«детская школа искусств №27»



страница1/3
Дата12.06.2018
Размер0.68 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Новосибирска

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 27»

Россия,630068,г. Новосибирск, ул.Ученическая,21 т/факс 338-93-25,338-70-40

Рассмотрена и одобрена

на заседании Педагогического совета



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУДОД ДШИ № 27



Протокол № от 31.08.2015г

_________________Е.А. Кожедубова




ОП «ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ-

ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

ШКОЛА АНИМАТОРОВ»

Срок обучения 5 лет

Дети возраста 7 - 14 лет
Составитель:

Меньшикова Т.В.-преподаватель театрального искусства

2015

СОДЕРЖАНИЕ

1.   Общая пояснительная записка………………………………………….3


2.    Учебные дисциплины (общая характеристика ,распределение объема учебных часов в зависимости от года обучения)…………………………14
3.    Учебная дисциплина «Беседы о театральном искусстве» (пояснительная записка, календарно-учебный план ,содержание программы, ожидаемые результаты)…………………………………………………… 14

4.Учебная дисциплина «Сценическая речь» (пояснительная записка ,календарно-учебный план ,содержание программы, ожидаемые результаты)…………………………………………………………………..23

5.Учебная дисциплина «Режиссура праздников» (пояснительная записка, календарно-учебный план ,содержание программы, ожидаемые результаты)…………………………………………………………………..30

6.Методическое обеспечение программы…………………………………43

7.Педагогический мониторинг……………………………………………..45

8.Материально-техническое обеспечение программы……………………46

9. Литература…………………………………………………………………47

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дополнительная образовательная программа «Основы театрального искусства. Школа аниматоров» направлена на удовлетворение эстетических потребностей учащегося, способствует формированию ее сознания, расширяет жизненный опыт, способствует   духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.




Направленность дополнительной образовательной программы
Данная дополнительная образовательная программа имеет социально- педагогическую и художественно – эстетическую направленность.
     Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу.    
Совершенствование «аппарата переживания» (К.Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует   духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.
Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально- творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения.

Новизна программы

Данная образовательная программа имеет свои корни и причины для внедрения ее в образовательный процесс ДШИ № 27. Постепенно, в ходе учебного процесса и общения с родителями учащихся, а так же с разными категориями людей, посещающих массовые праздничные школьные программы, выяснялось, что в современное сложное время высоких технологий в развитии и воспитании детей и подростков существуют ряд проблем. Эти проблемы мешают ребенку быть коммуникабельным, контактным, общительным и организованным. В тоже время, каждый из учащихся мечтает ощутить себя лидером, но на пути к лидерству и успеху встаёт непроходимая стена cобственных комплексов неуверенности, невостребованности и даже отвергнутости со стороны сверстников. Основными причинами комплексов, на первый взгляд, являются банальные ситуации:

-дефицит общения ребенка в семье, во дворе, в компании сверстников (происходит замыкание в собственный мир с телевизором или компьютером);

-отсутствие культуры общения, игровой культуры (дети не знают ни комнатных, ни уличных игр);

-неумение ребенка творчески мыслить, самому сочинять истории и сказки

В связи с этими проблемами у ребенка занижается самооценка, возникает состояние равнодушия, а затем и вообще нежелания чем либо заниматься.



  • В нашей школе искусств представлен большой спектр возможностей для выбора какого- либо жанра искусства с целью развития талантов и способностей, но, возможно, ни у каждого ребёнка есть талант к музицированию, пению, ИЗО и ДПИ. Особенность жанра театрального искусства заключается в том, что если ребенок даже не преуспевает в актерских способностях, то обучаясь на театральном отделении, он развивает творческое воображение, учится общаться со сверстниками и бороться с личными комплексами.

Учитывая современные технологии, специфические особенности нового поколения и родителей и детей, появилась необходимость внести в образовательный процесс на базе театрализованной деятельности более новые методы и способы развития и образования ребенка. Очень важно учесть, чтобы эти методы не усугубили без того перегруженность ребенка в общеобразовательных школах. Поэтому, придя на занятия в ДШИ, необходимо, чтобы учащийся был включен в более активный эмоциональный обучающий процесс с наибольшим количеством практических занятий, предполагающих элементы состязательности между группами. Таким образом, осуществляется возможность раскрытия способности учащегося через игровую деятельность.

В начале 1990-х годов в культурной жизни страны, города Новосибирска, появилось такое направление, как праздничная анимация.

Первые аниматоры развлекательных программ - это были взрослые люди с образованием, полученным в колледжах и институтах культуры, затем молодые люди и подростки, отличавшиеся большим даром творческого лидерства, организацией интерактивных способов работы с различными аудиториями людей и в различных пространствах (летние площадки, парки ,уличные детские городки.).Аниматор развлекательных программ удивительно органично соединяет в себе актерские, сценарные и режиссерские способности и навыки, плюс высокий уровень качественной творческой импровизации. Можно посчитать такие организаторские способности врожденным даром, а можно и развивать их у детей, начиная с 7-9 лет. Для полного обучения искусству анимации необходимо ознакомиться с основами - базовыми знаниями театрального искусства (беседы о театре, актерское мастерство, сценической речь, постановка и режиссура), ввести предмет «Режиссура праздников или основы режиссуры праздничной анимации» для наиболее успешного получения результатов обучения. Также необходимо включить в программу обучения практические занятия с целью научить применять полученные навыки и знания, чтобы в последствии, по завершению обучения, учащийся мог самостоятельно заявить о себе, как начинающий аниматор. Следовательно, в процессе обучения, ребенок получает знания основ театрального искусства через современные методики, в частности через обучение искусству организации игры и праздника.

Данная программа обучения реализуется в образовательном процессе общеэстетического отделения ДШИ № 27, поэтому ее ориентированность на художественно-эстетическое развитие детей вполне обоснована. В настоящее время эстетическое воспитание учащихся направлено на обучение способностей воспринимать и ценить прекрасное в жизни и в произведениях искусства, а так же самому вносить элементы прекрасного во все стороны жизни и творчески проявлять себя в искусстве. Из различных направлений художественно-эстетической деятельности на первое место можно вывести театрализованную деятельность, так как:

-театральное искусство является синтетическим (объединяет в себе художественное слово, музыку, пластику, танец, декорационно-художественное оформление);

- театрализованная деятельность близка к игровой (наиболее доступной в развитии ребенка). В игре формируются все стороны личности ребенка, а так же приобретается способность представлять себя на месте другого, согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре;

-театрализованная деятельность положительно и успешно воздействует на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных ,организаторских ,оформительских, двигательных);

-обучение искусству театра поможет ребенку хоть на некоторое время оторваться от пагубного воздействия виртуальных компьютерных игр;

-обучение основам театрального искусства, позволяет ребенку выйти на современные креативные результаты самовыражения (навыки и умения быть лидером, организатором, постановщиком и режиссером, а так же актером- аниматором досуговых программ).

При написании рабочей программы «Режиссура праздников» раздела «Праздничная анимация» было уместно и целесообразно изучить учебное пособие И.И.Шульга «Педагогическая анимация»(2010 г.). Не смотря на то, что это учебное пособие предназначено для обучения студентов с целью профессионального обучения педагогов-аниматоров, в нём содержится много ценной методической информации для организации допрофессионального обучения искусству анимации, то есть в системе дополнительного образования. В данной исследовательской работе была возможность изучить и применить знания об исторических и социальные предпосылках возникновения анимации, как креативной формы организации досуговой деятельности школьников, а так же определение понятий «социальная анимация», «праздничная анимация», «педагогическая анимация». В данном пособии освещены теоритические основы анимации, методики проведения игровых практикумов, которые были использованы при написании программы.

В образовательной программе нашли применения вопросы организации различных досуговых мероприятий и исторические аспекты возникновения и развития таких понятий, как свободное время, досуг, досуговая деятельность, изложенные в учебном пособии Исаевой И.Ю. «Досуговая педагогика»(2010 г.)


Цель программы:

Создать условия для развития  творчески   активной личности учащегося средствами театральной деятельности, содействия его жизненному и профессиональному самоопределению.



Задачи программы:

- обучение   основам театральной деятельности;


- формирование навыков актёрского мастерства;
- развитие творческих артистических способностей детей;
- развитие коммуникативных и организаторских способности учащихся;
- формирование художественно- эстетического вкуса;
- воспитание социальной активной личности учащегося;

-формирование из учащегося с помощью различных методик театральной деятельности – ребенка, творческого лидера (актера-аниматора, аниматора-организатора, аниматора-режиссёра, аниматора-сценариста и т.д.)



Условия реализации программы
Набор учащихся на ОП «Общеэстетическое образование – основы театрального искусства» (Школа аниматоров) осуществляется с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к театральному виду деятельности. Обучение по данной программе проходит по учебному плану, утвержденному администрацией ДШИ №27 и включает в себя следующие дисциплины:

-«Беседы о театральном искусстве»

-«Сценическая речь»

-«Режиссура праздников»




Педагогическая целесообразность программы

Реализация программы позволяет включить механизм разностороннего развития личности и достичь комфортных условий для ее творческой самореализации.


Программа в контексте заданной цели -комплексная, профессионально-ориентированная, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики.  Образовательная программа предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний,  эффективно готовить учащихся к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение детей и подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.

В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:

- принцип гуманизации;


- принцип самоценности личности;
-принцип увлекательности;
-принцип креативности.

Личностно-ориентированный,  интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.


Комплексно-целевой подход к образовательному процессу предполагает:

-  дифференцированный подбор  основных средств  обучения и воспитания;


-  демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащегося;
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов юных актёров-аниматоров, юных режиссеров массового театрального действия.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета;  интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания,  развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастер-класс профессиональных артистов. Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.

 2. Настоящая программа является модифицированной, адаптирована для условий ДШИ №27, составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования. 

3. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту в специализированных (театральных ,педагогических) учебных заведениях.

4. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого учащегося  индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля, театрализованного представления, массовой театрализованной программы).

5. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья учащегося.       


Занятия театральным искусством и искусством праздничной анимации очень органичны для детей и подростков, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.

Характеристика программы

Программа предназначена для работы с детьми и подростками (7-15 лет), в объёме 160 часов в один учебный год и рассчитана на 5-годичный срок реализации. Кроме того, в соответствии с учебным планом на каждого учащегося, по усмотрению преподавателя, определено 0,5 часа на индивидуальные занятия с целью подготовки и репетиций к сценическим выступлениям.

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.  Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации учебных занятий: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления, индивидуальные занятия с целью подготовки к сценическим выступлениям.

Обучение по программе состоит из трёх этапов.

Первый этап – ознакомительный (1 год обучения ).

Основная цель работы с учащимися на первом этапе – активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания.


Основные задачи:
-    ознакомить с многообразием различных видов театрального искусства, приобщить к театральной культуре в системе искусств;
-    оказать помощь в овладении навыками межличностного общения и совместной деятельности в группе;
-    выявить индивидуальные особенности, творческие возможности учащихся.

Второй этап – основной (2 и 3 год обучения).

Основная цель – оказание содействия учащимся в процессе самопознания и саморазвития.
Соответственно, основными задачами деятельности на втором этапе являются:
-    сформировать внутреннюю мотивацию учащихся к развитию собственного творческого потенциала;
-    ориентировать на профессиональное самоопределение.

Третий этап – заключительный (4-й и 5-й годы обучения).

Основная цель – совершенствование на уровне творчества в процессе самореализации личности учащегося
Задачи:
- формировать социально-адаптированную, творчески активную личность;
- ориентировать на жизненное и профессиональное самоопределение.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате реализации программы каждый воспитанник должен

Знать:

- историю театра и театрального искусства;


- теоретические основы актёрского мастерства;
- этапы работы над спектаклем;
- законы сценического действия;
- историю и виды грима;
- основные приёмы гримирования;
- теоретические основы сценической речи;
- принципы построения литературной композиции и написания сценария;
- этикет и манеры поведения, историю костюма

-техническое устройство сцены и техника безопасности нахождения на ней;

-основы драматургии и режиссуры массового праздника;

-основы профессионального мастерства режиссера;

-.основы мастерства праздничной анимации.

Уметь:


- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
- представлять движения в воображении и мыслить образами;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
- самостоятельно анализировать постановочный план;
- создавать точные и убедительные образы;
- самостоятельно накладывать грим согласно образа;
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Владеть:


- элементами внутренней и внешней техники актёра;
- приёмами аутотренинга и релаксации;
- словесным действием в спектакле;
- трюковой техникой;
- сценической пластикой;
- речевым общением;
- скульптурно – объёмными приёмами гримирования; 

-основными навыками актера-аниматора ( изготовление реквизита и умелое обращение с ним, работа с приглашениями и рекламой, умение установить контакт со зрителями и участниками игрового действа, техника владения аудиторией в качестве творческого лидера).

По окончанию  курса обучения у учащихся должно быть сформировано умение  самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности;  быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы.
В результате реализации программы обучающиеся становятся настоящими любителями театра и массовых театрализовано-игровых представлений , активными участниками  культурных мероприятий, проводимых в классе, школе, на сценических площадках района и города. Таким образом учащиеся отделения осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих.
Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса, также включает в себя традиционные формы контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих способностей; характеристику уровня творческой активности учащегося
Основными формами подведения итогов по предметам образовательной программы «ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ-ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА» является контрольные занятия в конце I и II полугодия, участие учащихся отделения в конкурсах чтецов и конферансье, театральных конкурсах и фестивалях искусства анимации городского, областного, регионального уровня.
По окончании курса обучения учащиеся получают свидетельства установленного образца.

2.   УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОП «ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ-ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА» ШКОЛА АНИМАТОРОВ

Предметы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

экзамен

1.Беседы о театральном искусстве

1час

1час

1час

1 час

----------




2.Сценическая речь

1 час

1 час

1 час

1 час

----------




3.Режиссура праздников

( 5-й год обучения –в этой дисциплине происходит разделение на другие дисциплины по 1 часу на каждую:1)основы режиссерского мастерства,2)основы мастерства праздничной анимации,3)игра и праздник,4)мастерство ведущего программы, актера-аниматора,5)драматургия массового театрализованного действа



3 часа

3 часа

3 часа

3 часа

5 часов

5 класс

4.Индивидуальные занятия(подготовка и репетиции сценических выступлений)

0,5 часа

0,5 часа

0,5 часа

0,5

0,5




ИТОГО

5,5 часа

5,5 часа

5,5 часа

5,5

5,5






3.Содержание ОП «Общеэстетическое образование - основы театрального искусства» школа аниматоров


Дисциплина 1. «Беседы о театральном искусстве»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В системе обучения основы театрального искусства важную роль играет предмет «Беседы о театральном искусстве». Обучение этому предмету способствует повышению общекультурного уровня учащихся, пробуждению интереса к познанию истории театра, накоплению знаний в области театральной терминологии, театрального этикета.

Изучение предмета должно помочь учащимся ориентироваться во всем многообразии теории театрального искусства. Очень важно привить в процессе обучения гордость за отечественную театральную культуру, помочь ощутить ее самобытность и неповторимость.

Преподавание изучаемого материала должно быть доступным, понятным и увлекающим. Беседа, как средство обучения, несет в себе завязку, кульминационные моменты и расстановку акцентов.

Контроль и учет успеваемости должен проводиться систематически. На первом этапе контроль должен быть ненавязчивым, больше в игровой форме. Опрос по теме – одна из форм общения с педагогом.

В задачу воспитания знаниями о теории в жанре театра входит развитие познавательных навыков и применение их на практике.

В процессе обучения должна правильно формироваться, как актерская, так и зрительская культура.

Особенностями изучения учащихся предмета « Беседы о театральном искусстве» в рамках обучения по программе «Основы театрального искусства. Школа аниматоров» являются:

-акценты на знание театральной терминологии;

-более подробное изучения театральных жанров «Театр одного актера», «Театр улиц и площадей»;

-сосредоточение внимания на исторические и социальные корни зарождения праздничной анимации;

-привитие знаний о театре, как о синтетическом искусстве и его роли в современной культуре.



Учебно-тематический план на 1 год обучения(32 часа)

Дата

Наименование основного раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

сентябрь

Театр-искусство коллективное .Составляющие театрального искусства .Основные термины. .Театральный словарь.

3

1

4 часа

октябрь

Зритель в зрительном зале. Зрительский этикет.

1

1

2 часа

октябрь-ноябрь

Создатели спектакля(сценарист, постановщик , режиссер, актер, суфлер, технические службы)

3

1

4 часа

ноябрь

Театр-диалог зрителя и создателя

1




1 час

декабрь

Основные инструменты работы актера(речь, пантомима, поза, пластика, жест, мимика, маска)

Контрольное занятие за 1-е полугодие



2

1

3 часа
1 час

Январь

История театральной рекламы. Скоморохи-зазывалы

1

1

2 часа

Февраль

Скоморохи-первые актеры и праздничные аниматоры на Руси

3

1

4 часа

Март

Музы-покровительницы театра(Мельпомена, Терпсихора, Талия).Апполон -покровитель искусств.

2

1

3 часа

апрель

История театрального костюма и грима

3

1

4 часа

май

Особенности жанра «Театр одного актера»

2

1

3часа

май

Контрольное занятие по окончанию 2-го







1 час




полугодия










Содержание 1 года обучения:

1.Театр- искусство коллективное. Составляющие театрального искусства. Знакомство с основными теоретическими понятиями. Значения основных терминов.

Практическое занятие: викторина «Его Величество Театр»

2.Зритель в зрительном зале. Изучение терминов -овация, браво, бис, скандирование.

Практическое занятие: викторина «Зрительский этикет».

3.Создатели спектакля. Профессиональные обязанности и творческое мастерство сценариста, постановщика, режиссера, балетмейстера, репетитора, актера, суфлера, техников сцены).

Практическое занятие: Ролевая игра «Театр, который создали дети».

4.Театр-диалог зрителя и создателя. Методы воздействия на зрителя создателей спектакля с целью установления взаимопонимания.

5.Основные инструменты актера (речь, пантомима, поза, пластика, жесты мимика, маска, костюм, грим).

Практическое занятие: театр-экспромт «Сказка -пантомимой».

6.История театральной рекламы от скоморохов-зазывал до современных технологий .Отличительные особенности рекламы театральных действия.

Практическое занятие: Знакомство с текстами, зазывающими публику.

7.Скоморохи-первые актеры и праздничные аниматоры. Самобытное мастерство первых русских актеров. Скоморох -актер разных жанров и амплуа. Применение театральных традиций скоморошины в методологии современной праздничной анимации.

Практическое занятие: Знакомство с историей скоморошины по иллюстрациям и сценариям.

8.Музы-покровительницы театра. Мельпомена. Терпсихора. Талия. Апполон-покровитель искусств. Страницы мифов .Образы музыкального театра на сцене.

Практическое занятие: викторина « О театре, музах и мифах».

9.История театрального костюма, грима, бутафории. Страницы истории от театров древности до современности.

Практическое занятие: изучение основ грима по иллюстрациям и методической литературе.

10.Особенности жанра «Театр одного актера». Знакомство с термином «моноспектакль». Мастерство актера в моноспектакле. Применение жанра «Театр одного актера» в методике обучения актера-аниматора.

Практическое занятие: просмотр «моноспектаклей» в исполнении известных актёров.

В конце каждого полугодия (в декабре и мае проводится по 1-му контрольному занятию) в форме опроса.

Учебно-календарный план 2 год обучения(всего-32 часа)

№ п-п

Наименование разделов, тем

Количество часов

теория

практика

всего

сентябрь

Истоки театра .Ритуалы охот. Появление театра из ритуала -разделение на зрителя и исполнителя.

3

1

4

октябрь

Исторические корни ритуалов, состязаний , празднеств, массовых зрелищ

3

1

4

ноябрь

Древнегреческий театр .Герои античных спектаклей

2

1

3

декабрь

Музыкальные театральные жанры

Контрольное занятие за 1 –е полугодие



2

1

3

1 час


январь

Театры Италии, Франции ,Германии ,Англии .Их характерные особенности.

2

1

3

февраль

Исторические страницы возникновения и развития театров кукол

3

1

4

март

Театры на Руси(крепостной театр ,вертеп, раек, балаган)

3

1

3

апрель

Первый русский театр Волкова, возникновение МХАТ

2

1

3

май

Страницы истории театрального искусства в 20-м веке, основные его жанры

Контрольное занятие за 2-е полугодие



2

1

3
1 час

Содержание программы 2 года обучения:

1.Истоки театра. Имитация ритуала охот. Появление театра из ритуала- разделение на зрителя и исполнителя.

Практическое занятие : знакомство с древними рисунками, изображающими ритуалы охот, по иллюстрациям.

2.Исторические корни ритуалов, состязаний, празднеств( от древности до сегодняшних дней).Страницы истории Олимпийских игр, средневековых турниров. Петровских ассамблей, придворных императорских балов. Лучшие традиции древних празднеств.

-в современных театрализованных зрелищах

Практическое занятие: Знакомство с историей празднеств по иллюстрациям, журнал «Праздник».

3.Древнегреческий театр. Герои античных спектаклей

Практическое занятие: знакомство с древнегреческим театром по иллюстрациям

4.Музыкальные театральные жанры .Опера .Оперетта .Мюзикл.

Практическое занятие: просмотр фрагментов из оперы, оперетты, мюзикла

5.Театры Италии , Германии, Англии, Франции. Их характерные особенности. Исторические страницы возникновения, развития и расцвета..

Практическое занятие: знакомство с искусством театров Европы по иллюстрациям.

6.Театры кукол. Страницы истории. Разновидности(перчаточные, ростовые, марионетки, тростевые, пальчиковые).

Практическое занятие: знакомство с методиками изготовления и кукловождения.

7.Первые театры на Руси (крепостной театр, вертеп, раек, балаган)

Практическое занятие: Викторина «Герои и персонажи первых русских театров».

8.Первый русский театр Волкова. Возникновение МХАТ.

Практическое занятие: Знакомство с репертуарами театров и их прославленными актёрами по иллюстрациям.

9.Страницы истории театра в 20-м веке .Многообразие образов и жанров. Деятельность корифеев театрального искусства.

Практическое занятие: «Знакомство с особенностями драматургии агит-бригадного представления».

В конце каждого полугодия (в декабре и мае проводится по 1-му контрольному занятию) в форме опроса.
Учебно-календарный план 3 год обучения(всего 32 часа)

Даты

Название основного раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

сентябрь

Театр сегодняшнего дня(жанры, темы, образы)

3

1

4 часа

октябрь

Театры нашего города(история, репертуар)

3

1

4 часа

ноябрь

Современные массовые театрализованные зрелища

2

1

3 часа

декабрь

Театр марионеток

1

1

2 час

декабрь

Современная терминология театрального шоу

Контрольное занятие за 1-е полугодие



1




1 час

1 час


Январь-

февраль


Современные театрализованные праздники России

5

1

6 часов

Март-апрель

Композиция и сценарий театрализованного действа

4

3

7 часов

май

Особенности театрального жанра «Театр улиц и площадей»

2

1

3 часа






Контрольное занятие за 2-е полугодие







1 час

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 года обучения:

1.Театры сегодняшнего дня. Отличительные особенности классического театра прошлого и сегодняшнего (жанры, репертуар,образы,литературный язык сценария спектакля).Модернизм. Абстракция. Особенности декораций, костюмов, реквизита .Практическое занятие :изучение афиш и сцен из спектаклей по иллюстрациям.

2.Театры нашего города. Знакомство с деятельностью Новосибирских театров (Театр Оперы и балета, «Красный факел», «Глобус», Театр оперетты, «Старый дом», Драматический театр С.Афанасьева и др.). Особенности каждого театра, жанровое многообразие, репертуарная политика. Биографические страницы, историческое прошлое ,известные и заслуженные деятели театра.

Практическое занятие: изучение афиш и сцен из спектаклей, портреты актеров и режиссеров по иллюстрациям, театральным программкам спектаклей. Посещение 1-2 театров, просмотр спектакля, обсуждение.

3.Современные массовые театрализованные зрелища. Олимпийские игры. Спортивные праздники. Карнавалы. Фестивали..Раскрытие возможностей театрального искусства в достижении зрелищности ,эмоциональной позитивности. Театрализация, как основная форма творческой организации зрелищ.

Практическое занятие: Знакомство со сценарием карнавала по видеозаписям.

4.Театр Марионеток .Исторические страницы возникновения. Разновидности кукол. Знакомство с техникой изготовления кукол .Особенности репертуара театра марионеток.

Практическое занятие: знакомство с театром марионеток по иллюстрациям и видеозаписям.

5.Современная терминология театрального шоу.

6.Современные театрализованные праздники России .Новогодние празднества. День защитника отечества .День Победы. День Семьи. День Славянской письменности и культуры. День России. День Города. Исторические страницы. Репертуарные особенности. Методы театрализации.

Практическое занятие :знакомство со сценарием и ходом проведения Дня Города в Новосибирске по видеозаписям.

7.Композиция и сценарий театрализованного действа. Теоретические принципы профессиональной композиции ( пролог, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал).Роль каждой составляющей части композиции в зрелищности и в восприятии публикой действа, как целостного драматургического произведения.

Практическое занятие(3 часа): знакомство с композицией театрализованного действа на конкретном сценарии.

8.Особенности театрального жанра «Театр улиц и площадей». Оригинальность замысла. Особенности режессуры. Собственные формы и методы эмоционального воздействия на публику. Креативность в актерской работе(владение умениями и навыками актера-аниматора)

Практическое занятие: знакомство с искусством праздничной анимации по иллюстрациям журналов «Праздник» и по видеозаписям.

В конце каждого полугодия (в декабре и мае проводится по 1-му контрольному занятию) в форме опроса.


Учебно-календарный план 4 год обучения(всего 32 часа)

Даты

Название основного раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Сентябрь-октябрь

Сценическое действие и его элементы

6

2

8 часов

Ноябрь-декабрь

Работа над пьесой и спектаклем

Контрольное занятие за 1-е полугодие



4

2

6 часов
1 час

Январь-февраль

Образовательная система Станиславского

5

2

7часов

Март-апрель-май

Основы классической драматургии .Драматургия театрализованных представлений.

4

4

8 час

май

Контрольные занятия по завершению курса предмета







2 час


Содержание программы 4 год обучения:

1.Сценическое действие. Важнейшие признаки сценического действия. Создание условий подлинности сценического действия. Сценическое действие как действие в вымышленных условиях.

Практические занятия : знакомство со сценическим действием через систему упражнений, игр и этюдов(2 часа)

2.Работа над пьесой и спектаклем (знакомство с литературным текстом и его автором, раскрытие основного замысла будущего спектакля, выбор методов достижения цели, идейно-тематический анализ пьесы, характеристики образов, репетиции в выгородке, работа над мизансценами)

Практические занятия: Работа с литературным текстами пьес «Горе от ума»(Грибоедов), «Венок сапфиров»(Агапкина)(2 часа)

Контрольное занятие за полугодие.

3.Образовательная система Станиславского. Актёрская речевая техника. Техника творческого самочувствия .Создание первой студии Художественного театра. Актёрские тренинги по Станиславскому.

Практическое занятие : знакомство с системой Станиславского через просмотр документальных фильмов.

4.Основы классической драматургии (Драма как род литературы и искусства, Композиция драматургического материала .Действенно-событийный анализ драматургического произведения.)Драматургия театрализованных представлений(игровой характер драматургии, идейно-тематическое содержание массового зрелища, ход игры сценарной драматургии ,композиция ,монтаж как способ смыслового построения сценария)

Практические занятия: Знакомство со сценариями театрализованных представлений «День города», «Широкая масленица», «День защиты детей», «День Победы»

Итоговое занятие по завершению обучения курсу предмета «Беседы о театре» в форме контрольного опроса учащихся.


Дисциплина 2. «Сценическая речь»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель: развитие психотехнических навыков юного актера для убедительной передачи мысли автора зрителю.


Задачи:
- совершенствовать голосовой аппарат ребенка как «аппарат переживания» и «аппарат воплощения» для передачи мысли автора зрителю.
- следовать рекомендациям узких специалистов (актеров-практиков, актеров-педагогов, врачей -фониаторов и др.), работающих с голосовым аппаратом, в целях его физической сохранности.
Данная дисциплина включает в себя работу над техникой речи и литературным художественным текстом. В работу над техникой речи входит освоение приемов, снятие мышечных зажимов голосового аппарата, работа над дикцией, правильной орфоэпией и выстраивание логико интонационной структуры речи.
В работу над литературно-художественным текстом входит освоение общих основ работы над словом в мастерстве актера, поиск путей, воплощение сверх задачи, словесного действия, освоение предложенного текстом обстоятельств, выработка умения осваивать стилистику авторского текста и обучение применения навыков, полученных в работе над техникой речи и с литературным текстом.

В процессе обучения необходимо сделать акценты на особенности речевой культуры актера-аниматора, с целью борьбы с жаргонизмами, сленгом, словами-паразитами, то есть явлениями в разговорной речи, которые в настоящее время настойчиво проникают в сценическую языковую культуру и оказывают негативное воздействие на развитие личности учащегося.




Учебно-календарный план -1 год обучения (всего 32 часа)


Даты

Наименование основного раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

сентябрь,

октябрь


Орфоэпия

Содержание и понятие орфоэпии.



4

2

6

октябрь-ноябрь-декабрь-январь

Дыхание

Виды дыхания

Системы дыхания


8

4

12

февраль-март-

апрель-май



Звуки

Гласные звуки

Согласные звуки


9

4

13


май

Контрольное занятие за год







1 час



Содержание дисциплины


Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Представление
2015 -> Городу иркутску 355 лет Иркутский хронограф
2015 -> Закон о промышленной безопасности опасных
2015 -> Грузовое судно, которое частично использует солнечную энергию, было построено японскими судостроителями на верфи «Imabari Shipbuilding Industry Ltd»
2015 -> Подготовил:
2015 -> О материально-техническом обеспечении основной профессиональной образовательной программы высшего образования ординатуры
2015 -> Реестр наилучших «зелёных» технологий


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал