Архитектура и градостроительство Кыргызстана



Скачать 382.83 Kb.
страница1/3
Дата18.10.2016
Размер382.83 Kb.
  1   2   3
Архитектура и градостроительство Кыргызстана

Освоение нынешней территории Кыргызстана для хозяйственно-бытовой жизни древними племенами началось ещё в каменном веке. В пещере «Сел-Ункюр» (находится около Айдаркена Ошской области, примерно 800—500 тыс. лет до н. э.), в стоянке «Он-Арча» возле с. Эчки- Башы (Тянь-Шанский р-н, 300 тыс. лет до н.э.) обнаружены каменные орудия. Это позволяет предположить, что территория Кыргызстана, наряду с Южным Таджикистаном и Южной Туркменией, является одной из немногих р-нов первоначального заселения человеком Центральной Азии в эпоху палеолита.

Социальную базу общества в каменном веке составляет первобытно-общинный строй, где древние люди занимались изготовлением каменных орудий, охотой, а также усваивали примитивные способы строительного дела. Большие и малые семейные общины организовывали себе в удобном месте долговременные стоянки (стойбища), приспосабливая для этих целей пещеры и гроты. Эту деятельность можно рассматривать как начальные опыты строительства.

Активное заселение юго-западных предгорий Ферганы началось примерно в 1 тыс. до н. э., в особенности, во время становления Даваньского государства, когда происходило массовое переселение скотоводов из долины в предгорья. Пришельцы из равнинной Ферганы обжили долину р. Кожо-Бакырган-Сай. Причина переселения была чисто хозяйственная: в это время в долине быстрыми темпами развивалась ирригационная сеть, сокращались пастбища. Поселения довольно густо размешались вдоль основных водных артерий (Исфана-Сай, Лейлек и Кожо-Бакырган). С древнейших времён характерным типом расселения здесь были отдельные укреплённые дома (дома-крепости), усадьбы и укреплённые посёлки.

Начиная с эпохи бронзы, в освоении территории Кыргызстана древними племенами происходят существенные изменения. Это было связано с двумя факторами: постепенным образованием осёдло-земледельческих оазисов в Ферганской долине и формированием так называемых древнекочевнических комплексов (территориально-культурных общностей) в горных ареалах (Ысык-Кёлская котловина, Чуй, Талас, Внутренний Тенир-Тоо). Появление раннекочевнических племён имеет важное историческое значение для понимания специфических особенностей расселения в древности.

Поселения эпохи бронзы, по сравнению со стоянками, создавались как долговременные места обитания пастушеско-земледельческого населения и служили в качестве центров их хозяйственной и общественной деятельности. В зависимости от занимаемой территории и кол-ва жилых и хозяйственных построек (наземных и полуназемных) можно различать крупные (70— 80 построек) и малые (30—40 построек) поселения.

Выбор территории для разбивки поселения определялся с учётом многих естественных факторов. Наличие воды, речки, родника, защищённость от ветра, освещённость солнечными лучами, топография местности (рельеф), характер растительности и др., обуславливали преимущественно компактную планировку поселения, рядом с поселением размещались, как правило, кладбища. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в целях обеспечения безопасности, поселения ограждались валом и рвом. Основную массу застроек занимали жилые постройки, среди них выделяются дома, пригодные для совместного проживания от 20—25 до 35—40 чел. Соответственно, площадь жилища была от 100 до 400 м2 . Отдельные строения предназначались для производственно-хозяйственных нужд, др. использовались как культовые помещения.

Самым знаменитым историко-архитектурным памятником эпохи бронзы, обнаруженным на территории современного Кыргызстана, является так называемое «Ошское поселение». Это древнее селение, с заранее обдуманной планировкой в виде террасы, располагалось на юж. склоне горы Сулайман-Тоо и существовало в течение нескольких столетий. Многолетние археологические исследования, начатые с 50-х годов такими учёными, как Ю. А. Заднепровский, Л.Л. Гуревич и др., позволили довольно отчётливо представить зачатки планировочной, функционально-пространственной организации этого довольно компактного жилого и хозяйственного образования и проследить уровень строительно-технического умения древних земледельцев Ферганы в сооружении полуназемных построек (землянок). На склоне гор при помощи специально врубленных уступов образованы около десяти параллельных террас (ширина около 8 м, высота ступени около 2,5 м), на к-рых размещались более сотни землянок.

Из поселений эпохи бронзы выделяются в Чуйской долине — Беловодское (15—13 вв. до н. э.), Аламюдюнское, Александровское, Жайылма и Каиндинское (12—9 вв. до н. э.), в Токтогуле открыто коллективное жилище на 25 чел. Поселения эпохи бронзы принято считать «андроновскими и чустскими», к-рые соседствовали с так называемыми «ранними кочевниками». Юж. регион Кыргызстана примыкал к урбанизированной юж. части Центральной Азии, а сев. регион преимущественно к степной кочевой культуре саков. Кочевое и полукочевое население древнего Кыргызстана находилось в политической, хозяйственной, экономической и культурной взаимосвязи с урбанизированным Ферганским земледельческим оазисом. Уже в раннем средневековье сев. регион Кыргызстана становится относительно урбанизированной территорией, как и юж. регион.

Развитие двух типов хозяйственной деятельности и культурно-бытовой жизни (кочевников и земледельцев), к-рые сложились исторически на территории Кыргызстана еще в 1 тысячелетии до н. э., обусловили параллельное существование двух видов жилища — переносного и стационарного.

Кочевники пользовались такими разновидностями переносного и легкосооружаемого жилья как шалаши, шатры и юрты. Полукочевники могли прибегать к обоим видам жилища. Диапазон стационарного жилища был довольно широк. Это — жилища в виде землянок и полуземлянок, дома из глины, каменно-глиняные и из деревянных срубов. В отдельных случаях для жилья годились искусственные и естественные пещеры и гроты. Стационарные жилые строения от переносных отличаются не только конструкцией, материалом, но и более развитой планировкой, включающей хозяйственные постройки, иногда дворовые пространства. Все эти виды жилища имели место в древней и средневековой истории Кыргызстана. Вместе с тем юрта, по сравнению с др. видами, наиболее приспособленная к традиционному образу жизни кыргызов, по праву считается основным типом жилища, воплотившим в себе пространственно-космологические, мифопоэтические, духовно-эстетические архетипы этноса.

История существования юрты, дошедшая до наших дней, насчитывает не менее двух тысячелетий. Ранними формами юрты были войлочная, с жестким деревянным каркасом и так называемая кибитка-повозка, т.е. юрта на колёсах. Сборно-разборная мобильная юрта сформировалась гораздо позднее.

Причудливые деревянные конструкции без гвоздей, разнообразные войлочно-тканевые обрамления, красочное внутреннее убранство, соразмерность и пространственный порядок, специфическая эстетика кыргызской юрты шлифовались веками, создавая гениальное творение на родного зодчества.

Возникновение городов на территории Кыргызстана имеет специфические особенности, связанные со своеобразной эволюцией исторических процессов. В эпоху железа в Ферганской долине появляются города с прямоугольной формой планировки, окружением из крепостных стен с многочисленными башнями-бойницами. Подобная планировка была у столичного города Мархамат (Эрши). К такому же относится Янги- Базарское городище (вблизи с. Эски-Ноокат). Город Мархамат (Эрши) как столица Даваньского государства имел важное социально-политическое, культурно-экономическое значение во всей Ферганской долине.

А. Н. Бернштам указывает, что Эрши состоял из двух частей — внутренней и внешней. Во внутреннем городе, обнесённом крепостной стеной, выделяются жилые кварталы, дворцы правителей, религиозный центр и др. Ориентированный по сторонам света внутренний город составлен в виде строгого прямоугольника размером 500x750 т. Дворец был возведён из глины, в плане имеет «т»-образную планировку. Напротив дворца располагалось вытянутое с востока на запад храмовое сооружение, а между ними находилась площадка для священного огня. Се редину городища формируют ряды мастерских и жилые дома ремесленников. Жилые дома тесно примыкали друг к другу и образовывали целые монолитные кварталы. Стены в жилых домах воз водились солидной толщины, что позволяло предусматривать в них несколько ниш. Внутренний город был защищен высокой и прочной крепостной стеной с башнями, для возведения стены использовались крупные квадратные кирпичи размерами 40x40x10 ст. Предвратное сооружение и трое ворот обеспечивали связь с внешним окружением. Внешний город также был обнесён оборонительной стеной, но без башен. Внутри этого пространства сохранились многочисленные остатки отдельных сооружений и холмы. По историческим сведениям данный город построили племена аристеи. А. Бернштам указывает, что эти племена скифского происхождения, славились своими лошадьми и почитали культ коня.

Изучение руин крупного поселения, известного под названием городище Шоробашат (16 в. до н. э.) свидетельствует о том, что здесь был административно-военный и религиозно- культовый центр земледельческого оазиса и кочевых племен. Городище расположено на пологом склоне гор, на малодоступном месте. Место расположения городища выбрано возле поймы р. Яссы, к-рая сливается с р. Кара-Дарыя. Городище расположено вдоль реки с востока на запад. Занимаемая площадь городища около 70 га (примерно 1400x500 л»). Его окружает единый вал длиною до 3 км, высотою 6 л». По всей видимости, городище было укреплено мощными крепостными стенами, о чём свидетельствуют развалины нескольких башен. Река служила естественной преградой с юж. стороны. Городище состоит из четырёх относительно самостоятельных укреплённых частей: 1) цитадель; 2) религиозный комплекс; 3) убежище; 4) военный лагерь. Крепость-цитадель размерами примерно 250x300 т, трапециевидной формы. К северо-зап. части цитадели примыкает огороженная территория для религиозных обрядов. От религиозного комплекса сохранились остатки двух помещений. В первом помещении найдены различные скульптурные изображения, во втором находились хозяйственные ямы и очаги. Зап. часть служила убежищем для окрестного населения и для загона скота во время нападения врагов. Геометрическая форма военного лагеря в виде скошенного квадрата резко отличается от овальных очертаний др. укреплений. Конструкции оборонительных укреплений Шоробашата не похожи на крепостные стены городища Эрши.

Заметный след в культуре Кыргызстана оставили усуни, проживавшие здесь с 7 в. до н. э. Большое кол-во поселений, погребальных сооружений — курганов усуньского времени обследованы археологами в Чуйской, Таласской долинах, Ысык-Кёлской котловине и во Внутреннем Тенир-Тоо. Сакские племена оставили за собой знаменитые «царские курганы» и так называемый «звериный стиль» в искусстве. На территории Кыргызстана имеются многочисленные па мятники курганной архитектуры, олицетворяющие космологические представления древних кочевников. В начале нашей эры Средняя Азия вступает в период разложения рабовладельческих и полурабовладельческих государств и обществ. Общеисторическая ситуация в 1 в. до н.э. — 3 в. н.э. складывается таким образом, что производительные силы и общественные отношения достигают более высокого уровня, чем в предыдущую эпоху. Возникает огромное кушанское царство, под господством к-рого оказалась юж. часть Древнего Кыргызстана. Число городов становится максимальным за всё время истории древней Средней Азии. Под влиянием этого времени и кушанской культуры формируется один из древних и знаменитых городов Кыргызстана Узген, а также города Касан и Кара-Дарыя. Количественно вырастает сеть сельских поселений, находящихся в экономической и политической зависимости от городов. Именно в это время возникают контуры системы «город — деревня — мобильное кочевое население», к-рому было суждено в разных соотношениях функционировать вплоть до 20 в. Население Кыргызстана на протяжении всего кушанского времени вело внешнюю торговлю с Китаем, приволжскими сарматскими племенами, гуннами, Согдианой, Бактрией и многими др. царствами, поскольку через территорию Кыргызстана пролегала одна из ветвей Великого Шёлкового пути, по к-рой следовали торговые караваны.

В юж. регионе Кыргызстана в это время устанавливаются тесные торгово-хозяйственные и культурно-бытовые связи между оседлыми земледельцами и кочевниками-скотоводами. В дан ном историческом периоде наблюдаются 2 типа расселения: 1) равнинно-долинное расселение, к-рое имело в Фергане очаговый (стационарный) характер, периодами уплотняющееся или разрежающееся в зависимости от изменения военно-политической ситуации, социально-экономических, климатических и др. условий; 2) предгорное расселение родо-племенных общин, подверженное быстрым динамическим трансформациям в силу ведения кочевого хозяйствования и быта.

Городская жизнь в земледельческих оазисах Средней Азии, в т.ч. в Ферганской долине, становится несравненно интенсивной, чем в предыдущий период. Усиливается роль городов в экономической жизни регионов, в укреплении власти кушанских правителей, в культово-религиозном отношении, особенно в сооружениях буддийского типа, а также некрополей. Постепенно увеличивается кол-во жителей городов (т.е. плотность населения и демографический состав). Установлено, что планировочная структура среднеазиатских городов в кушанское время формируется в двух направлениях. Первое: трёх частная структура в виде цитадель — собственно город — пригород, включающий, кроме жилых, производственные, культовые сооружения; второе: двухступенчатое, состоит из бесцитадельной, огороженной стеной-крепостью центральной части и прилегающего к ней усадебно-застроенной пригородной территории.

Город Касан (1—3 в.) возник на обрывистом берегу р. Касан-Сай. По мнению А.Н. Бернштама, название Касан восходит к этнониму «Кушан», к-рый в свою очередь связан с этнонимами «усунь» или «хюсюнь». Крепостные ломаные стены городища повторяют естественные очертания горно-скалистого рельефа и достигают по периметру 600 т. Общий периметр в раннем средневековье достиг 2 км. Юго-зап. (трапециевидный по плану) угол занимала цитадель, возвышающаяся над всей застройкой. Археологические обследования конструкции стен и керамических материалов показывают, что город строился постепенно, в течение многих десятилетий, а цитадель была первым строительным сектором, здесь была построена ограждающая площадка шахристана размером 90x70 м. Шахристан имел 6 башен и двое входных ворот. Четыре мощные башни шахристана частично сохранились. Город имел довольно стройную фортификационную систему. Мощные заградительные валы перед воротами, затем ров вдоль крепостных стен, наполненный водою (глубина до 2—3 м, ширина 2—5 м ), и крутой обрыв служили внешним рубежом обороны города. Это показывает, что при выборе места расположения города первостепенное значение придавали оборонным сооружениям, обеспечению водой, укреплению ворот.

Начиная с 6 в. в Тенир-Тоо и Семиречье происходят большие политические события и социально-экономические изменения. Историки называют вторую половину 1-го тысячелетия древнетюркской эпохой, когда на территории Кыргызстана возникает новая культура, ставшая колыбелью современности. В середине 6 в. в сев. регион Кыргызстана начали переселяться с Алтая и из др. районов Центральной Азии массы тюркских племён, создавшие свое государство — Тюркский каганат. Политическим центром Западнотюркского каганата стал г. Суяб, расположенный вблизи г. Токмок в Чуйской долине. Именно в это время в Таласскую и Чуйскую долины переселяются согдийцы — выходцы из Тохаристана, Бухары и Самарканда. Следствием согдийской колонизации явилось создание линейной цепочки городов и сельских поселений, а также распространение земледельческой культуры в сев. регионе Кыргызстана. Переселение согдийцев ощутимо повлияло на процесс формирования раннесредневековой городской культуры Западнотюркского каганата в исконно кочевой среде, свободной от капитальных строений и посевов.

Со временем тюрки проникли и в юж. часть Ферганы, о чем свидетельствуют археологические находки в предгорьях Алая (в окрестностях села Гульча), Узгене и Жалал-Абаде, тюркских каменных изваяний, а в Касане обосновался один из представителей Западно-тюркской династии. О существовании линейной караванной связки городов в Чуйской долине упоминается в записях китайского путешественника Сюань Цзан (умер в 664).

В средневековье в сев. регионе появились такие города, как Невакет, Джуль, Тарсакент, Барсхан, Шельджи и др., среди к-рых наиболее известен Ак-Бешим (Суяб). Город занимал большую территорию, центром его является шахристан с цитаделью общей площадью 35 га, к к-рому примыкал рабад (около 60 га). Городская округа, обнесённая с внешней стороны мощной стеной, создавала своеобразный симбиоз городского и сельского поселения. В результате раскопок здесь нашли остатки 2-х буддистских храмов, христианской церкви, дворцового сооружения, массивы жилых кварталов, усадебные дома, ирригационные сети и др. атрибуты типичного средневекового зодчества. Особый историко-архитектурный интерес представляет буддийский храм, прямоугольными размерами 76x22 м, сооружённый из сырцового кирпича.

10—12 вв. вошли в историю Кыргызстана как период экономического могущества и культурного расцвета Караханидского каганата, или иначе, как период господства «дома Афрасиаба». По сравнению с ранним средневековьем данный исторический период характеризуется целым рядом существенных особенностей в развитии градостроительства и архитектуры. Развитие ремесла, торговли, металлургии и горного дела, подъём производительных сил в земледелии и животноводстве и ряд важных социально-политических и военных процессов обусловили возникновение на территории нынешнего Кыргызстана новых городов и целого ряда сельских стационарных поселений. Во время Караханидского правления не только территория Кыргызстана, но и вся Средняя Азия была поделена на уделы между членами рода данной династии. Феодально-мусульманская культура стала определяющим фактором в архитектуре Караханидского каганата.

Были созданы образцы азиатской мусульманской архитектуры: мечети, медресе, минареты, хаммомы, дворцы, ансамбли городских центров, караван-сараи, базары и крепостные сооружения. Мощный толчок получило градостроительство. С 11 в. территория городов начала существенно расширяться; они приобретают не только экономическое и торговое, но и культурно-политическое значение. В эпоху Караханидов градостроительство Средней Азии и Кыргызстана пережило невиданный подъём, возникли крупные города, построенные на основе продуманных пространственных фортификационно-функциональных и эстетических идей. Образование взаимосвязанной сети городов и сельских поселений в горных ареалах превратило территорию Кыргызстана в урбанизированную среду обитания. Воз никла полноценная городская культура, городской образ жизни, как на юге, так и на севере Кыргызстана.

К началу 10 в. градостроительная культура в сев. регионе продолжала развиваться в традициях раннего средневековья, к-рая сложилась из двух архитектурно-строительных субстратов мест ной тюркской кочевой культуры и импортированного согдианского зодчества. Однако довольно сумбурный рост городов и сельских поселений на еще необжитых ранее земледельцами территориях Чуйской, Таласской долины и на побережьях Ысык-Кёля характеризовался отсутствием единых принципов градостроительста. Тюркский каганат и последующие гос. образования тюргешей, карлуков и др. во многом ориентировались на кочевой и полукочевой образ жизни, поэтому они были далеки от регламентированного размещения и строительства стационарных поселений. Пространственному построению, характеру застроек городов тюркские правители не придавали государственно-идеологического значения. В отличие от раннетюркских государств, к-рые придерживались политических взглядов, Караханиды ввели на всей территории своего правления в качестве гос. религии ислам — этот исторический шаг оказался переломным в развитии монументальной архитектуры и градостроительства. Произошла коренная оценка ценностей в городской культуре. Теперь на передний план выдвигаются образцы мусульманской архитектуры и строительного дела. Сельские населённые места в архитектурно-строительном отношении по существу оставались на прежних позициях. Традиции народной архитектуры в строительстве жилых и производственных зданий и сооружений не претерпели изменения. Во Внутреннем Тенир-Тоо впервые образовались города в виде крепостей, служившие в качестве военных ставок удельных правителей вост. Караханидов. К ним можно отнести Канжагар- Башы в долинах Ала-Бука (развалины Шырдак- бека), Ат-Башы (развалины Кошой-Коргон). В Чаткалской долине такого рода городами-ставками были Уу-Булак, Чанчархан и Кюльбескан. На Ысык-Кёле — Барсхан.

В данный период наивысшего рассвета достигли такие города, как Баласагун, Ош, Узген, Сафид-Буленд, Кара-Булак, Исфана, Садыр- Коргон (Шельджи), Ак-Тёбё (Куль), Текабкат (Талас), Джуван-Тёбё. В целом, стиль архитектуры и градостроительные принципы развивались в рамках фергано-туркестанской архитектурной школы, но специфические природно-климатические условия Кыргызстана и местные традиции оказали некоторое влияние на творчество архитекторов и строителей городов. Впервые о Баласагуне, как важнейшем городе, построенном мастерами архитектуры Востока, высказался В. Бартольд в конце 19 в. Он также отметил типологическое сходство Баласагуна с г. Ак-Бешим, расположенного на расстоянии 6 км. Отдельные историки полагают, что оба городища составляли единый город общей площадью 20 км2, служившем столицей Караханидского государства. Время возникновения города, по мнению М. Е. Массона, приходится на 2 половину 10 в. В.Д. Горячева считает, что Баласагун сформировался на основе раннесредневекового городища с так называемыми «длинными» валами, характерными для поселений Чуйской долины. Город был окружён двумя почти параллельными вытянутыми загородительными стенами, охватывающими территорию общей площадью около 25—30 км и имел несколько ворот. Структуру города можно представить лишь приблизительно. Вместе с тем, отчётливо выделяется местоположение отдельных строений и конфигурация цитадели и шахриста на. Башня Бурана, по всей видимости, являлась вертикальной доминантой города и к ней примыкали мечеть и медресе. Не вызывает сомнение что г. Баласагун строился на основе принципов мусульманского зодчества и градостроительного искусства. С вост. стороны рядом с минаретом располагались ряды культовых, сооружений. Среди них выделяются мавзолеи (кюмбёзы) с восьмигранным и круглым очертаниями плана. В городах возводились минареты разной высоты, некоторые из них возвышались над окружающей застройкой до 60 м. Расстановка вертикальных акцентов в центральной части города существенно изменила облик раннесредневековых городов Чуйской долины. Наиболее часто вертикальный силуэт минаретов участвует в формировании архитектурного облика и в юж. регионе Кыргызстана. Минареты визуально символизировали в городской культуре и в окружающей сельской среде господство исламской веры. Высокие минареты мечетей в средневековом городе использовались как градостроительно-композиционные акценты. Из многочисленных минаретов до наших дней дошли только два — Бурана и Узгенский. Строительство дворцового комплекса для правителя в стиле исламской архитектуры также являлся непременным условием закрепления политической власти мусульман на данной территории.

Начиная с первых этапов караханидского правления в юж. регионе Фергана становится в центре политических событий. Заключение дружественного союза между Караханидом Насром и правителем Узгена Махмудом Газневи произошло в 1001. В 11 —12 вв. г. Узген укрепил свои позиции в качестве столицы Ферганы. Статус столицы отразился на градостроительстве и архитектуре. Сев. и юж. мавзолеи с минаретом являются остатками величественного архитектурного ансамбля. В данных мавзолеях были погребены представители династии Караханидов в Фергане (в частности, в юж. мавзолее, покоится Кылыч Тамгачкан). Центральная часть Узгена представляла из себя характерную для Востока живописную застройку с узкими, причудливыми улицами. В местных эпитафиях говорится о том, что в 13 в. функционировали крупные медресе с мечетью. Рядом размещались базарная площадь с торговой улицей, караван-сараями и хаммомы.

Археологические материалы подтверждают сведения литературных источников о том, что г. Сафид-Буленд, несмотря на мелкие размеры, являлся одним из важных очагов мусульманской культуры. Здесь обосновался суфийский орден. Комплекс Шах-Фазиль (11 — 18 вв.), составляющий историческое ядро Сафид-Буленда, по своей историко-архитектурный ценности является од ним из самых почитаемых памятников вост. архитектуры. Суфийские шейхи из Аравии, Хорасана, Мавераннахра, Азербайжана совместно с местными адептами ислама прочно утвердили славу этого города далеко за пределы Ферганы. Ал-Мандиси писал об Оше: «Он большой, роскошный. В нём большая мечеть, рынки расположены поблизости от горы. Город изобильный, многоводный. У него сильный рабат, в к-рый съезжаются воины со всех сторон». В др. источниках сообщается о ведущемся в 11 — 12 вв. большом гражданском строительстве. Возводятся как комплекс, городские базары, состоящие из открытых дворовых пространств, куполов, сводчатых помещений с галереями, множество караван-сараев с конюшнями и складами. Своеобразной была жилая архитектура. На небольших земельных участках жилые дома ремесленников, торговцев, духовных служителей возводятся в один и два этажа с высокими дувалами, образующими замкнутый двор. Жилые дома и их дворы тесно примыкали друг другу. Жилые улицы идут замысловатыми изгибами к мечети и городскому базару. Купола множества квартальных мечетей формируют выразительный силуэт города.


Каталог: articles
articles -> Архивная система Донецкой области: путь в 75 лет
articles -> Обзор портовой инфраструктуры Каспийского моря и порта Оля
articles -> Исследование способов передачи видеоданных погидроакустическому каналу связи
articles -> А. И. Михайлов, И. О. Кожевников, А. В. Митин
articles -> Русская армия под пятой торгашей
articles -> Как не опоздать с инновациями в россии ?
articles -> Рогожникова Варвара Николаевна
articles -> Формирование и развитие инновационной инфраструктуры промышленного предприятия в условиях модернизации: зарубежный опыт и российская специфика


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал