Антикоррупционное образование в мире «Коррупция является наиболее обсуждаемой проблемой в мире»



Скачать 329.61 Kb.
Дата29.11.2017
Размер329.61 Kb.
ТипРуководство
Антикоррупционное образование в мире
«Коррупция является наиболее обсуждаемой проблемой в мире»

Кобус де Свардт, Исполнительный директор TransparencyInternational,

Декабрь 2012 года
Европейская комиссия (ЕК) приняла в мае 1997 г. Руководство для Европейского совета и Европейского парламента по антикоррупционной политике Европейского Сообщества. Этот документ устанавливает для ЕК всеобъемлющую политику по борьбе с внутренней коррупцией Европейского Сообщества (ЕС), а также других стран, не являющихся членами сообщества.

Политика Европейского Сообщества направлена на учреждение антикоррупционных программ со странами, которые заключили договоры о сотрудничестве с ЕК.

Руководство содержит определение коррупции, используемое Глобальной программой ООН против коррупции, - «злоупотребление властью для получения личной выгоды» - и устанавливает основные элементы будущей антикоррупционной политики ЕК в странах, не являющихся членами

Сообщества, включая: политические обязательства на самом высоком уровне; поддержку усилий частного сектора в повышении неподкупности и корпоративной ответственности; усиление борьбы против политической коррупции и незаконного финансирования социальных партнеров и других заинтересованных групп; обсуждение проблем коррупции и достижение соглашений в результате диалога с кандидатами в ЕС и третьими странами; продолжение борьбы с коррупцией как неотъемлемую часть внутренней и внешней политики ЕК. (5)


По данным Фонда Народонаселения в Мире, почти половина населения земного шара находится в возрасте до 25 лет. Это поколение, почти 3 миллиона человек, многие из которых подвергаются коррупции в их повседневной жизни.

TransparencyInternational (TI) представила свою программу по борьбе с коррупцией образования 5 июля 2010 года (1, 2).

(TI) является всемирной организацией по борьбе с коррупцией. TI считает, что она может изменить отношение и нравы и выработать нулевую терпимость к коррупции.



На настоящий момент по данным TI ситуация с терпимости/нетерпимости к коррупции по станам мира выглядит следующим образом:
Индекс восприятия коррупции 2012 г. (5.12.12)

Страна

Индекс (max. 100)

Место

Финляндия

90

1

Новая Зеландия

90

1

Дания

90

1

Швеция

88

4

Сингапур

87

5

Швейцария

86

6

Норвегия

85

6

Австралия

85

8

Нидерланды

84

9

Канада

84

9

Япония

74

17

США

73

19









Россия

28

133









Афганистан

8

174

Северная Корея

8

174

Сомали

8

174

http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/rossiia-v-indekse-vospriiatiia-korruptcii-2012-novaia-tochka-otscheta
Ссылаясь на слова Нельсона Мандэлы, TI утверждает, что «образование является самым мощным оружием, которое можно использовать, чтобы изменить мир». Поэтому борьба с коррупцией через систему образования может способствоватьформированию знаний и навыков для противодействия коррупции, возможности противостоять этому явлению, развитиюзнаний людей о своих правах и обязанностях для сохранения общественного блага.

По мнению TI важно образование и взрослых, и молодежи, только тогда есть шанс разорвать порочный круг. Населению всех возрастов должны быть предоставлены пути и средства противостояния коррупции. Если граждане знают, что делать, когда сталкиваются с этической дилеммой или возможностью (необходимостью) дать взятку, это может стать более эффективным инструментом в предотвращении коррумпированности и неэтичности поведения государственных служащих или в бизнесе, чем самые сложные кодексы поведения, законов и правил. Антикоррупционные законы и институты неэффективны без людей, которые не будут мириться с коррупцией и будет активно бороться с ней.

TI предлагает много различных способов обучению противодействию коррупции. Компоненты антикоррупционного воспитания могут быть включены в следующие предметы:

• Основы гражданско-правового образованию;

• История;

• Политика;

• Религия;

• Жизненные навыки;

• Воспитание в духе мира;

• Экономика;

• Этика.

По мнению TI, если даже учебная программа не явно относятся к вопросам противодействия коррупции, она неявно может быть связана с этими вопросами. Такие понятия, как общественное благо и социальная справедливость являются ключом к борьбе с коррупцией.

Практика лучше, чем теория. Исследования и опросы педагогов, проведенные TI показывают что педагоги активно разрабатывают ролевые сценарии, предлагают для обсуждения реальные примеры из жизни о том, где в своей повседневной жизниучащиеся и взрослые могут столкнуться с проявлениями коррупции.

TI считает обучение молодежи важным компонентом стратегии борьбы с коррупцией и надеется привлечь молодых людей и будущих деловых и политических лидеров к борьбе с коррупцией.


Международные проекты в области противодействия коррупции


  1. Образовательный проект «Образование против коррупции»(3).

Проект инициирован Международным консорциумом РКМЧП, Продолжительность: 2005-2007; Проект осуществлялся при поддержке Института Открытого Общества, Фонд ZUG.

Страны: Литва, Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Кыргызстан, Косово, Румыния, Россия, Украина. Координатор проекта:Литва


Основные положения проекта.

Антикоррупционное движения является достаточно новым в молодых демократических странах. Оноявляется следствием большой проблемы, поскольку работа социальных институтов здесь не так эффективна, как в западных странах, имеющих многолетний опыт демократической жизни; информирование общественности является достаточно низким. Местные исследования и отчеты доказывают, что борьба с коррупцией является «горячей» темой, и антикоррупционное воспитание необходимо развивать всеми возможными средствами.

Образование является одним из наиболее активных социальных секторов, в которых конкретные шаги реформирования системы могут оказатьсущественное влияние в области антикоррупционной профилактики. Эффективность борьбы с коррупцией во многом зависит от гражданской позиции, стремления общественности к сотрудничеству с правоохранительными органами. Желание людей сообщать о фактах коррупции и их поддержка «прозрачности» общества не было бы возможным без информирования и просвещения в микрорайонах, школах, колледжах и университетах.

Центр Современной дидактики (Литва) в тесном сотрудничестве со Специальной следственной службой и Министерством образования и науки Литовской Республики осуществили ряд антикоррупционных проектов: «Образование против коррупции» (2002-2003), «Предупреждение коррупции посредством образования, информации и развития самосознания» (2003-2004),«Развитие повышения квалификации в области программантикоррупционного образования» (2004). В результате этих проектов быларазработана программа дополнительного образования для средних школ, программы и курсы для антикоррупционного образования в университетах, программа повышения квалификации для учителей и создана команда тренеров, ответственных за распространение идей проекта в регионах – участниках проекта.

Цель проекта:


  • противодействие коррупции и повышение антикоррупционной осведомленности населения путем развития антикоррупционных образовательных программ для учителей и местных сообществ.

  • способствовать развитию потенциала различных образовательных учреждений в деятельности по повышению информированности общественности.

В рамках проекта были созданы национальные команды, проведен ситуационный анализ потребностей в антикоррупционном образовании, разработаны программы формального и неформального образования, разработан пакет информационных ресурсов (Глоссарий основных понятий и терминов, статьи, примеры уроков и т.д.). Команды – участницы проекта разработали стратегические планы антикоррупционных действий в странах. Участникам были предоставлен пакет различных антикоррупционных материалов на английском и русском языках, подготовленные такими организациями, как Всемирный банк, ЕС, ПРООН, OSI, Transparency International, Министерство образования и науки Литовской Республики, Национальный Экспертиза центр Литвы, а также были предоставлены разработки уроков и методические рекомендации.

Около 750 педагогов и 200 школьных администраторов из пилотных школ были вовлечены в проект. Были проведены тренинги методам повышения осведомленности о коррупции, представлены возможности антикоррупционного образования и молодежных инициатив в школе. Педагогам представлены возможности интеграции темы борьбы с коррупцией в образовании на уровне предметного обучения и внеклассной деятельности. В работу проекта были вовлечены социальные партнеры (члены школьного самоуправления и попечительские советы, НПО). Социальные партнеры приняли активное участие в мероприятиях по распространению идей проекта через проведение дебатов, встреч, дискуссий, презентаций, конференций. Социальные партнеры могут выступать в качестве проектной команды партнеров в национальных антикоррупционных проектах и других социальных инициативах. 


Наиболее активно работа по внедрению программ по антикоррупционному воспитанию осуществляется в Литовской республике. Литва инициировала ряд международных проектов по антикоррупционному образованию и воспитанию. В эти проекты были вовлечены образовательные учреждения, местные сообщества, органы государственного управления и некоммерческие общественные организации. Информация о проектах приведена ниже.


  1. Образовательный проект «Образование против коррупции» (2002 – 2003) (3)

Проект при поддержке: Фонд открытого общества, Литва

Страны: Литва, Дания.

Координатор проекта: Центр современной дидактики, Литва
Цель проекта: формирование у учащихся активной гражданской позиции и повышение нетерпимости к коррупции путем осуществления антикоррупционного образования в общеобразовательной школе.

Результаты проекта: разработана программа для общеобразовательной школы по антикоррупционному воспитанию, методические рекомендации по реализации антикоррупционного образования для учителей общеобразовательной школы.

Участники проекта: 32 учителя этики, психологии, религии, истории, политологии, гражданского образования

Мероприятия проекта:

Проектная группа принимала активное участие в тренингах, разработке комплексной программы борьбы с коррупцией и тестирование антикоррупционных стратегий и методов образования в школах. Группа учителей приняла участие в различных учебных курсах, расширила свои знания о коррупции, обсуждала, как передать информацию и опыт по противодействию коррупции так, чтобы они были понятны и интересны учениками. Участники проекта провели антикоррупционные недели в своих школах. Были организованы семинары, встречи, дискуссии, выступления, конкурсы плакатов и фотографий в течение данной недели.



  1. Проект в области повышения квалификации педагогов «Разработка проекта и распространение программ антикоррупционного образования» (2004) (4)

Проект при поддержке: Фонд развития образования, Литва

Координатор проекта: Центр современной дидактики, Литва


Этот проект является продолжением проекта «Образование против коррупции" (2002-2003). Проект был инициирован с целью реализации Литовской Национальной программы борьбы с коррупцией (принятой Сеймом 17 января 2002 г. № IX-711): «организовать антикоррупционные обучающие семинары для различных общественных групп и дать участникам знания и навыки, чтобы бороться с коррупцией, для обмена мнениями и самую последнюю информацию об антикоррупционных шагах деятельности в стране; для создания и реализации антикоррупционных образовательных программ для общеобразовательных и высших учебных заведениях».

Цель проекта: формирование ценностей и развитие навыков, способствующих развитию «гражданского отношения к коррупции».

В рамках проекта были подготовлены программы повышения квалификации по реализации программ антикоррупционного воспитания и образования; была подготовлена команда тренеров (тьюторов) для подготовки учителей; были созданы центры антикоррупционного образования в школах – участницах; разработаны планы антикоррупционной деятельности в сотрудничестве со школами, муниципалитетами и местными общинами; дополнены программы по борьбе с коррупцией в сфере образования.

Участниками проекта стали педагоги и учащиеся общеобразовательной школы, школы и местные сообщества. Учителей, участвовавших в проекте «Образование против коррупции», пригласили также присоединиться к этому проекту.

В рамках программы повышения квалификации «Возможности антикоррупционного образования в общеобразовательной школе» педагогам была представлена информация о коррупции как явлении, об антикоррупционном образовании; педагогов побуждали применять элементы антикоррупционного образования на уроках и внеклассных мероприятиях.



  1. Проект «Молодежь за транспарентность» (2006) (3)

Проект поддерживался Европейской комиссией

Страны: Польша, Литва


Основные идеи проекта:

Низкая осведомленность населения и отсутствие общего доступа к публичной информации
о работе местных органов власти является общей проблемой. Население должно получать актуальную информацию, а не только иметь возможность добиться ее получения. Кроме того, язык и формы документов могут быть не всегда понятны среднему гражданину.

Школа это место, где учащиеся - потенциальные клиенты офисов и будущие потребители - должны быть готовы уметь правильно интерпретировать полученную информацию и правильно использовать ее.

Многие молодые польские и литовские люди считают, что коррупция есть везде и сделать ничего нельзя. Необходимо убедить молодых людей, что коррупция это не «офисная» болезнь, а проявление личностных качеств отдельных лиц, что на самом деле, административные работники готовы следовать принципам этики.

Необходимо также повысить осведомленность молодых людей о доступе к публичной информации. Более осведомленные люди смогут стать лучшими союзниками в ликвидации любых симптомов коррупции. Они также будут более критично относиться к клевете и попыткам дискредитации государственных должностных лиц.

Эффективная коммуникация между местными властями, его органами, и местным сообществом является очень трудной задачей. Это требует поиска адекватных каналов связи, обеспечивая достаточно времени, используя правильный язык, укрепляя доверие на линии власть-народ. Проект предлагает модель для мониторинга работы государственных учреждений и органов местного управления в сотрудничестве с местными органами власти, и способ продвижения механизмов социального контроля в области образования.

Целевые группы:

• Молодые люди в возрасте 13-18 лет (учащиеся школ гимназия) в Польше и Литве, 3900 человек.

• Органы местного самоуправления (10 в Польше и 3 в Литве), представители ВОЗ (13 местных органов власти, 65 представителей).

• Педагоги школ, 260 учителей.

• Местные сообщества: все жители тех регионов, где проект проводился (3000 жителей взрослого).


Мероприятия проекта:

Семинары для местного сообщества по планированию и обсуждению молодежных проектов; семинары для педагогов школ по вопросам интеграции антикоррупционного образования в предметное обучение, по использованию проектного метода во время школьных занятий; открытые уроки по интеграции вопросов гражданского образования в предметный контекст образовательной программы, учащимися были разработаны и осуществлены 14 проектов об открытости и публичности государственных институтов, прозрачности отношений между людьми и учреждениями, о государственных закупках, о системе оценки в школе, сотрудничестве школы и государственных учреждений.

Результатом проекта стало повышение информированности молодых людей и местных сообществ о том, как функционируют государственные учреждения; получение нового опыта, новых навыков в области сотрудничества, организации, управления и мониторинга проектов. Проект способствовал изменению сознания молодых людей, пониманию своей роли в общественной жизни местного сообщества и государства в целом. Предложенная модель для мониторинга работы государственных учреждений и органов в сотрудничестве с местными органами власти, а также методы подготовки молодых людей, могут быть пригодны для использования в других округах и муниципалитетах и в других странах.
В июле 2010 года Transparency Литва организовала «Летнюю школу по целостности» для выпускников вузов. В школе преподавание вели опытные специалисты антикоррупционной кампании. Школа собрала молодых лидеров из Армении, Беларуси, Эстонии, Грузии, Косово, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, России, Украины и США.
В 2004 году при поддержке Еврокомиссии и Всемирного банка было подготовлено пособие «Разработка и реализация стратегий и документов о предотвращении коррупции» (6).

В данном пособии антикоррупционное просвещение в формальном и неформальном образовании рассматривается с двух точек зрения:



  1. достижение честности и неподкупности самой системы образования;

  2. повышение уровня информированности населения всех возрастов мерах по противодействию коррупции и антикоррупционное воспитание.

Исходя из теса, что антикоррупционное образование невозможно сделать эффективным, если сама система имеет признаки коррупции, было предложено реализовывать компдексный подход, включающий подготовку и повышение квалификации учителей, подготовку и повышение квалификации сотрудников системы управления образованием, родителей.

Коррупция должна рассматриваться в более широком контексте, например, в рамках вопроса демократизации школы, соблюдения прав человека. Авторы пособия считают, что нет необходимости вводить специальный дополнительный курс в уже и так перегруженный учебный план школьного образования. Необходимо сочетать формальное и неформальное образование.

Единственным исключением является Словакия, где предпринимаются усилия осуществить через преподавание борьбы с коррупцией как отдельный предмет в средних школах (7). В большинстве стран нет финансовых и материальных ресурсов, которые позволили бы введение антикоррупционного образования через отдельный предмет.

Разработаны интернет – ресурсы, способствующие информированию и обучению населения о существе и мерах противодействия коррупции:



  • Всемирный банк предлагает для молодежи девять модулей курса, связанные с обучением противодействию коррупции (а);

  • Мексика создала интернет-сайте, где детям предлагается стать агентами борьбы с коррупцией через интернет- игру (b), а родители получают информацию о ценностно-ориентированном образовании (c); учителя обмениваются идеями и разработками (d);

  • Китайский сайт Teensland от гонконгского IACC;

  • Молодежная сеть против коррупции (YNAC), которая регулярно проводит
    Международные антикоррупционные конференция (МАГ) предлагает Интернет-форум для молодежи (f);

  • Документы, которые предлагают идеи относительно того, что молодые люди могут сделать, чтобы преодолеть коррупцию, а также коллекции ссылок, модули для
    производства комиксов в рамках борьбы с коррупцией

На 2004 год не проводилось исследований воздействия антикоррупционного образования в школах и / или университетах на уровень коррупции. В связи с этим, авторы пособия рекомендуют проведение:



  • консультаций по внедрению модулей по предупреждению коррупции и
    антикоррупционного образования в рамках подготовки и повышения квалификации учителей;

  • тренингов и семинаров;

  • консультаций по внедрению антикоррупционного образования в
    рамках существующих предметов.

  • консультации по использованию существующих учебно-методических материалов и
    разработке новых педагогических материалов и их применению;

  • разработки кодекса поведения для студентов и преподавателей;

  • мероприятий по обмену опытом между школами и университетами в области
    антикоррупционного образования.

Семь модулей по вопросу о коррупции, предложенных в пособии, могут быть интегрированы в существующие учебные программы (философия, демократия, права человека). Такой опыт представлен в Марокко, Италии, Словакии, Перу.

Департамент по связям с общественностью Независимой Комиссии по борьбе с коррупцией в Гонконге разработал программы морально-этического образования.

TI-Казахстан предлагает образовательные программы по антикоррупции (8).

Марокко, Пакистан и Австралия предлагают свои подходы к внедрению антикоррупционных
программ на уровне начальной школы. TI Пакистана провела трехмесячный проект на 400 государственных школ, в котором приняли участие 400 учителей и 20 000 учащихся в возрасте от 6 до 16 лет (6, стр.30).
Индонезия (9).

Битва Индонезии против повальной коррупции затронула школьное образование - антикоррупционное образование стало одним из вопросов национальной повестки дня. Программы по антикоррупции предложены для детей от школьного возраста до студентов университетов. Такой опыт был поддержан и Австралией.

Был подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством образования и Комиссией по искоренению коррупции (KomisiPemberantasanKorupsi - КПК), который включает в себя координацию по антикоррупционному просвещению. Учебная программа была разработана Министерством образования и включает в себя модули по гражданскому образованию для школьников и конкретные предметы антикоррупционного содержания на университетском уровне. Национальный учебный план делает акцент на моральнщ-этических нормах, включая религиозные, в том числе пять принципов индонезийского государства, одним из которых является социальная справедливость.

Специалисты высказывают сомнение, что односторонние меры могут дать высокий результат, и призывают к работе на институциональном уровне. Тем не менее, внедрение образовательных программ может стать первым шагом к сисмеиным изменениям в коррупционной составляющей индонезийского общества.

Усилия Индонезии в борьбе с коррупцией на уровне образования могут стать ценным уроком для других государств, где уровень коррупции также крайне высок.
Болгария (10).

Введение антикоррупционного образования в средних школах

19 февраля 2004 года прошло первое совещание группы экспертов по борьбе с коррупцией образования в средней школе в рамках программы «Коалиция 2000», направленной на предупреждение и борьбу с коррупцией путем введения антикоррупционного образования на всех уровнях болгарской системы образования. Изменения были направлены на улучшение институциональной и нормативной основы болгарской системы образования, на обеспечение благоприятных условий обучения в школе и соответствующие коммуникации между учителями, родителями и учениками.

Было предложено составление согласованного документа по заявленным проблемам между Антикоррупционной Комиссией, Советом Министров и Министерством образования и науки как гражданской позиции по Стратегии развития среднего образования в Болгарии и в целях реализации Национальной стратегии борьбы с коррупцией. С 2004 года были найдены возможности для введения антикоррупционных модулей в учебные программы средних школ.

Основными темами обсуждения стали: лучшие практики и возможные форматы внедрения антикоррупционного образования; способы поддержки подготовки и повышения квалификации преподавателей и инструкторов, а также роль школы. В целом, участники дискуссии объединились вокруг мнения, что в краткосрочной перспективе антикоррупционные модули должны быть интегрированы в существующие формы гражданского образования в начальных и средних школах (например, в так называемом добровольном выбранные предметы или отдельные темы в гражданском образовании или философии). Кроме того, в ходе встречи было рекомендовано, чтобы такое образование должно начинаться еще до того, дети ходят в начальную школу. Важным элементом в этом процессе является предоставление возможностей для повышения квалификации преподавателей по этой теме и сотрудничество в этом направлении со стороны Министерства образования и науки, Комитета по координации работы по борьбе с коррупцией, Совета министров и неправительственных организаций.

В качестве дополнительного направления для будущей работы в связи с введением антикоррупционного образования и обучения практике в болгарских школах, было подчеркнуто, что существует необходимость более тесной работы с родителями в процессе гражданского образования в школах и выработки четких правил или этического кодекса, которые регулируют отношения между преподавателями, родителями и учащимися.




Исследование ПРООН: Борьба с коррупцией в секторе образования

Джон Вуд и Летиция Antonowicz. Октябрь 2010.


Исследование было заказано Демократической управления группой Бюро по политике в области развития ПРООН. Авторы, которые связаны с «Образование для изменений (EFC)», являются представителями независимой консалтинговой компании, проводили исследования в Великобритании и за рубежом.

Большинство программ антикоррупционного образования (11, стр.21), анализируемые в исследовании, посвящены информированию и просвещению населения. Многие виды антикоррупционного образования реализуются в сфере образования, будь то с помощью конкретных модулей или встроенных в такие предметы, как нравственное воспитание, воспитание гражданственности и другие.

Программа по противодействию коррупции в Сьерра-Леоне является одним недавним примером такого подхода. С 2005 по 2008 реализован комплексный по повышению осведомленности с помощью радио-и телевизионных программ и учебного материала для молодых людей, осуществлялась поддержка педагога по профилактике СПИДа (карикатуры, плакаты и т.д.). Шесть средних школ принимали активное участие в мероприятиях по повышении осведомленности о коррупции среди своих одноклассников и более широкого сообщества (11, стр.45-47).

Антикоррупционное образование обеспечивает прочную основу в области прав человека. Эффективным является включение вопросов борьбы с коррупцией в курс «нравственного воспитания». Такая инициатива может быть основой для включения вопросов антикоррупционного образования в национальную учебную программу или внеклассную работу.

Авторами указывается недостаточное количество исследований по эффективности просветительских мер, которые бы показывали, что антикоррупционные программы привели к изменению в поведении и к снижению коррупции в сфере образования. Авторами также указывается необходимость дальнейшего широкого проведения просветительских кампаний и образовательных инициатив, а также мероприятий по их анализу, чтобы оценить их значение и извлечь уроки о том, как лучше их использовать.

Дополнительно.




ЛИТВА.

Пособие «Возможности антикоррупционного воспитания в школе».
Антикоррупционное воспитание в школе могло бы быть формальным и нефор­мальным. Формальное воспитание – это включение элементов антикоррупционного просвещения в общеобразовательные программы, неформальное – поощрение разного рода инициатив в дополнительном образовании: гражданские акции, ученические конференции и другие мероприятия.

Поскольку основной мишенью антикоррупционного воспитания является форми­рование гражданского сознания, наиболее благоприятная для его интеграции среда – социальные дисциплины: гражданское воспитание, история, политология, этика. Связь с упомянутыми предметами неизбежна и потому, что проблематика коррупции рассматривается с использованием понятий юридических, политических, исторических и экономических наук.

Интегрирование антикоррупционного воспитания в общеобразовательные курсы невозможно без подходящего для этого тематического контекста. Например, проблему коррупции сложно осознать без рассмотрения назначения государственной службы, а также этических и правовых требований к государственным служащим. Если указан­ные темы не рассматриваются в курсах гражданского воспитания или политологии, интегрирование антикоррупционного воспитания может быть затруднено. С другой стороны, антикоррупционное воспитание – это не только антикоррупционное про­свещение, но и информирование. Важные для формирования антикоррупционных установок понятия и ценности могут передаваться и при рассмотрении других тем.

Каждый раз, когда в содержание общего образования предлагается включить новые темы, возникает беспокойство в связи с перегруженностью программ и нехваткой времени. Предложение начать антикоррупционное воспитание – не исключение. Беспокойство должно рассеяться благодаря осознанию, что существует ряд способов интеграции. Можно чётко сформулировать и выделить проблемы антикоррупционного воспитания, тем самым создавая отдельный модуль из нескольких уроков, но можно обсудить проблематику коррупции и как составную часть других тем, проблем или их конкретизацию, иллюстрацию. Далее представлены оба примера– интегрированного модуля и интегрирующей программы. Важно, чтобы антикоррупционное воспитание не противопоставлялось другим дисциплинам.

Особая проблема антикоррупционного воспитания – как избежать опасности, что эта программа превратится в курс информирования о возможностях коррумпирован­ного поведения. Как и во всех остальных случаях, когда в школе стремятся прививать установки, противоречащие “удобной” практике поведения, антикоррупционное воспитание требует от учителей мудрости, психологической проницательности и методического мастерства.

Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:

1. Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.

2. Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.

3. Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

4. Внести свой вклад в выполнение заданий, формулируемых в общих програм­мах и образовательных стандартах:

• воспитание в себе ценностных установок (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему происходящему рядом; честность, от­ветственность за действие, поступок; постоянное совершенствование лич­ной, социальной, познавательной и культурной компетенции и т. д.);

• реализация расширения возможностей (общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность, распоряжаться временными, финансовыми и другими ресурсами; действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно, брать на себя ответствен­ность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать разногласия и конфликты; принимать участие в жизни школы, местной общественности, общества, при необходимости брать на себя роль лидера и т. п.).

Предполагаемый результат – наделённая знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности госу­дарства, не желающая мириться с проявлениями коррупции, способная и желающая их устранять личность.

СОДЕРЖАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Узкий и контекстуальный подход

В школьной практике можно применять как минимум два метода антикоррупционного воспитания. Первый метод заключается в том, чтобы внести дополнения в школьную программу и в факультативную деятельность. Темы дополнений должны быть напрямую связаны с коррупцией. Это легко организуется, не занимает много времени, однако, тем не менее, это будет выглядеть как отдельные вкрапления и одноразовые акции. Другой способ состоит в том, чтобы проанализировать, с какими базовыми ценностями и понятиями связано явление коррупции, и внести некоторые дополнения в уже существующие программы школьных предметов, подчеркнув таким образом аспекты, которым уделялось слишком мало внимания.

Первый метод антикоррупционного воспитания не только проще организовать, но и легче контролировать: достаточно проверить, во всех ли школах и классных группах прошли антикоррупционные акции. Второй способ основывается на методах социального воспитания, которое должно продолжаться в течение нескольких лет. Тем, кто выбирает этот способ, надо удостовериться, что все преподаватели социальных предметов ознакомлены с целями антикоррупционного воспитания, его содержанием и возможностями.

Конечно, возможен и третий способ – привлечь учеников к общественным антикоррупционным движениям и общественным просветительским программам, однако эти движения могут лишь частично контролироваться школой, поэтому их разнообразие в этой программе не обсуждается.

В этом издании представлены две программы, учитывающие оба вероятных способа антикоррупционного воспитания в школе, – узкая и широкая (интегрированная). Узкая программа включает в себя только ознакомление с коррупцией как с явлением. В широкой программе указано, с какими группами тем может быть связано антикоррупционное воспитание и как оно может быть распределено. Кроме того, прилагается образец осуществления интегрированной программы – таблица с указанием связанных с этой программой тем, которые можно найти в учебниках разных классов по различным предметам.

Антикоррупционное движение является сильно ангажированным в эмоциональном плане движением. Это неплохо, однако иногда эмоции основываются на весьма поверхностном и туманном знании явления, против которого выражается протест, поэтому носитель этого протеста, в сущности, ничего не может изменить. Таким образом, одна из основных задач антикоррупционного воспитания в школе заключается в том, чтобы дать ученикам необходимые знания, которые помогут им:

• научиться распознавать коррупцию (а также отличать ее от других видов преступлений);

• представлять аргументы, почему коррупция является злом;

• демонстрировать возможности снижения уровня коррупции.

Способы получения и предоставления информации по антикоррупционному воспитанию могут быть теми же, что и в целом во всем школьном социальном воспитании: лекции, анализ различных письменных источников информации (статей, исследовательских отчетов, исторических источников); беседы с различными людьми (сотрудниками правоохранительных органов, свидетелями, политиками, государственными служащими); просмотр киноматериалов и др. Тем не менее, антикоррупционному воспитанию всегда грозит опасность того, что чистое информирование станет методичным ознакомлением молодых людей с возможностями коррумпированного поведения или приведет к уничижению общества и государства, в котором мы живем, в глазах учеников. Поэтому, рассказывая ученикам о коррупции, следует сохранять чувство меры и вкуса, не забывая о том, что основная задача заключается не в том, чтобы как можно больше знать, а в том, чтобы уметь как можно более точно оценивать.



ТАТАРСТАН

Методические рекомендации по использованию в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений Республики Татарстан учебно-методических пособий по антикоррупционному воспитанию обучающихся
В общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан в рамках осуществления «Национальной стратегии противодействия коррупции Российской Федерации» и «Республиканской программы по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009 – 2011 гг.» продолжается работа в области антикоррупционного образования. В настоящее время появляется возможность перевести её на более широкую учебно-методическую основу. Специалистами подготовлен ряд изданных учебных и методических пособий по соответствующей тематике. В их числе:

- К.Ф. Амиров. Антикоррупционное и правовое воспитание: Учеб.пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений, студентов колледжей и вузов. – Казань, 2010.

- Р.Р. Замалетдинов, Е.М. Ибрагимова, Д.К. Амирова. Формирование антикоррупционной культуры у школьников: Учеб.пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – Казань, 2010 (на русском и татарском языках).

- И.В. Сафронова, И.М. Фокеева. Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры: методическое пособие/Науч. рук.: В.И.Пискарёв. – Казань, 2010.

- Л.Е. Кириллова, А.Е. Кириллов Профилактика нарушений, связанных с проявлениями коррупции в сфере образовательной деятельности: Метод.пособие. – Казань, 2011 (на русском и татарском языках).

Первые два пособия адресованы обучающимся, третье – обучающим, четвёртое – руководителям образовательных учреждений. Вместе они составляют учебно-методический, информационный ресурс антикоррупционного образования, который важно эффективно использовать.

Ожидаемым результатом урочной и внеурочной деятельности в этом направлении должна стать антикоррупционная нравственно-правовая культура обучающихся как одна из духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.

Утверждение такой культуры с использованием данных пособий рекомендуется связывать с формированием у обучающихся антикоррупционного мировоззрения, негативного отношения к коррупции и антикоррупционных моделей поведения.

За исходные позиции в процессе формирования антикоррупционной культуры могут быть взяты следующие положения:

- антикоррупционное образование - один из факторов духовно-нравственного развития личности, становления гражданского общества в современной России;

- антикоррупционное образование осуществляется при обеспечении единства обучения и воспитания;

- основу антикоррупционной культуры составляют духовно-нравственные ценности, в том числе правового характера;

- знаниевый компонент антикоррупционной культуры образуют соответствующие сведения из историко-правовой, этической областей гуманитарных предметов.

Необходимо обратить внимание на последовательное осуществление таких принципов формирования антикоррупционной культуры, как целостность, непрерывность, сочетание логической и эмоциональной составляющих. Организация антикоррупционного образования на этих принципах позволит обеспечить единство содержательного, и процессуального компонентов образовательного процесса, его методологических, научно-теоретических и дидактических основ и согласованность практических действий на всех этапах социализации обучающихся.

Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры у обучающихся рекомендуется осуществлять при доминировании форм урочной деятельности на предметном и метапредметном уровнях.

Предметный уровень. Материал, связанный с коррупцией и формированием негативного отношения к ней, рассматривается на уроках истории, обществознания, права, экономики, а также в элективных курсах («Основы правоведения», «Право и политика», «Экономика и право» или в курсах по антикоррупционной тематике, например, «Антикоррупционная и правовая культура учащихся»). В содержание уроков могут войти вопросы о возникновении коррупции, её проявлениях, причинах распространения, о негативных последствиях коррупционной деятельности в прошлом и настоящем, в политико-правовой, социально-экономический и духовно-нравственный сферах жизни общества, о законодательном, нормативно-правовом обеспечении антикоррупционной деятельности.

Метапредметныйуровень. Он реализуется посредством использования нравственно-этического потенциала предметов Базисного учебного плана филологического и эстетического циклов. Антикоррупционная тематика может рассматриваться на интегрированных занятиях в контексте, например, таких предметов, как история, обществознание, литература, искусство, право.

И на предметном, и на метапредметном уровнях особое значение следует придавать формированию необходимых для правосообразного поведения компетенций: умений распознавать коррупцию как социальное явление,отличать ее от других видов преступлений, критически анализировать и объективно оценивать материалы, связанные с коррупционными явлениями коррупции и борьбой с коррупцией, представлять возможности снижения коррупционности в различных сферах жизни современного российского общества. Важно и формирование мотивации к антикоррупционному поведению, соответствующему нравственно-правовым нормам общества.

Достижение этих целей связано с опорой на системно-деятельностный подход. Составляющие антикоррупционного образования необходимо рассматривать в их взаимосвязи и реализовывать в системе практических занятий, моделируемых ситуаций, социальных акций, творческих заданий, проектно-исследовательской деятельности. Для обеспечения деятельностного характера антикоррупционного образования также используются активные и интерактивные методы, групповые формы занятий.

В классах социально-экономического и социально-гуманитарного профиля возможен блочно-модульный вариант проведения занятий по антикоррупционной тематике. В данном случае обучающий обращается к пособиям, К. Ф. Амирова, Р. Р. Замалетдинова и других.

Занятия по блочно-модульной системе предполагают наличие таких обязательных компонентов, как ресурсно-информационная база по вопросам антикоррупционного образования, система практических заданий, позволяющих реализовать деятельностный подход, рефлексивный и контрольно-оценочный этапы. Практическая часть занятия может быть представлена проектной или исследовательской деятельностью обучающихся. Среди возможных тем проектов: «Законодательство о борьбе с коррупцией» (К. Ф. Амиров. «Аникоррупционное и правовое воспитание»), «Региональные механизмы противодействия коррупции» (Р. Р. Замалетдинов, Е. М. Ибрагимова, Д. К. Амирова. «Формирование антикоррупционной культуры у школьников»), «Школа и коррупция» (Л. Е. Кириллова, А. Е. Кириллов. «Профилактика нарушений, связанных с проявлениями коррупции в сфере образовательной деятельности»).

На каждом занятии по антикоррупционной тематике актуальным будет включение дискуссии или её элементов. Усилить рефлексивные механизмы в процессе формирования антикоррупционной модели поведения может помочь использование технологии развития критического мышленияи кейс-технологий. Как эффективные средства решения задач антикоррупционного воспитания зарекомендовали себя деловые, имитационные игры при том условии, что они становятся площадкой приобретения познавательного опыта, выработки моделей антикоррупционного поведения.

В поле зрения образовательных учреждений должны оставаться и организация внеурочной деятельности по вопросам антикоррупционной образования. Она может быть реализована в таких формах, как кружки, секции, «круглые столы», дискуссионные клубы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, социальные проекты, акции антикоррупционной направленности, встречи с представителями властных структур. Весьма полезным могут оказаться сайт образовательного учреждения «ЕГЭ и коррупция», университет для родителей «Правовое и антикоррупционное воспитание наших детей». Не следует упускать из вида возможности совместной работы образовательных учреждений с правоохранительными органами.

Исключительное значение в процессе антикоррупционного воспитания имеет активная жизненная позиция, нравственный пример педагога, руководителя образовательного учреждения, которое должно быть средоточием гражданской, духовной жизни обучающихся и обучающих. Они призваны быть носителями высоких духовно-нравственных ценностей, гражданственности, создавать условия для приобретения обучающимися конструктивного жизненного опыта, формирования ответственного поведения. Поучительные практики из области обеспечения антикоррупционной нравственно-правовой культуры педагогов, руководителей образовательных учреждений содержит пособие Л.Е. Кирилловой и А.Е. Кириллова.

Антикоррупционное воспитание остается социально значимым направлением деятельности образовательных организаций. Задача состоит в том, чтобы настойчиво и неуклонно повышать его результативность. // Первый заместитель министра Д.М. Мустафин

Использованная литература:


  1. http://suite101.com/article/political-anti-corruption-education-affect-on-youth-worldwide-a258238

  2. http://www.transparency.org/

  3. http://www.sdcentras.lt/antikorupcija/en/tp1.htm

  4. http://www.sdcentras.lt/antikorupcija/en/kt.htm

  5. Основы противодействия коррупции: Учебное пособие / Под редакцией И.И. Рогова, К.А. Мами, С.Ф. Бычковой. - Алматы: ОФ “Транспаренси Казахстан”, ОФППИ. - «Интерлигал» в Казахстане, 2004. - 328 с.

  6. Предупреждение коррупции в системе образования. Практическое руководство. Эшборн, 2004. (Preventing Corruption in the Education System. A Practical Guide. Eschborn, 2004)

  7. http://www.transparency.sk.

  8. http://www.transparencykazakhstan.org/english/projects/anticor_ed_prog.html.

  9. Educating against corruption. http://devpolicy.org/educating-against-corruption/

  10. Round table: Anti-Corruption Education in the Secondary Schools http://www.csd.bg/artShow.php?id=2155

  11. Fighting Corruption in the Education Sector: Methods, Tools and Good Practices. An Advance Copy of UNDP Commissioned Study. John Wood &Laetitia Antonowicz. October 2010.

  12. К.Битюков. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников. Презентация. http://www.spbappo.ru/institut-obschego-obrazovaniya/kafedra-sotsialnogo-obrazovaniya

  13. Ellie Keen. Fighting corruption through education. http://www.hrea.org

  14. Антикоррупционное воспитание в школе. Методическое пособие для общеобразовательных и высших учебных заведений. www.stt.lt/documents

  15. Ethics and corruption in education. IIEP, UNESCO, 2002. http://www.unesco.org/iiep



Полезные ссылки:
(а) http://www.worldbank.org/wbi/governance/youth/resources.html, также страница Всемирного банка по вопросу о коррупции http://www.worldbank.org/html/schools/issues/corrupt.htm.

(b) http://www.00corrupcion.gob.mx/,

(с) http://www.00corrupcion.gob.mx/papas/index.html

(d) http://www.00corrupcion.gob.mx/maestros/index.html.

(e) http://www.icac.org.hk/teensland/default.asp.

(f) http://www.ynac.org



(g) http://www.transparency.org/toolkits/2001/ar-ed_comics.html, «Антикоррупционные Комикс»: http://www.worldcomics.fi/accmx.

(e) http://corruptionresearchnetwork.org/topics/anti-corruptioneducation
Каталог: downloads -> 433
downloads -> Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней
downloads -> Организация объединенных наций
downloads -> Сводный отчет составлен на основании отчетов образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в режиме ресурсных центров, за 2010-2013 годы
downloads -> Телекоммуникации
433 -> Материалы о состоянии антикоррупционного образования в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и мерах по его совершенствованию
433 -> Методическое пособие М.: Иц вентана-Граф, 2010. 144 с


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал