Бу рк «Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана» Научно-методический отдел «В гармонии с природой»



Скачать 223.42 Kb.
Дата22.10.2016
Размер223.42 Kb.
БУ РК «Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана»

Научно-методический отдел

sam_1790


«В гармонии с природой»

(из опыта работы по экологическому просвещению

Веселовской сельской библиотеки Городовиковского района и

Восходовской сельской библиотеки Октябрьского района)


Элиста, 2014

БУ РК «Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана»

Научно-методический отдел

«В гармонии с природой»

(из опыта работы по экологическому просвещению Веселовской сельской библиотеки Городовиковского района и Восходовской сельской библиотеки Октябрьского района)

Элиста, 2014

Составитель:

Ирчинова Б. А., гл. библиотекарь НМО

Под редакцией

Эрдниевой С. Н., зав. НМО

Редактор:

Аргунова О. Е.

Ответственный за издание:

Уластаева Н. Б.,

директор БУ РК «Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана»



«В гармонии с природой»: из опыта работы по экологическому просвещению Веселовской сельской библиотеки Городовиковского района и Восходовской сельской библиотеки Октябрьского района / Нац. б-ка им. А. М. Амур-Санана, НМО; сост. Б. А. Ирчинова; под ред. С. Н. Эрдниевой; ред. О. Е. Аргунова; отв. за изд. Н. Б. Уластаева. – Элиста, 2014. – 23 с.

Содержание

От составителя 5

«И нам дана на всех одна, планета хрупкая Земля» 9

(из опыта работы Веселовской сельской библиотеки 9

Городовиковского района) 9

«Бросим природе спасательный круг» 16

(из опыта работы Восходовской сельской библиотеки 16

Октябрьского района) 16

Список использованной литературы 23





От составителя

Экологическое просвещение населения – одно из актуальнейших направлений деятельности библиотек. За последние десятилетия в России накоплен огромный опыт в области экологического образования, просвещения и воспитания населения. На сегодняшний день это устоявшаяся система, в которой библиотека выступает и как вспомогательный, информационно-поддерживающий компонент, и как важнейшая самоценная составляющая. Она формируется на основе экологического образования и экологического просвещения, которые, в свою очередь, должны выработать в человеке умение и привычку опираться в своем поведении на экологическую информацию. Следовательно, решение экологических проблем требует развития информационного пространства.

В последнее двадцатилетие сделан важный шаг к решению проблемы доступности экологической информации. В 1998 г. в г. Орхус (Дания) Европейская Экономическая Комиссия ООН приняла Конвенцию «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», более известную как Орхусская конвенция, в которой отражена позиция ООН по данному вопросу. Право граждан на информацию о состоянии окружающей среды закреплено и в Конституции Российской Федерации (ст. 42). Для реализации этого права необходимо, чтобы экологическая информация стала действительно доступной.

В статье 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» записано, что не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии.

В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды провозглашается соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 3) и закрепляется право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11).

Муниципальные библиотеки, в соответствии с положениями ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 71, ст. 74), в целях формирования экологической культуры общества, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды осуществляют информационное обеспечение экологического просвещения населения посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, в том числе путем информирования населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательства в области экологической безопасности. В данном Федеральном законе за библиотеками были официально закреплены те функции, которые они уже начали выполнять задолго до этого.

Библиотекари были одними из первых, кто осознал актуальность экологических проблем, необходимость своего участия в природоохранной работе и активно в нее включились. Работа с соответствующей литературой началась еще в 1970–1980-е годы. Экологическое направление деятельности возникло не на пустом месте. В краеведении, издавна составляющем органичную часть работы библиотек, среди других тем уделялось внимание природе родного края и сохранению окружающей среды. Постепенно осваивая практику работы с книгой и читателем в области экологических проблем, каждая библиотека самостоятельно определяла для себя круг деятельности. Работа в этом направлении велась последовательно, принимая со временем систематический и комплексный характер.

Главные усилия были направлены на пополнение библиотечных фондов, активизацию взаимодействия с экологическими организациями, информационными учреждениями, изучение и обобщение опыта работы других библиотек.

Фундамент для массового вовлечения библиотекарей в экологическую проблематику, методического обеспечения этой деятельности был заложен Российской государственной юношеской библиотекой (РГЮБ), выступившей с инициативой разработки эффективных методов популяризации экологических знаний и формирования у населения экологической культуры.

В 1981 г. в РГЮБ (тогда ГРЮБ) был создан отдел экологической культуры (руководитель – Ольга Владимировна Покровская), взявший на себя функции информационно-библиографического центра в области экологического просвещения для библиотек. «Благодаря организующей и консультативной роли РГЮБ, все большее количество библиотек подключалось к раскрытию экологических проблем, совершенствовали качественные стороны своей деятельности, охватывали читателей и жителей из различных социальных и возрастных групп населения».

С 1995 г. раз в два года стали проводиться Всероссийские смотры-конкурсы работы библиотек по экологическому просвещению населения, организованные Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, а также Министерством природных ресурсов РФ, Министерством образования и науки РФ. Отдел экологической культуры осуществлял и осуществляет сегодня методическое руководство смотром-конкурсом, анализирует и обобщает полученные материалы, выпускает методические пособия и сборники по их итогам. В первых трех смотрах-конкурсах приняли участие около 50 тыс. библиотек из 78 субъектов Российской Федерации, в дальнейшем их количество увеличилось.

Среди победителей смотров-конкурсов – как областные научные, так и сельские библиотеки. Некоторые из них постоянно занимают призовые места: Брянская ОУНБ им. Ф. И. Тютчева; Вологодская ОУНБ им. И. В. Бабушкина; Тверской областной центр детского и семейного чтения им. А. С. Пушкина.

Большую роль в экологическом просвещении населения играют муниципальные библиотеки Калмыкии. Они осуществляют информационное обеспечение населения посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, проводят мероприятия, посвященные экологическим проблемам и природоохранной деятельности.

Инновационным подходом, интересными формами работы отличаются Веселовская сельская библиотека Городовиковского района и Восходовская сельская библиотека Октябрьского района Республики Калмыкия.

Опыт работы этих двух сельских библиотек обобщаем в данном методическом пособии. Пособие рекомендуем для библиотекарей в работе по экологическому просвещению населения.

«И нам дана на всех одна, планета хрупкая Земля»

(из опыта работы Веселовской сельской библиотеки

Городовиковского района)


История любой библиотеки примечательна тем, что в ней тесно переплетаются история страны и судьбы тех, кто в ней работал. Не исключением стала и Веселовская сельская библиотека, которая ведет свою летопись от избы-читальни, открытой в 30-е годы прошлого столетия. Располагалась она, по рассказам старожилов в сельском клубе. Книг было мало, в основном художественная литература. Первым библиотекарем был Глазков Петр Сергеевич, совмещавший работу киномеханика и библиотекаря.

В свое время в библиотеке работали:


  • 1950 г. – Василенко Иван Петрович;

  • 1951 г. – Бабенко Нина Петровна, которая к работе библиотекаря отнеслась профессионально. Впервые был упорядочен книжный фонд, утвержден план работы библиотеки;

  • 1952 г. – Игошин Михаил Васильевич.

В течение многих лет (с 1961 по 1971 годы) библиотекарем работала Вера Дмитриевна Мисюра. Человек строгих правил, принципиальный, волевой, участник Великой Отечественной войны. В это время на селе был открыт Дом культуры (1961 г.) и библиотека заняла большую и светлую комнату. Библиотеку посещали колхозники, педагоги, учащиеся сельской школы. Вера Дмитриевна была активным пропагандистом книги. Проводила читательские суды, устные журналы, беседы, выезжала на полевые станы в период сева и уборки урожая. Односельчане всегда теплым словом вспоминают Веру Дмитриевну, как активного пропагандиста книги.

Уходя на заслуженный отдых, В. Д. Мисюра передала библиотеку в хорошие руки – Надежде Андреевне Мельник, проработавшей с 1972 по 1976 годы. Эти годы знаменательны тем, что началось заметное пополнение книжного фонда как художественной, так и отраслевой литературой, увеличилось число читателей и посещений, активизировалась массовая работа. Началось внедрение нового передового опыта в библиотечное обслуживание.

В августе 1977 года в Веселовскую сельскую библиотеку пришла работать Екатерина Константиновна Денисенко. И вот уже 37 лет не расстается со своей любимой работой.

На сегодняшний день библиотека обслуживает население, проживающее на территории администрации Дружненского сельского муниципального образования. Библиотекарь дифференцированно подходит к каждой группе читателей, старается привлечь к систематическому чтению как можно больше читателей разных групп населения.

Денисенко Евгения Константиновна 37 лет (весь свой трудовой стаж) посвятила работе в библиотеке. Она занимается формированием и учетом книжного фонда, облуживанием читателей, проведением мероприятий, посвященных сохранению, приумножению, популяризации культурного и исторического наследия края, нравственному и эстетическому воспитанию, утверждению здорового образа жизни. В течение многих лет ведущими темами в работе библиотеки являются краеведение и экологическое просвещение.

Евгения Константиновна принимает активное участие в районных и республиканских конкурсах: занимает первое место в районном конкурсе, посвящённому Году сайгака в 2010 году, второе место в районном конкурсе исследовательских работ библиотек «Калмыки на защите Отечества» в 2012 году, получила премию Главы Республики Калмыкия лучшим работникам муниципальных учреждений культуры в номинации: «Креативность – залог успеха» за проект «Экологический клуб «Светлый парус» в 2008 году, удостоена высокого звания «Заслуженный работник культуры РК» (2014 г.).

2013 год был объявлен указом Президента РФ В. В. Путина Годом охраны окружающей среды в России и указом Главы Республики Калмыкия А. М. Орлова Годом безопасности и жизнедеятельности населения в Калмыкии.

В Веселовской сельской библиотеке работа по экологическому просвещению населения началась задолго до объявления Года охраны окружающей среды в России. Экологическое просвещение является основой деятельности сельской библиотеки, которая носит не эпизодический характер, а ведется постоянно и планомерно на протяжении многих лет.

Одним из важнейших условий успешной деятельности библиотеки в природоохранной сфере – продуманное комплектование фонда экологической литературой. В настоящее время ее численность составляет 262 экземпляра (2,9 % от всего книжного фонда). Особым читательским спросом пользуются журналы: «Свирель», «Муравейник», «В мире животных», «Экологическая газета», экологическая газета прошлых лет «46 & 45».

В 2006 году в сельской библиотеке был создан экологический клуб «Светлый парус», который начал работать по программе «И нам дана на всех одна, планета хрупкая Земля».

О целенаправленной экологической работе свидетельствует оформление интерьера сельской библиотеки: создание множества «зеленых уголков» из комнатных цветов, создающих атмосферу уюта, экологического уголка, в котором выделена литература о животном и растительном мире по темам: «Завещано беречь нам этот мир», «Руси благословенная природа», картотеки: «Экодаты», «И все они – создания природы», «Экология и общество», «Экология. Книга. Ты», информационно-библиографические пособия: рекомендательные списки литературы, памятки и дайджесты: «Ученые и поэты об экологии и жизни», «В царстве пернатых», «Слово о воде», «Ужасно интересно, все то, что неизвестно», «Я с книгой открываю мир природы» и др., папки–копилки: «Пустыне – заслон», «Мир животных», «Почвы под охрану», «Сайгаки», «Мир цветов прекрасный и таинственный», «Твои пернатые друзья», «Голубое ожерелье планеты», «Заповедные места Калмыкии» и др.

В рамках программы экологического клуба «Светлый парус» были проведены: практические акции: «Живи родник» (очищение прудов от мусора и хлама), «Колодец» (охрана и благоустройство родников), очищение улиц села, подкормка птиц зимой, изготовление птичьих домиков, выявление загрязненных участков на территории поселения, озеленение территории школы и Мемориала погибшим воинам, рейды по селу для выявления экологически горячих точек. Кроме этого, проводились научно-исследовательские работы по изучению качества питьевой воды, фауны и флоры родного края.

В работе клуба используются различные формы работы:

– групповые теоретические и практические занятия в структурированной обстановке и на природе;

– индивидуальные занятия: подготовка докладов, рефератов, сообщений, исследовательская деятельность;

– массовые мероприятия экологической направленности: экологические праздники, экскурсии, экспедиции, встречи с интересными людьми, викторины, игры и др.

Мероприятия библиотекарь сопровождает электронными презентациями, включающими фотографии, видеофильмы, аудиоматериалы. Все эти новшества находят положительный отклик у читателей.

Эффективность работы членов клуба проявляется в том, что совершая рейды и видя неблагополучную экологическую ситуацию, они стремятся разрешить проблему с привлечением жителей, администрации сельского муниципального образования.

В течение шести лет сельская библиотека реализовала поставленные задачи в проекте и приобрела опыт работы по экологическому просвещению, результатом которого стало участие жителей села, в т. ч. детей и подростков в природоохранной деятельности.

В рамках проекта были реализованы эколого-исследовательские подпроекты: «Зимующие птицы» (2011 г.), «Деревьями украсим свою землю» (2011 г.), «Антиреклама продуктов питания» (2012 г.), «Вода в моём селе» (2012 г.).

Экологическое просвещение приобретает все более массовый характер. Мероприятия, организуемые Веселовской сельской библиотекой по продвижению экологических знаний, все чаще становятся совместными и более широкомасштабными. Библиотека работает в тесном контакте с администрацией Дружненского СМО РК, МКОУ «Веселовская СОШ», Управлением образования и культуры ГРМО РК, филиалом музея им. Пальмова, районным архивом, библиотеками района. Поэтому в организации и проведении мероприятий по охране окружающей среды принимают участие школьники, педагоги, медики, администрация сельского муниципального образования, фермеры, ООО «Лексус Н». На протяжении ряда лет библиотека на основе договора о совместной деятельности сотрудничает с органом ученического самоуправления «Ровесник» МКОУ «Веселовская средняя общеобразовательная школа», что позволяет проводить мероприятия более интересно и разнообразно.

Село Веселое расположено в живописнейшем месте. Есть красивейшие, наполненные рыбой пруды, лиманные земли с цветущими весной тюльпанами, ковыльные поляны, лесопосадки, много фруктовых деревьев. Жители гордятся своим селом, его природой, историей (90 лет со дня основания), стремятся, чтобы село процветало и развивалось. Именно здесь есть небольшой краеведческий музей, работающий в тесном контакте с библиотекой. Оба эти учреждения находятся в одном здании.

Работа по экологическому просвещению населения тесно связана с краеведением. Особое место в работе библиотеки по воспитанию экологической культуры занимают проблемы экологии нашей республики, района и села. С этой целью оформляются тематические папки и альбомы «Природа и человек: сайгаки», «Семь чудес Калмыкии», «Тюльпанов дивные огни». Проводятся мероприятия в форме экскурсии по заповедным местам Калмыкии «Сокровища калмыцкой природы», экологические акции «Чистый четверг», распространение листовок с призывом бережного отношения к природе: не жечь костры, соблюдать чистоту и порядок прилежащих к домам участков, рассчитанные не только на детей, но и их родителей. Традиционными в библиотеке стали такие заседания клуба как: День тюльпана, День Земли, День птиц. В 2013 году состоялся творческий конкурс «Видеть, слушать, чувствовать природу», в рамках которого ребята 1–9 классов представили свои творческие работы: сказки, рассказы собственного сочинения, рисунки, фотографии.

Сегодня в рамках экологического клуба проводятся практически все мероприятия экологической тематики, например: субботники по наведению порядка и чистоты в селе (ежегодно), путешествия по окрестностям села «Путешествие по экологической тропе» (2012 г.), экологические акции «Сохраним природу вместе» (2009 г.), «Мой голос в защиту природы» (2013 г.), «Встречай с любовью птичьи стаи» (2014 г.). При проведении мероприятий использовались книги писателей-натуралистов: Бианки, Сладкова, Паустовского, Пришвина, поэтов Калмыкии: Кугультинова, Кукареки, Куриловой, Сокиркина и др. В процессе этой работы происходит воспитание у детей и подростков нравственных принципов, активной жизненной позиции в области природопользования и охраны окружающей среды, воспитывается бережное отношение к природе, развивается экологическое мышление.

Свой опыт библиотека будет продолжать и в дальнейшей экологической работе. В плане работы библиотекаря реализация множества идей и задач на благо развития и благоустройства села. Так, к 70-летию Победы над фашистской Германией, разрабатывается проект «Аллея героев», в рамках которого планируется посадить на аллее деревья по количеству участников Великой Отечественной войны села.

В заключение следует отметить, что проблемы экологии будут актуальны еще многие годы. Поэтому, такой же актуальной будет и деятельность Веселовской сельской библиотеки по экологическому просвещению. Библиотекой внесен практический вклад в развитие экологического просвещения и создание системы непрерывного экологического образования населения села. Конечным результатом такой работы явилось оздоровление окружающей среды, возрождение народных традиций рационального природопользования.



«Бросим природе спасательный круг»

(из опыта работы Восходовской сельской библиотеки

Октябрьского района)



c:\users\user\downloads\картинки\88423192_large_395462.jpg
Пусть будет в человеке все прекрасно:

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!
Восходовская сельская библиотека впервые открыла свои двери в 1968 году. Она располагалась в трех комнатах двухквартирного жилого дома, в котором находились также восьмилетняя школа и столовая совхоза.

Первым библиотекарем была Лунева Александра Анатольевна, (она не имела специального образования). Из фонда библиотеки п. Шарлджин в библиотеку были переданы 1,5 тысячи книг и брошюр. В дальнейшем на территории Восходовского сельского совета функционировали две библиотеки, в самом поселке и в п. Шарлджин, располагавшемся в 4 км от центральной усадьбы. Фонд понемногу пополнялся. Книги шли из республиканского библиотечного коллектора, приобретались в книжных магазинах.

Поселок быстро рос, все новые и новые переселенцы со всех концов страны приезжали жить и работать в первый рисоводческий совхоз, увеличивалось число читателей.

В 1971 году был построен клуб на 100 зрительских мест, в котором разместилась контора. В 1972 году была сделана пристройка к клубу, куда в 1973 году переехала библиотека. В этот год в библиотеку пришла работать Цой Лидия Николаевна.

В 1976 году в библиотеку после окончания Волгоградского культпросвет училища пришла на работу Аристеева Вера Нимяевна, ранее работавшая в Шарлджинской библиотеке.

Вера Нимяевна проработала в библиотеке до апреля 1990 года. В этом году она была выбрана заместителем председателя сельского совета и ушла на выборную должность.

С апреля 1990 г. в библиотеку приходит работать Акимова Анна Ивановна, по образованию библиотекарь, закончила Калмыцкое культпросветучилище, библиотечное отделение. В 2003 году в Восходовской библиотеке начал работу клуб любителей природы «ЛОТОС».

С января 2006 года библиотека перешла в ведение Восходовского сельского муниципального образования. В сфере обслуживания библиотеки: рабочие, служащие ГУП «Восток», сельская молодежь, учащиеся Восходовской средней школы, пенсионеры.

В 2005 году Восходовская сельская библиотека приняла участие в республиканском смотре-конкурсе «Слава тебе, победитель-солдат!», посвященном 60-летию Великой Победы, стала призером в республиканском профессиональном конкурсе «Библиотекарь 2005 года» в номинации «Библиотекарь – новатор».

С июля 2012 года по сегодняшний день в библиотеке работает Жаркова Любовь Алексеевна. В 1987 году она окончила Волгоградское училище культуры по специальности «библиотечное дело».

Она принимает активное участие в культурной жизни поселка, является членом вокальной группы при СДК. В библиотеке работают: кружок вязания «Волшебный клубок», экологический клуб «Лотос». Любовь Алексеевна проводит различные мероприятия: тематические вечера, беседы, лекции, встречи со старожилами поселка. Использование компьютера позволяет Любови Алексеевне выпускать красочные буклеты, закладки, листовки для рекламы мероприятий, продвижения книжного фонда библиотеки.

В 2014 году библиотекарь приняла участие в республиканском конкурсе на Премию Главы Республики Калмыкия лучшим работникам муниципальных учреждений культуры в номинации: «Креативность – залог успеха» с проектом «История моего поселка – история моей страны». Поводом для участия в конкурсе послужила юбилейная дата – 50-летие образования п. Восход. В рамках проекта планируется и проводится работа по сбору, изучению материалов по истории, культуре, о народных традициях и обычаях, руководителях и жителях родного поселка.

К 70-летию депортации калмыцкого народа библиотекарь Восходовской библиотеки вместе с учителем калмыцкого языка и литературы выпустила Книгу памяти, посвященную репрессированным жителям поселка.

Клубная работа является одной из главных составляющих деятельности Восходовской сельской библиотеки по экологическому просвещению. При библиотеке работает экологический клуб «Лотос», членами которого являются двадцать активных и любознательных читателей младших и средних классов. Дети – самая благодарная аудитория, откликающаяся на призыв помочь природе. Экологический клуб «Лотос» был открыт в 2002 году и назывался он тогда «Сайгачонок». Руководителем и создателем клуба была библиотекарь Акимова А. И. Позднее в 2008 году клуб переименовался в «Лотос».

Девиз клуба: «Войдем в природу другом»:

Л – Любовь

О – Ответственность

Т – Труд

О – Окружающей

С – Среде.

Цель клуба: активная пропаганда естественнонаучной литературы не только среди читателей библиотеки, но и населения поселка, привлечение их к природоохранной деятельности.

Задачи клуба:

– улучшение организации досуга, поиск и внедрение новых и интересных форм работы;

– воспитание эстетического отношения к природе и человеку;

– сохранение традиций калмыцкого народа, любовное и бережное отношение к родной степи;

– развитие взаимосвязи природы и человека.

У клуба есть гимн, слова которого придумала Акимова А. И. (мотив песенки «Где то на белом свете»):



1 куплет:

Здесь на планете нашей

Страна Экология есть,

Звери, птицы и люди

Счастливы очень здесь.

Пусть проплывут столетья,

Пусть пролетят года

В наших делах мы верим,

Любовь будет жить всегда!

Припев:

Ла, ла, ла

Любовь будет жить всегда!

2 куплет:

Люди всех рас и народов

Рады приветствовать вас.

Хотим, чтоб огонь познанья

В наших сердцах не гас,

Природа чтоб нашим другом

Была на все времена.

И к целям заветным звали

Гринпис паруса!

Припев:

Ла, ла, ла

Гринпис паруса!

Программа клуба включает в себя разнообразные формы работы: книжные выставки, познавательные встречи, игры, конкурсы, путешествия по родному краю, экологический КВН и др., цель которых – приобщение читателей к миру природы, к пониманию ее ценности в жизни каждого человека, воспитание бережного отношения к природе.

Особым вниманием у ребят пользуются мастер-классы, творческие мастерские, театрализованные представления, в которых они принимают непосредственное участие, создавая поделки, рисунки на тему природы, видеоматериалы и слайд-шоу. В результате у них формируются экологические знания, умения и навыки, обогащается жизненный опыт примерами позитивного восприятия с окружающей средой. Например, на практическом занятии «Отходам – вторую жизнь», которое прошло под девизом «Сделаем планету чище», участники клуба из бытовых остатков мастерили поделки и сувениры, подчеркивая важность проблемы переработки и утилизации отходов.

Решать экологические проблемы библиотека стремится учить подростков и детей на практике. Так, были организованы: весенние субботники по очистке поселка от мусора, экологический конкурс «Мой двор самый красивый» на лучшее оформление домашнего цветника и др.

Одними из популярных форм воспитания экологической культуры у детей и подростков в Восходовской сельской библиотеке являются игровые мероприятия: экологические игры, викторины, турниры, конкурсы, игры-путешествия. Это – конкурс «Труд и поведение человека в окружающей среде», конкурс рисунка «Мягкие лапки», «С праздником вас, птицы!», «Люби все живое», викторина-игра «Бой цветов», интерактивная игра-викторина «Кто грустит под Новый год?» и др.

В сельской библиотеке очень популярны экологические экскурсии – посещения родников, лесопосадок, степи, которые сопровождаются чтением стихов, беседами о красоте родного края, бережном отношении к природе. Практикуются заочные экологические экскурсии по памятным местам, заповедникам и национальным паркам: экологическое путешествие «В страну осени», путешествие по родному краю «Чудесный остров Маныч-Гудило» и другие.

Экологические мероприятия, проводимые библиотекой, неразрывно связаны с краеведением. Знания, полученные на местном материале и практике, лучше усваиваются и формируют бережное отношение к родной природе. Ребята с интересом изучают природу родного края. Экологический абордаж-презентация «Люби и охраняй природы храм» проходил в форме игры. Ребята были разделены на 2 команды и к ним на воображаемую полянку прилетали телеграммы от сороки об истреблении птиц, от Бабы-Яги о засорении окружающей среды, от осетра о загрязнении вод, от лисы об уничтожении животных. Дети отвечали на вопросы о флоре и фауне Калмыкии, участвовали в игре «Третий лишний», познакомились с заповедником Маныч-Гудило, посмотрев фильм «Чудесный остров». Командам были вручены грамоты «Юных экологов».

Особое внимание в библиотеке уделяется раскрытию книжного фонда, периодических изданий экологической направленности. В библиотеке оформлены: книжная выставка «Друзья нашего дома», которая помогает ухаживать за домашними питомцами, выставки-информации: «Вода для жизни!», «Экология родного края», «О степь, ты прочих краев милей» и др.

При проведении мероприятий библиотека использует компьютерные технологии, ресурсы Интернет для разработки электронных презентаций. Так, в клубе «Лотос» для учащихся старших классов была проведена презентация, представившая Красную и Черную книги животных. Программу вечера «Воспитатель нравственности», посвященную 120-летию со дня рождения писателя В. Бианки, разнообразила одноименная электронная выставка-кроссворд. По просьбе читателей библиотека подготовила экологический познавательный интернет-журнал «Как ухаживать за домашним питомцем – кошкой», познакомивший их с различными породами кошек, 15 правилами ухода за ними.

На экологической конференции–презентации «Праздники природы» ребята познакомились с экологическими праздниками природы. А итогом этой познавательной конференции стал выпущенный библиотекой экологический ежедневник «Праздники природы», объемом 100 страниц.

Практика показывает, что в тех библиотеках, которые строят свою работу на основе целевого планирования через разработку проектов и программ по экологическому просвещению населения, наблюдается систематичность и целенаправленность в ее проведении. Членами клуба «Лотос» осуществляется проект «Растем с природой, учимся у природы», по которому планируется цикл познавательных, конкурсных мероприятий, практических занятий (изготовление поделок: закладок-зверушек, новогодних шаров, цветочных горшков из отслуживших вещей и материалов).

Экологическая работа Восходовской сельской библиотеки показывает как в условиях библиотеки через книгу, через чтение можно привить чувство любви к родному краю, его природе, навыки в природоохранной работе, воспитать чувство ответственности за судьбу окружающей среды.




Список использованной литературы





  1. Бойко, Л. Выйди из дома и помоги природе! / Л. Бойко // Библиополе. – 2013. – № 10. – С. 45–49.

  2. Бычкова, Е. Ф. О принципах экологического дизайна в организации современного библиотечного пространства / Е. Ф. Бычкова // Библиотековедение. – 2013. – № 2. – С. 118–121.

  3. Бычкова, Е. Ф. Пути совершенствования работы библиотек с экологической информацией / Е. Ф. Бычкова // Библиотековедение. – 2008. – № 2 – С. 37–40.

  4. Егорова, Н. А. Развитие эколого-просветительской деятельности библиотек: состояние и перспективы / Н. А. Егорова // Библиотековедение. – 2008. – № 4. – С. 37–40.

  5. Колгина, М. В. «Экология»: возможности библиотеки в организации эко-творческой деятельности подрастающего поколения / М. В. Колгина // Новая б-ка. –2009. – № 9 (105). – С. 33–34.

  6. Косенко, В. Сохраним все живое / В. Косенко // Библиополе. – 2008. – № 5. – С. 59–60.

  7. Суровова, В. Формируем экологическую культуру / В. Суровова // Библиотека. – 2006. – № 3. – С. 6.

  8. Тагинцева, О. Как жить в согласии с природой / О. Тагинцева // Библиополе. – 2008. – № 5. – С. 56–58.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал