Законодательства, регулировавшего религиозную сферу в СССР в 1929-1990 гг на деятельность православных религиозных организаций



Скачать 134,86 Kb.
Дата16.07.2017
Размер134,86 Kb.
ТипЗакон
ИСТОРИЯ




К. А. Полозова
Доцент Ивановского филиала

НОУ ВПО «Институт управления»
Некоторые аспекты влияния

законодательства, регулировавшего религиозную сферу в СССР в 1929-1990 гг. на деятельность православных религиозных организаций


В статье рассматриваются некоторые аспекты влияния законодательства, регулировавшего религиозную сферу в СССР в 1929-1990 гг. на деятельность православных религиозных организаций.
Ключевые слова: религия, Русская Православная Церковь, законодательство, постановление, противоречие.


В 1929 году, после принятия постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», оформилось советское законодательство, регулирующее религиозную сферу. С незначительными изменениями оно сохранялось до 1990 года, в котором были приняты союзный и российский законы «О свободе вероисповеданий».

1929-1990 годы – большой исторический период, характеризующийся как отсутствием единого союзного законодательства о религии, так и множеством противоречий между законами и нормативно-правовыми актами и практикой их применения. Наиболее выпукло это можно проследить при рассмотрении практической деятельности православных религиозных организаций и входящих в них физических лиц, которые в рамках рассматриваемого исторического периода как обладали формально полной правоспособностью граждан СССР, так и были в ней ограничены (до Конституции 1936 года).

Правовые коллизии особенно явно видны в исторической ретроспективе, при рассмотрении, казалось бы, бытовых сторон жизни религиозных организаций и контролирующих их органов; исторический опыт показывает, что более важным для Советского Союза являлся не писанный закон, а целесообразность текущего момента и конкретного места. Данный исторический опыт особенно актуален в современной России, где религиозный вопрос становится зачастую болезненно заостренным и для выработки наиболее оптимальных шагов по решению возникающих в связи с этим проблем необходимо максимальное использование тех выводов, которые дает исторический анализ опыта реализации религиозного законодательства в СССР.

Законодательные и иные документальные материалы, а также публикации других исследователей показывают тесную связь успеха атеистической пропаганды в России с ее поддержкой государством. Чем большей была такая государственная поддержка, тем интенсивнее была деятельность атеистов. И как показали 1990-е годы, при отсутствии такой поддержки, она принимает совершенно иные формы и масштабы и имеет очень ограниченное число сторонников.

1937 год стал годом массовых репрессий в Советском Союзе. Не обошли они стороной не только православных, но и обновленческое движение, первоначально Советским государством поддерживаемое. Постепенное снижение масштабов репрессий после 1937 года, не означало их прекращения.

Закрытие храмов обосновывалось и необходимостью использования их помещений для местных нужд, экономической целесообразностью изъятия данных зданий. Многие из документов о закрытии религиозных объектов не были лишены патетики. Коллективизация и ее интересы также были серьезным поводом для закрытия храмов. Требования закрытия храма могли исходить и якобы от имени верующих, причем рассмотрение вопроса происходило с нарушением даже тех норм, которые существовали в репрессивном законодательстве о религии. Неграмотные с юридической точки зрения документы, приводящие к реальным результатам, – показатель той эпохи.

Запрещение колокольного звона вообще было одним из ключевых направлений атеистической работы. При этом ставилась задача обосновать его вредность. Так, в Гусевском горсовете в октябре 1935 года рассматривалось заявление матерей, носящих детей в ясли им. Молотова, с требованием о прекращении колокольного звона, влияющего на режим дня и здоровье ребенка (испуг).

Закрытие храмов было таким массовым, что не только центральная, но даже региональная власть не всегда успевала в полной мере отслеживать данный процесс даже в начале 1930-х годов.

Налоговое обложение религиозных объединений устанавливалось достаточно произвольно. Кроме того, поскольку все имущество, передаваемое в пользование религиозным общинам, считалось государственным, то дефекты, причиненные этому имуществу, могли быть причиной преследований к учредителям религиозных объединений как к физическим лицам за халатное отношение к государственной (народной) собственности.

В 1929–1941 годах продолжение разрушения церковной инфраструктуры в СССР приняло масштабные формы. Ставилась задача полного искоренения религии из жизни советских граждан. Законодательные акты имели формальный характер, правоприменение же обуславливалось мерой понимания законодательства его исполнителями на местах.

Лавинообразный рост репрессий в Советской России в течение 1936–1937 гг. в полной мере затронул и Русскую Православную Церковь, и противостоящих ей обновленцев. Тех, кого арестовывали в 1936 году, в отличие от арестованных в 1937 году, обычно приговаривали к ссылке при наличии одинаковых обвинений. Но там их расстреливали уже по новому делу и новым обвинениям так же, как если бы они были арестованы не в 1936, а в 1937 году. По опубликованным материалам архивных уголовных дел, снятых с оперативного учета архива УФСБ России по Ивановской области, мы можем проследить, насколько реальность правоприменения в отношении православного и обновленческого духовенства в эти годы противоречила даже имеющемуся репрессивному законодательству о религии.

Проблемы роли Совета по делам РПЦ в развитии государственно-церковных отношений по материалам Верхнего Поволжья были рассмотрены в целом ряде диссертационных исследований и научных публикаций. Между тем в них не было в полной мере проанализировано значение Совета и его региональных уполномоченных в контексте советского религиозного законодательства 1929–1990 годов. А ведь уже в самом начале своей работы Совет по делам РПЦ столкнулся с несоответствием имеющейся законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей религиозную деятельность, новым реалиям.

Необходимо особо отметить, что и после создания Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР в 1943 году не было отменено постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» 1929 года, хотя это создавало определенные противоречия. Согласно постановлению 1929 года, не признавались никакие централизованные религиозные организации, а между тем возник целый государственный орган при Правительстве, имевший своих региональных уполномоченных, в обязанность которого входило осуществлять связь между Правительством и Патриархией, которая по букве постановления 1929 года теоретически государством не признавалась правомочным органом, однако начиная с 1943 года начала широко задействоваться в международной политике.

Давая общую оценку антицерковной политике Н.С. Хрущева, необходимо отметить, что она является совершенно особым периодом как для церковно-государственных отношений, так и для внутрицерковной жизни России ХХ века. Была сделана попытка создания такой модели, при которой Церковь должна была самоликвидироваться без проведения явных кровавых гонений. При этом использовались как репрессивный аппарат Советского государства, так и открытое давление на Церковь. Давление на религиозные объединения, оказываемое в этот период, характерно тем, что внешне оно имело демократический характер. «Служители культа, действительно отправляющие культ» во времена хрущевской оттепели уже не могли быть по этому принципу лишены избирательных прав. Соответственно, нужно было искать иные, более тонкие причины, почему они не могут участвовать в хозяйственной деятельности религиозных объединений. Поэтому необходимо было, чтобы сами органы церковного управления приняли такое решение. Характерно, что постановление Совета Министров СССР от 16 января 1961 года «Об изменения контроля за деятельностью церкви» в части, где говорилось о необходимости изменений в церковном управлении, отстранении духовенства от административных, финансово-хозяйственных дел в религиозных объединениях было фактически продублировано Священным Синодом, а затем и Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Одобрение данной реформы производилось и на уровне приходов, что создавало иллюзию широкого демократического участия членов православных религиозных объединений в поддержке инициатив государства по возвращению к положениям постановления 1929 года.

Сам уполномоченный, конечно же, не мог бы осуществлять полный контроль за религиозной деятельностью, не имея помощников. Вследствие этого одним из шагов, предпринятых государством в рамках проводимых Н.С. Хрущевым антицерковных репрессий, было создание комиссий по контролю за соблюдением советского законодательства о культах при всех райисполкомах. Были районы, где даже по каждому действующему культовому зданию были созданы достаточно большие группы содействия этим комиссиям. Это давало возможность уже достаточно объемного контроля за всеми, кто решался открыто показывать свою религиозность, в некоторых случаях закрепить за большинством членов «двадцаток» перевоспитывающих их членов партии.

После окончания антицерковных репрессий, инициированных Н. С. Хрущевым, государственная политика в религиозном вопросе продолжала оставаться атеистической. В тех случаях, когда ситуация не регулировалась законодательно, она решалась в ущерб интересам религиозных объединений. Если в законодательстве возможны были разночтения, то они также решались в пользу государства. Советские органы власти практически открыто влияли на состав «двадцаток», способствуя проникновению в число тех, кто руководил хозяйственной жизнью приходов, людей зачастую неверующих. Очень существенные по тому времени суммы приходы и занимающие ответственные должности священнослужители должны были в добровольно-принудительном порядке перечислять в Советский фонд мира. И это при том, что благотворительная деятельность религиозным объединениям категорически запрещалась, малейшие нарушения в этой сфере тут же ставились им на вид и могли повлечь меры административного воздействия. Ограничивались возможности граждан в получении ими профессионального религиозного образования.

Многие из закрытых церковных зданий никак не использовались, однако, верующим их не возвращали. Особенные опасения властей вызывали неконтролируемые проявления религиозности. Формы борьбы с ними нередко свидетельствовали о том, что организаторы атеистической пропаганды на местах проводили свою работу на самом примитивном уровне.

В ходе перестройки, после празднований, посвященных 1000-летию Крещения Руси, появились предпосылки для кардинальных перемен в законодательстве, регулирующем религиозную сферу в СССР. Единое союзное законодательство, регулирующее эти вопросы, появляется лишь в 1990 году, но ему отведен совсем короткий период действия, как и самому существованию Советского Союза. Российский же закон о религии 1990 года, как разработанный непрофессионалами, не отвечал жизненным реалиям и потому имел короткий срок действия (до 1997 года).

Анализ текстов советских законодательных актов в контексте их отражения на деятельности православных религиозных объединений позволяет сделать вывод, что советское законодательство, регулировавшее религиозную сферу, действовавшее в период 1929–1990 годов, несло в себе целый ряд существенных противоречий.

Все они были исторически обусловлены, связаны с переменами политической и социально-экономической ситуации в стране.



Разрушение церковной инфраструктуры в СССР в 1929–1941 годах проводилось с учетом формальных требований действующего законодательства, однако, на практике постоянно встречались примеры его нарушений в сторону большего подавления религиозной активности. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» 1929 года оставалось как декларация того, что желаемо, а иные принимаемые законодательные акты, имевшие с ним расхождение, воспринимались советскими органами государственной власти тактически, как имеющие значение только для текущего момента. Причем Н. С. Хрущевым и идеологами его политики, желавшими казаться либералами, делались попытки показать демократический характер возвращения к положениям постановления 1929 года – что они происходят по желанию самих верующих. Кроме того в 1958–1964 годах в очередной раз была предпринята попытка разрушения иерархического строя Церкви, сделать каждый приход независимым от епархии и Патриархии в отношениях с государственной властью. И при этом сохранялся общесоюзный государственный орган исполнительной власти – Совет по делам русской православной церкви. Делается вывод о том, что в этом смысле была определенная логика в объединении его в 1965 году с Советом по делам религиозных культов в единый Совет по делам религий. При этом новых законодательных актов, регулирующих религиозную сферу, принято не было, постановления ЦК партии и Совета Министров были направлены на возвращение к положениям постановления 1929 года, фактически утратившего свою силу в послевоенный период, хотя юридически и не отмененного. Причины же того, почему постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» 1929 года было отменено лишь в 1990 году кроются в инертности политических механизмов страны, а также в отношении к данному вопросу тех, кто стоял за либеральными реформами, начатыми во второй половине 1980-х.
Библиографический список



  1. Полозова К.А. Отражение советского законодательства о религии на деятельности православных религиозных объединений в СССР в 1929—1990 гг. (по материалам Верхнего Поволжья). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Иваново, 2014

  2. Полозова К.А. Историческое развитие советского законодательства о религии и его влияние на деятельность православных религиозных объединений в 1929-1990 гг. — Шуя : Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2013

  3. Федотов А.А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России). Монография. Иваново, 2009

  4. Федотов А.А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Иваново, 2009

  5. Федотов А.А. Русская Православная Церковь в 1960-1990 гг.: внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государством (на материалах Владимирской, Ивановской и Костромской областей). Диссертация кандидата исторических наук. Иваново, 2000

  6. Федотов А.А. Постсоветское общество в России и Русская Православная Церковь // Личность. Культура. Общество. 2005. Том VII. Вып. 4(28). С. 188-195

  7. Федотов А.А. Русская Православная Церковь и религиозная интеллигенция в 1970-х – начале 1990-х гг. // Интеллигенция и мир. 2010. № 3. С. 83-92

  8. Федотов А.А, Расширение сферы деятельности женщин в Русской Православной Церкви в XX – начале XXI в. // Женщина в Российском обществе. Российский научный журнал. 2011. № 2. С. 93-99

  9. Федотов А.А. Православное профессиональное образование в 1943-1988 гг. // Наука и школа. 2010. № 6. С. 155-156

  10. Федотов А.А. Некоторые аспекты церковно-государственных отношений в условиях постсоветской России // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. 2006. С. 45-47

  11. Федотов А.А., Полозова К.А. Законодательная база и практические аспекты антицерковных репрессий при Н.С. Хрущеве в 1958-1964 гг.



© Полозова К.А., 2014




Каталог: pdf -> 2014
2014 -> Повышение экономической эффективности работы системы кондиционирования воздуха и санитарно-гигиенических качеств воздушной среды в номерах гостиниц
2014 -> Татьяна Владимировна Ювкова
2014 -> К вопросу об охране культурного наследия Крыма
2014 -> Позитивные и негативные стороны вегетаринства
2014 -> Зарубежный опыт осуществления инвестиционной деятельности в апк
2014 -> Звягинцева Н. Ю. индивидуальная образовательная траектория как средство развития творческого потенциала студента
2014 -> История развития 3d принтеров. Студент 2ого курса Прикладной Информатики Эстрин М. В
2014 -> Бижева Л. Х. Англо-американские заимствования в прессе немецкого языка


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал