Диссертация на соискание степени магистра по направлению 41. 04. 05 "Международные отношения"



страница1/5
Дата22.10.2016
Размер1.06 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет международных отношений

Кафедра американских исследований

Милославская Елена Владимировна



РОЛЬ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ КОРЕИ В СТАНОВЛЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

Диссертация

на соискание степени магистра

по направлению 41.04.05 “Международные отношения”,

программа “Исследования Тихоокеанского региона ”

Научный руководитель –

кандидат исторических наук,

доцент А.В. Ковш

Студент: [подпись]

Научный руководитель: [подпись]

Работа представлена на кафедру

“___” ______________ 2016 г.

Заведующий кафедрой: [подпись]

Санкт-Петербург

2016

Содержание:

Введение…………………………………………………………………...стр.3-10

Глава 1. Современное состояние Корейской народной Армии и Армии Республики Корея……………………………………………………….стр. 11-25

1.1. Современное состояние Корейской Народной Армии…………..стр. 11-15

1.2. Современное состояние армии Республики Корея……………....стр. 16-20

1.3. Роль идеологической составляющей для Корейской Народной Армии……….....………………………………………………………….стр.21-22

1.4. Военная доктрина армии КНДР…………………………………... стр.22-25

Глава 2. Структура вооружённых сил КНДР и РК…………………….стр.26-52



    1. Сухопутные войска КНДР………………………………………. стр.26-28

2.2. Сухопутные войска РК……………………………………………...стр.28-31

2.3. Военно-воздушные силы (ВВС) КНДР……………………………стр.32-35

2.4. ВВС РК……………………………………………………………...стр. 35-37

2.5. Военно-морские силы КНДР (ВМС)……………………………...стр.38-42

2.6. ВМФ Республики Корея……………………………………………стр.43-44


    1. Силы специального назначения КНДР………………………….стр.45-47

    2. Силы специального назначения Республики Корея……………стр.48-49

2.9. Ракетно-ядерный потенциал КНДР………………………………..стр.50-52

Глава 3. Взаимодействие в оборонной сфере………………………….стр.53-77

3.1. Взаимодействие РК с Россией и США. …………………………...стр.53-66

3.1.1. Военное сотрудничество с Россией……………………………...стр.53-57

3.1.2. Военная помощь США………………………………………...…стр.58-66

3.2. Взаимодействие КНДР и Китая……………………………………стр.66-71

3.3 Взаимодействие КНДР с Российской Федерацией………………..стр.71-77

Заключение………………………………………………………………стр.78-84



Список использованных источников и литературы…………………...стр.85-89

Введение

Тема магистерской диссертации – «Роль вооружённых сил Кореи в становлении безопасности Тихоокеанского региона».

Актуальность темы определяется современным военно-политическим положением в регионе и возникшей, в связи с этим, угрозой безопасности и дестабилизацией обстановки во всём мире.

В последние несколько лет внимание буквально всего мирового сообщества приковано к Корейскому полуострову (это, практически единственное место на Земле, где война может разразиться моментально). В последнее время ситуация у демилитаризованной зоны (ДМЗ) остаётся крайне напряжённой. Очередной инцидент, приведший к ещё большему обострению отношений между двумя Кореями, произошёл в августе 2015 года, когда на установленных в районе ДМЗ минах подорвались южнокорейские солдаты. Реакция Южной Кореи была моментальной: призывая в свидетели мировое сообщество, она обвинила в произошедшем Северную Корею, заявив, что её армия находится в полной боеготовности и любое вторжения на территорию будет должным образом пресечено. Несколькими месяцами позже глава Департамента обороны США Эштон Картер заявил о том, что США готовы вступить в войну на стороне Южной Кореи в случае выхода ситуации из-под контроля, и обеспечить поставку необходимой боевой техники. Северная Корея свою причастность к инциденту всячески отрицала, но, тем не менее, её армия готова к отражению возможных агрессий извне. Кроме того, постоянно поступают многообещающие заявления товарища Ким Чон Ына о том, что КНДР имеет на вооружении ракеты дальнего радиуса действия, которые, в случае необходимости, достигнут берегов США, и смогут иметь своей целью Гуам и Японию. Южнокорейцы и аналитики США, в свою очередь, слабо верят в такие заверения, утверждая, что всё это – не более, чем блеф, так же, как и не верят они в боеспособную корейскую армию, считая, что все образцы военной техники, представленные на параде, организованном и проведённом в честь годовщины создания Трудовой Партии Кореи – это всего лишь муляжи, созданные для запугивания всех несогласных и дестабилизации обстановки во всём мире. Но всё же, очень велика вероятность того, что такие утверждения – просто способ самоуспокоения и попытка не допустить распространения паники. А может, и просто недостаток информации. Тем не менее, не стоит относиться к заявлениям главы КНДР несерьёзно: руководитель КНДР, товарищ Ким Чон Ын, несмотря на молодой возраст, и кажущуюся политическую неопытность, настроен весьма и весьма решительно. Надо полагать, что решительность свою он связывает с надеждами на участие и поддержку Китая при возможном начале конфликта, который не захочет терять свою буферную зону, ведь впоследствии это может негативным образом сказаться на национальной экономике КНР (так как в случае потери этой буферной зоны Китай фактически окажется без дополнительного экономического плацдарма, и в окружении прозападно настроенных экономик, плюс ко всему). В случае обострения вооружённого конфликта предсказать его исход было бы очень непросто. Безусловно, КНДР делает ставку на человеческий потенциал, ведь численность личного состава в разы превышает южнокорейский. Не последняя роль в Северной Корее уделяется идеологии, прославлению личности Вождя и важности всех проводимых мероприятий и военных учений для обеспечения безопасности правящей партии и народа в целом. Но существует и ряд факторов, осложняющих обстановку – например, тяжёлая экономическая ситуация, которая не позволяет содержать личный состав в нормальных условиях (оказывать надлежащую медицинскую помощь или предоставлять полноценное питание). Кроме того, практически не выделяются средства на обновление парка боевой техники (большинство из образцов вооружения являются существенно устаревшими, выпущенными ещё во времена СССР, в середине 1960-х годов, а некоторые и того раньше). Всё это существенно ослабляет боеспособность северокорейской армии, заставляя её существовать, несмотря на парадоксальность высказывания, на одном энтузиазме. Тем не менее, КНДР всерьёз настроена на победу в грядущей войне, ежеминутно готова атаковать противника и в течение трёх дней захватить Сеул, другие крупные города, и объединить Корею, со столицей в Пхеньяне. Безрассудный ли это максимализм или расчёт на скрытые, никому неведомые дополнительные ресурсы – пока неизвестно. КНДР является страной закрытой и максимально засекреченной, поэтому, к сожалению, очень мало информации находится в свободном доступе. На основании того, что есть в наличии, можно сделать вывод о том, что основную ставку в случае ведения войны КНДР делает на сухопутные силы, в частности – на артиллерию и бронетанковую технику. Именно с помощью артиллерии и планируется будущее взятие Сеула. Хотя, с точки зрения военных, такой замысел является нелогичным – Сеул представляет собой огромный мегаполис, состоящий из множества построек и железобетонных конструкций, и для того, чтобы все это уничтожить, придётся вести непрерывный артиллерийский огонь в течение недели, а то и более, по мнению военных экспертов. У Северной Кореи просто может не оказаться необходимых экономических возможностей для осуществления операций такого масштаба. Плюс ко всему, Корейский Полуостров имеет довольно специфический ландшафт, что существенно затруднит передвижение бронированной техники к своей цели.

Все эти трудности как нельзя лучше играют на руку Республике Корее, которая, совместно со своим союзником в лице США, сможет организовать контрнаступление с применением суперсовременной авиации для организации точечных бомбардировок северокорейских объектов. В сложившейся ситуации можно предположить, что Северная Корея лишний раз не станет выступать инициатором конфликта, а все ракетные испытания, учения вооружённых сил и парады – возможно, и правда, один из элементов «дипломатии канонерок» – что позволит в будущем несколько запугать противника и снизить его захватнические амбиции.

В отличие от своего мрачного и сурового соседа, Республика Корея представляется довольно миролюбивым и открытым для сотрудничества государством, чьи вооружённые силы часто проводят совместные учения с армиями других стран мира (Австралии, США), что одновременно позволяет повысить собственную боеготовность, в случае внезапного нападения с Северной стороны, и внести свой вклад в становление безопасности в регионе (поскольку контртеррористические меры и операции по борьбе с пиратством также являются важной составляющей учений такого плана). Так что, безусловно, Южная Корея имеет преимущественные позиции, и, в случае возникновения конфликта, скорее всего, одержит полную и безоговорочную победу.

Цель работы – рассмотреть военный потенциал и образцы вооружений КНДР и РК, оценить возможные перспективы дальнейшего развития межкорейских отношений, обратить внимание на совместные военные учения, проводимые с вооружёнными силами других государств.

Предметом исследования данной работы являются вооружённые силы Республики Корея, и Корейской Народной Демократической Республики.

Объектом исследования является система безопасности Тихоокеанского региона.

В соответствии с целью работы были сформированы задачи, определяющие ее логику и структуру:

– дать оценку современному состоянию Корейской Народной армии и армии Республики Корея;

– проанализировать роль идеологической составляющей в становлении КНА;

– рассмотреть военную доктрину КНА;

– рассмотреть структуру вооружённых сил КНА и РК;

– выделить роль Корейских вооружённых сил в проведении миротворческих операций, или совместных учений.



Степень научной разработанности: безусловно, огромный вклад в развитие отечественного корееведения и огромную помощь в написании данной диссертации оказывают работы Андрея Ланькова, чьи публикации в «Сеульском вестнике» и на различных новостных сайтах предоставляют полный и информативный обзор состояния армии Республики Корея на данный момент1,2. Кроме того, стоит упомянуть таких ведущих учёных, как Георгий Толорая (хотелось бы отметить его работу «Межкорейский диалог: перспективы примирения», в которой особое внимание уделяется роли КНР в межкорейских отношениях на сегодняшний день, подчёркивается важность Китая и для проамериканских внешнеполитических игроков, которые считают КНР сверхдержавой в АТР, и не хотят портить отношения с экономически выгодным партнёром);3 публикацию Валерия Бовала, посвящённую организации и деятельности южнокорейских сил специального назначения, которая содержит много интересных подробностей, ранее неизвестных4. Весьма полезной является публикация Александра Воронцова «Позиция Китая по «корейскому вопросу». В ней освещается весьма непростая политическая ситуация, в которой пребывает КНР – каждая из Корей является по-своему необходимым союзником: Северная Корея издавна остаётся технически зависимым государством, а Южная представляет собой выгодного торгового и экономического партнёра. Вот такую «китайскую дилемму» рассматривает автор в данной статье5. Также следует обратить внимание на публикацию А.Д. Кожевниковой «Принцип «садэ» в корейско-китайских отношениях», в которой автор раскрывает все тонкости взаимоотношений между Пекином и Пхеньяном, и делает вывод, что КНДР, несмотря на все объёмы получаемой китайской помощи и высокий уровень торговли, всё-таки не остаётся подконтрольным полностью Китаю государством. Также автор выдвигает интересное предположение о возможной «закулисной» дружбе, или даже союзничеству США и КНДР, и версию о том, что ядерная угроза является не более чем вымыслом и распространяется непосредственно США, для привлечения мировой общественности, и подчёркивания своего статуса сверхдержавы и важности пребывания в регионе6. Несомненно, заслуживает упоминания и публикация Валерия Юрьевича Мишина, повествующая о феномене и опасности северокорейского национализма, о его взаимосвязи с идеей сонгун, и о значимости идей чучхэ и сонгун для северокорейского общества7. Внимания заслуживают также публикации российского учёного Константина Асмолова касательно Республики Корея; в данной диссертации используется фрагмент публикации, речь в которой идёт о военном присутствии США в Южной Корее и о взаимоотношениях этих двух государств,8 Для написания первой главы одной из самых важных можно по праву считать публикацию Аптеевой, в которой идёт речь об идеях чучхэ и сонгун, их роли в формировании армии и корейского общества в принципе.9 Для написания второй главы, раздела касательно ВМФ США, хотелось бы выделить работы Александра Розина, и его публикацию «Советский флот и ВМС Северной Кореи», в которой довольно подробно описывается сотрудничество СССР и КНДР в военно-морской сфере.10 Также при написании работы была использована публикация А. Панина, В. Альтова, «Северная Корея, эпоха Ким Чен Ира на закате», для оценки военной стратегии КНДР и роли сил специального назначения в случае начала открытых боевых действий.11 Кроме того, стоило обратить внимание на публикацию Романова А.Д., Чернышова Е.А., и Романовой Е.А. «Подводные лодки Корейской Народной Демократической Республики», которая является интересной и информативной, повествуя о состоянии ВМФ КНДР, в частности, подводных лодках, находящихся в арсенале со времён Корейской войны до настоящего времени12. Если речь идёт о российско-корейском сотрудничестве в настоящее время, то, безусловно, стоит выделить работу А. Торкунова, и В. Денисова: «Россия – Корея: взгляд из прошлого в настоящее», в которой описываются имеющиеся на данный момент факты сотрудничества (особенно – военный аспект межгосударственного взаимодействия), и возможные трудности, с которыми и Россия и Республика Корея, предположительно, могут столкнуться13. Для написания работы была также изучена работа Б.А. Ширяева «Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в период администрации Б.Обамы». Не менее важной является историческая работа Сергея Курбанова, позволяющая проследить за развитием Кореи с древних времён до нашего времени, обратить внимание на политические изменения в связи с разными историческими обстоятельствами; в данной диссертации заслуживает внимания глава касательно межкорейского военного сотрудничества. Очень полезными в работе стали очерки и воспоминания Глеба Александровича Ивашенцова, который делится своими взглядами на корейскую проблему и предлагает пути её решения, Смертина Юрия Григорьевича, который занимается исследованиями корейской культуры, публикации Андрея Владимировича Ковша касательно ядерной программы Северной Кореи.

Также стоит обратить внимание на разнообразные доклады относительно обстановки на Полуострове (отчёт SIPRI за 2007 год, информация по поставкам вооружений, отчёты МИСИ касательно военно-политической обстановки в общем), различные аналитические сайты (GlobalSecurity, KIDA), разнообразные доклады (отчёт Министерства обороны для Конгресса за 2015 год, Белые книги Республики Кореи, за разные годы, доклад Министерства объединения Кореи и доклад министерства обороны Японии по делам национальной оборонной политики). Также при написании работы использованы аналитические отчёты (специального комитета разведки в Сенате США), доклад центра Стратегических и международных исследований, путеводитель по Северной Корее, изданный Министерством Обороны США.



Новизна научного исследования: в свою очередь, на основе изученных и проанализированных материалов мы постараемся дать свою оценку нынешнему положению дел обеих армий Корейского полуострова, оценить их риски и перспективы в случае столкновения, а также обратить внимание на роль третьих стран в возможном развитии конфликта (а именно – каким образом это может затронуть их интересы, какой будет реакция, и смогут ли вооружённые силы определённых государств каким-то образом послужить на благо решения этих разногласий). Исходя из полученной информации, хотелось бы выяснить, каким образом, благодаря попыткам урегулирования Корейского конфликта третьи страны оказываются вовлечёнными в организацию безопасности в Тихоокеанском регионе, каков их вклад в становление мира в этом регионе и, особенно, в решении Корейского вопроса.

Структура работы. Работа состоит из трёх глав с подзаголовками, введения, заключения, списка иллюстраций и приложения. В первой главе анализируется современное положение вооружённых сил КНДР и РК, выделяется роль идеологической составляющей для Корейской народной армии и рассматривается военная доктрина КНА. Во второй главе освещается структура вооружённых сил КНА и армии РК. В третьей главе анализируется роль вооружённых сил РК в становлении безопасности в регионе (внимание уделяется проведению совместных учений или миротворческих операций).

Глава 1. Современное состояние Корейской народной Армии и Армии Республики Корея


    1. Современное состояние Корейской Народной Армии

Корейская народная армия (КНА, кор. 조선인민군 – Чосон инмингун) – Армия Корейской Народно-Демократической Республики. В её состав входят: Сухопутные войска, Военно-морские силы, Военно-воздушные и противовоздушные силы и Стратегические ракетные войска (с 2012 г.). В КНДР действует обязательная воинская повинность, призыву подвергаются граждане по достижении 17 лет. Северная Корея обладает хорошо обученной и слаженной армией. В процентном соотношении, армия КНДР является самой большой в мире. При населении в 24,5 млн. человек, вооруженные силы страны насчитывают 1,1 млн. человек (4,5% процента населения). Армия КНДР комплектуется по призыву, срок службы 5-10 лет14. В прошлом, 2015 году руководство КНДР приняло решение о том, что северокорейская армия должна резко вырасти в численности. Для этого в стране ввели обязательную воинскую службу для женщин, которые до сих пор служили на добровольной основе. Отныне все девушки, достигшие 17-летнего возраста, обязаны служить в армии. Женщинам все же сделали некоторое послабление: срок службы кореянок будет составлять «всего» 3 года. Как стимул не уклоняться от службы, руководство страны решило, что в вузы теперь будут принимать лишь девушек, отслуживших в армии.15

КНДР по справедливости считают одним из самых милитаризированных государств мира – именно там на 1000 жителей приходится 40 военнослужащих, и расход на армию составляет 25% ВВП, (для сравнения расход Республики Кореи составляет 4% ВВП, а на 1000 человек приходится 14, находящихся на службе в армии). Всего на действующей службе в армии находится около 1 миллиона 200 тысяч человек, и ещё 5 миллионов, остаются военнослужащими запаса.16 Именно этот факт и делает КНДР обладательницей четвёртой по величине армии в мире. Основная часть северокорейских вооружённых сил остаётся рассредоточенной вдоль ДМЗ, что является одним из основных пунктов военной доктрины КНДР. Фактически, состояние войны остаётся незавершённым между двумя Кореями (несмотря на заключение перемирия в 1953 году, конкретный мирный договор подписан не был). Ситуация ещё более усугубилась в марте 2013 года, когда Верховный Главнокомандующий Корейской народной армии Ким Чон Ын заявил, что разорвал все соглашения о ненападении, заключённые с Южной Кореей, а также аннулировал договор о денуклеаризации полуострова из-за нарастающего конфликта с Южной Кореей и США.

Отличительной чертой Корейской народной армии является высокая степень её централизации. Руководство ВС и военным строительством осуществляется Государственным комитетом обороны КНДР, во главе которого находится Верховный главнокомандующий – маршал КНДР Ким Чен Ир. Комитету подчинено Министерство народных вооруженных сил (МНВС), Министерство народной безопасности, Министерство охраны государственной безопасности и резервные компоненты вооружённых сил. Задачи оперативного управления и боевой готовности решает Генеральный штаб17. Под контролем Генерального Штаба находятся Народные Вооружённые Силы КНДР (НВС). В состав НВС входит Корейская народная армия, состоящая из сухопутных войск, ВВС, ВМС и сил специальных операций, войска Министерства общественной безопасности (15 тыс. чел.) и Министерства охраны госбезопасности (20 тыс. чел.), Рабоче-крестьянская красная гвардия (РККГ, от 1,4 до 3,8 млн. чел.) и Молодежная красная гвардия (МКГ, от 0,7 до 1 млн чел.), Учебные отряды (50 тыс. чел.), народные охранные отряды (100 тыс. чел.). 18

Сроки службы в вооружённых силах КНДР являются следующими: от 5 до 7 лет – в сухопутных войска, 3-4 года, в ВВС, и 5-10 лет – на флоте. Для тех, кто по каким-то причинам не сможет проходить полноценную срочную службу в указанный период времени, может быть зачислен в ряды Красногвардейской милиции, которую частично можно отнести к подразделу сил специального назначения.19 Постоянная служба в милиции может сочетаться с пребыванием в воинском резерве действующем армии или же службе в рядах Рабоче-Крестьянской Красной гвардии, в которой разрешается служба до 60 лет.

Численность Рабоче-Крестьянской милиции составляет около 3,8 миллионов человек, что делает её наибольшим силовым подразделением гражданского подчинения. Командная структура составляет взвод, роту, батальон и бригаду. Подразделения милиции имеют на вооружение лёгкое стрелковое оружие, кроме того, некоторые из них вооружены миномётами и средствами ПВО, в то время как отдельные подразделения всё ещё остаются невооружёнными. Для юных же добровольцев, не достигших пока призывного возраста, существуют отряды Молодых Красногвардейцев, численность такой патриотично настроенной молодёжи достигает порядком 1 миллиона человек.20

В течение десятилетий КНДР способствовала формированию «гонки вооружений» в обеих Кореях в ходе периодов преднамеренной конфронтации и военных угроз, военных перебросок и учений, постоянного наращивания военной мощи, а также единичные случаи актов агрессии низкой степени интенсивности, колеблющихся от заказных убийств до артиллерийских атак и затопления кораблей.

По данным исследований, у КНДР и РК абсолютно разная структура вооружённых сил, тактика развёртывания и география. Однако, в более широком смысле, Республика Корея имеет преимущество в качественном составе обычных вооружений, в то время как КНДР превосходит в количестве.21 Джеймс Клаппер, глава Национальной разведки США, резюмировал Корейский баланс обычных вооружений следующим образом:

«Северокорейская военная мощь, представленная обычными вооружениями, существенно оскудела за последние 5-10 лет из-за постоянных сокращений поставок продуктов, условий бедной экономики, неспособности замещения запасов стареющего оружия, ухудшенные тренировки и увеличившееся отвлечение от военной тематики к поддержке инфраструктуры». Следовательно, Пхеньян всё сильнее и сильнее надеется на собственную ядерную программу для отражения внешних атак и на свой режим. Хотя, имеются также и другие причины для Севера: продвижение своей ядерной программы, устранение недочётов и усиление обычных вооружений является основным фактором, который Ким и его последователи не хотели так просто сбрасывать со счетов».

Тем не менее, Корейская народная Армия (КНА) остаётся огромной и грозной силой, способной защитить Север. Как показывает практика (атаки КНДР, направленные на южнокорейское судно «Чонан» в марте 2010 года и остров Йонпьонг в ноябре), Северная Корея способна проводить военные операции, которые несут потенциальную угрозу для стабильности в регионе. Эти операции обеспечивают Пхеньян тем, что, по мнению режима, является средствами достижения политических целей путём принуждения».22

КНДР также долгое время уделяла внимание применению нерегулярных вооружений, атакам низкого уровня интенсивности, секретным операциям и в значительной мере силам специального назначения. Это наземные и ракетные силы и, по сравнению с РК, больше внимания уделяется количественному составу вооружённых сил, в то время как РК совершенствует наземную и воздушную технику, а также качественную составляющую своей армии. У КНДР есть огромные разъёмные хранилища для химического оружия, возможно наличие биологического оружия. РК только начала разработку ракет дальнего радиуса действия, и не планирует в значительной мере усиливать военную мощь . Тем не менее, она приобретает средства противоракетной обороны. Согласно докладу Министерства Обороны РК, «Север усиливает отряды специального назначения путём развёртывания дивизий лёгкой пехоты на передовой линии и усиления этой же передовой линии пехотным полком. Численность войск специального назначения составляет примерно 200 тысяч человек. Известно, что контингент этих войск обучен выполнению самых разнообразных задач, таких как: атака основных целей, устранение ключевых политических фигур, а также подрыв деятельности тыловых служб, после проникновения в тыл Юга (через подземный ход, либо путём десантирования с самолётов Ан-2)».23 Также КНДР обладает третьим по величине в мире арсеналом химического оружия, самым большим контингентом войск спецназначения, флотом мини-подводных лодок, и огромным артиллерийским арсеналом, который всегда приведен в боевую готовность против Сеула и других ключевых пунктов РК.24



1.2. Современное состояние армии Республики Корея

В ответ на эти действия РК создаёт свои собственные силы специального назначения, специальные военизированные отряды и «обыкновенные вооружённые силы», которые смогли бы противостоять КНДР в случае развёртывания ассиметричного вооружённого конфликта. Силы специального назначения США, а также другие американские военные подразделения также были усилены и должным образом обучены. Огромную роль в оказании помощи РК играют, безусловно, вооружённые силы США. Именно на США будет возложена основная задача по подавлению северокорейской агрессии в случае возникновения желания КНДР начать войну первыми. В мирное время вооружённые силы США играют скорее сдерживающую роль, предотвращая северокорейское нападение. Значительную надежду в случае начала войны РК возлагает на военную разведку США.

Основными подразделениями ВС США, дислоцирующимися в Корее на данный момент, являются 8-я Американская Армия, Корейские ВВС США (7-я воздушная армия), и Корейские ВМС США. С одной стороны, США осуществили довольно широкомасштабный ввод воинского контингента на территорию Республики Кореи. Но с другой стороны, в период с 1990 г. до нашего времени произошло значительное сокращение личного состава, ранее пребывавшего там.25 Демилитаризованная же зона (ДМЗ), в свою очередь, представляет собой особую опасность для Республики Корея: её длина составляет 4 км, а ширина – 250 км, что позволяет северокорейским войскам в случае возникновения подходящей ситуации, подойти к южнокорейской столице, Сеулу, на более близкое расстояние, чем при таких же обстоятельствах смогли бы подойти южнокорейцы к Пхеньяну. Вдоль ДМЗ рассредоточены более 20 тысяч артиллерийских установок и бронемашин, вместе с численностью войск более 1 миллиона человек.

Несмотря на то, что сбрасывать со счетов наземную войну не стоит, её вероятность остаётся довольно низкой. Ширина Корейского полуострова в самой узкой его точке составляет 250 км, длина – примерно 1000 км. Большая часть полуострова представляет собой гористую местность, следовательно, тяжёлая бронированная техника сможет либо использовать заранее известные, легко предсказуемые маршруты, либо же будет не способна быстро передвигаться в таких условиях.26 Согласно Международному Институту Стратегических Исследований, существует 3 основных направления, которые вероятнее всего можно будет использовать в наступательной операции. «Два из них находятся в относительно равнинной, западной части полуострова, известные как коридоры Чорвон и Кэсон – Мунсан. Это – самая короткий прямой путь как к Сеулу, так и к Пхеньяну, несмотря на то, что большую часть территории занимают рисовые поля и болотистая местность. Третий маршрут проходит вдоль восточного побережья через горы Тэдонг, и является самым подходящим для прохождения техники. В некоторых местах, ширина таких коридоров составляет 15 км, и они взаимосвязаны с другими маршрутами, что позволяет использовать существующие дороги и просто удобную территорию в центре и на востоке Полуострова».27

Южнокорейская армия обучена американскими инструкторами, и вооружена в основном американским оружием. На территории Кореи по-прежнему находятся американские войска, которые в случае войны должны действовать совместно с корейской армией. Поэтому структура корейских вооруженных сил более или менее копирует американскую, и во многом отличается от привычной нам российской (советской) структуры.

В Корее существуют три вида вооруженных сил: армия, авиация и флот. Как и в США, они весьма независимы друг от друга. Во главе армии, опять-таки по американскому образцу, стоит Комитет начальников штабов, который играет роль Генерального Штаба и осуществляет оперативное руководство вооруженными силами. Существует в Корее и Министерство Обороны, но оно является гражданской организацией, ответственной за бюджет вооруженных сил, их снабжение и кадровые вопросы. Кроме того, в Корее существует независимая морская береговая охрана, равно как и части гражданской обороны. Корейское оружие частично американского, а частично – собственного производства. Корейская промышленность самостоятельно и по лицензиям производит стрелковое оружие всех видов, артиллерийские системы, танки. В последнее время Южная Корея стала изредка закупать оружие и в России. Москва проявляет в этой области активность, надеясь поставками оружия частично погасить свою задолженность Сеулу. Однако попытки закупать российское оружие обычно встречаются в штыки американцами, и корейцы, прислушиваясь к настойчивым советам союзников, проявляют немалую осторожность, закупая русское оружие лишь маленькими партиями.28

Всего в Южной Корее около 700 тысяч военных. Из них примерно 560 тысяч служат в сухопутных войсках, составляя армию. Следует подчеркнуть, что армия в Республике Корея не контрактная, не наемная, а призывная. Каждый гражданин-мужчина старше 20 лет (в армию призывают с 18 лет, но большинство в нее идет в 19-20-летнем возрасте, т.е. после окончания высшей школы; верхний возрастной предел призывников – 36 лет) должен отслужить в ней. Срок службы зависит от рода войск, от семейных обстоятельств кандидата и от ряда других факторов, но в целом составляет 2 года. Если быть точнее, то в армии и морской пехоте служат 1 год и 9 месяцев, в военно-морском флоте – 1 год и 11 месяцев, в военно-воздушных силах – 2 года ровно.

В армии должны пройти службу практически все мужчины. Отсрочек по учебе в Корее нет (студентов берут в армию прямо из вузов), отсрочки по болезни даются очень неохотно. В армию не берут следующих лиц:

1. С образованием, ограничивающимся только начальной школой.

2. Сирот и представителей смешанных рас.

3. После лишения свободы на срок свыше 1 года и 6 месяцев.

4. С серьезными заболеваниями, в т.ч. близорукостью (выше 10 диоптрий), небольшим ростом (ниже 140 см), низким весом (менее 45 кг), сахарным диабетом и т.д.

5. В возрасте свыше 45 лет.

6. Инвалидов.

7. Олимпийских чемпионов.

8. Монахов.

9. Единственных кормильцев, на попечении которых находятся иждивенцы.

10. Людей с психическими заболеваниями.

Согласно южнокорейскому закону о несении воинской повинности, от призыва в армию также освобождаются лица, имеющие татуировки, так как их вид «будет вызывать отвращение у сослуживцев» (это связанно с тем, что в Южной Корее тату до сих пор считаются символами позора и ассоциируются с бандитами и гангстерами).

В 2003 году полиция Сеула даже арестовала 170 человек за уклонение от военной службы путем нанесения татуировок на различные части тела. Южнокорейское телевидение показало кадры, на которых полиция ведет арестованных, закованных в наручники молодых людей. Полицейские сняли с них рубашки, чтобы продемонстрировать публике крупные татуировки с изображением драконов, роз и птиц.

В вооруженных силах Республики Корея в последнее время идет активная борьба с курением. До сих пор каждый корейский солдат имел право ежемесячно приобретать пять пачек сигарет по льготной цене. Теперь военнослужащие южнокорейских ВВС, бросившие курить, получают за каждые три месяца без табака один выходной день.29

Большое влияние на формирование вооруженных сил Южной Кореи оказали США. Структура вооруженных сил, военные уставы, методы подготовки – во всем этом чувствуется влияние американцев. Подчеркнем, что армия в Республике Корея не контрактная, не наемная, а призывная.30


1.3. Роль идеологической составляющей для Корейской Народной Армии

В КНДР историю существования Корейской народной армии отсчитывают от образования Антияпонской народной партизанской армии (АНПА), созданной 25 апреля 1932 года на базе партизанских отрядов корейских коммунистов, боровшихся против японских оккупантов на территории Маньчжурии, где проживало более 1 млн. корейцев, и в северных районах Кореи. Северокорейцы утверждают, что в 1934 году она была преобразована в Корейскую народно-революционную армию (КНРА). Согласно северокорейской историографии, КНРА во взаимодействии с китайскими народно-революционными силами провела на северо-востоке Китая ряд операций против японских оккупантов.31 Одним из командиров КНРА, согласно северокорейской историографии, был Ким Ир Сен. В Северной Корее заявляют, что в 1945 году она участвовала совместно с войсками Советской Армии в боях против «империалистической Японии».32 Безусловно, одними из основных идей, на которых зиждется северокорейское общество, ещё со времён Ким Ир Сена, а то и ранее, являются идеи чучхе (то есть, опоры на собственные силы), и сонгун (превалирующая роль армии в государстве). В последние несколько лет идеология военного социализма получает значительно более широкое распространение и дальнейшее теоретическое развитие. Если раньше речь, как правило, шла лишь о «политике сонгун», то в последнее время в обиход вошли такие новые понятия, как «руководство сонгун», «революция сонгун», «идеология сонгун», и всеобъемлющий термин, характеризующий нынешний период в целом, – «эпоха сонгун». Большинство лозунгов в КНДР теперь начинается со слов «в соответствии с требованиями эпохи сонгун» или «под знаменем политики сонгун». Не так давно статус идей сонгун повысился до «философии сонгун», что означает их приравнивание по значимости к «философии чучхе».33 Обеспечить опережающее развитие военного дела в революции и строительстве нового общества и динамично продвигать вперёд революционное движение в целом, признавая при этом революционную армию главной движущей силой, – такова суть идей Сонгун. Сонгунская политика в КНДР – основной способ ведения политики при социализме, суть которого – считать военное дело важнейшим государственным делом, защитить Родину, революцию и социализм и мощно продвигать вперёд социалистическое строительство в целом, при этом рассматривая Народную Армию как ядро и ведущую силу.34




    1. Военная доктрина армии КНДР

Основу военной доктрины составляет активная оборона. Южнее линии Пхеньян-Вонсан дислоцируются более 60% из общего числа соединений и частей Сухопутных войск, более 40% частей и соединений ВВС и ПВО. Самолёты ВВС базируются в основном на 30 из 70 аэродромов вокруг Пхеньяна. Около 60% корабельного состава размещаются на передовых базах восточного и западного побережья. В южных провинциях вдоль демаркационной линии по 38 параллели протяженностью 250 км, разделяющей КНДР и Республику Корея, оборудована оборона четырех армейских корпусов. В полосе каждого корпуса прорыто по 5-6 туннелей протяжённостью в несколько километров для связи тыловых районов корпусов с зоной демаркационной линии.

При выполнении задачи по превращению территории страны в «неприступную крепость» южные районы страны практически должны образовать сплошную зону заграждений. Основу её составляют многочисленные подземные укрытия, укреплённые районы, районы обороны танковых башен, инженерные заграждения.

Противодесантную оборону восточного побережья КНДР осуществляют три армейских корпуса во взаимодействии с береговыми ракетно-артиллерийскими частями Восточного флота и боевым авиационным командованием ВВС и ПВО, частью сил корпуса пограничных войск; в оперативной глубине имеются два механизированных корпуса. Западное побережье в противодесантной обороне прикрывают четыре армейских корпуса во взаимодействии с береговыми ракетно-артиллерийскими частями Западного флота и двумя боевыми авиационными командованиями, а также частью сил корпуса пограничных войск; в оперативной глубине имеется танковый корпус. Зону Пхеньяна обороняет командование по обороне столицы. Несмотря на то, что китайское руководство, чтобы продемонстрировать недовольство позицией соседа в ядерном вопросе, в 2003 году разместило вдоль границы с Северной Кореей пять дивизий общей численностью около 150 тыс. человек, КНДР держит на севере только части корпуса пограничных войск численностью до 30 тысяч человек.35 Основными составляющими военной доктрины КНДР являются искусство проведения военных операций, заимствованное у русских, тактика развёртывания боевого порядка лёгкой пехоты, инициатором которой являлся Китай, и, самое главное, уроки, извлечённые Северной Кореей в ходе ведения войны 1950-1953 гг. Основой военной доктрины КНДР является идея чучхе (расчёт только на собственные силы). Основные положения этой доктрины:

1. Полное уничтожение (войска противника необходимо разбить на месте, не позволяя им продвигаться дальше).

2. Внезапная атака (это не позволит противнику быстро развернуться в боевой порядок и приведёт к его значительным потерям. Лучше всего внезапной атаке способствует тёмное время суток и плохая погода).

3. Всесторонняя огневая поддержка.

4. Мобильность войск (от скорости их передвижения зависит исход операции).

5. Использование партизанских отрядов.

6. Использование поддержки авиации и флота для проведения наземных операций.

7. Разбить свои силы по эшелонам и продолжать наступление уже в таком виде.

8. Для получения большего преимущества использовать ландшафт.

9. Использовать достоверные данные разведки для правильной организации боевых действий.36

По мнению западных экспертов, основой такой военной доктрины является «мощная диверсионная атака», которой в первую очередь должны подвергнуться Южная Корея и Япония. Это должны были быть ответные незамедлительные действия после нападения на КНДР. Десятки тысяч северокорейских спецназовцев должны были бы организовать и осуществить рейды на территорию противника с целью ликвидации военной, экономической и другой инфраструктуры. Одновременно должна осуществляться высадка подводных диверсантов что, в свою очередь, привело бы к полному хаосу и дезорганизации в рядах противника, к потере им способности управления армии и страной, и преломление всяческого сопротивления.37 Тем не менее, в свете последних событий наблюдаются некоторые изменения в планировании военной доктрины КНДР – Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын заявил, что ядерное оружие его страны должно быть готово к использованию в любой момент. Он приказал военному руководству страны пересмотреть военную доктрину, чтобы быть готовыми нанести превентивный удар, сообщает BBC со ссылкой на Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК). «В сложившейся экстремальной ситуации усиление ядерного потенциала является единственным путем защиты суверенитета нашей страны», – подчеркнул северокорейский лидер. Ранее Совбез ООН принял резолюцию об ужесточении санкций в отношении КНДР в ответ на ядерное испытание, проведенное Пхеньяном в январе 2016 года. В ответ военные Северной Кореи запустили несколько ракет малого радиуса действия, которые упали в Японское море.38 Основой же военной стратегии КНДР является объединение Корейского полуострова под руководством Севера, в течении 30 дней с момента начала открытого вооружённого конфликта. Вторая цель – ведение, непосредственно, обороны Северной Кореи. Для достижения этих обеих целей, необходимо вести войну на два фронта – первый фронт, состоящий из обычных вооружений, будет группироваться у ДМЗ, отражать атаки противника по возможности по всем направлениям. Второй же фронт, предположительно, должен включать в себя силы специального назначения, для организации рейдов в тыл противника.39



Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Профиль «социальная антропология»
11701 -> Магистерской диссертации
11701 -> Дипломатическая поддержка инвестиционной деятельности кредитных и финансовых организаций
11701 -> Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Профиль «Общая социология»
11701 -> Импичменты и парламентская культура в англии первой половины
11701 -> Дуализм современной политики китая в юго-восточной азии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал