Будажапов сергей Пурбуевич



страница1/2
Дата27.10.2016
Размер0.55 Mb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2


На правах рукописи


БУДАЖАПОВ Сергей Пурбуевич

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В НАЦИОНАЛЬНЫХ СУБЪЕКТАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 80-х – 90-е ГОДЫ ХХ ВЕКА



(на материалах Республики Бурятия)

Специальность 07.00.02 – Отечественная история


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук




Научный консультант:
доктор философских наук,
проф. Р.Г. Абдулатипов

Улан-Удэ, 2008.

Работа выполнена в Отделе истории, этнологии и социологии

Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор


Митупов Константин Батомункич

доктор исторических наук, профессор



Цыкунов Григорий Александрович
доктор исторических наук, профессор

Жабаева Лариса Будаевна

Ведущая организация Иркутский государственный



университет

Защита состоится «20 » марта 2008 г. в 10-00 ч. на заседании диссертационного Совета Д 003.027.01 при Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (670047, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6)

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Бурятского научного центра СО РАН

Автореферат разослан « » февраля 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат исторических наук, с.н.с. Д.С.Жамсуева



Актуальность проблемы. Проблема национально-государственного строительства является одной из самых важных в истории XIX-XX столетий для любого государства. Для России, как государства многонационального и поликонфессионального, эта проблема приобретает еще большую значимость. В декабре 1991 года Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Союза ССР вступила на путь самостоятельного развития. Падение союзного центра потребовало от российского руководства срочно определить цели внешней и внутренней политики России, отношение к наследию Союза, решить принципиальные вопросы социально-экономического и политического выбора, а также государственного устройства. После августовских событий 1991 г., по существу, рухнула и советская система. Россия сократилась в своих геополитических параметрах, она оказалась в принципиально новом окружении. Во времени совпали две важнейшие задачи: становление новой российской государственности и социальное и духовное возрождение России.

В новых условиях перед Российской Федерацией открылись различные варианты развития. Однако при всем их многообразии основное направление было очевидно: оно определялось общемировым движением к постиндустриальному обществу, что на практике означало коренное технологическое переоснащение экономики с одновременной перестройкой ее структур, переориентация хозяйства на наукоемкие отрасли, демилитаризация жизни страны. Сопровождающее эти тенденции стремление к мировой глобализации явственно определили еще один вектор развития страны – ее отношение к прежнему национально-государственному устройству. С одной стороны достаточно ясной оставалась перспектива национально-государственной политики, с другой – сохранилась инерция центробежных процессов, которая могла стать губительной для страны. Это положение осложнялось нарастающей угрозой распада самой России, созданной. в свое время, на тех же принципах, что и Союз ССР.

Республика Бурятия одной из первых заявила о своем суверенитете. 8 октября 1990 года был провозглашен государственный суверенитет республики. Следует отметить, что Республика Бурятия, как и другие национальные субъекты, в деле законотворчества несколько опережали аналогичные процессы, происходившие в центре. Поэтому во второй половине 90-х годов, одновременно с укреплением национального согласия и поступательного движения в деле национально-государственного строительства, продолжался процесс, направленный на приведение Конституции республики и ряда нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

В этой связи, не смотря на сравнительно короткую историю, несомненную актуальность представляет опыт государственного строительства в национальном субъекте Федерации, каковым является Республика Бурятия на современном этапе. Кроме того, во многом перспективы развития национальной государственности, как субъекта России. определяет геополитическое положение республики. Это также является важным фактором, позволяющим обосновать актуальность избранной темы исследования.



Степень изученности проблемы. Одной из важнейших проблем современной отечественной историографии национально-государственного строительства является вопрос об основных этапах изучения истории современного государственного строительства, который тесно связан с общей периодизацией новой российской государственности и субъектов Российской Федерации. Это обусловлено, прежде всего, появлением упрощенной схемы географического размежевания сторонников и противников современных преобразований. Суть схемы выражается в том, что все преобразования связаны с центром, а провинция, тем более такая далекая как Республика Бурятия, к событиям в России относится либо индифферентно, либо враждебно. Эта схема противоречит самому ходу развития демократических преобразований, становления новой России, ибо даже в самой отдаленной провинции осуществляются те же самые процессы, что и в центре. Более того, с учетом геополитических, этнических и конфессиональных особенностей эти процессы могут приобретать совершенно неожиданный, и даже опережающий центр характер.

Первый этап – вторая половина 80-х годов – определяется нами как период распада советской системы и начала становления российского федерализма. Развитие республики в этот период определялось общими направлениями экономической политики страны, когда партийное руководство СССР предприняло попытку реформирования экономики “сверху” на основе “обновления”, “ускорения”, и “гласности”. Начатый при этом демонтаж государственной системы, основой которого являлась партия, привел к разрушению управленческой вертикали и самой государственной власти. Это в свою очередь привело к дестабилизации политической обстановки, сползанию страны в экономический, а затем и в глубокий системный кризис. Все это в полной мере коснулось и Бурятии.

Второй этап - март 1990 - 12 июня 1991 года - датируется временем созыва внеочередного съезда народных депутатов СССР, который отменил шестую статью Конституции СССР, законодательно закреплявшую монополию КПСС на власть в стране. На этом же съезде М.С. Горбачев был избран первым Президентом СССР. 12 июня 1991 г. начинается новый этап развития российской государственности, когда на первом туре президентских выборов в РСФСР победил Б.Н. Ельцин и завершается второй этап национально-государственного строительства в обновленной России. Этот период отмечен также принятием 12 июня 1990 г. на съезде народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Интересно, что наука намного опережала политические процессы. Уже в конце 70-х - первой половине 80-х годов публикуются исследования по истории правовых и политических учений, социологии политических отношений, изучается зарубежная внешнеполитическая мысль.

Для рассматриваемого этапа характерно появление первых учебников и учебных пособий по политологии, где определенное внимание уделено проблеме президентской власти, политической культуры, демократии и ее историческим формам, правовой институционализации политических партий, рассматривается опыт национальной государственности. Кроме того, отечественная историография начинает пополняться публикациями известных историков, написанных в жанре публицистики, где рассматриваются принципы сохранения, действенности, легитимности, коллегиальности и толерантности власти. Одновременно с этим публикуется целый ряд литературных эссе, посвященных проблемам национального самоопределения Бурятии, истории бурятского народа, деятельности лидеров национального движения в Бурятии в начале ХХ века. Однако, этот этап следует рассматривать и как начало кризиса в изучении рассматриваемой проблемы и всей исторической науки. Причем, это обуславливалось не столько отсутствием достаточного опыта в изучении истории национально-государственного строительства, сколько всеобщим кризисом всех сторон жизни общества. Это привело в конце 80-х годов к такому положению в исторической науке, которое Г. Бордюгов, В. Козлов, В Логинов назвали “новым публицистическим раем”. По справедливому мнению С. Кригера такое положение могло появиться только “на фоне кризиса общественных наук и социальных институтов”. Поэтому все шире распространялся, по справедливому мнению Л.М. Горюшкина “воинствующий исторический дилетантизм”, который стал заполнять образовавшийся идейный вакуум, подменяя серьезные научные наработки умозаключениями, основанными на эмоциях.

Третий этап - 12 июня 1991 - 8 декабря 1991 года - завершающим событием этого этапа стало подписание 8 декабря 1991 г. Беловежского соглашения об образовании содружества Независимых Государств. Этому соглашению предшествовал неудавшийся путч 19-21 августа 1991 г. В этом же году Бурятия стала суверенным государством в составе России. На этом этапе резко уменьшилось число историографических работ, снизилось число публикаций по всем направлениям исторических знаний, перестали существовать организационные центры по исторической науке, был снят с повестки вопрос о координации и планировании исторических знаний, что в наибольшей степени отразилось на новых направлениях, каковым в частности является современная история национально-государственного строительства.

Четвертый этап - декабрь 1991 - середина 1994 года. В течение этого времени произошел “черный октябрь”, выборы Федерального собрания, была принята новая Конституции России, Конституция Бурятии и состоялись выборы первого Президента Республики Бурятия. Этот этап можно с полной уверенностью характеризовать как начало формирования новой российской историографии, в том числе и по проблеме национально-государственного строительства. В эти годы особое внимание уделяется проблемам национальной государственной политики. Все отчетливее выделяются наиболее значимые темы и сюжеты. Среди них: был ли объективно обусловлен крах СССР или его можно было сохранить? Каковы политические, экономические, социальные, этнические, идеологические корни проявляющегося в разных формах обострения межнациональных отношений? Каким должен быть оптимальный вариант административно - территориального устройства страны, отношения центра и регионов России, которое могло бы обеспечить эффективное управление и гармонизацию интересов отдельных народов и территорий? Эти вопросы позволяют обратиться к истокам, требуют восстановления во всей полноте, на обновленной источниковой базе, конкретно-исторической картины прошлого для получения объективного представления об историческом процессе формирования национальной государственности. Особое место занимают публикации о позиции и роли ключевых политических фигур в определении баланса прав и интересов центра и национальных образований, отдельных народов в период становления и развития советской государственности. “Исторический опыт и современная политическая практика подтверждают, - считает Д.А. Аманжолова, - что личные психологические и нравственные качества, уровень образования и культуры политических деятелей, их взаимоотношения оказывают ощутимое и порой неожиданное воздействие на судьбы народов страны и объясняют некоторые коллизии исторического процесса”. Этот постулат представляется нам чрезвычайно важным для изучения проблемы национально-государственного строительства в Бурятии. В силу особенностей политического и экономического развития России в советский и постсоветский период, в условиях кризисных явлений политического, экономического и социального характера правосознание федеральных властей и властей субъектов Федерации не совпадает по целому ряду позиций с ценностями, установленными в Конституции Российской Федерации. Узловые вопросы, вокруг которых возникают разногласия, связаны с разным осмыслением содержания конституционных принципов федерализма, с различным пониманием степени самостоятельности субъектов Федерации, принципов, форм и процедур разделения и реализации государственной власти по вертикали и конституционной ответственности за её осуществление.

Кроме того, на этом этапе публикуются монографические сочинения, посвященные реконструкции прошлого как бурятского, так и других этносов, формам их национальной государственности, ее истории и развитию, что позволяет рассмотреть эти процессы как составные элементы одной важной и сложной проблемы - государственного устройства Республики Бурятия на основе полиэтнического сообщества. Эта проблема не новая, но сегодня она наполняется новым содержанием. Особое направление этого этапа связано с определением правовых норм и статуса “репрессированный народ”. Все это позволило осмыслить, внести существенные коррективы, наполнить новым содержанием и изменить предшествующие толкования по истории Бурятии ХХ века.

Пятый этап - середина 1994 - середина 1998 года - завершается новыми выборами Президента Республики Бурятия – субъекта Российской Федерации. Под Федерацией обычно понимают сложное (союзное) государство, которое обеспечивает равноправие субъектов федерации и, прежде всего в отношениях с федеральной властью, а также верховенство федеральной конституции и федерального права, с предоставлением каждому гражданину федерации на территории субъекта федерации тех же прав, которые имеют проживающие здесь граждане.

В классическом понимании федерация как форма государственно-территориального устройства единого государства отличается от унитарного государства в той мере, в какой составные части унитарного государства лишены суверенитета как важного отличительного критерия, а также предполагает наличие государственности на двух уровнях. Федерации в своем большинстве имеют республиканскую форму правления. При этом являются целостными, суверенными, демократическими государствами.

Федеративное государство (федерация) представляет собой одну из форм государственного устройства. Федерализм основан на принципе территориальной организации государства в форме федерации, как форма государственности, как одна из основ государственного устройства. Федерализм призван выполнить две важнейшие функции: децентрализовать власть посредством её разделения по вертикали и интегрировать территориальные (порой разнородные) сообщества.

Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центром и местными органами. В то же время положение федерации и субъектов в каждом отдельном случае имеет свои особенности. Анализ таких особенностей дал основание ученым - государствоведам выделить различные концепции модели федерализма. Среди них: первая - концепция координированного федерализма (в основе – идея разделения полномочий между федерацией и её субъектами таким образом, что оба уровня рассматриваются как независимые друг от друга и обладающие в принципе неодинаковым статусом в пределах конституционной компетенции); вторая - концепция кооперативного федерализма (в основе – взаимодействие, взаимозависимость федерации и субъектов при осуществлении ими своих конституционных полномочий). В странах, где традиционно сильна политическая самостоятельность регионов либо имеют место сепаратистские тенденции, преобладают договорная концепция федерализма, концепция дуалистического федерализма, концепция особого статуса отдельных частей государства. Что касается о классификации моделей федерализма, то мнения ученых расходятся. Например, называются такие, как централизованные и относительно децентрализованные федерации, симметричные и асимметричные федерации, федерации, основанные на национально-территориальном и территориальном (общетерриториальном) началах. В США появилась формула под названием “принудительный федерализм”. Эта форма федерализма предполагает наделение федерального центра приоритетом над органами власти в штатах и на местах, а также перекладывание расходов на местные органы власти через наделение их полномочиями, для осуществления которых выделяется недостаточно средств или они не выделяется совсем.

Североамериканская и западноевропейская научные школы рассматривают сущность федерализма как особый тип политического устройства общества. Это общество основано на неразрывном сочетании двух базовых взаимодействующих компонентов. Один, из которых – это механизм разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви на всей территории государства по горизонтали. А второй – долевое участие центральных органов государственной власти, органов государственного управления административно-территориальных единиц и местного самоуправления в управлении обществом на основе договора о разграничении предметов ведения (компетенции) между ними, взаимной ответственности и сочетании корреспондирующихся прав и обязанностей.

На этом этапе происходит осмысление места и роли титульной нации и республики, создается концепция Государственной национальной политики Республики Бурятия. В эти годы республика отметила свой 75-летний юбилей и показала способность объективно оценивать роль, возможности и способности политических лидеров вне зависимости от политических и этноконфессиональных пристрастий. На этом этапе происходит дальнейшая консолидация народов Бурятии, чему в немалой степени способствовал, инициированный Президентом республики Л.В. Потаповым, I съезд народов Бурятии (апрель 1997 г.), решения которого стали переломным событием в деле консолидации этносов, национально-государственного строительства, принятие Закона “О языках народов Республики Бурятия” и постановления “О реабилитации народов Бурятии”. Одновременно с этим происходит окончательное складывание избирательных блоков, политических партий и общественно-политических движений, укрепление национально-культурных центров, что стало важнейшей составляющей в деле национально-государственного строительства, укрепления правового статуса Республики Бурятия как субъекта Федерации.

Исследование правового положения субъектов Федерации (правосубъектность, конституционно-правовой статус, компетенция политико-территориального образования и отношения с федеральными органами государственной власти) сложившееся в процессе реализации конституционных полномочий Федерации и субъектов, а также федеративного устройства Российской Федерации как динамичной системы объективных федеративных отношений, урегулированных соответствующим конституционно-правовым образом, имеют как научное, так и практическое значение. Ибо знание условий и факторов, определяющих развитие Федерации и субъектов в условиях реформирования политических и правовых систем, перестройки государственных органов, местного самоуправления, общественных институтов является основой обеспечения целостности и единства Российской Федерации. Что также предопределяет особый интерес к теории и практике государственного регулирования территориального развития.

К числу работ, опубликованных на этом этапе и имеющих общетеоретическую направленность, следует отнести работы Ю.А. Юдина, В.И. Ефимова, А.И. Демидова, В.Н. Лексина и А.Н. Швецова, в которых уделяется особое внимание правовой основе президентской власти в России и регионах, показана роль политических партий и права в современном государстве, теории и практике государственного регулирования территориального развития.

Важное значение для укрепления исполнительной власти сыграли парламентские чтения по проекту и последующее принятие Концепции Государственной национальной политики Республики Бурятия, а также выработка “Основных положений Концепции возрождения бурятского народа, его культуры”.

Важным элементом историографии проблемы становятся материалы конференций “Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов Республики Бурятия”, “Цыбиковские чтения”, “Современное положение бурятского народа и перспективы его развития”, “Проблемы истории и культурно-национального строительства в Республике Бурятия”, “Элбек-Доржи Ринчино и народно-демократическое движение в России, Центральной Азии в ХХ веке”, докторская диссертация и монография Б.В. Базарова, посвященные общественно-политической жизни республике в 20-50-е годы, кандидатская диссертация В.В. Бабакова “Бурнацком-Бурнардума”, “Материалы Всебурятского съезда по консолидации и духовному возрождению нации”. К юбилею республики был подготовлен и опубликован сборник, в котором емко показано место Бурятии в составе Российской Федерации на путях реформирования. Эти работы освещают различные сюжеты истории национального движения в республике, политические биографии национальных лидеров, проблемы становления и развития бурятской государственности и положение бурят в составе России. Появилась также диссертация по дореволюционной истории евреев в Бурятии. Все это создает достаточную историографическую базу для выявления проблем имеющегося противостояния центра и субъекта Федерации, каковым является Республика Бурятия, по поводу разделения полномочий и степени самостоятельности, роли в нем государственных и политических структур, картины развития центробежных и центростремительных вариаций в России и регионах, способов их разрешения. Важным направлением современной историографии стали исследования Л.Д. Мангатаева, А.Д. Карнышева, В.А. Барсамова, в которых поднимаются демографические, социальные и этнополитические процессы 90-х годов в Бурятии и других национальных субъектах Федерации.

Новый – шестой этап - национально-государственного строительства, начавшийся после президентских выборов в республике 1998 г. продолжающийся и сегодня, обусловлен созданием федеральных округов, укреплением вертикали власти и приведением Конституции субъектов Федерации, в том числе и Республики Бурятия, в соответствие с Основным Законом государства – Конституцией Российской Федерации. В декабре 1999 г. была создана Ассамблея народов Бурятии, а в декабре 2000 г. состоялся Второй съезд народов Бурятии. Эти события стали важным этапом дальнейшего совершенствования и укрепления национальной государственности. На этом этапе выходит ряд интересных публикаций, среди которых особенно выделяется монография и докторская диссертация А.А. Елаева, материалы республиканских и межрегиональных конференций.

Обращение Президента России В.В. Путина по телевидению к гражданам страны, его Послание Федеральному Собранию “Государство Россия. Путь к эффективному государству”. Принятие ряда нормативно-правовых документов: Указ “О полномочном Представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе” от 13 мая 2000 года; Указ “О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации” от 10 августа 2000 года; федеральных законов: “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” от 29 июля 2000 года; “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 4 августа 2000 года”; “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” от 5 августа 2000 года стали звеньями одной цепи. Они показали необходимость и потребность в обеспечении единого правового пространства, усилении конституционной ответственности за исполнение федеральных законов, судебных решений, соблюдении Конституции Российской Федерации, в обеспечении целостности Российской Федерации. Время вынужденных компромиссов, ведущих к нестабильности, прошло.

Пробелы и несовершенство федерального законодательства приводят к тому, что субъекты Российской Федерации нередко принимают акты по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации.

В настоящее время в науке существенно расширилась источниковая база исследований российского федерализма, появились исследования с более широким, чем прежде, взглядом на мир, на природу государства и права.

Таким образом, историографический анализ позволяет сделать следующие выводы:

во-первых, можно смело утверждать, что, несмотря на значительное количество работ, посвященных политической истории и особенно формированию национальной государственности на современном этапе, еще нет обстоятельного исследования по проблеме национально-государственного строительства в национальных субъектах Федерации вообще и Республики Бурятия в частности;

во-вторых, имеющиеся исторические и политологические исследования по существу поднятой проблемы пока не нашли комплексного исследования. Это существенно влияет на выявление общего и особенного при изучении феномена национального субъекта, каковым является Республика Бурятия;

в-третьих, в современной отечественной историографии проблема национально-государственного строительства пока слабо увязывается со сложными социально-экономическими вопросами. На этом фоне в Республике Бурятия предприняты только первые шаги по формированию новых подходов, разработки новых данных, созданию источниковой базы.

В методологическом плане автор следовал основополагающим принципам исторической науки: принципу историзма, который не допускает модернизации исторических процессов и событий, но позволяет их видеть в реальном развитии и взаимосвязи; принципу объективного взгляда на историю, который ориентирует исследователей на объективный анализ и оценку фактов, относящихся к данной теме в их совокупности. Использование этих принципов в диалектическом единстве позволяет раскрыть социально-политические аспекты истории формирования и развития государственности в Республике Бурятия в исследуемый период.

В процессе работы применялись специальные методы, характерные для исторического исследования. К числу таковых относятся, прежде всего, хронологический метод, который позволяет рассматривать становление и развитие национально-государственного строительства в Бурятии в хронологической последовательности; сравнительно-исторический метод, который позволяет одновременно изучать и сравнивать политические процессы, идущие в других субъектах Федерации; статистический метод, который, позволяет проследить основные тенденции социально-экономического развития Бурятии последнего десятилетия.


Каталог: common -> img -> uploaded -> files -> vak -> announcements -> istorich
istorich -> Советские военно-морские и речные силы в дальневосточной внешней политике
announcements -> Антропогенная трансформация прибрежно-шельфовых геосистем окраинных морей дальнего востока россии 25. 00. 36 Геоэкология
istorich -> Государственная политика в области идеологии и культуры в контексте советской действительности
istorich -> Социально-экономическое развитие Северо-Востока России в 1930-1950-х гг. Формы, методы, результаты
istorich -> Государственный совет Российской империи: состав, полномочия, структура, механизм функционирования
istorich -> Ссср и Болгария: социально-экономические и политические взаимоотношения
istorich -> Социально-экономическое положение женщин в Санкт-Петербурге в конце XIX начале XX вв
istorich -> Тибетский вопрос и национальная политика кнр в тибете
istorich -> Ближний восток во внешней политике фрг (1960-1990-е годы)


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал