Александр Сапожников о царской власти с библейской точки зрения Сапожников Александр Аполлонович — русский православный апологет и публицист. Был председателем Холмской земской управы. Работа выходила отдельным изданием в Петербурге в 1899



Скачать 442.19 Kb.
страница1/6
Дата24.10.2016
Размер442.19 Kb.
  1   2   3   4   5   6
Александр Сапожников
О царской власти с библейской точки зрения
Сапожников Александр Аполлонович — русский православный апологет и публицист. Был председателем Холмской земской управы. Работа выходила отдельным изданием в Петербурге в 1899 году.
Дела рук Его — истина и суд; все заповеди его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте.

(Пс. 110, 7, 8)



Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, — и нет ничего нового под солнцем.

(Еккл. 1, 9, 10, III.15)



Все это происходило с ними (с древними израильтянами), как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.

(1 Кор. 10,11; Рим. 15, 4)



Разумный человек верит закону, и закон для него верен, как ответ Урима.

(Сир. 33, 3)



I. Вступительные замечания


В последнее время в нашей повременной печати довольно много писали и пишут о преимуществах единоличного управления государством. Разбирают этот вопрос с различных точек зрения: этической, философской, исторической. Со всех этих точек зрения немало и прежде говорилось и за и против царской власти; немало и теперь можно сказать в ту и другую сторону. При пользовании доводами только человеческой мудрости этот вопрос всегда останется открытым. Чтобы получить решение вполне определенное, окончательное, мы рассмотрим этот вопрос с библейской точки зрения то есть покажем, как относится к царской власти слово Божие.

Конечно, полученное таким путем решение будет окончательным только для лиц, признающих христианство безусловною истиною, а Библию подлинным словом Божиим, данным для руководства и научения всех верующих на все времена.

Людей же, отрицающих истинность христианства или боговдохновенность книг Священного Писания, ничем нельзя убедить; они всегда будут «жить по своим помыслам» и будут «поступать каждый по упорству злого своего сердца» (Иер. 18, 12).

Для всякого верующего христианина решение того или другого вопроса, полученное из слова Божия, есть окончательное и становится для него точным знанием, которое он и будет сберегать (Прит. 10, 14); в то же время неверующие осуждены всегда учиться, по никогда не дойти до познания (2 Тим. III, 7).

Прием, которым мы пользуемся при исследовании разных вопросов, мы подробно изложили в статье «Что есть истина?», а также в статьях: «Историческое назначение России» (глава II) и «Иноверцы и иноземцы в России» (глава II). Все эти статьи знакомы постоянным читателям «Странника». Чтобы не повторяться, мы поставили в эпиграфе этой статьи те изречения Священного Писания, которые преимущественно будут служить нам руководством при исследовании вопроса: а здесь — к тому, что было сказано в указанных статьях, прибавим только мнение св. Григория Богослова о значении рассказанного в Священной Истории: «Полагаю, что заключающееся в Писании не без цели написано... Мы нимало не согласны думать, чтобы и самые малозначительные деяния без какой-либо цели были и писателями подробно описаны и до сего времени сохранены на память. Напротив того, цель их — служить памятниками и уроками, как судить в подобных, если встретятся, обстоятельствах, чтобы мы, следуя сим примерам, как некоторым правилам и предначертанным образцам, могли одного избегать, а другое избирать» (Творения I. С. 61 и 62).
II. Причины гнева Божия на израильтян за желание их поставить себе царя

В общем, как увидим ниже, слово Божие признает пользу и благодетельность царской власти, и Господь дает царям Свое особенное покровительство и поддержку, но есть одно место в Священном Писании (1 Цар. 8), где говорится, что Бог разгневался на израильтян, когда они заявили желание учредить у себя монархический образ правления.

Это место приводило и приводит в смущение многих православных людей. В нем некоторые видят неодобрение Божие царской власти вообще. Такой взгляд на 8-ю главу первой Книги Царств происходит от того, что эта глава до сих пор не имела вполне удовлетворительного объяснения. Мы постараемся показать, что и это место Писания не находится ни в каком противоречии с обычным благожелательным отношением слова Божия к царской власти.

Иначе, впрочем, быть не может, потому что «Бог не сын человеческий, чтобы Ему изменяться» (Числ. 23, 19) и к одному и тому же в одних случаях относиться благожелательно, а в других с гневом.

Г-н Черняев («Русское обозрение» 1895. VIII. С. 797) высказывает мнение, что Самуил противился царской власти потому, что хотел удержать власть за собой и за своим потомством. Но мы полагаем, что объяснение г-на Черняева ошибочно. Самуил, подобно Моисею, которому его приравнивает слово Божие (Иер. 15, 1), был «верен во всем дому моему (Бога)» (Числ. 12, 7). Поэтому нет основания думать, что в изложении прав царя и некоторых злоупотреблений царской власти он отступил от точного исполнения воли Божией. Но если даже допустить, что на содержание слов Самуила повлияли его личные интересы, то во всяком случае из Священного Писания с несомненностью видно, что в желании израильтян поставить себе царя было нечто, противное воле Божией и вызвавшее Его гнев.

«И сказал Господь Самуилу: не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они и с тобою» (1 Цар. 8, 7, 8; 10, 19; 12, 12, 17–20).

«И Я дал тебе царя во гневе Моем» (Ос. 13, 11). Предыдущий стих (10) указывает, что здесь идет речь именно о первом царе израильском.

Каковы же были причины гнева Божия на израильтян за их просьбу поставить царя?

Аврааму и Иакову, в награду за их твердую веру, Господь обещает, что от них произойдут цари (Быт. 17, 6; 35, 11). Точно так же в своем благословении Иуде Иаков предсказывает, что в его потомстве царская власть не прекратится до пришествия Вечного Царя (Быт. 49, 10). И Моисей, предсказывая, что у израильтян будут цари, не сказал, что это противно воле Господа.

Следовательно, нельзя думать. чтобы самое установление царской власти было противно воле Божией и чтобы гнев Господень был вызван самым желанием иметь царя. Мы должны, значит, предположить, что причины Божиего гнева заключались в чем-то другом. Эти причины мы найдем, рассмотрев обстоятельства, предшествовавшие установлению царской власти в Израиле.

В 1-й Книге Царств указываются две причины, побудившие израильтян просить себе царя: неправосудие сыновей Самуила (8, 3–5) и весть о приготовлениях к нашествию Нааса, царя Аммонитского (12, 12). Следовательно, своею просьбою о поставлении царя израильтяне показывали, что в деле установления правосудия и в деле защиты от врагов они более надеются на человеческие учреждения, на царскую власть, нежели на Бога. Но надежда на других людей, на свои силы, на богатство, вообще на все тленное, в высшей степени неугодна Богу, так как показывает ослабление надежды на Него.

«Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою» (Пс. 39, 5; 33, 5–11; 36; Иер. 17, 7, 8).

И с другой стороны — «проклят человек, который надеется на человека, и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер. 17, 5, 6).

Следующие слова пророка Осии прямо указывают, что возложение надежды на царя, сопровождаемое оставлением надежды на Бога, было одною из причин гнева Господня: «Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне — опора твоя! Где царь твой теперь? Пусть он спасает тебя во всех городах твоих! Где судьи твои, о которых говорил ты: “дай нам царя и начальников?” И Я дал тебе царя во гневе Моем и отнял — в негодовании Моем» (13, 9–11).

Другою причиною гнева Господня было то, что израильтяне желали иметь царя, «как у прочих народов», желали «быть, как прочие народы» (1 Цар. 8, 5, 20). Таким мотивом своей просьбы они показывали непокорность воле Божией, нежелание выполнять определенное для них Господом историческое назначение: быть образцом для других народов, а никак не брать с них пример. «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь Бог ваш, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои» (Лев. 20, 26). А «непокорность (воле Божией) есть такой же грех, что волшебство, и противление, то же, что идолопоклонство» (1 Цар. 15, 22, 23).

Третьею причиною гнева Господня была несвоевременность1 просьбы о поставлении царя. Если израильтяне просили дозволенного и законного, то во всяком случае их просьба показывала слабость веры и надежды на Бога. Видя бесчисленные благодеяния Божии, израильтяне должны были во всем полагаться на волю Господню и ждать от Господа всякого изменения в своих законах и установлениях.



1 Эту мысль мы услышали впервые от магистра богословия Н.П. Архангельского.
По смотрению Божию тогда еще не настало время для установления царской власти в Израиле. «Всему свое время, и время всякой вещи, под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное... время разрушать и время строить... время молчать и время говорить... время войне, и время миру» (Еккл. 3, 1–8). Ввиду возможности увлечения и злоупотребления огромной власти царя весьма важно было, чтобы первым царем был человек исключительных добродетелей, склонный во всем исполнять волю Господа, который не стал бы пользоваться властью для угнетения народа — словом, такой человек, который во всем мог бы служить образцом для последующих царей. Между тем в то время, как видно из примера Саула, в среде израильтян еще не было такого человека, «мужа по сердцу Божию», достойного быть вождем народа Господня (1 Цар. 13, 14).

Вряд ли можно сомневаться в том, что Давид был бы свободен от многих своих недостатков, если бы сделался царем прямо из пастуха овец, а не привык при дворе Саула видеть произвол царя и раболепство придворных. Может быть, он был бы тогда царем, вполне соответствующим библейскому идеалу; а тогда и все последующие израильские цари менее походили бы на восточных владык. Все отношения царя к подданным могли бы быть гораздо более близкими и простыми.

Что просьба израильтян была действительно несвоевременна, это видно из пророчества Иакова, по которому царская власть должна была принадлежать колену Иудину; между тем нетерпеливость израильтян заставила Бога поставить царя из колена Вениаминова.

Терпение в соединении с упованием на Господа Священное Писание выставляет, как величайшую добродетель (Пс. 36, 3–7; Рим. 15, 4. 5, Евр. 6, 11, 12; 10, 35, 36); и обратно — нетерпеливость, как великий грех, показывающий слабость веры и надежды на Бога и недостаточную покорность Его воле. Священная история представляет много примеров жестоких кар, постигавших израильтян за их нетерпеливость (Исх. 32, 1–8, 25–28; Чис. 11, 1–6, 33, 34; 21, 4–9 и др.).

Таким образом, мы видим, что причины гнева Божия на израильтян за просьбу поставить им царя заключались с одной стороны в мотивах этой просьбы, а с другой — в несвоевременности этой просьбы; и то и другое показывало недостаток у израильтян надежды на Бога и непокорность Его воле.

Видеть же причину гнева Господня в самом содержании этой просьбы, то есть именно в просьбе установить царскую власть, слово Божие не дает основания.




Каталог: data -> articles
data -> Фактор США в энергетических отношениях России и Европейского Союза
data -> Сборник «В поисках смыслов: успешные практики патриотического воспитания молодежи»
data -> 1. Технические спецификации как средство ограничения конкуренции на рынке государственных закупок
data -> Программа дисциплины Системы управления проектами для направления 080100. 62
data -> Лабораторная работа №1 Разработка описания и анализ информационной системы
data -> Программа дисциплины Подготовка многостраничного текста эссе и его презентация на компьютере для направления 080100. 62
data -> Использование облачных технологий Google в проектЕ «Scotland» по английскому языку
data -> Проект программы дисциплины
articles -> Всемирное воздвижение Честнаго и Животворящего Креста


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал