Знамя ложи Юпитер работы М. В. Добужинского 1928 г. В каждом храме «регулярного»



Скачать 137,71 Kb.
Дата03.08.2017
Размер137,71 Kb.
Знамя ложи Юпитер работы М.В. Добужинского 1928 г.
В каждом храме «регулярного» масонства, где происходят заседания лож постоянно присутствует государственный штандарт. Помимо этого в Ордене вольных каменщиков в каждом масонском союзе существует своё главное знамя - союза, например, знамя Великой Ложи Франции. Как правило, знамя союза существует в единственном экземпляре и выставляется лишь на торжественных заседаниях той или иной Великой Ложи. Каждая масонская ложа вправе разработать и утвердить свое собственное знамя. В большинстве масонских лож в XVIII-XIX вв. знамена отутствовали. Лишь со времен Парижской коммуны, с апреля 1871 года, когда многие французские вольные каменщики участвовали в обороне Парижа, и вышли на защиту города со своими масонскими штандартами, каждая ложа посчитала своим долгом разработать и сделать своё собственное знамя. Они стали использоваться масонами как символ победы и самоутверждения. См. подробнее: Morata R. Les objets de la franc-maçonnerie.Paris, [1990-e]. P.71-75. Традиция французского масонства была воспринята и русским масонством в эмиграции. Ложа приступала к созданию своего знамени не сразу, а лишь после того, как она «становилась на ноги». Знамя делалось в единственном экземпляре (большего и не требовалось) и использовалось при открытии и закрытии «работ» масонской ложи. В настоящее время, хотя известно несколько крупных коллекций масонских предметов (Государственный Эрмитаж, Государственный Исторический музей), ни в одном из российских музеев масонские знамена не находятся. Иными словами, знамена отечественных масонских лож являются уникальными. За рубежом подобные знамена также немногочисленны, аналоги можно найти преимущественно в музее Великого Востока Франции и музее-архиве Великой Ложи Франции, поскольку в этих союзах есть масонские «мастерские» прекратившие свои заседания и передавшие свои знамена в вышеуказанные музеи.

Рассматриваемое знамя принадлежало ложе Юпитер, работавшей в Париже. Сведения об этой ложе известны во многом благодаря коллективной рукописи 1961-1962 гг., раскрывающей историю этой масонской мастерской, которая в настоящее время хранится: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (далее - НИОР РГБ). Ф.754. К.4. Ед.хр.3-4 (далее – Юпитер). Подробнее об источниках по истории масонства, а также об отдельных ложах см.: Серков А.И. История русского масонства (1845-1945). СПб., 1997; Серков А.И. История русского масонства после Второй мировой войны. СПб., 1999.

Ложа была основана русскими и армянами - членами эмигрантской ложи Золотое Руно и инсталлирована (торжественно открыта) 16.11.1926, фактически же работала с начала 1927. Первоначально планировалось присвоить ложе наименование Феникс, но затем все-таки было решено назвать ложу Юпитер, выбрав это название как «символ Разума, проявленного в Действии». Ложа работала по так называемому Древнему и Принятому Шотландскому Уставу (один из самых распространенных в мире масонских «уставов», имеющий 33 степени посвящения) в союзе Великой Ложи Франции под № 536 (старый номер ложи Золотое Руно) первоначально на рю Пюто, затем в русском масонском доме на рю Иветт. С началом оккупации фашистами Парижа прекратила работы, возобновила их 10.3.1945 на рю Пюто. В 1962 заседала совместно с ложей Лотос, в 1963 - с ложей Астрея. Ок. 1969 объединилась с ложей Астрея.

Сохранилось документальное свидетельство о знамени ложи Юпитер. Приведём его: «Упомянув о В.Ф. Сафонове, нельзя не сказать несколько слов о знамени ложи Юпитер. Идею его дал Сафонов, рисунок был сделан братом ложи Добужинским, и знамя было вышито на шелку золотом и шелками. В центре изображен Юпитер в виде фигуры карты таро «Император» с скипетром в руках. С боков астрологические знаки планеты Юпитер и «рука правосудия» царских скипетров. Наверху черная и белая пламенеющая звезда. Это знамя по счастью уцелело во время войны, спрятанное в Византийском Институте. Оно висит теперь в Храме русских лож» [Адамович Г.В. История ложи Юпитер//Записки отдела рукописей. Вып. 52. М., Пашков дом. 2004 г. С.400.].

Раскроем теперь дальнейшую судьбу русских эмигрантских масонских предметов и документов. К началу 1960-х гг. значительная часть документов, которая оказалась в частных руках, погибла; «официальный» же архив русских масонских мастерских был в основном сосредоточен у братьев Ермоловых (один из них был директором Византийского Института, где было спрятано знамя в начале 1940-х). Биографии всех русских вольных каменщиков, краткие сведения о масонской символике и списки членов масонских лож см.: Серков А.И. Русское масонство. 1731-200 гг. Энциклопедический словарь. М., 2001.

В конце жизни Ермоловых документы ложи Юпитер частично оказались у Г.В. Адамовича (они хранятся ныне в НИОР РГБ), частично были переданы в архив Великой Ложи Франции на рю Пюто в Париже. После очередного раскола во французском масонстве и перехода (в том числе и большей части русских по происхождению) вольных каменщиков в союз Великой Французской Национальной Ложи (1964-1965 гг., так называемое «регулярное» масонство, которое признается в большинстве стран мира, в отличие от масонства «либерального»), в архиве на рю Пюто посчитали, что русских материалов в их собрании больше нет. В действительности русский масонский архив частично остался в архиве Великой Ложи Франции (в 1993 г. он был обнаружен мной, изучен и его документы выделены из общего массива и определены на отдельный стеллаж), а другая его часть вывезена в 1979 г. на двух грузовиках. Большая часть документов, носивших личный характер (например, переписка), была в том же 1979 г. уничтожена, а остальная, в том числе и остатки масонских предметов из «русского храма» и два рассматриваемых знамени, отвезена в подвальное помещение масонского Верховного Совета для Франции на авеню Вилье в Париже. При реконструкции здания на авеню Вилье и устройстве там ресторана, французские вольные каменщики потребовали у последних из оставшихся в живых русских масонов «очистки» помещения, что привело к новым безвозвратным потерям. Однако некоторые документы и два знамени, о которых будет идти речь, были перевезены к частным лицам (наследникам Еромоловых). С уходом из жизни последних русских эмигрантов-вольных каменщиков во Франции документы и предметы были преимущественно переданы частным лицам уже в Москву.

Приведем теперь некоторые сведения об авторах знамени Юпитера.

Сафонов Владимир Фёдорович (4(17).12.1872, С.-Петербург – 20.2.1939, Париж).

В 1914 в звании камер-юнкера. В 1914-1915 статский советник, вице-директор департамента государственных земельных имуществ и помощник управляющего делами комитета по землеустроительным делам. В 1915 камер-юнкер, директор правления Товарищества Свирского пароходства, уполномоченный общества взаимного кредита, служил также в Петроградском уездном земстве. Камергер. После революции в эмиграции, жил в Париже. В 1931 коммерческий служащий, затем бухгалтер. Скоропостижно скончался. Похоронен на кладбище Тиэ. В уже упоминавшейся «Истории» Юпитера мы можем прочесть о В.Ф. Сафонове: «Его личным трудом были напечатаны, иллюстрированы и им же переплетены ритуалы всех градусов Ордена, что было незаменимым подспорьем для всех представителей лож, тем более что каждый ритуал был снабжен объяснением градуса, переведенным Сафоновым с французского на русский» (отметим, что большинство ритуалов в настоящее время утеряно).


Добужинский Мстислав Валерианович (2(14).8.1875, Новгород – 20.11.1957, Нью-Йорк).

Детство провел в С.-Петербурге. В 1884-1885 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств и 1-й гимназии. В 1887-1888 жил в Кишиневе. Художник, член «Мира искусства». В 1907 дебютировал как театральный художник в Старинном театре Н.Н. Евреинова в С.-Петербурге. В 1908-1909 числился на службе в отделении по отчуждению имущества Министерства путей сообщения. В 1908 титулярный советник. В 1909 коллежский асессор. График, театральный художник. В 1911-1913 преподавал в школе живописи Званцевой. В 1914-1915 руководитель Новой художественной мастерской в С.-Петербурге (Петрограде). В годы Первой мировой войны мобилизован, зачислен художником в Главное управление Красного Креста; выезжал для зарисовок на фронт в Галицию и Польшу. В октябре 1918 назначен ученым хранителем Эрмитажа. В ноябре 1918-феврале 1919 жил в Витебске, участвовал в организации Витебского художественно-практического института (на основе Народной художественной школы, созданной М.З. Шагалом), стал его директором. Весной 1919 участвовал в организации Большого оперного театра в Петрограде, стал заведующим художественной частью. В 1919-1923 преподавал в Академии художеств. Один из организаторов Дома искусств, заместитель его председателя. С 1920 регулярно проводил персональные выставки во множестве городов Европы и Америки. В декабре 1924 выехал в Литву, откуда родом были его предки. Поселился в Ковно (Каунасе). В мае 1926 уехал в Париж. С 1929 ведущий художник Государственного литовского театра в Ковно (Каунасе), преподавал в Государственной художественной школе, затем основал собственную школу. В 1935 с труппой литовского театра выехал в Англию, где работал до 1939. С 1939 жил в США, где работал как театральный художник и живописец. С мая 1952 организатор художественной части Юбилейного комитета по празднованию 250-летия С.-Петербурга. В 1957 член жюри Хореографического института. Мемуарист. Умер от “разрыва сердца”. Похоронен на кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа. Посвящен в масонство в ложе Юпитер 20.10.1927, формально числился членом по 1938, но посещал ее заседания лишь во время посещения Парижа.


Исходя из биографии М.В. Добужинского, который с 1935 жил в Англии, а с 1939 – в США, можно утверждать, что знамя было создано не позднее 1935 г. Однако есть косвенные данные, которые позволяют утверждать, что знамя было создано около 1928 г., то есть вскоре после посвящения в масонство М.В. Добужинского.

Дело в том, что именно в 1928 г. в ложе был введён пост знаменосца, т.е. специального «офицера», который торжественно вносил знамя при открытии работ ложи.



Известны имена знаменосцев ложи Юпитер, которые постоянно держали в руках описываемое знамя:

1928-1929 гг. – Александр Ипполитович Щербатский (1874 – 1952), дипломат, бывший российский посланник в Бразилии и советник посольства в Вашингтоне;

1931 – Александр Павлович Клягин (1884 – 1952), инженер, предприниматель, миллионер, меценат (выплачивал стипендии 50 студентам, построил церковь Св. Анны в Бизерте), писатель, близкий знакомый И.А. Бунина;

1932-1933 – Александр Васильевич Давыдов (1881 – 1955), правнук декабристов Давыдова и Трубецкого, земский деятель, журналист, мемуарист, один из руководителей русского масонства в эмиграции;

1939 – Мстислав Николаевич Сейделер (1886 – 1939), полковник, в эмиграции коммерсант;

1958-1959 – Василий Васильевич Вырубов (1879 – 1963), земский деятель, родственник главы Временного правительства кн. Г.Е. Львова и его ближайший помощник, уполномоченный Временного правительства по реформированию военных управлений (при А.Ф. Керенском), сыграл одну из ключевых ролей во время выступления Л.Г. Корнилова в 1917 г., в эмиграции банкир, промышленник, один из лидеров Объединения земских и городских деятелей за границей и русского масонства, мемуарист;



1960-1962 (до кончины) – Сергей Константинович Маковский (1877 – 1962), художественный критик, журналист, мемуарист, руководитель журналов «Старые годы», «Русская икона», «Аполлон», один из устроителей выставок «Мира искусства».

Таким образом, можно утверждать, что чудом уцелевшее знамя было сделано при непосредственном участии М.В. Добужинского около 1928 года.
Знамя ложи Юпитер, его описание и символика. Наименование Юпитер происходит от двух латинских слов – «помогать» и «блестящий». В римской мифологии бог неба, дневного света, царь богов. Юпитер также считался гарантом верности клятвы, защитником свободы, богом победы. По мере усиления монотеистических тенденций Юпитер рассматривался не только как верховный, но и единственный бог, как душа и разум мира.
Знамя ложи Юпитер представляет собой шелковое полотнище, состоящий из верхнего треугольного клапана и прямоугольной основы. Две верхние стороны треугольного клапана окружены тканевыми шнурами-вервями. На соединении клапана и прямоугольника знамени вставлена круглая деревянная основа, по бокам которой прикреплены два треугольных металлических украшения. На этих металлических треугольниках прикреплены шнуры, оканчивающиеся широкими кистями (их основа также из дерева) с вплетенными золотыми нитями (с левой стороны сохранились две кисти, с правой – лишь одна, другая была утеряна). Общая сохранность знамени удовлетворительная. В связи с тем, что шелк, из которого преимущественно сделано знамя, материал хрупкий, основа немного надорвана в трех местах фона. Эти разрывы не затронули основного рисунка. На оборотной стороне знамени шелк, видимо, реставрирован. Краски знамени яркие, не изменившие своих цветов. Несколько поблекли лишь голубые нити кистей и голубой шелк. Ниже прямоугольной основы пришиты четыре небольших треугольника, внизу трех центральных сторон которых помещена бахрома из нитей с золотом. Все композиционные части знамени окантованы полосами из черного бархата. Знамя выдержано в темных тонах, преобладающие цвета знамени: красный, синий, голубой, белый, золотой, коричневый, черный.
На верхнем треугольном клапане знамени изображены две пентаграммы (пятиугольные звезды): большая черная (она перевернута) и поверх ее - малая белая. Золотые лучи, исходящие от этих пентаграмм образуют еще одну звезду - пламенеющую. Практически все маги, например, Агриппа Неттесгеймский, сознательно вписывали в рисунок звезды человека: четыре луча – руки и ноги, распростертые так, словно человек хочет объять весь мир, пятый – голова. В этом случае пентаграмма становилась знаком адептов тайных знаний и звездой магов, полагающих, что благодаря знанию законов мира они могут найти путь к счастливому бытию, не ограничившись знаниями 4 сторон мира. Поэтому пламенеющею звезда в гностических традициях всегда являлась пробужденного человека, знаком всемогущества и духовного самоконтроля. В этой связи в масонских обрядах существует отдельная церемония «познания» пламенеющей звезды.

Как уже упоминалось, центральная часть знамени являет собой «копию» карты Таро – Император.

Приведём «традиционное» описание этой карты Таро. Император (господин, король) представляет собой четвертый аркан колоды Таро (нумерованная карта). Карта содержит аллегорическую фигуру, сидящую на троне, который является золотым кубом. Над императором – черный орел. В руках он держит глобус мира (символ верховного правителя) и скипетр, увенчанный геральдической лилией. Гребень его шлема состоит из 4 треугольников, эмблем четырех элементов. Преобладающий красный цвет его одежды означает придающий силу огонь, или интенсивную деятельность. Эта карта Таро тесно связана с образом Геракла, держащего в руках свою палицу и золотые яблоки, сорванные им в саду Гесперид. Золотой куб трона представляет сублимацию конструктивного и материального принципа, а геральдические лилии на скипетре – просвещение. В целом символизм этой карты связан с великолепием, энергией, властью, законом и строгостью; с отрицательной стороны – с господством и подчинением. По своему численному значению карта прямо ассоциировалась с великим Божеством, которому поклонялись пифагорейцы в форме тетрады.

Поза императора также имеет свою символику, считается, что она содержит намек на четвертый ключ Таро, так как положение ног напоминает собой четверку.

Хотя изображение на знамени Юпитера почти полностью воспроизводит «французским» версиям карт Таро (вплоть до цветка у ног Императора), оно не является копией «традиционной» карты Таро. В частности объясняется это тем, что карты Таро постоянно изменялись и в настоящее время существует огромное число вариантов описания, в том числе и Императора на карте Таро. При этом отметим, что изображение на знамени максимально приближено к старым описаниям. Например, в некоторых «модернизированных» описаниях прямо указывается, что император сидит в масонском фартуке; что на троне-кубе императора изображен феникс, а не орел и т.д.

В отличие от современного изображения четвертого аркана колоды Таро черный орел на знамени ложи Юпитер изображен не над императором, а на золотом кубе трона. Именно так изображался орел на старых картах Таро. Объясняется это тем, что хотя в мифологии орел является преимущественно символом небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия, но подобное расположение орла подчёркивает также символику и полярно противопоставленной огню стихии – нижнего мира, воды. Дело в том, что орёл в индоевропейских языках орел имеет табуистическое наименование связанное с водой (архаическое славянское название реки Орел; происхождение латинского слова aquila (орел) от aqua (вода) с дальнейшими производными словами: aquilo – «северный ветер», aquilus – «коричнево-черный»). У римлян и греков орел считался птицей, посвященной Юпитеру; орел представлял солнце в его материальной фазе. В средневековье орел стал символом обновления, крещения, возвышенно-пламенной религиозной любви. Символика орла в XVIII веке была расширена, например, известный мистик Э. Сведенборг связывал символ орла с воплощенным словом.

В орле, который словно поддерживает трон, а также в опоре только на одну ногу видят символ того, что высокие образцы, идеи, идеалы позволяют человеку осуществить очень трудные задачи.

Пол, на котором расположен трон императора и орел на троне на знамени выполнены из черного бархата. На полу видны стилизованные изображения лилий (символов власти и любви девы Марии), сделанных из металлической проволоки.

Еще одной особенностью Императора на знамени Юпитера является то, что часть его одеяния стилизована под доспехи, что было достигнуто при помощи тонкой проволоки, золота и нитей. Тем самым подчеркивалось активное начало властителя (вершителя судеб, громовержца) (как и при выработке символики и знака ложи).

Те же задачи были выполнены благодаря тому, что в руках Императора-Юпитера был изображен скипетр, напоминающий меч (как впрочем и на многих старых изображениях карты Таро).

По бокам прямоугольного основного поля знамени помещены изображения «рук правосудия» и треугольников. С правой стороны внизу знамени изображен треугольник, направленный острием вниз, а наискосок (с левой стороны вверху) – треугольник острием вверх. В индийской мифологии, а затем у европейских алхимиков треугольник вершиной вверх означал язык пламени, «мужской» огонь, творческую силу бога, а треугольник, обращенный вершиной вниз, - воду, женское начало, плодородное лоно.

Рядом с каждым из треугольников помещен астрологический символ Юпитера, который был также отличительным знаком масонской ложи. Часто этот символ трактовали как сочетание молнии (власть) и креста (дух), он противопоставлялся женскому началу – символу Венеры (перевернутому знаку Юпитера).

На нижней стороне верхнего треугольника помещено изображение лука со стрелой, а внутри нижнего - две рыбы, смотрящие вверх и вниз. В общих мифологических схемах весленной рыбы служат основным зооморфным классификатором нижней космической зоны. Рыбы в большинстве мифологий выступают как некий эквивалент нижнего мира, царства мертвых. С рыбами связывается тема умирающего и воскресающего бога, которая тесно связана с главными мифами масонства об убитом мастере. Для того чтобы воскреснуть к новой жизни, нужно побывать в царстве мертвых. В этой связи нужно вспомнить о луке со стрелой, изображенных в противолежащем, верхнем треугольнике. Существует легенда, что один из правителей выпустил из лука стрелу в небо, чтобы поразить бога, но рыба закрыла его своим телом. Иными словами, если не забывать о нижнем мире (смерти), то он может спасти верхний мир (жизнь). В этой связи можно отметить, что в Китае, Индии и других ареалах рыбы символизируют новое рождение. Не случайна в этом отношении «рыбная» метафорика Иисуса Христа, прослеживаемая как на формальном уровне (греческое слово рыба расшифровывалось как аббревиатура греческой формулы «Иисус Христос, божий сын, спаситель»), так и по существу (сивол причастия (рыбой и хлебами)). Именно поэтому в ранннехристианском, с периода катакомб, искусстве Христа символически заменяла рыба (на печатях, медалях, гробницах). Гностико-алхимическая традиция толкования образа рыб как символа мистического перерождения активно использовалась в ХХ веке в модернистистском искусстве и в околонаучном психоаналитическом оккультизме (К.Г. Юнг посвятил этому символу значительную часть своей работы «Эон»).

Треугольники по бокам основного изображения знамени словно уравновешены «карающей» и «милующей» «рукой правосудия», одновременно показывающими на верхний и нижний миры, напоминающие о высотах духа и бренности бытия.

Ниже основной прямоугольной композиции, на отдельном поле, на голубом шелке (символ «иоанновского» масонства первых трех степеней, в пределах которых работала ложа) помещена надпись: Л\Юпитер осн\ 1925 года, т.е. название масонской мастерской и дата ее основания. При этом помещена дата создания мастерской еще под названием Золотое Руно, а не Юпитер.

Четыре треугольника ниже основного поля знамени могут показаться лишь деталью композиции, но в действительности они также имеют сложную символику: это и напоминание о четвертом аркане Таро, и о тетраде пифагорейцев, и символ четырех элементов (земля, вода, воздух, огонь), и иерограммы имени бога из 4 еврейских букв и т.д.



Тщательная композиционная и символическая продуманность знамени ложи Юпитер значительно повышает его значимость. Своего рода это зашифрованный манифест «Ордена русской интеллигенции», оказавшегося в эмиграции и объединенного в рядах русской ложи Юпитер.

Уникальность знамени, его культурологическая роль, связь с именами крупнейших деятелей русского искусства и общественного движения делают его мистически-знаковым по значению.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница