1. Общая характеристика деятельности Института



Скачать 171.67 Kb.
Дата25.07.2017
Размер171.67 Kb.


СПРАВКА

О состоянии и перспективах работы Учреждения Российской академии образования «Институт стратегических исследований в образовании» (ИСИО РАО)
Сообщение Михаила Лазаревича Пустыльника, директора ИСИО РАО,

на заседании Президиума Российской академии образования 19 января 2011 г.


1. Общая характеристика деятельности Института

Учреждение Российской академии образования «Институт стратегических исследований в образовании» создано приказом Президента РАО № 20 от 07.06.2006 (постановление Бюро Президиума РАО от 29.05.2006, протокол № 6). Приказом Президента РАО № 25 от 06.07.2006 научным руководителем Института назначен член-корреспондент РАО А.М. Кондаков. Последняя редакция устава Института принята 12.08.2008. В Институте действует Ученый совет, включающий 16 членов (в т.ч. 1 академик РАО, 3 члена-корреспондента РАО).

В научной концепции Института, одобренной на заседании Президиума РАО 13 февраля 2008 г., к объектной области исследований отнесено развитие образовательных систем в условиях смены стратегии деятельности. В последние годы в науке, управлении и практике социального проектирования все чаще используется термин «стратегирование», которым обозначается составной процесс формирования и реализации стратегии развития сложного социального объекта с обязательными этапами концептуализации и построения критериальной базы развития, моделирования и сценирования развития, формулирования и экспликации стратегии.

В этом контексте центральная область исследований Института – стратегирование развития образовательных систем. В научную проблематику Института включены теория и методология прогнозирования развития образовательных систем разных уровней, а также модельное изучение переходных процессов – формирования, стабилизации и рутинизации комплекса факторов, заданных стратегией и вызывающих направленные изменения в составе и структуре образовательной системы.

Следует особо выделить проводимое сотрудниками Института исследование факторов согласованного развития образовательных систем. Учет этих факторов имеет практическое значение, например, при разработке Федеральной целевой программы развития образования, федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В настоящее время в организационную структуру Института входят 3 лаборатории:



  • Лаборатория разработки и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования;

  • Лаборатория разработки, экспертизы и апробации новых образовательных технологий;

  • Лаборатория Центр психологии и педагогики толерантности (с 2009 года).

Из 30 выделенных Институту штатных единиц 95% занимают исследователи. Всего в Институте 38 работников, из них на постоянной основе – 17, совместителей – 21. Общая численность ученых, ведущих научные разработки, составляет 33 человека, среди них 2 действительных члена РАО, 4 члена-корреспондента РАО. 73% научных работников Института имеет ученую степень (21% - доктора наук, 52% - кандидаты наук).

4 научных сотрудника Института удостоены премии Правительства Российской Федерации в области образования, 2 научных сотрудника награждены золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке», 2 научных сотрудника – Орденом Дружбы.

6% научных работников Института – молодые исследователи (возраст до 30 лет); 42% - от 30 до 49 лет; 52% - старше 50 лет.

Научные исследования Института в соответствии с Планом фундаментальных научных исследований РАО на 2008-2012 годы проводятся в рамках проекта 5.4. «Разработка инновационной модели развития системы общего среднего образования» (1 тема) и проекта 9.3 «Теоретические, методические и организационные основы психологического обеспечения современного образования» (4 темы).

Помимо реализации плановых фундаментальных и прикладных исследований Институт ведет разработку проблемно-аналитических материалов и докладов для органов управления образованием, материалов для нормативно-правового сопровождения образовательной политики.

Институт широко привлекает к решению прикладных научных задач региональные педагогические и управленческие кадры. Так, в 2007 г. по инициативе Института сформировано общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество: победители конкурса ПНПО «Лучший учитель» и представители школ-победителей конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, провели экспертное обсуждение основных компонентов проекта федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В апробации основных компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2008 г. приняли участие 778 учреждений и организаций из 14 субъектов Российской Федерации. В 2010 г. в апробации программы развития универсальных учебных действий и пакета заданий по формированию универсальных учебных действий для старшей школы приняли участие 17 образовательных учреждений из 5 субъектов Российской Федерации.

В настоящее время Институт имеет договоры о сотрудничестве и совместной деятельности с Федеральным институтом развития образования, с Институтом инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины, с 14 региональными и муниципальными органами управления образованием, 12 учреждениями высшего и среднего профессионального образования, 15 учреждениями дополнительного профессионального образования и региональными институтами развития образования, 52 учреждениями общего образования и учреждениями дополнительного образования детей.

Продуктивное научное взаимодействие сложилось у Института с другими научными учреждениями РАО: Институтом содержания и методов обучения, Институтом семьи и воспитания, Психологическим институтом, Институтом коррекционной педагогики, Институтом инновационной деятельности в образовании, Институтом теории и истории педагогики.

Приоритетное направление совместной деятельности Института с другими учреждениями и организациями - проектирование региональных и локальных моделей организационно-управленческого и научно-методического сопровождения образовательного процесса в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Отдельные учреждения и организации, прошедшие процедуру предварительного отбора и согласования, получают статус проектных площадок Института и принимают участие в реализации опытно-экспериментальных исследований, связанных с созданием инновационной модели общего образования, с апробацией и диссеминацией результатов НИР. В настоящее время в Институте 5 действующих проектных площадок; 23 заявки на получение этого статуса находятся в стадии рассмотрения.

Одной из перспективных форм сотрудничества с исследователями из региональных научно-педагогических, образовательных учреждений и организаций является научная стажировка в Институте. В 2007-2010 гг. в Институте прошли научную стажировку 9 исследователей.

Институт активно использует современные технологии информационного обеспечения научной, организационной и консультационной деятельности. Сотрудниками Института разработан и введен в действие Сетевой комплекс информационного взаимодействия (СКИВ). С помощью СКИВ осуществляется информационное взаимодействие с проектными площадками Института, с другими учреждениями и организациями, с региональными координаторами введения федеральных государственных стандартов общего образования. СКИВ позволяет увеличить эффективность совместной работы в распределенном режиме. Реализована возможность одновременного обращения более 1 000 пользователей, возможность установления различных уровней доступа к информации, разработан интуитивно понятный рубрикатор информационных ресурсов системы; максимальный объем хранимой информации 100 Гб.

Посещаемость сайта Института (http://www.isiorao.ru/) в 2010 г. составляла в среднем 600 человек в сутки. По сравнению с 2009 годом посещаемость увеличилась в 2,4 раза.

Институт разработал, создал и актуализирует контент, организует хостинг сайтов:


  • http://fgos.isiorao.ru/, посвященный вопросам разработки, содержания и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования,

  • http://do.isiorao.ru/, посвященный вопросам развития вариативных организационных моделей, содержания и форм дошкольного образования.

В пределах своей компетенции Институт выполняет координацию научных исследований.

В 2006–2008 гг. Институт осуществлял функции организационно-технической поддержки деятельности Управляющего совета Российской академии образования (приказ РАО от 6 июля 2006 г. № 26).

В 2007 г. Институт совместно с Президиумом РАО реализовал пилотный проект по конкурсному отбору новых образовательных технологий в сфере общего образования, направленный на разработку механизма коммерциализации результатов фундаментальных научных исследований (приказ РАО от 17 апреля 2007 г. № 10);

В 2008 г. Институт осуществлял функции оператора исполнения Государственного контракта по проекту «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» № П560 от 05.09.2008, заключенного между Федеральным агентством по образованию и Российской академией образования (распоряжение РАО №15 от 1 октября 2008 г.), обеспечивая методологическое единство разработок и координацию работ исполнителей, в том числе 4 научных учреждений РАО и 12 образовательных учреждений из разных субъектов Российской Федерации.

В 2008-2010 гг. сотрудники Института принимали участие в деятельности Рабочей группы Российской академии образования и представителей традиционных религиозных конфессий России по вопросам духовно-нравственного воспитания; постоянно действующего семинара Минобрнауки России «Федеральный государственный стандарт общего образования».

Институт осуществляет рабочие связи с Комитетом по образованию Государственной Думы РФ, подразделениями и учреждениями Минобрнауки России, Общественной палатой РФ, в том числе по проведению всероссийских конференций и семинаров-совещаний для региональных органов управления образованием.

Объем публикаций сотрудников Института (2006-2010 гг.): монографии - 70,5 п.л.; концепции - 1,5 п.л.; сборники научных трудов и статей - 16 п.л.; научные отчеты, доклады - 2,75 п.л.; научные статьи - 45,7 п.л.; учебники - 45,2 п.л.; учебные пособия - 96,5 п.л.; методические пособия и рекомендации - 30,5 п.л. С 2008 г. сотрудники Института принимают участие в создании серии книг «Стандарты второго поколения» (издательство «Просвещение»); по инициативе ИСИО РАО подготовлен спецвыпуск журнала «Педагогика» (2009. - № 4), посвященный методологии разработки Федеральных государственных стандартов общего образования.

Объем подготовленной к публикации научной продукции (2006-2010 гг.): монографии - 6 п.л.; концепции - 4 п.л.; научные отчеты, доклады - 155,5 п.л.; аналитические доклады, отчеты - 17 п.л.; методические пособия и рекомендации - 4 п.л.; образовательные программы - 1,5 п.л.

В 2006-2010 гг. ИСИО РАО организовал и провел 57 научно-практических мероприятий, в которых приняло участие свыше 9000 отечественных и зарубежных ученых и практических работников сферы образования. Среди наиболее значимых мероприятий - Всероссийский семинар-совещание (февраль 2010 г.) и 36 консультационных семинаров (2009-2010 гг.) по актуальным проблемам введения федеральных государственных образовательных стандартов.

На сайте Института (http://www.isiorao.ru) регулярно проводятся опросы общественного мнения и интернет-конференции по вопросам, актуальным для создания модели инновационного развития системы общего образования:



  1. интернет-конференция «Методология и технологии анализа состояния и тенденций развития информационно-образовательной среды школы» (март 2009 г.);

  2. опрос и интернет-конференция «Подходы к прогнозированию развития региональных и муниципальных образовательных систем в условиях модернизации образования: теория и практика» (сентябрь 2009 г.);

  3. опрос и интернет-конференция «Аксиологический потенциал стандартов общего образования» (август-сентябрь 2010 г.).

Планы и результаты научно-исследовательской работы Института систематически проходят внешнюю экспертизу. В 2008-2010 годах на заседаниях Президиума и Бюро Президиума РАО был рассмотрен ряд вопросов, материалы к обсуждению которых готовил ИСИО РАО. В 2009-2010 годах по инициативе Института состоялись обсуждения вопросов на заседаниях Бюро Отделений РАО: «О концептуальных подходах к разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Бюро Отделения общего среднего образования РАО, 21 мая 2009 года); «О результатах научно-исследовательской работы УРАО «Институт стратегических исследований в образовании» в 2009 году по теме «Образование как системный ресурс долгосрочного социально-экономического развития» (Бюро Отделения философии образования и теории педагогики РАО, 26 января 2010 года).
2. Участие Института в разработке проектов федерального уровня
В 2006-2010 гг. ИСИО РАО выполнил 38 государственных заказов на научно-исследовательские работы, на работы (услуги) для государственных нужд.

Участие в разработке и реализации Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО)

В 2007-2008 гг. Институтом проведена независимая экспертиза результатов ФЦПРО, разработаны предложения по механизмам развития системы образования программно-целевым методом, по формированию проекта концепции ФЦПРО на 2011-2015 годы.

В 2009-2010 гг. разработаны методологические основы проектирования национальной программы развития образования, выделены ключевые направления проектирования.

Участие в разработке материалов, обеспечивающих государственную политику в области дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей

С 2006 г. Институт участвует в разработке федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655) и Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, других документов нормативно-правового и программно-методического обеспечения дошкольного образования.

Для сферы дополнительного образования детей Институт подготовил проекты документов, регламентирующих:


  • содержание исследовательской деятельности школьников, научно-технического творчества школьников;

  • формы организации и механизмы привлечения школьников к исследовательской деятельности и к научно-техническому творчеству, в том числе при взаимодействии школ, вузов и предприятий;

  • меры государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях для развития масштабного привлечения школьников к исследовательской деятельности и к научно-техническому творчеству.

В 2007-2010 годах Институт осуществлял координацию, а также принимал участие в разработке и апробации Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) общего образования, созданных коллективами научных и педагогических работников ведущих научных и образовательных учреждений страны: институтов Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного университета - Высшей школы экономики, педагогических вузов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, образовательных учреждений дополнительного педагогического образования и институтов развития образования субъектов Российской Федерации, объединений работодателей.

На настоящий момент Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования утверждены. Проект ФГОС среднего (полного) общего образования, направленный в Минобрнауки России 05.12.2010, в целом одобрен и будет доработан к 15.02.2011.

С 2010 г. Институт совместно с Департаментом общего образования Минобрнауки России осуществляет организационно-техническое сопровождение деятельности Координационного совета по вопросам организации введения ФГОС общего образования (распоряжение директора Департамента общего образования Минобрнауки России № НД-1/03 от 06 июля 2010 г.).

С 2009 г. Институтом в инициативном порядке в рамках создаваемого Министерством образования и науки Российской Федерации института Федеральных инновационных площадок развернута работа по научно-методическому обеспечению введения ФГОС общего образования. Сотрудники ИСИО РАО принимали участие в организации и проведении всероссийских и региональных конференций и семинаров-совещаний, посвященных организации введения ФГОС начального общего образования (города Балашиха Московской обл., Грозный, Ижевск, Казань, Калуга, Калининград, Краснодар, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород, Омск, Ростов-на-Дону, Салехард, Самара, Саратов, Сочи, Тольятти, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Якутск). В проведенных Институтом очных консультационных семинарах «Федеральный государственный стандарт начального общего образования: актуальные проблемы введения» в 2009-2010 гг. приняли участие 4700 слушателей из 39 субъектов Российской Федерации.

Научно-методическое обеспечение введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования реализуется также через участие во всероссийских мероприятиях и в выставочной деятельности (в 2010 г.: XIV Российский образовательный форум, VI Всероссийский форум руководителей образовательных учреждений, XVI педагогический фестиваль «Образование – Сочи - 2010», XX международная конференция-выставка «ИТО-2010», Научно-практический форум работников экспериментальных площадок РАО «Опытно–экспериментальное обеспечение реализации Национальной инициативы «Наша новая школа», Съезд работников образования Сибири), публикации в педагогических журналах, профессиональных СМИ, на сайте ИСИО РАО.

Проектная деятельность и плановые фундаментальные исследования Института органично взаимодействуют и дополняют друг друга. При этом фундаментальные исследования могут служить источником проектной деятельности, открывая для нее новые проблемные поля. Например, выборка основных факторов влияния на современную систему общего среднего образования в Российской Федерации, полученная в 2008 году в ходе плановых исследований, была использована при подготовке проекта концепции ФЦПРО на 2011-2015 годы. Научные исследования также зачастую базируются на результатах проектной деятельности. Так, информация, накопленная Институтом при разработке, апробации и введении ФГОС общего образования, дает основания для гипотезы о том, что через стандарт могут определяться циклы эволюционного развития системы общего образования и ее новые качества.


3. Основные результаты фундаментальных исследований Института в 2008-2010 гг.
В рамках проекта 5.4 «Разработка инновационной модели развития системы общего среднего образования» Плана фундаментальных научных исследований РАО на 2008-2012 годы (научный руководитель темы – член-корр. РАО А.М. Кондаков) в 2008-2010 гг. созданы элементы концептуальной прогностической модели с глубиной (дальностью) прогнозирования 15-20 лет. В ходе исследования производится планомерный отбор, обоснование и описание вариантных прогнозов и сценариев развития, при которых система общего образования имеет возможности как для постоянного обновления, так и для проявления динамической устойчивости (сохранения своей идентичности). Набор векторов, при которых одновременно выполняются оба условия, составит модель устойчивого инновационного (опережающего) развития системы общего образования; совокупность принципов отбора соответствующих альтернатив определяет стратегию развития.

За отчетный период (2008-2010 гг.) в Институте проведены исследования прогнозного фона и современной методологии научного прогнозирования развития образования, которые позволили выявить и описать основные факторы влияния на современную систему общего среднего образования в Российской Федерации. Одним из наиболее значимых факторов влияния является процесс разработки и введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, которые определяют стратегические ориентиры развития системы образования в условиях становления гражданского общества и социокультурного разнообразия страны. В связи с этим Институт ведет разработку методологических основ моделирования процесса разработки и введения стандартов общего образования, обеспечивающего устойчивое инновационное развитие системы.

Исследования, проводимые в Институте с 2010 г. в рамках проекта 9.3. "Теоретические, методические и организационные основы психологического обеспечения современного образования" (научный руководитель - академик РАО А.Г. Асмолов), органично дополняют и обогащают разработку концептуальной модели развития системы общего среднего образования. Обоснована приоритетность формирования гражданской, социальной и личностной идентичности учащейся молодежи для решения задач опережающего развития системы. Определено понятие идентичности, разработана методология формирования гражданской идентичности учащихся всех ступеней общего образования. Доказано, что прямым следствием кризиса идентичности являются рост в подростковой и юношеской среде социальной дезадаптации, оторванности и обособленности от общества, девиантного и делинквентного поведения, межэтнической напряженности, высокой степени конфликтности и агрессии, социального инфантилизма и зависимостей.

Определены показатели и принципы диагностики социальной интеграции молодежи и подростков в образовательной среде. Проведен анализ и систематизация исследований по проблемам социальной интеграции в контексте разработки системы оценки социальной напряженности, разработаны межэтнический, межконфессиональний, социально-экономический и социально-психологический аспекты системы. Остроактуальным направлением работ является разработка программы диагностики социальной интеграции молодежи и подростков в образовательной среде, в основном завершенная в 2010 г.

Описаны психолого-педагогические особенности кризисов перехода учащихся из одной образовательной среды в другую, обусловленных современной системой дошкольного и общего образования. Выявлены факторы, определяющие психологическое благополучие ребенка в образовательном учреждении. Разработана теоретическая модель (типология, связи с личностными расстройствами, внешние проявления) мотивов, приводящих к нарушению поведения у учащихся. Выявлена типология сложных педагогических ситуаций в зависимости от субъектов взаимодействия. Построена эмпирическая модель разрешения сложных педагогических ситуаций, создана инновационная база структурированных описаний проблемных ситуаций. Разработана программа повышения квалификации учителей по работе с нарушениями поведения у учащихся. Описаны содержательные аспекты социальной компетентности управленческих кадров общего образования.

Вышеперечисленные результаты фундаментальных исследований по проекту 9.3 планируется использовать в дальнейшей работе по созданию модели опережающего развития системы общего образования (проект 5.4).

Во внешних рецензиях на результаты работ Института в 2008-2010 гг. отмечалась актуальность исследований, их междисциплинарность, современная методологическая оснащенность, логическая цельность. Исследования объединял акцент на изучении структурно-генетических и структурно-функциональных аспектов построения общей прогностической модели. Важное значение для успешной реализации Институтом планов НИР 2008-2010 гг. имела преемственность в тематике исследований.


  1. Перспективы развития научных исследований Института

Институт планирует углубление научных исследований в общей для всех его подразделений научной области «Теория и методология стратегирования развития общего образования в системе непрерывного образования». Эту заявленную в научной концепции Института объектную область исследований следует однозначно рассматривать как комплексную, получаемую в результате «пересечения» фундаментальных аспектов философии и политологии образования с теоретическими и прикладными аспектами его моделирования и прогнозирования. Центральную часть области исследований составляет стратегирование развития образовательных систем. Данная область исследований не только вполне автономна и, безусловно, актуальна, но она также и весьма перспективна для расширения и углубления исследований. Причем исследования могут быть выстроены в полномасштабную триаду: фундаментальные, прикладные исследования и разработки. Институт сориентирован на то, что результаты его исследований будут востребованы в том числе и со стороны территориальных органов управления образованием. В связи с этим в рамках проекта 5.4 развиваются методологии, отвечающие специфике прогностических исследований регионального уровня.

Определенные перспективы развития исследований открывает применение циклично-генетической методологии к процессам стратегирования развития образования, например, к процессам разработки и введения образовательных стандартов. Важно изучить, какие изменения происходят в образовательной системе по мере освоения стандартов, какие фазы развития она проходит, как совершается переход от одного цикла эволюции к другому, что при этом системой наследуется, что отвергается, каковы принципы отбора приобретенных признаков. Тематика перспективных исследований:


  • разработка методологии исследования эволюционных изменений в системе образования при смене поколений стандартов общего образования;

  • формирование теоретических и методологических подходов к моделированию жизненного цикла стандартов общего образования.

Вместе с тем, в генетическом плане важно понять, как зарождается стандарт, рассматривая его как конвенциональную норму, как продукт достижения консенсуса социальных групп. В связи с этим необходима разработка методологии и методик учета структуры образовательных запросов социальных групп при формировании концепции образовательного стандарта общего образования.

Кроме того, важно знать, сохраняется ли первоначально достигнутое согласие в процессе эволюции образовательной системы, при каких условиях это происходит. В связи с этим целесообразно определение методологии анализа групповой динамики профессионального педагогического сообщества в ходе реализации стратегий развития образовательной системы.

Необходим анализ факторов влияния, условий, способствующих или препятствующих развитию системы образования – тех, которые определяют характер или отдельные черты этого процесса. Актуальные направления НИР:


  • разработка теории и методологии исследования факторов влияния в научном прогнозировании развития образования;

  • определение характеристик образования как фактора национальной безопасности и фактора снижения социальных рисков;

  • формирование системы прогностического анализа конкурентоспособности образования;

  • получение прогнозной модели структурной динамики в системе образования.

www.isiorao.ru







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал