Бишкек 2012 Содержание Глоссарий терминов Введение I. Развитие процессов внешней трудовой миграции



страница1/5
Дата18.10.2016
Размер0.77 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5

Необходимость введения социального страхования трудовых мигрантов,

как фактор защиты интересов граждан Кыргызстана

в стране трудовой миграции



Бишкек 2012

Содержание
Глоссарий терминов

Введение

I. Развитие процессов внешней трудовой миграции

1.1 Современное развитие миграционных тенденций в Кыргызской Республике

1.2 Проблемы, с которыми сталкиваются мигранты из Кыргызстана в стране трудовой миграции (здоровье и безопасность)

1.3 Выводы



II. Общее состояние системы социальной защиты трудовых мигрантов из Кыргызстана

2.1 Анализ состояния социальной защиты трудовых мигрантов граждан Кыргызстана, предусмотренных законодательством КР

2.2 Анализ системы администрирования процессов социальной защиты трудовых мигрантов между странами исхода и назначения (правовой аспект)

2.3 Выводы



III. Международный опыт стран в вопросах организации системы социальной защиты трудовых мигрантов

IV. Рекомендации по разработке механизмов социальной защиты трудовых мигрантов

Глоссарий терминов

Трудящийся-мигрант - лицо, имеющее урегулированный статус и занимающееся трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является.

Внешняя трудовая миграция - добровольный выезд на законном основании граждан Кыргызской Республики за ее пределы, а также въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Кыргызской Республики с целью осуществления ими трудовой деятельности.

Работодатель - физическое или юридическое лицо, которое предоставляет работу или осуществляет свою деятельность на условиях трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в государстве трудоустройства.

Отправитель - физическое или юридическое лицо, занимающееся деятельностью, связанной с направлением граждан Кыргызской Республики для осуществления ими трудовой деятельности за границу.

Трудовая деятельность - работа по найму, иная оплачиваемая работа, а также деятельность, отличная от работы по найму, обеспечивающая средства для существования трудящегося, работающего, как правило, самостоятельно или совместно с членами своей семьи на основании контракта, договора или квоты на привлечение и использование рабочей силы или самостоятельно в соответствии с законодательством государства, а также заключенными международными договорами, вступившими в силу в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Незаконная трудовая миграция - осуществление трудовой и профессиональной деятельности в Кыргызской Республике иностранными лицами и лицами без гражданства с нарушением порядка и правил трудоустройства, установленных национальным законодательством.

Незаконный трудящийся-мигрант - лицо, нарушившее порядок и правила трудоустройства, установленные национальным законодательством в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Урегулированный статус - наличие разрешения на пребывание и осуществление оплачиваемой трудовой деятельности на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Страна исхода - государство, на территории которого трудящийся-мигрант проживает постоянно и из которого выезжает в другое государство в целях осуществления трудовой деятельности.

Страна назначения / приема/ государство трудоустройства - государство, в котором трудящийся-мигрант занимается трудовой деятельностью.
Введение
Повышение мобильности рабочей силы во всем мире поднимает вопросы отражения в миграционной политике стран проблем социальной защиты мигрантов, их социального обеспечения, что говорит о необходимости проведения миграционной реформы как в странах исхода мигрантов, так и в странах назначения. На современном этапе приоритетной задачей национальных правительств и различных международных организаций в сфере миграции ставится предупреждение рисков, связанных с социальными издержками процесса миграции. В этой связи в центре внимания, особенно для стран исхода мигрантов, находятся вопросы способности защитить своих граждан во время их трудоустройства за рубежом.

В Кыргызстане миграционные процессы становятся важной предпосылкой удержания страны от кризисных проявлений в социальной и экономической сферах. Ключевым фактором, определяющим значимость миграционных потоков, является сохраняющаяся тенденция оттока населения за пределы Кыргызстана. Основные причины миграции можно классифицировать по нескольким группам:



Экономические

  • В период экономических трансформаций начала 90-х годов наблюдалась не востребованность квалифицированных специалистов на внутренних рынках труда

  • Неравномерность экономического развития регионов

  • Масштабы экономики страны не создают достаточного количества рабочих мест и не предоставляют достаточного уровня оплаты труда, соответствующего растущим потребностям населения

  • Более высокий уровень оплаты труда в стране трудовой миграции

Социальные

  • Ухудшение условий проживания в сельской местности и малых городах, рост числа депрессивных территорий

  • Увеличивающийся разрыв в качестве жизни между странами исхода и приема трудовых мигрантов

  • Снижение уровня образования и здравоохранения и связанное с этим отсутствие видения перспектив для будущего своих детей

Политические

  • Социально – политическая нестабильность (события 24 марта 2005г. и 7 апреля 2010г.)

  • Усиление напряженности в межэтнической сфере и «разыгрывание» языковой карты на внутриполитической арене (периодически возникающая дискуссия о статусе русского языка)

Современная миграционная ситуация в Кыргызстане характеризуется ухудшением демографической ситуации в стране за счет оттока молодого населения и населения среднего возраста, которое является базовым для функционирования социальной системы. Подобные процессы ведут к депопуляции отдаленных регионов страны и неравномерному стихийному распределению численности населения по территории, росту числа депрессивных территорий.


Массовый отток населения в поисках возможности трудоустройства за рубежом актуализирует проблемы защиты прав и свобод трудовых мигрантов, находящихся в уязвимом положении. Как свидетельствует практика трудовые мигранты из Кыргызстана, как правило, те, кто имеет неурегулированный статус в стране приема, подвергаются притеснениям, становятся объектом эксплуатации, дискриминации, физического насилия, не имеют доступа к медицинским услугам, пенсионному обеспечению и образованию. В этой связи задача государства состоит в поиске механизмов обеспечения социальных потребностей и нужд мигрантов путем формирования целостной системы социальной защиты и в Кыргызстане и в стране приема. Миграционная политика правительства должна служить ответом на такие вопросы, как повышение информированности среди потенциальных мигрантов, надзор за наймом и работа с центрами трудоустройства, регулирование процесса оттока мигрантов, обучение чиновников государственных служб, создание системы профессиональной подготовки и переподготовки согласно потребностям рынка труда страны назначения, предоставление услуг соцобеспечения и здравоохранения, проверка условий труда, восстановление в правах и реабилитация жертв торговли людьми.

Цель данного исследования состоит в необходимости актуализации вопросов социального страхования (медицинского и пенсионного) трудовых мигрантов, для обеспечения защиты интересов граждан Кыргызстана в стране трудовой миграции.

Настоящий аналитический документ предназначен для представителей государственных органов власти, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций, самих мигрантов и неправительственных организаций, непосредственно работающих с трудовыми мигрантами. Данный документ позволяет определить задачи для представителей органов управления в сфере миграции населения и осуществлять практическую деятельность в области регулирования миграционных процессов.

В рамках данной аналитической работы предлагается рассмотреть общее состояние системы социальной защиты трудовых мигрантов граждан Кыргызстана, предусмотренных законодательством КР, принципы организации медицинского страхования и пенсионного обеспечения. Вместе с тем, обозначены вопросы существующей системы нормативно-правового администрирования процессов социальной защиты трудовых мигрантов между странами исхода и назначения (Россия, Казазхстан). В ходе анализа существующего опыта организации социальной защиты трудовых мигрантов следует что, несмотря на разные предпосылки, условия и масштабы развития миграционных процессов в различных странах, характер социально-экономических последствий проявляется в рамках одной модели. В этой связи опыт Филиппин является наиболее показательным и приемлемым для Кыргызской Республики.



Методология исследования

В рамках данной работы, были использованы следующие методы: кабинетные исследования, экспертные интервью



  • Кабинетное исследование, основано на анализе данных Национального статистического комитета Кыргызской Республики, также были изучены аналитические материалы экспертов по данной тематике, аналитические отчеты и презентации отечественных и зарубежных экспертных групп, программные документы: «Концепция государственной демографической и миграционной политики КР», «Стратегия развития социальной защиты населения КР на 2012-2014 годы».

  • В ходе исследования было проведено 12 интервью с независимыми экспертами и представителями государственных организаций и гражданского сектора, работающими в сфере предоставления помощи мигрантам.

Автор исследования выражает глубокую благодарность экспертам за оказанную поддержку в процессе проведения исследования.

  1. А. Бейшеналиеву, Департамент внешней миграции МИД

  2. Э. Юсубалиеву, Социальный Фонд КР

  3. Ж. Азизбековой, Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

  4. А. Асанбаеву, Первый секретарь посольства КР в РФ

  5. Ч. Табылдиеву, Центр трудоустройства граждан КР

  6. Б. Асанбаеву, Центр трудоустройства граждан КР

  7. Т. Выговской, Агентство управления конфликтами «Эгалитэ»

  8. А.Мадеюеву, Центр Общественных Технологий

  9. Б. Темирову, Ассоциация «Замандаш»

  10. Б. Иманбекову, «Кыргызинстрах»

  11. Н. Омурову, МОМ

  12. А. Асамидиновой, Тянь-Шаньский аналитический центр Программа по миграции и социальной защите



I. Развитие процессов внешней трудовой миграции

    1. Современное развитие миграционных тенденций в

Кыргызской Республике

Миграционные процессы в Кыргызстане становятся важной предпосылкой удержания страны от кризисных проявлений в социальной и экономической сферах. Ключевым фактором, определяющим значимость миграционных потоков, является сохраняющаяся тенденция массового оттока населения за пределы Кыргызстана.


При этом следует выделить, что низкий уровень жизни, низкий уровень цены труда по сравнению со странами приема трудовых мигрантов, а также социально-политическая нестабильность, на сегодняшний день являются решающими и определяют миграционные настроения населения.

График 1.

Источник: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики
Анализируя миграционные процессы в Кыргызстане необходимо учитывать несколько факторов, которые определяют миграционную ситуацию на современном этапе:

  • Масштабы экономики страны не создают достаточного количества рабочих мест и не предоставляют достаточный уровень оплаты труда, соответствующих растущим потребностям населения. Низкий уровень цены труда является одной из причин недоиспользования трудового потенциала. По данным Нацстаткома КР в 2010г. общая численность безработных, составила 212,3 тыс. человек (8,6%) увеличившись по сравнению с уровнем 2009г. на 4,0%. Вместе с тем, нельзя не учитывать тот факт, что в Кыргызстане среди потенциальных соискателей работы наблюдается не соответствие уровням квалификаций, востребованных на рынке труда.

С развитием экономик стран приема трудовых мигрантов, внешняя трудовая миграция становится устойчивым и долгосрочным фактором, определяющим экономический и социальный уровень домохозяйств. По различным оценкам экспертов, в настоящее время трудовой миграцией в Кыргызстане охвачено от 500 - 700 тыс. человек (каждый пятый от числа трудоспособного населения1). Самым крупным рынком труда для трудовых мигрантов из Кыргызстана стала Российская Федерация (см. График 3). Так, по официальным2 данным ФМС России за 2010 и 2011 гг. в России получили разрешение на трудовую деятельность 75 501 кыргызстанцев, получили патент 44 235 человек, число мигрантов, вставших на миграционный учет, составляет - 340 974 человек3. Второй по численности трудовых мигрантов из Кыргызстана является рынок труда Казахстана. По оценкам экспертов численность мигрантов в Казахстане может варьироваться от 50 тыс. до 100 тыс. человек. Как правило, мигранты заняты на не престижных видах работ, которые отказываются выполнять местные жители. Результаты социологического обследования, проведенного в российских городах, подтверждают эту тенденцию, так как лишь 30 процентов мигрантов ощущают конкуренцию с местными работниками4. Основные сферы деятельности кыргызстанцев в России – торговля, строительство, транспорт, ремонт жилых помещений, сфера обслуживания, в Казахстане наши граждане заняты на табачных и плодоовощных плантациях.

График 2.
Источник: Gallup World Poll: 2006-2008гг5.


  • Наиболее активными участниками процесса трудовой миграции является трудоспособное население в возрасте до 45 лет. При этом, следует заметить, что в последнее десятилетие численность женщин в миграционном процессе на порядок превышает численность мужчин, 53% мигрантов – женщины. В целом же миграционные процессы вносят заметные изменения в трудовой потенциал республики. Качественный анализ структуры миграционных потоков позволяет зафиксировать следующую тенденцию: за период с 1989 по 1999 годы в миграционном оттоке основной процент составляли люди среднего и старшего возраста с высоким уровнем образования. Основной причиной миграции высококвалифицированных специалистов, являлась их невостребованность на внутреннем рынке. К примеру, численность занятых в промышленности неуклонно сокращалась с 18,2% в 1991 г. до 7,7%, в 2003 г. По данным выборочного исследования проведенного Нацстаткомитетом в 2002 году, почти треть безработных имели высшее или среднее профессиональное образование. За период с 1999 по 2009гг. в общей численности эмигрантов лица в трудоспособном возрасте в среднем составили 73,2%. Резкое увеличение этой категории лиц было отмечено в 2007г. когда их численность в общем потоке эмигрантов составила 85,6%. Однако, нужно подчеркнуть, что ежегодный миграционный отток к общей численности населения Кыргызстана в среднем за 10 лет не превышал 0,6%. Таким образом, сами по себе количественные показатели эмиграции населения не представляют значительных рисков для страны, учитывая избыток трудовых ресурсов в республике и неурегулированность вопросов внутренней политики занятости. Реальные вызовы заложены в следующих аспектах:




  • процесс обезлюживания регионов. Проблема оттока населения с приграничных территорий, в результате чего происходит «сползание» границ.

  • дефицит квалифицированных специалистов, особенно в отдаленных регионах. С одной стороны система образования не воспроизводит кадры необходимые для функционирования экономики, с другой, низкий уровень оплаты труда при росте стоимости жизни побуждает к поиску лучших условий, способных обеспечить приемлемый уровень жизни.

  • массовые миграционные потоки ограничены только двумя направлениями и любые изменения экономической ситуации и в миграционной политике в странах назначения повлекут изменение ситуации в Кыргызстане.

  • развитие социальной и экономической ситуации страны попадает в зависимость от развития процессов трудовой миграции и денежных переводов мигрантов.




График 3.

Таким образом, нужно открыто признать, что внешняя трудовая миграция форматируется в один из сегментов экономики Кыргызской Республики. За счет мигрантов:



  • происходит изменение уровня жизни домохозяйств трудовых мигрантов, которые оказывают экономическую поддержку своим семьям;

  • меняется структура потребления, население улучшает свои жилищные условия. Определенная доля накоплений направляется на образование;

  • часть средств расходуется на развитие малого бизнеса, создаются условия для предпринимательской деятельности;

  • вместе с тем, доходы трудовых мигрантов позволяют им оказывать благотворительную помощь, направленную на развитие локальных территорий (малых Родин), которая выражается в постройке или ремонте социальных объектов (школ, детских садов), открытии малых предприятий (кондитерские, швейные цеха)6.


1.2 Проблемы, с которыми сталкиваются мигранты из Кыргызстана в стране трудовой миграции (здоровье и безопасность)

Трудовая миграция, являясь с одной стороны компонентом глобализации и развития, в то же время представляет серьезный вызов с точки зрения прав человека, принципов социальной справедливости и достойной жизни7. Как отмечают авторы отчета «Защита прав трудящихся-мигрантов в странах ЦВЕ и СНГ и перспективы присоединения к конвенции ООН 1990г.»: «Значительное количество трудящихся-мигрантов оказываются в уязвимом положении в силу того, что легитимное пространство трудовой миграции очень ограничено, а существующий спрос на труд мигрантов не поддерживается адекватными мерами в области миграционного менеджмента. Это приводит к ситуации, когда рабочие места для мигрантов в странах приема есть, а легитимных возможностей занять эти места – нет».



  • Организационно-правовые вопросы

Вопросы легального/нелегального пребывания мигрантов в стране трудовой миграции начинаются в момент решения мигрантом использовать официальные или неофициальные каналы трудоустройства. По данным одного из исследований, трудовые мигранты из Кыргызстана предпочитают использовать личные каналы трудоустройства, обращаясь к помощи родственников или знакомых. (см. Приложение 1) По оценке первого секретаря Посольства КР в РФ А. Асанбаева в России в год регистрируется порядка 550 тысяч граждан Кыргызстана., из них, не менее 450 тысяч работают. При этом разрешение на работу получают порядка 120 тысяч, патенты около 70 тысяч. Таким образом, урегулированный статус имеют 1/3 часть трудящихся-мигрантов. Поскольку подавляющее количество8 трудящихся – мигрантов из Кыргызстана пользуется неофициальными каналами трудоустройства и находится в странах приема на нелегальном положении9, основные проблемы возникают на этапе осуществления регистрации по месту жительства10. Мигранты вынуждены искать различные, как правило, незаконные пути соблюдения условий пребывания на территории Российской Федерации, используя, например, фиктивную регистрацию. Так, в обиход вошло понятие «резиновые дома», в которых могут быть прописаны до 120 человек, граждан КР11. Вместе с тем, следует отметить, что стоимость пакета разрешительных документов на первоначальном этапе пребывания в России не доступна для мигрантов. Так, стоимость услуг посреднических фирм по оформлению уведомления о постановке на миграционный учет мигранта составляет от 800 до 1500 руб., а разрешения на работу на выходе – от 14000 до 20000 руб. в Москве и Московской области12. Как отмечает в своем интервью Чрезвычайный и Полномочный Посл Кыргызской Республики У. Чиналиев стоимость легального комплекта разрешительных документов в Москве (регистрация и получение годового разрешения на работу) за последние годы поднялась в три раза с 5 до 15 тысяч рублей, оформление российского гражданства и получение паспорта до 30 тысяч рублей, постоянная прописка по месту жительства от 25 до 50 тысяч рублей13.

Таким образом, что подтверждают экспертные наблюдения, наиболее часто юридическая помощь трудовым мигрантам требуется на этапе подготовки документов, необходимых для въезда и пребывания на территории РФ, а именно: во время процесса приобретения разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности, постановки на миграционный учет, регистрации по месту жительства, а также в вопросах заключения трудовых договоров с работодателем.

Положение мигрантов с неурегулированным статусом делает их уязвимыми и незащищенными от беззакония со стороны недобросовестных работодателей. Нередко, проблема заключается в том, что приезд в страну назначения сопровождается обманом со стороны преступно действующих работодателей, которые не учитывают установленные квоты и пытаются использовать труд рабочих без оформления трудовых договоров. Это в итоге приводит к серьезным нарушениям фундаментальных прав, вплоть до ограничения свободы передвижения, невыплаты вознаграждения, проживания в плохих условиях, побоев, угроз жизни, унижения и прочее14. Наиболее часты примеры несвоевременной выплаты заработной платы, либо не выплаты изначально оговоренной суммы. Только в 2011г. в пользу трудовых мигрантов из Кыргызстана было взыскано с недобросовестных работодателей 13 млн. рублей15. Вместе с тем, следует отметить, что и со стороны выезжающих кыргызстанцев наблюдаются случаи, когда они не стараются оформить трудовые отношения с работодателем в виде контрактов и соглашений. (см. Приложение 2) Среди факторов, дающих преимущество мигрантам при найме на работу у российских работодателей, немаловажную, а часто ключевую роль играет согласие на неформальную занятость и, по сути, на сверхэксплуатацию и даже на использование элементов принудительного труда16. Подобные ситуации объясняются низким уровнем грамотности выезжающего населения.

Зачастую кыргызстанцы оказываются заложниками работорговли и различных форм трудовой эксплуатации. По данным Международного Конгресса кыргызстанцев и соотечественников «Замандаш» с 2010 по 2012 годы включительно ими была оказана помощь по вызволению наших соотечественников: 28-ми трудовым мигрантам в г. Краснодар, более 50 - ти трудовым мигрантам в г. Пермь, 30 - ти трудовым мигрантам в г. Хабаровск, 9-ти гражданам Кыргызстана в Анголе (см. Приложение 3).

Нелегальное положение мигрантов дает основание работодателям использовать различные формы махинаций и манипулирования с целью извлечения собственной выгоды. Российские исследователи отмечают, что в российском профессиональном сообществе существование принудительного труда воспринимается как реальная ситуация. В последнее время, наблюдается тенденция все большей распространенности особенно циничных форм принуждения к труду, и трудовые мигранты, в первую очередь, нелегальные, представляют основной контингент принуждаемых к труду и подвергающихся различным формам эксплуатации. (Е.В. Тюрюканова. Крайние формы трудовой эксплуатации мигрантов в России: принудительный труд и торговля людьми)

Анализ позиций экспертов, в своей деятельности непосредственно соприкасающихся с трудовыми мигрантами позволяет выделить в качестве одной из значимых проблем, и проблемы, связанные с правоохранительными органами в стране трудовой миграции. Трудовые мигранты, и, как правило, мигранты с неурегулированным статусом становятся жертвами произвола со стороны правоохранительных органов, подвергаясь унижениям, оскорблениям и насилию. Как сообщают правозащитные группы, на сегодняшний день, около 1200 граждан Кыргызстана находятся в местах лишения свободы в России17. В 2011г. усилиями Посольства КР в РФ удалось добиться прекращения 3 уголовных дел из-за отсутствия признаков состава преступлений возбужденных в отношении граждан КР, отменить постановления судебных инстанций о выдворении кыргызстанцев в 14 случаях18.


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал