Земельные службы в зарубежных странах



страница1/4
Дата28.10.2016
Размер0,65 Mb.
  1   2   3   4
Раздел 2. ЗЕМЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ

СТРАНАХ
ГЛАВА 7 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ СЛУЖБ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА

Земельная политика в разных государствах осуществляется различными органами исполнительной власти: административными, экономическими, сельскохозяйственными, финансовыми, внутренних дел, юстиции, охраны природы, регулирования имущественных отношений и пр.

Однако в связи с наличием у данных органов множества других функций, связанных с реализацией внешней и внутренней политики, возникает объективная потребность в создании специаль­ных органов по государственному управлению земельными ресурсами, относящихся к политической надстройке общества и ре­шающих в первую очередь задачи проведения в жизнь земельной политики государства. Эти органы называют также земельными службами.

Главной задачей земельных служб является участие в управлении земельными ресурсами своих стран или обеспечение этого управления (административное, информационное, правовое и др.).



И как подтверждает зарубежный опыт, главными функциями этих служб являются следующие:

— изучение состояния земель, включая инвентаризацию земель, оценку ее качества, геодезические и картографические работы;



  • регистрация земельной собственности, прав на землю и иную недвижимость, а также сделок с земельными участками (недвижимостью) ;

ведение единой системы земельного кадастра;

  • создание и поддержание земельно-информационной системы страны;

  • проведение государственной кадастровой и иной оценки земель для целей налогообложения, использования экономического механизма регулирования земельных отношений;

  • прогнозирование и планирование использования и охраны земель;

  • зонирование территорий для целей землеустройства;

  • организация рационального использования и охраны земель в системе землеустройства;

  • организация землеустройства;

  • ведение мониторинга земель;

  • осуществление контроля за использованием и охраной земель;

  • другие функции, обеспечивающие применение правового, экономического и организационного механизмов регулирования земельных отношений.

В ряде стран земельные службы формулируют предложения по совершенствованию земельной политики государств, готовят и вносят на рассмотрение законодательных органов власти нормативные правовые документы в области развития землепользования и землеустройства, разрабатывают прогнозы, государствен­ные и региональные программы, связанные с использованием и охраной земли, а иногда выполняют и производственные функции: осуществляют работы по предоставлению и изъятию земельных участков, межеванию земель, межхозяйственному (территориальному) и внутрихозяйственному землеустройству.

В большинстве случаев земельные службы являются исполнительными органами государственной власти по управлению земельными ресурсами и решают комплекс возложенных на них задач в сфере землепользования, землеустройства и регулирования земельных отношений.

Функции управления земельными ресурсами в разных странах возлагаются:

на одно правительственное министерство;

на разные министерства и ведомства;

на государственные комитеты или федеральные службы, действующие при кабинетах (советах) министров;

на уполномоченные государством организации.

Например, в Китае земельные дела сосредоточены в ведении только одного Министерства земли и природных ресурсов. В большинстве стран Западной Европы (Франция, Испания, Португалия) функции управления земельными ресурсами распределены между различными министерствами и ведомствами. На Украине основным органом по управлению земельными ресурсами является Государственный земельный комитет («Держкомзем») при правительстве страны. В Австралии земельно-регистрационные, земельно-кадастровые, землеустроительные, оценочные, геодезические и картографические работы ведет Государственное предприятие земельно-имущественной информации и т. д.

Различная структура земельных служб, их место в общей системе государственных органов, осуществляющих земельную политику, взаимодействие земельных служб с налоговыми, финансовыми, административными, законодательными и другими органами, коммерческими предприятиями и частными лицами определяются рядом факторов. Основными из них являются следующие:

политический строй государства, определяемый тем илииным способом производства, уровнем развития производительных сил и производственных отношений в обществе;

природные, исторические и национальные особенности государств;

уровень интеграции государств в мировое сообщество, региональные союзы государств, например Европейский Союз, требующий проведения единой земельной политики, унификации и стандартизации в области регулирования земельных отношений и развития землепользования;

размер территории государств, характер административнотерриториального устройства и расселения.

Земельные службы от имени своих государств и правительств могут наделяться различными функциями или их полным комплексом, что позволяет выделить следующие модели их организации.

1 Национальные земельные службы (министерства, ведомства,организации), в которых земельно-кадастровые, землеустроительные и геодезические функции сведены в одну организацию (Швеция, Финляндия, Австралия, Китай, Украина).

2. Земельные службы государств, в которых функции земельной регистрации, землеустройства и земельного кадастра, геодезии,использования земли, оценки земли, недвижимости и налогообложения земель разделены и находятся в сфере деятельности различных министерств и ведомств (Германия, Австрия, Дания, Норвегия и др.).

Как правило, в этих странах регистрация прав на землю и иную недвижимость находится в ведении министерства юстиции; оцен­ка собственности и налогообложение земли — министерства фи­нансов; земельного кадастра, геодезии и картографии — минис­терства экономики, транспорта и развития территорий (или дру­гих), включая военные или природоохранительные ведомства; землеустройства, использования сельскохозяйственных и лесных земель — министерства сельского и лесного хозяйства; планирования развития городских территорий — в ведении министерства планирования и развития территорий и т. п.

3. Земельные службы, в которых объединены главные функции управления земельными ресурсами, например, регистрация земли и иной недвижимости, земельный кадастр и оценка собственности (Англия, Шотландия, некоторые провинции Канады, Нидерланды), а также земельные службы, имеющие свои отличительные черты (Франция, Индия, Израиль, Швейцария), сформировавшиеся в силу особенностей политического устройства, естественно-исторических и социально-экономических условий.

Финансирование земельных служб в различных странах мира осуществляется из разных источников. Наиболее важными являются:

государственный бюджет;

средства пользователей, полученные за оказанные им услуги;

другие средства (программы, гранты и др.);

сочетание вышеперечисленных источников.

Например, земельно-регистрационные работы полностью финансируются из государственного бюджета в Азербайджане, Чехии, Македонии, Словакии, Эстонии, Исландии, Италии, Латвии и других странах. Геодезические и картографические работы, име­ющие национальное значение, полностью финансируются из государственного бюджета в Азербайджане, Эстонии, Греции, Италии Македонии, Чехии, Испании и других странах.

За счет средств пользователей земельными регистрационными системами финансируются соответствующие службы Австрии, Греции, Боснии и Герцеговины, Ирландии, Нидерландов, Норве­гии, Англии и Уэльса, Шотландии, Румынии, Португалии, ряда провинций Канады. Из средств государственного бюджета и других источников финансируются земельные службы Финлян­дии, Венгрии, Люксембурга, Молдавии, Словении, Турции и дру­гих стран.

В последние годы экономически развитые страны пытаются снизить нагрузку на государственные бюджеты и предоставляют большие права земельным службам в части перехода их на самофинансирование, самоокупаемость и привлечения для осуществления основной деятельности внебюджетных источни­ков.

Во всех странах мира деятельность земельных служб строится на основе специальных нормативных правовых актов (законов, положений, постановлений правительства и др.). К ним относятся: земельные кодексы, законы о регистрации прав на недвижимость, положения о земельных службах, постановления об утверждении тарифов на оказываемые земельными службами услуги и пр.

За последние годы роль земельных служб значительно повысилась. Теперь на них возлагается не только традиционные задачи регистрации прав на землю, землеустройства, земельного кадаст­ра и оценки земель, но и функции по защите общественных инте­ресов в области землепользования. Это объясняется тем, что в ря­де случаев частная собственность на землю, несмотря на ее при­влекательность, служит тормозом при решении государственных задач в области природопользования, мешает отводу земель для государственных и общественных надобностей, не позволяет со­блюдать национальные интересы в сфере продовольственной бе­зопасности и охраны природы. Поэтому государство через земле­устроительные службы вынуждено инициировать защиту обще­национальных (общенародных) интересов. В связи с этим земель­ные службы участвуют в планировании использования земель на перспективу, вводят ограничения на развитие частной земельной собственности, предупреждают возможность нерационального землепользования собственниками и арендаторами, контролиру­ют динамику почвенного плодородия и использования земли.

В мире крепнет понимание роли земельных служб как представителей государства по соблюдению общественных интересов в области рационального использования и охраны земель. Так, в октябре 1999 г. в Австралии на совместной конференции Организации Объединенных Наций (ООН) и Международной федерации геодезистов (землемеров) — МФГ (Federation Internationale des Geometres — FIG) была принята Басартская декларация по проблемам земельных отношений, кадастровым инфрастуктурам в поддержку устойчивого развития, где указывалось на необходимость применения всех рычагов управления земельными ресурсами.

Все прогрессивное человечество стало осознавать, что для экономического благополучия населения, а в ряде регионов мира и для выживания требуется бережное, правильное и рациональное использование земли и ее охрана.

С целью объединения усилий в области организации рационального землепользования и охраны земель появилась необходи­мость управления земельными ресурсами и проведения единой земельной политики не только в границах одной страны, но и в рамках различных союзов государств (например Европейского Союза), на территориях, охватывающих огромные природные комплексы (бассейны океанов, морей, рек, пустынные и полупустынные регионы и т. п.).

В последние годы, учитывая особую важность земельных ресурсов как залога продовольственной безопасности всех стран мира и основного фактора жизни всего живого на планете, ООН также на сессиях своих комитетов и советах специализированных учреждений уделяет большое внимание земельным вопросам, в числе которых главным является сотрудничество в области земельного администрирования.

С начала своего существования ООН активно участвовала в разработке программ и рекомендаций, организации семинаров и рабочих встреч по кадастровым вопросам через свои различные подразделения. Данная линия была продолжена также в рамках Повестки XXI в. и Глобального плана действий по программе «HABITAT II» по населенным пунктам, где признается, что эффективные и действенные земельные, земельно-кадастровые системы и землеустройство играют важнейшую роль для обеспечения эко­номического развития, управления окружающей средой и социаль­ной стабильности как в развитых, так и в развивающихся странах.

Для управления земельными ресурсами под патронажем ООН создаются глобальные земельно-информационные системы. Например Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) за последние годы созданы специализированные системы информации о земельных и водных ресурсах: Всемирная почвенная карта в цифровой форме; Всемирная база цифровых данных о почвах и грунтах; Всемирный обзор подходов и техноло­гий в сфере охраны земель; статистическая система по вопросам водоснабжения, в которой особое внимание уделено орошению и дренажу.

В связи с тем, что землеустроительные действия в разных странах осуществляются различными министерствами и ведомствами, а также из-за различных подходов к землеустройству нет международных организаций, координирующих землеустрои­тельную деятельность в мире (в нашем понимании). Объединяет землеустроителей и геодезистов МФГ.

МФГ — международная неправительственная организация, основанная в Париже в 1878 г., объединяющая в настоящее время ассоциации, комитеты, союзы около 100 стран, включая Россию. Роль головной организации по участию в МФГ в России отведена Роскартографии и Российскому обществу геодезии, картографии и землеустройства.

Научно-техническая деятельность МФГ осуществляется в рамках работы его комиссий, которые каждые четыре года проводят международные симпозиумы. В настоящее время в МФГ работает девять комиссий :


  • «Профессиональная деятельность и юридические вопросы»;

  • «Профессиональное образование и литература»;

  • «Географические информационные системы»;

  • «Гидрографическая съемка»;

  • «Геодезические инструменты и методы»;

  • «Инженерно-геодезические работы»;

  • «Кадастр и землеустройство»;

  • «Городские земельные системы: планирование и развитие»;

  • «Оценка и управление недвижимостью».

В Европейском Союзе также имеются единые европейские стан­дарты в области землепользования и землеустройства. В частности, действуют стандарты, договора, директивы и положения об ох­ране окружающей природной среды, о планировании землеполь­зования, консервации земель, гармонизации налогообложения, предприятиях, конкуренции, об оценочной деятельности и др.

В большинстве стран мира наряду с государственными существуют частные землеустроительные предприятия (организации, учреждения), имеющие в уставном фонде частный капитал, а также самостоятельно практикующие частные землемеры, выполняющие землеустроительные работы. Такие юридические и физические лица имеют государственные лицензии на право осуще­ствления землеустроительных действий. Кроме того, в ряде стран, например в США, частные землемеры дают присягу государству на добросовестное и честное выполнение своих профессиональных обязанностей, в связи с чем они называются присяжными землемерами.

Во многих зарубежных странах планированием использования земель в городах и других населенных пунктах занимаются осо­бые специалисты. Их называют планировщиками, главными планировщиками или архитекторами-планировщиками.

В США планировщики объединены в Американскую ассоциацию планирования, которая сотрудничает с Международной ассоциацией городского управления.

При планировании использования земель в городах планировщики работают совместно с другими специалистами: землемерами, архитекторами, менеджерами, дизайнерами территории, ландшафтными архитекторами и др.

Для развития международного сотрудничества в профессиональной сфере земельные службы разных государств имеют в своей структуре международные департаменты (отделы). Главными задачами этих подразделений являются экспорт националь­ных землеустроительных и земельно-кадастровых технологий, повышение квалификации и переподготовка кадров зарубежных специалистов, участие в совместных международных программах и проектах, связанных с использованием и охраной земель, созда­нием земельно-кадастровых и регистрационных систем, а также выполнение производственных работ в других странах. Средства, полученные от этих действий, являются мощным источником по­полнения бюджетов национальных земельных служб.


ГЛАВА 8. ЗЕМЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ ЭКОНОМИКОЙ

В странах с развитой экономикой земельные службы сложи­лись давно, а основные задачи в области регистрации прав на зе­мельные участки, земельного кадастра, регулирования земле­пользования и землеустройства, геодезии и картографии не изменялись с XIX в.

Основные изменения касались в основном технологии проведения геодезических, картографических, земельно-кадастровых и землеустроительных работ, которые были обусловлены развитием научно-технического прогресса в землемерном деле (появлением новых измерительных и вычислительных средств, геоинформационных технологий, требований по точности измерений и т. п.). Эти изменения затрагивали организацию землеустроительных работ, которая влияла на структуру земельных служб, перераспределение функций управления земельными ресурсами и обмена информацией о земле между различными министерствами и ведомствами. Часто земельные службы решали другие задачи в связи с реализацией новой земельной политики государств, проведением земельных реформ и реформированием земельных отношений.

Главные цели земельных служб в странах с развитой экономикой в настоящее время ориентированы не только на защиту прав земельной собственности, но и на обеспечение надлежащего функционирования рыночной экономики, информационное со­провождение управленческих решений в сфере государственно­го регулирования землепользования, а также на поддержание оборота земли и функционирование рынка земли и иной недви­жимости.

Несмотря на то, что земельные службы в странах с развитой экономикой имеют много общего, часть из них исторически ориенти­руется на определенные модели построения и функционирования. Исходя из этого можно выделить следующие группы государств, организующих земельные службы по сходным принципам:

большинство стран Британского содружества наций, в кото­рое входит 44 государства, строящие свои земельные отношения, систему земельной регистрации, а также управление земельными

ресурсами, ориентируясь на Великобританию (наиболее характерными из них являются Австралия, некоторые провинции Канады, исторические области Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия; Новая Зеландия и др.);

страны Европейского Союза, которые в настоящее время корректируют системы земельного администрирования в сторону значительного сближения и, несмотря на отличия, стремятся кпостроению земельных служб на единой основе (Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, Германия, Австрия, Швейцария);

— другие страны с развитой экономикой, имеющие существенные отличия в силу территориального расположения, природных и социально-экономических особенностей (Франция, Италия, Испания, Португалия).

В первой группе стран наиболее сложной системой управления земельными ресурсами характеризуется Великобритания.

В частности, важная отличительная черта земельного администрирования Англии и Уэльса состоит в том, что институционально и структурно оно находится в рамках правительства. Исторически четыре основных элемента земельного администрирования, сложившихся в стране, — регистрация вещных прав на землю, создание и поддержание системы национального картографирова­ния, процесс оценки земель, регистрация и регулирование земле­пользования, — были и остаются функциями государственных министров.

Это позволяет реализовать схему государственного регулирования землепользования в стране , направленного на реше­ние следующих задач:



  • создание гарантированного и стабильного землевладения и землепользования, обеспечивающего охрану прав собственниковземли, землевладельцев и землепользователей, а также защиту системы передачи прав на землю и поддержание земельного рынка;

  • обеспечение продуктивного и устойчивого использования земель, эффективного землеустройства, планирования и организации рационального использования и охраны земель;

  • решение общественных задач в области благоустройства территории и финансирования общественных служб за счет рациональной системы налогообложения и распределения земельного налога.

Функция по регистрации заявок, связанных с правами на зем­лю, включая право собственности, ипотеку, обременения и сервитуты лежит на Королевской земельной регистрационной палате — КЗРП (НМ Land Registry — HMLR

Свидетельство о регистрации (выписка из реестра) выдается каждому зарегистрированному собственнику или залогодателю при оформлении собственником залога на покупку недвижимости.

Обязанности по учету данных, связанных с оценкой недвижимо­сти, возложены на Британское управление по оценке недвижимо­сти — УОН (State Land Valuation Service), которое является государ­ственным управлением казначейства (Министерства финансов).

Ответственность за состояние учета данных о землепользова­нии, классификацию и рациональное использование земель сель­скохозяйственного назначения лежит на Министерстве сельско­го хозяйства, а за земли других категорий — на Министерстве по защите окружающей природной среды, транспорту и регионам. Эти министерства во многих случаях делегируют муниципальным властям предусмотренную законом функцию планирования и ор­ганизации рационального использования и охраны земель.

Министр сельского хозяйства и министр по защите окружающей природной среды отвечают перед Парламентом за работу в этом направлении, хотя на практике обязанности по ведению ежедневного учета лежат на назначаемых главах департаментов и управлениях центральной или местной власти.

Вопросы, связанные с топографо-геодезическим, картографическим, аэрокосмическим и другим обеспечением управления земельными ресурсами Великобритании, решает ГТС. Глава Службы подчиняется непосредственно министру по защите окружаю­щей природной среды, транспорту и регионам, который отчиты­вается перед Парламентом за соблюдение установленных государственных требований по выполнению национальных топогра­фических и картографических работ.

В отличие от многих других стран в Великобритании ГТС, хотя и занимается регистрацией физических данных о характере местности, но не является хранителем или регистратором специализированных данных, касающихся прав собственности, оценки земель или землепользования.

. Таким образом, главной чертой модели, используемой в Великобритании, является разделение функций между теми, кто ведет съемку и выполняет карто­графические работы, и теми уполномоченными службами, кото­рые ведут учет специализированной информации по земле. Каждая из них может самостоятельно разрабатывать методики и формы учета, необходимые для удовлетворения растущих потребностей.

Применяемые в последние годы за рубежом термины «земельное администрирование» (Land Administration) или «система земельного администрирования» (Land Administration System) по содержанию аналогичны терминам «управление земельными ресурсами» или «система управления земельными ресурсами», ис­пользуемым в Белоруссии. Они включают в себя определенные государственные органы (службы), наделенные в соответствии с зако­нами полномочиями функциями в области регулирования земле­пользования, соответствующие регистрационные, земельно-када­стровые, земельно-планировочные и землеустроительные действия, направленные на организацию рационального использования и охрану земли, четко выверенный землеустроительный процесс и землеустроительную документацию.

Как было показано ранее, основным государственным органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимость в Великобритании, является КЗРГР. Все земли и постройки, которые передаются от одного владельца к другому, должны быть зарегистрированы в Палате. Обязательная регистрация вступила в силу в 80-е го­ды, но несмотря на это, и сейчас более 70% земли не зарегистри­ровано.

Земельные службы Австралии формируются по штатам. В основу их деятельности заложена четкая система управления земельными ресурсами, базирующаяся на системе регистрации Торренса.

Для поддержания данной системы регистрации важнейшее значение имеют следующие землеустроительные действия: установ­ление и обозначение границ земельных участков в соответствии с предъявляемыми техническими требованиями; обязательная проверка и экспертиза всех землеустроительных работ, связанных с формированием участков до регистрации планов и последующей выдачи свидетельств на землевладение; контроль работы землемеров, включая выборочную полевую съемку и инструкции; юри­дическая и геодезическая экспертиза регистрируемых дел.

Управление земельными ресурсами штатов в Австралии осуществляется на основе Законодательства о планировании в отноше­нии окружающей природной среды, которое устанавливает:


  • общие правила землепользования;

  • процедуры, в соответствии с которыми принимаются планы развития территорий и охраны окружающей природной среды;

— механизм получения разрешения на использование земли.Ответственность за управление земельными ресурсами на уровне штата распределяется между правительством штата и местными (муниципальными) органами власти.

Опыт использования системы регистрации Торренса в Австралии показал, что в целях повышения эффективности использования и охраны земель все действия, связанные с обеспечением управления земельными ресурсами, регистрацией земельных участ­ков и другого недвижимого имущества, земельным кадастром и оценкой земель, землеустройством, геодезией и картографией, земельно-информационными системами, должны быть сосредоточены в одном государственном ведомстве.

В этой связи в штате Новый Южный Уэльс в конце 1990-х годов при Департаменте информационных технологий и управления (земельная администрация) было создано Государственное коммерческое предприятие земельно-имущественной информации (Land and Property Information — LPI), имеющее в составе три основных подразделения (по данным на 2002 г.):


  • земельно-правовой офис, занимающийся регистрацией правна землю и иную недвижимость и сделок с ними;

  • земельно-информационный центр, ведающий земельным кадастром, геодезией и картографией, землеустройством и несущий ответственность за земельно-информационную систему штата;

  • офис генеральной оценки земли.

Для решения спорных вопросов в штате Новый Южный Уэльс в 1980 г. был создан Земельный суд (Land and Environmental Court). Его статус, а также статус, категории и титул судей соответствуют Высшему суду штата. В 2001 —2002 гг. Земельный суд штата состоял из шести судей и девяти членов комиссии. Он относится к специальной категории и руководствуется примерно 30 законодательными актами.

В его юрисдикции находятся следующие вопросы:



  • планирование использования земель (пересмотр заявок наиспользование земли и застройку после отказа местными органами власти и рассмотрение жалоб на решения местных советов);

  • строительство (в части споров, жалоб и отказов на получениестроительных сертификатов);

  • споры, оценка стоимости земли, налогообложение, размеркомпенсации при изъятии земель, границы земельных участков,права на землю коренных жителей Австралии;

  • правомочное исполнение гражданских законов в сфере соблюдения гражданских прав, обязанностей или обязательств в соответствии с законами использования и охраны земель (при этом судимеет право приостановить действие или признать не имеющим силу решение любого государственного органа исполнительной власти если последний превысил полномочия, данные ему законом);

  • уголовное преследование и наказание за преступления в области землепользования;

— пересмотр приговоров, вынесенных местными судами попреступлениям, связанным с окружающей природной средой иприродными богатствами, по заявлениям осужденных или обвинителей.

В Канаде большая часть земель (90,3%) находится в государственной собственности и относится к землям Британской Короны (Crown Land). Государственное землевладение представлено фе­деральным (40,3%) и провинциальным (административно-терри­ториальным) уровнями. В частной собственности находится 9,7% всех земель, из них почти 75% занимают фермерские хозяйства.

Построение и функционирование земельных служб, регистра­ция прав на земельные участки в таких провинциях Канады, как Манитоба, Саскачеван, Альберта, Британская Колумбия, на тер­ритории Юкон и Северно-Западных территориях, осуществляют­ся на основе системы Торренса.

Так, в провинции Британская Колумбия регистрацию прав на недвижимое имущество выполняет правительственная служба Земельного титула (Land Titles Government of British Columbia). Землеустройство и использование земель находятся в ведении Министерства охраны природы, земель и парков (Ministry of Environment, Lands and Parks), а также Службы координации ис­пользования земель (Land Use Coordination Office). На местном уровне планирование использования земель и контроль за разви­тием землепользования осуществляются муниципалитетами.

Для учета государственных земель Министерство охраны природы, земель и парков ведет специальный реестр (Crown Land Registry).



В Соединенных Штатах Америки начало землеустроительных работ относится к концу XVIII в. В ряде территорий страны оно строилось по английскому типу, однако с течением времени приобрело свои отличительные особенности.

В настоящее время работы по организации рационального использования и охраны земель в США встроены в общую систему землеустроительных и природоохранных мероприятий. Их проводят несколько организаций — Министерство сельского хозяйства, Министерство внутренних дел, Агентство по защите окру­жающей среды, Армейский корпус инженеров и др. В стране действует Ассоциация частных землемеров.

Государственные земли находятся в ведении Бюро по землеустройству (Bureau of Land Management — BLM), являющегося подразделением американского Департамента внутренних дел. Бюро учитывает и организует рациональное использование и охрану 262 млн акров государственных земель, владеет правами на разработку недр на площади 300 млн акров, поддерживает легальный статус для 331 млн акров заповедников, созданных на государственных землях, таких, как национальные парки, заказники и леса, обеспечивает управление минеральными ресурсами и кадастровую съемку для 56 млн акров индейских земель (2002).

Бюро по землеустройству было учреждено в 1946 г. и объединило главный земельный офис, созданный в 1812 г. при Министерст­ве финансов, и Пастбищную службу, функционирующую с 1934 г.

Бюро по землеустройству осуществляет свою деятельность на территории 12 штатов, 58 отделений графств и 140 местных отделений. Всего в системе работают около 10 тыс. человек.

Основные функции Бюро:



  • ведение земельных информационных систем;

  • осуществление кадастровой и топографической съемки;

  • ведение земельных архивов 31 штата;

  • подготовка планов регионального развития;

  • выпуск лицензий и других разрешений на использование земель и полезных ископаемых;

  • инспектирование правильности использования выданных лицензий и разрешений;

  • проектирование и строительство дорог, других коммуникаций и зданий;

  • мониторинг ресурсов;

  • продажа федеральных земель и покупка земель в федеральную собственность.

Все имеющиеся документы микрофильмированы; в 1989 г. было решено перейти к оптическому сканированию документов. В настоящее время внедряется новая система учета и поиска регистрационных документов. С 1993 г. Бюро по землеустройству нача­ло продавать компьютерные компакт-диски с оптической информацией всем заинтересованным лицам.

Помимо англосаксонской модели регулирования землепользования и устройства земельных служб, в странах Центральной и Северной Европы существуют другие устойчивые системы земельного администрирования. К ним можно отнести «шведскую» модель земельного обустройства, характерную для скандинавских стран и «прусскую» систему, распространенную в современ­ной Германии, Швейцарии, Австрии, отчасти в Венгрии.

Существенные особенности государственное регулирование земельных отношений имеет во Франции, где исторически сложилась своя, довольно сложная система управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений, в которой переплетены функции министерств финансов и юстиции, сельского хозяйства, снабжения, транспорта и жилья, налоговых и природоохранительных служб, различных ассоциаций и профессиональных союзов, местных земельных органов и т. п.

Земельная градостроительная и жилищная политика Франции координируется Министерством снабжения, транспорта и жилья, которым руководит министр снабжения, транспорта и жилья и государственные секретари по жилью и туризму.

В каждом департаменте имеются генеральные дирекции или управления обустройства территории, снабжения, транспорта и жилья, в которых действуют отделы, курирующие земельные вопро­сы, крупные дорожные и транспортные проекты, зонирование территории, оперативное городское устройство и планирование, горную планировку (использование земель в горных районах), прибрежное землеустройство, охрану земель и вод, подготовку проектов землеустройства.

Землеустроительные работы базируются на данных французского земельного кадастра, который решает задачи, связанные с налогообложением (оценкой земель и обоснованием размеров зе­мельного налога), учетом земель, идентификацией и описанием земельных участков — парцелл, установлением землевладельцев и землепользователей, составлением кадастровых планов.

Для организации работ по земельному кадастру существуют: в стране — Генеральная дирекция налоговых служб, налоговых и земельных операций (Direction General des Import Services des Operations Fiscales et Fonciers), расположенная в Париже, а в каж­дом департаменте — дирекция налоговых служб.

Основным подразделением Дирекции налоговых служб являют­ся: налоговые центры, кадастровые инспекции, земельные отде­лы, службы налогообложения.

Руководство земельно-кадастровыми работами во Франции возложено на Национальную службу кадастра (Тулуза) и Службу национальной документации кадастра (Париж).

Главной задачей Национальной службы кадастра, основанной в 1904 г., является обеспечение технической информацией землемеров и топографов для выполнения кадастровых работ.

Служба национальной документации обеспечивает тиражирование кадастровых планов и их хранение.

Обновление кадастровых планов осуществляется топографами кадастровой службы, объединенными в земельные бригады.

Налоговые службы Франции находятся в тесном взаимодействии с Министерством финансов, а подразделения земельно-кадастровой службы с реестром дел — с Министерством юстиции.

Главными инфраструктурными элементами земельного рынка во Франции являются: коммунальные отделы по землеустройству, формирующие объекты недвижимости (земельные участки); земельно-кадастровая служба с реестром дел, осуществляющая учет и оценку земель; система нотариата, обеспечивающая юридическое оформление земельных сделок, архивирование и учет движения участков; суды, в которых земельные судьи и судьи по экспроприации разрешают земельные споры; риэлторские конто­ры и компании-промоутеры, предлагающие земельные участки и другую недвижимость для продажи; государственная депозитная касса, через которую осуществляются платежи за сделки с зем­лей. При каждом муниципалитете имеются отделы планирования использования земли.

Деятельность по организации рационального использования и охране земли строится на основе проектов землеустройства, ко­торые разрабатывают различные компании.

Вопросами организации использования земли занимаются также государственные учреждения национальных парков , региональные центры лесной собственности, региональные отделения.

В других европейских странах земельными делами также ведают различные министерства и ведомства или подотчетные им организации.

Например, в Португалии землемерными делами занимается национальный Институт картографии и кадастра (Institute Portugues de Cartografia e Cadastro), который подотчетен Министерству природных ресурсов и управления земельными ресурсами, а вопросы, связанные с регистрацией земель, решаются Дирекцией реестров и нотариата Министерства юстиции (Director Geraldos Registos e Notariado).



В Испании топографическая, земельно-кадастровая и землемерная деятельность находится в ведении Генеральной дирекции по кадастру (Derection General del Catastro) с 65 отделениями (кро­ме Наварры и Страны Басков), работающей, прежде всего, на финансовые органы, а регистрацией недвижимого имущества и сде­лок с ним занимается особая Коллегия регистраторов недвижимо­сти, подотчетная Министерству юстиции (Colegio De Registradores de la Propiedad).

Вопросы землепользования и землеустройства в Испании находятся в компетенции региональных правительств и местной администрации.



В Греции регистрацией земель, земельным кадастром, землеустройством занимается Организация по картографированию и кадастру (НЕМСО — Hellenic Mapping and Cadastral Organisation), a земельные дела в зависимости от их направленности контролируются Министерством юстиции (регистрация), Министерством финансов (оценка и налогообложение), Министерством природных ресурсов, планирования и общественных работ (землепользование и землеустройство).

В Италии за проведение земельно-кадастровых и землеустроительных работ отвечает Агентство по картографии, земельному кадастру и землеустройству (Agenzia del Territorio Direzione Centrale Delia Cartografia, Catasto e Pubbicita Immobiliare). Агент­ство находится в сфере ответственности Министерства финан­сов, поскольку в Италии изначально данные земельного кадастра использовались для фискальных целей (налогообложения).

Построение земельной службы в Швейцарской Конфедерации

Швейцарии) характерно для многих стран Центральной и Западной Европы.

В административно-территориальном отношении Швейцария делится на 20 кантонов, шесть полукантонов и 3 тыс. общин.

Конституция государства признает за федеральной администрацией только те права, которые передаются ей кантонами. Исполнительная власть находится у правительства — Федерального Совета.

Федеральный Совет состоит из семи министров, возглавляю­щих семь департаментов.

На федеральном уровне за землеустройство и кадастровую съемку отвечает Федеральная дирекция кадастра, которая являет­ся структурным подразделением Федерального ведомства госу­дарственной топографии, находящегося в ведении Департамента обороны, безопасности и спорта .

Федеральные службы Поземельной книги и земельного права находятся в составе Федерального ведомства юстиции и подчине­ны Департаменту юстиции и полиции .

Каждый кантон — это самоуправляющаяся часть федеративного государства, имеющая свою собственную Конституцию, законодательство, судопроизводство и финансовый суверенитет.

За землеустройство и кадастровую съемку в каждом кантоне отвечают кантональные кадастровые Бюро. Эти Бюро публикуют технические инструкции по кадастровой съемке в рамках инструкций Федерации (TVAV) с возможным включением дополнительных требований. За реализацию кадастровой съемки и землеустройство на местах отвечают общины.

На федеральном уровне использование земли контролирует Департамент внутренних дел через Федеральное управление статистики.

Практика показала, что, учитывая небольшую площадь Швейцарии, ее административно-территориальное устройство, принятую систему регистрации прав в поземельной книге, структура и функции земельной службы в этой стране себя полностью оправдывают.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница