Дипломная работа История строительства монастыря Оптина пустынь в первой половине ХIХ века Предмет: История Русской Церкви



страница1/6
Дата23.10.2016
Размер0.84 Mb.
ТипДиплом
  1   2   3   4   5   6


«*► Д





Московская духовная академия

Сектор заочного обучения

кафедра Церковной Истории

Дипломная работа
История строительства монастыря Оптина пустынь

в первой половине ХIХ века
Предмет: История Русской Церкви

Автор: Выпускник МДА СЗО 2015г.

иеродиакон Гавриил (Рожнов)

Научный руководитель Кожевников И.Е.

Сергиев Посад

2015


Оглавление

«Оптина, в настоящее время есть,

бесспорно, лучший монастырь

в России…»
Свт. Игнатий Брянчанинов,

1856 г.
Введение

Историю Русской Православной Церкви невозможно представить без истории монастырей, которые в течение многих веков являлись источниками духовных и культурных ценностей нашего народа. Среди них совершенно особое место занимает Введенский Ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь.

К середине ХIХ века Оптина пустынь становится одним из центров духовной жизни, тем «духовным костром», у которого по выражению замечательного русского религиозного философа Георгия Федотова «отогревается замерзшая Россия»1. Монастырь стал одним из тех заветных святых мест, к которым за хлебом духовным шел ищущий вечного спасения души русский человек. Без преувеличения, это был самый яркий духовный светильник Православной Руси в ХIХ веке, возожженный русскими людьми пред Богом и оказавший огромное влияние на судьбы России.

«Красива, величественна, многолюдна и знаменита в настоящее время Козельская Введенская Оптина пустынь. Не такова она была всего сто лет тому назад, - писал в 1898 г. Д.Д. Соколов2. Она до самого конца прошлого столетия стояла как бы в тени, была малоизвестным, бедным, незначительным монастырьком и вообще, в течение всего этого долгого времени не играла никакой более или менее выдающейся и видной роли в истории русской церкви и русского народа».

К концу ХVIII века прославленная впоследствии Оптина пустынь, приближалась к совершенному запустению. В ней оставалось лишь три престарелых инока, которые едва могли прокормить сами себя. Все строения, кроме соборного храма, были деревянные и крайне ветхие. Средств на содержание явно не хватало. Казалось, что обитель доживает последние дни.

Но, промыслом Божьим, это были последние дни упадка обители, за которыми настало время ее высшего развития, внутреннего и внешнего благоустройства и процветания.



Актуальность темы исследования

В настоящее время существует огромное количество литературы об Оптиной пустыне. В них феномен монастыря рассматривается в основном в двух аспектах: 1) старчество и его влияние на внутреннюю жизнь обители и внешнюю социальную среду; 2) издательская деятельность ее насельников. Между тем, Оптина пустынь – это многоплановый сложный архитектурно-ландшафтный и хозяйственный комплекс общероссийской культурной значимости со своей длительной и интересной историей развития.

Монастырский комплекс в период его расцвета – с середины ХIХ века, производил впечатление четко слаженного ансамбля, взаимоувязанного во всех составляющих экономического организма, искусно вписанного в природно-ландшафтную среду, являясь органичной оправой для главной жемчужины монастыря – духовной жизни и старчества.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года, после долгого периода богоборчества и запустения, Оптина пустынь, как памятник истории и архитектуры, был принят на государственную охрану. Началась постепенная, но явно не достаточная реставрация объектов монастыря.

После возвращения (правительственное распоряжение № 2453-Р от 17 ноября 1987 г.) Оптиной пустыни Русской Православной Церкви начинается бурное восстановление монастыря как единого архитектурно-хозяйственного комплекса. Эта работа активно продолжается и в настоящее время.

В связи с этим, видится актуальным исследовать историю строительства рассматриваемого монастырского комплекса, для аутентичного восстановления, сохранения и развития Оптиной Пустыни как культурно-исторического и мемориально-памятного места. Настоящая работа призвана, в определенной мере, решить поставленную задачу.



Объект исследования

Объектом данного исследования является Введенский Ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь как целостный архитектурно-хозяйственный комплекс. Иоанно-Предтеченский скит при монастыре отдельно в данном исследовании не рассматривается.



Предмет исследования – история строительства обители в первой половине ХIХ века. В основном этот период охватывает время настоятельства в Оптиной игумена Авраамия строителя (1796 – 1817 гг.) и игумена Моисея (1825-1862 гг.). При первом начинается активное возрождение монастыря после длительного периода запустения. Второй привел монастырское хозяйство в цветущее состояние и в основном сформировал архитектурный ансамбль обители.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей работы является комплексный историко-архивный анализ и историческая характеристика строительства монастыря Оптина пустынь в период становления основы архитектурно-пространственной и функционально-хозяйственной системы монастырского комплекса.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:


  1. провести анализ источников по истории строительства монастыря Оптина пустынь с учетом, как известных ранее, так и выявленных в ходе исследования;

  2. на основе собранного историко-архивного материала реконструировать историю строительства обители в период зарождения, развития и расцвета ее архитектурно-хозяйственного комплекса;

  3. проследить динамику, выделить и проанализировать основные этапы строительства монастыря;

  4. установить причины и предпосылки развития хозяйственной деятельности на каждом этапе;

  5. выявить и исследовать особенности строительства на каждом этапе;

  6. ввести в научный оборот новые архивные и рукописные материалы.

Хронологические рамки работы - первая половина ХIХ века - обусловлены историческим периодом возрождения и расцвета Оптиной пустыни. Основа пространственной, структурно-функциональной и хозяйственной системы монастырского комплекса была заложена игуменом Авраамием – настоятелем Оптиной пустыни с 1796 по 1817 гг., который начал основное каменное строительство в обители. При архимандрите Моисее – настоятеле обители с 1825 по 1862 гг., было продолжено активное строительство храмов и других зданий. В это время достигла расцвета хозяйственная деятельность монастыря и его духовная значимость. Рассматриваемый период расширен краткой исторической ретроспективой монастыря от начала его существования.

Методология исследования

Методологической и теоретической основой данного исследования являются принципы историзма и научной объективности, а так же системный и сравнительно-аналитический подход при анализе хозяйственно-строительной деятельности монастыря и изучении данных официальных архивных документов. Принцип историзма позволил рассмотреть хозяйственную деятельность монастыря с учетом конкретных исторических условий, в хронологической последовательности событий, выявить происхождение каждого явления, совокупность составляющих его элементов и степень влияния на дальнейшее развитие. Принцип научной объективности дал возможность изучить экономическое развитие обители с позиций документальной достоверности, избежать искаженных субъективных оценок прошлого и на основе привлеченных документальных материалов восстановить достоверную картину экономической истории монастыря. Использование системного и сравнительно-аналитического подходов позволило рассмотреть монастырь как целостный экономический организм, как единую архитектурно-хозяйственную структуру, как совокупность взаимосвязанных элементов, то есть как систему. Применение названных принципов сделало возможным исследовать совокупность фактов и явлений, связанных между собой общей динамикой и логикой развития.



Научная разработанность темы

Историографический комплекс Оптиной пустыни огромен. Однако в целом, значительная его часть, носит характер популярных изданий и может быть полезна лишь для общего знакомства с монастырем. Авторы не ставили себе исследовательских целей, поэтому для большинства работ характерно поверхностное, описательное изложение событий истории обители.

По историографии представленной темы дипломной работы можно найти довольно разрозненный материал от литературы справочного и статистического характера до более разработанных исследований, охватывающих различные периоды в истории монастыря, однако заметим, что, специального научного исследования по этой теме ранее не проводилось.

Первые опыты изучения истории строительства монастыря относятся к 1840-м гг., авторами выступают сами оптинские монахи. Затем литература в той или иной степени освещающая историю возрождения и развития Оптиной пустыни становилась все более массовой и разнообразной, особенно много работ вышло в конце ХIХ и начале ХХ вв. После 1917 г. и закрытия обители ее изучение в России практически остановилось. Непрерывность историографии обеспечили труды эмигрантских авторов. Наконец, с конца 1980-х гг. в России одновременно с открытием Оптиной пустыни началось пробуждение интереса к ней. Но ни одна из вышеперечисленных работ, посвященных монастырю, не является научным исследованием, в них не рассматриваются аспекты хозяйственно-экономической истории монастыря.

Первым опытом исторического описания исследуемого монастыря является труд архимандрита Леонида (Кавелина), постриженика Оптиной пустыни, а затем начальника Духовной миссии в Иерусалиме и настоятеля Троице-Сергиевой лавры, опубликованный в 1847 г. (третье, дополненное издание вышло в 1876 г.)3. Это ценнейшая работа по истории монастыря. Источниками книги служат многочисленные монастырские акты (копии царских жалованных грамот, челобитные царям, выписки из писцовых книг, вкладная книга, синодик и и др.), хранившиеся в оптинском архиве (сейчас большинство из них утрачено), некоторые письма, духовные грамоты монахов, оптинский некрополь, устные рассказы, личные воспоминания и т.д. Наиболее важные из источников опубликованы в основной части работы или в приложениях. Материал он излагает в хронологическом порядке (по периодам): середина ХV в. – 1630 г. (от предполагаемого основания Оптиной до восстановления после «литовского разорения»); 1630 – 1724 гг. (до упразднения обители); 1726 – 1764 гг. (от восстановления до вывода за штат); 1764 – 1796 гг. (оскудение и упадок); с 1796 г. (обновление, обустройство и «цветущее состояние»). В отдельные главы выделены сюжеты о настоятелях обители, некоторых замечательных монахах, об издательской деятельности, о владениях и доходах, описания монастырских храмов и прочих построек, библиотеки, некрополя и др. Монография арх. Леонида дает богатый материал для нашего исследования, так как многие источники, на которые делается ссылка в работе в настоящее время утеряны. Помимо этого архимандрит Леонид описал историю скита святого Иоанна Предтечи. 4

Автором второго исторического описания обители стал в 1902 г. оптинский иеромонах Ераст (Вытропский).5 Он был письмоводителем старца Амвросия (Гренкова), заведующим канцелярией монастыря, принимал участие в издательской деятельности Оптиной. В этой работе автор объединил описания монастыря и скита и более подробно проработал вторую половину ХIХ в., активно использовал документы из Калужской духовной консистории. В остальном, как структура работы, так и ее содержание весьма близки первой работе архимандрита Леонида.

После 1917 г. исторические описания Оптиной создали еще два автора: протоиерей Сергий Четвериков6 и И.М. Концевич.7 Четвериков, часто бывавший в обители до революции, писал во многом по памяти, от своих впечатлений и прочитанной литературы. Будучи в эмиграции, он не имел возможности ознакомиться с основными источниками. Его книга «Оптина пустынь», являющаяся скорее не исследованием, а историческим повествованием, увидела свет в 1926 г. (в 1988 г. появилось второе, дополненное издание). Автор делит историю возобновленной пустыни (с конца ХVIII в.) на четыре периода: с 1796 г. по конец 1820-х гг.; с начала 1830-х по начало 1860-х (настоятельство архимандрита Моисея (Путилова) и старчество Льва (Наголкина) и Макария (Иванова)); с начала 1860-х по 1894 г. (настоятельство архимандрита Исаакия (Аптимонова) и старчество Амвросия (Гренкова)); после 1894 г. Материал изложен свободным стилем, в хронологическом порядке, новые факты по сравнению с предыдущими описаниями здесь практически не встречаются.

Последний опыт создания исторического описания Оптиной пустыни тоже принадлежит эмигранту - И.М. Концевичу - православному богослову, ученику оптинских старцев. Его труд «Оптина пустынь и ее время» составлялся за границей, на основе доступной литературы (в то время уже весьма значительной) и разрозненных источников (в том числе устных свидетельств и личных впечатлений). Над темой автор начал работать в 1940-х гг., в Сергиевском богословском институте в Париже, избрав ее для диссертации, а потом продолжал собирать материал. Труд не был закончен до конца его жизни и увидел свет в 1970 г. Представленные сведения по объему значительно превзошли предыдущие описания Оптиной (они доведены до времени закрытия монастыря), но содержат фактические ошибки, повторы, несогласованные места. В опубликованной книге материал расположен в хронологическом порядке с вставками биографий старцев, причем не только наиболее известных, но и, например, игумена Феодосия (Поморцева). Он делает ставку не столько на фактографическую насыщенность, сколько на описание интересных и назидательных случаев. Отдельное место отводится сущности и истории старчества.

Нет смысла упоминать краткие обобщающие очерки истории обители, увидевшие свет с конца 1980-х гг., так как они не дают практически никакого нового исторического материала и являются переработкой вышеприведенных исследований.

Современными исследователями уделяется много внимания духовной жизни монастырей и основной причине их расцвета в ХIХ в. - старчеству. Так как ярче всего это явление проявилось в Оптиной пустыни, то этот монастырь органично попадает в сферу интересов исследователей. В них дается анализ самого явления, прослеживается связь русского старчества с древнехристианским, выявляются черты его традиционности и особенностей.

К сожалению, современные исследования по монастырской тематике, в основном, представлены статьями, страдают лапидарностью и узостью охвата исторического материала. Отсутствует тот энциклопедический подход, который отличает лучшие из дореволюционных работ и монографии.

Н.А. Павлович, после закрытия обители работавшая в музее «Оптина пустынь» и много сделавшая для сохранения зданий монастыря и ею архива, активно изучала оптинское наследие в советский период. Ей принадлежит статья: «Оптиной пустынь. Почему туда ездили великие?» (1980) . Не предъявляя оригинальных ответов на поставленный вопрос, автор даст общие представления о монастыре и его значении, ориентируясь на читателя, уже отвыкшего от подобной тематики.

Зоя Михайловна Афанасьева в своей книге (Афанасьева З. М. По этим стёртым Оптинским ступеням… Оптина пустынь: люди и судьбы. – М.: Вера, Надежда, Любовь, 2009. – 367 с.) составила замечательные очерки, посвящённые истории Оптиной, в которых можно почерпнуть некоторый материал для данного исследования.

Так же можно привести в пример ряд замечательных очерков по истории обители таких авторов, как:



  1. Сергей Нилус (Нилус С. На берегу Божьей реки. Записки православного. Ч. 1. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. – 322 с.);

  2. Владимир Николаевич Лосский (Лосский В. Н. На страже истины / Сост. М. В. Осипова. – М.: Сретенский монастырь, 2007. – 240 с. Серия Духовное наследие.);

  3. Евгений Николаевич Поселянин (Поселянин Е. Оптинский старец иеросхимонах Амросий. – М.: Живоносный источник, 2001. – 59 с.);

  4. Митрополит Трифон (Трифон (Туркестанов), митрополит Древнехристианские и оптинские старцы.- М , 1996. – 255 с.).

Известный русский философ, писатель и публицист В.В. Розанов в начале ХХ в. составил из своих статей сборник «Около церковных стен», в котором Оптина пустынь занимает одно из ключевых мест. Розанов придерживался антиклерикальных позиций, но его восхищал этот монастырь и особенно старец Амвросий (Гренков): «Уберем с фона русской жизни эту картину - и фон обеднеет, потускнеет». Автор противопоставлял оптинский аскетизм и старчество официальной церковности.

Феномен Оптиной пустыни интересовал мыслителей в эмиграции. В один ряд со Свято-Успенской Саровской пустынью ставит Оптину известный философ Г.П. Федотов. Он называет их «двумя кострами, у которых отогревается замерзшая Россия». Аналогичную параллель проводит И.К. Смолич. Изучая последний период истории монашества, он выделяет отдельно Саровскую и Оптину пустынь как духовные центры России и их старцев. Смолич несколько идеалистично изображает «оптинскую школу», которая создавала в монастыре единый дух, объединявший сознание и души.

В современный период интерес к монастырю еще более возрастает. Не говоря о многочисленных докладах на различных исторических и краеведческих конференциях в Козельске и Калуге, непосредственно Оптиной пустыни был посвящен ряд научных форумов.

Источниковая база

Источниковую базу исследования составляют достаточно многочисленные, разнообразные по своему характеру, содержанию и значимости, опубликованные и неопубликованные документы, и архивные материалы.

Основой работы являются, в первую очередь, документы из двух архивов - Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ) и Государственного архива Калужской области (ГАКО).

После закрытия музея «Оптина пустынь» в 1928 г., созданного на территории официально закрытого после революции монастыря, оптинский архив попал в Государственную библиотеку имени Ленина. В настоящее время он размещен в фондах НИОР РГБ - № 213 (собственно архив) и № 214 (собрание рукописей).

Наиболее обширный материал находится в фонде № 213 - архив Оптиной пустыни. Он содержит в себе дела с ХVIII в. по 1920-е гг. Наряду с делопроизводственными материалами, которые большей частью дублируют 903-й фонд ГАКО, в нем хранятся документы монастырской библиотеки и библиотеки скита, материалы по издательской деятельности монастыря, документы из личных фондов монахов пустыни, переписка, записи дневникового характера. К сожалению, этот обширный материал неравномерно распределен по периодам и не позволяет проследить экономическую жизнь монастыря, количественные и структурные изменения братии, книгоиздательскую деятельность Оптиной пустыни вплоть до 1920 г. (т.е. до закрытия монастыря). Однако наличествуют отдельные данные по началу ХХ в., что в целом дает возможность сделать выводы о продолжении процессов, берущих начало в ХIХ в.

Фонд № 214 – это собрание Оптиной пустыни, содержащее рукописные книги, сборники, а также синодики и вкладные книги монастыря ХVII и ХVIIl веков. В фонде хранятся материалы из переписки старцев, которые готовились насельниками монастыря к печати. Большая часть из этой подготовленной переписки была опубликована еще до революции, но есть и неопубликованные материалы.

Фонд № 903 ГАКО достаточно скромный по объему. Он содержит 359 дел по Оптиной пустыни, охватывая временной отрезок с января 1762 по октябрь 1917 г., и представляя собой документы Калужской духовной консистории. Материалы ГАКО, в основном, отражают хозяйственную сторону жизни монастыря: указы консистории, опись церковного имущества за разные годы, книги о приходе и расходе, земельные документы, планы монастырских дач, и т.п. Некоторые материалы по Оптиной пустыни содержит также фонд № 33 ГАКО «Калужская духовная консистория».

Часть материалов для настоящей работы взята из монастырского архива Оптиной пустыни (АОП).



Научная новизна

Научная новизна данного исследования заключается в том, что оно является первой монографической работой, в которой история строительства Оптиной пустыни стало объектом специального комплексного научного исследования.

Отдельные аспекты истории строительства обители освещались и ранее, в предшествующей историографии. Однако в данной работе впервые, на основе собранного обширного фактического материала, проводится полное систематическое описание истории строительства Оптиной пустыни от начала ее возобновления до расцвета в первой половине ХIХ века, как целостного, историко-экономического феномена. Этот процесс рассматривается как особое историческое явление, со своей внутренней структурой, особенностями и закономерностями.

Наконец, в работе вводится в научный оборот несколько десятков архивных дел, которые еще не использовались исследователями, например:



  1. НИОР РГБ. Ф. 213. К. 12. Ед. хр.10. 89 л. Описание Оптиной пустыни с выписками из документов Поместного Приказа и Писцовых книг Козельского уезда на владение Оптиной пустынью;

  2. НИОР РГБ. Ф. 213. К. 16. Ед. хр. 7. 18 л. Опись церковных строений и церковной утвари в Козельской Оптиной пустыни. 1724 г.;

  3. НИОР РГБ. Ф. 213. К. 23. Ед. хр. 4. 36 л. Документы об уплате налогов с недвижимого имущества. 1863 – 1868 гг.;

  4. НИОР РГБ. Ф. 213. К. 26. Ед. хр. 1. 125 л. Книга для записи пожертвований на восстановление Введенской церкви Оптиной пустыни. 1800г.;

  5. НИОР РГБ. Ф. 213. К. 26. Ед. хр. 2. 135 л. Книга для записи пожертвований на восстановление каменной колокольни Оптиной пустыни. 1800г.;

  6. НИОР РГБ. Ф. 213. К. 27. Ед. хр. 2. 37 л. Дело о постройке и ремонте храма Введения Пресвятой Богородицы Козельской Введенской Оптиной пустыни. 1760 – 1870 гг.;

  7. НИОР РГБ. Ф. 213. К. 27. Ед. хр. 3. 36 л. Дело о построении храма во имя иконы Казанской Божией Матери. 1809 г.;

  8. НИОР РГБ. Ф. 213. К. 27. Ед. хр. 4. 59 л. Книга записей новых построек Козельской Введенской Оптиной пустыни с указанием расходом за 1800 - 1815 гг.;

  9. НИОР РГБ. Ф. 213. К. 27. Ед. хр. 5. 20 л. Документы о построении церквей в Оптиной пустыни (донесения, счета, указы Консистории) 1822-1824, 1861 г.;

  10. НИОР РГБ. Ф. 213. К. 27. Ед. хр. 7. 52 л. Дело о монастырских постройках Козельской Введенской Оптиной пустыни 1846 – 1870 гг.;

  11. НИОР РГБ. Ф. 213. К. 27. Ед. хр. 8. 37 л. Материалы о строительстве больничной Владимирской церкви в Козельской Введенской Оптиной пустыни. 1850 - 1852 гг.;

  12. НИОР РГБ. Ф. 213. К. 27. Ед. хр. 9. 87 л. Дело о постройке храма преп. Марии Египетской в 1856 и ремонте в 1903 г. 1856, 1903 - 1904 гг.;

  13. НИОР РГБ. Ф. 213. К. 28. Ед. хр. 1. Дело о постройке каменной церкви Всех святых на новом кладбище Козельской Введенской Оптиной пустыни. 1861-1864гг.;

  14. НИОР РГБ. Ф. 213 К. 28. Ед. хр. 2. Материалы о строительстве больницы с церковью преподобного Иллариона в Козельской Введенской Оптиной пустыни;

  15. НИОР РГБ. Ф. 213. К. 28. Ед. хр. 6. 14 л. Материалы о строительных работах, производившихся на территории Козельской Введенской Оптиной пустыни 1810, 1814, 1815, 1827, 1868 г.;

  16. НИОР РГБ. Ф. 213. К. 28. Ед. хр. 7. 40 л. Книга для записей строительных работ, производившихся на территории Козельской Введенской Оптиной пустыни 1825, 1868 г.;

  17. НИОР РГБ. Ф. 213. К. 28. Ед. хр. 49. 2 л. Записка о возникновении монастыря Оптиной пустыни – отрывок. Втор. Пол. ХIХ в.;

  18. НИОР РГБ. Ф. 214. Опт. – 326. Книга вкладная Козельской Введенской Оптиной пустыни за 1675 – 1784 гг.;

  19. НИОР РГБ. Ф. 214. Опт. – 350. Памятная записка о скончавшихся и погребенных в Богохранимой обители Козельской Введенской Оптиной пустыни и в ските святаго Иоанна Предтечи, находящемся при оной. Собрано из Архивных монастырских бумаг в 1845 году.;

  20. ГАКО. Ф. 903. Оп. 1. Д.27. Опись церковного имущества Козельской Макариевой Оптиной пустыни за 1801 г.;

  21. ГАКО. Ф. 903. Оп. .1 .Д. 28. Дело по прошению игумена Козельской Введенской Оптиной пустыни Авраамия о понуждении Козельского купеческого общества к возвращению мельницы и земли принадлежащей Оптиной пустыни.;

  22. ГАКО. Ф. 903. Оп. .1 .Д.46. Опись церковного имущества Козельской Введенской Оптиной пустыни за 1824 – 1829 гг.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал