Департамент образования г. Москвы гоу сош №1223



Скачать 334.44 Kb.
Дата28.10.2016
Размер334.44 Kb.
Департамент образования г. Москвы

ГОУ СОШ №1223

с углубленным изучением английского языка

САО г. Москвы

«С чего начинается Родина: воспитание патриотизма в школах”

Автор: Курбатов Дмитрий Михайлович

Ученик 7 “Б” класса (13 лет)

Научные руководители:

учитель истории и обществознания Загородняя С.А.

старший вожатый Нейман Н.А.


2013/2014 учебный год



CОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение……………………………………………….…………. 3

  2. Объект исследования……………………………………………...3

  3. Предмет исследования…………………………………………….3

  4. Гипотеза……………………………………………………...…… 3

  5. Цель…………………………………………………………..…….4

  6. Задачи проекта……………………………………………………...4

  7. Методы исследования…………………………………………….. 4

  8. Темы для спецкурса «Америка за пределами школьной программы»…………………………………………………………4

  9. Определимся с терминологией: что такое патриотизм?................5

  10. История патриотизма в РОссии…………………………………....9

  11. История патриотизма в США……………………………………...9

  12. Сравнение опыта США и СССР…………………………….........12

  13. Что такое американская мечта…………………………………... 18

  14. «Важнейшим из искусств для нас является кино»……………....19

  15. Вывод……………………………………………………………….21

  16. Перспектива……………………………………………………...…22

  17. Список использованной литературы……………………………...23


ВВЕДЕНИЕ

Это исследование “выросло” из нашего семейного путешествия по Америке летом 2013 года. Оно длилось 24 дня. Мы проехали на машине через 12 штатов и остановились в 10 городах. Этот маршрут составил 2132 мили (это около 3500 км). Мы увидели очень разную Америку – богатую и бедную, столичную и провинциальную, небоскребную и одноэтажную, а также китайскую, мексиканскую, итальянскую, испанскую. На этом пути я своими глазами увидел и то, о чем читал в книжках и учебниках, и то, что видел в кино, и то, о чем никогда прежде не слышал. Страну Голливуда и Оскара, Силиконовой долины и Apple, Диснейленда и Макдональдса, самых высоких зданий, самых красивых автомобилей, самых сильных спортсменов и самых ярких шоу. Америка сама считает себя страной всего самого-самого. И многие ее считают именно такой. Но меня заинтересовали не Макдоналдс и Диснейленд, а Америка как страны свободы и неограниченных возможностей. И больше всего мне было интересно, почему в Америку едут люди со всего мира и почему каждый гражданин этой страны по-настоящему гордится своим паспортом и своим флагом.

Результатом того путешествия стала работа “Моя американская мечта”, представленная на конкурс “Из дальних странствий возвратясь…” и ставшая там одним из призеров. Но я решил не останавливаться на достигнутом, развить тему Америки и попытаться не просто описать ее достопримечательности, а сравнить американский патриотизм с российским, найти в них общее и различное, проследить, как рождается и воспитывается патриотизм в двух огромных державах, и что нам полезно перенять у них.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – взаимосвязь имиджа страны в мире с патриотизмом ее граждан
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – патриотическое воспитание в школах России и Америки: сходства и различия процесса и результата
ПРОБЛЕМА - сложное и многогранное понятие «патриотизм» неверно многими понимается неверно
ГИПОТЕЗА – спецкурс по американскому опыту достижения высоких результатов, в том числе в области воспитания патриотизма, поможет российским школам составить такую программу воспитания, которая принесет желаемые результаты.

ЦЕЛЬ

Основной целью проекта стали подготовка и проведение в школе дополнительного спецкурса по истории, культуре и образу жизни Америки в рамках уроков обществознания.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

- Исследование актуальности данной темы среди учащихся школы 1223

- Изучение американской истории и культуры, выходящее за рамки школьной программы

- создание спецкурса «Америка за пределами школьной программы» из 7 лекций



МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

- Наблюдение

- Изучение литературы и интернет-источников

- Консультации с учителями истории и английского языка

- интервьюирование

- сопоставление полученной информации между собой



ТЕМЫ ДЛЯ СПЕЦКУРСА «АМЕРИКА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ»

1. Что такое американская мечта? В чем разница между «американской мечтой» и «русской идеей»?

2. История отношений США и России.

3. Как воспитывают патриотизм в Америке

4. Истории успехов в Америке и в России. В чем сходства и различия?

5. Школы США – как они устроены и чем отличаются от школ России?

6. Знаменитые американские бренды на примере Apple, Google, Сoca-Cola. Кто их придумал, как и зачем?

7. Американское кино как инструмент пиара.


Каждая из этих 7 тем – предмет отдельного исследования, которое мне еще предстоит сделать. И основная цель этих исследований – не восхититься Америкой и не возвеличить ее, а разобраться в том, какая разница между ними и нами. Данная работа посвящена третьей теме.

Да, разумеется, в мире есть немало людей, и даже народов, которые ненавидят США за политику двойных стандартов, за военную агрессию, за навязывание своих социальных и культурных ценностей, за искаженное представление о роли США в мировой истории (практически о замене истории мифологией), за полное безразличие к жизни не-американцев и за многое другое. Это тоже предмет отдельного исследования, к которому я еще вернусь.

Но данная работа посвящена рождению и воспитанию любви и уважению к США , как внутри страны, так и за ее пределами. И попытке понять, чем отличается воспитание патриотизма в США от воспитания патриотизма в России.

ОПРЕДЕЛИМСЯ С ТЕРМИНОЛОГИЕЙ- ЧТО ТАКОЕ ПАТРИОТИЗМ?

Впервые слово «патриот» появилось ни в Америке и ни в России, а во Франции - в период французской революции 1789—1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.

Русское слово “патриотизм” заимствовано как раз из французского языка patriotism, а оно, в свою очередь, образовалось из древнегреческого - “земляк, соотечественник, отец”.

Не смотря на то, что многим кажется, что понятие патриотизма больше всего связано с Америкой, лучшими патриотами мира являются все же французы. Пройдя через 4 революции и Парижскую коммуну, они умудрились сохранить в памятниках всю свою историю. Никому не пришло в голову разрушить памятники времен Наполеона и никакие другие. Таким образом французы из поколения в поколение проявляют высшее уважение к своей стране и своей культуре.

«Патриотизм», согласно определению Википедии, это - “нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа” .

В Википедии также уточняется, что “приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику”.

Если обратиться к Webster’s Encyclopedic Dictionary of the English Language (американской энциклопедии), то мы найдем похожее по смыслу определение – «патриот – это человек, который любит свою родную страну и сделает для нее все, что может», «патриотизм – это страстная и возвышенная любовь к своей стране».

То есть на обоих языках понятие патриотизма означает одно и то же, и основано на понятии «любовь».

Однако, если мы откроем Вики-цитатник, то найдем в нем изречения множества людей, которые высказываются о патриотизме нелестно.

1. “Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Патриотизм есть рабство”, - пишет Лев Толстой в книге «Христианство и патриотизм».

2.“Душа и суть того, что обычно понимают под патриотизмом, есть и всегда была моральная трусость”, - это цитата из “Записной книжки Марка Твена”.

3.“Патриотизм по сути своей агрессивен, а патриоты, как правило, люди злые”, - говорит Оскар Уайлд.

4.“Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше остальных оттого, что вы здесь родились”, - пишет Бернард Шоу.

5. “Те, кто радостно маршируют в строю под музыку […] получили головной

мозг по ошибке: для них и спинного было бы достаточно. Я настолько

ненавижу героизм по команде, бессмысленную жестокость и весь

отвратительный нонсенс того, что объединяется под словом «патриотизм»,

что скорее готов дать себя разорвать на куски, чем быть частью таких акций”,

- это изречение принадлежит Альберту Эйнштейну.





Почему же великие умы человечества так нелестно отзывались о понятии, под которым подразумевается любовь к своей стране?

Возможно, потому, что в большинстве случаев понятие любви отходило на второй план, а на первый выходила необходимость пожертвовать собой ради интересов не столько твоей страны, сколько ее власти. Обратим внимание на то, что основной постулат патриотизма – это подчинить свои интересы интересам Отечества. Именно с этим убеждением миллионы людей ушли на смерть – «погибать за свою Родину». Однако, в большинстве случаев они погибали не за свою родину, а за интересы своего правительства (русские – в Афганистане и в Чечне, американцы – во Вьетнаме и Ираке). И это в чистом виде спекуляция понятием любви к Родине.

А также потому, что патриотизм – это понятие не духовное, а политическое и в большинстве случаев истолкованное таким образом, что «патриотизм» = «национализм», «шовинизм», «расизм». Даже школьные учителя обществознания, готовя своих учеников к экзаменам, предупреждают их, чтобы были в определении патриотизма очень осторожны, не скатились в национализм. Поскольку грань очень тонкая.

Хотя и раньше, и теперь, патриотизм был и остается основной силой, позволяющей нации выживать и сохранять свою самобытность, к сожалению, сегодня понятие “патриотизм”, а точнее его форма, нередко играет отрицательную роль.

ИСТОРИЯ ПАТРИОТИЗМА В РОССИИ

Признаки воспитания патриотизма мы можем найти даже в древних литературных памятниках - “Повести временных лет”, “Поучении Владимира Мономаха”, “Слове о полку Игореве”.

В России понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие  как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество», что тесно перекликается с Евангелием от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Уже во времена Петра I патриотизм считается выше всех добродетелей и практически становится российской государственной идеологией, слова «Бог, Царь и Отечество» отражают главные ценности времени. Русский солдат служил не ради чести своей или императора, а в интересах Отечества.

«Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, — обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. — И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...» . Данный подход к военной службе был закреплен в Уставе воинском 1716 года, российских законах, а также в написанных лично Петром I «Учреждении к бою» и «Артикуле воинском».

В 19 веке в России появилась система образовательных учреждений – императорских лицеев и кадетских корпусов, в которых воспитанникам прививали понятие о чести, о любви к родине и императору. В таких школах преподавали лучшие педагоги из Академии наук и Университета, поскольку учеников готовили к ответственной государственной службе. Наиболее прославившийся из них — Императорский Царскосельский лицей, воспитавший Пушкина, Пущина, Дельвига, Кюхельбекера и др.

В советское время система патриотического воспитания была четко структурировала и охватывала все социальные слои молодежи. Для детей 7-9 лет действовали группы октябрят (октябрятская организация образована в 1923 году), c 9 до 14 дети были пионерами (Пионерская организация образована 19.05.1922), с 14 до 28 – комсомольцами (ВЛКСМ создан 29.10.1918).  Во время войны были созданы Суворовские и Нахимовские училища, где были воспитаны многие Герои Советского союза, доктора наук, призеры олимпийских игр. После войны, в 1951ом было создано военное общество ДОСААФ, где мальчиков готовили к службе в армии, а в 80-е – военно-патриотические клубы, в которых тоже воспитывали воинов-патриотов.

Самый главный объединивший нацию патриотический момент в России – это, конечно, Великая Отечественная война. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

Сегодня воспитанию патриотизма снова уделяется повышенное внимание. Для работы со школьниками разработана специальная государственная программа. Существует специальные центры патриотического воспитания, например в САО – это «Звезда». Программа этого центра называется «Растим патриотов России».

Я провел интернет-опрос среди сверстников, в котором задал вопрос «Нужно ли в школе патриотическое воспитание и каким оно должно быть?». В этом опросе приняли участие 50 человек. 52% из них считаю, что патриотическое воспитание в школе необходимо, 48% - что нет, потому что это дело семьи, а в школе и без того высокая нагрузка. Каким должно быть патриотическое воспитание в школе никто сформулировать не смог.

Государственная программа патриотическое воспитание в школах России предполагает:

1. уроки мужества

2. акции по уходу за памятниками

3. проведение Дней славы Отечества, связанных с Великой отечественной войной (брейн-ринги по Московской битве и блокаде Ленинграда).

4. Встречи с ветеранами, воспитание заботливого отношения к старшему поколению

Все это, безусловно, очень важные мероприятия, призванные сохранить в нашем поколении память о войне. Но ведь история России знает не только войну. Есть множество других славных страниц, которыми можно гордиться не меньше, чем военными победами. Вклад в науку, искусство, спорт и множество других отраслей жизни. Россия подарила миру электрическую лампочку, телевидение, радио, самолеты, луноходы и космические корабли. И даже первый велосипед с педалями и рулем был изобретен русским человеком. (См. Приложение 1).

Однако, в отличие от Америки, патриотизм в России не является повсеместным. 40% (а это почти половина) из опрошенных мной на вопрос «Патриотизм – хорошо это или плохо?», ответили – «плохо», а это значит, что патриотическое воспитание не приносит желаемых результатов. Попробуем обратиться к американскому опыту.

ИСТОРИЯ ПАТРИОТИЗМА США

Историю патриотизма США справедливо отсчитывать от принятия Декларации независимости 4 июня 1776 года. В этот день США окончательно вышли из под власти британской короны, и провозгласили не только независимость, но и принципы политической идеологии нового государства. Комиссию, ответственную за составление Декларации, возглавлял Томас Джефферсон, в нее входило 56 человек. С тех пор День независимости – один из главных национальных праздников.

Декларация независимости стала тем самым документом, который вызывает у каждого американца гордость за свою страну. В ней провозглашены права человека, данные человеку Богом, и не зависящие от политического устройства, юридической системы и всего остального. Декларация стала идеологической основой Конституции США, особенно первых десяти поправок, которые называются Биллем о правах. То есть Конституция США является сегодня самой старой в мире действующей написанной конституцией. И это говорит прежде всего о стабильности государства и свободе основных его законов от политической конъюнктуры. Американский избиратель точно знает, что независимости от того, кто будет в Белом доме, основные гражданские права и свободы изменены не будут. Основа американского патриотизма – вера в главенство закона и преимущества американской системы власти.

Любопытно, что в праздновании Дня Независимости нет ни грамма политики. Это семейный праздник, в которой американцы отправляются на пикники, в парки, на стадионы. И даже многие важные спортивные матчи играются именно в День независимости. Этот день объединяет всю страну.

Южане и северяне лежат на общих кладбищах, и им, независимо от того, с какой стороны баррикад они воевали, отдаются одинаковые воинские почести, как патриотам, павшим за свою страну. Министерство по делам ветеранов в равной степени заботится о солдатских могилах. А в Голливуде никому не приходило в голову снять фильм, где одни, либо другие представлялись бы в неприглядном свете.

Американский патриотизм, конечно, явление уникальное! Вера каждого гражданина США в превосходство американских демократических идей, в превосходство американской государственной системы и образа жизни – суть американского патриотизма. Американцы не считают себя лучше, умнее, образованнее других граждан других государств. Но они уверены, что их государство лучшее в мире. Личный патриотизм давно стал частью обыденной культуры США, а не государственной программой

День поминовения, День независимости, День ветеранов, День патриотов... Американцы сумели превратить свои патриотические дни не в пафосные политические торжества, а в семейные и веселые выходные для всей страны.

Патриотизм в американского гражданина закладывается чуть ли не в роддоме. Почти все государственные и частные школы США начинают занятия с утренней линейки в классах или спортивных залах, где ученики всех возрастов произносят слова «Клятвы верности флагу», прикладывая руку к сердцу. Этой традиции уже много лет – клятва была написана и впервые произнесена в школах в 1892 году к 400-летию США. Однако ритуал произнесения клятвы не обязательный. Каждая школа сама решает, поддерживать эту традицию или нет. К тому же школа обязана получить разрешение родителей. Заставлять произносить Клятву нельзя – это противоречит Конституции, так как в клятве указаны христианские символы.

Нам удалось пообщаться с несколькими русскими эмигрантами, проживающими в Америке. Виктория Авербух, мама второклассника Максима, работает волонтером-переводчиком при школе своего сына (Robert Christen school в Бронксе). Виктория рассказывает, что воспитание патриотизма в американской школе очень похоже на ту систему, которая была в советских школах. “Например, когда мой сын был в старшей группе детского сада (ему было 4 года), они всей группой писали письмо Обаме, потом им пришел ответ из Белого Дома и несколько книжек о здоровом питании, им учителя вслух все читали, фотографировались. В 4 года мой ребенок твердо знал имя президента и государственные символы - флаг, гимн”. Ближе к 11 сентября устраиваются торжественные парады и митинги, дети читают собственные произведения на патриотическую тему (был один мальчик, который читал что-то вроде «мои родители приехали сюда нелегально, а я гражданин великой страны и горжусь этим»), дети выносят флаг и все очень торжественно и трогательно. И очень похоже на СССР, только без красных галстуков”.

Важнейший момент для воспитания патриотических чувств – изучение истории страны, в которой ты проживаешь. В России отечественную историю школьники изучают с 5 по 11 класс. В Америке, как ни странно, историю США школьники начинают изучать только в старших классах (11-12 класс). В начальной школе детей много водят по музеям, а также знакомят с профессиями – они ходят в пожарное депо, в кафетерии, в пекарни, изучают свой район. С 4 класса начинаются музеи истории страны и каждого штата в отдельности. То есть к 5 классу школьники уже хорошо знакомы с основными вехами истории США – индейцы, эмигранты с острова Эллис, Гражданская война, Вторая мировая война, 9/11. Но через музеи, а не через учебники и домашние задания.

«Разумеется, - рассказывает Виктория Авербух, - вся история подается детям под соусом “Мы – великая страна”. Даже на выставках и в музеях полно экспонатов с надписями «самый большой в мире камень», «самая высокая в мире башня из пластиковых стаканчиков», «самая уникальная в мире коллекция...» и так далее. То, что эта башня из пластиковых стаканчиков никому не нужна во всем мире, это неважно. Но в Америке все должно быть самое-самое - это суть американской идеологии. В этом они правы, я считаю, именно так и надо относиться к своей стране”.

Еще один наш собеседник - Артем Пугачев - переехал с мамой Екатериной в Нью-Йорк из Нижнего Новгорода, когда закончил 6й класс. В Америке он 2 года учился в United Nations International School (частная школа, созданная сотрудниками ООН для своих детей). Сейчас учится в High School of Math, Science and Engineering, одной из спецшкол Нью-Йорка, только для старших классов.

Екатерина Пугачева тоже училась в американской школе (Tower Hill High School, Wilmington, DE), вот что она вспоминает: “патриотизма, то есть гордости за страну, в каждодневной жизни, было больше, чем в школе - в рассказах старших, флагов над домами, празднования 4 июля, множества знаменательных табличек, рассказов экскурсоводов в музеях. Мы тоже приехали и - подняли флаг. Когда мне преподавали в школе историю, мне казалось, что это было без особых перекосов, с упором на факты. В учебниках и на уроках не раз признавалось, что тут или там США были неправы (индейцы, рабовладение), в том числе и в новейшей истории (Вьетнам, Филиппины). Даже забавно иногда: вот, мол, что натворили - неправы, раскаиваемся. А потом пошли туда, и вот что натворили - неправы, раскаиваемся. Признание ошибок, впрочем, тоже становится предметом гордости - можем же признавать, какие мы молодцы”.

Артем говорит, что совершенно не чувствует никакого специального патриотического воспитания в школе: “Предыдущая школа была ООНовской, поэтому там даже никаких Клятв не пели, так как народ был из разных стран. В новой школе всё по-другому. Каждый день перед вторым уроком произносится так называемая Pledge of Allegiance - обет верности США. Но никого не заставляют его произносить. Кто хочет - произносит, кто не хочет - не произносит. Некоторые учителя заставляют вставать при принесении обета, но говорить официальные слова обета не обязательно”.

Клятва верности – чуть ли не единственная патриотическая традиция в американских школах. Весь остальной патриотизм воспитывается в семьях. Америка – и это отличает ее не только от России, но и от любой другой точки мира - страна эмигрантов. На протяжении нескольких веков туда съезжались, сплывались и слетались люди, вынужденные оставить свою родину по тем или иным причинам. Кто-то бежал от войны, кто-то от голода, кто-то от расовых или религиозных притеснений.

Одна из самых многочисленных и влиятельных диаспор в Америке – итальянцы. Интересно, что в Италии школьникам прививают уважение к Америке. На уроках истории рассказывают, что весь XVIII и XIX века беднейшее население Италии целыми семьями уезжали в Штаты. Российский журналист Ольга Кузнецова живет в Италии 3 года, ее муж – итальянец, у которого тоже есть в Америке дальние родственники. Ольга рассказывает: «Почти каждый итальянец имеет родственников в Америке. А поскольку итальянцы стоят за родственников горой, они все благодарны Америке за то, что она дала кров их далеким предкам, а “американские” итальянцы в качестве пропаганды издают в Италии книги о том, что Америка - страна свободы, дающая шанс в самой безвыходной ситуации. И вообще, «путешествие в Америку в гости к дальним родственникам» до сих пор - очень важная составляющая жизни почти каждого итальянца. Мой муж тоже ездил к какой-то пятнадцатироюрдной сестре в Нью-Джерси, и его там очень тепло принимали”.

С моей точки зрения, уважение к стране за что-то хорошее, что она сделала для человека – это самый прямой и очевидный путь к патриотизму. Однако 35-й Президент США Дж.Ф. Кеннеди в своей инаугурационной речи произнес фразу, которая стала основой американского патриотизма “Не спрашивай, что страна сделала для тебя, спроси, что ты сделал для своей страны”. И эта фраза очень роднит американскую идеологию с советской.

СРАВНЕНИЕ ОПЫТА США И СССР

Несмотря на то, что США и СССР несколько десятилетий были лютыми врагами, признаки патриотизма были очень похожи.

В отличие от американцев у советских людей не было возможности сравнить СССР с какой-либо другой страной, но они и без этого сравнения были уверены в превосходстве Союза над остальными. Советский патриотизм, в отличие от американского, был чрезмерно идеологизирован и наполнен множеством ритуалов – октябрятские звездочки, пионерские галстуки, линейки у памятника Ленину, клятвы. Вступая в пионеры, школьники произносили “Торжественную клятву пионеров Советского Союза”, в которой клялись “горячо любить свою родину, быть преданными Родине, партии и коммунизму, равняться на героев борьбы и труда, быть лучшим в учебе, труде и спорте”

Быть лучшим в учебе, труде и спорте – это роднило американских школьников с советскими. Однако основа клятвы американскому флагу заключалась не в верности партии, а в уважении к свободе и справедливости для всех: “Я клянусь в верности моему флагу и республике, которую он символизирует: одной неделимой нации со свободой и справедливостью для всех”.

Несмотря на расхождение в идеологической базе произнесение клятвы – очень похожие ритуалы. В обоих случаях клянущиеся отдавали салют и стояли по стойке смирно.

Надо заметить, что в США практика применения ритуала весьма разнообразна. Так, например, в штате Техас кроме клятвы верности американскому флагу произносится аналогичная клятва верности флагу штата Техас. В штате Миссури школьники произносят клятву не каждый день, а раз в неделю, а в штате Миссисипи — раз в месяц. Из пятидесяти американских штатов в тридцати трех клятва верности законодательно утверждена к произнесению, причём в одиннадцати из них произносится изначальный вариант клятвы, где Бог не упоминается. В шести штатах клятва к произнесению не рекомендована, а в остальных одиннадцати — администрация каждой школы решает этот вопрос самостоятельно.

Много раз в культуре (фильмах, книгах, песнях) Клятва верности использовалась для того, чтобы показать, как провозглашенные в ней идеалы не соблюдаются. Например, в начале фильма Нормана Джуисона “…..И правосудие для всех” (1979) детский голос произносит за кадром Клятву верности, а весь фильм рассказывает о том, как судебная система США неправосудна и бездушна, как она противоречит клятве. Песня «School Daze» американской рок-группы W.A.S.P. начинается с записи детей, скандирующих клятву. Центральные строчки песни - протест против лицемерного провозглашения клятвы …I pledge no allegiance and I bet, they gonna drive me crazy yet, I'm dying here and trying to be free.

В СССР подвергнуть сомнению идеалы клятв было невозможно, это сразу каралось. В этом и заключается основное отличие свободы от несвободы, клятвы идеалам свободы (то есть законности) и идеалам Компартии (то есть мифу).

“Я думаю, - говорит моя мама, которая была школьницей в СССР, - что идеологическая машина в СССР была намного сильнее и технологичнее американской. Сложно сравнивать, поскольку тогда, в начале 80-х, мы знали про Америку только то, что она – агрессор и вот-вот сбросит на нас атомную бомбу. Помню, что меня приводил в ужас издевательский переделанный хит группы «Чингисхан» «Moscow», где пелось «Moscow, Moscow, закидаем бомбами, заровняем танками, будет вам Олимпиада ха-ха-ха-ха-ха». Любопытно, что американские школьники знали о советских то же самое. В этом смысле мы шли параллельными дорогами.

Что же до воспитания патриотизма, то в СССР оно было выстроено четко, последовательно и очень осмысленно. Любой советский школьник в 1 классе начинал подъем по идеологической лестнице, где в конце каждого пролета стоят новый флажок-ориентир. Каждому человеку была поставлена цель: октябренок должен стать пионером, пионер – комсомольцем, комсомолец – членом партии, дальше – кому как повезет.

В октябрята тебя радостно принимали в октябре первого класса. Приходили старшеклассники-комсомольцы (конечно, самые лучшие, с которых надо брать пример) и как бы передавали эстафету младшим – прикалывали им октябрятские звездочки с портретом златокудрого Ленина. Все очень торжественно – под красным знаменем и бюстом Ленина, который имелся в каждой школе. Потом октябрятам 4 года внушали, что в пионеры примут только самых лучших. Главной считалась задача стать пионером, ну а для этого приходилось стараться – учиться, трудиться, участвовать в самодеятельности, в субботниках, и тд. Принятие в пионеры делилось на несколько этапов – сначала принимали только самых старательных, через неделю – средних, еще через неделю – остальных. Это была драматургия. В результате, к лику «лучших» причислялись все, но определенное напряжение, интрига (а вдруг не примут?) должна была сохраняться. Комсомол в школьной карьерной лестнице был Эверестом. Чтобы войти в этот идеологический рай, нужно было выдержать экзамен на знание роли комсомола в построении всеобщего счастья, к тому же на зубок знать биографию Ленина, историю Компартии и много всякой бесполезной ерунды. Дорастая до Комсомола (то есть примерно к 15 годам) многие уже понимали, какая все это чушь. И те, кто плохо учился и кому ничего, кроме ПТУ после школы не светило, никуда и не вступали. Но те, кто собирался продолжить образование после института, были вынуждены проходить испытание Комсомолом - иначе в институт не принимали. Ну а если ты не вступил потом в партию, мечтать о карьере не приходилось (исключение, конечно, были, но редкие). То есть, с 1 по 10 класс ребенка настолько накачивали идеологией, что на выходе из школы он оказывался патриотом, готовым отдать Родине и партии все, что у него есть – жизнь, деньги, семью, все...

Весь этот октябрятско-пионерско-комсомольский путь был наполнен символизмом и мифологией: октябрятская звездочка – это звезды Кремля, сердце нашей Родины, пионерский галстук - это часть знамени, причем непременно политый кровью, комсомольский значок – знамя Ленина, символ Партии, а самого пионера почему-то называли орленком.

У каждой идеологии должны быть свои герои. Это – закон жанра. Нашим героем был, конечно, Ленин. В определенном смысле он был Богом, создавшим наш счастливый коммунистический мир. В отличие от имени Бога, имя Ленина было положено произносить всуе как можно чаще. В остальном же, коммунизм стал новой религией. Вера в Ленина была непоколебимой. В отличие от Бога, Ленина каждый мог увидеть во плоти – в Мавзолее. Мавзолей был храмом, к которому вели все коммунистические дороги. Очередь к нему всегда была, как к Дарам Волхвов.

У советского религии были свои мученики – пионеры-герои – дети, добровольно отдавшие свои жизни за дело партии. В советской пропаганде они использовались, как примеры высокой морали и нравственности. Впоследствии, подвиги пионеров-героев и даже сам факт существования некоторых из них, были оспорены историками, но в СССР эта легенда работала исправно. Биографии пионеров-героев публиковались огромными тиражами и были обязательны к прочтению в школе. Остальные же октябрята и пионеры считались внучатами Ильича.

Ради победы коммунизма (то есть жизни в раю) все должны были усердно трудиться. Это ли не стремление к исполнению американской мечты? Но если американский школьник лет с 10 думал о том, как ему заработать, советский школьник деньги презирал. Он работал даже не за идею, а за идеалы. Пока американские школьники устраивали рождественские базары, продавая на них свою выпечку или сувениры, советские школьники соревновались между собой, кто сдаст больше макулатуры или металлолома.

Еще очень важный элемент советской пропагандистской машины – ритуалы – линейки, сдачи рапортов, вынос флага, девизы, лозунги, речевки. Школьные летние лагеря до сих пор называют пионерскими, а тогда, в настоящих пионерских лагерях, на любую линейку, в столовую и даже на дискотеку дети ходили строем с обязательной речевкой - “Кто шагает дружно в ряд? Это смена комсомола – пионерский наш отряд”, “Будь готов – всегда готов” и горячей детской клятвой “Честное пионерское”. Ну и, конечно, разнообразные патриотические праздники – Годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции, День Рождения Великого Ленина, День Рождения Пионерской Организации с непременными стихами о красном галстуке. Мне кажется, что ни про один предмет на свете не было написано столько стихов, сколько про пионерский галстук.

“Как повяжешь галстук – береги его, он ведь с нашим знаменем цвета одного”. “Как повяжешь галстук - ты светлей лицом, на скольких ребятах он пробит свинцом”.

Американская идеология тоже переполнена символами, но у них несколько иной смысл. Флаг США символизирует единство страны (в СССР подобную функцию выполнял герб), статуя Свободы символизирует свободу, которая “встречает радостно у входа” в Нью-Йорк. Советская символика связана чаще всего с пролитой кровью:

Красный галстук пионерский,

В нем алеет кровь бойцов,

Тех, что пали за свободу

Наших дедов и отцов”.


Советская идеологическая лестница была продуктом идеологического заказа, активно использовалась в работе с подростками и достигала феноменальных успехов – 99% населения страны свято верили в то, что их страна – самая лучшая, самая великая, самая-самая. Как только рухнула вся система, одна часть этих верующих разочаровалась и в своих идеалах, и в стране, вторая часть связала эти идеалы с бывшей страной, а страну новую не полюбила. И лишь небольшая часть населения некогда великой страны стала строить новую Россию, которой понадобилась новая идеология и новый патриотизм”.

В патриотизме американцев нет бравады и кичливости. Вероятно потому, что им свойственно понимание ключевого «национального момента – «ничто не падает с неба». Во всех достижениях своей страны американцы видят огромный труд многих поколений.

«Вызывает большое уважение стремление американцев быть сопричастными всем сторонам жизни общества - говорит Лариса Матрос, прожившая в Америке 20 лет. - быть членами некоммерческих организаций, волонтерами во всех сферах жизни – образование, здравоохранение, культура. Не говоря уже про стихийные бедствия.

В Америке огромное количество общественных организаций типа «Армии спасения», которые собирают у населения не только деньги, но и ненужные вещи – одежду, посуду, игрушки, постельное белье, продукты, чтобы раздать их нуждающимся.

В американской идеологии господствует позитивное отношение к окружающему миру. Они постоянно улыбаются, во всем видят хорошее, при встрече непременно спрашивают «как дела?». И даже речевые обороты у них заточены под позитив. Американец почти никогда не скажет «плохо», скорее – «не слишком хорошо». Это создает атмосферу доброжелательности и дружелюбия.

Имеет ли это отношение к патриотизму? Думаю, да. Потому что большие дела складываются из малых. Доказательством любви к своей стране является стремление сделать жизнь лучше для своей семьи, для соседа, для конкретного человека, который нуждается в помощи.

В России сегодня патриотизм снова приравнен к политическому режиму. Если ты за власть – ты патриот, если ты критикуешь власть и ее деятельность – ты не патриот. А скорее даже – враг. Новый русский патриотизм, как и старый советский, не подразумевает никакой критики по отношению к стране, не допускает мысли о том, что где-нибудь – в Америке или Африке – что-то может быть лучше.

А между тем, еще Пушкин в 1926 году в письме П.А.Вяземскому писал «Я, конечно, презираю отечество свое с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство». Сам же князь Вяземский в своих «Письмах из Парижа», опубликованных в 1827 году в журнале «Московский телеграф»: писал: “Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d'antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной, и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна».

Америка, напротив, очень самокритична. В музее журналистики и новостей Newseum в Вашингтоне можно увидеть не только архив газет, журналов и телевизионных новостей за всю историю существования ТВ, в которых нередко содержалась критика режима, реформ, президента, но и большую выставку фотографий различных акций протеста против происходящего в стране.

Ежегодно лучшие режиссеры Америки снимают фильмы о проблемах страны. Известен целый сериал Оливера Стоуна «Нерассказанная история США», посвященный подлогам в освещении крупных политических событий 20 века.

Американский школьник смело может сделать доклад на тему «Почему моя страна не права» или «Почему мне стыдно за Америку», и эта работа будет участвовать в конкурсах наравне с докладами типа «Америка – великая и лучшая страна в мире». И это то, что, к сожалению, не возможно в России.

Мне кажется, что коренное различие между американским и российским воспитанием заключается в том, что русским с малых лет внушают, что от них ничего не зависит, а американцам – что все зависит только от них.

Большинство из русских людей убеждены, что от них ничего не зависит. Английский учебник по американской истории создан на истории американских протестов против беззакония и борьбы за свои права. Каждому американцу и европейцу с детского сада внушают, что все зависит только от него – не от страны, ни от президента, ни от начальника, а только от него одного. Русским людям свойственно надеяться на Родину, и именно неисполнение этих надежд рождает разочарование, а с ним и отрицание патриотизма.

В школе 1223 ученики достаточно подробно изучают Америку на уроках английского языка, истории, страноведения, биологии и географии. В программе изучения истории 6 и 7 классов – доколумбовая Америка, эпоха Великих географических открытий, эпоха конкисты, война за независимость, гражданская война, вторая мировая война, атомная бомба, Вьетнам, 11 сентября и новейшая история 21 века.

В программе английского языка – история Америки в лицах ее президентов, политическое устройство США, устройство Конгресса, биографии Президентов.

Однако, тема патриотизма – одна из ключевых тем для Америки – в российскую школьную программу не включена. Это, конечно, понятно – российская школа прививает своим ученикам российский патриотизм. Но я убежден, что прививать патриотизм и навязывать его – это совершенно разные вещи. А еще в том, что чужой позитивный опыт всегда полезен.


ЧТО ТАКОЕ АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА?

Безусловно основной постулат американского патриотизма – это американская мечта. Каждый из нас слышал это выражение, но мы по-разному относимся к нему. Многие отождествляют американскую мечту лишь с финансовым благополучием. Однако, это не совсем так. Это выражение, часто употребляемое для обозначения жизненных идеалов жителей США как в материальном, так и в духовном смысле.

Американская мечта — это идеал свободы и возможностей. Впервые словосочетание «американская мечта» употребил в период Великой Депрессии историк Джеймс Адамса в своем трактате «Эпос Америки» - «…американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает».

Значение понятия «американская мечта» весьма расплывчато. Так, историк Ф. Карпентер писал: «Американская мечта никогда не была точно определена и, очевидно, никогда не будет определена. Она одновременно и слишком разнообразна, и слишком смутна: разные люди вкладывают разный смысл в это понятие». Тем не менее, почти всем президентам США при вступлении в должность и при принятии ответственных решений приходится обещать своим избирателям, что их политика будет приближать реализацию этой мечты.

Понятие «американской мечты» часто связывают с иммигрантами, прибывшими в США в поисках лучшей жизни. То обстоятельство, что они уезжали из стран, где, в отличие от США, была достаточно жёсткая сословная система, ограничивавшая социальные свободы, определило их приверженность философии свободы личности и свободного предпринимательства. Понятие американской мечты тесно связано с понятием «self-made person», то есть человека, который самостоятельно упорным трудом добился успеха в жизни.

Компонентами «американской мечты» являются также идеал равенства всех перед законом вне зависимости от этнического происхождения и социального положения, а также почитание общих для всех американцев символов, образцов и героев.

Никто достоверно не сможет сказать сейчас, как появилась «американская мечта» - сложилась ли она стихийно, или была тщательно продумана и привита обществу властью, но, появившись в умах людей, она двигала их к успеху. Успешность стала не средством к достижению комфорта, она превратилась в цель жизни. Все социальные слои стали включаться в процесс достижения успеха, что не могло не отразиться на экономических показателях страны. При росте благосостояния граждан увеличивались и их потребности, что приводило к увеличению производства, и вновь к увеличению благосостояния. Так что не важно, как появилась американская мечта, но свою роль она выполнила отлично.

Стоит отметить, что модель государства США основана на протестантской трудовой этике, которая проповедует усердный и добросовестный труд. Наращивание капитала является лишь следствием честного труда.

Американская мечта стала неким стандартом счастья в обществе потребления. Хотя для многих жителей США американская мечта отождествляется с собственным домом, выстроенным на собственные доходы на своей земле с большим внутренним двором, автомобилем, большой дружной семьёй и приветливыми соседями. Одним из главных символов американской мечты является Статуя Свободы в Нью-Йорке.

«ВАЖНЕЙШИМ ИЗ ИСКУССТВО ДЛЯ НАС ЯВЛЯЕТСЯ КИНО»

Одним из наиболее важных инструментов воспитания патриотизма и в США, и в СССР был кинематограф, как наиболее массовое и доступное из всех искусств.

Советская киноиндустрия была ключевым элементом воспитания патриотизма. Почти каждый фильм рассказывал о том, «как хорошо в стране советской жить, как хорошо стране родной служить». Во времена перестройки великая советская киноиндустрия обрушилась и умерла. Страна, которая производила 200-250 фильмов в год, стала выпускать 5-10, и те – про бандитов. Среди них попадались и хорошие, но кинематограф перестал выполнять идеологическую функцию. Сегодня государство снова стремится сделать кинематограф элементом пропаганды патриотизма. И по крайней мере одним успехом это стремление увенчалось – фильм «Легенда номер 17» про хоккеиста Валерия Харламова и его тренера Анатолия Тарасова с большим успехом прошел в кинотеатрах и по телевидению, и даже при участии В.Путина и создателей фильма был показан сборной юниоров России перед важным матчем со сборной Канады.

«Легенда номер 17» - идеальный пример кино, побуждающего переживать за судьбу своей страны и ее героев. Но стоит обратить внимание на то, что в этот фильм сделан по тем законам драматургии, которые всегда были свойственны американскому кино. Это история противостояния системе одного человека (Анатолий Тарасов) и тяжелого пути преодоления другого (Валерий Харламов). В отличие от советского пропагандистского кино в «Легенде 17» нет борьбы «хорошего с прекрасным», нет карикатурного врага, нет выдуманной проблемы. А есть история двух людей, которые старались сделать свою страну великой, несмотря даже на сопротивление страны.

Американский кинематограф не пережил таких серьезных кризисов, как российский. Известно, что именно американское кино спасло нацию во время великой депрессии. И главным спасительным фильмом стал вовсе не блокбастер о том, что Америка – великая страна, а экранизация романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» про войну севера и юга и о том, как одна беззаботная девушка, оказавшись в непривычных трудных условиях, не опустила руки, а взяла на себя ответственность за большую семью. Образ Скарлетт О'Хары помог многим американцам не сдаться, пережить трудности.

Подобную роль в СССР сыграли военные и послевоенные фильмы. Один из ярких примеров – фильм «Она защищает родину» про женщину, на глазах которой погиб ее ребенок, был призван разжечь в народе ненависть к врагу, фильм «Два бойца» (1943) - поддержать солдат на фронте, фильм «В шесть часов вечера после войны» (1944) – внушить народу веру в победу (знаменитая сцена встречи героев на фоне салютов над Кремлем была снята и даже показала за полгода до окончания войны). Послевоенные фильмы «Дом, в котором я живу», «Летят журавли», «Судьба человека» помогали людям пережить ужасы войны и вселяли надежду, что она больше не повторится.

Но сегодня, к сожалению, российское кино не может конкурировать с американским по части воспитания патриотизма. Американцы тут обогнали не только Россию, но и весь мир. Именно американский киногерой спасает человечество от разных угроз. Помимо мира этот герой всегда спасает американский флаг, Белый дом и президента («Падение Олимпа» (2012), «День независимости» (1996), «Самолет президента» (1997)). Таким спасателем может быть даже ребенок («Фома неверующий» (2008)). К тому же из американских фильмов многие знают, как выглядит Америка. Во многих американских фильмах действие разворачивается на улицах Нью-Йорка и Вашингтона. Наверное, каждый уголок Нью-Йорка когда-то появлялся в кино, но основные достопримечательности часто играли свои роли. Заглавный герой «Аферы Томаса Крауна» (1999) крадет картину Клода Моне из Метрополитена, инопланетяне нападают на Тайм-сквер («Трансформеры: Месть падших»), Манхеттен уничтожает огромная волна цунами («Столкновение с бездной»). Также нападениям регулярно подвергается Статуя Свободы – в кино она падала с постамента более 50 раз. Эмпайр Стейт Билдинг появляется более чем в 250 фильмах (полный список можно посмотреть на сайте небоскреба), Человек-паук кидает свою паутину между Башнями-близнецами. После трагедии 11 сентября американские киностудии затирали изображение Башен-близнецов в уже готовых фильмах, чтобы не травмировать нацию. Наверное, скоро в кино появится новая огромная башня, которую сейчас достраивают на месте Всемирного торгового центра. Но это все - символика.

Очень важным в американском кино является месседж зрителю – «Америка – самая свободная страна в мире», «Америка заботится о каждом своем гражданине и не бросит его на произвол судьбы ни за что» («Спасение рядового Райна»), «В Америке уважаются и соблюдаются все права и свободы граждан, кем бы они ни были по цвету коже, вероисповеданию или социальному положению», «Только в Америке ты можешь реализовать Американскую мечту, то есть изменить жизнь к лучшему».

Конечно, в Америке снимается и множество независимых фильмов, в которых авторы развенчивают множество американских мифов, осуждают военную политику Америки, поднимают множество социальных проблем, показывают совсем не идеальную страну, но распространение этих фильмов не так велико, как распространение фильмов студий-мэйджоров, которые выходят почти в каждом населенном пункте планеты.

Российское независимое кино тоже пользуется успехом на фестивалях, но смотреть народные патриотические фильмы зрители не хотят – они фальшивые. На волне успеха «Легенды номер 17» вышел еще один фильм про спортсменов – «Чемпионы» (пять историй олимпийских чемпионов), но успеха «Легенды» он не повторил, а занял лишь 13е место в таблице кассовых сборов. Фильм «В спорте только девушки» (прокат еще не закончен) стоит в этой таблице еще ниже.



ВЫВОД

Я провел опрос среди одноклассников и друзей – что они думают про патриотическое воспитание в школе. Большинство из опрошенных считают, что патриотическое воспитание в школе должно быть, но любовь к родине нельзя навязать. Это как с религией. Рассказывать и объяснять нужно, но требовать безусловной любви и принятия этой веры нельзя. Если человек хочет уехать из страны, нельзя называть его врагом народа и пр. Если человек критикует свою страну и требует перемен, то он может быть большим патриотом, чем тот, кто ее хвалит за все подряд.

Наше исследование не закончено. Оно находится в развитии и мы продолжим углубляться в эту тему, изучать положительные и отрицательные примеры для того, чтобы понять - как правильно прививать школьникам любовь и уважение к своей стране, и что такое настоящий патриот.

ПЕРСПЕКТИВА

Моя работа пока не закончена. Я продолжу свое исследование и на тему патриотизма и на другие темы, связанные с американским образом жизни. В ближайшее время я планирую разработать альтернативную программу воспитания патриотизма в школах. Мне кажется, что мое исследование будет интересно моим сверстникам, и, действительно, сможет помочь нашей школе, и другим школам найти более верный подход к непростой теме воспитания патриотизма.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И.Ильф, Е.Петров, «Одноэтажная Америка. Письма из Америки», из-во «Текст», 2012

С.Ю. Афонькин, «Знакомьтесь: Северная Америка» (школьный путеводитель), из-во «Тимошка». 2010

Д.Дугаев, М.Визель «Нью-Йорк» (путеводитель), из-во «Афиша», 2006

В.Познер, И.Ургант, «Одноэтажная Америка», фильм, 2008

В.Флеминг «Унесенные ветром», фильм, 1939

О.Стоун «Нерассказанная история США», фильм, 2012

http://thisisusa.ru/americandream - последнее посещение 01.10.2013

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%87%D1%82%D0%B0 - последнее посещение 01.10.2013

http://bashni.info/empajr-stejt-bilding-empire-state-building-new-york/- последнее посещение 31.09.13.

http://ijnet.org/ru/stories/54526 - последнее посещение 05.10.13

http://www.bbc.co.uk/russian/international/2011/05/110506_arlington_cemetery_feature.shtml - последнее посещение 07.10.13.

http://www.smolinfo.net/index.php?option=com_content&view=article&id=1171&Itemid =456 - последнее посещение 5.10.13

http://redigo.ru/geo/North_America/USA/poi/13622 -последнее посещение 8.10.13

http:/ /www.newseum.org/index.html - последнее посещение 6.10.13

http://tonkosti.ru/Статуя_Свободы_в_Нью-Йорке - последнее посещение 8.10.13

http://www.metmuseum.org - последнее посещение 4.10.13.

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/METROPOLITEN-MUZE.html - последнее посещение 30.09.2013



Викисловарь http://ru.wikiquote.org/wiki/Патриотизм

http://ru.wikipedia.org/wiki/Патриотизм
Каталог: portal -> system -> competition project -> docs -> attachments -> 000 -> 000
000 -> Департамент Образования города Москвы Северное окружное управление образования
000 -> Департамент Образования города Москвы Северное окружное управление образования
000 -> Гбоу гимназия №1570 оценка функциональной подготовленности учащихся старшего школьного возраста
000 -> «Планеты солнечной системы»
000 -> Частное учреждение
000 -> Оглавление общего проекта
000 -> Исследование результатов. 15 II. Выводы и рекомендации 17 Литература 18 Приложение 19 Введение Однажды при подготовке домашнего задания по биологии мне попалось стихотворение Марка Бениаминовича Львовского «Ведём с природой мы войну»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал