительно, но на практике он зачастую разбивается о примеры, с одной стороны, вопиющей некомпетентности и педагогической несостоятельности, демонстрируемой нередко школьными учителями, а с другой — успешного овладения школьной программой учащимися, которых обучали собственные родители. Вероятнее всего, истина лежит где-то посередине: действительно, далеко не все родители способны в полной мере заменить собой школу для своего ребенка, поскольку семейное образование выдвигает повышенные требования к личным качествам родителей, к их уровню педагогических знаний, умению и готовности самообучаться и осваивать школьную программу, идя «на шаг впереди» своих детей. Однако положительные примеры из практики показывают, что родителю вовсе не обязательно заканчивать пединститут, — немало случаев, когда высоких результатов добивались люди, имеющие лишь среднее или среднее специальное, — притом, не педагогическое — образование. Справедливости ради следует отметить, что многие эксперты говорят о необходимости организации специальных курсов или консультационных центров в помощь тем родителям, которые избрали для своих детей обучение в семье и желают получить необходимые консультации.

Кроме объективных проблем, выбор семейной формы образования сопряжен с некоторыми субъективными сложностями для родителей. Так, подобный выбор предполагает, что как минимум одному из родителей необходимо практически все время проводить с детьми, что, во-первых, не совместимо с карьерой и зарабатыванием денег, а, во-вторых, требует достаточного дохода семьи в целом для того, чтобы один из супругов мог не работать. Помимо этого от родителей, занимающихся образованием детей в семье, требуется полностью взять ответственность за этот процесс на себя, не разделяя ее со школой — а для этого необходим высокий уровень моральной зрелости и психологической готовности. В нашей стране, к тому же, семейное образование является недостаточно развитой формой получения знаний, и потому большинство выбравших эту форму родителей, особенно в регионах, сталкиваются с непониманием и даже противодействием со стороны школьных педагогов и чиновников от образования. Вместе с тем, практика показывает, что осознанно принявшие на себя педагогическую ответственность родители успешно справляются с этой задачей, перенимают опыт друг у друга. На ниве семейного образования в последние годы появлялись специальные публикации, методические материалы, разрабатываемые родителями, ставшими успешными экспертами-практиками в этой области.

Несмотря на перечисленные выше трудности, все больше и больше родителей делают выбор в пользу обучения детей в семье. Рассмотрим, насколько распространено семейное образование на сегодняшний день в нашей стране и за рубежом.

По статистике около 100 тысяч семей в России ежегодно проходят обучение в форме экстерната, семейного образования или индивидуально на дому. С момента принятия действующего сегодня закона Российской Федерации «Об образовании» опыт семейного обучения получили в общей сложности более 1,5 млн. россиян.

Семейное образование популярно более чем в 45 странах мира. Только в США в 2007-2008 гг. насчитывалось около 1,5 миллионов «хомскулеров» (детей, получающих образование в семье), создан Национальный исследовательский институт домашнего образования, издаются журналы о домашнем образовании. Ежегодно число «домашних учеников» в США увеличивается на 5-12%. В Европе семейное образование распространено в таких странах, как: Австрия, Великобритания, Венгрия, Италия, Норвегия, Польша, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Семейное образование, как форма получения образования в РФ, не является магистральным направлением развития отечественной образовательной системы, однако имеет полное право на существование в ряду иных форм освоения образовательных программ. В силу целого ряда своих особенностей эта форма не является массовой и не станет таковой в обозримом будущем. Однако с самого начала своего существования в современном российском законодательстве (1992 г.), эта форма имела своих приверженцев среди родителей, и по статистике их число в последнее время постоянно увеличивается. При этом следует учитывать не только количественные характеристики, но и качественный состав данной категории граждан: в своем подавляющем большинстве это жители Москвы и других крупнейших городов страны, имеющие достаточно высокий образовательный и культурный уровень, отличающиеся активной жизненной позицией и в некоторых ситуациях способные выступать в качестве лидеров мнений в тех или иных группах.

Следует отметить, что в определенных условиях семейное образование действительно может быть предпочтительно по сравнению с иными, общепринятыми формами получения образования. Широкое распространение семейного образования в развитых странах мира и зарубежный опыт семейного образования дают основание считать эту форму достаточно эффективной и прогнозировать дальнейшее ее развитие как за рубежом, так и в нашей стране.

В связи с вышеизложенным, представляется недопустимой ситуация, когда право на семейное образование в Российской Федерации недостаточно четко законодательно регламентировано. Тем более недопустимо полное исключение этого явления из правового поля.


ПРАВО РОДИТЕЛЕЙ НА ВЫБОР ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Действующее российское законодательство прямо устанавливает в числе иных прав семьи и родителей право родителей на выбор формы получения образования детьми и преимущество их права на воспитание детей.



В области дошкольного образования действующее законодательство, не объявляя его обязательным, указывает на родителей, как на основных субъектов, осуществляющих дошкольное образование, подчеркивая вспомогательный характер дошкольных учреждений:

“Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений”. Таким образом, предоставляя семье свободу в области дошкольного образования, действующее законодательство фиксирует право родителей дать дошкольное образование в семье, без помощи дошкольных учреждений и педагогов.



В области школьного образования действующее законодательство прямо устанавливает существование форм получения общего образования как в образовательных учреждениях, так и вне них, декларируя существование таких форм получения образования, как экстернат и семейное образование: “С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования. Допускается сочетание различных форм получения образования”. Помимо этого, действующий закон “Об образовании” прямо декларирует право родителей дать общее образование детям в семье, вне образовательных учреждений (при желании пользуясь помощью сторонних педагогов). Это касается всех уровней общего образования. Таким образом, действующее законодательство в полном согласии с декларированной в “Основных направлениях государственной семейной политики” принципом признает за семьей широкую свободу в принятии решения относительно места и формы получения детьми дошкольного и школьного образования.
Компенсации затрат на дошкольное и общее образование несовершеннолетних в семье

1. Родителям, осуществляющим дошкольное воспитание и образование ребенка в семье, выплачивается компенсация образовательных расходов за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов в соответствии нормативами финансирования на содержание и обучение детей.

2. Родителям, детей, осваивающих программы общего образования в семье, выплачивается компенсация образовательных расходов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в объеме средних затрат бюджетных средств данного субъекта Российской Федерации на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в муниципальном образовательном учреждении.

3. При осуществлении промежуточной аттестации несовершеннолетних обучающихся, осваивающих программы общего образования в семье на базе муниципальных или федеральных государственных образовательных учреждений, а также на базе государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, затраты на проведение промежуточных аттестаций исключаются из выплачиваемой родителям обучающихся компенсации образовательных расходов и возмещаются образовательному учреждению его учредителем".

Требования настоящей главы распространяются на такие образовательные организации при реализации ими основных образовательных программ дошкольного образования.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(на примере Ирландии, Великобритании и США)


В Ирландии настолько велик приоритет семьи, что обязывать к чему-то родителей власти не хотят. Поэтому в «стране трилистника» родители обязаны дать детям лишь минимальное образование, то есть письменная и устная грамота и арифметика, а это уровень начальной школы. Все остальное — добровольно.

Что касается соседней Великобритании, то вмешательство государства в дела семьи там сильнее, чем в Ирландии. Поэтому в Англии ритмичность домашнего образования является законным требованием. Дети должны получать «полную образовательную нагрузку» (full time education) — от трех часов в день и от пяти дней в неделю. Соответственно, родитель должен быть готов продемонстрировать, что у ребенка по расписанию не меньше трех часов занятий и что он занимается каждый учебный день. Интересно, что если с ребенком, например, в течении часа клеить аппликацию, то это тоже считается образованием в начальной школе. В Англии обязательной является первая и вторая ступени, как и в России. Хотя структуру предметов, глубину их изучения, скорость прохождения родители выбирают сами.

Чтобы понять, каков порядок осуществления семейного обучения в Ирландии, обратимся к рассказу россиянки, в течение нескольких лет проживающей в этой стране: «В 6 лет я зарегистрировала ребенка, то есть я написала письмо в Министерство образования Ирландии о том, что ребенка собираюсь обучать дома, используя такие-то учебники, что занимается он каждый день и его работу я могу продемонстрировать. Из министерства ответили, что они получили и что пришлют инспектора, который посмотрит, в каких условиях занимается ребенок и посмотрит какие-то сделанные им работы. Поэтому я стала поддерживать дневник ежедневных занятий, а когда он пишет просто на листах, я ставлю сверху число и кладу в папку (в файл). В рабочих тетрадях я тоже пишу на листах, какого числа он это сделал, а когда работая тетрадь кончается, я кладу ее в коробку».

Вообще, в Ирландии семейное образование достаточно распространено: в стране, в которой 3 млн. 800 тыс. жителей, 2000 семей учат своих детей дома (для сравнения: в Москве примерно такое же число семей с домашним обучением приходится на 10-12 млн. жителей). Необходимо отметить, что с домашним обучением в Ирландии так было не всегда. Пожалуй, нынешнее положение дел — это результат почти 20-летней борьбы родителей за свое право на домашнее обучение детей. Борьба состояла в том, что родители доказывали социальным службам, что обучение детей дома — не есть пренебрежение их родительскими обязанностями, поскольку к данному нарушению в Ирландии относятся очень строго. Так, если ребенок прогуливает школу и его остановят на улице, то родители должны будут принять меры или же социальные службы вмешаются и ребенка заберут в приют. Однако если родители показывают, что зарегистрировали ребенка на семейном образовании и ему по его расписанию в это время разрешено гулять — то это другое дело.

Как и в других странах, в Ирландии главным стимулом для обучения, в том числе домашнего, является получение аттестата, выдаваемого на основании выпускных экзаменов. Интересно, что эти экзамены проводятся независимой организацией. При этом неважно, по какой форме обучения занимался экзаменуемый — учился в школе, или дома. Таким образом, система контроля отделена от системы обучения, что исключает злоупотребления.

Значительный опыт семейного образования накоплен в Соединенных Штатах Америки. Следует особо отметить, что, в отличие от многих других стран, в США не только ведутся независимые исследования, оценивающие результаты получения образования в семейной форме, но и статистический учет академических достижений учащихся семейной формы образования на государственном уровне (как на федеральном, так и на уровне отдельных штатов). Число семей, выбирающих семейную форму образования в США постоянно увеличивается: так, в 2003 году, по данным Национального Центра Образовательной Статистики (National Center for Education Statistics - NCES) – 2,2% всех учащихся школьного возраста в США (1,096,000) обучалось в семейной форме, в то время как на четыре года раньше, в 1999 году, это число составляло 1,7% всех учащихся (850,000). В последующем это число еще возрастало – 2,9% в 2007 году (1,5 миллиона учащихся).

Независимые исследования, проводившиеся в США в разные годы, показывают, что уровень академических достижений учащихся семейной формы превышает средний уровень учащихся школ того же возраста (в среднем на 15-30%). Показательно, что, по данным исследователей, этот показатель не зависит от наличия у родителей специального педагогического образования. Другие исследования показывают, что у учащихся, обучающихся в семье заметно меньше уровень проблем и отклонений в поведении, более устойчивая самооценка, что они без проблем включаются в дальнейший процесс образования и успешны во взрослой жизни (среди них крайне редко встречаются безработные, люди, находящиеся на соцобеспечении).

Регламентация получения семейного образования в США осуществляется на уровне отдельных штатов. Степень государственного контроля отличается от штата к штату: от требования специальной подготовки родителей в единичных штатах, среднего уровня контроля (регулярные аттестации по обязательным предметам во многих штатах) – до практически полного отсутствия государственного контроля над семейным образованием. Особого замечания заслуживает установленный исследованиями факт, что уровень академической подготовки учеников семейной формы никак не зависит от степени государственного контроля , что позволяет утверждать, что семьи, будучи заинтересованы в качестве получаемого образования, вполне успешно осуществляют самоконтроль достигаемых результатов.



В целом, можно утверждать, что американский опыт показывает успешность семейной формы образования, способной осуществлять значительный вклад в благополучие общества в интеллектуально-образовательной сфере.
Каталог: attachments -> article
article -> Программа III международного форума «идель алтай: история и традиционная культура народов евразии»
article -> Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. II: Региональная характеристика мира
article -> Реферат для сдачи кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки»
article -> Реферат по дисциплине «Иностранный язык» по книге «Public Private Partnerships in Education»
article -> Первый день дата проведения
article -> Согласие гражданина-заявителя на обработку и предоставление его персональных данных


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал